ЛИТЕРАТУРА
1. URL: http://www.saycampuslife.com/2008/08/04/congressional-college-oversight-biU-passes/
2. URL: http://www.ed.gov/admins/finaid/accred/accreditation_pg6.html-NationallyRecognized
3. URL: http://www.dl.ed.gov
4. URL: http://www.fafsa.ed.gov/
5. URL: http://www. studentloanfacts.org/NR/rdonlyres/81D7AFB7-FAC8-4F0F-8675-0F71DA0F478F/10746/HouseSenate BudgetVotes04.pd
6. URL: http://studentaid.ed.gov/students/publications/repaying_loans/index.html
А. В. БОЯРОВА
Ангелина Владимировна БОЯРОВА — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончила Томский политехнический университет.
Автор 1 публикации.
Область научной специализации — экономика и управление качеством
^ ^ ^
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ — ПОСТАВЩИКОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ*
Жесткая мировая конкуренция заставляет ведущие автоконцерны двигаться не только по пути технического и дизайнерского совершенства их продукции, но и в области оптимизации управления бизнесом — от разработки прототипов до логистики сбыта. Те же требования, только в меньшем масштабе, предъявляются сегодня и к производителям автокомпонентов.
Взаимодействие производителей с поставщиками всегда критично для качества конечной продукции. Для автомобильной отрасли значение высокого качества комплектующих возводится в степень. «В мире в год выпускается около пятидесяти миллионов автомобилей, конкурентоспособность которых определяется качеством. Чаще всего автомобиль на 75 % состоит из закупаемых компонентов, поэтому качество конечной продукции в автомобилестроении — это всегда совместная задача поставщика и производителя» [4], а высокое качество комплектующих может быть обеспечено только высоким уровнем производства предприятия-поставщика и функционирующей системой менеджмента качества.
ISO/TS 16949:2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для организаций—производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности» [1] — это отраслевой стандарт, разработанный для автомобильной промышленности на основе стандартов ISO 9000. Стандарт был разработан Международной целевой группой автомобильной промышленности (International Automotive Task Force — IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (Japan Automobile Manufacturers Association — JAMA) при поддержке технического комитета международной организации стандартизации ISO/TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества».
ГРНТИ 06.71.09 © А. В. Боярова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук Л. Е. Скрипко.
ISO/TS 16949 устанавливает требования к системам управления качеством на тех предприятиях, которые занимаются проектированием, производством, наладкой и обслуживанием продукции, предназначенной для автомобильной промышленности. Несмотря на то, что процесс разработки и внедрения ISO/TS 16949 базируется на стандарте ISO 9001, он значительно превосходит его по жесткости требований, предъявляемых к опыту, знаниям и навыкам персонала. Кроме дополнительных требований в ISO/TS 16949 также входят специальные руководства по: анализу видов и последствий потенциальных дефектов (на FMEA-процесс); анализу измерительных систем (MSA); процессам одобрения производства автомобильных компонентов (PPAP); планированию качества перспективной продукции и программы управления (APQP&CP); оценке систем качества (QSA); методам статистического управления процессами (SPC).
Применение данных руководств способствует повышению качества на всех этапах жизненного цикла продукции (проектирование, производство, контроль, хранение и эксплуатация) при помощи анализа статистических характеристик, статистического управления процессами, планирования качества, анализа «голоса потребителя», оценки действующей системы менеджмента качества и др.
Реализация проекта по разработке, внедрению и сертификации системы менеджмента в соответствии с требованием стандарта ISO/TS 16949 позволит организациям:
— «повысить стабильность процессов на предприятии и качество поставляемой серийной продукции» [3];
— эффективно применять общепринятые требования международных систем качества к автомобильной индустрии;
— участвовать в тендерах на производство комплектующих изделий как для отечественных, так и для иностранных автопроизводителей и фирменных автосервисов;
— удерживать свою долю рынка, расширяя ее за счет других, не прошедших сертификацию по стандарту ISO/TS 16949, поставщиков;
— оценивать поставщиков с точки зрения соответствия их требованиям стандарту ISO/TS 16949;
— проводить аудиты «третьей стороны», с гарантированной идентичностью требований;
— проводить аудиты в интересах потребителя;
— получить один сертификат соответствия системы менеджмента по признанному во всем мире стандарту ISO/TS 16949:2009, вместо получения сертификатов по каждому из национальных стандартов, так как на сегодняшний день от предприятий — поставщиков автомобильной промышленности заказчики требуют внедрения именно данной спецификации.
Практика внедрения предприятиями и организациями ISO/TS 16949 позволяет выделить следующие группы проблем:
а) организационные: нехватка специалистов на предприятии, а также квалифицированных консультантов в России, способных разработать, помочь в разработке и внедрить необходимые руководства; стандарт наполнен наукоемкими приложениями (SPC и MSA), его внедрение потребует ресурсов, что обусловливает более широкую подготовку и опыт работников; отставание во времени — «поставщики "Форда" и "Дж. Моторс" имеют опыт прохождения многократных инспекционных аудитов, что позволило сформировать у них ответственность в области развития СМК» [2];
б) теоретические: предварительно необходим значительный объем знаний, прежде чем приступать к работе; невозможность использования единых подходов по внедрению стандарта вследствие различной специфики каждого предприятия; отсутствие необходимой примерной теоретической и практической базы внедрения на российских предприятиях;
в) психологические: отсутствие поддержки высшего руководства; «страх» перед началом большого объема работ, не проводившихся ранее;
г) финансовые: большая стоимость сертификации, особенно для предприятий-поставщиков с небольшой численностью; глобальный экономический кризис.
Справиться с разного рода проблемами предприятия пытаются различными способами. Так, чтобы хоть как-то помочь поставщикам, «по инициативе руководства ОАО "КАМАЗ" (Республика Татарстан) совместно с ОАО "ВНИИС" (г. Москва) и "Поволжского центра качества" (г. Казань) предприятиям — поставщикам ОАО "КАМАЗ" было предложено включиться в пилотный проект по внедрению на их предприятиях требований ISO/TS 16949 при поддержке Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан» [6].
Руководство ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» заявило о своих намерениях развивать качество поставок комплектующих изделий для автомобилей ВАЗ по следующим направлениям:
— «отказ от поставщиков, не выполняющих требования к качеству поставок автокомпонентов и не имеющих технической и интеллектуальной возможности осваивать изделия для перспективных автомобилей;
— введение процедуры контролируемых поставок 2-го уровня — это достаточно жесткая процедура, заключающаяся в сдерживании дефектов на предприятии поставщика путем привлечения третьей стороны для проведения 100 %-ного контроля продукции (дополнительно к 100 %-ному контролю со стороны поставщика). Один
из критериев выхода из контролируемых поставок — 0 дефектов на участке приемки продукции третьей стороной;
— развитие систем менеджмента качества. Объектами принудительного контроля создаваемого АВТОВАЗом «Центра сертификации поставщиков» будут организации, не подтверждающие своей способности выполнять требования к качеству поставок (независимо от наличия у них сертифицированных систем качества)» [7].
Это означает, что предприятия, которые закупают автокомпоненты, нередко идут навстречу своим поставщикам, пытаясь помочь в таком сложном деле, как внедрение всех аспектов и руководств, позволяющих предприятию выйти на новый уровень качества своей продукции, в соответствии с ISO/TS 16949.
В России данную техническую спецификацию ISO/TS 16949 внедряют также ОАО «ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «Волжский подшипниковый завод», ОАО «Заволжский моторный завод», ЗАО «Северсталь-метиз», ОАО «Русполимет», ООО «Тубор», ООО «Петропласт» и многие другие. Хотелось бы отметить, что в России процесс освоения ISO/TS 16949 идет более сложным путем, нежели в странах, где данная спецификация применяется уже давно и эффективно (Япония, Германия, США и др.). И в такой ситуации специалистам по качеству предстоит пройти через несколько сложных ступеней, от страха перед большим объемом не известной ранее работы до отсутствия поддержки высшего руководства, которая может выражаться как в организационных, так и в материальных аспектах. Эти сложности обусловлены тем, что Россия только выходит на мировой автомобильный рынок, принимая и разрабатывая на своих предприятиях международные стандарты качества в области автомобилестроения.
При разработке и внедрении спецификации ISO/TS 16949 представители высшего руководства должны создавать условия для внедрения и сертификации данной спецификации, чтобы в итоге разработанная система менеджмента действительно функционировала. Это могут быть и выделение дополнительных ресурсов, и создание необходимой атмосферы на предприятии, обучение и стажировка персонала, и др.
Наиболее применяемыми в мире являются руководства по анализу измерительных систем, анализу видов и последствий потенциальных дефектов, методам статистического управления процессами. В российской действительности большей популярностью пользуется анализ видов и последствий потенциальных дефектов, так как данная методика является универсальной и для спецификации ISO/TS 16949, и для решения общего вида проблем в организации. Сегодня, в довольно сложной экономической ситуации в области автомобилестроения, многим успешным «вчера» организациям необходимо обратить пристальное внимание на ISO/TS 16949, чтобы не потерять свои позиции на рынке «завтра».
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.
2. Диомидов И. Г., Шестаков А. Л. Современные методы управления качеством поставок [Электронный ресурс Качества]. URL: http://quality.eup.ru/DOCUM3/smpkp.html
3. Исаев С. В. Принимайтесь за ISO TS 16949:2002 уже сегодня. [Электронный ресурс Методы менеджмента качества]. URL: http://www. stq.ru/mmq/adetail.php?ID=7691
4. Максаков А. Б. Технологии практического внедрения ISO TS 16949 на предприятиях с действующими и еще разрабатываемыми системами менеджмента качества по ISO 9001 [Электронный ресурс Качества]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY12/practice16949.htm
5. Столов А. С. Система рисков в обеспечении и контроле качества продукции // Известия СПбУЭФ. 2009. № 2. С. 162165.
6. ФисенкоН. В. Разработка и внедрение ISO TS 16949. [Электронный ресурс ОАО «КАМАЗ»]. URL: http://kamaz. net/ru/investor/supplier/ isots16949
7. ЯблоковЕ. А. Качественные системы качества, или: «Зачем козе баян». [Электронный ресурс Качества]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY14/bayan.htm