ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМУ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.А. Сафонова, студент
Тюменский государственный университет
(Россия, г. Тюмень)
Аннотация. В статье автор исследует вопросы внедрения аудита эффективности в систему государственного финансового контроля РФ. Анализируется практика применения аудита эффективности в РФ и зарубежных странах. Выдвигается ряд практических рекомендаций, в число которых входит внедрение аудита эффективности в деятельность органов внутреннего финансового контроля, внесение ряда изменений в действующие правовые акты.
Ключевые слова: финансовый контроль, аудит, эффективность, аудит эффективности, Счетная палата.
Государственный контроль является одним из наиболее важных элементов управления делами государства. Он необходим во многих сферах общественной жизни, в том числе и финансовом секторе, поскольку в нем обращаются не только частные финансы, но и государственные денежные средства.
Особое внимание в сфере государственного финансового контроля обращает на себя организация распределения и расходования государственных денежных средств. Зачастую, старые механизмы оказываются не способными полноценно определить целесообразность использования государственных финансов и уже не могут сдерживать рост правонарушений в данной сфере. Решение подобной проблемы видится во внедрении в систему государственного финансового контроля новых механизмов, позволяющих в полной мере выявлять эффективность расходования государственных средств, например аудита эффективности. Применение аудита эффективности в органах финансового контроля РФ не является распространенным, однако данный механизм детально разработан и успешно применяется во многих развитых зарубежных странах, например в Австрии, Испании, Италии, Польше, Португалии и пр.
Основная проблема внедрения аудита эффективности в систему государственного финансового контроля видится в отсутствии необходимой правовой базы. В первую очередь, необходимо обратить внима-
ние на то, что в российском законодательстве, ни в федеральных законах, ни в подзаконных актах не содержится полноценного легального определения термина «аудит эффективности».
В юридической науке предлагается множество вариантов определения аудита эффективности. В рамках данного исследования будем отталкиваться от того, что понятие «аудит» необходимо воспринимать не как единичное контрольное действие, а как целый комплекс контрольно-аналитических мероприятий. Что касается понятия «эффективность», в нем целесообразно акцентировать внимание на степени достигнутого результата и рассматривать его только как положительную степень результативности.
Таким образом, предлагается дать следующее определение аудиту эффективности - это вид государственного (муниципального) финансового контроля, представляющий собой комплекс мероприятий, проводимых органами внешнего и внутреннего финансового контроля в целях определения степени эффективности использования государственных (муниципальных) средств и (или) использования государственной (муниципальной) собственности при решении поставленных государством и муниципальными образованиями социально-экономических задач и целей.
Порядок осуществления аудита эффективности должен определяется, соответственно, Стандартом финансового контроля
Счетной палаты РФ, стандартами финансового контроля контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Однако существующие проблемы правового регулирования не исчерпываются отсутствием легальной дефиниции. Вопросы повышения качества контрольных мероприятий с использованием аудита эффективности в целом достаточно сложны, и это связано, в первую очередь, с особенностями нормативного регулирования проведения аудита эффективности, а также со множеством вопросов, относящихся к различным областям управления государственными финансами.
Так, на сегодняшний день, проведение аудита эффективности предусмотрено лишь в рамках деятельности Счетной палаты РФ, которая осуществляет внешний аудит эффективности использования денежных средств предприятиями и учреждениями, что видится недостаточным. Думается, что необходимо закрепить в ФЗ от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» полномочия по осуществлению аудита эффективности контрольно-счетными органами субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований. Кроме этого, важную роль, помимо внешнего контроля за исполнением бюджетов РФ, играет внутренний финансовый контроль. Видится, что органы внутреннего контроля, в частности Федеральное казначейство и иные органы исполнительной власти, при проведении контрольных мероприятий в рамках предоставленных полномочий могли бы с успехом применять в своей деятельности методику аудита эффективности. Это позволило бы повысить качество принятия и исполнения этими органами решений в сфере управления государственными финансами, а также способствовало бы по-
вышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.
Другая сложность внедрения аудита эффективности кроется в том, что практика применения аудита эффективности в РФ остается недостаточно развитой. Это обуславливает тот факт, что соответствующие государственные органы не способны полноценно осуществлять необходимые контрольные мероприятия. Решение подобного рода проблем видится в совершенствовании наработанного опыта, применении результатов анализа положительного опыта зарубежных стран в практической деятельности отечественных органов контроля и возможной совместной работе с иностранными специалистами, работающими в сфере осуществления аудита эффективности, как это было сделано в 2004 году в виде эксперимента при активном содействии специалистов Управления генерального аудитора Канады (The Office of the Auditor General). [7]. Помимо прочего, о положительном опыте сотрудничества с иностранными государствами свидетельствует тот факт, что 2013 год был отмечен плодотворным сотрудничеством между высшими органами финансового контроля России и Монголии. Были проведены переговоры о реализации ряда совместных контрольных мероприятий российско-монгольских предприятий, а также об осуществлении аудита эффективности использования и управления долями собственности подобных компаний [8].
Определенную обеспокоенность у специалистов в сфере финансового права также вызывает проблема ограниченности информационного, кадрового и ресурсного обеспечения аудита эффективности, а также уровень профессиональной подготовки самих аудиторов. Так, М.Ю. Ивановым и З.А. Кокаевым отмечается, что морально-этический аспект личности гражданского служащего, осуществляющего аудиторские мероприятия, находится в тесной связи с его профессиональной подготовкой и компетентностью, ввиду чего понимание необходимости и стремление совершенствовать свои навыки - единственно правильный путь профессионального разви-
тия аудитора [9, с. 37]. В свою очередь, К.Ю. Семенова указывает, что сотрудникам отдела контроля и аудита необходимо постоянно оценивать свою работу со стороны, развивать навыки межличностного общения, умение слушать и слышать, понимать точку зрения объекта контроля, управлять конфликтными ситуациями [10, с. 26].
Таким образом, на основе синтеза полученных выводов предлагается, применительно к аудиту эффективности государственных средств, закрепить понятие аудита эффективности и основные положения, характеризующие его проведение в статье 265 БК РФ в следующей редакции: аудит эффективности - вид государственного (муниципального) финансового контроля, представляющий собой комплекс мероприятий, проводимых органами внешнего и внутреннего финансового контроля в целях определения степени эффективности использования государственных (муниципальных) средств и (или) использования государственной (муниципальной) собственности при решении поставленных государством и муниципальными образованиями социально-экономических задач и целей.
Однако совпадение законодательной формулировки данной дефиниции в Бюджетном кодексе РФ и ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» представляется недопустимым, поскольку определение, закрепляемое в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» должно отражать специфику ее деятельности, а понятие, вводимое в Бюджетный кодекс РФ, должно носить обобщенный характер. В связи с этим предлагается ввести в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» ст. 14.1, которая будет содержать понятие аудита эффективности применительно к деятель-
ности Счетной палаты РФ, указание на те объекты, по отношению к которым будет применяться данная методика, критерии, которые подлежат проверке при его проведении и указание на те акты, которые будут устанавливать порядок его осуществления.
Также представляется, необходимым закрепить в ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» полномочия по осуществлению аудита эффективности контрольно-счетными органами субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований, а также полномасштабно внедрить аудит эффективности в деятельность Федерального казначейства и других органов исполнительной власти, осуществляющих внутренний финансовый контроль, поскольку это позволит им корректировать свою деятельность с учетом современных методов работы, повышать качество управления бюджетными ресурсами. Видится, что для подобного внедрения, порядок осуществления аудита эффективности должен быть закреплен нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций. Практика применения аудита эффективности должна быть наработана путем совершенствования механизмов приобретенного опыта в исследуемой сфере аудита, применения результатов анализа положительного опыта зарубежных стран в рамках деятельности отечественных органов контроля и с помощью совместной работы с иностранными специалистами, занятыми в сфере осуществления аудита эффективности.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ: по сост. на 15.02.2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. -Ст. 3823.
2. О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 г. №41-ФЗ: по сост. на 27.10.2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №14. - Ст. 1649.
3. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №30. - С. 42-50.
4. Смородинов В.В. Формирование системы аудита эффективности использования бюджетных средств (экономическое исследование): дисс. ... канд. эконом. наук 08.00.12. -Орел, 2006. - 176 с.
5. Барыкин Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля /Е.А. Барыкин // Реформы и право. - 2008. - №3. - С. 54-69.
6. ISSAI 3000. Introduction. Standards and guidelines for performance auditing based on INTOSAI's Auditing Standards and practical experience [Электронный ресурс] // International Standards of Supreme Audit Institutions [сайт]. - URL: http://www.issai.org/media/13224/issai_3000_e.pdf (дата обращения 28.02.2016).
7. Аудит эффективности - действенный инструмент государственного контроля. [Электронный ресурс] // Информационное агентство новости Федерации [сайт]. - URL: http://regions.ru/news/1523 086 (дата обращения 28.02.2016).
8. Счётная палата и Национальное управление по аудиту Монголии договорились о проведении ряда совместных проверок [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации [сайт]. -URL:http://audit.gov.ru/press_center/news/704?sphrase_id=1758445 (дата обращения 28.02.2016).
9. Иванов М.Ю. Особенности осуществления внутреннего финансового контроля и аудита / М.Ю. Иванов, З А. Кокаев // Бюджет. - 2015. - №6. - С. 36-39.
10. Семенова К.Ю. Организация и совершенствование внутреннего контроля на примере органов Федерального казначейства // Финансы. - 2013. - №11. - С. 25-29.
PROBLEMS OF INTRODUCING OF EFFICIENCY AUDIT IN THE FINANCIAL CONTROL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.A. Safonova, student Tyumen state university (Russia, Tyumen)
Abstract. In the article the author studies the issues of introduction of efficiency audit in the system of state financial control of the Russian Federation. He analyzes the practice of applying efficiency audit in the Russian Federation and foreign countries. The author makes a number of practical recommendations, for example, the introduction of efficiency audit in the activities of internal financial control bodies, the introduction of a number of changes in existing legislation.
Keywords: financial control, audit, efficiency, efficiency audit, Accounts Chamber of the Russian Federation.