DOI: 10.15593/2224-9354/2019.1.13 УДК 316.35-057.875:004
С.Е. Гасумова
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА МОЛОДЕЖЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Представлены результаты опроса студентов четырех факультетов Пермского государственного национального исследовательского университета, проведенного в 2018 году с целью выявления мнения молодых людей о проблемах влияния на них и их ровесников современного информационного пространства. Показана специфика медиапотребления молодежи. Охарактеризовано отношение к сети Интернет и, в частности, к социальным сетям, проблемам информационной безопасности, девальвации духовных ценностей, снижения патриотизма, формирования клипового мышления, а также обозначены некоторые другие черты информационной культуры молодежи. Зафиксировано, какие именно возможности для повышения эффективности своей жизнедеятельности студенты видят в ресурсах сети Интернет и других каналов коммуникаций, как оценивают достоверность распространяющейся в обществе информации, какие угрозы в области манипулирования информацией они идентифицируют для себя и своего социального окружения в информационном пространстве в современных условиях. Выявлены любопытные данные о том, какие практики наиболее ценны для респондентов в контексте их интеллектуального развития и расширения кругозора, причем обучение в вузе оказалось не на первом месте. Получены неожиданные результаты, описывающие мнение молодых людей о блокировке интернет-ресурсов, распространяющих запрещенную законодательством Российской Федерации информацию, о гипотетической возможности авторизации пользователей социальных сетей по паспортным данным. Крайне тревожные показатели зафиксированы в отношении опрошенных студентов к своей стране, национальному достоинству, достижениям в науке и технике. Сделаны некоторые выводы об особенностях восприятия информации молодыми людьми. По результатам опроса предложен ряд рекомендаций по совершенствованию государственной молодежной политики и использующихся в образовательных учреждениях обучающих технологий.
Ключевые слова: информационное пространство, информационное общество, информатизация, молодежь, студенты, медиапотребление.
Информационное пространство - это исторически сформировавшаяся, обеспеченная правовыми гарантиями и средствами, обеспечивающая наибольшую меру доступности для потребителя форма скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, аккумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей [1]. В науке сегодня используются два подхода к изучению информационного пространства: технический и гуманитарный. В контексте на-
© Гасумова С.Е., 2019
Гасумова Светлана Евгеньевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии и кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», эксперт Федерального УМО по УГСН «Социология и социальная работа», руководитель международного обучающего и исследовательского проекта «Эффективная поддержка молодежи, утратившей значимые социальные связи» (Training and Research Project «Effective Support for Young People in Displacement») 2016-2-UK01-KA107-035007 по гранту программы ЕС «Эразмус+», e-mail: svetagasumova@ya.ru.
стоящего исследования нас интересует, прежде всего, гуманитарный подход, который предполагает рассмотрение информационного пространства как совокупности знаний и информации, формирующейся и постоянно изменяющейся в процессе эволюции общества [2, с. 142].
Характеризуя современное информационное пространство [3], необходимо акцентировать внимание на медиапространстве. Оно, как справедливо отмечает А. С. Коповой, оказывает унифицирующее воздействие на сознание носителей локальных этнокультур и традиционных моделей миропонимания. Постоянно подпитываясь синергетическим взаимодействием миллионов «агентов влияния», оно легко придает частному формат всеобщего и за считанные часы превращает события, имеющие локальное значение, в события глобального масштаба [4, с. 99].
Анализу предметного поля влияния на молодежь информационного пространства в последние годы посвящается все больше исследований. Например, особенности социализации молодежи в условиях информационного общества описываются В.Н. Стегнием [5], А.А. Лисенковой [6], М.И. Первушкиным, Е.С. Юдиной [7], Л.Д. Козыревой, С.А. Зверьковой [8]. Специфику медиапот-ребления молодежи рассматривают А.И. Ацута [9], К.И. Савова, Д.Г. Горин [10], Д.В. Дунас, А.В. Толоконникова, Т.С. Черевко [11], А.Ю. Шакирова [12] и др. Проблемы обеспечения информационной безопасности молодых людей представлены в исследованиях И.В. Солонько [13], К.С. Струковой [14], Н.В. Гавриловой, Н.С. Гавриловой, Ж.Б. Есмурзаевой [15], А.А. Аксеновой [16]. Возможности оптимизации целенаправленного влияния на сознание молодежи через СМИ в рамках государственной молодежной политики и общественной деятельности рассматриваются в работах С.Г. Ивченкова, А.А. Кошелева [17], М.Н. Бычковой, Г.А. Окушовой [18] и др. Любопытные результаты изучения популярных среди молодежи коммуникативных каналов изложены в статьях Е.Н. Карповой [19], Т.А. Арташкиной, В.А. Киселевой [20].
В научной литературе можно встретить немало тревожных оценок того, каким образом современное информационное пространство влияет на молодежь. Принято считать, что молодые люди в силу юношеского максимализма и отсутствия жизненного опыта - одна из наиболее подверженных манипулированию с помощью дезинформации социальных групп, и это грозит в перспективе тяжелыми негативными социальными последствиями для общества.
Нам показалось интересным выяснить, что сами молодые люди думают о том, каким именно образом потребляемая ими информация влияет на их сознание, мышление, поведение, смысложизненные ориентации. Для этого в 2018 году нами было осуществлено эмпирическое исследование на базе Пермского государственного национального исследовательского университета. Для начала была проведена фокус-группа с участием студентов 4-го курса механико-математического факультета (18 человек) с целью формулирования
гипотетических проблем влияния информационного пространства на молодежь. В результате были выделены следующие проблемы: 1) дезинформирование, целенаправленное манипулирование сознанием молодежи в корыстных или политических целях; 2) массовое распространение клипового мышления; 3) зависимость от социальных сетей; 4) виртуализация жизни молодежи; 5) сужение кругозора за счет подбора информации; 6) отсутствие критического мышления; 7) информационная перегруженность; 8) девальвация духовных ценностей; 9) низкая эффективность государственной политики по обеспечению безопасности молодежи в информационном пространстве; 10) снижение патриотизма и формирование презрительного отношения к России.
Далее для выявления актуальности и остроты обозначенных проблем была разработана анкета и опрошены 148 человек, обучающихся на юридическом, философско-социологическом, механико-математическом и филологическом факультетах, в возрасте 18-30 лет.
Опрос показал, что в качестве источников получения информации в процессе своей жизнедеятельности респонденты используют в основном Интернет и книги. Абсолютное большинство никогда не слушают радио, больше половины не читают газеты и журналы, половина респондентов не смотрят телевидение. В Интернете молодые люди чаще всего просматривают развлекательный контент (фильмы, картинки, мемы, истории из жизни) и ленту в социальных сетях.
Становиться более эрудированными и разносторонними молодым людям помогает, прежде всего, общение с умными людьми (безоговорочно на первом месте), учеба в университете и чтение книг и журналов. Интернет-сайты с информативным содержанием и ленты в социальных сетях - здесь аутсайдеры. Большинство студентов (60 %) оказались убеждены в том, что «...интернет-пространство само по себе не влияет на то, какой именно контент человек будет потреблять. Каждый лично несет ответственность, соглашаться на просмотр "трендовых" каналов или искать полезную информацию».
Более того, молодые люди видят и массу достоинств в Интернете, считая, что он:
• «раскрепощает человека» (согласны 70,7 %);
• «создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою; они самоорганизуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества» (согласны 67,1 %);
• «помогает человеку избавиться от внутренних конфликтов из-за невозможности их решения в рамках традиционных социальных институтов -семьи, образования, церкви и др.» (согласны 56,8 %).
По наблюдениям 80 % респондентов, пользование каналами коммуникаций (Интернет, телевидение) приносит реальную пользу в жизни многим их знакомым.
Абсолютно все опрошенные студенты зарегистрированы в социальных сетях. Чаще всего они размещают там репосты полезной для них и их друзей информации (1-е место), развлекательную информацию (2-е место), хронику событий своего дня (3-е место), информацию о важных общественно-политических событиях и поздравления с праздниками (4-е место). Большинство отрицают свою зависимость от социальных сетей. Лишь 29,3 % признаются, что сразу просматривают уведомления, даже если сильно заняты. Почти половина (45,2 %) убеждены, что «лайки» для них ничего не значат; только для 18,5 % это «мерило популярности».
Проанализируем восприятие молодыми людьми проблем информационной безопасности личности. Абсолютное большинство опрошенных (87,8 %) заявили, что знают примеры манипуляции общественным сознанием в корыстных или политических целях в информационной среде. У 63,3 % респондентов среди родственников, друзей, знакомых есть подвергшиеся влиянию такой манипуляции. Однако на вопрос «Как Вы считаете, легко ли Вам навязать "нужное" мнение путем воздействия через информационное пространство?» 68,2 % студентов ответили отрицательно. Они уверены, что сами жертвой манипуляции не станут, в отличие от своего социального окружения.
Для обеспечения информационной безопасности в обществе большинство респондентов (86,5 %) предложили обучать население ее основам. Любопытно, что больше половины (54,7 %) молодых людей оказались убеждены, что нужно блокировать ресурсы, распространяющие запрещенную законодательством РФ информацию. Зачастую считается, что молодежи не хватает гражданской ответственности, она нигилистически настроена, поддерживает абсолютную свободу информации и осуждает действия Роскомнадзора. Очевидно, что это не совсем так: студенты осознают необходимость санкцион-ных действий со стороны государства в информационном пространстве. Более того, 12,2 % опрошенных (а это каждый восьмой) вообще поддерживают доступ к социальным сетям по паспортным данным. Кроме того, 35 % опрошенных заявили, что за репост информации, распространение которой запрещено законодательством РФ, должна быть уголовная ответственность.
Сегодня информационные войны и информационная экспансия недружественных стран становятся нормой, в российское информационное пространство попадает масса вбросов информации, принижающей достоинство россиян, дискредитирующей государство и демонизирующей российское общество. Безусловно, индикатором таких эффектов может служить измерение патриотического настроения молодежи как своего рода результата потребления подобной информации. Поэтому один из вопросов был о том, чем гордятся молодые люди как граждане России. Результаты оказались неутешительными. Почти каждый десятый (9,5 %) вообще ничем не гордится. Принадлежностью к нации гордятся всего лишь 14,3 % опрошенных. Мы
расцениваем это как крайне тревожные показатели. Среди опрошенных, тем не менее, большинство все же гордятся культурным и интеллектуальным наследием (60,5 %) и природными богатствами страны (57,1 %). Менее половины гордятся победой в Великой Отечественной войне (48,3 %), историей государства (46,9 %), достижениями в науке и технике (32,7 %).
Молодежь, как оказалось, обеспокоена проблемой девальвации духовных ценностей под влиянием информационного пространства (71,3% респондентов). Хотя 28,7 % (более чем каждый четвертый) настроены оптимистично и верят, что ценности трансформируются, наоборот, в лучшую сторону.
Больше половины опрошенных (67,3 %) считают, что у большей части современной молодежи слабо развито критическое мышление. Почти все (91,1 %) респонденты указали, что среди их сверстников есть люди, с легкостью доверяющие любой информации из Интернета; 98 % респондентов замечают в Интернете ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений; 77,6 % перепроверяют опубликованные в Интернете факты. Среди тех, кто этого не делает, большинство признались, что им попросту лень этим заниматься. Важно, что 57,1 % студентов все же в целом доверяют новостям из Интернета и 84,4 % делятся ими с близкими.
Молодые люди также несколько встревожены проблемой формирования у молодежи клипового мышления, 61 % опрошенных считают ее острой, 43,8 % отмечают, что для большинства их знакомых характерно такое мышление. При этом более половины убеждены, что клиповое мышление - это всего лишь такой «способ мозга адаптироваться к современной информационной среде», т.е. его формирование неизбежно у нового поколения.
Отвечая на вопрос «В каком формате удобнее всего воспринимать информацию Вашим сверстникам?», респонденты на 1-е место поставили, конечно же, видео, на 2-е - текст с картинками и на 3-м месте предсказуемо оказался четко сформулированный текст. Следовательно, именно с помощью аудиовизуальных информационных технологий сегодня эффективнее всего донести любую информацию до молодежи. Исходя из этого, современная система образования должна постепенно перестроить учебный процесс, внедрив в него использование как можно большего объема видеоматериалов.
На вопрос о том, какой становится молодежь под влиянием информационного пространства сегодня, самым популярным был ответ «легко манипу-лируемой, не имеющей своего мнения» (47,3 % респондентов).
Таким образом, проведенное исследование показало, что молодежь сегодня в качестве проблем влияния на них информационного пространства выделяет дезинформирование и попытки манипулирования их сознанием и поведением в корыстных или политических целях, незащищенность в информационной среде, неразвитость критического мышления и распространение клипового сознания, девальвацию духовных ценностей и снижение патриотизма.
Список литературы
1. Каткова М.В. Понятие «информационное пространство» в современной социальной философии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - Вып. 2. - С. 23-26.
2. Добровольская И.А. Понятие «информационное пространство: различные подходы к его изучению и особенности // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. - 2014. - № 4. - С. 140-146.
3. Гасумова С.Е. Формирование единого информационного пространства в социальной сфере России: обзор практики // European Social Science Journal. - 2013. - № 8-1. - С. 534-542.
4. Коповой А.С. Перспективы и динамика развития современного информационного пространства // Пензенский психологический вестник. -2014. - № 2 (3). - С. 95-105.
5. Культура в информационно-инновационном обществе: моногр. / под общ. ред. проф. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 497 с.
6. Лисенкова А.А. Проблемы идентичности в медиасообществах // Вопросы культурологии. - 2016. - № 7. - С. 28-31.
7. Первушкин М.И., Юдина Е.С. Эра киберсоциализации: роль Интернета в социализации современной молодежи // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 237-240.
8. Козырева Л.Д., Зверькова С.А. Трансформация социальных связей молодежи в информационном обществе // Социодинамика. - 2017. - № 4. -С.94-104.
9. Ацута А.И. Медиапотребление и медиатворчество: к вопросу об эффективной киберсоциализации молодежи // Знак: проблемное поле медиаоб-разования. - 2017. - № 1 (23). - С. 18-23.
10. Савова К.И., Горин Д.Г. Медиапотребление в современной России: особенности молодежи // Проблемы и приоритетные направления развития современных политических и социальных процессов: сб. материалов науч.-практ. конф. - М., 2017. - С. 180-187.
11. Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2017. - № 5. - С. 30-50.
12. Шакирова А.Ю. Информационно-культурное пространство в формировании ценностей современной сельской молодежи // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. / Казан. (Приволжский) фед. ун-т. - Казань, 2016. -С. 223-229.
13. Солонько И.В. Организация деятельности по противодействию терроризму и профилактике распространения идеологии экстремизма в вузах 2015 года // Обзор. НЦПТИ. - 2015. - № 7. - С. 46-49.
14. Струкова К.С. Процесс социализации молодежи в условиях распространения информационных рисков // Стратегии будущего в меняющемся мире: вопросы, ответы и ответственность: материалы XXIII Социологических чтений РГСУ. - М., 2018. - С. 271-275.
15. Гаврилова Н.В., Есмурзаева Ж.Б., Гаврилова Н.С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № 3. - С. 41-45.
16. Аксенова А.А. Противодействие идеологии терроризма среди молодежи в сети Интернет // Risks and safety in rapidly changing world: materials of the VI international scientific conference. - Прага, 2018. - С. 32-35.
17. Ивченков С.Г., Кошелев А.А. Роль пресс-службы в процессе взаимодействия власти и СМИ по вопросам информационного обеспечения молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 1 (45). - С. 99-107.
18. Бычкова М.Н., Окушова Г.А. Коммуникативное пространство Интернета и молодежь: от «клипового» сознания до добровольческих комьюнити // Connect-Universum-2012: Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи: междисциплинарный подход: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. интернет-конф. / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. - Томск, 2012. - С. 20-23.
19. Карпова Е.Н. Популярные СМИ и СМК в подростково-молодежной среде и их влияние: кросс-культурный анализ // Социодинамика. - 2018. -№ 6. - С. 35-42.
20. Арташкина Т.А., Киселева В.А. Специфика информационного продукта социальной сети Instagram (Инстаграм) // Философия образования. -2016. - № 5 (68). - С. 41-58.
References
1. Katkova M.V. Poniatie "informatsionnoe prostranstvo" v sovremennoi sotsial'noi filosofii [The concept of "information space" in modern social philosophy]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, 2008, iss. 2, pp. 23-26.
2. Dobrovol'skaia I.A. Poniatie "informatsionnoe prostranstvo: razlichnye podkhody k ego izucheniiu i osobennosti [The concept of "information space": Different approaches to its study and features]. Vestnik RUDN. Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2014, no. 4, pp. 140-146.
3. Gasumova S.E. Formirovanie edinogo informatsionnogo prostranstva v sotsial'noi sfere Rossii: obzor praktiki [Formation of a unified information space in
the social sphere of Russia: An Overview of practice]. European Social Science Journal, 2013, no. 8-1, pp. 534-542.
4. Kopovoi A.S. Perspektivy i dinamika razvitiia sovremennogo informatsionnogo prostranstva [The perspectives and dynamics of the development of modern information space]. Penzenskii psikhologicheskii vestnik, 2014, no. 2 (3), pp. 95-105.
5. Kul'tura v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Culture in the information and communication society]. Ed. V.N. Stegniy. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2017, 497 p.
6. Lisenkova A.A. Problemy identichnosti v mediasoobshchestvakh [Identity-related issues in media communities]. Voprosy kul'turologii, 2016, no. 7, pp. 28-31.
7. Pervushkin M.I., Iudina E.S. Era kibersotsializatsii: rol' Interneta v sotsializatsii sovremennoi molodezhi [Era cybersocialization: Internet role in socialization of modern youth]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve, 2013, no. 2 (6), pp. 237-240.
8. Kozyreva L.D., Zver'kova S.A. Transformatsiia sotsial'nykh sviazei molodezhi v informatsionnom obshchestve [Transformation of the social relations of young people in the information society]. Sotsiodinamika, 2017, no. 4, pp.94-104.
9. Atsuta A.I. Mediapotreblenie i mediatvorchestvo: k voprosu ob effektivnoi kibersotsializatsii molodezhi [Media consumption and media creativity: On the question of effective cyber socialization of youth]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia, 2017, no. 1 (23), pp. 18-23.
10. Savova K.I., Gorin D.G. Mediapotreblenie v sovremennoi Rossii: osobennosti molodezhi [Media consumption in modern Russia: Features of youth]. Problemy i prioritetnye napravleniya razvitiya sovremennyh politicheskih i social'nyh processov. Proceedings of Sci.-Pract. Conf., Moscow, 2017, pp. 180-187.
11. Dunas D.V., Tolokonnikova A.V., Cherevko T.S. Aktual'nye kontseptual'nye podkhody k rassmotreniiu protsessa mediapotrebleniia onlain-novostei molodezh'iu [Current conceptual approaches to the consideration of the process of media consumption of online news by young people]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika. Moscow, 2017, no. 5, pp. 30-50.
12. Shakirova A.Iu. Informatsionno-kul'turnoe prostranstvo v formirovanii tsennostei sovremennoi sel'skoi molodezhi [Information and cultural space in the formation of values of modern rural youth]. Gumanizaciya informacionnogo prostranstva v kontekste dialoga kul'tur. Proceedings of Int. Sci.-Pract. Conf. Kazan, Kazan (Volga Region) Federal University, 2016, pp. 223-229.
13. Solon'ko I.V. Organizatsiia deiatel'nosti po protivodeistviiu terrorizmu i profilaktike rasprostraneniia ideologii ekstremizma v vuzakh 2015 goda [Organization of activities to counteract terrorism and prevent the spread of extremist ideology in universities in 2015]. Obzor. NTsPTI, 2015, no. 7, pp. 46-49.
14. Strukova K.S. Protsess sotsializatsii molodezhi v usloviiakh rasprostraneniia informatsionnykh riskov [The process of socialization of young people in the spread of information risks]. XXIII Sotsiologicheskie chteniia RGSU. Strategii budushchego v meniaiushchemsia mire: voprosy, otvety i otvetstvennost'. Conf. Proceedings. Moscow, Russian State Social University, 2018, pp. 271-275.
15. Gavrilova N.V., Esmurzaeva Zh.B., Gavrilova N.S. Elektronnoe obuchenie i nekotorye voprosy sotsial'no-psikhologicheskoi bezopasnosti [E-learning and some issues of socio-psychological security]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2015, no. 3, pp. 41-45.
16. Aksenova A.A. Protivodeistvie ideologii terrorizma sredi molodezhi v seti Internet [The opposition to the ideology of terrorism among young people on the Internet]. Risks and safety in rapidly changing world. Proceedings of VI Int. Sci. Conf. Prague, 2018, pp. 32-35.
17. Ivchenkov S.G., Koshelev A.A. Rol' press-sluzhby v protsesse vzaimodeistviia vlasti i SMI po voprosam informatsionnogo obespecheniia molodezhi [The role of the press service in the process of interaction between the authorities and mass media on information support for young people]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki, 2018, no. 1 (45), pp. 99-107.
18. Bychkova M.N., Okushova G.A. Kommunikativnoe prostranstvo Interneta i molodezh': ot "klipovogo" soznaniia do dobrovol'cheskikh kom'iuniti [Communicative space of the Internet and young people: From the "clip" consciousness to the volunteer community]. Connect-Universum-2012: Vliianie novykh media na soznanie i povedenie molodezhi: mezhdistsiplinarnyi podkhod. Proceedings of IV Int. Sci.-Pract. Internet-Conf. Ed. Kuzheleva-Sagan I.P. Tomsk, 2012, pp. 20-23.
19. Karpova E.N. Populiarnye SMI i SMK v podrostkovo-molodezhnoi srede i ikh vliianie: kross-kul'turnyi analiz [Popular massmedia and QMS in the adolescent-youth environment and their influence: Cross-cultural analysis]. Sotsiodinamika, 2018, no. 6, pp. 35-42.
20. Artashkina T.A., Kiseleva V.A. Spetsifika informatsionnogo produkta sotsial'noi seti Instagram (Instagramm) [Specificity of the information product of the social network Instagram]. Filosofiia obrazovaniia, 2016, no. 5 (68), pp. 41-58.
Оригинальность 93 %
Получено 19.10.2018 Принято 16.11.2018 Опубликовано 03.04.2019
S.E. Gasumova
IMPACT OF INFORMATION SPACE ON YOUNG PEOPLE THROUGH THE EYES OF STUDENTS
The paper outlines the results of a survey of students of four faculties of the Perm State National Research University conducted in 2018 to identify the views of young people on the problems of the modern information space influencing them and their peers. The specifics of the media consumption by young people are shown. The attitude to the Internet and, in particular, to social networks, problems of information security, devaluation of spiritual values, reduction of patriotism, formation of clip thinking, as well as some other features of information culture of young people are described. It has been recorded what kind of opportunities students see in the Internet and other communication channels to increase their efficiency, how they assess the reliability of information spreading within society, and what threats in the field of information manipulation they identify for themselves and their social environment in the information space in modern conditions. Notable data regarding what practices are most valuable for the respondents in the context of their intellectual development and broadening their horizons have been identified, education at the university being not at the first place. The unexpected results were obtained describing the opinion of young people about blocking Internet resources that disseminate information prohibited by the legislation of the Russian Federation and about the hypothetical possibility of authorizing social network users with passport data. Extremely alarming indicators were recorded in relation to the interviewed students' attitudes to their country, national dignity, achievements in science and technology. Some conclusions were drawn about the peculiarities of information perception by young people. According to the results of the survey, a number of recommendations on improvement of the state youth policy and educational technologies used in educational institutions are offered.
Keywords: information space, information society, informatization, youth, students, media consumption.
Svetlana E. Gasumova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Conflict Studies, Department of Information Technology, Perm State National Research University, Expert of Federal Educational Methodical Association for Sociology and Social Work; Project Manager of Training and Research Project "Effective Support for Young People in Displacement", Erasmus+ grant no. 2016-2-UK01-KA107-035007, e-mail: svetagasumova@ya.ru.
Received 19.10.2018 Accepted 16.11.2018 Published 03.04.2019