такое ее понимание, как духовное просветление".
Так, например, в религиях встречается просветление как путь к совершенствованию физическому и духовному, о чем размышляет в своей статье П.С. Быргазов. Автор отмечает: "каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком" [6,57].
В буддизме просветлением считается прохождение восьмеричного пути и как итог достижения нирваны или другими словами просветления человека.
Просветление светской направленности происходит путем самопознания, самосовершенствования, повышения уровня своего образования и воспитания в результате, которого человек дифференцирует, что есть добро, а что зло, становится лучше, пытаясь сеять вокруг добро, стремиться к лучшему, сам становясь лучше.
Духовность, какой бы она не являлась, направлена в своей сущности на возвышение человека над природой в своих мыслях и действиях. Она - тот толчок, который заставляет человека, вступившего на путь духовности, самосовершенствоваться путем правильного поведения, бережного отношения к ближнему, правильной речи и т.д.
Поводя итоги духовности светской и религиозной, выделим, что она находит свои тождества в культуре, морали, нравственности, воспитании, образовании, познании, гуманизме, просвещении и просветление.
Литература:
1. Алиханова 3-Б.Т. Онтология духовности : дис. ... магистра философии. - Махачкала, 2014. - С. 23.
2. Алиханова 3-Б.Т. Содержание и форма духовности человека // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 300.
3. Билалов М.И. К становлению дагестанской философии // Гуманитарий юга России. - 2014. - С. 73.
4. Билалов М.И. Философия в обществознании. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Махачкала : ДГУ, 2013. - С.122.
5. Григорьев А.Ф., Близниченко М.В., Острикова И.Н. Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? // Kant. - 2013. - № 1 (7). - С.128.
6. Быргазов П.С. Духовность как религиозный феномен // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №2(9). - С. 57.
7. Гуманизм и религия. [Электронный ресурс] URL: http://www.humanism.ru/ph27.htm (дата обращения 20.08.2016).
8. Кайдалов В.А. О философском понимании духовности // Школа и пути духовно-нравственного совершенствования человека / Материалы научно-педагогической конференции (26-29 июня 1998 г.). - Пермь, 1999. - С. 158.
9. Кондрашин И. Духовность светская как высшая стадия духовности религиозной. [Электронный ресурс] URL: http://www.ateism.ru/article.htm?no= 2015 (дата обращения 25.08.2016).
10. Кудишина A.A. Гуманизм - феномен современной культуры. [Электронный ресурс] URL: http:// www.humanism.ru/gumanizm-fenomen-sovremennoie-kultury/ (дата обращения 8.08.2016). П.Курбанов М.Г. Парадоксы в познании человека и человечности // Научный мир. - 2011. - № 3 (20).-С. 23.
12.Митасов С.А. Духовность как основа культу-ротворчества. [Электронный ресурс] URL: conf.sfu-kras.ru>sites/mn2011/thesis/s5/s5_42.pdf (дата обращения 18.08.2016).
13.Пичко H.С. Духовность и религия: культурологический аспект // Наука и современность - 2011. -№11. -С. 114.
14.Саркарова H.A. Арабо-мусульманское образование в Дагестане и духовность // Исламоведе-ние. -2012. -№2-С. 82.
15. Сергеев К.А., Светлов Р.В. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении // Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. - СПб., -1998.-С. 28.
16.Спербер О.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности // Kant. - 2014. - № 1(10). - С. 29.
17.Суетин С. И. "Духовность" человека в религиозном и светском понимании. [Электронный ресурс] URL: www.gazetaprotestant.ru (дата обращения 20.08.2016).
18. Шадриков В.Д. Происхождение человечности : учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М. : Логос, - 2004. - С. 129.
СО
1-Н
О си
-О Q-Ш CK b-X
L|J
u
о eu
m
i
67
PROBLEMS OF ENTERING THE NORTH-CAUCASIAN PEOPLES INTO A SINGLE EDUCA TIONAL SPACE
Bilalov Mustafa Isaevich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Professor of UNESCO, Chair of Ontology and
Theory of Knowledge, Dagestan State University, Makhachkala
The article discusses challenges to the formation of a single Russian educational space and the entry of Russia and its regions in the world educational space from the perspective of the peculiarities of the spiritual life of the Russian ethnic groups, it is shown that the integration of education in the integrity involved both internal factors of education and external. Cultural globalization enters the education sector, contributing to the formation of uniform world educational space, the integration of national educational systems, although quite contradictory. Analyzed
cultural preconditions of formation of a single educational space in the region of the North Caucasus and Dagestan, their subsequent entry into the world educational space.
Keywords: educational space; spiritual life; rationality; ethnic groups; multicultural region; globalization.
УДК 137.39 ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ
В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
©БилаловМ.И., 2016 В статье рассматриваются проблемы, препятствующие становлению единого
российского образовательного пространства и вхождению России и ее регионов в мировое образовательное пространство под углом зрения особенностей духовной жизни российских этносов. Показано, что в интеграции образования в целостность участвуют как внутренние факторы образования, так и внешние. Культурная глобализация проникает в образовательную сферу, способствуя формированию единого мирового образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем, хотя и достаточно противоречиво. Проанализированы культурные предпосылки становления единого образовательного пространства в регионе Северного Кавказа и Дагестана, их последующее вхождение в мировое образовательное пространство. Ключевые слова: образовательное пространство; духовная жизнь; рациональность; этносы; поликультурный регион; глобализация.
БИЛАЛОВ Мустафа Исаевич, доктор философских наук, профессор, профессор ЮНЕСКО, кафедра Онтологии и теории познания, Дагестанский государственный университет, Махачкала
В постсоветской России возникли кризисные явления, связанные со сменой ценностей и идеалов в экономике, политике, культуре и образовании. Как следствие, не прекращаются всевозможные реформы в этих сферах общества, в особенности, они оказались просто затяжными и не особо продуктивными в сфере образования и науки. Радикальные изменения имеют благую цель - превратить эти области культуры в равноправные элементы соответствующего мирового пространства, превратить их в эффективные факторы вывода России в авангард продвинутых стран современной цивилизации. Еще более важной предстает задача сохранения единства российских народов и территорий, русского языка как языка государственного и межнационального общения, общей духовной жизни, российского самосознания, что проблематично без единого образовательного пространства страны.
В настоящей статье рассматриваются проблемы, препятствующие становлению единого российского образовательного пространства и вхождению России и ее регионов в мировое образовательное пространство, под углом зрения особенностей духовной жизни российских этносов. Ведь "если мы желаем создать систему образования, нацеленную на инновационный поиск нестандартных решений в производственной, финансовой, торговой и иной сфере общественной деятельности, то столь же важно найти адекватную этой системе форму идейно-духовного содержания" [10, 265-271]. Иначе, как правильно подмечено, снижение роли такого традиционного института общества, как образование, создает реальный риск дезинтеграции общества [6,74-76]. Поиск адекватной идейно-духовной основы образования в данной работе осуществляется анализом специфических черт северокавказского духа. Автор устанавливает истоки проблем вхождения данного региона в более емкие образовательные пространства в преобладании нерационального и иррационального, специфической этнической и религиозной мен-тальности, вне научного и ценностного, принципов авторитаризма и т.п. в духовной жизни этносов региона.
Учет этих обстоятельств в бесконечных реформах в образовании последних десятилетий в России мог бы консолидировать научно-педагогическое сообщество и руководителей образования в дости-
жении приемлемых для всех регионов подходов к образовательному процессу, выбору их современных систем, методологических и методических подходов. На том же Северном Кавказе, даже в среде светских образовательных систем соседствуют самые невероятные педагогические принципы и формы школьного и вузовского обучения и воспитания.
Заметим, что в интеграции образования в целостность участвуют как внутренние факторы образования, так и внешние. В поисках вселенского подхода на воспитание и обучение человека философия образования акцентирует внимание на эталонах, принципах, процедурах, методиках, практиках и т.п. элементах внутренней структуры образования, инвариантных на всем его протяжении и продуцирующих все его разнообразие. Становление единого образовательного пространства в современном мире происходит противоречиво, в столкновении интеграционных и дезин-теграционных процессов в педагогике. В ней заметное место занимает дифференциация -тенденция к разнообразию и множению конкретных теорий и практик обучения. Скажем, в той же высшей школе образование наилучшим образом выполняет свои функции, "если исследование, преподавание и обучение, а также по возможности другие виды деятельности все более диверсифицируются как по горизонтали, так и по вертикали" [11,14-38]. В то же время, по мнению немецкого профессора, это обстоятельство препятствует межвузовскому сотрудничеству в международной сфере, глобализации и интернационализации высшего образования. Даже наиболее привлекательные и традиционные в мире модели образования - английская, французская, немецкая, американская, российская - также расходятся по своим структурным элементам. Дезинтеграци-онными являются также противоречия между средним и высшим образованием, школьным и внешкольным воспитанием, субъектом и объектом педагогической деятельности и интенсивное развитие наряду с инновационными светскими системами религиозного, эзотерического и т.п. образования. Не способствуют интегративным тенденциям образования и деградирующие его резкое снижение качества, подростковая преступность, непрестижность педагогической профессии и т.п.
Однако на формирование образовательного пространства (мира, регионов) влияет не только внутренняя логика развития образования, выявление и реализация его фундаментальных целей и идеалов, но и господствую-
щие в мировой культуре тенденции [5, 318319]. Культурная глобализация проникает в образовательную сферу, способствуя формированию единого мирового образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем, хотя и достаточно противоречиво.
Эта тенденция во многих регионах, в том числе и на Кавказе, имеет многовековые корни. Северокавказский дух исторически обогащен своеобразным диалогом культур, который усилился в условиях глобализации, и предполагает и географически, и демографически интеграцию образовательных пространств народов в единое мировое образовательное пространство. С северокавказскими народами процесс этот сопряжен с их исламизацией. Так, тысяча триста лет назад, переселенные в Дербент и его окрестности из Мосула (Сирия) 24 тыс. семей и прибывавшие в последующие века арабские миссионеры, привезли из Сирии, Египта, Азербайджана, Ирана, Средней Азии и других регионов Арабского Халифата значительное число сочинений по грамматике арабского языка, суфизму, мусульманскому праву, логике, этике, эстетике... [8]. И без поликонфессионального фактора одной из примечательных особенностей кавказского духа является его мозаичное богатство. Оказавшись на пересечении Востока и Запада, Севера и Юга, христианства, мусульманства и буддизма, он впитал в себя ценности многих цивилизаций и культур. Кавказец не противостоит им, наоборот, он восприимчив к ним.
Впоследствии, приобщаясь к европейской, русской и советской культуре в последние 300 лет, национальный ум кавказцев выработал способность впитать в себя многие современные черты научного ума, идущего от европейской культуры - сообразительность и гибкость, целеустремленность и уклончивость, деловитость и энергичность, сдержанность и способность адекватно оценивать ситуацию, любовь к порядку и умственной деятельности, некатегоричность и терпимость к чужому мнению, чуткость к намекам и недомолвкам, склонность к недосказанности и т.п. Противоположные элементы познавательной культуры и творческого ума формирует Восток. Интеллектуальной элите этих народов присущи психологизм мышления, доверие интуиции, осторожность в отношении новаций и приверженность устойчивым познавательным схемам и т.п., которые если и не эффективны в эвристическом плане, то предостерегают от поспешных выводов, от излишней напористости и пагубных
со
г-н
о си
-О Q-LQ СК
ь-X ш
о о
CU
со
S
69
последствий рационализма и сциентизма, от которых не застрахован даже поднаторевший в науке европеец. Незаурядные в творческом отношении представители кавказских народов имеют безусловное преимущество перед его мощным, но все же однообразным стилем мышления. В то же время можно утверждать, что их умственная и познавательная культура, если даже впитавшая в себя эталоны и приемы европейского мышления, остается глубоко национальной.
Слабость европейского научного ума, как это не звучит парадоксально, - в одностороннем выпячивании его достоинств и характеристик, составляющих его силу, которая дискредитировала себя классическим рационализмом и сциентизмом и их последствиями - всевозможными глобальными проблемами современности. На это издавна обращалось внимание, и не только в высказываниях мудрых на Востоке. Но и лучшие умы Запада - Ницше, Хайдеггер, Фуко, Генон, Делез, Деррида и др., уловившие это обстоятельство, подвергли сокрушительной критике не только метафизически односторонние (эклектические, софистические, детерминистские и т.п.), но и диалектические, вероятностные, кибернетические стили мышления, долгое время и весьма эффективно обслуживавшие европейскую науку и культуру [4].
На пользу северокавказской и российской познавательной культуре обернулись и новейшие тенденции науки. Современная, пост-неклассическая научная рациональность делает ставку на синтез рационального и иррационального, естественнонаучного и со-циогуманитарного, научного и вненаучного, когнитивного и ценностного и т.п., который предполагает востребованность всего богатства человеческого духа с его расовыми, религиозными, этническими и т.п. разновидностями. Дагестан и Кавказ в этом смысле занимают весьма благодатное географическое, ментальное и поликультурное положение и их продвинутые в смысле природной одаренности и основательной образованности представители имеют значительно больше шансов предложить миру интеллект, способный адекватно уловить и осмыслить основные тенденции мирового развития.
Достаточно противоречив по своим последствиям и важнейший фактор универсализации образования - повсеместное использование новейших информационных технологий. В условиях, когда посредством глобальной информационной сети формируется обширная образовательная среда с неоднозначными
социальными нормами и разнонаправленными этическими векторами, для философии образования возникает совершенно неожиданная проблема, которая подпитывается спецификой поликультурного региона. Она стала предметом педагогики противодействия, которая в отличие от обычных педаго-гик, изучающих позитивный теоретический и методический потенциал образования, рассматривает только факторы, препятствующие обучению. Они связаны с распространяющейся практикой обучения не в условиях сотрудничества сторон, а в отношениях их социального противостояния и могут усугубляться расхождением ответственности за образование между обществом и государством, противостоянием религий и различием менталите-тов, обстановкой острых социальных, в том числе, этнических столкновений, конфликта языков, обрядов и традиций в самой образовательной среде.
Важнейшим системообразующим фактором единого образовательного пространства многонациональной и поликонфессиональной России является научно-образовательный язык, каковым для Дагестана выступает русский. В этом смысле у Дагестана более предпочтительны перспективы вхождения в единое образовательное пространство, чем у многих стран, не говорящих на одном из мировых языков.
Негативное влияние на становление единого образовательного пространства оказывает субкультура, которая зачастую выступает как результат сопротивления этнической культуры доминирующей. Эти деструктивные процессы носят характер внутрисистемных противоречий образования. Таким образом, важнейшее следствие глобализации - поликультурность, как многообразие, размывающее общепризнанные предельныеунитарные, базисные положения образования, может значительно усложнить и замедлить развитие современного образования.
Тенденции глобализации, которые особо значимы по влиянию, не всегда позитивны, что проявляется и в том, что постепенно академические функции университетов становятся второстепенными, и на первый план выходят рыночные императивы. Они сужаютсознатель-ноеучастие профессорско-преподавательского состава и студенчества в процессе принятия решений, расширяется коммерческая активность педагогов, сокращается время, отводимое на научное общение с коллегами. Порой глобализация противоречит обще-
ственному предназначению высшего образования - способствовать развитию фундаментальных исследований, созданию более справедливого общества, в котором учитываются основные потребности всех слоев населения [7,40].
В подобной ситуации более других усложняются задачи национальных регионов, поскольку негативные тенденции глобализации ощутимее в образовательной практике сравнительно малочисленных или даже средних по численности народов. Их культурно-образовательная политика сталкивается с дополнительными трудностями, преломляясь через влияние многих факторов. Так, ориентиры единого образовательного пространства для Дагестана определяются с учетом не только общеци-вилизационных и российских параметров, но и пролегают через Кавказские векторы. Становление единого образовательного пространства в регионе Кавказа и его последующее вхождение в мировое, на наш взгляд, предполагают ряд культурных предпосылок.
В первую очередь, северокавказские этносы должны определиться со своей национальной идентичностью, хотя в общих чертах. Им предстоит осознать свои глубинные, ментальные основания и определить духовный монолит, задающие направление и характер развития их культуры и образования. Кроме того, поскольку вхождение в единое мировое образовательное пространство народов региона предполагает установление диалога культур и традиций, обычаев и ментальное™, религий и педагогических систем, надо иметь в виду, что западный путь цивилизационного развития, в том числе европейские педагогические традиции могут оказаться неприемлемы в условиях геополитического столкновения в регионе западной, восточноевропейской, китайской, мусульманской и индуистской культурных и образовательных традиций [2, 8-13]. Из наших вышеизложенных рассуждений следует также, что сегодня региональная педагогика и философия образования должны ориентировать школу на отказ от таких западных ценностей, как абсолютизация роли рационального в духовной жизни, приоритета практического успеха в деятельности человека, переоценки личностной свободы и соответствующим образом истолкованного гуманизма, которые на Западе уже отходят на второй план, а в восточных и мусульманских культурах никогда не были первичными ценностями. Однако, став участниками Болонской декларации, суть которой заключается в формировании единого
европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, на наш взгляд, российские регионы стимулировали влияние этих ценностей в ущерб оправдавшим себя историческим традициям. Важно также отметить, что образовательная и культурная политика Дагестана, как и всего мусульманского Кавказа, должна исходить также из того, что в условиях плюралистически формируемой субъектности человека и все возрастающего допуска к ее содержанию ценностей Восточной культуры как атрибутивных параметров человеческого духа, создается ситуация свободного подбора соответствующего варианта спектра культурно-образовательных идеалов входящих в регион народов. И здесь важно сохранение и отстаивание подлинно перспективных, а не любых своих гуманитарных ценностей и педагогических идеалов. Так, вряд ли перспективны такое наследие времен империи Омейядов и Аббасидов, как раздельное обучение по половому признаку, акцент на запоминание текстов, на схоластические методы преподавания, авторитарные традиции в мусульманской педагогике, превращающие обучаемого в "сосуд знаний"... [1, 23-34]. Во всех исламскихучебныхучреждениях в основе учебной программы лежало, главным образом, изучение текста Корана, хади-сов, а также особое внимание уделялось развитию памяти. Исследователи, в том числе на примере Дагестана, отмечают также заметный консерватизм системы традиционного мусульманского образования, господство в нем схоластических методов преподавания, преобладание духа религиозного фанатизма и нетерпимости и т.п. [9,116-129]. Для образования в мусульманских странах и в XXI веке является проблемой эффективные и перспективные субъект-объектные отношения в познании и образовании, переход отученика-реци-пиента и ретранслятора информации к деятельно-активному субъекту познания, к педагогике доверия и сотрудничества.
И наконец, для Кавказского региона важно и то обстоятельство, что в современном образовании все значимей становится религиозная тенденция. Если западная католическая традиция полагает в качестве цели образования воспитание деятельно-активной личности, то в восточноевропейской православной культуре акцент делается на духовное развитие, а в исламе - на идеи самосовершенствования. Эти идеи, развитые в книге ал-Газали "Воскрешение наук о вере" как необходимость этического воспитания наряду с обучением в
со
г-н
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
71
образовательном процессе, не являются единственно значимыми в современном мусульманском мире. Особенности национального ума и этнических составляющих познавательной культуры восточных народов во многом, во всяком случае, более чем у европейцев, детерминированы религиозными традициями. Современное образование должно выступить той сферой социальной жизни, где осуществится синтез всех трех позитивных религиозных тенденций, тем более что во всех культурах религия обладает достаточно высоким авторитетом [3,177-180]. Даже общепризнанные духовные ценности неодинаково значимы для народов. Если коллективная ответственность, уважение к старшим, патриотизм для восточных и мусульманских культур первичны как ценности, то для Запада - вторичны или даже несущественны. Менее, но все же, заметны противоречия восточного и мусульманского духа между собой - высоко оцениваемые буддизмом миролюбие, сохранение среды, святость пахотной земли, карма не столь смысложизнен-ны для мусульманина.
Плодотворный союз религий во имя эффективного образования должен воспрепятствовать распространению ложных представлений друг о друге: в частности, популярное в христианском мире обывательское мнение об агрессивности и жестокости исламских установок отвергается объективным анализом, но все же находит своих адептов даже в научной среде. Следовательно, сама проблема терроризма и стыкуемая с ней общественным мнением проблема столкновения религий и цивилизаций должны стать глобальной заботой образования и просвещения.
Большинство стран и народов и сегодня заинтересовано в этой интегративной тенденции. Основные цели и задачи реформ российского образования на ближайшее десятилетие призваны обеспечить ему, в том числе и дагестанскому образованию доступ в мировое образовательное и научно-техническое пространство. Переход к многообразию типов и видов образовательных учреждений, развитому дистанционному обучению, широкому внедрению информационных технологий в учебный процесс и научный поиск, а также вариативность образовательных программ, их максимальная индивидуализация, личностно-ориентированное обучение и воспитание -первые решительные шаги в этом направлении. Они осознаны не столько теорией, сколько оправданы опытом наиболее экономически и политически развитых стран. Решая эти задачи, Концепция образования Республики
Дагестан сегодня исходит из того, что центральным звеном этой системы является классический университет, который одновременно выступает в виде профессионального, культурного и исследовательского институтов. На первый план в деятельности классического университета выдвигаются проблемы интеграции его с другими вузами, научно-исследовательскими институтами, средними общеобразовательными и специальными учреждениями. Модели оптимизации научно-производственной деятельности, ее реализация в научных парках, инновационных и исследовательских центрах, технополисах отражают особенности конкретных форм объединений вокруг ведущего университета, обладающего мощным кадровым потенциалом с развитой инфраструктурой, оснащенной техникой и имеющей солидную материальную базу. Такой моделью мы в Дагестане признаем Университетский комплекс РД, который выступает сегодня в Дагестане и в форме УК - университет (юридическое лицо) и в форме регионального образовательного округа, не являющегося юридическим лицом и состоящего из образовательных учреждений, реализующих программы различных уровней. По существу УК предстает первымуровнем интеграции на пути к единому образовательному пространству. Дальнейшее движение данного вуза, Дагестана и всего северокавказского региона, на наш взгляд, сопряжено учетом многих противоречивых факторов, которые были изложены выше.
Литература:
1. Билалов М.И. Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру // Исламоведение. -2012. - №3. - С.23-34.
2. Билалов М.И. Восток и Запад в едином образовательном пространстве // Философия образования. - 2006. - №3. - С. 8-13.
3. Билалов М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании // Вопросы философии. - 2011. -№8.-С. 177-180.
4. Билалов М.И. Дагестан в культуре и цивилизации. - Махачкала : Дагестанское книжное издательство, 2010.- 192 с.
5. Билалов М.И. Единое образовательное пространство // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.-СПб.-Н.-Й., 2006. - С. 318-319.
6. Желнакова Н.Ю. Проблема формирования гражданственности молодежи в условиях современной системы образования // KANT. - 2016. - № 1 (18). - С.74-76.
7. Зарецкая С.Л. Образование в контексте глобализации // Экономика образования. - 2001. - №4. - С. 40.
8. Исмаилов А. Здесь были апостолы Христа // Дагестанская правда. - 2014. - 18 июля.
9. Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система об- учно-практической конференции. - Краснодар,
разования в Дагестане // Ислам и исламская куль- 2009. - С. 265-271.
тура в Дагестане. - М., 2001. - 116-129. 11.Тайхлер У. Многообразие и диверсификация
Ю.Сидоров В.Г. Особенности образовательного высшего образования: тенденции, вызовы и ва-
дискурса в условиях нанотехнологической стра- рианты политики // Вопросы образования. - 2015. ф
тегии//Россия и Запад: проблемы и перспективы - №1. - С. 14-38. «—i
взаимодействия : материалы Международной на- ®
Q-
COGNITIVE CULTURE END COMMON SENSE AND HUMANITARIAN COGNITION
Magomedbekova Jamila Abdurahimovna, Under-graduate Student, Faculty of Psychology and Philosophy, Dagestan X State University, Makhachkala E-mail: magomedbekova-I994@mail.ru
This article examines the humanitarian knowledge, which as a holistic system includes the following types of knowledge: ordinary knowledge, common sense, scientific knowledge, religious knowledge etc. In his study, the author comes to the conclusion that it is not unimportant for the human cognition is a cognitive culture as an integral way of receiving different types of knowledge.
Keywords: humanitarian cognition; cognitive culture; common sense; knowledge; philosophy; education.
U
О CU
CO
ПОЗНАВА ТЕЛЬНАЯ КУЛЬ ТУРА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ УДК 130.9 В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
В статье исследуется гуманитарное познание, которое, будучи целостной сис- © Магомедбекова Д.А., 2016 темой, включает в себя такие виды знания, как: обыденное познание, здравый смысл, научное познание, религиозное познание и др. В своем исследовании, автор приходит к мысли, что не маловажным для гуманитарного познания является познавательная культура как интегральный способ получения различных видов знания. 73 Ключевые слова: гуманитарное познание; познавательная культура; здравый смысл; знание; философия, образование.
S
Когда Сократ своим изречением, дошедшим до наших времен, "Знаю, что ничего не знаю", сам того не подозревая, открыл эру гуманитарного познания, ведь именно гуманитарное познание может быть представлено в таких парных категориях, как знание-незнание, знание-предчувствие, предвосхищение не постигнутого, непонятого. Сократом впервые открывается "знание - не". Мы, согласно Сократу, еще не представляем, что из себя представляет данный предмет, но мы постепенно определяем для себя область, в которой возможно или невозможно его существование и его реальное обнаружение. Нам не известно, что есть данный предмет, но мы должны, по крайней мере, четко обозначить границы ответа на вопрос, что он не есть [13].
Под познанием, в самом общем смысле подразумевается совокупность суждений о действительности, различающаяся по степени их общности, глубине ее раскрытия и степени достоверности полученных заключений. В понятии "познание" раскрываются различные смыслы.
Во-первых, говоря о познании с практической точки зрения, мы подразумеваем способность что-то творить или совершить определенное действие. Умение, повторяющееся на протяжении долгого времени, перерастает в навыки, которые основываются на определенных знаниях стихийно-эмпирического характера и опираются на здравый смысл повседневного опыта. Однако эти умения необходимы не только в стихийно-эмпирическом познании, но и в рациональной научной деятельности, связанной с приемами и навыками обращения с приборами и установками, способами измерения
МА ГОМЕДБЕКОВА Джамиля Абдурахимовна,
магистрант, факультет
Психологии и философии,
Дагестанский
государственный
университет, Махачкала
magomedbekova-
I994@mail.ru