УДК 628.544:006.354 Т00, Т51
Проблемы утилизации отходов производства и потребления
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
В. А. Одарюк, С.Я. Тронин, В.И. Сканцев
Аннотация
В статье приведена характеристика отходов производства и потребления по «Федеральному классификационному каталогу отходов», определение термина «опасные отходы», характеристика классов «опасности отходов», перечень законов, в которых содержатся вопросы обращения с отходами, учета и инспекции опасных отходов на предприятиях, перемещения и захоронения отходов.
Ключевые слова: мусороперерабатывающие заводы; свалки бытовых и промышленных отходов; золошлаковые отходы; водный кодекс; земельный кодекс; экологическая экспертиза; селективность сбора отходов; инсинераторы.
Problem Utilization Industrial and Household Waste
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
V. Odarjuk, S. Tronin, V. Skantsev
Abstract
The characteristic of production and consumption wastes is given in the article in accordance with «The federal classification catalogue of a waste», term definition «dangerous waste», the characteristic of classes of «dangers of waste», the list of laws containing the questions referring to waste, the account and inspection of dangerous waste at the enterprises, transportation and burial places of waste are presented.
Key words: meat processing factories; dumps household and industrial wastes; ashes and slag waste; water codex; ground codex; ecological examination; selectivity of waste gathering; incinerators.
Экологические проблемы, создаваемые отходами производства и потребления
Одной из актуальнейших экологических проблем РФ является обращение с отходами производства и потребления, так как безотходных технологий не существует. Их наличие не должно влиять на возможность существования биогеоценоза земли, как это имеет место в настоящее время.
На территории РФ размещено около 70 % общего объема токсичных отходов бывшего СССР. Практически весь объем образующихся токсичных отходов (93—95 %) имеет промышленное происхождение, 5—7 % приходится на сельское хозяйство и ЖКХ. На свалках, хранилищах, полигонах РФ скопилось около 100 млрд т твердых отходов, т. е почти
700 т на каждого жителя. Из всей этой массы только 5 % поступает на переработку или на мусороперера-батывающие заводы, остальные складируются или вывозятся на свалки. Больше всего промышленных токсичных отходов образуется в черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, угольной промышленности, в электроэнергетике и промышленности стройматериалов.
Только учтенные места захоронения отходов занимают территории более 14тыс. га. Особенно опасны отходы, содержащие тяжелые металлы (свинец, ртуть и пр.).
Строительство установок по обезвреживанию и переработке отходов, созданию полигонов для их размещения или захоронения, реконструкции уже
существующих объектов размещения отходов, рекультивации несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов финансируются крайне плохо. Поэтому из известных мест захоронения отходов лишь около 70 % соответствуют установленным нормативам, а количество несанкционированных свалок превышает число разрешенных к эксплуатации объектов размещения отходов в 2—3 раза.
Скопление на территории России большого количества промышленных и бытовых отходов, к тому же размещенных в неприспособленных для этого местах, имеет ряд негативных последствий:
из хозяйственного оборота выведены большие площади земель;
расположенные преимущественно под открытым небом отходы являются источником загрязнителей природы, так как они в дальнейшем смываются осадками в поверхностные водоемы или просачиваются в грунтовые воды;
всегда существует опасность проникновения загрязняющих веществ из хранилищ жидких или полужидких отходов как в грунтовые воды, так и в поверхностные водоемы;
для отдельных видов отходов, например, продуктов сгорания твердых органических топлив или катализаторов процессов нефтепереработки, существует опасность ветрового заноса на большие расстояния мелкодисперсных частиц, содержащих большие количества твердых тяжелых металлов.
Опасность представляют и шламовые амбары на территориях нефтеперерабатывающих предприятий, в которые сбрасывают твердые и жидкие отходы, в том числе загрязненные нефтепродуктами, из них происходит просачивание загрязнителей в грунтовые воды. Так, только на территории Тюменской и Томской областей находится около 3500 шламовых амбаров, опасных для окружающей среды, для ликвидации которых финансирование недостаточно.
Не менее важная проблема — отходы сжигания твердого (угля и торфа) и жидкого (мазута) органического топлива — зола и шлаки. В отвалах тепловых электростанций России находится более 1,3 млрд т золошлаковых отходов, в том числе в Европейской части России 374 млн т, на Урале — 450, в Сибири — 300, на Дальнем Востоке — 85, в Москве и Московской обл. — 68 млн т. Ежегодно выход золы и шлака составляет около 50 млн т, из них в Европейской части России — 11 млн т, на Урале 17 , в Сибири — 15 , в Москве и Московской области — 1,3 млн т.
Существует много технологий утилизации зо-лошлаковых отходов: в производстве строительных материалов, при прокладке дорог, в строительных технологиях, для рекультивации эродированных земель и пр. Однако востребованы они лишь в небольшой степени, причем объем их использования неуклонно снижается, в то время как в развитых странах из общего количества ежегодно образую-
щихся золошлаковых отходов утилизируется от 50 до 70 %.
Специфика проблемы токсичных отходов состоит не только в больших их количествах и низком проценте обезвреживания, но и в требовании соблюдения при хранении специальных мер предосторожности. Несмотря на спад производства, объемы их образования в абсолютном выражении и в расчете на единицу продукции неуклонно растут, что увеличивает риск чрезвычайных ситуаций, связанных с воздействием отходов на население, растительный и животный мир.
Правовое регулирование в области обращения с отходами
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется законом Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.июня 1998 г. № 89-ФЗ с изменениями от 29 декабря 2000 г., от 10 января 2003 г., от 22 августа и 29 декабря 2004 и от 9 мая и 31 декабря 2005 г.
Согласно комментируемому закону «Об отходах производства и потребления», — отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Общие вопросы обращения с отходами, помимо того, содержатся в федеральных законах «Об охране окружающей природной среды», «Водном кодексе Российской Федерации», «Земельном кодексе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О недрах», иных законодательных и других нормативных правовых актах.
В Российском национальном законодательстве список отходов и опасных отходов содержится в «Федеральном классификационном каталоге отходов» — это перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков. Федеральный классификационный каталог включает следующие категории отходов:
отходы минерального происхождения (исключая отходы металлов);
отходы металлов и сплавов; отходы оксидов, гидроксидов, солей; отходы кислот, щелочей, концентратов; отходы средств защиты растений, средств дезинфекции;
отходы переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа;
отходы органических растворителей, красок, лаков, клея, мастик и смол;
другие химические отходы;
отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты;
отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды;
жидкие отходы очистных сооружений.
«Опасные» отходы
В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» — опасные отходы — «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопас-ностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами».
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности:
1-й класс — чрезвычайно опасные;
2-й класс — высокоопасные;
3-й класс — умеренно опасные;
4-й класс — малоопасные;
5-й класс — практически неопасные.
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается по Федеральному классификационному каталогу отходов. Установление класса опасности подтверждается территориальным органом Ростехнадзора.
Условия переработки отходов или же, при необходимости, захоронения сжигания предусматриваются технологическим регламентом предприятия.
Критерии характеристик опасных свойств отходов
Предельно допустимая концентрация веществ в воде (ПДК) — концентрация индивидуального вещества в воде, выше которой вода непригодна для установленного вида водопользования.
Под предельно допустимым сбросом (ПДС) веществ в водные объекты принимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) атмосферного воздуха — концентрации индивидуальных веществ в атмосферном воздухе, при которых исключается неблагоприятное действие этих веществ на организм человека в течение неограниченно длительного времени. В целях соблюдения требуемой чистоты воздуха устанавливаются предельно допустимые выбросы (ПДВ). Определение ПДВ основано на требовании, чтобы воздействие выбросов в окружающую среду не превышало допустимых норм, в качестве которых используются предель-
но допустимые концентрации (ПДК) для населенных мест.
Токсичные вещества — вещества, которые при воздействии на организм человека (животного) могут вызывать заболевания различной степени тяжести в процессе контакта.
Взрыво- и пожароопасность веществ определяется показателями, характеризующими предельные условия возникновения горения, взрыва. Так взрывчатые вещества — это вещества, которые при определенных видах внешних воздействий способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.
Радиоактивные вещества — это вещества, содержащие естественные или искусственные радиоактивные изотопы. В больших количествах радиоактивные вещества образуются при ядерных взрывах и при работе ядерных реакторов. Попадая в окружающую среду в виде радиоактивных осадков, эти вещества приводят к радиоактивному заражению местности (акватории) и атмосферы, опасному для здоровья населения и животных.
Стратегия управления отходами в национальном законодательстве
Национальным законодательством предусмотрен механизм управления отходами. Так основные принципы государственной политики в области обращения с отходами заключаются в следующем:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отхо-
дами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и связанные с ними лимиты на их размещение являются одним из основных принципов управления отходами на всех уровнях государственной деятельности РФ. Основные цели такого управления — минимизация объектов образования и уровня токсичности отходов, повышение технологической ценности отходов в основном за счет обеспечения селективности сбора, хранения и транспортирования отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В законодательстве Российской Федерации представлены требования к техническим характеристикам отходов, к их наименованию и регистрации, к управлению отходами.
Требования к техническим характеристикам отходов, к их наименованию и регистрации
На опасные отходы, поступающие от каждого предприятия, должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных об их составе, свойствах, классе опасности, характеристике технологических операций, в результате которых они образовались. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. Содержание паспорта опасных отходов включает в себя:
наименование по каталогу отходов; физическое состояние отхода и его химический состав в процентах;
наименование процесса, в результате которого произведен отход;
код регистрации отхода в федеральном классификационном каталоге.
Деятельность предприятий, связанная с образованием отходов, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечения безопасности для окружающей природной среды и здоровья человека при обращении с ними. Основанием для этого является отрицательное заключение экологической государственной экспертизы, либо (в случае нежелания администрации предприятия представить материалы на экспертизу) сам факт отсутствия ее проведения. Ответственность за нарушения, связанные с обращением с отходами, установлена Уголовным кодексом Российской Федерации об административном правонарушении.
Требования к сбору, размещению, удалению и переработке опасных отходов
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проектировании предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, предусматриваются места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами. Лимиты на размещение отходов устанавливаются с учетом факторов их размещения в определенных местах (объектах) и возможного вредного влияния на окружающую природную среду.
К факторам, определяющим величину устанавливаемого лимита размещения отходов, относится, прежде всего, наличие у предприятия возможности по оборудованию мест размещения (способов хранения) образующихся отходов, исключающих вредное их воздействие на окружающую среду.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Соответствующая статья № 12 Закона об отходах производства и потребления рассматривает преимущественно требования к объектам окончательного размещения отходов — полигонам, шламонако-пителям, хвостохранилищам и пр., но не к площадкам временного хранения, которые, как правило, располагаются на территориях промышленных предприятий.
Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных ( геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Селективное обращение с отходами (разделение на виды в местах сбора, временного хранения и
транспортирования) является чрезвычайно важным для последующего экономически и экологически эффективного использования их в качестве технологического и/или энергетического сырья.
В Российской Федерации установлен порядок по заполнению и представлению формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (утв. Постановлением Федеральной службы государственной статистики по согласованию с Ростехнадзором от 17 января 2005 г. № 1), согласно которому осуществляется:
переработка отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвосто-хранилище, отвал горных пород и пр.).
Требования к транспортированию отходов
Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Предприятиями, транспортирующими опасные отходы, являются промышленные предприятия, на которых образуются опасные отходы. Доставка их на территории стационарного размещения отходов производится по согласованию и при заключении соответствующих договоров с этими предприятиями.
Транспортные организации осуществляют операции по перевозке и перемещению отходов от мест их образования (накопления) до не находящихся в их ведении мест постоянного хранения, складирования, захоронения, обезвреживания или утилизации, отчитываются о поступлении от других организаций и передаче другим организациям отходов производства и потребления перед органами Ростехнадзора.
При перевозке опасных отходов в соответствии с «Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также
правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом». Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств (вагонов, контейнеров, автотранспорта), в которых кроме знаков и надписей, предусмотренных правилами технической эксплуатации, должны быть предусмотрены знаки опасности, соответствующие характеру опасности груза, согласно алфавитному указателю и номеру перевозимого груза.
В соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости, представленных в приложении к документу. Совместная перевозка опасных грузов с грузами общего назначения на одном транспортном средстве (в одном контейнере) производится так же, только в соответствии с требованиями, изложенными в приложении.
Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном вагоне, согласно приложениям к правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Запрещается погрузка в один вагон или контейнер опасных грузов с разными, а также некоторых опасных грузов с одинаковыми классификационными шифрами, не разрешенными к совместной перевозке согласно приложениям к документу.
Государственный контроль за размещением отходов, за демпингом или за неконтролируемым удалением опасных отходов
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (закон «Об отходах производства и потребления»).
Объекты размещения отходов собственники объектов размещения отходов вносят в государственный «Реестр объектов размещения отходов», который контролирует Правительством Российской Федерации.
Демпинг или же неконтролированный вывоз (удаление) отходов невозможны по следующим причинам:
прием опасных отходов к перевозке осуществляется администрацией железнодорожно-водного сообщения или же автотранспортной организацией при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации»;.
при перевозке «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.
Для получения разрешения на перевозку «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку и /или лиц, охраняющих груз в пути следования. К заявлению прилагаются аварийная карточка системы информации об опасности, маршрут перевозки, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке.
Отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки с указанием срока действия разрешения. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту на срок не более 6 месяцев.
Перевозка «особо опасных грузов» допускается при надлежащей охране и в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства «опасных грузов» и умеющего обращаться с ними. Эти положения контролируются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти РФ — Федеральные службы по надзору в сфере транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, в Российской Федерации, в условиях жесткого надзора при приеме транспортируемых отходов — «опасных грузов», а также при перевозке их на железнодорожном, речном, морском, автомобильном транспорте неконтролированный «демпинг», неконтролированное удаление отходов полностью исключается.
Планирование управления « опасными отходами»
Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрена «разработка и реализация региональных целевых программ в области
обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами» — в перечне полномочий, выполняемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основную роль в планировании правовых основ экологически безопасного обращения с отходами играет Министерство природных ресурсов Российской Федерации, а также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с Положением о Ростехнадзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, на эту службу возлагается основной комплекс вопросов по административному и экономическому планированию экологически безопасного обращения с отходами.
Деятельность всех федеральных органов исполнительной власти, а также Федеральных агентств, занятых в управлении опасными отходами — Министерства Природных ресурсов РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции — ежегодно планируется и пересматривается в соответствующих их уровню занятости Федеральных Целевых программах.
Помимо Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) функции по ответственности за разработку планов об управлении опасными отходами возложены и на муниципальные органы управления ( в части организации практических мероприятий по обращению с отходами на территориях городских и иных поселений).
Контроль, мониторинг, « информация» при обращении с отходами
Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» — «На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией», а также «предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами».
«Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны прово-
дить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Предприятия и объекты, эксплуатация которых связана с образованием отходов, допускаются к эксплуатации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Отношения в области государственной экологической экспертизы регулируются Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23. 11. 1995 г. № 174-ФЗ. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, на которых образуются отходы, обязаны:
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Все промышленные предприятия регистрируются федеральными органами исполнительной власти. На все предприятия составляется экологический паспорт, включающий разработку ПДС и ПДВ (предельно допустимый сброс, предельно допустимый выброс) Федеральными законами:
«О безопасном обращении с пестицидами и агро-химикатами» от19 июля 1997 г. № 109-ФЗ;
«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № З-ФЗ;
Приказом Минэнерго РФ «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз» от 19 июня 2003 г. № 232;
Постановлением Минтруда РФ «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при производстве и применении ртути» от 14 октября 1999 г. № 37 предусмотрены особые разрешения, связанные с предприятиями и технологиями, в процессе эксплуатации которых образуются «опасные отходы».
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.
Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды выдаются лицензии на:
утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных);
проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
В том случае, если организация, получившая лицензию, отступает в своей деятельности от выполнения экологических требований, как в форме прямых нарушений природоохранного законодательства, так и в виде несоблюдения специфических технологических норм и регламентов (что особенно существенно при обращении с отходами 1-го и 2-го класса опасности, переработка и обезвреживание которых обычно представляют собой достаточно сложный производственный процесс), то при установлении фактов такого рода орган, выдавший лицензию, вправе приостановить ее действие или аннулировать ее.
Инспекция промышленных предприятий, на которых образуются отходы, инспектирующая власть
Каждым предприятием разрабатывается «Экологический паспорт предприятия», а также ПДС — предельно допустимый сброс веществ в водные объекты и ПДВ — предельно допустимый выброс, его определение основано на требовании, чтобы воздействие выбросов в атмосферу не превышало допустимых норм, в качестве которых используются ПДК для населенных мест. По этим показателям проводится инспекция промышленных предприятий. Инспектирующая власть — федеральные органы исполнительной власти — Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Учет опасных отходов
Перечень конкретных отчитывающихся субъектов хозяйственной деятельности определяется территориальными органами Ростехнадзора. При этом : учету подлежат все виды отходов производства и
потребления, находящиеся в обращении у предприятия, кроме радиоактивных;
отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании данных первичного учета в области обращения с отходами и паспорта опасных отходов;
при заполнении формы № 2-ТП (отходы) используется принятая в установленном порядке классификация отходов — вид отхода. Все сведения об отходах группируются по классам опасности для окружающей природной среды и отражаются в форме в последовательности, начиная с I класса опасности по V класс включительно;
установление класса опасности отходов индивидуальным предприятием подтверждается территориальным органом Ростехнадзора;
все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отходов в тоннах с точностью до одного знака после запятой.
Захоронение отходов
Промышленные предприятия, на которых образуются опасные отходы, как правило собирают их в коллекторы, пруды — накопители, иловые карты и затем обезвреживают на локальных очистных сооружениях. В некоторых случаях этими предприятиями составляется договор на передачу отходов сторонним организациям, занимающимся (по оформленной лицензии) их размещением, обезвреживанием, утилизацией. На основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, создаются объекты захоронения отходов — полигоны, шламонакопители, хвостохранилища, которые вносят в государственный реестр захоронения отходов.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в связи с чем захоронение отходов проводится рядом с предприятиями при наличии у них возможности по оборудованию мест размещения (способа захоронения) образующихся отходов, исключающих их вредное воздействие на окружающую среду. В иных случаях отходы по договору передают сторонним организациям, занимающимся их размещением и утилизацией. Порядок захоронения отходов предусматривает селективность их размещения — разделение на виды (черная, цветная металлургия, текстиль, бумага и пр.), учитывается их объем, класс опасности, места и условия накопления. Механическая, физико-химическая, биологическая обработка отходов проводится на локальных очистных сооружениях тех предприятий, где они были образованы. В некоторых случаях выполняются опера-
ции по перемещению отходов (получение от одних предприятий и передача другим предприятиям для переработки или дальнейшего размещения).
Сжигание отходов — основной альтернативный метод уничтожения всех опасных органических отходов, которые составляют большую часть от всех опасных отходов. Сжигание проводят в инсинерато-рах (камеры сгорания для отходов) различных конструкций.
Применение кипячения как метода уничтожения опасных отходов в условиях высокотоннажных производств Российской Федерации, когда образуются значительные объемы сточных вод, неэкономично и нецелесообразно.
Литература
1.Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г № 89-ФЗФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г, 10 января 2003 г.,. 22 августа и 29 декабря 2004 г, 9мая и 31 декабря 2005 г
2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г № 96-ФЗ «Об охране атмо-
сферного воздуха» (с изменениями от 22 августа 2004 г, 9мая, 31 декабря 2005 г)
3. Федеральный закон от23 ноября 1995 г № 174-ФЗ «Об экологи-
ческой экспертизе» (с изменениями от 15 апреля 1998 г, 22 августа, 29 декабря 2004 г, 31 декабря 2005 г.)
4.Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9мая, 31 декабря 2005 г.).
5. Водный кодекс Российской Федерации от16 ноября 1995 г. № 167-
ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
6. Федеральный Закон от 10. 12. 2003 г. № 18-ФЗ Устав железнодо-
рожного транспорта РФ.
7. Федеральный закон « Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.)
8. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ « О безопасном
обращении с пестицидами и агрохимикатами (с изменениями от 10 января 2003 г., 29 июня 2004 г).
9. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ « О радиацион-
ной безопасности населения»( с изменениями от 22 августа 2004 г).
10. Постановление Правительства РФ от 12.06. 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
11 .Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 г. № 442 «О
трансграничном перемещении отходов». 12. Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 г. « Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами».
Сведения об авторах
Одарюк Виктория Андреевна: к. х. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E mail: [email protected].
Тронин Станислав Яковлевич: к. х. н., доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
E-mail: [email protected]
Сканцев Виктор Иванович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: [email protected]