Научная статья на тему 'Проблемы управления промышленным комплексомчувашской Республики'

Проблемы управления промышленным комплексомчувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ: АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / MANAGERIAL CYCLE: ANALYSIS / INDUSTRIAL COMPLEX / NATIONAL INDUSTRIAL POLICY / REGIONAL INDUSTRIAL POLICY / FORECAST AND PLAN / STIMULATION / CONTROL / ENHANCEMENT OF MANAGEMENT PROCESS BY AN INDUSTRIAL COMPLEX OF THE CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Елена Валерьевна

Даны определения национальной и региональной промышленной политики, приведены данные, характеризующие вклад промышленного комплекса в развитие экономики Чувашской Республики, рассмотрены практические аспекты управления промышленным комплексом Чувашской Республике в рамках управленческого цикла (анализ, прогнозирование и планирование, стимулирование, контроль), предложены мероприятия по совершенствованию управления промышленным комплексом республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF MANAGEMENT OF AN INDUSTRIAL COMPLEX OF THE CHUVASH REPUBLIC

In the article give the definitions of national and regional industrial policy, give the dates, which characteristics the role of industrial complex in development of economy of Chuvash Republic, practical aspects of management of an industrial complex of the Chuvash Republic in the managerial cycle (analysis, forecasting and planning, stimulation, control) are considered, give the actions of enhancement of management process by an industrial complex of the republic.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления промышленным комплексомчувашской Республики»

УДК 332.146'65.05 ББК 65.9(2Рос.Чув)30-21

Е.В. ХАРИТОНОВА

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: промышленный комплекс, национальная промышленная политика, региональная промышленная политика, управленческий цикл: анализ, прогнозирование и планирование, стимулирование, контроль, совершенствование процесса управления промышленным комплексом Чувашской Республики.

Даны определения национальной и региональной промышленной политики, приведены данные, характеризующие вклад промышленного комплекса в развитие экономики Чувашской Республики, рассмотрены практические аспекты управления промышленным комплексом Чувашской Республике в рамках управленческого цикла (анализ, прогнозирование и планирование, стимулирование, контроль), предложены мероприятия по совершенствованию управления промышленным комплексом республики.

E.V. KHARITONOVA THE PROBLEMS OF MANAGEMENT OF AN INDUSTRIAL COMPLEX OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: industrial complex, national industrial policy, regional industrial policy, managerial cycle: analysis, forecast and plan, stimulation, control, enhancement of management process by an industrial complex of the Chuvash Republic.

In the article give the definitions of national and regional industrial policy, give the dates, which characteristics the role of industrial complex in development of economy of Chuvash Republic, practical aspects of management of an industrial complex of the Chuvash Republic in the managerial cycle (analysis, forecasting and planning, stimulation, control) are considered, give the actions of enhancement of management process by an industrial complex of the republic.

Главными задачами региональных органов исполнительной власти являются формирование и реализация промышленной политики как основы экономического потенциала региона, разработка мер государственной поддержки промышленного комплекса, взвешенного управленческого подхода к структуре промышленного производства.

Трехуровневая структура органов власти в Российской Федерации позволяет выделить три уровня реализации промышленной политики: национальный (федеральный), региональный (уровень субъектов Российской Федерации) и местный (местное самоуправление).

Под национальной промышленной политикой автором понимается составная часть стратегии общественного развития, представляющая собой целенаправленное систематическое взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями, по прямому (административному) и косвенному (финансово-экономическому) воздействию на решение долгосрочных задач формирования структурно-сбалансированного, инновационного, эффективного и конкурентоспособного в глобальном пространстве промышленного сектора экономики и устранению препятствий в ходе этого развития, которые не могут быть преодолены механизмами саморегулирования рынка.

Региональная промышленная политика представляет собой составную часть стратегии развития субъекта Российской Федерации, сформированную путем проецирования национальной промышленной политики на территорию субъекта Российской Федерации и увязанную с национальной инфраструктурной политикой, региональной политикой близлежащих регионов.

Национальная промышленная политика в данном случае выступает как генеральная линия, образ действий в промышленной сфере. Проецирование национальной промышленной политики на конкретную территорию осуществляется на основе стратегий инфраструктурного развития. Еще на одном уров-

не - муниципальном - промышленная политика, являясь частью стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, получает свою реализацию в виде конкретных мероприятий на территории муниципального образования.

Чувашская Республика - традиционно дотационный индустриально-аграрный регион, не обладающий значимыми запасами полезных ископаемых. По данным Экспертного агентства «Эксперт РА», по показателю природноресурсного потенциала Чувашская Республика находится на 78-м месте из 83 регионов Российской Федерации [4]. Промышленный комплекс республики формирует 34,3% валового регионального продукта [5], 44,4% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации [3]. На предприятиях промышленного комплекса трудятся более 20% от общей численности занятых в экономике республики [5].

Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. оказал негативное влияние на темпы развития промышленного потенциала республики: в 2009 г. индекс промышленного производства сократился на 2б%, составив 74%. Несмотря на рост промышленного производства в 2010-2011 гг., промышленный комплекс республики не достиг уровня 2008 г.: совокупный индекс промышленного производства за 2009-2011 гг. составил 95,5% [6].

Это предопределяет необходимость повышенного внимания со стороны республиканских органов власти к вопросам формирования промышленной политики, повышения эффективности процесса управления развитием промышленного комплекса республики.

Управление в общем виде представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния для достижения поставленной цели. Любая управленческая деятельность развертывается по так называемому «управленческому циклу», включающему в себя следующие этапы: анализ, прогнозирование и планирование, организация, стимулирование, контроль.

Рассмотрим более подробно этапы управления промышленным комплексом на примере Чувашской Республики.

Анализ - выявление сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, регионе, на предприятии), позволяет обосновывать с научных позиций решения органов власти по управлению социально-экономическими процессами, способствует выбору лучших вариантов действий.

В настоящее время проводимый органами власти анализ развития промышленного комплекса республики базируется на двух составляющих: официальных данных Чувашстата и данных промышленных предприятий, размещенных в базе Объединенных государственных информационных ресурсов «Мониторинг - Аналитика - Прогноз» (далее - ОГИР «МАП»), а также данных, представляемых самими организациями. Как правило, такой анализ основывается на изучении сложившихся тенденций развития промышленного комплекса с использованием традиционных способов обработки и анализа информации: сравнение, расчет относительных и средних величин, группировка, графическое представление результатов анализа. Прочие способы анализа (корреляционный, дисперсионный, многомерный факторный, кластерный, индексный и др.) практически не используются, что в определенной степени связано с ограниченностью статистических данных, имеющихся в распоряжении органов власти. Так, например, формируемые в настоящее время официальные статистические данные, находящиеся в открытом доступе, представляют собой обобщенные данные на уровне двух кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности без последующей детализации;

статистические данные в разрезе отдельных предприятий, в соответствии с действующим законодательством, относятся к информации с ограниченным доступом. Несмотря на отдельные попытки применения маркетингового инструментария к анализу тенденций в развитии промышленного комплекса региона (например, SWOT-анализ в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.), проводится он, как правило, бессистемно, факторы не структурированы, не ранжированы и не позволяют выработать адекватный прогноз развития ситуации. Анализ и выбор наиболее привлекательных направлений развития промышленности и выявление перспективных рыночных ниш не проводятся.

Между тем использование только ретроспективного статистического анализа не позволяет выявить причины изменения тенденций в развитии промышленности региона и увязать их с общеотраслевыми, российскими и мировыми тенденциями развития.

Прогнозирование и планирование - выработка научно обоснованной гипотезы о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующих это состояние показателях. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении показателей и параметров, определяющая вариативность развития состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.

В Российской Федерации система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно ст. 1 указанного закона государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой «систему научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночной экономики» [2]. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Законом устанавливается, что каждый субъект Российской Федерации разрабатывает собственные программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе единого стандарта. Дважды в год субъекты Российской Федерации разрабатывают прогноз социально-экономического развития территории и представляют его в Министерство экономического развития Российской Федерации, а также используют его при разработке бюджетов на предстоящий трехлетний период.

Постановка целей развития региона должна учитывать как цели национальной стратегии развития, так и цели социально-экономического развития самого региона, а также учитывать цели развития субъектов производственной деятельности.

С 2006 г. в рамках Административной реформы в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации приступили к внедрению управления по результатам и подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - ДРОНД) на предстоящий трехлетний период с установлением конкретных индикаторов достижения заявленных стратегических целей. Система индикаторов, разбитых на четыре главные цели (повышение уровня и качества жизни населения, укрепление национальной безопасности, обеспечение высоких темпов экономического роста, формирование условий для социально-экономического развития на долгосрочную перспективу), тесно увязывается с реализуе-

мыми целевыми программами и бюджетными расходами, что позволяет отслеживать не только степень достижения целей, но и затраченные ресурсы. При разработке прогнозных индикаторов, как правило, используется статистический ретроспективный анализ, экстраполяция сложившихся тенденций, реже - моделирование ситуации. По технологии последующего применения прогнозных и целевых индикаторов они представляют собой жесткие целевые ориентиры, на основе которых в последующем оценивается эффективность деятельности органов власти по управлению развитием региона.

Постановка целей завершается принятием решений, т.е. планированием конкретных мероприятий, способствующих достижению заявленных целей. Таким образом, сформированные прогнозные и целевые индикаторы региональной промышленной политики получают свое воплощение в мероприятиях региональных, отраслевых, ведомственных программ развития промышленного комплекса либо включаются отдельным разделом в программу социально-экономического развития региона.

В настоящее время прогнозирование развития промышленного комплекса Чувашской Республики осуществляется в рамках разработки Прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на предстоящие три года, Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 г., Доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования (Минэкономразвития Чувашии). Повышению достоверности прогноза и расширению способов прогнозирования на уровне субъектов Российской Федерации во многом способствует активное применение информационно-аналитических систем. Так, действующая в Чувашской Республике система ОГИР «МАП» связывает в единое информационное пространство органы государственной и муниципальной власти и субъектов производственной деятельности и формирует единую статистическую базу, на основе которой с использованием статистического инструментария возможно построение вариативных прогнозов.

Между тем технология прогнозирования и планирования развития промышленного комплекса, применяемая в настоящее время в Чувашской Республике, не позволяет сформировать вариативные прогнозы развития промышленного комплекса республики, подкрепленные статистическими расчетами на основе более широкого применения возможностей информационноаналитической системы ОГИР «МАП». Такая ситуация в определенной степени связана с недостатком квалификации государственных служащих в сфере прогнозирования с применением инструментария экономико-математического моделирования. Используемая технология прогнозирования индикаторов не позволяет оценить развитие будущего, выявить возможность и степень вероятности появления новых технологий, новых секторов, отраслей, видов деятельности, продукции, спрогнозировать показатели выпуска всех важнейших видов продукции (а не только включенных в федеральный Прогноз социальноэкономического развития регионов), определяющих в итоге «профиль» развития региона. В результате прогнозные цели развития промышленного комплекса региона не всегда совпадают с целями развития субъектов производственной деятельности, не увязаны с потребностью в трудовых ресурсах той или иной специальности.

Организация - распределение задач между исполнителями мероприятий и установление взаимодействия между ними.

Развитие промышленного комплекса Чувашской Республики в настоящее время базируется на Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. (раздел «Промышленная политика»), принятой в рамках реализации стратегии Республиканской целевой программы иннова-

ционного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г., а также ведомственных программах развития лесопромышленного комплекса, легкой промышленности, химической промышленности, машиностроительного комплекса.

С 2010 г. органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную экономическую и инвестиционную политику, направленную на развитие потенциала и качественное обновление промышленного комплекса, создание условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности Чувашской Республики, является Минэкономразвития Чувашии [1]. В структуре министерства выделяется отдел промышленной политики и инновационного развития экономики, призванный осуществлять реализацию государственной промышленной политики и координацию работы по вопросам стабилизации и устойчивого экономического развития в курируемых видах экономической деятельности обрабатывающих производств. В функции отдела входят как вопросы управления промышленным комплексом региона, так и вопросы развития инновационной деятельности в республике, а также вопросы внедрения стандартов качества во всех сферах экономики Чувашской Республики.

Между тем отнесение вопросов управления промышленным комплексом к ведению одного из крупнейших министерств республики в перспективе ведет, на взгляд автора, к потере управляемости промышленным комплексом республики. Это связано с тем, что достаточно широкий спектр задач и функций, возлагаемых на Отдел промышленной политики и инновационного развития экономики министерства, а также непосредственно на Минэкономразвития Чувашии, не позволяет сконцентрироваться на проблемах развития промышленности. Принимаемые в результате управленческие решения чаще основаны на поверхностном подходе и не решают проблем промышленного комплекса в целом. Разделение между различными органами власти видов экономической деятельности, относящихся к промышленному комплексу (управление непосредственно промышленным комплексом возложено на Минэкономразвития Чувашии, управление топливно-энергетическим комплексом, включая «большую энергетику» - на Минстрой Чувашии), создает проблемы в части увязки целевых показателей развития энергетики и промышленности республики. Передача вопросов управления промышленным комплексом на уровень отдела существенно снизило статус управленческого воздействия на субъекты производственной деятельности.

Стимулирование - прямое или косвенное принуждение к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей - может выражаться как в материальном, так и в моральном стимулировании.

В качестве материального стимулирования субъектов производственной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации могут применяться различные методы: налоговая политика (предоставление льгот при привлечении инвестиций, осуществлении НИОКР, создании новых рабочих мест и т.д.), кредитная политика (предоставление льготных кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, возмещение процентной ставки по ранее привлеченным кредитам), прямая государственная поддержка реализации инвестиционных и инновационных проектов на конкурсной основе.

Как правило, методы материального стимулирования субъектов производственной деятельности устанавливаются в региональных нормативных правовых актах. В ряде субъектов Российской Федерации сохранилось моральное стимулирование субъектов производственной деятельности, предусматривающее организацию экономического соревнования, составление рейтингов ведущих предприятий, организацию и проведение конкурсов «Ведущий

экспортер», «Лучший инвестиционный проект», «Лучшее малое предприятие», конкурсы профессионального мастерства и другие.

В Чувашской Республике формы и методы государственной поддержки хозяйствующих субъектов установлены в Законе Чувашской Республики от 23.07.2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», Законе Чувашской Республики от 25.05.2004 г. № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах. В качестве морального стимулирования субъектов производственной деятельности в Чувашской Республике широко используется экономическое соревнование между организациями основных отраслей экономики Чувашской Республики, а также республиканские конкурсы «Лучший экспортер Чувашии», «Лучшее малое инновационное предприятие», «Лучший инвестиционный проект» и др.

Между тем в последнее время остаются незаслуженно забытыми организация и проведение конкурсов профессионального мастерства среди рабочих массовых профессий, во многом способствующих повышению престижа профессии «Лучший токарь», «Лучший слесарь», «Лучшая швея» и др.

Контроль - наблюдение за объектом путем фиксации состояния и параметров экономических процессов, регулярного сбора, накопления сведений, подготовки отчетов и справок о ходе реализации запланированных мероприятий, в том числе для общественного обсуждения с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию. Выявление отклонений от желаемого состояния объекта управления вызывает необходимость в осуществлении регулирования - корректирующего воздействия на объект управления со стороны субъекта управления с целью поддержания протекающих процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений.

В настоящее время контроль за развитием промышленного комплекса Чувашской Республики осуществляется на основе отдельных индикаторов, отраженных в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики по разделу «Промышленность», Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2020 г., республиканских целевых и ведомственных программах, других программных документах. Общественное обсуждение итогов развития промышленного комплекса республики осуществляется на заседаниях коллегии профильного министерства, либо на отраслевых совещаниях, частично информация размещается на официальном портале органов власти Чувашской Республики.

Между тем это не позволяет отследить развитие промышленного комплекса Чувашской Республики в целом, так как индикаторы, отраженные в различных программных документах, зачастую разрознены, слабо увязаны между собой и не отражают развитие промышленности в целом. Кроме того, отсутствие широкого общественного обсуждения итогов и планов развития промышленного комплекса Чувашской Республики с жителями республики снижает прозрачность деятельности органов исполнительной власти республики в сфере управления промышленным комплексом.

В целях совершенствования процесса управления промышленным комплексом Чувашской Республики предлагается:

1) разработать и принять Закон Чувашской Республики «О промышленной политике Чувашской Республики», в котором будут отражены формы, методы и инструменты воздействия органов исполнительной власти на развитие промышленного комплекса региона;

2) возродить Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики с передачей ему функций управления промышленным комплексом и энергетикой, управления инновационным развитием и качеством во всех сферах экономики республики;

3) расширить методы, используемые при анализе и прогнозировании тенденций развития промышленного комплекса Чувашской Республики за счет применения маркетингового инструментария (SWOT-анализа, матрицы БКГ и др.), статистического анализа (корреляционного, дисперсионного, многомерного факторного, кластерного и др.), форсайта (от англ. foresight - взгляд в будущее - технологии долгосрочного прогнозирования, при которой прогнозные оценки развития подкрепляются согласованными мнениями большого количества экспертов по различным технологиям о том, как будет развиваться будущее) с привлечением ведущих отраслевых специалистов как Чувашской Республики, так и за ее пределам, использования более широкого круга прогнозных показателей, формирующих «профиль» развития промышленного комплекса республики и непосредственно влияющих на формирование показателя «Индекс промышленного производства»;

4) возобновить практику организации и проведения конкурсов профессионального мастерства для рабочих массовых профессий промышленности;

5) взаимоувязать все прогнозные показатели, используемые в программных документах с укрупнением их в документах более высокого уровня (Стратегия, республиканская целевая программа) и детализацией их в документах более низкого уровня (отраслевая программа, ведомственная программа);

6) учредить профильное средство массовой информации «Промышленность и энергетика Чувашии» для публикации не реже одного раза в квартал итогов и прогнозов развития промышленного комплекса республики, отраслевых и конъюнктурных обзоров.

Эти меры, на взгляд автора, будут способствовать повышению управляемости промышленным комплексом, повышению прозрачности деятельности органов исполнительной власти и увеличению вклада промышленного комплекса в социально-экономическое развитие Чувашской Республики.

Литература

1. Вопросы Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики: постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 13.06.2012 г. № 235 [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/list4/law/rec.aspx?gov_id=49&pos=15&id=126429.

2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (в ред. от 09.07.1999 г.) // Российская газета. 1995. 26 июля.

3. Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности. Форма № 1-НОМ за 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.r21.nalog.ru/statistic/statforms.

4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2011-2012 годов: укротители рисков [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: сайт. URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/2012.

5. Статистический ежегодник Чувашской Республики - 2012: стат. сб. [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики - Чувашии. URL: http://chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBGOD/Main.htm.

6. Чувашия в цифрах - 2012: стат. сб. [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики - Чувашии [Электронный ресурс]. URL: http://chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBCHUV/Main.htm.

ХАРИТОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА - аспирантка кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KHARITONOVA ELENA VALEREVNA - post-graduate student of Regional Economics and Entrepreneurship Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.