УДК 338.22
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
© Санковец Анастасия Александровна, кандидат экономических наук, доцент
кафедры эконометрики и прикладной экономики,
Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Е-mail: [email protected]
© Прокопьева Наталья Петровна, преподаватель,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в Е-mail [email protected]
Статья описывает основные проблемы в области охраны окружающей среды Республики Бурятия. Проанализирована динамика и структура основных показателей загрязнения. Особые условия природопользования, связанные с байкальским фактором, определяют повышенные капитальные затраты и низкую конкурентоспособность продукции. В соответствии с этим обосновано расширение применения экологически чистых и высоких технологий при добыче и переработке минерального сырья, лесных и других ресурсов.
Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, Республика Бурятия, охрана окружающей среды.
Основные виды негативных техногенных воздействий связаны с небольшой частью территории Республики Бурятия, относящейся к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам (Северо-Байкальский, Улан-Удэнский, Кяхтинский, Закаменский, Нижнеселенгинский промышленные узлы).
Основными проблемами в области охраны окружающей среды в Республике Бурятия являются:
- стабильно ухудшенное состояние воздушного бассейна г. Улан-Удэ и п. Селенгинск;
- изменение состояния отдельных водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности;
- рост образования отходов и их несанкционированного размещения;
- наличие экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью прошлых лет;
- низкая экологическая культура населения.
Основные показатели загрязнения окружающей среды в Республике Бурятия представлены в таблице 1.
На территории Республики Бурятия расположено 7820 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников составили по данным Бурстата 99,7 тыс. тонн. Количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения с установленными нормативами ПДВ-315, с установленными нормативами ВСВ — 5.
Таблица 1 — Основные показатели загрязнения окружающей среды
в Республике Бурятия
№ п.п. Показатель, ед. изм. 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1 Объем использования воды, млн куб. м 413,7 363,4 485,3 565,6 415,92 498,52 459,74 507,56
2 Объем сброса сточных вод в водные объекты, млн. куб. м 435,2 391,9 510,59 606,81 453,77 539,22 494,92 547,80
2.1. из них, объем сброса загрязненных сточных вод, млн. куб. м 61,1 52,4 49,52 45,94 44,91 41,17 39,70 32,61
2.2. нормативно чистых (без очистки) 374,1 23,8 455,9 555,45 401,65 478,79 447,61 501,45
2.3. нормативно -очищенных - 5,8 5,2 5,42 7,15 9,26 7,61 11,79
3 Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение, млн. куб. м 270,9 329,3 276,2 321,8 296,6 302,15 259,79
4 Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, всего, тыс. т 153,1 209,3 227,4 231,6 233,8 183,704 164,4
4.1. от стационарных источников, тыс. т (знаменатель — в %) 86,6 56,6 83,8 40,0 115,8 50,9 126,44 54,6 115,14 49,3 102,073 55,56 76,586 46,5 99,7
4.2. от автотранспорта, тыс. т (знаменатель — в %) 66,5 43,4 125,5 59,9 111,6 49,1 105,18 45,41 118,66 50,7 81,631 44,44 87,9 53,5 -
5 Степень очистки атмосферных выбросов на очистных сооружениях, % 82,0 85,0 82,3 89,65 85,34 87,5
6 Объемы образующихся отходов, тыс. т 16874 18026 21371 20085 14172,5 16 727,5 26195,093 29008,3
6.1. из них, использовано и обезврежено, тыс. т (знаменатель — в %) 6783 40,4 2950 16,4 10225 47,8 6622 32,97 2968,5 20,95 2859,14 17,9 3672,8 14,0 1585,8 5,5
7 Накоплено на конец года на предприятиях, тыс. т 37373,3 49373,6 61833 66777 72046 84356,8 105 033,81 124 154,7
Суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составили 99,7 тыс.т, в том числе: твердых веществ — 32,637 тыс.т, газообразных и жидких загрязняющих веществ — 67,11тыс. т (табл. 2).
Таблица 2 — Суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, тыс. т
Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ Объем выбросов
Всего, в том числе: 99,749
твердых загрязняющих веществ 32,637
газообразных и жидких загрязняющих веществ, из них: 67,112
диоксида серы 28,183
оксида углерода 21,39
оксидов азота (в пересчете на N02) 15,178
углеводородов (без ЛОС) 0,932
летучих органических соединений 1,3
прочих газообразных и жидких веществ 0,172
Основной вклад в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия, состав которых по видам экономической деятельности представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Предприятия по видам деятельности, внесшие наибольший вклад загрязняющих веществ
Виды экономической деятельности (ВЭД) Количество объектов, имеющих выбросы загрязняющих веществ Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
Всего, в том числе: 467 99,749
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 28 0,402
Добыча полезных ископаемых 42 4,336
Обрабатывающие производства 54 14,321
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 107 69,108
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 12 0,301
Транспорт и связь 74 1,543
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 31 1,783
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 8 1,192
Прочие виды экономической деятельности 111 6,764
Количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников выделения — 797,609 тыс.т.
За последние пять лет (2009 — 2014 гг.) выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 16,1 тыс. т (14%).
В 2014 году юридическими лицами выполнено 29 мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на сумму 81599,7 тыс. руб. (2013 г. — 6059 тыс. руб.).
В 2014 году в республике образовано в результате деятельности субъектов хозяйственной деятельности 29008,3 тыс. т. отходов производства и потребления.
По сравнению с 2013 годом, произошло увеличение образования отходов на 10,7 % (2813,2 тыс. т.), в том числе по классам опасности:
- 1-й класс опасности — уменьшение на 2,9%;
- 2-й класс опасности — уменьшение на 3,9%;
- 3-й класс опасности — увеличение на 28,2%;
- 4 класс опасности — увеличение на 6,9%;
- 5 класс опасности — увеличение на 11,4% (таблица 3).
Таблица 3 — Образование отходов производства и потребления в Республике Бурятия по классам опасности в 2010-2014 гг., тыс. т
Класс опасности 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2013 г. в %
Всего отходов, в том числе: 20085,262 14172,5 16727,551 26195,093 29008,351 110,7
1 класс 0,026 0,034 0,02 0,034 0,033 97,1
2 класс 0,097 0,087 0,1 0,083 0,080 96,4
3 класс 146,643 207,193 161,669 93,015 119,290 128,2
4 класс 300,669 249,308 116,972 90,615 96,882 106,9
5 класс 19637,826 13715,879 16448,79 26011,345 28792,066 111,4
Увеличение количества образования отходов в 2014 году в целом по республике произошло по причине увеличения количества вскрышных пород, образовавшихся при отработке угольных месторождений — 5-й класс опасности (ООО «Угольный разрез», ООО «Баин-Зурхе»).
Движение отходов производства и потребления в 2014 году по республике представлено в таблице 4.
Таблица 4— Движение отходов производства и потребления в 2014 году, тыс. т
Наименование отходов Образование отходов Использование отходов Обезвреживание отходов Захоронение отходов к ^ 5 о
Всего ЧР Всего на санкционированных свалках, полигонах ТБО на собственных объектах размещения отходов Накоплено на территор предприятий на конец 2 года
Всего отхо- 29008,351 1566,848 5,4 18,939 86,745 2021,3 124154,7
дов
1 класс 0,033 0,0 0,0 0,030 0,0 0,0 0,018
опасности
2 класс 0,080 0,004 5,6 0,028 0,002 0,0 0,089
опасности
З класс 119,290 91,201 76,4 2,207 0,041 0,020 0,836
опасности
4 класс 96,882 27,889 28,8 14,201 46,717 202,688 146,744
опасности
5 класс 28792,066 1447,752 5,0 18,516 39,984 1818,548 124007,034
опасности
Процент использования отходов на предприятиях снизился на 8,6 % и составил 1566,8 тыс. тонн (в 2013 г. — 3672,8 тыс. т. или 14,0 %).
Обезврежено на предприятиях — 18,9 тыс. т., что на 46 % меньше, по сравнению с 2013 годом (в 2013 г. — 34,983 тыс. т).
Захоронено отходов:
- на объектах захоронения отходов (санкционированные свалки, полигоны ТБО) — 86,745 тыс. т;
- на собственных объектах размещения отходов — 2 021,255 тыс. т.
На конец 2014 года накоплено отходов 124 154,7 тыс. т (в 2013 г. — 105 033,81 тыс. т).
Таблица 5 — Образование отходов производства и потребления в Республике Бурятия по видам экономической деятельности в 2009-2012 гг. (тыс. т)
Виды экономической деятельности (ВЭД) Образование отходов по годам % вклада ВЭД (2013 г.) % вклада ВЭД (2014 г.)
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего, в том числе: 14172,5 16727,55 26195,093 29008,3 100,0 100,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 181,643 84,639 90,614 54,408 0,35 0,2
Рыболовство, рыбо- 4,666 4,22 1,495 1,324 0,01 0,00
водство
Добыча полезных ис- 12428,287 14623,19 24613,587 26947,324 93,96 92,9
копаемых
Обрабатывающие 507,305 444,998 309,869 997,924 1,18 3,44
производства
Производство и рас- 695,645 770,561 674,289 616,839 2,57 2,13
пределение электро-
энергии, газа и воды
Строительство 6,292 2,49 3,287 129,288 0,012 0,45
Оптовая и розничная 24,829 15,768 12,073 17,837 0,05 0,06
торговля; ремонт ав-
тотранспортных
средств, мотоциклов,
бытовых изделий и
предметов личного
пользования
Транспорт и связь 110,341 344,935 299,689 171,531 1,144 0,59
Здравоохранение и 33,045 9,326 11,529 11,050 0,044 0,03
предоставление соци-
альных услуг
Предоставление про- 180,448 427,42 178,028 60,775 0,68 0,2
чих коммунальных,
социальных и персо-
нальных услуг
Образование основного объема отходов наблюдается в сфере добычи каменного и бурого угля, руд и песков драгоценных металлов, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, производства цемента, извести и гипса. Наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых, вклад от этого вида деятельности в общее количество образования отходов по Республике Бурятия составил в 2014 году 92,9 % (в 2013 г. — 93,96 %).
По сравнению с 2013 годом наблюдается уменьшение образования отходов: на транспорте и связи — на 42,8%, в сельском хозяйстве — на 40 %, в производстве и распределении электроэнергии — на 8,5%. Вместе с тем значительно возросли темпы образования отходов: в 39 раз в строительстве, более чем в три раза — в обрабатывающих производствах, на 9,5 % — в сфере добычи полезных ископаемых.
По итогам 2014 года в региональном реестре объектов размещения отходов зарегистрировано всего 278 объектов, из них 5 полигонов твердых бытовых отходов, 271 санкционированная свалка, 1 полигон твердых и жидких бытовых отходов и 1 железобетонный резервуар для временного хранения промышленных отходов.
На 1 января 2015 года всего на территории Республики Бурятия насчитывалось 238 несанкционированных свалок на площади 69 га. Всего за 2012 год выявлено 1169 несанкционированных свалок, ликвидирована 1231 несанкционированная свалка, на что затрачено 12,6 млн. руб.
Таблица 6 — Наличие мест размещения отходов
Показатели Ед. изм. Показатели за 2014 год
Общее количество санкционированных мест размещения отходов Шт. 278
Площадь санкционированных мест размещения отходов Тыс. га 0,73
Количество выявленных несанкционированных свалок Шт. 1169
Количество ликвидированных несанкционированных свалок за отчетный период Шт. 1231
В 2014 году выдано 4 лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-1У класса опасности. Среди которых: ООО «Управление Домом», ИП Москвитин С.И., ИП Тогочеев А. В., МУП «Коммунальщик».
В 2014 году переоформлено 9 лицензий: ИП Тонконогов Д.С. (2 шт.), ФГБУ «Байкальский государственный заповедник», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ООО «Илькалесмаш», МУМОП ЖКХ «Онохой», ГАУЗ «Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Республики Бурятия», ООО «Парус», ООО «Регион».
В 2014 по форме 2ТП-водхоз отчиталось 342 респондента (2013 г. — 599). Сняты с учета водопользователи, осуществляющие забор подземных вод до 10,0 тыс. м3/год
Суммарный забор воды на нужды отраслей экономики и на нужды населения в 2014 году составил 646,29 млн м3.
Из них использовано 507,56 млн м3 или 78,5 % от суммарного забора за счет отбора воды из природных водных источников, 259,8 млн м3 или 40,2 % — за счет инженерного воспроизводства в оборотных системах и системах повторно-последовательного водопользования.
Структура использования свежей воды характеризуется следующим образом:
- производственные нужды — 420,25 млн м3 (82,8%);
- питьевые и хозяйственно-бытовые нужды — 44,17 млн м3 (8,7%);
- орошение — 23,83 млн м3 (4,7 %);
- сельхозводоснабжение — 2,07 млн м3 (0,4 %);
- прочие — 17,24 млн м 3 (3,4 %)
Водохозяйственная обстановка на водных объектах республики в 2014 году оценивается как удовлетворительная. Водообеспеченность одного жителя на 13% выше, чем в среднем по России и составляет 95,4 тыс.куб.м в год.
Для повышения водообеспеченности отраслей экономики, для борьбы с наводнениями, повышения водности рек в республике функционирует 41 водохранилище, которые аккумулируют 54,8 млн м3. при общей площади водного зеркала 20 км2. В 2014 году на реках и водохозяйственных системах и сооружениях не возникало аварийных ситуаций.
Большинство рек Бурятии отнесено к загрязненным (3 А класс, 69 %), в некоторых участках периодами к слабо загрязненным (2 класс, 8 %), а реки Модонкуль и Кяхтинка — к грязным (4 класс, 4 %).
Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод Бурятии являются органические вещества, соединения металлов, фенолы и нефтепродукты.
Практически все водные объекты подвержены антропогенному воздействию, при этом наибольшую антропогенную нагрузку несут реки Тыя, Селенга, Уда, Модонкуль — приток Джиды, Кяхтинка и оз. Гусиное.
На территории Республики Бурятия функционируют 58 очистных сооружений, в том числе со сбросом в водные объекты — 29 ед. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составил 547,8 млн м3 в год. Из них 44,55 млн м3 относятся к категории загрязненных.
Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сточных вод 8,13 %, в среднем по России 36 %. В 2014 году в поверхностные водные объекты со сточными водами сброшено 34,6 тыс. т загрязняющих веществ.
Не доводится до нормативного уровня очистка на очистных сооружениях на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений включены в ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории».
Следует отметить, что водопользователи на территории республики несут дополнительные затраты, обусловленные Байкальским фактором. Всего в 2014 году субъектом и респондентами выполнено водохозяйственных и водоохранных работ на сумму 189 663,5 тыс. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета 77 720,7 тыс. рублей, из которых 36816 тыс. рублей выделены через Росводресурсы. За счёт собственных средств респондентов были выполнены работы на сумму 99157,8 тыс. рублей.
Таким образом, именно на хозяйственный комплекс Республики Бурятия ложится наибольшая экологическая нагрузка, связанная с сохранением уникальной экологической системы республики.
Для стратегического планирования направлений совершенствования природопользования в Республике Бурятия выполнен SWOT-анализ (таблица 7).
Таблица 7 — SWOT-анализ Республики Бурятия
Конкурентные преимущества (сильные стороны) Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)
1. Благоприятное географическое положение Республики Бурятия с точки зрения транзитных возможностей — как в широтном, так и в меридиональном направлениях. 2. Близость к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона (к потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций). 3. Значительные объемы природных (минеральных, лесных, водных, 1. Неблагоприятная демографическая ситуация и невысокий уровень доходов населения и, как следствие, низкая платежеспособность населения и невысокая емкость рынка внутреннего потребления. 2. Дотационность Республики Бурятия, зависимость от финансовой поддержки из федерального бюджета. 3. Отсутствие специализации в национальном и международном разделении труда. 4. Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов.
биологических) ресурсов, высокий туристско-рекреационный потенци-ал(озеро Байкал как объект мирового природного и экологического наследия).
4. Комфортный этносоциальный климат на территории Республики Бурятия; толерантность населения.
5. Наличие квалифицированной свободной рабочей силы.
6. Относительно высокий образовательный уровень
7. Наличие «пакета» крупных промышленных предприятий с элементами высокотехнологичных производств.
8. Высокий потенциал вузовской науки.
9. Развитая инфраструктура поддержки предпринимательства.
10. Устойчивые торговые связи с Монголией и Китайской Народной Республикой. Высокий потенциал для создания совместных предприятий и реализации международных проектов.
11. Относительно высокая плотность теле- и коммуникационных сетей.
12. Наличие стратегии развития региона, ориентированной на создание максимально благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
5. Неразвитость логистической инфраструктуры. Отсутствие серьезных логистических центров, позволяющих эффективно использовать транзитные возможности.
6. Наличие комплекса проблем в области обустройства бурятского участка государственной границы и в сфере развития приграничной инфраструктуры.
7. Дисбалансы территориального развития республики.
8. Недостаток собственных средств у предприятий, ограниченные возможности организаций по привлечению кредитных ресурсов;
9. Недостаточная обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой, изношенность имеющихся инфраструктурных объектов.
10. Недостаточно развитый финансовый рынок.
11. Неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие устойчивых связей между производственными предприятиями, научными организациями, обуславливающие низкий уровень освоения новых видов наукоемкой и конкурентоспособной продукции.
12. Моральный и физический износ действующих основных производственных фондов.
13. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции ряда промышленных предприятий республики
14. Экологические ограничения, связанные с наличием жестких требований в сфере экологической безопасности Байкальской природной территории, существенно повышающие себестоимость продукции в ряде отраслей производства из-за издержек, связанных с выполнением природоохранных функций.
15. Территориальная удаленность от внутренних товарных, финансовых рынков.
16. Недостаток бюджетных ресурсов на стимулирование инвестиционной деятельности.
17. Административные барьеры при предоставлении земельных участков, прохождении согласительных процедур, подключении к объектам инфраструктуры._
Возможности внешней среды
Угрозы со стороны внешней среды
1. Политическая стабильность в Российской Федерации
2. Нацеленность федерального центра на развитие и поддержку территорий Дальнего Востока и Байкаль-
1. Жесткая конкуренция на мировых рынках сырья и технологий, обусловливающая трудности выхода с продукцией местных предприятий нанациональный и мировой рынки. Нестабильная конъюнктура спроса на неко-
ского региона. Наличие утвержденных на федеральном уровне стратегических документов развития региона: стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона, стратегии развития Сибири и Государственной программы Дальнего Востока и Байкальского региона.
3. Формирование эффективной государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного и муниципального и природоохранного законодательства.
4. Появление совместных инфраструктурных, пространственных и технологических проектов в сфере сотрудничества Российской Федерации, Монголии и Китайской Народной Республики
5. Увеличение российского рынка туристических услуг, включая национальное и международное позиционирование бренда «Байкал» Увеличение объемов перевозок в связи с ускоренным экономическим развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона и реализацией транспортной стратегии Российской Федерации
торые виды продукции местного производства.
2. Ускоренное экономическое развитие стран Северо-Восточной Азии, продуманная налоговая и производственная политика на сопредельной территории (Монголия) и финансовая активность соседних регионов
3. Принятие на федеральном уровне норм и законодательных актов, ограничивающих экономическое развитие Республики Бурятия (Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории)
4. Дальнейший отток инвестиционного капитала исключительно в сырьевые отрасли Республики Бурятия.
5. Увеличение дисбалансов в стоимости энергии по сравнению с соседними территориями.
6. Опережающая модернизация транспортной инфраструктуры Китайской Народной Республики, Монголии, с созданием альтернативных транспортных коридоров на юге, в обход российских границ
7. Быстрорастущая конкуренция в сфере туризма со стороны территорий-соседей со схожими по природным характеристикам ку-рортно-туристическими зонами
8. Устойчивый рост тарифов на транспортные перевозки, прежде всего, на железнодорожном транспорте, что ограничивает возможности развития транспортного комплекса.
9. Мировой экономический и финансовый кризис, влекущий снижение потребительского спроса, инвестиционной предпринимательской активности
Особенностью для Республики Бурятия является воздействие «байкальского фактора» — особые условия природопользования, которые определяют повышенные капитальные затраты и низкую конкурентоспособность продукции. В соответствии с этим необходимо расширять применение экологически чистых и высоких технологий при добыче и переработке минерального сырья, лесных и других ресурсов. Создание здесь зоны опережающего экономического развития со специальным правовым режимом осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (налоговые и прочие меры государственной поддержки) позволит сократить отставание
Республики Бурятия от других субъектов Российской Федерации в части уровня социально-экономического развития.
Литература
1. Булгатова Ю. С., Санковец А. А. Роль «поддерживающего управления» в инновационных экономических проектах // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № S2. С. 265-268.
2. Цыренов Д. Д. Оценка уровня развития производительных сил в рейтинге субъектов Сибирского федерального округа // Вестник ВСГУТУ. 2014. № 6 (51). С. 147-151.
3. Цыренов Д. Д. Территориальная структура производительных сил и тенденции их размещения (на примере Республики Бурятия) // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 26-29.
4. Цыренов Д. Д., Ширапов Ц. Д. Оценка структурных сдвигов в производительных силах региона с использованием порядковой шкалы // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова. 2015. № 1 (38). С. 110-116.
5. Шигнанова Р. А. Роль энергетического фактора в повышении конкурентоспособности региона (на примере Республики Бурятия) // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 13. С. 294-298.
PROBLEMS OF MANAGEMENT OF NATURAL-RESOURCE POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF BURYATIA
Sankovets Anastasiya Aleksandrovna, candidate of Economic sciences, A/Professor
of the Department of Econometrics and Applied Economics,
Buryat State University
24a, Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
Prokop'eva Natalya Petrovna, East-Siberian State University of Technology and Management
40v Klyuchevskaya st., Ulan-Ude, 670013 Russia
This article describes the main challenges in the field of environmental protection of the Republic of Buryatia. The dynamics and structure of the main pollution indicators. Special conditions of natural resources associated with the Baikal factor determining the increased capital costs and low competitiveness. In accordance with the justified extension of the use of environmentally friendly and high technology in the extraction and processing of minerals, timber and other resources.
Keywords: natural-resource potential, Republic of Buryatia, the environment.