УДК 338.22 Г.Ф. Балакина, А.Ч. Кылгыдай
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ*
В статье рассматриваются структура институциональной среды, институциональные условия, в рамках которых осуществляется пользование природными ресурсами приграничных регионов, инструменты управления, приводятся авторское определение приграничного региона и классификации инструментов управления его природно-ресурсным потенциалом
Ключевые слова: институциональная среда, управление, приграничная территория, природноресурсный потенциал.
G.F. Balakina, A.Ch. Kylgydai PROBLEMS IN THE MANAGEMENT OF THE NATURAL RESOURCE POTENTIAL IN THE BORDER REGIONS
The article considers the institutional environment structure, the institutional conditions within which there exists the natural resource use in the border regions, the management instruments; the author’s definition of the border region and management instrument classification of its natural-resource potential is given.
Key words: institutional environment, management, border territory, natural-resource potential.
Введение. Институциональная среда как совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения, обладает спецификой, выделяющей регион в составе страны. Эта специфика определяется природно-географическими, социальными, техногенными условиями региона, формирующими экономические, климатические, технологические, этнические, психологические, экологические и прочие отличия.
Под природно-ресурсным потенциалом региона мы понимаем совокупность возможностей использования в процессе развития социально-экономической системы земельных, лесных, водных, минеральных, рекреационных и других естественных ресурсов территории.
Цель исследования. Изучение процессов формирования и совершенствования институциональной среды, институциональных условий, в рамках которых осуществляется пользование природными ресурсами приграничных регионов.
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы системного анализа, группировки, обобщения. Изучались взаимосвязи исследуемых явлений и процессов с институциональной составляющей регионального развития, экономическим механизмом, динамикой социально-экономических процессов и совершенствованием инструментов управления экономикой региона.
Приграничное положение всегда накладывает заметный отпечаток на специфику хозяйства территории. Зачастую приграничные территории являются слабо развитыми в экономическом отношении, получающими дотации из федерального бюджета. Исследования показывают, что развитие практически всех приграничных регионов России носит черты депрессивности.
Позитивный эффект от приграничного положения может быть достигнут, если не очень развитая в экономическом отношении территория граничит с процветающими регионами соседней страны. В таком случае компании из более развитого государства (особенно при поддержке со стороны властей менее развитой страны) стремятся осуществлять иностранные инвестиции в приграничных областях с целью снижения трудовых и прочих издержек, как правило, для дальнейшего реэкспорта. Широко распространен и второй вариант формирования успешно функционирующих трансграничных хозяйственных комплексов - одинаково высокий уровень социально-экономического развития смежных территорий. В этом случае основой сотрудничества приграничных территорий становится встречная торговля сходной высококачественной продукцией.
* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ №13-12-17002-а(р).
Приграничность следует трактовать не как отдельный географический признак, а как категорию, определяющую систему взаимосвязанных качеств и характеристик региона с природно-географическими, экономическими и институциональными характеристиками (табл.1). Приграничный регион - это территория, социально-экономическое развитие которой характеризуется системой взаимосвязанных характеристик пригра-ничности. Развитие приграничных регионов - социально-экономический процесс вовлечения имеющихся ресурсных возможностей в хозяйственный оборот с целью повышения темпов экономического и социального развития на базе сбалансированного развития добывающих, обрабатывающих и инфраструктурных отраслей, использования преимуществ географического положения для расширения международного и межрегионального сотрудничества.
Таблица 1
Составляющие категории «приграничность»
Природно-географические Экономические Институциональные
Г еографическая Климатическая Ресурсная Производственная Распределительная Обменная Потребительная Доходная Предпринимательская Имущественная Финансовая Экологическая Интеллектуальная Демографическая Психологическая Социальная Социокультурная Инфраструктурная Информационно-коммуникационная
Структура институциональной среды управления природно-ресурсным потенциалом приграничных регионов может включать:
• институты, обусловливающие особенности взаимодействия населения региона (численности, естественного прироста и миграции), расселения (дисперсного и группового) и социокультурной подсистемы (этнического состава и особенностей религиозной жизни региона, народных и языковых традиций);
• институты, определяющие взаимодействие природно-ресурсного потенциала, природноклиматических факторов, экономической подсистемы и отношений собственности. Ими обусловливается принцип размещения производства, соотношения основных хозяйственных узлов и периферии региона, наличие приоритетных отраслей, формирующих специализацию региона;
• институты, устанавливающие специфику функционирования системы «цель - средства реализации -результаты». Сюда относятся нормы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих единиц приграничных регионов между собой, с бюджетами всех уровней, юридические нормы, регламентирующие указанные взаимоотношения (федеральные и региональные законы, применение программно-целевого и кластерного подхода к решению проблем развития приграничных регионов, государственно-частное партнерство и другие).
Проблемы формирования адекватных институциональных условий в управлении природноресурсным потенциалом необходимо рассматривать с точки зрения создания предпосылок для повышения социально-экономических выгод освоения природных ресурсов для общества. При этом институты рассматриваются как правила поведения, предписывающие и запрещающие те или иные способы действий с учётом реакции государства и окружающей среды, специфичные для различных национальных культур. Эти институты в современных условиях не могут появиться в результате стихийной самоорганизации и рациональных действий рыночных субъектов, а требуют целенаправленного формирования при активной роли государства, органов гражданского общества на основе комплексной программы. Особое значение имеет взаимодополняющий характер взаимосвязанных, но неоднородных социальных институтов. Предлагаемый подход к исследованию проблем природно-ресурсного потенциала (на примере природно-ресурсного потенциала приграничных регионов) включает следующие блоки: природные ресурсы (особенности и динамика освоения месторождений) - институциональные условия - социально-экономические выгоды освоения природных ресурсов (рис.).
Общая структура подхода к исследованию институциональных условий в управлении природно-ресурсным потенциалом приграничных регионов
Сложность, длительность и значительная капиталоёмкость проектов по модернизации экономики региона требует непременного участия государства в решении проблем развития транспортно-энергетической инфраструктуры и минерально-сырьевого комплекса приграничного региона. В современной России формируется следующая модель государственно-частного партнёрства: государство оставляет бизнесу право на вкладывание денег в достаточно рискованные проекты, гарантируя при этом, с разной степенью надёжности, возможности получения прибыли, но при этом стратегические решения в том или ином бизнес-проекте остаются исключительно за государством. Особое внимание уделяется поиску оптимальных форм софинанси-рования проектов за счёт средств федерального и регионального бюджетов и частных инвесторов, позволяющих избежать неэффективного расходования бюджетных средств, затягивания сроков реализации инфраструктурных проектов [2].
Механизм управления устойчивым развитием природно-ресурсного потенциала приграничного региона включает:
• систему специального налогообложения добывающих отраслей и предприятий (определение видов и основных элементов ресурсных налогов и платежей, распределение их между уровнями бюджетов, совершенствование инструментов налогового регулирования);
• стратегию освоения минерально-сырьевых ресурсов (определение очередности вовлечения месторождений в разработку, объемов и темпов добычи сырья; стимулирование геологоразведочных работ; определение оптимального сочетания использования местных трудовых ресурсов и применения вахтового метода освоения месторождений);
• стратегию формирования и использования доходов территории от освоения минерально-сырьевых ресурсов (установление нормативов отчислений от регулирующих налогов, создание институтов специальных финансовых фондов);
• выбор отраслей диверсификации экономики территории и определение приоритетов инвестиционной политики;
• систему природоохранных мероприятий (установление нормативов отчислений от регулирующих налогов в фонд «Охрана природы», проведение рекультивации земель после отработки месторождений; создание систем очистки воды и систем замкнутой циркуляции воды; меры по очистке воздуха при проведении химико-технологических процессов).
Инструменты управления природно-ресурсным потенциалом приграничных регионов можно классифицировать по трем группам (табл.2).
Таблица 2
Инструменты управления природно-ресурсным потенциалом приграничных регионов
Административные Организационно-экономические Финансовые
Методика отбора месторождений для приоритетного финансирования. Нормативные акты о порядке предоставления прав на пользование недрами. Заключение лицензионных соглашений с недропользователями, контроль за соблюдением лицензионных соглашений (приостановление или аннулирование лицензий). Предоставление государственных и муниципальных гарантий инвесторам. Методика поддержки социальных программ недропользователей в приграничных территориях. Совершенствование законодательства, в частности антимонопольного и антидемпингового Программы комплексного социально-экономического развития приграничных территорий. Методики создания территориальных кластеров и технопарков. Определение долгосрочных правил взаимоотношений с недропользователями и инвесторами. Программы подготовки и переобучения кадров для работы на добывающих предприятиях ПТ. Программы развития частногосударственного партнерства и поддержки инвесторов. Формирование фонда развития за счет доходов от освоения месторождений в целях прямого инвестирования. Информационно-коммуникационная поддержка инвесторов Предоставление бюджетных кредитов из региональных и местных бюджетов на финансирование инвестиций в приоритетные проекты. Налоговое регулирование разработки месторождений. Субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, используемым на инвестирование социальных проектов. Предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов
В стремлении обеспечить устойчивые темпы социального развития и экономического роста, придать положительную динамику конкурентоспособности национальной экономики правительство РФ меняет направление региональной политики, обращая внимание на регионы, где возможно образование конкурентоспособных экономических трендов. В современную институциональную практику регионального управления вводятся новые «институты развития» (кластеры, ОЭЗ, технопарки и др.), внедрение которых в экономику, очевидно, даст импульс ускорения инновационному развитию субъектов РФ.
Трансформация российской экономики проходит на фоне непрерывных институциональных преобразований, проведение которых необходимо для создания организационно-правового поля, структурирования и упорядочивания взаимодействия экономических агентов реального и финансового секторов. Однако в силу сложности и многообразия факторов, воздействующих на процессы институциональных преобразований и их результаты, внедрение новых институтов нередко сопровождается негативными эффектами, вызывает кризисные ситуации в секторах и подсистемах национальной экономики. В условиях территориальной социально-экономической неоднородности России реакции населения и бизнеса регионов на институциональные «шоки» существенно различаются, вследствие чего субъекты РФ неодинаково подвержены институциональным рискам, оказывающим дестабилизирующее влияние на их экономику.
В целях восстановления экономического потенциала, утраченного в годы трансформационного кризиса, регионам России, в особенности приграничным, требуются как значительные материальные и финансовые ресурсы, так и совершенствование сложившейся институциональной конфигурации развития экономики. Насущной необходимостью современной экономики России является коренная перестройка институциональной системы общества, включающей политические, экономические, правовые, социальные нормы и ограничения, то есть систему институтов. При этом необходимо учитывать взаимозависимость институциональных и экономических явлений. С одной стороны, развитие общества и экономики формирует новые институты и делает ненужными существующие нормы и принципы организации социумов, с другой - совершенствование мер экономической политики изменяет общественный порядок и стимулирует формирование более адекватных институтов для отражения возникающих и существующих явлений социальной жизни.
Инвестиционная деятельность в приграничных регионах определяется, с одной стороны, возможностью привлечения иностранных инвестиций соседнего государства в силу территориальной близости, и факторами приграничности - с другой.
Факторами, сдерживающими инвестиционную активность в приграничных регионах, являются:
• неразвитость транспортной и производственной инфраструктуры;
• недостаточно развитый производственный и научный потенциал;
• особенности финансового положения предприятий региона, характеризующиеся низким уровнем рентабельности, значительным числом хозяйственных единиц, работающих с убытками, низким уровнем кредитоспособности предприятий и организаций;
• ограниченность инвестиционных возможностей регионального бюджета в силу его дотационности. Основными источниками инвестиций являются средства федерального и регионального бюджетов.
Выводы
1. Система институциональных условий, определяющих развитие России, находится в стадии формирования.
2. Незавершенность разработки набора инструментов управления природно-ресурсным потенциалом приграничных регионов предоставляет исследователям широкие возможности для конструирования и обоснования новых инструментов управления природно-ресурсным потенциалом приграничных регионов.
3. В современных условиях необходимо совершенствование участия государства в управлении расширенным воспроизводством природно-ресурсного потенциала приграничных регионов для повышения эффективности влияния институциональных преобразований на развитие регионов, включая создание системы мониторинга формирования институциональной структуры, оперативного реагирования на изменения экономической ситуации и направлений, характера и интенсивности социально-экономических процессов в стране.
4. Основными направлениями совершенствования институциональной основы управления природноресурсным потенциалом приграничных регионов следует признать: осуществление мониторинга ареального формирования институциональной структуры (постоянное наблюдение, анализ и прогнозирование как в сырьевом, так и несырьевом секторе); совершенствование правовых норм взаимоотношений в рамках государственно-частного партнерства, оперативное реагирование на изменение экономической ситуации, своевременное стимулирование недропользователей к реализации социальных обязательств, своевременному предупреждению органов регионального управления о возможном сокращении добычи сырья; формирование базовых ценностей как основы взаимодействия субъектов инвестиционного рынка, способствовующего росту инвестиционной привлекательности приграничных регионов; реализация мер по росту информационной доступности основных параметров функционирования рынка инвестиций [1].
Литература
1. Тимирясова А.В. Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности. - Казань: Таглимат, 2004. - С.53, 60.
2. Экономика Сибири в начале XXI в.: методология и методика стратегических разработок / отв. ред. В.В.
Кулешов. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2007. - С.77-78.
---------♦'----------