Научная статья на тему 'Проблемы управления нематериальными активами на предприятиях оборонно промышленного к'

Проблемы управления нематериальными активами на предприятиях оборонно промышленного к Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нематериальные активы / предприятие / оборонно-промышленный комплекс (ОПК) / инновационная деятельность / результаты интеллектуальной деятельности / технологии двойного назначения / Intangible assets / enterprise / military-industrial complex / innovation / intellectual property / dualuse technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О В. Гостева

Определены основные тенденций и особенности инновационного развития российских производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Показаны основные отличия нематериальных активов предприятий ОПК, выявлены проблемы управления. Предложены основные направления развития нематериальных активов как в самом ОПК, так и гражданском направлении, позволяющие осуществить инновационное развитие. Для современной экономики страны наиболее актуальны вопросы технологического развития, что вызывает возросшую потребность в технологических инновациях. Решение данной проблемы во многом связано с отсутствием инструментов управления нематериальными активами промышленных предприятий и в особенности наукоемких предприятий ОПК. В статье предложен состав НМА предприятия ОПК, выделены группы факторов препятствующих расширенному воспроизводству интеллектуальной собственности в ОПК, обозначены показатели развития инновационной деятельности. Проблемы интеллектуального потенциала предприятий ОПК и интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности и технологии двойного назначения в настоящее время являются наиболее значимыми для выполнения пути инновационного развития обозначенного правительством России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTANGIBLE ASSETS IN ENTERPRISES DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX

The article identifies the main trends and characteristics of innovative development of Russian industrial enterprises of the military-industrial complex. The basic differences of intangible assets of enterprises of the militaryindustrial complex, identified management problems. The main directions of development of intangible assets in the military-industrial complex and civil direction, allowing to carry out innovative development. For the modern economy of the country the most pressing issues of technological development, which causes the increased demand for technological innovation. The solution to this problem is largely due to the lack of management tools intangible assets of industrial enterprises, and in particular high-tech enterprises of the militaryindustrial complex. In the article the composition of the intangible assets of the enterprise of the militaryindustrial complex, the groups of the factors hindering the expanded reproduction of the intellectual property in the military-industrial complex, designated indicators of innovation. Problems of intellectual potential of the enterprises of the military-industrial complex and intellectual property, intellectual property and dual-use technologies are currently the most important for the implementation of innovative development path designated by the Government of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления нематериальными активами на предприятиях оборонно промышленного к»

УДК 334.021.1

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

О. В. Гостева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Определены основные тенденций и особенности инновационного развития российских производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Показаны основные отличия нематериальных активов предприятий ОПК, выявлены проблемы управления. Предложены основные направления развития нематериальных активов как в самом ОПК, так и гражданском направлении, позволяющие осуществить инновационное развитие.

Для современной экономики страны наиболее актуальны вопросы технологического развития, что вызывает возросшую потребность в технологических инновациях. Решение данной проблемы во многом связано с отсутствием инструментов управления нематериальными активами промышленных предприятий и в особенности наукоемких предприятий ОПК. В статье предложен состав НМА предприятия ОПК, выделены группы факторов препятствующих расширенному воспроизводству интеллектуальной собственности в ОПК, обозначены показатели развития инновационной деятельности. Проблемы интеллектуального потенциала предприятий ОПК и интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности и технологии двойного назначения в настоящее время являются наиболее значимыми для выполнения пути инновационного развития обозначенного правительством России.

Ключевые слова: нематериальные активы, предприятие, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), инновационная деятельность, результаты интеллектуальной деятельности, технологии двойного назначения.

PROBLEMS OF INTANGIBLE ASSETS IN ENTERPRISES DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX

O. V. Gostevа

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article identifies the main trends and characteristics of innovative development of Russian industrial enterprises of the military-industrial complex. The basic differences of intangible assets of enterprises of the military-industrial complex, identified management problems. The main directions of development of intangible assets in the military-industrial complex and civil direction, allowing to carry out innovative development.

For the modern economy of the country the most pressing issues of technological development, which causes the increased demand for technological innovation. The solution to this problem is largely due to the lack of management tools intangible assets of industrial enterprises, and in particular high-tech enterprises of the military-industrial complex. In the article the composition of the intangible assets of the enterprise of the military-industrial complex, the groups of the factors hindering the expanded reproduction of the intellectual property in the military-industrial complex, designated indicators of innovation. Problems of intellectual potential of the enterprises of the military-industrial complex and intellectual property, intellectual property and dual-use technologies are currently the most important for the implementation of innovative development path designated by the Government of Russia.

Keywords: Intangible assets, enterprise, military-industrial complex, innovation, intellectual property, dual-use technology

Введение. Целью государственной политики в области развития науки и технологий определен переход к инновационному пути развития страны на основе утвержденных государственных приоритетов ведущим из которых является совершенство-

вание процессов введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (далее -РИД) в российском оборонно-промышленном комплексе (далее - ОПК). Одной из ключевых проблем экономической политики Российской Федерации

является интенсификация процессов инновационного развития, в том числе на основе эффективного управления инвестициями в научно-исследовательские и опытно--конструкторские работы (НИОКР).

В настоящее время международная военно-политическая обстановка характеризуется рядом особенностей. Возрастает нестабильность у европейских и южных границ Российской Федерации. В рамках реализации США и их союзниками концепции ^глобального молниеносного удара^ наращивается потенциал глобальной системы противоракетной обороны и развиваются высокоточные средства нападения. Обостряются межгосударственные противоречия в процессе освоения ресурсов Арктики.

С учетом указанных аспектов в Российской Федерации за последние годы был принят ряд необходимых мер, среди которых

- Повышение статуса Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, а также образование в ее составе специализированных советов по созданию новой технической основы для родов войск и видов ВС РФ обеспечивающих координацию совместной работы между органами управления Минобороны России и оборонно-промышленным комплексом (ОПК) [11].

- Интенсификация научных исследований и разработок, связанных с достижением качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.

- Повышение роли ОПК в формировании государственной программы вооружения (ГПВ).

- Стимуляция оборонных предприятий к повышению качества создаваемых образцов ВВСТ.

- Повышение эффективности планирования мероприятий ГОЗ, предполагающего увеличение количества долгосрочных контрактов, их доля выросла в 2 раза и составляет до 50 % от годового объема ГОЗ, что, в свою очередь, позволяет оборонным предприятиям повысить качество хозяйственного планирования [11].

Анализируя современное состояние ОПК, можно выделить основной комплекс задач:

1. Поиск оптимального соотношения между ресурсами госзаказа и возможностями военно-технического сотрудничества.

2. Оптимизация финансирования перспективных проектов с привлечением средств частных инвесторов и банковских структур.

3. Расширение практики использования передовых военных технологий в гражданском секторе экономики.

4. Повышение конкурентоспособности продукции военного и гражданского направления.

Некоторые аналитики считают, что: «Системное и сбалансированное решение этих задач требует определения новых критериев управления предприятиями ОПК. Такими критериями уже не могут быть - повышение прибыли или снижение затрат финансово хозяйственной деятельности, а макси-

мизация рыночной стоимости бизнеса. [4] Только рынок может адекватно оценить созданные предприятием нематериальные активы - патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, наукоемкие технологии и ноу-хау, опыт и знания сотрудников и т. д., которые составляют наибольшую ценность на предприятиях ОПК» [4].

Однако по нашему мнению данная постановка вопроса неправильна, так как предприятия ОПК прежде всего выпускают продукцию обеспечивающую обороноспособность, а следовательно и безопасность страны. В связи с этим, многие разработки являются засекреченными и не подлежать патентованию, либо не могут выставляться на рынок и быть «адекватно оцененными».

Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности требует от предприятий ОПК создания новых многофункциональных видов вооружения и спецтехники, которые разрабатываются длительное время с привлечением большого числа специализированных научных и опытно-конструкторских организаций. В этих условиях сфера управления должна охватывать все этапы жизненного цикла наукоемкой продукции. Необходимо создавать альянсы под госуправлением, либо госнадзором и финансированием, начиная от фундаментальных НИР, и заканчивая рыночной реализацией.

Ставя во главу угла вопрос о рыночной стоимости предприятия, как ведущем критерии эффективности управления в ОПК, мы подвергаем коммерциализации все вопросы, связанные с секретностью эксклюзивностью и безопасностью страны.

Если все приемы менеджмента на предприятии ОПК свести к увеличению рыночной стоимости -вместо оптимизации деятельности и повышения эффективности НМА предприятия - мы получим полную распродажу оставшегося имущества и в итоге ликвидацию предприятия. Потому что в условиях кризиса, разрушенной системы подготовки кадров, отсутствии отраслевых НИИ, свертывания деятельности отраслевых ВУЗов и НИИ на периферии и ужесточения вопросов воспроизводства -НМА предприятия становятся дешевле материальных активов. Только государственное вмешательство в управление и восстановление всей системы ОПК - позволит вывести отрасль из кризиса.

Важно отметить, что помимо традиционных составляющих нематериальных активов, на предприятиях ОПК существуют: госзаказ, связанный с обороной и безопасностью страны, а следовательно, с секретностью, система оценки инновационности данных разработок слабо осуществляется в настоящее время. Второй особенностью являются результаты интеллектуальной деятельности (РИД) которые в силу существующего законодательства и особенностей, связанных с секретностью - остаются незапатентованными и соответственно мало учитываются при анализе предприятия, но при этом оказывают существенное влияние на технологию

предприятия и инновационость продукции. Следующая особенность предприятий ОПК - это технологии двойного назначения, часто для коммерциализации этих технологий требуются значительные вложения, что не всегда интересно самим предприятиям.

При этом необходимо учитывать федеральные целевые программы, которые предприятия ОПК обязаны выполнять, за счет своих нематериальных активов - по большей части интеллектуального капитала.

Не менее важное значение имеют фундаментальные исследования и НИОКР, оказывающие непосредственное влияние на инновационность, уникальность и востребованность продукции ОПК.

Таким образом, видна более сложная структура НМА на предприятиях ОПК, что говорит о необходимости разработки специального инструментария для управления ими. Но прежде чем говорить об инструментах управления необходимо выявить основные проблемы НМА ОПК.

В решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 20 июня 2015 г., говорилось: Определить в качестве основного подхода к разработке и реализации Национальной технологической инициативы (далее - НТИ) ориентацию на формирование новых глобальных рынков, имеющих значительные перспективы роста и обеспечивающих потребности массового потребителя.[1] по результатам Госкомстата индекс производства по высокотехнологичным отраслям дал существенный рост (см. таблицу).

Индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности (в % к предыдущему году) [3]

Год 2012 2013 2014

Российская Федерация 113,1 109,3 117,4

Определить в качестве основного инструмента реализации НТИ систему дорожных карт, включающих мероприятия:

- по созданию, развитию и продвижению передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках;

- по поэтапному совершенствованию нормативной правовой базы с целью устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения;

- по совершенствованию системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков;

- по их ежегодной актуализации с использованием методологии форсайта [1].

Сегодня только государство способно выступить заказчиком на производство товаров с высокой добавленной стоимостью, отвечающих требованиям данного решения.

Как говорит С. К. Шойгу: «Важным направлением создания экономических основ развития ОПК является растущий объем ГОЗ. Это стимулирует оборонные предприятия к дальнейшему совершенствованию. Так, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупки и ремонт ВВСТ было выделено в 1,25 раза больше средств. Значительная их часть (более 65 %) была направлена на серийные закупки современных и перспективных систем. При этом большая часть контрактов на закупку ВВСТ, является долгосрочной (около 60 %) [11].

Главная проблема реиндустриализации и дальнейшего развития страны - формирование условий для расширенного воспроизводства интеллектуальной собственности в ОПК. Отечественный гражданский сектор почти не поставляет на рынок высокотехнологичные потребительские товары не только из-за нехватки средств на разработку и организацию их выпуска, но и потому, что никак не мотивирован к инновационной модернизации [8].

Проблема использования интеллектуальной собственности ОПК в гражданском секторе экономики страны не нова. Проблемы подключения ресурсов военно-промышленного комплекса к решению задач наполнения потребительского рынка товаров и услуг, проводились неоднократно. Правда, все они не оказали существенного позитивного воздействия на модернизацию предприятий гражданского сектора, прежде всего на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

В период связанный с рыночными реформами. являясь продолжением политики советской конверсии была попытка решить задачу развития рынка товаров и услуг за счет массового высвобождения квалифицированных специалистов. Авторы реформ априори предполагали, что инженерно-научные кадры способны самостоятельно реализовать свой интеллектуальный капитал на рынке. Наивность этой позиции поражает. Но она стала базовым элементом общенациональной стратегии развития экономики, итогом которой оказались, во-первых, разрушение материально-технической базы научных исследований на предприятиях ОПК, во-вторых, деградация имеющейся в этом секторе интеллектуальной собственности, в-третьих, крайне неэффективное использование подавляющей части высвобожденной научно-технической интеллигенции в малом и среднем бизнесе. Сегодня в стране предпринимается очередная, попытка использования интеллектуальной собственности ОПК в интересах развития гражданских секторов экономики [3; 4].

Согласно «чистой теории» спрос на рынке на исследования и разработки определяет их предло-

жение, но в России это правило не действует. При очевидно растущем спросе на внутреннем рынке на высокотехнологичные потребительские товары и услуги отечественные товаропроизводители их практически не поставляют. У них нет средств либо интереса использовать свою интеллектуальную собственность для инновационной модернизации производства [7].

Сегодня только государство способно инициировать этот интерес, гарантируя тем самым реализацию конечной цели экономики инноваций. Не подменяя рынок, оно может выступить заказчиком на производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Оно также должно, как это делается во всем мире, стать заказчиком на соответствующие исследования и разработки.

Нематериальные активы предприятий ОПК, на данном этапе, являются одним из основных источников инновационного развития страны. Необходимо комплексное управление НМА ОПК, создание новых инструментов для повышения эффективности как самих предприятий, так и страны в целом.

Библиографические ссылки

1. Бойко А. А. Принципы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития . 2013. № 11. С. 26-31.

2. Гостева О. В. Инструменты анализа стратегии эффективного использования интеллектуального капитала на предприятиях РКО // Вестник СибГАУ. 2013. № 1(47).

3. Зарубежные практики стимулирования спроса на инновации в рамках государственных закупок и закупок в компаниях с государственным участием [Электронный ресурс] // РВК. URL: http://www. rusventure.ru/ru/programm/ analytics/docs/2015 04_RVC_ practics_Cover_Interactive.pdf (дата обращения: 11.06. 2015).

4. Курбанов А. Х., Наружный В. Е. Перспективы реализации программы импортозамещения в интересах оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2015. № 3(55).

5. Пак В. А. Анализ рынка технологии России [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/ archive/14/analiz-rynka-tehnologii (дата обращения: 10.09.2015).

6. Сливицкий А. Б. Актуальные проблемы введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. ФГУП «Государственный центр системных исследований» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciteclibrary.ru/texsts/ rus/stat/st6064.pdf (дата обращения: 11.10. 2015).

7. Субъекты инновационного процесса и их функции [Электронный ресурс]. URL: http://www. irbis.vegu.ru/repos/11391/Html/30.htm (дата обращения: 16.10.2015).

8. Hai Guo, Zhongfeng Su, David Ahlstrom. Business model innovation: The effects of exploratory orientation, opportunity recognition, and entrepreneurial bricolage in an emerging economy [Electronic resource] // Asia Pacific J. of Management. June 2016. Vol. 33, Issue 2, pp 533-549. URL: http://link. springer.com/article/10. 1007/s 10490-015-9428-x (date of visit: 20.07.2016).

9. Carlo Cambini, Yossi Spiegel. Investment and Capital Structure of Partially Private Regulated Firms [Electronic resource] // Journal of Economics & Management Strategy. Vol. 25, Issue 2, pр. 487-515, Summer 2016. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/ doi/10.1111/jems.12153/full (date of visit: 20.07.2016).

10. Michele Battisti, Filippo Bello^ Massimo Del Gatto. Unbundling Technology Adoption and tfp at the Firm Level: Do Intangibles Matter? [Electronic resource] // J. of Economics & Management Strategy. Vol. 24, Issue 2, pр. 390-414. Summer 2015. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jems.12094 /abstract (date of visit: 20.07.2016).

References

1. Boyko A. A. Principles of strategic planning of innovative reproduction of fixed assets of enterprises of space-rocket industry // Economics and Management in the XXI century: trends. 2013. № 11. S. 26-31.

2. Gosteva O. V. Tools of analysis strategies for effective use of the intellectual capital in enterprises RKO SibSAU. 2013. Bulletin number 1(47).

3. Foreign practice on innovation stimulating demand through public procurement and procurement in companies with state participation [Electronic resource] // RVC. URL: http://www.rusventure.ru/ru/ programm/analytics/docs/201504_RVC_ practics_Cover_ Interactive.pdf (reference date: 2015 11.06.).

4. Kurbanov A. H., Outdoor V. E. Prospects implementation of import programs in favor of the military-industrial complex of Russia in modern conditions // Problems of the modern economy. 2015. № 3(55).

5. Pak V. A. Market Analysis Russian technology [Electronic resource]. URL: http://novainfo.ru/ archive/14/analiz-rynka-tehnologii (reference date: 10/09/2015)

6. Slivitsky A. B. Actual problems of commercialization of the results of intellectual activity. Federal State Unitary Enterprise "State Center for System Studies" [Electronic resource]. URL: http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st6064.pdf (reference date: 11.10. 2015).

7. The subjects of the innovation process and their functions [Electronic resource]. URL: http://www. irbis.vegu.ru/repos/11391/Html/30.htm (reference date: 16.10.2015).

8. Hai Guo, Zhongfeng Su, David Ahlstrom. Business model innovation: The effects of exploratory

orientation, opportunity recognition, and entrepreneurial bricolage in an emerging economy [Electronic resource] // Asia Pacific J. of Management. June 2016, Vol. 33, Issue 2, pp 533-549. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s10490-015-9428-x (reference date: 16.10.2015).

9. Carlo Cambini, Yossi Spiegel. Investment and Capital Structure of Partially Private Regulated Firms. Journal of Economics & Management Strategy [Electronic resource]. Summer 2016. Vol. 25, Issue 2, pp. 487-515. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/

doi/10.1111/jems.12153/full (reference date: 16.10.2015).

10. Michele Battisti, Filippo Bellos, Massimo Del Gatto. Unbundling Technology Adoption and tfp at the Firm Level: Do Intangibles Matter? [Electronic resource] // J. of Economics & Management Strategy. Summer 2015. Vol. 24, Issue 2, pp. 390-414,. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jems.12094 /abstract (reference date: 16.10.2015).

© Гостева О. В., 2016

Для цитирования: Гостева О. В. Проблемы управления нематериальными активами на предприятиях оборонно промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 19-23.

For citations: Gostevа O. V. Problems of intangible assets in enterprises defense industrial complex // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 19-23. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.