Приоритеты России
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОВЫМИ СТРУКТУРАМИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ
КОМПЛЕКСЕ РОССИИ*
И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор
А. В. АЛЕКСАНЯН Кубанский государственный университет
Необходимость успешного решения многочисленных проблем развития экономики нашей страны выдвигает на повестку дня вопрос о совершенствовании механизмов управления развитием холдинговых структур в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России.
В современной ситуации становится очевидно, что формирование эффективных организационных структур управления превратилось в столь значимый фактор развития предприятий ТЭК России, что они оказывают воздействие на ключевые производственные и экономические процессы на этих предприятиях. Эффективность функционирования холдингов, объединяющих энергетические предприятия, оказывает влияние на темпы производственного и экономического роста, эффективность использования финансовых, материальных и иных ресурсов, пропорции экономических и производственных процессов и т. д.
Переход на рыночные отношения в ТЭК России определил появление консолидированных холдинговых структур из ранее обособленных энергетических предприятий. Это предъявило требования к организационным структурам энергетических холдингов на различных уровнях управления. Очевидно, от того, как будут функционировать механизмы управления холдинговыми структурами, зависит общий организационно-управленческий и экономический эффект в ТЭК.
Существует настоятельная потребность в комплексном изучении процессов формирования и
*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
функционирования структур управления на уровне отдельных производственных холдингов, в том числе на предприятиях региональных энергетических холдингов со свойственной им спецификой.
Интеграционные тенденции в процессе рыночных преобразований в ТЭК России привели к формированию корпоративного сектора, включающего крупные промышленные предприятия и их объединения: финансово-промышленные группы, холдинги и транснациональные корпорации.
В настоящее время в ТЭК весьма актуальным становится решение проблемы создания организационных структур управления энергетическими холдингами, сформированными на уровне региона Российской Федерации. Разработка новой концепции формирования организационных структур управления на уровне регионального энергетического холдинга базируется на внедрении интеграционного управленческого принципа и соответствующего организационно-управленческого подхода.
Управление функционированием организационных структур на уровне регионального энергетического холдинга строится на оперативном анализе корпоративных управленческих иерархий и потоков информации, поступающих от организационных структур управления. Поэтому интеграционно детерминированное управление — это своеобразное воздействие на экономические и производственные процессы регионального энергетического холдинга при помощи организационных структур управления на основе общих, специфических и других функций и делегированных полномочий.
Каждый уровень управления на предприятиях ТЭК России представлен иерархической системой
организационных структур управления, которая в свою очередь состоит из нескольких функциональных организационных структур управления более низкого уровня.
Таким образом, корпоративная совокупность организационных структур управления является центральным звеном энергетического холдинга.
В качестве инструмента функционального упорядочения этих процессов, по нашему мнению, необходимо использовать понятие профиля организационной структуры управления. Под профилем организационной структуры управления мы понимаем совокупность организационных форм и связанных с ними управленческих стандартов, предназначенных для реализации заданной функции или группы функций управления. Создание и использование таких профилей являются органической частью процессов разработки, внедрения и функционирования организационных структур управления на уровне регионального энергетического холдинга. Управленческие профили характеризуют систему управления на уровне регионального энергетического холдинга на всех стадиях производственно-экономического цикла, задавая набор интеграционных целей и приоритетов, которым должны соответствовать организационные структуры управления и их компоненты.
Можно представить региональный энергетический холдинг как объект управления по прибыльности:
x = f (x,u) , (1)
где: x — высокая прибыльность, xeRn; u — низкая прибыльность, ue Rm; n и m—число энергетических предприятий в холдинге и в регионе, n < m. Тогда, с учетом области допустимых значений управляющего воздействия, переход из начальной точки интеграции энергетических предприятий, имеющихся в регионе, в энергетический холдинг в конечную точку процесса интеграции определяется
формулой оптимальности:
T
J = min I f0(x,u)dt, (2)
UeQ.. J U 0
где: x (t) — текущая (начальная) точка; x (t+At) — промежуточная точка.
Графически это будет выглядеть следующим образом (рис. 1).
Функциональная схема организационной структуры управления на уровне регионального энергетического холдинга должна строиться в соответствии со структурой предприятий и организаций, занимающихся энергетическим произ-
Рис. 1. Схема перехода прибыльности системы энергетических предприятий, имеющихся в регионе, из начальной точки процесса интеграции в холдинг, в конечную точку формирования и функционирования холдинга
водством с учетом существующих организационно-управленческих условий.
Основная цель развития ТЭК — создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное функционирование системы энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности страны, которая определяется возможностью ТЭК обеспечить энергоресурсами потребителей России и стран-партнеров.
В связи с тем, что энергетическая политика затрагивает интересы всех слоев общества, она должна учитывать краткосрочные и долгосрочные цели государства в политике, экономике, социальном развитии.
Необходимо создать условия для экономии всех ресурсов, сохранения окружающей среды, обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения с учетом социальной справедливости и поддержания порядка.
В краткосрочном плане развития регионам во всех сферах деятельности необходимо ежедневно решать проблемы энергоснабжения. Поставки энергоресурсов в необходимом количестве и номенклатуре обеспечивают работоспособность промышленности и сельского хозяйства, коммунальных служб и инфраструктуры.
В структуру ТЭК Краснодарского края входят 243 предприятия различной формы собственности, на которых работают сотрудники следующих отраслей: энергетической, теплоэнергетической, газовой, нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, трубопроводного транспорта (рис. 2). Среднесписочный состав сотрудников, занятых на этих предприятиях, — около 70 тыс. чел.
Отраслевой особенностью предприятий ТЭК является государственное регулирование цен и
| Топливно-энергетический комплекс ]
-1 Электроэнергетическая отрасль ]
-[ Теплоэнергетическая отрасль
-[ Нефтеперерабатывающая отрасль
-1 Нефтегазодобывающая отрасль ]
-[ Газовая отрасль
-[ Трубопроводный транспорт
Рис. 2. Структура ТЭК Краснодарского края
тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ, воду и другие услуги на уровне Федеральной службы по тарифам и Региональной энергетической комиссии. Услуги 120 предприятий ТЭК регулируются тарифами.
Инвестиционные проекты ТЭК края имеют больший срок окупаемости и меньшую привлекательность для потенциальных инвесторов по сравнению с инвестиционными проектами других отраслей, так как при установлении тарифов органы ценообразования ориентируются на минимально возможный уровень тарифов с целью защиты интересов населения.
Основой ТЭК края являются дочерние структуры вертикально интегрированных компаний, таких как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО АК «Транснефть», ОАО «Роснефть» и др.
Топливно-энергетический комплекс края производит более 25 % промышленной продукции Кубани и дает больше половины налоговых поступлений промышленных предприятий края в бюджетную систему Российской Федерации.
Основной задачей ТЭК является надежность обеспечения потребителей края энергоресурсами. Потребность в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР), производство и покрытие их дефицита в крае показаны в табл. 1.
В настоящее время ТЭК края в неполном объеме удовлетворяет спрос потребителей Краснодарского края на ТЭР. Существующая органи-
зационная структура предприятий ТЭК Кубани не может решить проблему дефицита ТЭР, что требует организационной трансформации существующих региональных энергетических холдингов для повышения их эффективности.
В предстоящем периоде социально-экономическое развитие Краснодарского края во многом будет определяться стратегией деятельности региональных энергетических холдингов. Их ресурсы, мобильный организационно-правовой механизм, высокая управленческая культура должны обеспечить успешное решение проблем производственно-технологического и социального развития предприятий, оперативно перераспределять ТЭР.
Для формирования благоприятных условий деятельности и развития региональных энергетических холдингов в Краснодарском крае, с учетом требований обеспечения энергетической безопасности необходимо повышение эффективности регулирования в сфере энергоснабжения, совершенствование хозяйственных отношений путем развития рыночных механизмов и формирование конкурентной среды.
Предлагаемая модель эволюции регионального рынка ТЭР в Краснодарском крае предусматривает поэтапную либерализацию регионального энергетического рынка, проводимую под контролем Правительства Российской Федерации в интересах общества, потребителей и производителей ТЭР. Целесообразна программа дальнейшего развития регионального рынка ТЭР по двухсекторной модели — с растущим конкурентным и сокращающимся регулируемым секторами.
Реализация двухсекторной модели позволит государству и региональным властям надежно контролировать процесс реформирования, избегая как чрезмерной нагрузки на потребителей, так и угрозы снижения устойчивости энергоснабжения.
Перемещение поставок ТЭР с регулируемого сектора в конкурентный сектор регионального рынка для всех категорий потребителей, кроме защищенных, предлагается осуществлять по ут-
Таблица 1
Потребность в ТЭР, производство и покрытие дефицита ТЭР в Краснодарском крае [1]
Показатель Потребность в ТЭР Производство ТЭР Покрытие дефицита ТЭР за счет поставок из других регионов
Газ природный, млрд м3 8,5 3,05 5,45
Нефть, тыс. т 7 573 1 622 6 868
Бензин автомобильный, тыс. т 1 700 286 1 414
Топливо дизельное, тыс. т 1 300 2 253,2 1 843,2
Мазут топочный, тыс. т 430 3 335,5 94,5
верждаемой Администрацией Краснодарского края среднесрочной программе. Администрация Краснодарского края разрабатывает программу, обеспечивающую возможность привлечения необходимых капиталовложений в развитие энергетических компаний без замедления роста экономики и снижения благосостояния населения.
В конкурентном секторе регионального рынка должны реализовываться ТЭР, производимые независимыми производителями, и ТЭР сверх объемов, поставляемые в регулируемый сектор.
Основной задачей развития порядка доступа к системе магистральных и распределительных энергетических сетей (СМРЭС) и системам энергораспределения является обеспечение стабильных условий использования и расширения энергетической инфраструктуры для выполнения целей развития рынка ТЭР на основе недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к свободным мощностям СМРЭС и равенства всех участников свободного сектора рынка энергетических ресурсов, включая тех, кто реализует на данном секторе ресурсы естественных монополий, регулируемых федеральными ведомствами.
Необходимо предусмотреть следующие режимы доступа пользователей к СМРЭС:
• долгосрочный доступ (на срок более 5 лет). Представляет особый интерес для масштабных производителей ТЭР, нуждающихся в гарантированном доступе;
• среднесрочный доступ (на период до 5 лет). В этом случае доступ может основываться на «квотном» принципе;
• доступ на основе краткосрочных (до 1 года) соглашений (включая доступ, сопровождающий спотовые сделки);
• инвестиционный доступ независимых производителей ТЭР, участвующих в инвестиционных проектах развития СМРЭС энерготранспортных мощностей, исходя из уровня и характера этого участия.
Наиболее эффективным направлением трансформации организационной структуры регионального энергетического холдинга, по нашему мнению, является путь формирования так называемой бинарной (газово-электроэнергетической) корпорации. Надо отметить, что возникновение новых и объединение в крупные двух и более профильных энергетических корпораций, как транснациональных, так и внутри- и межгосударственных, является общемировой тенденцией — реакцией энергетики на новые для нее времена.
В свете этой тенденции, на наш взгляд, целесообразно создание нового субъекта энергорынка Кубани, который может затронуть как сектор энергетики, так и сектор газового топлива — формирование бинарной корпорации (регионального энергетического холдинга) на базе кубанских предприятий РАО «ЕЭС» и ОАО «Газпром», что позволит решить основные проблемы, стоящие перед системой управления структурами ТЭК Кубани.
Организационное объединение производств, транспортировки и сбыта природного газа и электроэнергии в рамках единой бинарной корпорации позволит последней резко повысить конкурентоспособность. Современные процессы консолидации капитала в ТЭК диктуют высокие требования к размеру и уровню производственной интеграции современной корпорации.
Для бинарной топливно-энергетической корпорации — регионального энергетического холдинга на Кубани — необходимо внедрение эффективного алгоритма управления деятельностью как управленческой основы для обеспечения устойчивости функционирования в кризисные периоды, каким является настоящий период (рис. 3).
Основные направления деятельности бинарной (газово-элекроэнергетической) корпорации — регионального энергетического холдинга на Кубани следующие:
производственные:
• диверсификация производства;
• консолидация активов;
• модернизация; экономические:
• повышение капитализации корпорации;
• выход на иностранные рынки капитала. Предприятия, которые могут войти в региональный энергетический холдинг «Кубаньэнер-гогаз», имеют обширный опыт регионального обслуживания потребителей, что позволит ему оставаться безусловным лидером на региональном рынке ТЭР и услуг и устанавливать стандарты работы на нем.
Наличие отработанных энергетических технологий позволяет региональному энергетическому холдингу «Кубаньэнергогаз» осуществлять обслуживание большого числа потребителей и обслуживать значительные энергетические потоки.
Репутация крупного, стабильного и надежного регионального энергетического холдинга «Кубань-энергогаз» является безусловным конкурентным преимуществом, которое обеспечит его лидерство на основных сегментах регионального энергети-
Мониторинг экономических факторов
Пороговые значения экономических факторов, методы их определения
Макроокружение региона
Экономические условия в России
Непосредственное окружение региона
Экономические условия в Южном федеральном округе
I
Внутренняя экономическая обстановка в регионе
Экономические условия в регионе
Тенденции и динамика макроэкономического развития
Прогнозные сценарии i
Средства и механизмы управления
-организационные;
-экономические;
-нормативно-правовые
Методы реагирования
-последующие; -упреждающие; -превентивные
Анализ ситуации, оценка соотношений
Угроз и средств управления Угроз и методов управления Средств и методов управления
Формирование вариантов управленческих действий
Вариант 1 Вариант 2 Вариант N
Моделирование результатов управления
Критерии оценки результатов управления
Выбор варианта управленческих действий
Разработка процедур взаимодействия между субъектами энергетического производства и потребления энергетических ресурсов
Доведение плана действий до исполнителей
Оценка и контроль исполнения
Использование результатов
Рис. 3. Схема алгоритма управления деятельностью регионального энергетического холдинга
ческого рынка. Наличие значительного капитала позволит Региональному энергетическому холдингу «Кубань-энергогаз» осуществлять крупные инвестиции в развитие собственной инфраструктуры и внедрять современные энергетические технологии.
Новая модель построения организационной структуры позволит повысить качество и оперативность управления как за счет более четкой вертикальной интеграции подразделений на всех уровнях корпоративной иерархии, так и за счет внедрения единого руководящего органа в блоках и расширения полномочий нижестоящих подразделений.
Региональному энергетическому холдингу «Кубаньэнергогаз» необходимо внедрение операционной и информационно-аналитической системы (CRM), комплексной автоматизированной системы управления рисками, развитие современных автоматизированных технологий поддержки принятия решений, создание единых Call-центров, более широкое применение возможностей унифицированного электронного документооборота и управленческого учета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития ТЭК Краснодарского края на 2008—2020 годы. — Краснодар, 2007.