Научная статья на тему 'Проблемы управления губернскими городами Южного Урала в конце XIX - начале XX вв'

Проблемы управления губернскими городами Южного Урала в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / УФА / ОРЕНБУРГ / ГУБЕРНАТОР / ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / TOWN / CITY / UFA / ORENBURG / GOVERNOR / MUNICIPAL REGULATIONS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буканова Р. Г., Имаев О. А., Муратова С. Р., Уразова А. И., Шаяхметова И. З.

В работе представлены общие положения системы управления и самоуправления губернскими городами Южного Урала Уфы и Оренбурга. Особенностями Уфы и Оренбурга в XIX начале XX вв. являлась административная специализация, а также сосредоточение в них структур управления Российского государства. В последней трети XIX в. система местного управления города в Российской империи включала городскую думу и управу, которые руководствовались в своей деятельности Городовым положением 1870 г., а затем и новым Городовым положением 1892 г. Новое Городовое положение было редакцией закона 1870 г. Городские учреждения по-прежнему оставались одной из форм государственного, а не общественного управления. Гласные городских дум избирались. Местные органы управления занимались в основном финансовыми и хозяйственными вопросами. Отношение к выборам в Городскую думу было формальным. В числе гласных из года в год оказывались одни и те же лица. Либеральные реформы 1860-1870 гг. были распространены на башкир, татар и другие нерусские народы края и формально устанавливали равенство, но оно не соблюдалось. В начале XX в. функции губернатора были разнообразны. В его подчинении находился целый ряд государственных организаций и структур, в т.ч. и городские органы самоуправления. При этом губернатор не всегда мог проследить за действиями поднадзорных ему органов. Верховная власть Российской империи ограничивала систему местного самоуправления. Губернатор оставался лишь частью сложной административной системы Российского государства. Городовым положением 1892 г. ограничивались и без того формальные права местного городского самоуправления. Если Городовое положение 1870 г. во многом утвердило тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. внесли ограничение избирательных прав горожан и усилили вмешательство правительства в деятельность органов местного городского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PROBLEMS OF PROVINCIAL TOWNS OF THE SOUTHERN URALS IN THE LATE 19 th - EARLY 20 th CENTURIES

The general provisions of the system of management and governance of Ufa and Orenburg the provincial towns of the South Urals are presented in the article. The distinctive features of Ufa and Orenburg in the 19 th early 20 th centuries was the administrative specialization and high concentration of governance structures of the Russian state. In the last third of the 19 th century, system of town local government in the Russian Empire included the town Council and the town government that was guided by the Municipal Regulations of 1870 and then by the New Municipal Regulations of 1892. Local governments were mainly engaged in financial and economic matters. Municipal institutions remained a form of state government, not public administration; though the representatives of town Council were elected, the elections was formal. There were the same people among the representatives from year to year. Liberal reforms of the 1860-1870-s were distributed to the Bashkirs, Tatars and other non-Russian peoples of the region and formally established equality, but it was not respected. In the beginning of 20 th century, the role of the Governor varied. There was a large number of state organizations and agencies in his submission, including town governments. Thus, the Governor was not always able to monitor the actions of the supervised bodies. At the same time, the Supreme power of the Russian Empire restricted the system of local government and the Governor remained only part of a complex administrative system of the Russian state. Before 1892, the rights of local municipal government were mainly formal, but the New Municipal Regulations of 1892 limited them even more. While the Regulations of 1870 largely copied the order, which existed in the towns of Western Europe, the new laws restricted the electoral rights of citizens and increased government intervention in the activities of local municipal government.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления губернскими городами Южного Урала в конце XIX - начале XX вв»

УДК 94(47+57)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНСКИМИ ГОРОДАМИ ЮЖНОГО УРАЛА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

© Р. Г. Буканова*, О. А. Имаев, С. Р. Муратова, А. И. Уразова, И. З. Шаяхметова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 68 74.

*Email: [email protected]

В работе представлены общие положения системы управления и самоуправления губернскими городами Южного Урала - Уфы и Оренбурга. Особенностями Уфы и Оренбурга в XIX - начале XX вв. являлась административная специализация, а также сосредоточение в них структур управления Российского государства.

В последней трети XIX в. система местного управления города в Российской империи включала городскую думу и управу, которые руководствовались в своей деятельности Городовым положением 1870 г., а затем и новым Городовым положением 1892 г. Новое Городовое положение было редакцией закона 1870 г.

Городские учреждения по-прежнему оставались одной из форм государственного, а не общественного управления. Гласные городских дум избирались. Местные органы управления занимались в основном финансовыми и хозяйственными вопросами. Отношение к выборам в Городскую думу было формальным. В числе гласных из года в год оказывались одни и те же лица.

Либеральные реформы 1860-1870 гг. были распространены на башкир, татар и другие нерусские народы края и формально устанавливали равенство, но оно не соблюдалось.

В начале XX в. функции губернатора были разнообразны. В его подчинении находился целый ряд государственных организаций и структур, в т.ч. и городские органы самоуправления. При этом губернатор не всегда мог проследить за действиями поднадзорных ему органов.

Верховная власть Российской империи ограничивала систему местного самоуправления. Губернатор оставался лишь частью сложной административной системы Российского государства.

Городовым положением 1892 г. ограничивались и без того формальные права местного городского самоуправления. Если Городовое положение 1870 г. во многом утвердило тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. внесли ограничение избирательных прав горожан и усилили вмешательство правительства в деятельность органов местного городского самоуправления.

Ключевые слова: город, Уфа, Оренбург, губернатор, Городовое положение, управление. Город - это особое культурное, социальное, эко- Российского государства. В губернских городах нахо-

номико-географическое пространство. В масштабах дились губернское правление, губернское жандарм-

региона большой город - это культурная, экономиче- ское управление, судебные органы. Высшим админи-

ская и политико-административная доминанта. стративным органом являлось губернское правление,

Уфа и Оренбург возникли и развивались в общем которое состояло из общего присутствия во главе с

историко-географическом пространстве Южного Ура- губернатором и канцелярией, руководимой вице-

ла, при этом Уфа - исторически сложившийся центр губернатором [9].

Южного Урала, а Оренбург был основан в XVIII в. В последней трети XIX в. система местного

Особое место в становлении двух крупных городов управления города в Российской империи включала

Южного Урала занимает рубеж ХГХ-ХХ вв. - период городскую думу и управу, которые руководствовались

ускоренного развития городов Российской империи. в своей деятельности Городовым положением 1870 г.,

В новейшей историографии внимание к теорети- а затем новым Городовым положением 1892 г. [9].

ческому осмыслению отечественного города усилива- Новое Городовое положение было редакцией за-

ется [1-2]. Города Южного Урала и отдельные аспекты кона 1870 г. В связи с этим городские учреждения по-

их развития становятся предметом исследования прежнему оставались одной из форм государственно-

Р. Г. Букановой, Г. Э. Емалетдиновой, Е. В. Баннико- го, а не общественного управления, правда, гласные

вой, С. Ю. Семеновой и др. [3-6]. городских дум избирались. Избирательным правом

Особенностью Уфы и Оренбурга в XIX - начале обладали лишь состоятельные горожане, владевшие

XX в. являлась административная специализация. недвижимостью. Местные органы городского управ-

Оренбург был основан на восточных рубежах страны с ления занимались главным образом финансовыми и

целью управления новыми присоединенными к Рос- хозяйственными вопросами [9]. На некоторых заседа-

сийскому государству территориями. До 1862 г. сохра- ниях оренбургской, да и уфимской, городских дум

нял значение военной крепости, управляемой военным было многолюдно, так как на них распределялись под-

губернатором [7]. Уфа - исторический центр Башкир- ряды и должности. Подряды часто доставались одному

ского края, в составе Оренбургской губернии выпол- и тому же кругу лиц [10]. В конце XIX - начале XX в.

нявший функцию управления гражданским населени- бюджет и общественные средства являлись «кормуш-

ем [8]. После разделения Оренбургской губернии на кой» для нечестных на руку дельцов. Этим обстоятель-

Уфимскую и Оренбургскую в 1865 г. Уфа стала цен- ством можно объяснить и грязь, и отсутствие мосто-

тром одноименной внутренней губернии Европейской вых на улицах Уфы и Оренбурга, а также хронический

части Российской империи, в то время как Оренбург дефицит мест в учреждениях здравоохранения, мате-

вновь вернул себе статус главного города Оренбург- риальное обеспечение которых оставляло желать луч-

ской губернии [8-7]. шего и многое другое [8-7].

Немаловажной особенностью губернского города Отношение к выборам в Городскую думу было

являлось сосредоточение в нем структур управления формальным, как к какому-то ритуалу. В Городовом

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №4

1427

положении 1892 г. ничего не было сказано о демократических выборах, даже формальных. Выборы в целом были лишены какого-либо значения [9]. Неудивительно, что в числе гласных в губернских городах из года в год были одни и те же лица [9].

Либеральные реформы 1860-1870 гг. были распространены на башкир, татар и другие нерусские народы края и формально устанавливали равенство, но это «равенство» не соблюдалось [11]. Открытая дискриминация по религиозно-этническому признаку, проявлялась в отношении евреев. Они не допускались к участию в городских выборах, а также к занятию должностей в органах городского правления [12-13].

В начале XX в. функции губернатора были обширны и разнообразны, в подчинении губернатора находился целый ряд государственных организаций и структур, в том числе и городские органы самоуправления. Однако губернатор, обладая неограниченными полномочиями, не всегда мог физически уследить за действиями поднадзорных ему органов. Один документооборот данных учреждений насчитывал по несколько десятков документов в день, а на пути решения важных хозяйственных проблем стояли долгие бюрократические процедуры [14-16].

Верховная власть Российской империи законодательным путем ограничивала систему местного самоуправления. Губернатор мог наложить протест на любое постановление, воспользоваться правом вето [9]. Однако губернатор, несмотря на возложенные на него огромные полномочия, оставался лишь частью сложной административной системы Российской империи.

Городовым положением 1892 г. ограничивались и без того формальные права местного городского самоуправления. Если Городовое положение 1870 г. во многом утвердило тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. внесли ограничение избирательных прав горожан и усилили вмешательство центральной власти в деятельность органов местного городского самоуправления [9].

Таким образом, в губернских городах Уфа и Оренбург были отмечены схожие процессы, характерные для городов Европейской России конца XIX -начала XX в. Если к концу XIX в. большинство губернских городов относились к так называемым «большим городам» (по типологии того периода), то на начальном этапе урбанизации России часть из них, в том числе Уфа и Оренбург, превратились в «крупные города» (по типологии того периода). Конец XIX -начало XX в. характеризуется укреплением административно-бюрократической системы, что оказало

непосредственное влияние на управление городами и развитие системы городского самоуправления. Уфа и Оренбург, являясь административными центрами Южного Урала, сосредотачивали общественную, политическую и социально-экономическую жизнь в важный период истории Российского государства - рубеж XIX-XX вв.

Работа выполнена в рамках государственной программы: «Города и городское население Южного Урала в XVI-XXвв.: история, источниковедение, историография» (код и шифр ГРНТИ 60.30.204, номер государственной регистрации 200004581).

ЛИТЕРАТУРА

1. Коган Л. Б. Требуются горожане! М.: Грааль, 1996.

2. Лаппо Г. М. География городов. М.: Новый хронограф, 2009.

3. Банникова Е. В. Дореформенное купечество Южного Урала: повседневная жизнь в городской среде. Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009.

4. Буканова Р. Г. Города-крепости на территории Башкортостана в XVI-XVII вв. Уфа: Китап, 2010.

5. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Фонд «Губернского правления» (Ф. 11). Оп. 1. Д. 441.

6. Емалетдинова Г. Э. Городское самоуправление на Южном Урале во второй половине XIX - начале XX вв. Уфа: изд-во «БашГУ», 2003.

7. Семенова С. Ю. Как строилась и жила губернская Уфа (конец XVI-начало XX в.) / Очерки. Уфа: Восточный университет, 2004.

8. Адрес - календари и справочные книжки Оренбургской губернии (за 1891-1917 гг.).

9. Адрес - календари и справочные книжки Уфимской губернии (за 1889-1911 гг.).

10. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание III. Т. XII. Отд. I. Ст. 8708.

11. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Фонд «Губернского правления» (Ф. 11). Оп. 1. Д. 441.

12. Журналы Уфимской городской думы за 1899-1913 гг. Уфа, 1901-1916 гг.

13. ГАОО. Фонд «Оренбургской городской управы» (Ф. 41). Оп. 1. Д. 71.

14. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Фонд «Уфимской городской управы» (Ф. И-340). Оп. 1. Д. 2-9.

15. ГАОО. Фонд «Канцелярии оренбургского губернатора» (Ф. 10). Оп. 2. Д. 277.

16. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Фонд «Губернского правления» (Ф. И-9). Оп. 1. Д. 19.

17. ЦИА РБ. Фонд «Уфимской городской думы» (Ф. И-311). Оп. 1. Д. 9.

18. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Фонд «Уфимской городской управы» (Ф. И-340). Оп. 1. Д. 2-9.

Поступила в редакцию 21.09.2015 г.

MANAGEMENT PROBLEMS OF PROVINCIAL TOWNS OF THE SOUTHERN URALS IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES

© R. G. Bukanova*, O. A. Imaev, S. R. Muratova, A. I. Urazova, I. Z. Shayakhmetova

Bashkir State University 32 Z. Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

*Email: [email protected]

The general provisions of the system of management and governance of Ufa and Orenburg the provincial towns of the South Urals are presented in the article. The distinctive features of Ufa and Orenburg in the 19th - early 20th centuries was the administrative specialization and high concentration of governance structures of the Russian state. In the last third of the 19th century, system of town local government in the Russian Empire included the town Council and the town government that was guided by the Municipal Regulations of 1870 and then by the New Municipal Regulations of 1892. Local governments were mainly engaged in financial and economic matters. Municipal institutions remained a form of state government, not public administration; though the representatives of town Council were elected, the elections was formal. There were the same people among the representatives from year to year. Liberal reforms of the 1860-1870-s were distributed to the Bashkirs, Tatars and other non-Russian peoples of the region and formally established equality, but it was not respected. In the beginning of 20th century, the role of the Governor varied. There was a large number of state organizations and agencies in his submission, including town governments. Thus, the Governor was not always able to monitor the actions of the supervised bodies. At the same time, the Supreme power of the Russian Empire restricted the system of local government and the Governor remained only part of a complex administrative system of the Russian state. Before 1892, the rights of local municipal government were mainly formal, but the New Municipal Regulations of 1892 limited them even more. While the Regulations of 1870 largely copied the order, which existed in the towns of Western Europe, the new laws restricted the electoral rights of citizens and increased government intervention in the activities of local municipal government.

Keywords: town, city, Ufa, Orenburg, governor, municipal regulations, management.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Kogan L. B. Trebuyut-sya gorozhane! [Citizens are required!] Moscow: Graal', 1996.

2. Lappo G. M. Geografiya gorodov [Urban geography]. Moscow: Novyi khronograf, 2009.

3. Bannikova E. V. Doreformennoe kupechestvo Yuzhnogo Urala: povsednevnaya zhizn' v gorodskoi srede [Pre-reform merchants of the South Urals: everyday life in an urban environment]. Orenburg: GU «RTsRO», 2009.

4. Bukanova R. G. Goroda-kreposti na territorii Bashkortostana v XVI-XVII vv. [The town-fortress on the territory of Bashkortostan in 16th- 17th centuries]. Ufa: Kitap, 2010.

5. Gosudarstvennyi arkhiv Orenburgskoi oblasti (GAOO). Fond «Gubernskogo pravleniya» (F. 11). Op. 1. D. 441.

6. Emaletdinova G. E. Gorodskoe samoupravlenie na Yuzhnom Urale vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. [The local municipal government in the South Urals in the second half of the 19th- early 20th centuries]. Ufa: izd-vo «BashGU», 2003.

7. Semenova S. Yu. Kak stroilas' i zhila gubernskaya Ufa (konets XVI-nachalo XX v.) / Ocherki. Ufa: Vostochnyi universitet, 2004.

8. Adres - kalendari i spravochnye knizhki Orenburgskoi gubernii (za 1891-1917 gg.).

9. Adres - kalendari i spravochnye knizhki Ufimskoi gubernii (za 1889-1911 gg.).

10. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii (PSZ). Sobranie III. T. XII. Otd. I. St. 8708.

11. Gosudarstvennyi arkhiv Orenburgskoi oblasti (GAOO). Fond «Gubernskogo pravleniya» (F. 11). Op. 1. D. 441.

12. Zhurnaly Ufimskoi gorodskoi dumy za 1899-1913 gg. Ufa, 1901-1916 gg.

13. GAOO. Fond «Orenburgskoi gorodskoi upravy» (F. 41). Op. 1. D. 71.

14. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan (TsIA RB). Fond «Ufimskoi gorodskoi upravy» (F. I-340). Op. 1. D. 2-9.

15. GAOO. Fond «Kantselyarii orenburgskogo gubernatora» (F. 10). Op. 2. D. 277.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan (TsIA RB). Fond «Gubernskogo pravleniya» (F. I-9). Op. 1. D. 19.

17. TsIA RB. Fond «Ufimskoi gorodskoi dumy» (F. I-311). Op. 1. D. 9.

18. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan (TsIA RB). Fond «Ufimskoi gorodskoi upravy» (F. I-340). Op. 1. D. 2-9.

Received 21.09.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.