Научная статья на тему 'Проблемы упорядочения оборота криптовалют как базы для наращивания инвестиций с учетом перспективной интеграции финансовых систем в рамках ЕАЭС'

Проблемы упорядочения оборота криптовалют как базы для наращивания инвестиций с учетом перспективной интеграции финансовых систем в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые активы / криптовалюта / блокчейн / реестры цифровых транзакций / Россия / ЕАЭС / финансовая система / регулирование / digital assets / crypto-currency / blockbook / registers of digital transactions / Russia / ЕАЭС / financial system / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Леонидович Логинов, Владимир Викторович Григорьев, Юлия Александровна Романова, Виталия Юрьевна Борталевич

Разработка и реализация Россией стратегии развития цифровой финансовой суперсистемы на основе единой союзной криптовалюты является основой создания координированной системы монетарного расширения инвестиционной базы в государствах — членах ЕАЭС, создает возможности привлекать традиционные или цифровые деньги на осуществление инвестиционных проектов в России и других государствах — членах ЕАЭС, а также обеспечить расширение контроля совокупных массивов финансовых активов. Вектор решения проблем низкой монетизации экономики на основе эмиссии цифровых финансовых активов предлагается с опорой на внедрение в рамках ЕАЭС распределенного реестра цифровых транзакций на базе технологии блокчейн с возможностью сбора и концентрации ранее недоступных массивов детализированной информации. Это открывает широкий спектр новых путей улучшения наблюдаемости и регулирования процессов оборота цифровых валют, перехода к координационно-агрегированному управлению, в том числе детализированному планированию показателей социально-экономического развития, с решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов как базы для наращивания инвестиций в конкретной территориально-государственной зоне ЕАЭС исходя из условий, формирующих спрос на крипто-эмиссионную поддержку экономической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евгений Леонидович Логинов, Владимир Викторович Григорьев, Юлия Александровна Романова, Виталия Юрьевна Борталевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Ordering the Turnover of Kriptovalut as a Basis for Increase Investment with Perspective Integration Financial Systems within the Framework of the Unified Energy System

The development and implementation by Russia of the strategy for the development of the digital financial supersystem on the basis of a single union crypto currency is the basis for creating a coordinated system of monetary expansion of the investment base in the EEA member states, creating opportunities to attract traditional or digital money for investment projects in Russia and other EEA member states , and also to ensure the expansion of control over aggregate arrays of financial assets. The vector of solving the problems of low monetization of the economy based on the issue of digital financial assets is proposed based on the implementation of a distributed repository of digital transactions in the framework of the EAES based on blocking technology with the ability to collect and concentrate previously inaccessible arrays of detailed information. This opens up a wide range of new ways to improve the observability and regulation of the turnover of digital currencies, the transition to coordinated-aggregated management, including the detailed planning of socio-economic development indicators, with the task of reconfiguring the volumes, structure and terms of issuing and circulating digital financial assets as bases for increasing investment in a particular territorial-state zone of the EAEC based on the conditions that form the demand for crypto-emission support, the economy activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы упорядочения оборота криптовалют как базы для наращивания инвестиций с учетом перспективной интеграции финансовых систем в рамках ЕАЭС»

УДК 656.029.4 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10026

Проблемы упорядочения оборота криптовалют как базы для наращивания инвестиций с учетом перспективной интеграции финансовых систем в рамках ЕАЭС

Problems of Ordering the Turnover of Kriptovalut as a Basis for Increase Investment with Perspective Integration Financial Systems within the Framework of the Unified Energy System

Евгений Леонидович ЛОГИНОВ,

доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, руководитель Проектного центра Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ), профессор департамента «Мировая экономика и мировые финансы» Финансового университета при Правительстве РФ

E-mail: [email protected]

Владимир Викторович ГРИГОРЬЕВ,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики, эконометрики и информационных технологий факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России

E-mail: [email protected]

Юлия Александровна РОМАНОВА,

доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН

E-mail: [email protected]

Виталия Юрьевна БОРТАЛЕВИЧ,

старший лаборант Лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов, Центральный экономико-математический институт РАН

E-mail: russ [email protected]

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-010-00796/18 «Разработка модели интегрированной мультивалютной финансовой системы ЕАЭС как комбинаторно-расширяемого пространства для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов при их конкуренции с транснациональными финансовыми группами»)

Аннотация. Разработка и реализация Россией стратегии развития цифровой финансовой суперсистемы на основе единой союзной криптовалюты является основой создания координированной системы монетарного расширения инвестиционной базы в государствах — членах ЕАЭС, создает возможности привлекать традиционные или цифровые деньги на осуществление инвестиционных проектов в России и других государствах — членах ЕАЭС, а также обеспечить расширение контроля совокупных массивов финансовых активов. Вектор решения проблем низкой монетизации экономики на основе эмиссии цифровых финансовых активов предлагается с опорой на внедрение в рамках ЕАЭС распределенного реестра цифровых транзакций на базе технологии блок-чейн с возможностью сбора и концентрации ранее недоступных массивов детализированной информации. Это открывает широкий спектр новых путей улучшения наблюдаемости и регулирования процессов оборота цифровых валют, перехода к координа-ционно-агрегированному управлению, в том числе детализированному планированию показателей социально-экономического развития, с решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов как базы для наращивания инвестиций в конкретной территориально-государственной зоне ЕАЭС исходя из условий, формирующих спрос на крипто-эмиссион-ную поддержку экономической активности.

Ключевые слова: цифровые активы, криптовалю-та, блокчейн, реестры цифровых транзакций, Россия, ЕАЭС, финансовая система, регулирование

Abstract. The development and implementation by Russia of the strategy for the development of the digital financial supersystem on the basis of a single union crypto currency is the basis for creating a coordinated system of monetary expansion of the investment base in the EEA member states, creating opportunities to attract traditional or digital money for investment projects in Russia and other EEA member states , and also to ensure the expansion of control over aggregate arrays of financial assets. The vector of solving the problems of low monetization of the economy based on the issue of digital financial assets is proposed based on the implementation of a distributed repository of digital transactions in the framework of the EAES based on blocking technology with the ability to collect and concentrate previously inaccessible arrays of detailed information. This opens up a wide range of new ways to improve the observability and regulation of the turnover of digital currencies, the transition to coordinated-aggregated management, including the detailed planning of socio-economic development indicators, with the task of reconfiguring the volumes, structure and terms of issuing and circulating digital financial assets as bases for increasing investment in a particular territorial-state zone of the EAEC based on the conditions that form the demand for crypto-emission support, the economy activity.

Key words: digital assets, crypto-currency, blockbook, registers of digital transactions, Russia, ЕАЭС, financial system, regulation

Процессы глобализации, а также проявления глобальных кризисных явлений продемонстрировали уязвимость стран к неблагоприятным флуктуациям товарной и финансовой конъюнктуры [13]. Слабым местом экономики России являются ограниченные возможности национальных финансовых институтов при их конкуренции с транснациональными финансовыми группами [1; 10].

Необходимо удовлетворение спросовых сигналов на наращивание ликвидности вообще и в отношении единой электронной валюты в рамках ЕАЭС в частности с помощью цифровых финансовых активов, эмитированных централизованным образом или децентрализованными организациями (на основании новых — крипто-валютных — стандартов раскрытия информации), что особенно актуально с учетом возможностей введения единой электронной валюты ЕАЭС.

В этих условиях предлагается группировка валютно-финансовых потенциалов России и дру-

гих государств — членов ЕАЭС в рамках упорядочения оборота криптовалют и криптовалютных обменных сервисов. Для этого предлагается интегрировать функции управления, контроля и распределения информации в отношении оборота цифровых финансовых активов в единой системе центральных банков государств — членов ЕАЭС и отработать формы их взаимодействия с национальными государственными и негосударственными финансовыми институтами на постсоветском экономическом пространстве. Такой кластер центральных банков государств — членов ЕАЭС, а также национальных государственных и негосударственных финансовых институтов представляет собой организационно взаимосвязанную по определенным профилям оргструктуру валютно-финансового сотрудничества, куда должны входить банки, платежные системы, биржи, торгующие цифровыми активами, и корпорации, накапливающие цифровые финансовые активы в рамках (территориально, производственно и т.п.) структурированных финансово-

хозяйственных связей и бизнес-циклов с выделением зон обращения единой электронной валюты ЕАЭС.

Выработка нового — криптовалютного — формата интеграции группы валютно-финансо-вых потенциалов государств — членов ЕАЭС путем упорядочения оборота криптовалют и криптовалютных обменных сервисов и регулирования оборота цифровых финансовых активов, эмитированных централизованным образом или децентрализованными организациями с опорой на введение распределенной системы реестров цифровых транзакций позволит преодолеть ограничения низкого уровня монетизации экономик стран Союза.

Разработка и осуществление Россией стратегии упорядочения оборота криптовалют и крип-товалютных обменных сервисов (как базы для развития цифровой финансовой суперсистемы на основе единой союзной крипто-валюты) является основой создания координированной системы монетарного расширения инвестиционной базы в государствах — членах ЕАЭС, создает возможности привлекать традиционные или цифровые деньги на реализацию инвестиционных проектов в России и других государствах — членах ЕАЭС, расширить объемы контролируемых финансовых активов.

Для реализации таких новых стратегических возможностей необходимо:

■ формирование организационной схемы создания и функционирования единой электронной валюты ЕАЭС (как базы для развития цифровой финансовой суперсистемы на основе единой союзной крипто-валюты), а также механизмов регулирования оборота цифровых финансовых активов, эмитированных централизованным образом или децентрализованными организациями, и выработка экономической модели монетарного расширения инвестиционной базы в государствах — членах ЕАЭС с системообразующей ролью России для выхода на единый детализированный по республикам и компаниям массив инвестиционных ресурсов и связанных с инвестициями расчетных операций, использующих крипто-валюту;

■ выстраивание контура регулирования криптовалют, майнинга и ICO во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами каждой страны в рамках ЕАЭС с введением союзной системы реестров цифровых транзакций в отношении оборота цифровых финансовых акти-

вов для мониторинга и координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения всех форм и видов финансовых активов, возможности оперативной блокировки резкого разворота ценового тренда на финансовых и фондовых рынках ЕАЭС и связанных экспортно-импортных товарных и финансовых потоков в различных валютах;

■ стратегическое позиционирование предлагаемого международного финансового кластера центральных банков государств — членов ЕАЭС, а также национальных государственных и негосударственных финансовых институтов на принципах упорядочения оборота криптовалют и крип-товалютных обменных сервисов с учетом мировых и локальных финансово-экономических циклов и глобальной финансовой конъюнктуры;

■ механизма, позволяющего оперативно идентифицировать трансграничных участников оборота криптовалют через формирование в рамках ЕАЭС распределенного реестра цифровых транзакций на основании новых — криптовалютных — стандартов раскрытия информации в союзной цифровой финансовой суперсистеме, функционирующей на основе единой союзной криптовалюты;

■ увязка методов решения проблем монетарного и немонетарного стимулирования внутреннего спроса с относительно стабильным спектром конъюнктурных изменений и операционных механизмов регулирования оборота цифровых финансовых активов, эмитированных централизованным образом или децентрализованными организациями в рамках ЕАЭС.

Решение этих задач может быть обеспечено за счет создания международного союзного пула национальных криптовалютно-финансовых центров или кластеров крупных национальных финансово-банковских структур с решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов, выпускаемых финансовыми институтами в рамках ЕАЭС и связанных с ними нефинансовых предприятий других отраслей. Важным элементом такой стратегии является превращение группы российских банков, платежных систем, криптовалютных бирж (с учетом введения новых — криптовалютных — стандартов раскрытия информации) в своего рода системное ядро организационных структур союзной

цифровой финансовой суперсистемы применительно к различным уровням реализации финансовых и других взаимосвязей с возможностью наращивания инвестиционных ресурсов в форме криптовалют, в том числе на основе эмитирования единой союзной крипто-валюты.

Возможны различные варианты наращивания инвестиционных ресурсов: (1) в рамках международного союзного пула национальных крип-товалютно-финансовых центров; (2) в рамках кластеров крупных национальных финансово-банковских структур (финансовых агентов) государств — членов ЕАЭС как с использованием центрального управляющего элемента (единый центр эмиссии цифровых финансовых активов), так и без него. Эмиссия цифровых финансовых активов со множеством расчетных центров как в рамках структур центральных банков государств — членов ЕАЭС, так и вне их в рамках финансовых систем государств — членов ЕАЭС создает возможность налаживания эффективного процесса (в условиях высокой волатильности курсов валют) возможности привлекать традиционные или цифровые деньги на реализацию инвестиционных проектов в России и других государствах — членах ЕАЭС и расширения возможностей снижения рисков через балансирование глобальной асимметрии и неравновесности процессов функционирования финансовых и фондовых рынков.

Для реализации таких новых стратегических возможностей в России, а затем и в рамках ЕАЭС в целом необходимо:

■ формирование организационной модели создания и функционирования международного союзного пула национальных криптовалютно-финансовых центров или кластеров крупных национальных финансово-банковских структур (финансовых агентов) государств — членов ЕАЭС как с использованием центрального управляющего элемента (единый центр эмиссии цифровых финансовых активов), так и без него на основе типового механизма упорядочения институциональной структуры операторов цифровых финансовых активов;

■ выработка условий и процедур союзного регулирования криптовалют, майнинга и ICO во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами каждой страны в рамках ЕАЭС для выхода на единый детализированный по отраслям, территориям и компаниям массив финансовых ресурсов для инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможно-

стей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами-нерезидентами государств — членов ЕАЭС;

■ выстраивание контура регулирования криптовалют, майнинга и ICO в привязке к союзной системе реестров цифровых транзакций в отношении оборота цифровых финансовых активов в рамках формирования единого нормативно-правового механизма регулирования оборота крипто-валют и криптовалютных обменных сервисов, имеющих отношение к возможности оперативной блокировки резкого разворота ценового тренда на финансовых и фондовых рынках ЕАЭС и связанных финансовых потоков в различных валютах;

■ стратегическое позиционирование национальных банков, платежных систем, бирж, торгующих цифровыми активами, и корпораций, накапливающих цифровые финансовые активы в рамках глобальной финансовой, сырьевой и прочей конъюнктуры через формирование международного финансового кластера центральных банков государств — членов ЕАЭС, а также национальных государственных и негосударственных финансовых институтов;

■ планирование эмиссионного криптовалют-ного монетарного стимулирования внутреннего спроса с решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов, выпускаемых децентрализованными организациями в рамках ЕАЭС.

Решение этих задач может быть обеспечено за счет формирования отдельных обособленных ключевых криптовалютных рынков государств — членов ЕАЭС и их квазиинтеграции в условно единый союзный рынок цифровых финансовых активов, с превращением его в своего рода системный «каркас» отраслей и секторов экономики применительно к различным уровням наращивания инвестиционных ресурсов в форме крип-товалют, в первую очередь на основе эмитирования единой союзной криптовалюты.

Здесь требуется интегративное формирование организационной и информационно-сетевой инфраструктуры, дающей возможность создания координированной системы монетарного расширения инвестиционной базы в государствах — членах ЕАЭС (с преимущественным первоначальным использованием крипторубля как базы для создания единой союзной криптовалюты при расчетах по экспортно-импортным операциям

стран ЕАЭС) для возможности привлекать традиционные или цифровые деньги на реализацию инвестиционных проектов в рамках модели формирования динамично конфигурируемой структуры объема цифровых и обычных денежных средств государств — членов ЕАЭС.

Вектор решения проблем низкой монетизации экономики на основе эмиссии цифровых финансовых активов предполагается путем внедрения в рамках ЕАЭС распределенного реестра цифровых транзакций на базе технологии блок-чейн [5; 11]. В результате возникает возможность концентрации информации как сетевым, так и иерархическим образом на муниципальном, региональном и федеральном уровнях [2; 6]. Это открывает широкий спектр новых путей улучшения наблюдаемости и регулирования процессов оборота цифровых валют, расширения контроля совокупных массивов финансовых активов на квазиинтегрированном евразийско-союзном финансовом пространстве с выходом на концентрацию и перераспределение всех форм и видов финансовых активов в конкретной валютной или территориально-государственной зоне ЕАЭС, формирующих спрос на эмиссионную поддержку экономической активности.

В итоге складывается возможность перехода к координационно-агрегированному управлению, в том числе детализированному планированию показателей социально-экономического развития, с решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов как базы для наращивания инвестиций в цепочке взаимосвязанных эмиссионных и расчетных финансовых транзакций, реализующихся в рамках расчетных центров как в рамках структур центральных банков государств — членов ЕАЭС, так и вне их в рамках финансовых систем государств — членов ЕАЭС.

Такое управление должно быть реализовано с учетом возможности оперативно идентифицировать трансграничных участников оборота крип-товалют с оперированием объемами притока и оттока краткосрочных финансовых ресурсов для оперативного выравнивания пиков волатильно-сти финансовых и фондовых рынков в рамках ЕАЭС [8].

К значимым факторам здесь можно отнести включение в управленческий оборот новых динамично изменяющихся сверхбольших объемов данных, характеризующих процессы колебаний спроса на финансовые ресурсы в привязке к товарным экспортно-импортным операциям [3]. Использование технологии блокчейн с конвер-

генцией информационных, телекоммуникационных, телематических и вычислительных сервисов позволяет обеспечить качественный рост прозрачности экспорта-импорта в рамках ЕАЭС и за его пределы и связанных финансовых потоков в различных валютах [9]. На этой основе достигается качественно новый уровень информированности о динамике спроса и предложения товаров как база для наращивания — в целях монетарного стимулирования — объема денежных средств государств — членов ЕАЭС [7; 12]. Включение в управленческий оборот новых объемов данных может быть реализовано с опорой на конвергентное объединение корпоративных информационных систем для формирования мониторинговой, аналитической и командной основ регулирования эмиссии и оборота цифровых валют на базе технологии блокчейн [4].

Требуется также расширение возможностей подключения к цепочке участников оборота криптовалют (с оперированием объемами притока и оттока краткосрочных финансовых ресурсов) новых участников, где их информационное взаимодействие с государственными ведомствами — финансовыми регуляторами является основой расширения контроля совокупных массивов финансовых активов (для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами-нерезидентами государств — членов ЕАЭС). На этой основе обеспечивается качественно новый уровень формирования динамично конфигурируемой структуры объема денежных средств государств — членов ЕАЭС и возможности оперативной блокировки резкого разворота ценового тренда на финансовых и фондовых рынках ЕАЭС и связанных финансовых потоков в различных валютах с выходом на концентрацию и перераспределение всех форм и видов финансовых активов в конкретной валютной или территориально-государственной зоне, формирующих спрос на эмиссионную поддержку экономической активности.

Упорядочение оборота криптовалют и объединение реестров цифровых транзакций с учетом перспективной интеграции финансовых систем в рамках ЕАЭС позволяет обеспечить удовлетворение спроса на наращивание ликвидности вообще и в отношении единой электронной валюты в рамках ЕАЭС в частности. Внедрение в рамках ЕАЭС распределенного реестра цифровых транзакций на базе технологии блокчейн с возможностью концентрации информации как сетевым, так и иерархическим образом позволяет регулировать эмиссию и оборот цифровых

валют в цепочке взаимосвязанных валютно-фи-нансовых циклов с общей информационно-технологической платформой.

Список литературы

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Институциональные механизмы снижения мультифакторных рисков для валютно-финансовой системы России и ЕАЭС в условиях нелинейной экономической динамики. М.: Институт экономических стратегий, 2017.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов НА., Побываев СА. Формирование системных механизмов защиты российских валютно-финансовых ресурсов в условиях спекулятивного манипулирования мировыми финансовыми рынками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2 (54).

3. Борталевич В.Ю., Сорокин ДД. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса // Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: ИПР РАН, 2016.

4. Грибанов Ю.Г., Григорьев В.В., Думбад-зе Л.Г., Тизик А.П. О нелинейной корреляционной связи при нескольких зависимостях // Труды Института системного анализа РАН Москва, 2005.

5. Григорьев В.В., Леонов В.Ю., Тизик А.П. Полиномиальный алгоритм решения целочисленной транспортной задачи // Труды Института системного анализа РАН Москва, 2008.

6. Закоржевский В.В. Криптовалюты — обзор, принцип работы, текущее использование, правовое регулирование // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. 2016. Т. 3. № 4.

7. Корнилов ДА., Зайцев ДА., Корнилова Е.В. Современные формы краудфандинга и краудсе-линга, аналитика рынка ICO // ИТпортал.

2017. № 3 (15).

8. Кузнецов ВА., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикци-ях // Деньги и кредит. 2016. № 3.

9. Логинов ЕЛ., Лукин В.К., Петров Д.В. Организационные механизмы создания рублевой зоны международной торговли на базе валютно-финан-совых систем государств-участников ЕАЭС // Экономика и предпринимательство. 2016. № 111 (76-1).

10. Логинов Е.Л. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии. 2012. Т. 14. № 10 (108).

11. Степанова Д.И., Николаева Т.Е., Ивол-гина Н.В. Особенности организации и направления развития криптовалютных платежных систем // Финансы и кредит. 2016. № 10 (682).

12. Эриашвили НД, Григорьев АИ., Невский НН. Офшоры: практика раскрытия налоговых схем и незаконного обналичивания денежных средств // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. № 2 (16).

13. Эриашвили Н.Д., Григорьев А.И., Переве-зенцева Т.В. Использование офшоров российскими компаниями: возвращаясь к вопросу о получении необоснованной налоговой выгоды // Вестник Московского университета МВД России.

2018. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.