Научная статья на тему 'Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых'

Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5046
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / СПЕЦИАЛИСТ-ПСИХОЛОГ / ДОПРОС / THE MINOR / SUSPECTED / ACCUSED / THE EXPERT-PSYCHOLOGIST / INTERROGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курмаева Н. А.

В статье рассматриваются процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, анализируются мнения ученых по вопросу о привлечении к производству данного следственного действия специалиста-психолога. Высказывается точка зрения о том, что участие психолога в допросе указанных лиц является более предпочтительным, нежели педагога. Предлагается в законе закрепить норму об обязательном участии психолога в допросе лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of professional psychologist participation in interrogation of juvenile suspects and accused

The article is about processual peculiarities of professional psychologist participation in interrogation of juvenile suspects and accused. The author analyses the opinions of scholars about involving the professional psychologist in this investigative action. The article expresses the point of view that the psychologist participation in interrogation of specified persons is more preferential then that of pedagogue. It is proposed to legalize the obligatory psychologist participation in interrogation of the persons who are younger then 18 years old.

Текст научной работы на тему «Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых»

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

Курмаева Н.А., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовский гуманитарный институт Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, анализируются мнения ученых по вопросу о привлечении к производству данного следственного действия специалиста-психолога. Высказывается точка зрения о том, что участие психолога в допросе указанных лиц является более предпочтительным, нежели педагога. Предлагается в законе закрепить норму об обязательном участии психолога в допросе лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Ключевые слова: несовершеннолетний, подозреваемый,

обвиняемый, специалист-психолог, допрос.

При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних весьма важным следственным действием является допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в котором подросток дает показания об известных ему событиях. Порядок проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентируется ст.425 УПК РФ, которая предусматривает ряд особенностей по сравнению с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст.ст.76 - 77, 173 - 174, 187 - 190 УПК РФ.

Одной из характерных особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является впервые предусмотренная УПК РФ возможность участия в нем психолога. Так, в соответствии с ч.3 ст.425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Таким образом, в законе предусмотрена возможность выбора между двумя специалистами - психологом либо педагогом. Однако, УПК РФ не содержит положений о том, в каких случаях для участия в допросе вызывается психолог, а в каких - педагог, оставив решение этого вопроса на усмотрение лиц, ведущих предварительное расследование.

Вопрос о целесообразности участия при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних психолога и педагога является дискуссионным. В процессуальной науке высказываются различные мнения на этот счет. Например, Э.Б. Мельникова полагает, что «более полезными при допросе будут специальные по-

знания не педагога, а психолога или врача-

психотерапевта, присутствие при допросе несовершеннолетнего такого специалиста позволит обеспечить полноту допроса с помощью правильно сформулированных вопросов»1. И.И. Мамайчук также отмечает, что функции педагога как участника допроса несовершеннолетнего «может более успешно осуществить детский психолог как специалист, обладающий научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеющий профессиональными практическими навыками общения с ними»2.

И.В. Гецманова, С.Г. Любичев, А.Н. Попов, предлагают исключить педагога из числа лиц, участвующих в допросе несовершеннолетнего. По мнению И.В. Гецмано-вой «представляется целесообразным заменить участие педагога в уголовном процессе по делам несовершеннолетних участием специалиста в области подростковой и социальной психологии»3. С.Г. Любичев пишет о том, что «участие педагога в допросе является архаизмом, отголоском того времени, когда в образовательных учреждениях и других организациях отсутствовали кадры профессиональных психологов, функции которых и возлагались на педагогов тех или иных учебных заведений как лиц, работающих с детьми и в ходе получения профессии изучавших учебный курс психологии. Только профессиональный психолог, обладающий фундаментальными знаниями, знающий особенности подростковой психологии, закономерности формирования и развития личности несовершеннолетнего может в полной мере осуществить возложенные на него обязанности в уголовном процессе»4. А.Н. Попов считает, что необходимо «исключить педагога из числа специалистов, участие которых обязательно».5

Другие ученые, говоря о необходимости участия в допросе несовершеннолетних психолога, не отрицают возможности привлечения к производству данного следственного действия педагога, альтернативно психологу. Например, М.В. Костицкий считает, что «к допросу несовершеннолетних должны в первую очередь привлекаться психологи, специалисты в области детской и педагогической психологии. Не имеется возражений и против участия в этих следственных действиях и педагогов»6. С.В. Тетюев отмечает, что «следователю целесообразно предоставить право выбора между педагогом и психологом, а при необходимости возмож-

1 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М., 2001. С.96.

2 Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. СПб., 2002. С.248.

3 Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С.149.

Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: сборник научных статей в 2 ч. Ч.1 / отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. Курск, 2007. С.166.

5 Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Книга 1. Красноярск, 2004. С.44 - 45.

6 Костицкий М.В. Использование специальных психологических

знаний в советском уголовном процессе. Дис. ... докт. юрид. наук. Львов, 1990. С.177.

Пробелы в российском законодательстве

1'2009

ность пользоваться помощью сразу и того, и другого сведущего лица»7.

По нашему мнению, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие психолога, но, тем не менее, нельзя исключать возможности привлечения к производству данного следственного действия педагога альтернативно психологу. При этом необходимо учитывать обстоятельства дела и особенности личности допрашиваемого. Однако, предпочтение во всяком случае следует отдавать психологу, поскольку именно специалист-психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, помогает следователю полнее учесть возрастные особенности допрашиваемого лица, особенности его психического развития, характера и темперамента. Он должен содействовать установлению психологического контакта, ограждать подростка от нежелательного психологического воздействия обстановки допроса. Участие психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на предварительном следствии является одной из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей подростков.

Следует отметить, что на практике возможности психолога не используются в полной мере, в том числе, указанные лица очень редко привлекаются к участию в допросе несовершеннолетних. Можно сказать, что одной из причин недооценки роли психолога в допросе несовершеннолетнего является процессуальное упрощенчество, когда обязанность вызвать психолога рассматривается некоторыми практическими работниками как обременительная формальность. Педагог - более распространенная профессия, нежели психолог, в силу чего обеспечить участие педагога в уголовном процессе гораздо проще, чем участие психолога. Другая причина кроется в отсутствии достаточно четкого и полного регулирования всех вопросов, связанных с участием в уголовном деле психолога.

По-разному установлена возрастная граница несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, допрашиваемых с участием педагога или психолога. Согласно ч.3 ст.425 УПК РФ участие педагога или психолога обязательно только при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Непонятно, почему законодатель ограничивает право психически здорового подростка, которому исполнилось 16 лет на участие психолога (педагога) в допросе. Представляется, что ограничения относительно участия психолога (педагога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого недостаточно научно обоснованны. Положение закона об обязательном участии психолога (педагога) в допросе должно быть распространено на указанных лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В литературе справедливо рекомендуется приглашать психолога, а не педагога, на допрос умственно отсталых подростков8, а также тех, которым «свойственны

7 Тетюев С.В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Выпуск.5. Оренбург, 2007. С.255 - 256.

8 Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебнопсихологическая экспертиза: Учебно-практическое пособие. Ека-

ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (эмоционально-волевое недоразвитие или, напротив, интенсивное развитие интеллектуальных способностей, чрезмерная импульсивность, заметное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и т.д.)» .

Иного мнения придерживается А.Н Попов, который считает: «В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого признанного умственно отсталым, необходимо предусмотреть в УПК РФ обязательное участие врача-психиатра, так как именно врач является специалистом по патологиям в умственном развитии, а не педагог или психолог»10.

Полагаем, что в случае, когда несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый отстает в психическом развитии, необходимо участие в допросе не педагога, а психолога, который может более квалифицированно оценить сведения о задержке умственного развития несовершеннолетнего, полученные из показаний родителей, педагогов учебного заведения, где он обучается, характеристик, медицинских документов и других материалов, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого. В случае, когда несовершеннолетний страдает психическим расстройством, в допросе может участвовать врач-психиатр.

При рассмотрении вопросов обязательного участия психолога в допросе несовершеннолетнего необходимо затронуть вопрос о том, каким образом должны быть установлены психическое расстройство и отставание в психическом развитии. Как отмечают Н.М. Букаев и В. В. Мальцев, необходимы документальные данные об этом.11 Ж.В. Эстерлейн считает, что «сам факт психического расстройства или отставания в психическом развитии несовершеннолетнего должен быть установлен дознавателем и подтвержден соответствующими документами (медицинской справкой, выпиской из истории болезни, заключением эксперта)»12.

А как быть в случае, когда необходимо допросить несовершеннолетнего подозреваемого, страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии? Можно утверждать, что заключение судебнопсихиатрической, судебно-психологической либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы невозможно получить к моменту допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Как показывает практика, несовершеннолетние обвиняемые также допрашиваются, когда в деле еще отсутствует заключение эксперта, так как экспертиза - одно из самых продолжительных процессуальных действий, для ее производства в распоряжение эксперта необходимо предоставить достаточное количество материалов, характеризующих личность подростка, включая протоколы допросов и других следственных действий. Однако момент появления в уголовном деле подозреваемого, по общему правилу, характеризуется отсутствием той содержательной доказа-

теринбург, 1993. С.13; Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006. С.66.

9 Семьянова И.С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационноправовой аспект). Дис. ...канд. юрид. наук. Омск, 2003. С.114.

10 Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Книга 1. Красноярск, 2004. С.45.

11 Расследования преступлений несовершеннолетних / Н.М. Букаев и др. Ростов н/Д., 2006. С.100.

12 Эстерлейн Ж.В. Дознание по делам о преступлениях несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С.85.

тельственной базы, которая должна быть предоставлена эксперту вместе с постановлением о назначении психологической (психиатрической, комплексной психо-лого-психиатрической) экспертизы. Поэтому наличие в уголовном деле соответствующего заключения эксперта о том, что несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии не может быть признано единственным основанием для обеспечения обязательного участия психолога в допросе такого несовершеннолетнего. На наш взгляд, данные обстоятельства могут быть подтверждены медицинской документацией, справкой из психоневрологического диспансера о том, что несовершеннолетний состоит на учете, школьными характеристиками, показаниями родителей и иных участников уголовного процесса и т.д.

В связи со сказанным п.3 ст.425 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие психолога или врача-психиатра.

Список литературы:

1. Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

2. Костицкий М.В. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе. Дис. ... докт. юрид. наук. Львов, 1990.

3. Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: сборник научных статей в 2 ч. Ч.1 / отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. Курск, 2007.

4. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебноследственной практике: Учебное пособие. СПб., 2002.

5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М., 2001.

6. Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Книга 1. Красноярск, 2004.

7. Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Книга 1. Красноярск, 2004.

8. Расследования преступлений несовершеннолетних / Н.М. Букаев и др. Ростов н/Д., 2006.

9. Семьянова И.С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационно-правовой аспект). Дис. ...канд. юрид. наук. Омск, 2003.

10. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006. С.66.

11. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебнопсихологическая экспертиза: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1993.

12. Тетюев С. В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Выпуск.5. Оренбург, 2007.

13. Эстерлейн Ж.В. Дознание по делам о преступлениях несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Рецензия

Настоящая статья посвящена изучению проблемных аспектов участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Преступность несовершеннолетних является одной из актуальных проблем современного общества. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних все большее внимание уделяется вопросам использования специальных психологических знаний. Действующий Уголовнопроцессуальный кодекс РФ впервые предусмотрел возможность участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Однако на практике психологи очень редко привлекаются к производству данного следственного действия ввиду недооценки их роли, а также недостаточного правового регулирования порядка участия такого специалиста в уголовном судопроизводстве по указанной категории дел, чем и определяется актуальность представленной работы. Автор вполне обоснованно выступает за расширение сферы применения знаний психологов в уголовном процессе и предлагает конкретные шаги в этом направлении. Автором проанализированы различные точки зрения уче-ных-процессуалистов о целесообразности участия в допросе психолога как альтернативы педагогу и сделан вывод о том, что предпочтение во всяком случае следует отдавать психологу, поскольку именно специалист-психолог помогает следователю полнее учесть возрастные и индивидуальные психологические особенности допрашиваемого лица. Заслуживает внимания предложение автора о необходимости закрепления в законе нормы об обязательном участии психолога в допросе лиц, не достигших 18-летнего возраста. Представленная работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, и может быть опубликована в журнале, рекомендованным ВАК.

Калинкин Ю.А., к.ю.н., доцент, ректор Мордовского гуманитарного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.