Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровые технологии / бизнес-модель / стратегия бизнеса / digital transformation / digital technologies / business model / business strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Т. В., Мануша Д. В.

Несмотря на то, что цифровая трансформация может значительно повысить эффективность деятельности компании, предприятия зачастую не желают ее проводить или сталкиваются с проблемами при ее реализации. Это связано с непониманием природы и целей цифровой трансформации. Цель данной работы заключается в анализе мирового опыта в сфере изучения сущности цифровой трансформации бизнеса и разработке рекомендаций по ее проведению. Показано, что цифровая трансформация не ограничивается внедрением цифровых технологий, а предполагает глубокие изменения бизнес-модели компании. Существует несколько уровней цифровой трансформации, при этом обязательным условием перехода к новому уровню является успешное завершение предыдущего. Поскольку цифровая трансформация предполагает радикальное изменение модели функционирования компании, ее проведение может столкнуться с сопротивлением ключевых стейкхолдеров компании, прежде всего ее работников. Фирме необходимо разработать мероприятия по устранению этого сопротивления. Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка алгоритма проведения цифровой трансформации с учетом ее многоуровневого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ENTERPRISES

Despite the high potential of digital transformation for the increase of efficiency of company's activity, firms often do not want to implement digital transformation or face problems during its implementation. It is based on lack of understanding of nature and goals of digital transformation. The goal of the present paper is to analyze the global experience in the field of studies of the nature of digital transformation and to work out recommendations for its implementation. It is demonstrated that digital transformation is not limited to introduction digital technologies and consists in deep changes of company's business model. Digital transformation has many levels and transition to a higher level should be based on the successful achievement of the previous level. As digital transformation supposes a deep change of company's business model, its implementation can be hindered by resistance of company's key stakeholders, first of all company's employees. The firm should work out measures in order to eliminate this resistance. A prospective direction of further research is development of an algorithm of implementation of digital transformation taking into account its multi-level nature.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ»

DOI: 10.54861/27131211_2023_7_42

Специальность 5.2.3

УДК 330.3

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кириллова Т.В., кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

Мануша Д.В., магистрант,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Несмотря на то, что цифровая трансформация может

значительно повысить эффективность деятельности компании, предприятия

зачастую не желают ее проводить или сталкиваются с проблемами при ее

реализации. Это связано с непониманием природы и целей цифровой

трансформации. Цель данной работы заключается в анализе мирового опыта в

сфере изучения сущности цифровой трансформации бизнеса и разработке

рекомендаций по ее проведению. Показано, что цифровая трансформация не

ограничивается внедрением цифровых технологий, а предполагает глубокие

изменения бизнес-модели компании. Существует несколько уровней

цифровой трансформации, при этом обязательным условием перехода к

новому уровню является успешное завершение предыдущего. Поскольку

цифровая трансформация предполагает радикальное изменение модели

функционирования компании, ее проведение может столкнуться с

сопротивлением ключевых стейкхолдеров компании, прежде всего – ее

работников. Фирме необходимо разработать мероприятия по устранению

42

этого

сопротивления.

Перспективным

направлением

дальнейших

исследований является разработка алгоритма проведения цифровой

трансформации с учетом ее многоуровневого характера.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии,

бизнес-модель, стратегия бизнеса.

PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ENTERPRISES

Kirillova T.V., Cand.Sc. (Economics), professor, Associate Professor,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia

Manusha D.V., Master Student,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia

Abstract. Despite the high potential of digital transformation for the increase

of efficiency of company’s activity, firms often do not want to implement digital

transformation or face problems during its implementation. It is based on lack of

understanding of nature and goals of digital transformation. The goal of the present

paper is to analyze the global experience in the field of studies of the nature of digital

transformation and to work out recommendations for its implementation. It is

demonstrated that digital transformation is not limited to introduction digital

technologies and consists in deep changes of company’s business model. Digital

transformation has many levels and transition to a higher level should be based on

the successful achievement of the previous level. As digital transformation supposes

a deep change of company’s business model, its implementation can be hindered by

resistance of company’s key stakeholders, first of all – company’s employees. The

firm should work out measures in order to eliminate this resistance. A prospective

direction of further research is development of an algorithm of implementation of

digital transformation taking into account its multi-level nature.

Keywords: digital transformation, digital technologies, business model,

business strategy.

43

JEL classification: F13, O31, O33, M15.

Для цитирования: Кириллова Т.В., Мануша Д.В. Проблемы цифровой

трансформации предприятий // Прогрессивная экономика. 2023. № 7. С. 42–

63.

Введение

Цифровая трансформация необходима всем предприятиям, как малым,

так и крупным [2; 23] независимо от сферы их деятельности [8; 21; 29].

Кажется, что это очевидный факт, который и так все осознают, но на практике

лишь малая часть предприятий подходит к этому вопросу осознанно и

реализует продуманную стратегию внедрения цифровых технологий и

изменения бизнес-модели на их основе. Отсутствие такой стратегии ведет к

тому, что цифровые инструменты используются бессистемно, без привязки

друг к другу и только для повышения эффективности уже существующих

бизнес-процессов (без их трансформации). Очевидно, что такой подход

существенно снижает эффект от внедрения цифровых технологий.

Использование такого подхода связано со следующими причинами:

предприятия не могут сформулировать цели проведения цифровой

трансформации; предприятия не знакомы с основными моделями и стадиями

проведения цифровой трансформации; предприятия не знают, какие задачи

могут быть решены при помощи внедрения цифровых технологий в сфере их

деятельности; отсутствие в открытом доступе рекомендаций по эффективному

проведению цифровой трансформации бизнеса [49].

По этой причине существует потребность в изучении и систематизации

мирового опыта проведения цифровой трансформации. Цель данного

исследования заключается в анализе мирового опыта в сфере изучения

сущности цифровой трансформации бизнеса и разработке рекомендаций по ее

проведению.

Материалы и методы

44

В информационную базу исследования вошли:

– публикации на русском языке по проблемам цифровой

трансформации, включенные в Российский индекс научного цитирования

(РИНЦ) на базе электронной библиотеке Elibrary.ru;

– публикации на английском языке, посвященные проблемам цифровой

трансформации, включенные в базу Scopus;

– аналитические обзоры и новостные публикации по цифровой

трансформации бизнеса на русском и английском языке, представленные в

сети Интернет.

Для проведения исследования нами использовался общенаучный метод

анализа и синтеза.

Результаты исследования

Цифровые технологии могут быть определены как «основанные на

цифровом коде управляемые инструменты, средства и методы работы с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цифровой информацией, основной целью которых является удовлетворение

потребностей человека» [46, с. 391]. Основные технологии, на которых

основана цифровая трансформация бизнеса, включают в себя дополненную

реальность [24], метавселенные [6; 15], облачные вычисления, аддитивное

производство, блокчейн [5; 7] (который нашел широкое применение в самых

разных сферах – от логистики [9; 31] до управления качеством [36]),

искусственный интеллект [1; 45] и т. д.

Как указывает А. Д. Литтл, «Цифровые технологии меняют рыночную

среду. Они развиваются и устаревают настолько быстро, что ни одна отрасль

не может стать цифровым лидером... «умные» технологии еще не настолько

умны, чтобы стать персональными - даже нейросетям нужен человек» [44].

Это утверждение указывает на основные возможности и риски,

связанные с использованием цифровых технологий:

1. Данные технологии являются не просто техническим инструментом,

они глубоко преобразуют рынки [4; 32], фирмы [35] и товары [37]. Согласно

Gartner Glossary, цифровая трансформация или цифровизация понимается как

45

«использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и

обеспечения новых возможностей получения дохода и создания ценности»

[41]. Как показано в работе [17], цифровая трансформация предполагает

технологическое, организационное и маркетинговое преобразование бизнеса.

Это, в свою очередь, предполагает использование инструментов

организационного проектирования компании [11];

2. Цифровые технологии характеризуются исключительно высоким

темпом развития, вследствие чего деятельность бизнеса в условиях цифрового

технологического уклада предполагает постоянное внедрение новых

технологий и обновление существующих. Однако это значительно усложняет

планирование их внедрение и оценку ожидаемого эффекта от их

использования [4];

3. Несмотря на высокий потенциал цифровых технологий, их

использование требует участия человека (т. е. полностью заменить рабочую

силу они не в состоянии). Из-за этого цифровой бизнес испытывает

потребность в квалифицированных кадрах, способных эффективно

использовать цифровые технологии.

Тенденции, которые отличают цифровые от традиционных процессов

[45]:

1.

Использование цифровых технологий для сокращения расходов,

сбора данных и обеспечения лучшего опыта работы с клиентами;

2.

Принятие концепции цифровой трансформации и культурных

сдвигов.

Управление

цифровыми

услугами

может

потребовать

организационной перестройки;

3.

Исследование новых бизнес-моделей, которые ставят опыт

клиентов в центре цифровой стратегии.

Важно

отметить,

что

цифровые

технологии

не

следует

противопоставлять традиционным (физическим или материальным) моделям

организации бизнеса. Компаниям целесообразно использовать преимущества

обоих

подходов

(что,

в

частности,

подтверждается

широким

46

распространением омниканального маркетинга [26], phygital-инструментов

[19; 20] и т. д.) [50]. При этом избыточная опора на цифровые технологии

может привести к нежелательным последствиям для бизнеса [18]:

– отток клиентов, не желающих осваивать новые модели

взаимодействия с компанией;

– чрезмерная технологическая зависимость.

Как показано в работе [39], преимущества цифрового бизнеса

заключаются в следующем:

– Высокий уровень связи между акторами. Экономические агенты могут

с низкими издержками взаимодействовать друг с другом в режиме реального

времени.

– Низкие географические ограничения. Цифровые технологии

позволяют масштабировать бизнес вне зависимости от географического

положения (поскольку для выхода в новый регион нет необходимости

создавать там свое представительство – достаточно использовать единый

электронный магазин, подключенный к локальным сервисам доставки [12; 25;

28; 33]).

– Прозрачность поведения клиентов. Цифровые технологии на

предприятии торговли позволяют собирать и обрабатывать большое

количество информации о своих клиентах. Вследствие чего предприятия

лучше понимают своих потребителей и могут формировать предложения,

адаптированные под их запросы [16]. Это, в свою очередь, способствует росту

клиентской лояльности [14].

– Высокая прозрачность фирм. Потенциальная аудитория имеет прямой

доступ к информации о деятельности фирмы и ее состояния. Форумы

компании, а также сторонние форумы позволяют новым клиентам и

сторонним компаниям узнать о качестве компании непосредственно от других

таких же клиентов.

Далее необходимо изучить и проанализировать термин «цифровое

предприятие».

47

Сол Дж. Берман в работе [38] отмечает, что цифровое предприятие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

является организацией, которая формирует основные деловые отношения с

помощью цифровых сетей, поддерживаемых технологическими платформами

корпоративного класса, которые используются в организации для поддержки

бизнес-функций и услуг. Иными словами, цифровой является компания, в

которой интегрированы цифровые технологии для реализации внутренних и

внешних операций [34].

Компания, которую можно назвать цифровой, должна иметь ряд

признаков [43]:

1) Важные процессы взаимоотношений с поставщиками, клиентами и

сотрудниками компании происходят в цифровом формате.

2) Ключевые бизнес-процессы компании осуществляются при помощи

цифровых технологий.

3) Управление ключевыми активами происходит с помощью цифровых

технологий.

4) Адаптация бизнеса к изменяющейся внешней среде и нивелирование

географических ограничений благодаря цифровым технологиям.

Трансформация компании из традиционной в цифровую проходит в

несколько этапов (табл. 1).

Таблица 1

Особенности уровней цифровизации компаний

Уровень

Условие перехода на

Особенности

цифровизации

уровень

Первый

Осознание

– донесение до сотрудников целей данного

уровень

неэффективности

процесса;

традиционной модели –

ознакомление

сотрудников

с

деятельности.

нововведениями, их важностью и основными

Разъяснительная

инструментами

для

работы;

работа с сотрудниками –

разработка

ИТ-стратегии;

по цифровой модели – ознакомление сотрудников с данным

деятельности,

и процессом

и

их

мотивация;

заинтересованность

– объяснение руководителям компании выгоду

руководителей

к от процесса цифровизации.

48

переходу

цифровой

модели деятельности

Второй

Установка программ Малый бизнес не спешит внедрять цифровые

уровень

для

оптимизации системы вследствие нескольких причин:

работы

компании, –

удовлетворенность

бесплатными

сбора

и

анализа программами для сбора и обработке данных

данных.

вследствие

размеров

компании;

– осторожность по отношению к компаниям-

провайдерам

вследствие

угрозы

потери

данных.

Третий

Создание

плана Разработка стратегии осуществляется на трех

уровень

бизнес-процессов

и уровнях: стратегическом, уровне отдельных

стратегии цифрового бизнес-единиц, уровне отделов компании.

развития компании.

Четвертый

Применение

Предиктивная аналитика – это анализ данных,

уровень

инструментов

исследование

опыта

других

компаний,

предиктивной

моделирование ситуаций и прогнозирование

самокоррекции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

результатов на основе полученных данных.

С помощью самокоррекции можно оценить

возможный спрос потребителей в различных

ситуациях вследствие влияющих факторов.

Пятый

Интеграция

в Внедрение API позволяет внедрять сторонним

уровень

компанию цифровых разработчикам свои программы для повышения

интерфейсов

эффективности компании. Так же это позволяет

улучшить разработку продуктов и сервисов,

управление ресурсами и поставками.

Источник: составлено авторами по данным [30]

При реализации цифровой трансформации в соответствии с

последовательностью уровней, представленных в табл. 1, компания должна

перед переходом на следующий уровень оценить достижение целей каждого

уровня [30].

Как показано в работе [32], фирма может проводить цифровую

трансформацию как самостоятельно, так и в партнерстве с другими

организациями, опираясь на их цифровые ресурсы.

Разработка и интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы

предприятия является необходимым этапом для любого развитого

современного предприятия, это способствует росту его эффективности и

49

конкурентоспособности, но далеко не все отечественные предприятия

следуют этому.

Цифровая трансформация в 2022 г. для многих стала необходимостью.

Но в то же время она показала и многие проблемы, связанные с ее проведением

[10]:

1.

«Неопределенность»

цифровой

трансформации.

Цифровая

трансформация предусматривает под собой пересмотр всей бизнес-модели

компании [42; 47]. Иными словами, происходит отказ от уже используемой

бизнес-модели к внедрению новой, опыта в применении которой у компании

нет. Это создает значительные риски для предприятия. При этом

планированию результатов цифровой трансформации препятствуют уже

упоминавшиеся высокие темпы развития цифровых технологий (из-за

которых внедряемые цифровые инструменты могут устареть уже в ходе их

внедрения) [4];

2. Реформирование компании мешает страх ошибки. Согласно

статистике McKinsey, около 70% инициатив по внедрению цифровых

технологий терпят крах [40]. Согласно обзору Gartner, главной причиной и

угрозой этого является некомпетентность компаний в данном вопросе [41].

Это связано с тем, что цифровая модель организации бизнеса является новой

и непривычной для компаний, и опыта ее применении пока недостаточно.

3. Отсутствие плана и стратегии. Для проведения цифровой

трансформации компании необходимо четко оценить свое текущее состояние,

определить желаемые цели цифровой трансформации и сформировать

стратегию ее проведения [2; 3]. Цифровая трансформация должна сводиться к

четырем основным блокам:

– трансформация традиционной бизнес-модели в платформенную.

– переход от ИТ к созданию цифрового актива и построению системы

управления данными;

– переход от проектного и функционального управления к

продуктовому;

50

– переход к культуре принятия решений на основе анализа данных и

развития горизонтальных связей.

Однако большинство компаний, приступивших к цифровой

трансформации, не смогли ее завершить, из-за того, что неправильно оценили

свое текущее состояние, не сумели корректно определить цели проведения

цифровой трансформации или неправильно реализовали отдельные этапы

перехода к цифровой модели организации деятельности.

Важной проблемой является то, что для российских компаний

характерна разнородность информационных систем (даже на уровне одного

предприятия) и низкий уровень их согласованности друг с другом. Это связано

с тем, что информационные системы часто внедрялись хаотично, без оценки

их влияние на эффективность. Это мешает переходу к единой цифровой

модели деятельности компании. Более того, этот подход повторяется и в ходе

цифровой трансформации, когда новые цифровые инструменты внедряются

без их привязки друг другу и без анализа их влияния на эффективность

бизнеса.

4. Болезненное восприятие нововведений. Человек не любит меняться, а

проведение цифровой трансформации предполагает не только освоение новых

навыков, но и новой культуры работы, что не нравится сотрудникам на всех

уровнях. В частности, согласно опросу The Economist Intelligence Unit [48],

работники трети компаний приняли в штыки цифровую трансформацию.

Важным фактором, который усиливает эту проблему, является то, что

цифровая трансформация направлена на замещение человеческого труда

информационными технологиями, и сотрудники боятся потерять работу при

переходе компании к цифровому формату бизнеса (или ухудшить свои

условия труда [22; 27]). Для решения этой проблемы подготовить сотрудников

к изменениям и замотивировать их (в т. ч. с привлечением консультантов).

Заключение

Выполненный в работе анализ показывает, что цифровая трансформация

представляет собой комплексное явление, заключающееся не только во

51

внедрении цифровых технологий, но и в преобразовании бизнес-модели

компании. При этом цифровая трансформация является сложным

многоуровневым процессом (см. табл. 1). Переходить от одного уровня к

другому организация может только тогда, когда предшествующий уровень

успешно достигнут. Это означает, что в ходе цифровой трансформации

организация не может одновременно реализовывать мероприятия,

относящиеся к разным уровням, поскольку это будет вести к рассогласованию

и будет препятствовать успеху цифровой трансформации.

Стратегия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проведения

цифровой

трансформации

должна

соответствовать общей стратегии компании. В частности, фирме необходимо

определить оптимальный для нее баланс цифровых и нецифровых

инструментов в своей деятельности.

Перспективным направлением дальнейших исследований является

разработка алгоритма проведения цифровой трансформации с учетом ее

многоуровневого характера.

Литература

1.

Абдурахманова Э.Э.К., Курбанов А.Х. Цифровые технологии в

системе материально-технического обеспечения: оценка рисков //

Компетентность. 2020. № 5. С. 10–14.

2.

Алексеева Е.А., Гракун А.А., Доморацкий Е.Д., Лычакова

А.Д. Подготовка бизнеса к цифровизации и его адаптация // Финансовый

бизнес. 2022. № 1 (223). С. 3–7.

3.

Апатова Н.В. Управление процессами цифровой трансформации

бизнеса // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И.

Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8. № 2. С. 3–8.

4.

Апатова Н.В. Цифровые трансформации бизнеса и социума //

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и

управление. 2022. № 4 (60). С. 60–71.

52

5.

Апатова Н.В., Королев О.Л. Финансовая безопасность и

технологии блокчейн // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017.

№ 4 (41). С. 35–41.

6.

Багиев

Г.Л.,

Яненко

М.Б.,

Яненко

М.Е.

Маркетинг

метапространственнных бизнес-образований: проблемы и перспективы

применения // Проблемы современной экономики. 2022. № 2 (82). С. 96–101.

7.

Барыкин С.Е., Коваленко Е.А., Корчагина Е.В. Блокчейн-

технология в логистике и цепях поставок // Логистика: современные

тенденции развития. СПб., 2020. С. 45–49.

8.

Бахарев В.В., Митяшин Г.Ю. Тенденции развития ритейла в

России // Экономический вектор. 2020. № 3 (22). С. 54–60.

9.

Бубнова Г., Куренков П., Емец В., Тюгашев А. К понятию

информации в логистике и о границах применимости блокчейн-технологий //

Логистика. 2018. № 7(140). С. 46–52.

10.

Вибе А. 5 проблем цифровой трансформации: как решить и

добиться

успеха

//

РБК

Тренды.

URL:

https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/639b1ceb9a7947560301215f.

11.

Григорьев

Л.Ю.,

Кудрявцев

Д.В.

Организационное

проектирование на основе онтологий: методология и система ОРГ-Мастер //

Информатика, телекоммуникации и управление. 2012. №1 (140). С. 21–28.

12.

Делендик А.С., Насаридзе Е.В., Кириллова Т.В. Исследование

опыта внедрения сервиса доставки продуктов на российский рынок // Наука

молодых – будущее России. Курск: Юго-Западный государственный

университет, 2019. С. 265–271.

13.

Догучаева

С.М.

Тенденции

развития

современных

инновационных технологий и цифровой экономики // Вопросы региональной

экономики. 2018. № 2 (35). С. 40–47.

14.

Кириллова Т.В., Зык Э.А. Потребительская лояльность:

критический анализ подходов к определению // Научный результат.

Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 2. С. 76–89.

53

15.

Кириллова Т.В., Яненко М.Б., Яненко М.Е. Товарная политика как

элемент комплекса маркетинга в концепции метавселенной // Наука и бизнес:

пути развития. 2023. № 4 (142). С. 127–129.

16.

Котляров И.Д. Услуга или манипулирование: взаимодействие

интернет-магазинов с потребителями // Интернет-маркетинг. 2013. № 6. С.

358–364.

17.

Котляров И.Д. Цифровая трансформация финансовой сферы:

содержание и тенденции // Управленец. 2020. Т. 11. № 3. С. 72–81.

18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Котляров И.Д. Устойчивость обслуживания потребителей в

условиях цифровой экономики // Экономика и управление: теория и практика.

2022. Т. 8. № 4. С. 21–29.

19.

Краснов А.С., Шашкова А.А. Применение phygital-инструментов

на розничном рынке // Фундаментальные и прикладные исследования в

области управления, экономики и торговли. СПб., 2021. С. 201–205.

20.

Краснов А.С., Шашкова А.А. Phygital-подход как элемент

удовлетворения потребительских потребностей в процессе покупки //

Фундаментальные и прикладные исследования в области управления,

экономики и торговли. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 206–210.

21.

Кудряшова А.Ю., Матушевская Е.А. Виды бизнеса и их

особенности: от истории до цифровой трансформации // Актуальные вопросы

современной

экономики.

2021.

3.

С.

272–283.

DOI

10.34755/IROK.2021.63.50.004.

22.

Курбанов А.Х., Крон Л.А. Сопротивление персонала организации

внедрению управленческих инноваций: причины, проблемы и пути решения //

Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 8. С.

22–25.

23.

Курбанов А.Х., Плотников В.А. Оценка перспектив развития

логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной

сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического

университета. 2020. № 3 (123). С. 94–101.

54

24.

Курочкина А.А., Семенова Ю.Е., Тимошенко А.Ю. Развитие AR-

технологий в розничной торговле // Глобальный научный потенциал. 2021. №

3 (120). С. 239–242.

25.

Курочкина А.А., Шевчук Е.В., Бикезина Т.В. Трансформация

доставки последней мили как метод улучшения клиентского опыта в

Российской Федерации // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 2. С. 159–

168.

26.

Лукина О.В., Курочкина А.А., Назаров П.В. Омниканальный

маркетинг как инструмент развития малого и среднего бизнеса в индустрии

торговли // Ученые записки Международного банковского института. 2021. №

1 (35). С. 75–84.

27.

Лункина Ю.В., Растимешина Т.В. Архаизация общественного

сознания на фоне цифровой трансформации цивилизации // Экономические и

социально-гуманитарные исследования. 2022. № 3 (35). С. 101–109.

28.

Митяшин Г.Ю. Варианты организации доставки из малых

торговых предприятий // 71-я Международная студенческая научно-

техническая конференция. Астрахань, 2021. С. 1063–1064.

29.

Пирогова О.Е., Чхотуа Г.З. Сравнительный анализ цифровых

сервисов региональной сферы услуг (на примере индустрии гостеприимства

Санкт-Петербурга) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная

сфера, технологии. 2023. № 1 (55). С. 31–38.

30.

Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать

компанией

будущего

//

РБК

Тренды.

URL:

https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60b4cb349a79473d14ea025f.

31.

Сироткин В.Л., Кириллова Т.В. Криптография и блокчейн как

решения проблем транспортно-логистической системы // Автоматизация и

энергосбережение машиностроительного и металлургического производства:

технология и надежность машин, приборов и оборудования. Вологда, 2020. С.

432–436.

55

32.

Суворова С.Д., Куликова О.М. Цифровая трансформация бизнеса

// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2022. № 2 (60). С. 54–59.

33.

Сухина К.П., Кириллова Т.В. Интеграторы и агрегаторы служб

доставки // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт

и российская практика. Курск, 2021. С. 192–196.

34.

Цифровая трансформация: фокус на IP // Патенты и лицензии.

Интеллектуальные права. 2019. № 2. С. 10–11.

35.

Чертыковцев В.К., Григорьянц И.А., Бобкова Е.Ю., Бабаханов

К.И. Современные подходы к управлению активами в условиях цифровой

трансформации // Современная наука: актуальные проблемы теории и

практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 12. С. 91–97.

36.

Яковлев А.А., Лебедева Т.С. Применение концепции Block Chain

в целях совершенствования системы управления качеством на предприятии //

Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 167–176.

37.

Яненко М.Б., Яненко М.Е. Цифровые и виртуальные товары в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

маркетинг менеджменте // Наука и бизнес: пути развития. 2022. № 10 (136). С.

245–247.

38.

Berman S.J. Digital transformation: opportunities to create new

business models // Strategy and Leadership. 2012. V. 40. No 2. P. 16–24.

39.

Business Models in the Digital Economy: An Empirical Classification

of Digital Marketplaces // Fraunhofer Center for international management and the

knowledge

economy.

URL: https://www.imw.fraunhofer.de/content/dam/moez/de/documents/Working_

Paper/Working_Paper_Digital_Marketplaces_final.pdf.

40.

Dörner K., Edelman D. What ‘digital’ really means // McKinsey.

2015.

URL:

https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-

telecommunications/our-insights/what-digital-really-means.

41.

Gartner IT Glossary. Gartner, Inc. URL: https://www.gartner.com/it-

glossary/digitalization.

56

42.

Gobble M.A.M. Digital Strategy and Digital Transformation //

Research Technology Management. 2018. V. 61. No 5. P. 66–71.

43.

Hanna

K.T.

Digital

enterprise

//

TechTarget.

URL:

https://www.techtarget.com/searchcio/definition/Digital-enterprise.

44.

Little A.D. Digital Transformation - How to Become a Digital Leader.

Study

2015.

URL:

https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/ADL_HowtoBecomeDigital

Leader_02.pdf.

45.

Martin-Pena M.L., Sanchez-Lopez J.M. The digitalization and

servitization of manufacturing: A review on digital business models. // Strategic

Change. 2018. V. 27. P. 91–99.

46.

Panda V., Sjödin D., Reim W. Reviewing Literature on Digitalization,

Business Model Innovation, and Sustainable Industry: Past Achievements and

Future Promises // Sustainability. 2019. V. 11. No 2. P. 391.

47.

Rachinger M., Rauter R., Müller C., Vorraber W., Schirgi E.

Digitalization and its influence on business model innovation. // Journal of

Manufacturing Technology Management. 2018. V. 30. No. 8. P. 1143–1160.

48.

Retrench or refresh? Do existing business models still deliver the

goods?

//

Economist

Intelligence

Unit.

URL:

https://impact.economist.com/perspectives/sites/default/files/Business_Models_Re

port.pdf.

49.

Urbach N., Roeglinger M. Introduction to Digitalization Cases: How

Organizations Rethink Their Business for the Digital Age // Urbach, N., Röglinger,

M. (eds) Digitalization Cases. Management for Professionals. Springer, Cham. P. 1–

12.

50.

What is digital business transformation? The essential guide to DX.

URL: https://www.i-scoop.eu/digital- transformation.

References

57

1.

Abdurakhmanova E.E.K., Kurbanov A.Kh. Tsifrovye tekhnologii v

sisteme

material'no-tekhnicheskogo

obespecheniya:

otsenka

riskov

//

Kompetentnost'. 2020. № 5. S. 10–14.

2.

Alekseeva E.A., Grakun A.A., Domoratskii E.D., Lychakova A.D.

Podgotovka biznesa k tsifrovizatsii i ego adaptatsiya / // Finansovyi biznes. 2022. №

1(223). S. 3–7.

3.

Apatova N.V. Upravlenie protsessami tsifrovoi transformatsii biznesa

// Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo.

Ekonomika i upravlenie. 2022. T. 8. № 2. S. 3–8.

4.

Apatova N.V. Tsifrovye transformatsii biznesa i sotsiuma // Vestnik

Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2022.

№ 4(60). S. 60–71.

5.

Apatova N.V., Korolev O.L. Finansovaya bezopasnost' i tekhnologii

blokchein // Nauchnyi vestnik: finansy, banki, investitsii. 2017. № 4 (41). S. 35–41.

6.

Bagiev

G.L.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yanenko

M.B.,

Yanenko

M.E.

Marketing

metaprostranstvennnykh biznes-obrazovanii: problemy i perspektivy primeneniya //

Problemy sovremennoi ekonomiki. 2022. № 2(82). S. 96–101.

7.

Barykin S.E., Kovalenko E.A., Korchagina E.V. Blokchein-

tekhnologiya v logistike i tsepyakh postavok // Logistika: sovremennye tendentsii

razvitiya. SPb., 2020. S. 45–49.

8.

Bakharev V.V., Mityashin G.Yu. Tendentsii razvitiya riteila v Rossii //

Ekonomicheskii vektor. 2020. № 3(22). S. 54–60.

9.

Bubnova G., Kurenkov P., Emets V., Tyugashev A. K ponyatiyu

informatsii v logistike i o granitsakh primenimosti blokchein-tekhnologii //

Logistika. 2018. № 7(140). S. 46–52.

10.

Vibe A. 5 problem tsifrovoi transformatsii: kak reshit' i dobit'sya

uspekha

//

RBK

Trendy.

URL:

https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/639b1ceb9a7947560301215f.

58

11.

Grigor'ev L.Yu., Kudryavtsev D.V. Organizatsionnoe proektirovanie

na osnove ontologii: metodologiya i sistema ORG-Master // Informatika,

telekommunikatsii i upravlenie. 2012. №1 (140). S. 21–28.

12.

Delendik A.S., Nasaridze E.V., Kirillova T.V. Issledovanie opyta

vnedreniya servisa dostavki produktov na rossiiskii rynok // Nauka molodykh -

budushchee Rossii. Kursk: Yugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet, 2019. S.

265–271.

13.

Doguchaeva S.M. Tendentsii razvitiya sovremennykh innovatsionnykh

tekhnologii i tsifrovoi ekonomiki // Voprosy regional'noi ekonomiki. 2018. № 2

(35). S. 40–47.

14.

Kirillova T.V., Zyk E.A. Potrebitel'skaya loyal'nost': kriticheskii analiz

podkhodov k opredeleniyu // Nauchnyi rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa. 2023.

T. 9. № 2. S. 76–89.

15.

Kirillova T.V., Yanenko M.B., Yanenko M.E. Tovarnaya politika kak

element kompleksa marketinga v kontseptsii metavselennoi // Nauka i biznes: puti

razvitiya. 2023. № 4 (142). S. 127–129.

16.

Kotlyarov I.D. Usluga ili manipulirovanie: vzaimodeistvie internet-

magazinov s potrebitelyami // Internet-marketing. 2013. № 6. S. 358–364.

17.

Kotlyarov I.D. Tsifrovaya transformatsiya finansovoi sfery:

soderzhanie i tendentsii // Upravlenets. 2020. T. 11. № 3. S. 72–81.

18.

Kotlyarov I.D. Ustoichivost' obsluzhivaniya potrebitelei v usloviyakh

tsifrovoi ekonomiki // Ekonomika i upravlenie: teoriya i praktika. 2022. T. 8. № 4.

S. 21–29.

19.

Krasnov A.S., Shashkova A.A. Primenenie phygital-instrumentov na

roznichnom rynke // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v oblasti

upravleniya, ekonomiki i torgovli. SPb., 2021. S. 201–205.

20.

Krasnov A.S., Shashkova A.A. Phygital-podkhod kak element

udovletvoreniya

potrebitel'skikh

potrebnostei

v

protsesse

pokupki

//

Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v oblasti upravleniya, ekonomiki i

torgovli. SPb.: POLITEKh-PRESS, 2021. S. 206–210.

59

21.

Kudryashova A.Yu., Matushevskaya E.A. Vidy biznesa i ikh

osobennosti: ot istorii do tsifrovoi transformatsii // Aktual'nye voprosy sovremennoi

ekonomiki. 2021. № 3. S. 272-283. DOI 10.34755/IROK.2021.63.50.004.

22.

Kurbanov A.Kh., Kron L.A. Soprotivlenie personala organizatsii

vnedreniyu upravlencheskikh innovatsii: prichiny, problemy i puti resheniya //

Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. 2013. № 8. S. 22–

25.

23.

Kurbanov A.Kh., Plotnikov V.A. Otsenka perspektiv razvitiya logistiki

v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki i transformatsii sotsial'noi sfery // Izvestiya

Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2020. № 3

(123). S. 94–101.

24.

Kurochkina A.A., Semenova Yu.E., Timoshenko A.Yu. Razvitie AR-

tekhnologii v roznichnoi torgovle // Global'nyi nauchnyi potentsial. 2021. № 3 (120).

S. 239–242.

25.

Kurochkina A.A., Shevchuk E.V., Bikezina T.V. Transformatsiya

dostavki poslednei mili kak metod uluchsheniya klientskogo opyta v Rossiiskoi

Federatsii // Ekonomika i upravlenie. 2023. T. 29. № 2. S. 159–168.

26.

Lukina O.V., Kurochkina A.A., Nazarov P.V. Omnikanal'nyi

marketing kak instrument razvitiya malogo i srednego biznesa v industrii torgovli //

Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. 2021. № 1 (35). S. 75–

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84.

27.

Lunkina Yu.V., Rastimeshina T.V. Arkhaizatsiya obshchestvennogo

soznaniya na fone tsifrovoi transformatsii tsivilizatsii // Ekonomicheskie i sotsial'no-

gumanitarnye issledovaniya. 2022. № 3 (35). S. 101–109.

28.

Mityashin G.Yu. Varianty organizatsii dostavki iz malykh torgovykh

predpriyatii // 71-ya Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchno-tekhnicheskaya

konferentsiya. Astrakhan', 2021. S. 1063–1064.

29.

Pirogova O.E., Chkhotua G.Z. Sravnitel'nyi analiz tsifrovykh servisov

regional'noi sfery uslug (na primere industrii gostepriimstva Sankt-Peterburga) //

60

Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. 2023. № 1

(55). S. 31–38.

30.

Pyat' urovnei tsifrovizatsii biznesa: kak v Rossii stat' kompaniei

budushchego

//

RBK

Trendy. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60b4cb349a79473d14ea025f.

31.

Sirotkin V.L., Kirillova T.V. Kriptografiya i blokchein kak resheniya

problem transportno-logisticheskoi sistemy // Avtomatizatsiya i energosberezhenie

mashinostroitel'nogo i metallurgicheskogo proizvodstva: tekhnologiya i nadezhnost'

mashin, priborov i oborudovaniya. Vologda, 2020. S. 432–436.

32.

Suvorova S.D., Kulikova O.M. Tsifrovaya transformatsiya biznesa //

Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2022. №

2(60). S. 54–59.

33.

Sukhina K.P., Kirillova T.V. Integratory i agregatory sluzhb dostavki //

Instituty i mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya: mirovoi opyt i rossiiskaya

praktika. Kursk, 2021. S. 192–196.

34.

Tsifrovaya transformatsiya: fokus na IP // Patenty i litsenzii.

Intellektual'nye prava. 2019. № 2. S. 10–11.

35.

Chertykovtsev V.K., Grigor'yants I.A., Bobkova E.Yu., Babakhanov

K.I. Sovremennye podkhody k upravleniyu aktivami v usloviyakh tsifrovoi

transformatsii // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya:

Ekonomika i pravo. 2022. № 12. S. 91–97.

36.

Yakovlev A.A., Lebedeva T.S. Primenenie kontseptsii Block Chain v

tselyakh sovershenstvovaniya sistemy upravleniya kachestvom na predpriyatii //

Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal. 2020. № 4. S. 167–176.

37.

Yanenko M.B., Yanenko M.E. Tsifrovye i virtual'nye tovary v

marketing menedzhmente // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2022. № 10 (136). S.

245-247.

38.

Berman S.J. Digital transformation: opportunities to create new

business models // Strategy and Leadership. 2012. V. 40. No 2. P. 16–24.

61

39.

Business Models in the Digital Economy: An Empirical Classification

of Digital Marketplaces // Fraunhofer Center for international management and the

knowledge

economy.

URL:

https://www.imw.fraunhofer.de/content/dam/moez/de/documents/Working_Paper/

Working_Paper_Digital_Marketplaces_final.pdf.

40.

Dörner K., Edelman D. What ‘digital’ really means // McKinsey. 2015.

URL:

https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-

telecommunications/our-insights/what-digital-really-means.

41.

Gartner IT Glossary. Gartner, Inc. URL: https://www.gartner.com/it-

glossary/digitalization.

42.

Gobble M.A. M. Digital Strategy and Digital Transformation //

Research Technology Management. 2018. V. 61. No 5. P. 66–71.

43.

Hanna

K.T.

Digital

enterprise

//

TechTarget.

URL:

https://www.techtarget.com/searchcio/definition/Digital-enterprise.

44.

Little A.D. Digital Transformation - How to Become a Digital Leader.

Study

2015.

URL:

https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/ADL_HowtoBecomeDigital

Leader_02.pdf.

45.

Martin-Pena M.L., Sanchez-Lopez J.M. The digitalization and

servitization of manufacturing: A review on digital business models. // Strategic

Change. 2018. V. 27. P. 91–99.

46.

Panda V., Sjödin D., Reim W. Reviewing Literature on Digitalization,

Business Model Innovation, and Sustainable Industry: Past Achievements and

Future Promises // Sustainability. 2019. V. 11. No 2. P. 391.

47.

Rachinger M., Rauter R., Müller C., Vorraber W., Schirgi E.

Digitalization and its influence on business model innovation. // Journal of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Manufacturing Technology Management. 2018. V. 30. No. 8. P. 1143–1160.

48.

Retrench or refresh? Do existing business models still deliver the

goods?

//

Economist

Intelligence

Unit.

URL:

62

https://impact.economist.com/perspectives/sites/default/files/Business_Models_Re

port.pdf.

49.

Urbach N., Roeglinger M. Introduction to Digitalization Cases: How

Organizations Rethink Their Business for the Digital Age // Urbach, N., Röglinger,

M. (eds) Digitalization Cases. Management for Professionals. Springer, Cham. P. 1–

12.

50.

What is digital business transformation? The essential guide to DX.

URL: https://www.i-scoop.eu/digital-transformation.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.