Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ'

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Digital Humanities / стратегия / метод / программное обеспечение / гуманитарные науки / научная перспектива / Digital Humanities / strategy / method / software / humanities / scientific perspective

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А В. Усачев, И Н. Усачева, Ю М. Гришаева

Темп развития наук сегодня превышает все ожидания. Заметной тенденцией становится цифровизация, которая завладевает образованием, бытом, другими областями науки и жизни, и держит в постоянном напряжении современное общество потому, что иногда развивается непредсказуемо. Смысл цифровизации состоит в том, что повышаются уровни высокотехнологической продукции и услуг. Одним из таких пространств, которые подвергаются цифровизации, стали гуманитарные науки. Не секрет, что многие стороны гуманитарных наук подвергаются цифровизации – это касается цифровых носителей текстов, собрание библиотечных фондов. Цифровые ресурсы и инструменты быстрыми темпами осваивают пространство гуманитарных наук и заставляют их идти в ногу со временем. Именно поэтому гуманитарные цифровые науки – это пространство знаний, которые структурно располагаются на пересечении компьютерных технологий с гуманитарными дисциплинами. Такое сочетание областей знания приводит к тому, что происходит постоянное использование цифровых продуктов в области гуманитарных наук, проводится анализ тех сфер, которые могут сочетать в себе цифровые компоненты. DH (Digital Humanities – цифровая гуманитаристика) становится опорой наук в том смысле, что обнаруживают на постоянной основе те области гуманитарного знания, которые рождаются в качестве нового источника знания. Укрепляется положение междисциплинарных исследований. Цифровизация по определению является источником получения знаний, их производства и распространения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE HUMANITIES

The pace of development of sciences today exceeds all expectations. Digitalization is becoming a noticeable trend, which takes over education, everyday life, other fields of science and life, and keeps modern society in constant tension because sometimes it develops unpredictably. The meaning of digitalization is that the levels of high-tech products and services are increasing. Humanities have become one of such spaces that are undergoing digitalization. It is no secret that many aspects of the humanities are undergoing digitalization – this concerns digital media of texts, a collection of library collections. Digital resources and tools are rapidly mastering the space of the humanities and forcing them to keep up with the times. That is why the humanities of digital sciences is a space of knowledge that is structurally located at the intersection of computer technology with humanities disciplines. Such a combination of fields of knowledge leads to the fact that there is a constant use of digital products in the field of humanities, an analysis of those areas that can combine digital components is carried out. Digital Humanities are becoming a pillar of the sciences in the sense that those areas of humanitarian knowledge that are being born as a new source of knowledge are being discovered on an ongoing basis [1, с.48]. The position of interdisciplinary research is being strengthened. Digitalization, by definition, is a source of knowledge, its production and dissemination.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ»

3. Sociologiya: 'Enciklopediya. Sostavitel' A.A. Gricanov i dr. Minsk: Knizhnyj dom, 2003.

4. Ivanova V.V. Social'noe samochuvstvie kak sposob ocenki blagopoluchiya zhizni naseleniya regiona. Problemy social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2015; № 3 (21): 9-12.

5. Barskaya O.L. Social'noe samochuvstvie: metodologicheskie i metodicheskieproblemy issledovaniya. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1989.

6. Lepeshkin N.Ya. Social'noe samochuvstvie naseleniya na sovremennom 'etape transformacii rossijskogo obschestva: regional'nyj aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Habarovsk, 2006.

7. Simonovich N.E. Ponyatie i soderzhatel'nye aspekty social'nogo samochuvstviya. Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. 2012; № 15 (95): 258-265.

8. Bagrecov D.N., Simonovich N.N., Bokova N.V., Simonovich G.N., Maksimova O.A. Vospitanie lichnosti cherez social'noe samochuvstvie: psihologicheskie aspekty. Molodezh' i nauka. 2017; № 5: 49-56.

9 Rusalinova A.A. Social'noe samochuvstviepodrostkov s opytom prebyvaniya v marginal'noj srede. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php7page.ru

10. Klachkova E.G. 'Emocional'noe zdorov'e doshkol'nikov kak osnova social'no-kommunikativnogo razvitiya. Metodist. 2015; № 9: 66-68.

11. Dobrya M.Ya., Mal'chevskaya M.L. Issledovanie cennostnyh otnoshenij k sem'e kak pokazatel' social'nogo samochuvstviya detej nemeckoj diaspory, prozhivayuschih v Respublike Hakasiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 25-29.

12. Strizoe A.L. Social'noe samochuvstvie: mezhdu reformistskim proektom i zdravym smyslom. Social'noe samochuvstvie naseleniya v sovremennoj Rossii. Rostov-na-Donu, 2010: 214-217.

13. Londadzhim T. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov, obuchayuschihsya v rossijskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.

14. Mustaeva F.A., Potrikeeva O.L. Social'noe samochuvstvie sem'i v sovremennyh usloviyah. Sociologicheskienauki. 2013; № 8 (38): 95-102.

15. Sultanbaeva K.I., Gorbunova O.F., Dorofeeva T.A., Dobrya M.Ya., Efimova O.E. Vliyanie sistem semejnogo vospitaniya sovremennyh diaspor na social'noe blagopoluchie i obrazovanie detej (na primere Yuzhno-Sibirskogo regiona). Abakan: Izdatel'stvo FGBOu VO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova», 2022.

Статья поступила в редакцию 27.11.23

УДК 004.91

Usachev A.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Yelets Bunin State University (Yelets, Russia), Е-mail: [email protected]

Usacheva I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Yelets Bunin State University (Yelets, Russia), E-mail: [email protected]

Grishaeva Yu.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-maii: [email protected]

PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE HUMANITIES. The pace of development of sciences today exceeds all expectations. Digitalization is becoming a noticeable trend, which takes over education, everyday life, other fields of science and life, and keeps modern society in constant tension because sometimes it develops unpredictably. The meaning of digitalization is that the levels of high-tech products and services are increasing. Humanities have become one of such spaces that are undergoing digitalization. It is no secret that many aspects of the humanities are undergoing digitalization - this concerns digital media of texts, a collection of library collections. Digital resources and tools are rapidly mastering the space of the humanities and forcing them to keep up with the times. That is why the humanities of digital sciences is a space of knowledge that is structurally located at the intersection of computer technology with humanities disciplines. Such a combination of fields of knowledge leads to the fact that there is a constant use of digital products in the field of humanities, an analysis of those areas that can combine digital components is carried out. Digital Humanities are becoming a pillar of the sciences in the sense that those areas of humanitarian knowledge that are being born as a new source of knowledge are being discovered on an ongoing basis [1, с.48]. The position of interdisciplinary research is being strengthened. Digitalization, by definition, is a source of knowledge, its production and dissemination.

Key words: Digital Humanities, strategy, method, software, humanities, scientific perspective

А.В. Усачев, д-р филос. наук, доц., Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец, Е-mail: [email protected]

И.Н. Усачева, канд. пед. наук, доц., Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец, Е-mail: [email protected]

Ю.М. Гришаева, д-р пед. наук, доц., проф., Московский педагогический государственный университет, Е-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Темп развития наук сегодня превышает все ожидания. Заметной тенденцией становится цифровизация, которая завладевает образованием, бытом, другими областями науки и жизни, и держит в постоянном напряжении современное общество потому, что иногда развивается непредсказуемо. Смысл цифровизации состоит в том, что повышаются уровни высокотехнологической продукции и услуг. Одним из таких пространств, которые подвергаются циф-ровизации, стали гуманитарные науки. Не секрет, что многие стороны гуманитарных наук подвергаются цифровизации - это касается цифровых носителей текстов, собрание библиотечных фондов. Цифровые ресурсы и инструменты быстрыми темпами осваивают пространство гуманитарных наук и заставляют их идти в ногу со временем. Именно поэтому гуманитарные цифровые науки - это пространство знаний, которые структурно располагаются на пересечении компьютерных технологий с гуманитарными дисциплинами. Такое сочетание областей знания приводит к тому, что происходит постоянное использование цифровых продуктов в области гуманитарных наук, проводится анализ тех сфер, которые могут сочетать в себе цифровые компоненты. DH (Digital Humanities - цифровая гуманитаристика) становится опорой наук в том смысле, что обнаруживают на постоянной основе те области гуманитарного знания, которые рождаются в качестве нового источника знания. Укрепляется положение междисциплинарных исследований. Цифровизация по определению является источником получения знаний, их производства и распространения.

Ключевые слова: Digital Humanities, стратегия, метод, программное обеспечение, гуманитарные науки, научная перспектива

В современных гуманитарных науках DH - это одно из направлений исследований, которое рекордно быстрыми темпами развивается и дает определенные результаты. Обнаруживая новые стратегии и методы, DH становится отправной точкой для новых видов деятельности и образования, для использования возможностей в области высокой науки.

Целью является анализ тенденций цифровизации гуманитарных наук. DH становится основой для того, чтобы использовать программное обеспечение на тех сторонах гуманитарных знаний, которые объективно используют цифровые ресурсы. Объектом выступают многочисленные материалы, посвященные организации цифровизации гуманитарных наук. DH имеет отличительную черту, которая характерна для пересечения гуманитарных наук и цифровых технологий.

Задачи исследования заключаются в том, что гуманитаристика располагает новыми методами для проведения исследований и на постоянной основе ставит под вопрос те или иные стороны цифровых технологий. Гуманитарные исследования, исходя из наличия цифровых технологий, могут проводиться в мобильном формате или при использовании средств лаборатории виртуальной реальности. «Для создания, публикации и работы с цифровым обучением включают в себя

все - от собственного оборудования до институтов и от программного обеспечения до киберпространства» [2, с. 83].

Научная новизна: потребности современных гуманитарных наук позволяют говорить об использовании цифровых продуктов разной сложности. Могут быть предложены реестры инструментов для проведения исследований учеными. Действует портал анализа и поиска текстов.

Теоретическая и практическая значимость состоит в следующем. Существуют программы использования текстов в Интернете, которые определяют смысл и назначение текста по отрывку или по другим поисковым показателям. Используются онлайновые и другие инструменты DH, которые могут быть применены в бесплатном режиме, что делает их доступными для студентов и других людей, у которых нет доступа к платным серверам. Такие популярные цифровые инструменты, как WordPress и Отека, чаще других запрашиваются для работы в области гуманитарных наук [3].

Чтобы условно разделить сферу DH, надо помнить об актуальности этой темы в современной научной периодике. Разделение областей на определенные сферы связаны с:

- анализом разных цифровых средств, применяемых с помощью компьютера по индексированию текста и определению авторского стиля;

- использованием различных цифровых средств для извлечения новых видов информации из гуманитарной среды в таких областях знаний, как антропология, история, социальные науки, а также сферы знаний, которые рассматривают материальные объекты;

- большим разнообразием изобразительных объектов, составление коллекций и 3D-картины и модели артефактов [4, с. 4].

Степень научной разработанности темы научной работы показывает следующее:

1. Есть вероятность того, что положение гуманитарных наук будет соответствовать позиции потребителя программного обеспечения. Это можно исправить, если найти концептуальные основы тех гуманитарных наук, которые охвачены цифровизацией.

2. Информационные потоки, цифровая среда, применение методов информационного сообщения непосредственно влияют на гуманитарные науки, заставляя их смещаться в сторону междисциплинарных исследований.

3. В наше время произошел сдвиг предмета и целей гуманитарного исследования из служебного статуса до осмысления сущности применения цифровых технологий. Они стали отдельным и самостоятельным предметом исследования. В частности, выделяются такие вопросы, как история развития, смысл влияния на человека и общество, соотношение цифровых ресурсов и количественного анализа для гуманитарных наук.

4. Сегодня речь идет о междисциплинарных сочетаниях, которые открывают путь для более глубоких исследований в различных областях развития научного знания. Направление, которое особо привлекает к себе внимания ученых, - это цифровые гуманитарные науки. Данное объединение изучает предмет гуманитарных наук с помощью соответствующих методов и практических направлений, внимательно относится к возможности и необходимости применения цифровых и информационных технологий. В этом контексте надо отметить, что традиционные методики и практики по-прежнему занимают ведущее место в гуманитарных исследованиях.

5. Переход к цифровым технологиям не означает, что гуманитарные науки полностью осуществили переход к ним [5, с. 100]. Но представить их жизнь без информационно-коммуникативных технологий сегодня уже невозможно. Цифровые методы уже широко применяются в гуманитарных науках, расширяют пространство изучения, позволяют исследовать новую информационную среду, создают возможность внести свою лепту в развитие информационных методик.

Возникают вопросы: насколько глубоко изменяют информационные технологии облик гуманитарных наук? Уместно ли считать, что информационные средства, как заменяющие традиционные методы гуманитарных наук, стали превалировать в гуманитарной сфере? Ответом на эти вопросы считается внимательное изучение глубины и особенностей распространения DH, определение их роли в процессе современной идентификации гуманитарных наук, а также осмысление влияния информационного общества на развитие гуманитарного знания.

Для того чтобы появилась большая ясность, важно рассмотреть определенные методологические основания, особенности инфраструктуры в тех местах, где DH занимает ведущее место и предполагает качественную динамику развития. Также важно понять направление, куда двигается это форма знания, насколько синхронно с мировыми коммуникативно-информационными центрами.

Ясно, что цифровая гуманитаристика располагается в межотраслевом пространстве. Следует отметить, что происходит использование отраслевых ин-форматик, а также синтетическое единство методов гуманитарных наук и информатики. Но здесь сразу важно подчеркнуть, что характер междисциплинарности меняется из года в год. Например, междисциплинарность может быть методическая, а может быть методологическая. В отношении DH можно сказать, что их междисциплинарность является методологической [1, с. 22].

Затрагивая тему междисциплинарности, важно понять, что она носит инструментальный характер, и у различных наук существует один объект, на который направлено внимание различных наук. Таким объектом можно считать информацию с ее сложной структурой. Чтобы приблизиться к изучению данного объекта, необходимо применять методы как информационных, так и гуманитарных наук.

Надо отметить, что в DH происходит не просто заимствование методов информационных наук, но ищутся общие основания для развития как одной, так и другой науки, что позволяет на новом уровне использовать методологические установки. Конфигурация движения гуманитарных наук направлена к междисци-плинарности, общенаучным методам и методологиям, которые способны образовать каркас, состоящий из наиболее общих оснований методологий гуманитарных и естественных наук. Понятно, что здесь дело не сводится к взаимному обмену методиками и другими инструментами.

Формирование современного облика коммуникативно-информационных наук берет свое начало в 1940-1950-х гг, когда разрабатывалась теория информации для технических наук. Почти сразу же данная теория стала объектом пристального внимания общественных наук, когда формулировалось философское обоснование информации и возможность найти этой категории место среди фундаментальных категорий материи, сознания и т. д. Катализатором этих исследований и практики продумывания стал увеличивающийся объем информации

и следующее за ним усложнение структуры и модификаций воздействия на общество. В итоге к 1970-м годам было сформулировано понимание информации, которое стало играть роль основы в методологии [5, с. 15].

В этих штудиях информация выступала в роли основы развития. Нет сомнений в том, что понятие информации имеет многослойную структуру и является многозначным. Многие науки видят в информации свой предмет исследования и вносят в общую копилку что-то свое. Это становится причиной тому, что информация на данный момент имеет много значений и определений. Здесь можно зафиксировать и полное отрицание факта существования, и полновесную защиту форм бытия информации. Также на повестку дня вносится философское определение информации как того, что является отражением реального мира до характеристики ее как того, что имеет сведения, являющиеся объектом хранения.

На этом пути обнаруживаются трудности, некоторые из которых носят глубокий системный характер. Представители естественных и гуманитарных наук много сделали для того, что на основе понятия информации выработать общие исследовательские установки, которые устраивали бы и ту, и другую сторону. Не были найдены общенаучные основания, которые были бы фундаментом общего языка в этих вопросах. Определения информации должны были бы стать базисным понятием междисциплинарного порядка.

Сегодня практика именования информации включает в себя различные способы обоснования существенности этого понятия в современном научном дискурсе. Естественные и технические науки преобладают в этом процессе, сужая ареал поиска новых определений, которые устраивали бы в равной мере гуманитарные науки. Нынешний век становится пространством для междисциплинарных интеграционных подходов. Гуманитарные науки стремятся обнаружить в современных научных практиках общенаучные основания и фундамент, которые способствовали бы развитию междисциплинарных научных образований. Ученые все чаще прибегают к исследованию жизнедеятельности информационных потоков с целью обнаружить место коммуникаций в междисциплинарной сфере, что ведет к усложнению форм существования DH.

Объект исследования меняет свое качество в зависимости от использования гуманитарными науками теории информации. Он включает в себя носитель информации, не только зафиксированную в знаковом виде открытую часть информации, но и закрытую часть, которая латентно существует в источнике. Различные по качеству информационные источники становятся основой новых потоков информации, и они являются объектами изучения DH.

Процесс использования новых цифровых технологий и информации влечет к тому, что постоянно появляются более широкие возможности использовать первичные источники, которые заключают в себе информацию о данной эпохе и действующих поколениях людей. В то же время фиксируется вторичная волна источников, которая появляется в арсенале науки исходя из практики цифровизации. Объекты появляются и дополняются в результате развития цифровых технологий, развивается новый поток информации, который исходит от блогов, сюжетов в Ютьюбе. Происходит укрепление вторичных методик обновления информации, необходимость их оцифровывать и использовать в цифровом формате.

В результате описанных действий цифровые гуманитарные науки становятся очень быстро расширяющимися областями знаний, которые посредством методов и ресурсов порождают новые виды коммуникаций и уверенно переходят традиционные границы отдельно взятых наук. Последний факт создает предпосылку для отторжения цифровых вхождений и получения нетипичных результатов. Это становится широко распространённым видом межотраслевого знания и играет роль ключа для DH, для нарушения границ традиционности и для того, чтобы создать новый предмет исследования из сплетения новых смыслов, поисков, решений.

К исследованию цифровых гуманитарных наук должны быть подключены междисциплинарные методы, которые обеспечивают перспективу и горизонт научной работы. Для обеспечения достоверности получаемых результатов необходимо, прежде всего, осмыслить пространство Интернета, для чего нужны:

- сайты с достоверной информацией о тех или иных образовательных организациях;

- научная литература, которая представлена монографиями, статьями, рецензиями и располагает информацией о научно-образовательной деятельности различных учреждений [6].

Для того чтобы найти достоверный источник информации, важно пройти верификацию получаемых данных. Надо отметить, что надежные источники подкрепляются информацией официального характера.

DH привлекает к себе много внимания исследователей, которые практически в один голос заявляют, что существуют разнообразные перспективы их развития. Современные исследования затрагивают различные аспекты DH и служат опорой для формирования консолидирующих сил специалистов разного уровня и направлений. Происходит наработка единых принципов, методик в рамках цифрового сектора научных изысканий. Важный вклад в понимание цифровых процессов в области гуманитарных наук сделал профессор М. Таллер (Германия). Он представил описание опасностей в развитии цифровых гуманитарных наук. В частности, он дал существенное определение акценту на инфраструктуру, которая потенциально может нарушить аналитические стороны классических гуманитарных наук. Но DH может стать точкой приложения информационных технологий и повторить судьбу тех сфер жизни, что претерпели изменения в ходе

мобильной интернет-революции. Чтобы не попасть в такое качество развития, DH может не только использовать информационные технологии, но и вносить свой вклад в их разработку Согласно М. Таллеру, сфера DH может быть структурирована исходя из отношения к тексту [4, с. 9].

Калифорнийский университет в США также внес заметный вклад в определение перспектив DH. Специалисты этого университета считают, что цифровые гуманитарные науки представляют собой естественное продолжение традиционных гуманитарных наук. Причём особенность заключается в том, что они не претендуют на замену традиционных гуманитарных вопросов. DH стоит на пути использования информационных технологий, изменения такой сферы, как влияние гуманитарного знания на вопросы мировоззрения. Сейчас зарождается новая информационная эпоха, предлагая новые параметры культуры, содержащей исторические, филологические, социальные вопросы. «Роль гуманитариев крайне важна в этот исторический момент, так как наше культурное наследие мигрировало в цифровые форматы, и наше отношение к знаниям, культурному материалу технологии и обществу радикально изменилось» [3].

Также заметным в среде дискуссий о природе и сущности DH стал выход «Манифеста Digital Humanities», увидевший свет в мае 2010 г, автором которого стала Марин Дакос. «Цифровые гуманитарные науки по определению междисциплинарны и несут в себе все методы, средства и перспективы познания, связанные с цифровыми технологиями в области гуманитарных наук» [7]. Исходя из точки зрения автора Манифеста, пришло время включать элементы DH в учебные программы университета.

В России пришло время для активного развития и использования DH-тех-нологий. Проводятся конференции, собираются круглые столы для обсуждения проблем и трудностей внедрения информационных и компьютерных технологий в гуманитарную сферу Развитие DH сопровождается в современном мире появлением различных административных и образовательных учреждений, а также ростом интенсивности решения вопроса о том, к какому облику ведут цифровые технологии классические гуманитарные науки.

Информатизация и цифровизация в области гуманитарных наук продвигается семимильными шагами и дело профессионалов - контролировать данные вопросы и постоянно думать об эффективности предпринимаемых шагов. Этот процесс имеет субъектную и объектную стороны и касается в равной мере как педагогов, так и обучающихся. Они в тесном сотрудничестве могут достичь превосходных результатов и сделать гуманитарные науки частью большого целого современного научного знания. Видится несколько причин такому положению дел. Во-первых, субъект научного гуманитарного знания сегодня более половины рабочего дня проводит за компьютером, следовательно, он включен в цифровую среду, в которой на постоянной основе пользуется интернет-технологиями, онлайн-площадками, коммуникативными выходами на различные ресурсы, которые предоставляют ему лавину информации в той или иной рубрике, что может быть использовано непосредственно в научной или учебной деятельности. К этому надо прибавить мессенджеры, чаты различных социальных сетей. В этой связи не будет преувеличением сказать, что общение строится также по правилам цифрового мира [8, с. 43]. Во-вторых, надо особо отметить, что мотивационная часть использования цифровых технологий также усиливается, и все больше и больше ученых действительно заинтересованы в том, чтобы использовать ресурсы информатизации для успешного ведения исследований и реализации возможностей стремительного обнародования результатов своих находок и поисков для получения мгновенного отклика на свои изыскания. Происходит значительная оптимизация всей цепочки научного творчества, что непосредственно влияет на качественную сторону повседневной научной работы в области гуманитарных наук. Схематизация алгоритмов, калькуляция данных происходит с эффективной скоростью, а это значит, что можно постоянно обновлять исследовательскую часть работы и верифицировать ее в интересах всех заинтересованных лиц. В-третьих, происходит оптимизация учебных процессов в области гуманитарных наук. Вырастает степень наглядности, которая помогает освоить материал на новом уровне, экономить учебное время, по-новому распределять учебную нагрузку урока, оставляя больше времени на самое интересное и важное.

Представляется серьезным вопрос о том, существует ли среди ученых готовность широко использовать цифровые методики в своей научной деятельности? Наука не была бы таковой, если бы она осталась без консервативного крыла своей кадровой основы. Сущность этого процесса консервативного отношения к цифровизации можно облечь в форму вопроса: как эффективно сочетать традиционные формы научного поиска и цифровую оболочку программного обеспечения, чтобы на выходе никто и ничто не были ущербными [9, с. 59]. Психологическая готовность должна быть полновесной и конкретизироваться в конвенциональных формах формулирования мысли, значение которой - создавать коммуникативную основу для дальнейших исследований. В контексте этих особенностей следует создавать возможности для использования DH в научном и учебном процессах.

При укреплении цифровизации как объективной тенденции важно помнить, что приход к ее методикам и средствам должен быть свободным и добровольным, т. к. цифра - это инструмент, который не может заменить иррациональности самого творческого процесса. Она только слегка касается материала, который должен послужить продвижению науки вперед. Нет сомнений в том, что современный ученый-гуманитарий значительную часть своего времени проводит в

среде цифровых и информационных технологий, он включен в цифровую среду. Но в то же время очень многие процессы могут теперь происходить дистанционно, а это говорит о том, что научные объединения могут возникать в наше время на других организационных принципах. Ученый может, не отрываясь от непосредственного исследования, выступать на форумах и конференциях, может собрать группу ученых по интересам вокруг определенной проблемы и начать работу на новом эффективном уровне.

На современном этапе осуществляется активный переход к таким формам общения, которые находятся дистанционно и имеют индивидуальную мотивацию для проведения гуманитарных исследований. В этом случае необходимо обеспечивать бесперебойный доступ к сети Интернет для того, чтобы все процессы информационного общения проходили с наибольшей эффективностью для освоения содержательной части исследований.

В контексте всего сказанного напрашивается методологический вопрос о том, как оптимально оборудовать цифровой мир на основе десятилетиями накапливаемых знаний без ущерба последним. Необходимо вносить изменения в организационные, методологические принципы, которые могут способствовать с одинаковой успешностью удержать гуманитарные исследования как в цифровом формате, так и в традиционном виде для того, чтобы все модальности исследований показывали свою максимальную эффективность и не наносили вреда традиционным ходам в исследованиях.

Активные взаимодействия в цифровой среде порождают феномен нового субъекта, который более мобилен, стремителен, обладает большими информационными ресурсами, которые может комбинировать на свое усмотрение и в собственных интересах научного плана. Создание цифрового пространства должно быть направлено на изучение и получение опыта, который может оказать влияние на результаты научной работы. Все должно быть подчинено этому. Также возможно использование альтернативных цифровых ресурсов для придания большей емкости получаемым научным данным. Новый субъект научного знания большое внимание должен уделять самоподготовке и повышению собственной компетентности в области информационно-компьютерной сфере. Компетенция современного ученого гуманитария значительно расширена и включает в себя знание компьютерных технологий. Эффективно развивается вся совокупность возможностей, которая обеспечивает ученого необходимыми ресурсами для общения и профессионального взаимодействия. Трансформируется сама личность ученого. Сегодня это уже не только человек, пользующийся публичными и научными библиотеками, но и пользователь виртуальной библиотечной среды, которая позволяет ему быть в курсе дела многих и многих событий научного мира.

Сегодня с помощью DH ученый проявляет больше самостоятельности в росте собственного потенциала, проявляющегося в научных изысканиях. Новый субъект сам контролирует свои компетенции, комбинирует их содержанием, применяет их на практике научного поиска. Именно в этом смысле утверждается, что цифровизация вносит свои изменения во все сферы жизни и научного творчества. Она становится основой инновационных подходов к изучению окружающего мира, позволяет осуществлять доступ к ранее закрытым источникам, а использование данных технологий может обеспечить эффект взгляда со стороны, когда ученый способен оценить собственные научные результаты с многих точек зрения и в разных смысловых контекстах [10, с. 37].

Цифровая гуманитаристика включает в себя цифровизацию, подключение и виртуализацию многих аспектов социальной, политической, экономической и культурной жизни. Как таковая, она влияет на все этапы традиционных научных исследований, такие как выбор исследовательских вопросов, выбор образцов и данных, методы сбора и анализа данных и способы распространения результатов исследований. В то же время цифровые технологии открывают новые способы организации и проведения совместных исследований. Они также влияют на методы, материалы и организацию преподавания. Информационная грамотность становится необходимым условием для исследователей во всех областях, не только с точки зрения карьерного успеха, но и как компетенция, необходимая для ответственного взаимодействия с широкой общественностью. Подходы, основанные на данных, вероятно, выйдут за рамки традиционных дисциплинарных границ и могут даже поставить под сомнение соответствующие разграничения. И последнее, но не менее важное: DH не только фундаментально влияет на то, как ведется научная деятельность. Новые возможности сбора и анализа данных также поднимают новые этические вопросы. И поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью производства знаний в обществе, влияние DH заставляет нас пересмотреть общий вопрос о роли науки в обществе.

С помощью этого проекта цифровая гуманитаристика намерена внести свой вклад в академические исследования и общественные дискуссии о влиянии DH на научные исследования. Особое внимание уделяется инфраструктурам передачи данных и их последствиям для научных исследований в рамках дисциплинарных и национальных границ, а также за их пределами. Проект DH реализуется путем применения подходов из области науки и технологий, истории и философии науки, осмысления и обмена опытом в применении цифровых инструментов в области цифровых гуманитарных наук и путем содействия обмену между учеными.

Большая часть исследовательских структур используют междисциплинарные сферы, обеспечивают цифровые технологии для того, чтобы успешно применять их на практике. Сегодня уже не редкостью является проведение круглых

столов и тематических семинаров, где подробно анализируются различные отрасли DH DH включает в себя базы данных гуманитарных дисциплин и, например, создание 3D-моделирования, исторической компьютерной реконструкции. Также отметим следующее:

1. В гуманитарных науках происходит использование цифровых технологий с целью обработать большие массивы информации.

2. Аналитическое отношение к социокультурным последствиям внедрения цифровых технологий в гуманитарную сферу, переплетение с гуманитарной информатикой в той части, в которой формулируются ответы на вопрос о том, как формируется информация в обществе; на эти вопросы способны ответить такие науки, как философия, историография и др.

Библиографический список

3. Культурное наследие становится основой для формирования научных библиотек, музейных экспонатов, реконструкций, подвергшихся визуализации.

Вне всяких сомнений рассматриваемое направление должно развиваться и становиться актуальными в различных научных и образовательных центрах. Перед исследователем должна ставиться задача анализировать качество содержания деятельности по развитию цифровых технологий в гуманитарной сфере. Большое значение будет иметь конструктивное сравнение работы традиционных гуманитарных наук и цифровых технологий. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что появилась возможность реконструировать информационную среду DH, исходя из ее участия в гуманитарном исследовательском и образовательном процессах.

1. Можаева Г.В., Можаева-Ренья П.Н., Сербин В.А. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований. Вестник Томского государственного университета. 2014; № 7: 18-27.

2. Gardiner Eileen and Musto Ronald G. The Digital Humanities: A Primer for Students and Schoiars. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

3. What Is DH? Available at: http://www.cdh. ucla.edu/about/what-is.html

4. Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities. Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012; № 1: 5-13.

5. Володин А.Ю. Гуманитарные науки в контексте цифровых вызовов (обзор изданий проекта Мичиганского университета). Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2014; № 6 (4): 99-102.

6. Международная научно-практическая конференция «Науки о культуре в перспективе «Digital Humanities». Available at: http://www. her-zendigitalhumanities.ru/

7. Манифест Digital Humanities. Available at: http://tcp.hypotheses.org/501

8. Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Филатова О.П. К вопросу о взаимосвязи информационного и экологического развития личности в цифровой образовательной среде. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: юбилейный сборник научных статей. Ульяновск: Издательство «Зебра», 2020: 39-44.

9. Соловьева Н.В., Анищева Л.И., Гагарин А.В. Амплификация смыслов учения в ситуации сотворчества преподавателя и студента в цифровом взаимодействии. Развитие профессионализма преподавателя: прикладное дидактическое исследование: монография. Москва: РУСАЙНС, 2019.

10. Chiappe A., Amado N., Leguizamon L. Educommunication in digital environments: an interaction's perspective inside and beyond the classroom. Innoeduca-Internationai journai of technoiogy and educationai innovation. 2020; Vol. 6, № 1: 34-41.

References

1. Mozhaeva G.V., Mozhaeva-Ren'ya P.N., Serbin V.A. Cifrovaya gumanitaristika: organizacionnye formy i infrastruktura issledovanij. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 7: 18-27.

2. Gardiner Eileen and Musto Ronald G. The Digitai Humanities: A Primer for Students and Schoiars. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

3. What Is DH? Available at: http://www.cdh. ucla.edu/about/what-is.html

4. Taller M. Diskussii vokrug Digital Humanities. Istoricheskaya informatika. Informacionnye tehnoiogii i matematicheskie metody v istoricheskih issiedovaniyah i obrazovanii. 2012; № 1: 5-13.

5. Volodin A.Yu. Gumanitarnye nauki v kontekste cifrovyh vyzovov (obzor izdanij proekta Michiganskogo universiteta). Istoricheskaya informatika. Informacionnye tehnoiogii i matematicheskie metody v istoricheskih issiedovaniyah i obrazovanii. 2014; № 6 (4): 99-102.

6. Mezhdunarodnaya nauchno-prakiicheskaya konferenciya «Nauki o kul'ture v perspektive «Digital Humanities». Available at: http://www. her-zendigitalhumanities.ru/

7. Manifest Digitai Humanities. Available at: http://tcp.hypotheses.org/501

8. Grishaeva Yu.M., Gagarin A.V., Filatova O.P. K voprosu o vzaimosvyazi informacionnogo i 'ekologicheskogo razvitiya lichnosti v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Sociai'no-'ekoiogicheskoe obrazovanie uchaschejsya moiodezhi: probiemy i perspektivy: yubilejnyj sbornik nauchnyh statej. Ul'yanovsk: Izdatel'stvo «Zebra», 2020: 39-44.

9. Solov'eva N.V., Anischeva L.I., Gagarin A.V. Amplifikaciya smyslov ucheniya v situacii sotvorchestva prepodavatelya i studenta v cifrovom vzaimodejstvii. Razvitieprofessionaiizma prepodavateiya: prikiadnoe didakticheskoe issiedovanie: monografiya. Moskva: RUSAiNS, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chiappe A., Amado N., Leguizamon L. Educommunication in digital environments: an interaction's perspective inside and beyond the classroom. Innoeduca-Internationai journai of technoiogy and educationai innovation. 2020; Vol. 6, № 1: 34-41.

Статья поступила в редакцию 27.11.23

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION AND EDUCATION IN RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). In the context of modern continuing education in the region, a strategy for the development of ethno-cultural education and education in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) has been identified. The relevance of the implementation of the regional program "Erkeei ergiire: creating an environment for the self-development of children and youth" is substantiated. The complex project offers the creation of a socio-cultural environment for the self-development of the younger generation by combining the efforts of the family, educational institutions and society. The research is based on works of scientists and teachers D.A. Danilov, N.D. Neustroev, U.A. Vinokurova, Z.S. Zhirkova, V.P. Marfusalova, Yu.A. Sleptsov, V.E. Stepanova, A.S. Sakerdonova, etc. The successful experience of organizing a rural museum of local lore as part of ethno-cultural education and education has been studied. The author suggests a new type of educational content, the main essence of which is an unconditionally valuable attitude towards a person, illuminated by the light of love, the basis of the Sakha worldview. The content of the ethno-pedagogic program is reflected in three key concepts in their new reading: "Man", "Health", "The way of human life". The aim of education is considered by the author to "return" to the uniqueness of the ethnic group: "Sakha in Sakha". The new function of the teacher is not the "king" of knowledge, skills and abilities, but an intermediary; a methodologist who organizes interaction, a sociotechnician who expands the communication of participants in the process, a communicator who organizes full-fledged communication of participants in the activity.

Key words: regional program "Erkeei ergiire", Sakha worldview, spiritual and moral education, self-development, ethno-cultural education and upbringing, personality, value

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В контексте современного непрерывного образования региона выявлена стратегия развития этнокультурного воспитания и образования в сельских школах Республики Саха (Якутия). Обоснована актуальность реализации региональной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи». Комплексный проект предлагает создание социокультурной среды для саморазвития подрастающего поколения путем объединения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.