УДК 656.078
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА О.А. Пыталева, И.А. Пыталев
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ), 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, кафедра «Промышленный транспорта», Pytaleva_O_A @logintra. ru
Аннотация
В статье рассматривается транспортная система города Магнитогорска, ее основные достоинства и недостатки. Актуальность
Большинство городов России в последнее время сталкивается с транспортными проблемами, которые выражаются в образовании заторов на основных перекрестках города, снижении пассажиропотоков на муниципальном пассажирском транспорте, росте количества маршрутов и подвижного состава частных перевозчиков, появлении дублирующих маршрутов и т.п. [3].Город Магнитогорск является типичным городом, с численностью населения до 500 тыс. человек (410 тыс.), в котором находится градообразующее предприятие металлургического профиля. Более 60% работоспособного населения заняты в производственной сфере. Выявление и анализ достоинств и недостатков организации дорожного движения и пассажирских перевозок в городе позволит обозначить пути улучшения транспортной ситуации, обозначить круг первоочередных задач для решения транспортных проблем.
Проблема и пути ее решения
Город Магнитогорск расположен в Челябинской области России, на восточном склоне Южного Урала. Река Урал протекает через Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке Урал, соответственно левый берег находится в Азии, а правый - в Европе.
Магнитогорск является средним городом по числу населения -410414 человек. Он расположен на территории в 392,35 кв.км, имея протяженность с севера на юг - 27 км, с запада на восток - 22 км. Протяженность границ города составляет 128,2 км.
Город Магнитогорск - крупнейший центр металлургической промышленности в России. Город по праву носит название «стального сердца Родины», поскольку большую часть левого берега занимает гигант черной металлургии - ОАО «Магнитогорский Металлургический Ком-Проблемы повышения эффективности технологии и организации перевозок на различных видах транспорта
бинат». Общая площадь комбината составляет 118,35 кв.км, и он занимает 18-е место среди крупнейших сталелитейных компаний мира. Более 50 тысяч человек работают на предприятиях черной металлургии города.
Территория города поделена на Ленинский, Правобережный и Ор-джоникидзевский районы.
На сегодняшний день в Магнитогорске оборудовано 452 улицы, 60 переулков, 6 проездов (Аносова, Бардина, Болотова, Санитарный, Сиреневый), 4 проспекта - Ленина, Карла Маркса, Металлургов и Пушкина и 4 перехода-переезда через реку Урал - Северный, Центральный, Южный и Казачья переправа.
В городе Магнитогорске сложилась, в основном, прямоугольная УДС (рис. 1). Она наиболее четко вырисовывается в правобережной части города, а в левобережной части представляет комбинацию прямоугольной и прямоугольно-диагональной сети.
А «Я *Л оч
- участки снизкои пропупа! ойспособность ю
Рис. 1. Схема улично-дорожной сети г. Магнитогорска
Прямоугольная схема УДС позволяет более равномерно рассредоточивать перевозки по всем улицам и дорогам, не концентрируя их в центре города. Однако в современных условиях основные транспортные
потоки проходят по центральным улицам, частные перевозчики стремятся работать на маршрутах, проходящих по ним, появляются множество дублирующих маршрутов. На рис.1 красным цветом выделены участки с низкой пропускной способностью, на которых возможно образование заторовых ситуаций в течении дня.
Городским жителям принадлежит более 140 тыс. автомобилей, то есть уровень автомобилизации составляет 217 автомобилей на 1000 жителей (рис. 2). Ежегодно количество автомобилей увеличивается на 12%. Также необходимо учесть около 40 тысяч автомобилей, регулярно прибывающих из соседних городов.
у 1оо-
индивидуальных автомобилей,приходяшихся на 1000
250
207
203
200
50
о
2005
2006
2007
2008
2009
Рис. 2. Динамика уровня автомобилизации по количеству легковых индивидуальных автомобилей в г. Магнитогорске с 2005 по 2010 гг
На рис. 3 представлена общая протяженность автомобильных дорог в городе Магнитогорске за период с 2005 по 2010 годы. Темпы роста численности автотранспорта опережают темпы развития сети автомобильных дорог города. В целом, структура улично-дорожной сети остается неизменной. Темпы строительства новых городских дорог незначительны и сдерживаются, в основном, не только отсутствием финансовых средств, а существующей планировкой и застройкой.
Анализ графиков (рис. 2,3) свидетельствует о том, что уровень автомобилизации в городе Магнитогорске превышает темпы строительства автомобильных дорог на 50,2%. Кроме того, УДС города рассчитана на уровень автомобилизации в 180 автомобилей на 1000 человек.
Значительная часть мест приложения труда сосредоточена в левобережной и северной правобережной частях города. В утренние часы пик население с южных спальных районов города совершает деловые поездки в северном и восточном направлении.
Личным транспортом пользуется порядка 40% работающего населения, остальная часть использует общественный пассажирский транспорт.
Продлемы повышения эффективности технологии и организации перевозок на различных видах транспорта
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Год
□ общая протяженность автомобильных дорог, км
Рис. 3. Изменение протяженности автомобильных дорог в г. Магнитогорске
Пассажирские перевозки в городе осуществляются муниципальным предприятием МП «Маггортранс» и частными перевозчиками. МП «Маггортранс» перевозит пассажиров при помощи трамваев и автобусов. Движение трамваев организовано таким образом, что в зависимости от времени суток (часы пик, межпиковое время, ночное время) и дня недели (рабочий или выходной) изменяются следующие параметры графика: интервал движения, общее количество поездов на линии, количество вагонов в поезде. Кроме того, при данной организации движения предусматриваются переходящие маршруты, вагоны с которых, в часы пик, перебрасываются на более востребованные маршруты.
Начиная с 2001 года наблюдается снижение объемов перевозок муниципальным транспортом (рис.4). Это связано с тем, что в этот период появилась новая форма пассажирских перевозок (маршрутное такси), которая осуществляется частными перевозчиками.
В результате анализа существующей ситуации в данной области можно выделить три тенденции бурного роста количества маршрутных такси:
1. Данный вид перевозки стал привлекательным для населения, так как компенсировал снижение объемов перевозок на традиционных средствах ГПТ вследствие их морального и физического износа; к тому же небольшая вместимость, отсутствие стоячих мест и более высокая эксплуатационная скорость движения из-за снижения количества промежуточных остановок повышает привлекательность маршрутных такси.
2. Администрации городов оказались не готовы к организации пассажирских перевозок с участием маршрутных такси, что еще больше усугубило трудности, испытываемые ГПТ, привело к переполнению остановочных пунктов маршрутными такси, созданию заторовой ситуа-
ции с посадкой-высадкой пассажиров на первой, второй полосах движения.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Годы
Рис. 4. Динамика объема перевозок пассажиров автобусами и трамваями МП «Маггортранс»
3. Большинство крупных, больших и средних городов подошли к необходимости упорядочения деятельности маршрутных такси, к разработке единой схемы маршрутов движения пассажирского транспорта, однако столкнулись с отсутствием необходимых методик для разработки маршрутных сетей, а также с недостатком нормативно-правовых документов [1].
В связи с этим в 2004-2005 годах Администрация города Магнитогорска впервые подошла к вопросу об упорядочении деятельности частных перевозчиков. В 2005 году разработан Реестр автобусных маршрутов и маршрутных такси, в который вошли 38 автобусных маршрута, 29 маршрутов частных перевозчиков. Причем на 15 маршрутах осуществлялась совместная работа муниципальных и частных владельцев пассажирских автотранспортных средств. Всего было составлено 54 маршрута, на которых работало 218 автобусов и 285 маршрутных такси [2,4].
Однако количество подвижного состава частных пеервозчиков продолжало увеличиваться. В 2008 году насчитывалось 1287 автобусов особо малой вместимости, представленной маркой ГАЗ-322132.
К 2010 году ситуация с пассажирскими перевозками в городе сложилась таким образом, что фактически перевозку платежеспособной части населения осуществляют частные перевозчики. Муниципальный транспорт, представленный автобусами большой вместимости и трамва-
'"А Проблемы повышения эффективности технологии и организации
132? перевозок на различных видах транспорта
ями, перевозит лишь льготных пассажиров, постепенно увеличивая интервалы движения и сокращая парк подвижного состава.
Для решения проблем, связанных с городскими пассажирскими автомобильными перевозками в городе Магнитогорске, в первую очередь необходимо разработать нормативно-правовую базу для упорядочения деятельности частных перевозчиков. Функционирование пассажирских автомобильных перевозок должно осуществляться на основе научно -обоснованной маршрутной комплексной сети города, которая обеспечит качество и безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров. Библиографический список
1. Мун Э.Е., Рубец А.Д. Организация перевозок пассажиров маршрутными такси. - М.: Транспорт, 1986. 136 с.
2. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Осинцев Н.А., Цыганов А.В., Пыталева О.А. Методика разработки маршрутной сети движения городского пассажирского транспорта (на примере города Магнитогорска) // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова, 2011. №2. С. 49-58.
3. Ларин О.Н., Смолин В.Н. Особенности управления пассажирскими перевозками в муниципальных образованиях // Транспорт Урала, 2009. №2(21). С. 9-11.
4. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Пыталева О.А. Повышение безопасности и качества пассажирских перевозок в г. Магнитогорске // Автотранспортное предприятие, 2009. №6. С. 41-44.
Автобус 7%
Трам!
Рис. 5. Распределение объемов перевозок между муниципальными и частными перевозчиками в 2008 году.