Научная статья на тему 'Проблемы точности фиксированного норматива продолжительности отстаивания авиатоплива'

Проблемы точности фиксированного норматива продолжительности отстаивания авиатоплива Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
225
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННОЕ ТОПЛИВО / ОТСТАИВАНИЕ / МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИМЕСИ / НОРМАТИВ ВРЕМЕНИ ОТСТАИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Коняев Евгений Алексеевич, Тимошенко Андрей Николаевич

Рассматриваются проблемы использования фиксированного времени отстаивания авиатоплива в службах авиаГСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Коняев Евгений Алексеевич, Тимошенко Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVIATION FUEL SEDIMENTATION DURATION FIXED STANDARD ACCURACY PROBLEMS

Aviation fuel sedimentation duration fixed standard using problems in fuels and lubricants department are observed.

Текст научной работы на тему «Проблемы точности фиксированного норматива продолжительности отстаивания авиатоплива»

УДК 621.89+665.6

ПРОБЛЕМЫ ТОЧНОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НОРМАТИВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОТСТАИВАНИЯ АВИАТОПЛИВА

Е.А. КОНЯЕВ, А.Н. ТИМОШЕНКО

Рассматриваются проблемы использования фиксированного времени отстаивания авиатоплива в службах авиаГСМ.

Ключевые слова: авиационное топливо, отстаивание, механические примеси, норматив времени отстаивания.

Подготовка авиаГСМ к применению в воздушных судах осуществляется в службах авиаГСМ аэропортов.

Подготовка авиатоплива включает в себя три основных технологических процесса:

• проверку марки и качества поступившего авиатоплива;

• очистку авиатоплива от механических примесей и воды до установленной нормы промышленной чистоты авиатоплива;

• придание авиатопливу необходимых эксплуатационных свойств путем добавления про-тивоводокристаллизационной жидкости (при необходимости).

Так как отстаивание авиатоплива приводит к существенному снижению количества механических примесей, то в соответствии с отечественными и зарубежными нормативными документами гражданской авиации [1; 2] отстаивание является обязательным и основным методом очистки авиатоплива от механических примесей, а также от некоторой части свободной воды, кристаллического льда и органических осадков в службах авиаГСМ аэропортов.

На двух этапах авиатопливоподготовки применяется фильтрация:

• на этапе приемки авиатоплива на склады служб авиаГСМ аэропортов для предварительной очистки авиатоплива от наиболее крупных загрязнений с помощью фильтров грубой очистки (свыше 45 мкм);

• на этапе выдачи авиатоплива на заправку в воздушные суда (после завершения технологической операции отстаивания) с помощью фильтров тонкой очистки (до 3 - 5 мкм).

Задачами ступени тонкой фильтрации авиатоплива (после технологической операции отстаивания) является доведение уровня промышленной чистоты авиатоплива до требований нормативной документации путем:

а) удаления из авиатоплива основной массы воды;

б) удаления из авиатоплива частиц механических примесей, не осевших за нормативное время отстаивания.

Тонкая очистка авиатоплива осуществляется с помощью бумажных фильтроэлементов, которые обладают высокой эффективностью фильтрации.

Использование в качестве пористого фильтрованного материала нескольких слоев бумаги позволяет создавать средства очистки с тонкостью фильтрации 1 - 10 мкм. В силу этого бумажные фильтроэлементы повсеместно используются в технологическом процессе подготовки авиатоплива к применению в фильтрах тонкой очистки.

Исключение из производственного процесса подготовки авиатоплива к применению технологической операции отстаивания и полная замена ее на операцию тонкой фильтрации невозможны по причине необходимости обеспечения надежной очистки авиатоплива. В работе [3] приводятся сведения о том, что утрата герметичности фильтроэлементом может происходить бессимптомно, т.е. без уменьшения перепада давления на фильтроэлементе до минимально допустимого уровня.

Таким образом, отстаивание авиатоплива является безальтернативной технологической операцией.

В настоящее время в гражданской авиации России действует фиксированный норматив продолжительности отстаивания авиатоплива. Этот норматив установлен указанием МГА СССР от 21.03.1966 г. № 43/4-6 «О предварительном отстаивании топлива» [1]. Указание требует обеспечить: «Выдачу авиагорючего со складов ГСМ на заправку самолетов после предварительного отстаивания в стационарных емкостях. Норму времени отстаивания в зависимости от высоты взлива продукта в резервуаре принять для авиакеросинов 4 часа на каждый метр глубины залива горючего».

Фиксированный норматив продолжительности отстаивания может оказаться как избыточным, так и недостаточным.

На момент принятия норматива в 1966 г. и на протяжении последующих двух десятилетий отстаивание авиатоплива считалось наиболее доступным способом очистки топлив от загрязнений. На складах служб авиаГСМ аэропортов используются резервуары двух типов: резервуары горизонтально стоящие (РГС) и резервуары вертикально стоящие (РВС). Диаметр РГС объемом 60 м составляет 2,78 м, и время отстаивания авиатоплива в нем не превышает 10 ч. Основные типоразмеры РВС, применявшиеся в гражданской авиации в тот период, представлены в табл. 1

[4].

Таблица 1

3

Типоразмеры резервуаров вертикально стоящих объемом менее 1000 м

Номинальный объем, м3 Внутренний диаметр, м Высота стенки, м Время отстаивания авиатоплива, ч

1 2 3 4

100 4,73 6,0 20

200 6,63 6,0 20

300 7,58 7,5 26

400 8,53 7,5 26

700 10,43 9,0 32

Примечание: время отстаивания приведено с учетом незаполненного объема в верхней части резервуара высотой 1 м, занятого конструкцией плавающего устройства верхнего забора.

За последние 20-25 лет ситуация изменилась. В настоящее время в отрасли идет техническое перевооружение и переоснащение служб авиаГСМ аэропортов с учетом перспективного роста объема воздушных перевозок. Если в период 1960 - 1980-х гг. еще имелась возможность экстенсивного расширения территорий служб авиаГСМ аэропортов, то современной особенностью является ограниченная возможность их территориального развития в силу особенностей рельефа местности, застройки приаэропортовой территории и действия факторов экономического характера. Эти факторы заставляют для обеспечения возросших объемов авиаперевозок оснащать склады авиаГСМ резервуарами большей емкости и соответственно больших геометрических размеров (высотой 12, 15 м). Типоразмеры РВС, наиболее часто возводимые в службах авиаГСМ аэропортов в настоящее время, представлены в табл. 2 [4].

Таблица 2

3 3

Типоразмеры резервуаров вертикально стоящих объемом от 1000 м до 5000 м

Номинальный объем, м3 Внутренний диаметр, м Высота стенки, м Время отстаивания авиатоплива, ч

1000 10,43 12,0 44

2000 15,18 12,0 44

3000 18,98 12,0 44

5000 22,80 12,0 44

5000 20,92 15,0 56

Примечание: время отстаивания приведено с учетом незаполненного объема в верхней части резервуара высотой 1 м, занятого конструкцией плавающего устройства верхнего забора.

Большая высота резервуаров в сочетании с фиксированным нормативом продолжительности отстаивания становятся причиной возрастания времени подготовки авиатоплива к применению.

Таким образом, в настоящее время отстаивание является самой длительной технологической операцией, определяющей продолжительность всего процесса подготовки авиатоплива к применению.

Сложившиеся условия приводят к увеличению продолжительности ожидания заправки ВС авиатопливом, а в ряде случаев - к срыву регулярности полетов.

Возможная недостаточная точность норматива является потенциальным фактором:

• непреднамеренного попадания в топливную систему ВС загрязненного авиатоплива в случае непроявившегося разрушения фильтроэлементов третьей ступени очистки при занижении времени отстаивания авиатоплива;

• необоснованного увеличения продолжительности ожидания заправки ВС авиатопливом (вплоть до срыва регулярности полетов в ряде случаев) при завышении времени отстаивания авиатоплива;

• вынужденного принятия решений о заправке ВС авиатопливом с невыдержанным нормативом продолжительности технологического процесса подготовки авиатоплива к применению в ВС.

С целью проверки наличия проблемы недостаточной точности фиксированного норматива продолжительности отстаивания был выполнен анализ статистических данных об инцидентах, авариях и катастрофах с воздушными судами коммерческой гражданской авиации Российской Федерации в период с 1990 г. по 2007 г., учтенных в базе данных Автоматизированной системы обеспечения «Безопасность полетов» по коду «028 топливная система».

Всего проанализировано 134 события. Статистические данные ранжированы по группам и сделаны следующие выводы.

Важнейшим фактором, влияющим на надежность работы топливной системы воздушного судна, является кондиционность авиатоплива (рис. 1).

90,00% 80,00% 70,00%% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00°% 20,00% 10,00% 0,00%

Некондиционное Человеческий фактор Отказы авиатехники авиатопливо (всего) 9,70% 9,00%

81,30%

Рис. 1. Инциденты и авиационные происшествия, обусловленные работоспособностью топливной системы

Топливная система двигателя гораздо чувствительнее к некондиционности авиатоплива, чем топливная система планера (рис. 2).

Рис. 2. Причины инцидентов и авиационных происшествий, обусловленные некондиционностью авиатоплива

Первое место среди обстоятельств, послуживших причинами отказов авиадвигателей, занимает загрязнение авиатоплива механическими примесями - 20,5% (рис. 3).

□ Некондиционное авиатопливо( без указания причины некондиционности) 43,5%

□ Загрязнение авиатоплива механическими примесями 20,5%

□ Ненормативная концентрация ПВКЖ в авиатопливе 16,7%

□ Загрязнение авиатоплива водой 9,0%

□ Химические загрязнения в авиатопливе 7,7%

□ Несоответствие авиатоплива ТУ 2,6%

Рис. 3. Виды некондиционности авиатоплива, послужившие причинами инцидентов и авиационных происшествий из-за отказов авиадвигателей

Таким образом, статистические данные подтверждают наличие проблемы недостаточной точности фиксированного норматива продолжительности отстаивания.

ЛИТЕРАТУРА

1. О предварительном отстаивании топлива: указание МГА СССР от 21.03.1966 № 43/4-6. - М.: МГА СССР,

1966.

2. Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации: приказ Департамента воздушного транспорта Минтранса Российской Федерации от 17.10.1992 № ДВ-126. - М.: Минтранс РФ, 1992.

3. Браилко А.А., Смульский А.В. Оценка остаточного ресурса фильтроэлементов // Информационный сборник Ассоциации организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации. - 2013. - № 8. - С. 66-69.

4. ГОСТ 31385-2008. Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия. - М.: Стандартинформ, 2010.

AVIATION FUEL SEDIMENTATION DURATION FIXED STANDARD ACCURACY

PROBLEMS

Konyaev E.A., Timoshenko A.I.

Aviation fuel sedimentation duration fixed standard using problems in fuels and lubricants department are observed. Key words: aviation fuel, sedimentation, contamination, sedimentation duration standard.

Сведения об авторах

Коняев Евгений Алексеевич, 1937 г.р., окончил РИИГА (1959), доктор технических наук, профессор кафедры авиатопливообеспечения и ремонта ЛА МГТУ ГА, автор более 200 научных работ, область научных интересов - диагностика авиационных ГТД, авиационная химмотология топлив и масел.

Тимошенко Андрей Николаевич, 1958 г.р., окончил МИИГА (1981), заместитель директора ЦС ГСМ ГосНИИ ГА, автор 26 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, обеспечение качества авиационных ГСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.