1.3. ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВЫХ АКТОВ
Цатурян Тамара Владимировна, кандидат юридических наук. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права
Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет (филиал в г. Пятигорске)
Акопова Сусанна Николаевна, кандидат юридических наук. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права
Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет (филиал в г. Пятигорске)
Гагиева Наталья Русланбековна, кандидат юридических наук. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права
Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет (филиал в г. Пятигорске)
Аннотация: В статье рассматривается проблема совершенствования технико-юридической проработки и написания правовых актов в контексте процесса рационализации и онаучивания политико-правовых практик в современном обществе. Целью статьи является выявление недостатков современного понимания роли и значения технико-юридического совершенства правовых актов и предложение путей решения проблемы преодоления низкого качества принимаемых правовых актов. Одним из ключевых путей решения проблемы повышения технико-юридического совершенства правовых актов является активное вовлечение в процесс правотворчества ведущих экспертно-аналитических центров и групп. Ключевые слова: правотворчество, правовой акт, юридическая техника, рационализации политико-правовых практик, закон
PROBLEMS OF THE TECHNICAL AND LEGAL PERFECTION OF LEGAL ACTS
Tsaturyan Tamara V., PhD at law. Position: associate professor, of the Chair of Theory and history of State and Law
Work place: Federal State Autonomous North-Caucasian Federal University (Branch in Pyatigorsk)
Akopova Susanna N., PhD at law. Position: associate professor, of the Chair of Theory and history of State and Law Work place: Federal State Autonomous North-Caucasian Federal University (Branch in Pyatigorsk)
[email protected] Gagieva Nataliya R., PhD at law. Position: associate professor, of the Chair of Theory and history of State and Law
Work place: Federal State Autonomous North-Caucasian Federal University (Branch in Pyatigorsk)
Annotation: The article deals with the problem of improvement of technical legal analysis and writing of legal acts in the context of the process of streamlining and scientific catching-up political and legal practices in contemporary society. The aim of this paper is to identify shortcomings in the current understanding of the role
and importance of the technical and legal perfection of legal acts and offer solutions to the problem of overcoming the poor quality of legal acts. One of the key ways to solve the problem of improving technical and legal perfection of legal acts is the active involvement in the law-making process leading expert-analytical institution sand groups
Keywords: legislative drafting, legal act, legal technology, streamlining the legal practices, legal act
В одной из классических работ Ю. Хабермаса, где техника и наука рассматриваются как «идеология», он, рассуждая о проблематике онаучивания политики в связи с общественным мнением, сформулировал следующий тезис: «Онаучивание политики - это сегодня пока ещё не факт, но уже тенденция»1. По мнению Ю. Хабермаса, «ориентироваться же при исполнении своих служебных обязанностей на строго научные рекомендации бюрократы, военные, политики стали ... в полной мере лишь со времён Второй мировой войны»2. Новая ступень рационализации политико-правовой практики, о которой говорит Ю. Хабермас, является по-прежнему не завершённой, так как многие сферы современной политической и правовой жизни крайне остро обозначают проблему научно-обоснованной деятельности, в широком плане онаучивания правовой политики и правовых практик: судебной, договорной, правоохранительной, надзорной, индивидуальной и т.д.
Одной из наиболее острых проблем в политико-правовой сфере являются многочисленные дефекты и недостатки технико-юридического совершенства издаваемых правовых актов.
За период постсоветского правотворчества к настоящему времени накопилось огромное количество правовых актов, и по оценкам многих учёных, законодательная деятельность превращается зачастую в «штампование» законов, где главное - это наличие законодательного акта, а не тот как он написан, составлен, какова степень его технико-юридической проработанности и совершенства, понятен ли адресатам закон или нет, отражает ли он научно-обоснованные рекомендации в сфере правотворчества и т.д. и т.п. В настоящее время всё чаще высказываются претензии именно к качеству составления, написания правовых актов, что нередко ставит в тупиковое положение правоприменителя. В качестве примера можно сослаться на ситуацию со ст. 90 Уголовно-процессуального кодекса РФ , которая написана таким образом, что для её понимания потребовалось отдельное Постановление Конституционного Суда РФ4, в котором объём толкования (установленного КС РФ истинного смысла) статьи в несколько раз превышает объём самой статьи. Игнорирование принципиального требования об онаучивании практики законодательствования, использовании выработанный юридической наукой рекомендаций по составлению и написанию текстов пра-
1 Хабермас Ю. Онаученная политика и общественное мнение // Техника и наука как «идеология». Пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: Праксис, 2007. - С. 136.
2Там же.
3Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П по делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А. Власенко //Вестник Конституционного Суда РФ, № 1, 2012
Цатурян Т. В.,
Акопова С. Н., Гагиева Н. Р.
ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВЫХ АКТОВ
вовых актов приводит к тому, что законы перестают применятся либо создают ситуацию, когда адресаты закона стремятся найти обходные пути, изобрести «самодельные» инструменты для разрешения их правового случая, что естественным образом влечёт негативные последствия: снижение авторитета и значения законов в обществе, стремление законодателя ещё больше увеличить объём нормативного материала, полагая, что именно отсутствие подробного описания тех или иных правил поведения является причиной неисполнения закона вместо того, чтобы обратить внимание на качество его написания его нормативно-правовых положений.
Большинство современных учёных-юристов едины во мнении, что в качестве базового принципа правотворческого процесса в современных цивилизованных государствах выступает требование технического совершенства принимаемых актов, под которым понимается «широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приёмов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя»5.
Юридической наукой, со времени Д. Бентама и Р. Иеринга, которых по праву можно считать родоначальниками современных представлений о юридической технике, изложивших подробнейшие правила за-конописания и изложения правовых норм, сформулированы многочисленные правила и требования технико-юридического совершенства издаваемых правовых актов. Однако в погоне за «быстрым» правотворчеством законодатель нередко стремится не к решению важных требующих законодательного внимания вопросов, а к тому, чтобы статистически отчитаться о проделанной работе. Важным становится принцип: отреагировать на ситуацию, а правильное решение будет принято путём уточнений, дополнений, изменений и т.п., т.е. попутно. Тем более что есть как бы целая армия профессиональных юристов: судей, консультантов, учёных и др., которые «доработают» правильное решение.
Один из классиков современного правоведения Д.А. Керимов справедливо отмечает в этой связи, что «нарушение логики закона, неточность его понятий, формулировок, неопределённость терминов порождают многочисленные запросы, влекут изменения и дополнения, различные толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии, одновременно являясь питательной почвой для бюрократической волокиты, позволяют извращать смысл закона и неправильного его применять»6.
Технико-юридическое совершенство правовых актов обеспечивается в первую очередь усвоением достижений науки, что, по терминологии Ю. Хабермаса, есть онаучивание процесса создания правовых актов. В этой связи заслуживает внимание идея о том, что ведущие научные и академические заведения должны рассматриваться как экспертно-аналитические центры, а обращение к ним в процессе правотворчества как к
5Проблемы общей теории права и государства. Учебник для юридических вузов / Варламова Н.В., Лазарев В.В., Лапаева В.В., Лукашева Е.А., и др.; Под общ. ред.: Нерсесянц В.С. - М.: Норма, Инфра-М, 2008. - С. 309.
6 Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. - М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2008. - С. 67.
экспертам является залогом того, что в процессе создания правового акта примут участие не только работники аппаратов государственных органов власти, но и ведущие учёные-правоведы, обеспечивая тем самым, с одной стороны, связь науки и власти, а с другой - адекватную и своевременную оценку хода и качества законопроектных работ. Требования, предъявляемые в настоящее время к правовым актам с технико-юридической точки зрения, выполнимы при условии, что процесс написания закона или иного правового акта будет осуществляться профессионалами высочайшего класса, имеющими действительно высокий уровень квалификации в определённой сфере правовых знаний, а также с учётом того, что в каждом конкретном случае подготовки законопроекта требуется специальный состав экспертов, обусловленный поставленными целями и решаемыми задачами.
Таким образом, от решения проблем технико-юридического совершенства правовых актов зависит достижение в ближайшей и долгосрочной перспективе высоких результатов в правоприменительной деятельности, в сфере иных социально-правовых практик, где закон должен быть по меткому выражению римских юристов позитивной формой воплощения искусства добра и справедливости. Решение проблемы повышения качества правовых актов возможно только в условиях тесного взаимодействия властных законодательных органов и профессионального юридического сообщества в лице ведущих экспертно-аналитических центров.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря
2011 г. № 30-П по делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д. Вла-сенко и Е.А. Власенко // Вестник Конституционного Суда РФ, № 1, 2012
3. Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. - М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2008. -320 с.
4. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для юридических вузов / Варламова Н.В., Лазарев В.В., Лапаева В.В., Лукашева Е.А., и др.; Под общ. ред.: Нерсесянц В.С. - М.: Норма, Инфра-М, 2008. -832 с.
5. Хабермас Ю. Онаученная политика и общественное мнение // Техника и наука как «идеология». Пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: Праксис, 2007. - С. 136 - 167.
Reference list:
1. The code of criminal procedure of the Russian Federation 18.12.2001 № 174-ФЗ (revisionfrom 30.03.2015) // Collected legislation of RF, 24.12.2001, № 52 (p. I), art. 4921
2. The Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from 21 December 2011. № 30-P on the case about the verification of constitutionality of article 90 of the code of criminal procedure of the Russian Federation in connection with the complaint of citizens V.D. Vlasenko иЕ.А. Vlasenko // The Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, № 1,
2012
3. Kerimov DA, Shumkov D.V. Fundamentals of the law and the state. - М.: ZAO О1.МА Media Grupp, 2008. - 320 p.
4. The problem of the general theory of law and state. Textbook for law schools / VarlamovaN.V., Lazarev V.V., Lapaeva V.V., Lukasheva Е.А., and other; General edited by Nersesyants V.S. - М.: Norma, Infra-М, 2008. - 832 p.
5. Habermas Yu. On the scientific-based politics and public opinion // Technology and science as "ideology". Translation from German by М.1.. Horkova. - М.: Praksis, 2007. - pp. 136 -167.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Проблемы технико-юридического совершенства правовых актов» доцента кафедры теории и истории государства и права Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске Т.В. Цатурян, доцента кафедры теории и истории государства и права Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, С.Н. Акоповой, доцента кафедры теории и истории государства и права Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, Н.Р. Гагиевой, доцента кафедры теории и истории государства и права Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске Статья Т.В. Цатурян, С.Н. Акоповой, Н.Р. Гагиевой посвящена исследованию проблемы совершенствования технико-юридической проработки и написания правовых актов, которая рассматривается авторами в контексте современных научно-технических процессов. Авторами подчёркивается целесообразность рассмотрения проблематики технико-юридической проработки и написания правовых актов в связи с процессами рационализации и онаучивания политико-правовых опытов и практик в современном обществе.
Действительно, проблематика совершенствования технико-юридической проработки и написания правовых актов является одной из актуальных проблем не только в общей теории права, но и отраслевом правоведении. Обращаясь к проблеме совершенствования технико-юридической проработки и написания правовых актов, авторы статьи говорят о выявляемых многочисленных дефектах и недостатках технико-юридического совершенства издаваемых правовых актов, при этом отмечая, что игнорирование и недооценка принципиального требования об онаучивании практики законодатель-ствования, использовании выработанный юридической наукой рекомендаций по составлению и написанию текстов правовых актов приводит, по мнению авторов, к тому, что законы перестают применятся либо создают ситуацию, когда адресаты закона стремятся найти обходные пути, изобрести «самодельные» инструменты для разрешения их правового случая, что естественным образом влечёт негативные последствия: снижение авторитета и значения законов в обществе, стремление законодателя ещё больше увеличить объём нормативного материала, полагая, что именно отсутствие подробного описания тех или иных правил поведения является причиной неисполнения закона вместо того, чтобы обратить внимание на качество его написания его нормативно-правовых положений.
Заслуживает положительной оценки предложение авторов о том, что ведущие научные и академические заведения должны рассматриваться как экспертно-аналитические центры, а обращение к ним в процессе правотворчества как к экспертам является залогом того, что в процессе создания правового акта примут участие не только работники аппаратов государственных органов власти, но и ведущие учёные-правоведы, обеспечивая тем самым, с одной стороны, связь науки и власти, а с другой - адекватную и своевременную оценку хода и качества законопроектных работ.
Предлагаемые авторами статьи решения проблем технико-юридического совершенства правовых актов обуславливаются условиями тесного взаимодействия властных законодательных органов и профессионального юридического сообщества в лице ведущих экспертно-аналитических центров, что вполне соответствует текущим задачам в сфере налаживания оптимального диалога власти и институтов гражданского общества.
Обозначенная авторами цель проведения исследования с учётом формата выполняемой работы во многом была достигнута, а именно, на основе исследования оригинальных материалов выявлены некоторые недостатки современного
понимания роли и значения технико-юридического совершенства правовых актов и предложены пути решения проблемы преодоления низкого качества принимаемых правовых актов. Авторами статьи обосновывается решение рассматриваемой проблемы через активное вовлечение в процесс правотворчества ведущих экспертно-аналитических центров и групп.
Коллективная научная статья Т.В. Цатурян, С.Н. Акоповой, Н.Р. Гагиевой «Проблемы технико-юридического совершенства правовых актов» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
д-р юрид. наук, профессор
кафедры государственно-правовых дисциплин
Северо-Кавказского филиала
Московского гуманитарно-экономического института
Мазуренко А.П.