ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БОРНОВ
Спортивная борьба, приемы борьбы, двигательные задачи, спортивная тренировка, педагогический эксперимент.
Исторически сложилось так, что на чемпионатах мира по борьбе почти всегда побеждали наиболее технически оснащенные борцы, владеющие наиболее эффективными приемами борьбы, которые они демонстрировали блестяще [Антология вольной борьбы, 2010]. Правда, не всегда судьи были объективны. Так, на Олимпийских играх в Сиднее (2000), самый техничный борец мира остался без медали: судьи «отобрали» у Бувайсара Сайтиева (Красноярск) в борьбе с американцем не менее трех баллов [Антология вольной борьбы, 2007]. И все же техника борьбы играет решающую роль в достижении победы в любых борцовских турнирах.
Под техникой спортивной борьбы понимаются способы выполнения действий, используемых в поединке с целью достижения победы, хотя направленность этих действий в конкретной ситуации бывает различной (атака, защита, создание активного фона или промежуточных действий). Основа техники движений — это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, которые, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т. д.). Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи. Главное звено (или звенья) техники движений — это наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи [Попов и др., 2000].
Одним из основных показателей технического мастерства является соответствие навыков и умений задачам и реальным условиям спортивной борьбы [Совершенствование..., 1967].
Между тем теория и практика показали, что при утомлении у спортсмена в первую очередь дискоординируется структура мышечных напряжений в «скоростных» двигательных актах, требующих большой точности в сочетании с отчетливо выраженным заключительным усилием, нарушаются взаимосвязи в системе двигательных навыков, стереотипия нервных процессов [Греко-римская борьба, 2004].
В настоящей работе представлены результаты научного поиска по совершенствованию учебно-тренировочного процесса начинающих борцов в течение 8 лет, с 2002 по 2009 гг. В эксперименте приняли участие 653 человека. В интервьюировании приняло участие 100 борцов греко-римского стиля в возрасте от 18 до 29 лет, в числе которых кандидатов в мастера спорта - 59, мастеров спорта - 33, мастеров спорта международного класса - 8. Проанализировано 167 тренировочных (334 спортсмена) схваток и 92 соревновательные (184 спортсмена), в том числе 54 схватки анализировались по видеозаписям различных соревнований. В основном педагогическом эксперименте участвовали 35 начинающих
спортсменов 13—15 лет (в контрольной группе — 20 мальчиков-подростков, а в экспериментальной — 15).
Одна из главных задач тренировочного процесса — это извечный вопрос: чему и как учить? Для того чтобы ответить на первую часть вопроса: чему учить начинающих борцов для их дальнейшей спортивной карьеры, мы провели опрос 100 борцов различной квалификации. В результате опроса выявили следующее.
1. Результаты опроса 100 опытных борцов о состоянии современной борьбы свидетельствуют о том, что каждый борец должен владеть коронным приемом. Высокое техническое мастерство борца при осуществлении этого приема характеризуется большой вариативностью действий в предварительной фазе проведения приема (что позволяет ему успешно преодолеть сбивающие факторы) и завершением приема стабильной заключительной фазой. Такая устойчивость приема против сбивающих факторов делает его для данного борца «коронным».
2. Основными коронными приемами являются переворот накатом (78 борцов) и переворот обратным захватом туловища (11 борцов). 6 спортсменов утверждают, что их любимый прием — бросок прогибом захватом за туловище сзади как в стойке, так и в партере, у 4-х борцов их главным оружием во время схватки является переворот рычагом, 38 спортсменов считают, что они владеют двумя коронными приемами, 4 борца считают переворот или бросок обратным захватом туловища своим вторым коронным приемом, у 3-х борцов — бросок задним захватом туловища, для 2-х переворот «ключом» является вторым коронным приемом, 2 спортсмена уверяют, что борьба в «кресте» является их вторым грозным оружием. И лишь 1 борец говорит, что для него любимый прием — бросок через спину.
Это удивительный результат. Ведь бросок через спину — один из ведущих приемов борьбы прошлого столетия. С помощью этого приема российские и советские борцы достигали высочайших результатов. Однако в настоящее время правила соревнований не способствуют возможностям использовать бросок через спину как эффективный прием.
3. Выявлена низкая эффективность любимых приемов, не отвечающих требованиям коронного. 72 спортсмена сознают, что их любимый, или основной, прием далек от совершенства и часто подводит — или не получается, или даже приводит к поражению. 17 борцов сознаются, что уровень подготовленности любимого приема низкий и, только 11 борцов уверяют, что выполнение их коронного приема находится на высоком уровне. Большинство (64 борца) говорят, что им не удается провести свой коронный прием в каждой схватке, 36 спортсменов уверяют, что они проводят свой коронный прием в каждой схватке, но это не всегда приносит им победу. Таким образом, надежность любимого, или коронного, приема составляет только 11 %.
4. «Обоюдный крестовой захват туловища» является одним из самых распространенных положений в греко-римской борьбе. В процессе динамики правил соревнований по борьбе было введено это положение в конце периода схватки при ничейном исходе. При выполнении приемов из крестового захвата туловища 29 спортсменов получали травмы различной тяжести, незначительно и редко травмировались 64 спортсмена и 9 спортсменов — никогда. Причину травм 27 человек объясняли неправильной страховкой, а 73 — неправильным выполнением приема. Наиболее часто применяются с крестового захвата туловища броски прогибом (79 %), броски через спину (17 %) и броски вращением (4 %).
5. Установлено, что к наиболее зрелищным приемам в греко-римской борьбе большинство респондентов относят броски прогибом (62 спортсмена) и броски обратным захватом туловища (38 спортсменов). Ни один из опрошенных не отнес «переворот накатом» к зрелищным, в то время как по эффективности «переворот накатом» набрал 36 % — большинство. На втором месте по эффективности перевод в партер рывком за руку (19 сторонников). Не уступают переводу в партер рывком за руку броски прогибом (18 сторонников). Затем идут броски вращением «вертушки» (14) и броски обратным захватом туловища (13).
6. Процент успешного проведения «переворота накатом» борцами в схватках колеблется от 50 до 75 %, в то время как процент успешной защиты от «наката» приходится на 25—50 % случаев. 72 спортсмена при борьбе в партере пользуются только переворотом накатам и утверждают, что это надежнее. Из всех разновидностей «переворота накатом» подавляющее число опрошенных пользуется лишь одним — «переворотом накатом с захватом туловища». Отсюда следует, что переворот накатом - грозное оружие.
7. Большинство (78 %) спортсменов не используют бросок вращением никогда. Однако этих приемов было выполнено на соревнованиях наибольшее количество. На Всероссийском турнире памяти Б.К. Чернышева в 2003 г. было выполнено больше «вертушек», чем в 2005 г. Броски вращением занимают 4 место среди использования всех приемов, причем количество выигранных технических баллов при выполнении «вертушки» составило 19, а проиграно всего 2 балла, что говорит о высокой надежности этого приема. При правильном и жестком захвате бросок вращением является идеальным приемом для одержания победы, и этому приему тяжело противостоять.
Таблица
Результаты поединков борцов между экспериментальной и контрольной группами в конце эксперимента
ГРУППЫ Кол-во поединков Сумма баллов Среднее значение Достоверность различий
Экспериментальная 20 64.5 3,23±0,37 Р< 0,05
Контрольная 20 39 1,95±0,37
Таким образом, было выявлено, что в рамках современных правил можно эффективно применять в стойке «переводы в партер рывком за руку», «броски прогибом захватом за туловище спереди или сзади», «броски вращением "вертушки"». Борьба в «обоюдном крестовом захвате туловища» является обязательным атрибутом каждой схватки при борьбе в стойке. При борьбе в партере применяются «перевороты накатом», «перевороты или броски обратным захватом туловища», «броски прогибом захватом за туловище сзади».
Надежность любимого или, коронного, приема составляет всего 11 %. Обращает на себя внимание повышенная травматичность при выполнении приемов из крестового захвата туловища. Причину травм 27 человек объясняли неправильной страховкой, а 73 — неправильным выполнением приема.
Опираясь на проведенные исследования, мы в программе обучения для начинающих борцов ограничили количество технических действий (в стойке: «переводы в партер рывком за руку», «броски прогибом захватом за туловище спереди или сзади», «броски вращением "вертушки"», в партере: «перевороты накатом»,
«перевороты или броски обратным захватом туловища», «броски прогибом захватом за туловище сзади»), вопреки существующему мнению о том, что на начальной стадии обучения рекомендуется давать приемы в большом количестве по всему объему арсенала приемов. Объясняется это просто. Якобы «новичок» сам разберется, какой прием ему больше «понравится». Получается что «дилетант» (а это в данном случае неизбежно) сам должен выбрать себе путь дальнейшего совершенствования. Тогда роль тренера значительно принижается, а это приводит к потере времени в отработке понравившегося приема, не всегда, к сожалению, эффективного.
Наша концепция: раз выявлены на практике эффективные приемы борьбы в соответствии с существующими правилами, значит, им и надо обучать.
Второе важное положение — бесспорно, но необходимы приемы реализации: каждое техническое действие или прием борьбы должны детально изучаться с первых уроков на уровне понимания перемещений в пространстве и во времени с наиболее точной правильностью изучения и совершенствования элементов техники.
Третье положение: нужно не только изучать действие приемов поэтапно, но и детально вникать в правильность расположения частей тела (головы, рук, таза, ног) при изучении, обучающийся должен четко понимать, как должны взаимодействовать между собой части тела борца.
Четвертое: в момент выполнения элементов действия на ковре, каждое телодвижение в изучаемом приеме должно обязательно сопрягаться с подводящими упражнениями для тех мышц, которые активно участвуют в конкретном действии спортсмена, что должно отличать в будущем телосложение атлета-борца от спортсменов других видов спорта. В этом случае «мышцы-пришельцы», не принимающие участие в движениях при борьбе, не будут мешать при выполнении приема.
Все эти положения неизбежно изучаются в группе, и борцы, детально изучая каждое телодвижение, располагаются на ковре колоннами и шеренгами в шахматном порядке, где спортсмены не только видят и слышат объяснения и демонстрацию действий тренером, но и наблюдают, как правильно выполняют действие другие. После детального изучения тех или иных приемов борьбы, понимая и осознавая, как должны взаимодействовать различные части тела между собой, спортсмен может изучать и отрабатывать прием поэтапно, в целом под четким контролем тренера. Будущий борец с первых шагов должен правильно изучать элементарные действия приемов борьбы, иначе впоследствии их трудно будет переучивать и совершенствовать.
Метод соревновательных поединков использовался нами при подведении итогов учебно-тренировочного педагогического эксперимента. Поединки проводились на квалификационных соревнованиях в данной возрастной группе с приглашением всех борцов Красноярска и его окрестностей. В соревнованиях участвовали начинающие борцы со стажем тренировок не менее года, включая борцов контрольной и экспериментальной групп по круговой системе. Для анализа взяли только 20 поединков между борцами контрольной и экспериментальной групп.
При анализе учитывали качество победы: победа на туше — 6 баллов, проигравший — 0 баллов; победа с явным преимуществом в первых двух раундах (2:0) - 5 баллов, проигравший - 0,5 балла; победа по баллам в первых двух раун-
дах (2:0) - 4 балла, проигравший - 1 балл; победа в трех раундах (2:1) - 3 балла, проигравший - 1,5 балла.
Таким образом, педагогический эксперимент по формированию спортивного мастерства юных борцов греко-римского стиля на основе использования «слабых» спарринг-партнеров показал высокую эффективность. В экспериментальной группе достоверно увеличились все исследуемые показатели физической подготовленности, усвоение изучаемого материала в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной, и результаты поединков борцов между экспериментальной и контрольной группами в конце эксперимента также оказались достоверно выше, чем в контрольной группе.
Библиографический список
1. Антология вольной борьбы. Даты, события, имена / авт.-сост. Д.Г. Миндиятттвили др.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. Вып. 1. 244 с.
2. Антология вольной борьбы. Даты, события, имена / авт.-сост. Д.Г. М индия тттв или др.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. Вып. 2. 368 с.
3. Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спорт, ф-тов пед. ин-тов, техникумов физ. культуры и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулики. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 800 с. (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте).
4. Попов Г.И., Резинкин В.В., Акопян А.О. Сопряженная техническая и физическая подготовка в спортивных единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2000. № 7. С. 42-45.
5. Совершенствование технического мастерства спортсменов: педагогические проблемы управления / под ред. В.М. Дьячкова. М.: Физкультура и спорт, 1967. 184 с.