Научная статья на тему 'Проблемы танцевального образования'

Проблемы танцевального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3015
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Анатолий Савельевич

Автор рассматривает педагогику «танцевального образования», выделяет структурно содержательные основные компоненты танцевального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы танцевального образования»

УДК 793,3

А. С. Фомин

ПРОБЛЕМЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наше внимание сосредоточено на рассмотрении и выявлении содержательной сферы «танцевального образования» детей первого десятилетия жизни, а также на вопросах профессиональной подготовки педагогических кадров для этой цели. Данный анализ позволяет понять, почему танец не является обязательной дисциплиной в системе высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также в системе общего и коррекционного образования. По сравненшо с предметами «музыка», «изобразительная деятельность», «физическая культура», «лечебная физическая культура», в свое время получившими признание и занявшими определенное место в учебных планах образовательных учреждений, танец в этой сфере продолжает оставаться «пасынком»,

В современной образовательной ситуации, как никогда прежде, требуется четкое определение содержательного пространства «танцевального образования», организации в них деятельности в связи с изменением социально-экономических условий развития России и возрастающими проблемами детей [1; 9].

Педагогика «танцевального образования» детей должна изучать закономерности, тенденции и перспективы развития этих дисциплин. Теоретическое и методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса обеспечивают психология, физиология, анатомия, педагогика и ряд других курсов.

На основе проведенных исследований мы настаиваем на введении курса «Танец» в профессиональных педагогических средних и высших учебных заведениях как необходимой образовательной дисциплины для полноценного развития детей в ДОУ и школах России.

Используя результаты нашего исследования феномена «танец», рассмотрим некоторые аспекты танцевального образования (включая и терминологию). По существу, они являются исходными для последующего анализа проблем содержания общего (общеразвивающего, коррекционного) и профессионального танцевального (хореографического) образования. Прежде всего, остановимся на таких понятиях, как „танцевальное образование", „содержание танцевального образования11, „структура танцевального образования11.

Общеразвивающее танцевальное образование детей дошкольного и школьного возраста является специфической областью их развития, коррекции, в которой происходят положительные изменения психических, физических и социальных параметров, свойств и качеств личности. Пока же специалистов подобного профиля в системе педагогического образования не готовят, как не готовят их и в образовательных учреждениях культуры и искусства. По нашему мнению, танцевальное образование должно входить в систему государственного общего и специального (коррекционного) педагогического образования. Однако на сегодняшний день дисциплина «Та-

нец» не является обязательным предметом в системе педагогического образования, а входит в структуру дополнительного образования как «хореография». «Хореография», как тип театрального искусства, ограничена собственными, присущими только ей художественными параметрами развития.

Понятие «танцевальное образование» за длительный период истории развития педагогической мысли исследовалось недостаточно. Проблемы и значимость телесного образования детей средствами физической культуры начали активно обсуждаться в XIX в. Основополагающие компоненты физической культуры как специфического раздела телесного образования стали предметом активного обсуждения во второй половине XX в. [12; 15]. Однако вопросы танцевального образования в разделах физической культуры фактически не обсуждались, а если и обсуждались, то это был разговор

о введении хореографического типа танца в физическую культуру [3; 19], и это было заблуждением, порожденным слабостью теоретических исследований феномена «танец».

В наши дни к пониманию сущности танцевального образования в его многофункциональной целостности пришли далеко не все специалисты образования, культуры, здравоохранения, других социальных институтов.

Танцевальное образование непрерывно развивалось в народной культуре, независимо от того, было оно признанным в официальной среде или нет. На протяжении многовековой истории танца, начиная с завершающего этапа первобытнообщинного строя, танцевальная культура способствовала формированию образа человека и становлению личности. Однако по ряду объективных и субъективных причин «танцевальное образование» как прогрессивное направление в развитии личности, ее становления, формирования и коррекции оказалось недостаточно востребованным именно в системе психолого-педагогического, медицинского и культурологического образования. Более того, понятие «танцевальное образование» в широком понимании было вытеснено близкими, но ограниченными по содержанию и не всегда адекватными танцу синонимами - ритмика, хореография, логорит-мика, психогимнастика и др. Они не всегда признают, что их основой и «прародителем» является танец. Отторгнув свое происхождение от танца как древнейшего архетипа культуры, они ограничивают свое развитие, так как невольно игнорируют общие закономерности феномена «танец», заложенные в его природе.

Понятие «танцевальное образование» сформулировано нами на основе онтогенетической природы танца. Согласно ей в танцевальное образование включаются компоненты, отражающие единство интеллектуально-эмоционального, нравственно-эстетического, физического и социального развития. С другой стороны, основным изобразительно-выразительным средством в танце являются телесные движения, где уровень психофизического развития отражается в итоге на гармонизации личности. Общеобразовательный -танец предназначен для развития практически всех без исключения детей, в ходе которого формируются и развиваются разнообразные телесные навыки, танцевальные способности и общечеловеческие качества. В «игровом танце», который является важнейшим компонентом общеразвивающего танца, отсутствует жесткая специализация разучивания хореографических па. Все многообразие движений человеческого тела совершенствуется

ребенком с учетом его желаний, возможностей и на основе сензитивных периодов развития. Отдельные элементы физических упражнений развиваются на основе выявленных нами структурных компонентов танца, актуальных мотиваций детей.

В концепции о телесном образовании И. Г. Песталоцци не рассматривает танец как средство, которое может играть определенную роль в психофизическом и социальном развитии детей, так как преобладавший в то время развлекательный светский бальный танец отличался жеманностью, изысканностью форм и не нес высокой физической нагрузки. Однако многие формулировки И. Г. Песталоцци с позиции общих проблем развития человека остаются значимыми сегодня и для танцевального образования.

В типологии танцевального образования мы выделяем его разновидности: общеразвивающее (игровое) и профессиональное (хореографическое) танцевальное образование. Следует отметить близость понятий «танцевальное образование» и «танцевальное воспитание», однако системный анализ показывает как зоны их взаимного совпадения, так и обособленные друг от друга содержательные области. Как правило, они касаются вопросов соотношения обучения с развитием и воспитанием личности.

Танцевальное образование, на наш взгляд, обязательный компонент в системе общего, специальног о (коррекционного) профессионального государственного образования. Именно на государственное педагогическое образование ложится ответственность систематически осуществлять научное, методическое и практическое руководство. В организации и развитии социально необходимого опыта коррекции и формирования активной личности мы выделяем три основных структурных компонента: понимание, знание, умение. Они направлены на развитие определенных свойств и качеств, а также на формирование физических, психических и социальных параметров личности.

В настоящее время в «Общероссийском классификаторе специальностей» в области хореографии выделены:

1) 070301 — Хореографическое исполнительство - артист балета, педагог-репетитор.

2) 070302 - Хореографическое искусство - артист балета, артист ансамбля народного танца; артист балета с углубленной подготовкой, артист ансамбля народного танца с углубленной подготовкой.

3) 070303 — Искусство хореографии - хореограф, балетмейстер-репетитор, хореограф балета на льду.

4) 070304 - Педагогика балета - педагог-балетмейстер, педагог бального танца.

5) 070305 - История и теория хореографического искусства - балетовед, менеджер исполнительских искусств.

Все эти специальности предназначены обеспечивать кадрами профессиональное хореографическое искусство - хореографические училища, балетные труппы музыкальных театров и театров оперы и балета, ансамбли и театры танца, кафедры хореографии институтов культуры. Для культурнопросветительных учреждений хореографические кадры готовят в училищах, колледжах, институтах культуры и институтах театрального искусства.

В зависимости от уровня образования (среднее специальное, высшее) по специальности «Хореографическое искусство» определены следующие квалификации выпускников:

- балетмейстер-педагог;

- преподаватель хореографических дисциплин;

- балетмейстер хореографического коллектива.

Все выше перечисленные кадры работают в сфере хореографического танца, который относится согласно научной классификации к узкому пониманию танца - зрелищному - семантема (танец (с2)), что является по результатам наших исследований только компонентом более емкого понятия (танец семантема (с1)), чем хореографический, зрелищный. Хореографический танец в учебных заведениях преподается как танец сформировавшихся эстетических школ.

В силу того, что подготовка танцевальных кадров для педагогической системы общего воспитания и образования отсутствует, хореографы, приглашенные работать в систему дошкольного и школьного образования, занимаются в основном со способными детьми подготовкой хореографического репертуара и концертных выступлений. Число детей, занятых в хореографической самодеятельности, составляет незначительный процент от общего их числа. В то же время по своей квалификации хореографические кадры, преимущественно занятые формированием репертуара, не решают общих психофизических проблем ребенка, которые закономерно появляются в образовательном процессе и социальной среде, окружающей ребенка.

Для системы педагогического образования профессия хореографа является в настоящее время дефицитной. И даже если их подготовку наладить таким образом, что каждая школа, каждое дошкольное образовательное учреждение будут иметь такого специалиста, это не решает проблему психофизического оздоровления и развития ребенка в контексте общеобразовательных или коррекционных программ. Ввести в хореографические отделения новые дисциплины, переориентировать подготовку специалистов на выше указанные нужды педагогического образования - означает отступление от принятого государственного стандарта, который продолжает успешно функционировать и выполнять возложенные на него требования Министерством культуры РФ.

Настоящие государственные образовательные стандарты в области хореографии позволяют, с одной стороны, сохранять высокий уровень фундаментальной и профессиональной специальной искусствоведческой подготовки, а с другой - возникают трудности для введения инновационных проектов по танцу, отвечающих требованиям изменяющегося социума.

Прирост смыслозначимой деятельности учащихся в общеобразовательном танце появляется в результате каждого танцевального занятия. Дальнейшая разработка научно-педагогических основ игрового построения учебного процесса позволит достигать оптимальных результатов в развитии личности детей. Структурные основные компоненты практических занятий /для достижения желаемых максимальных результатов обоснованы, раскрыты и содержатся в теоретической модели танца [18].

Содержание танцевального образования в общеобразовательных или коррекционных образовательных учреждениях формируется на основе выяв-

ленных структурных компонентов танца, достаточных, для решения проблем детей. Содержание танцевального образования во многом совпадает с общим понятием «содержание образования». В. С. Леднев приходит к выводу, что «содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Необходимым условием эффективности образования является особым образом организованная деятельность учащихся» [6, с. 26].

Содержание танцевального образования строится нами на основе разработанной исторической типологии танца, позволяющей критически усваивать опыт предшествующих поколений. Развитие основных качеств личности заложено в природе танца, что позволяет качественно осуществлять образовательный процесс. Ведущими видами творческой деятельности в танцевальном образовании является игровой и хореографический (обучающий) типы танца, формирующие качества развития личности.

Содержание танцевального образования формирует психические, физические, социальные качества личности, которые отражены нами в теоретических исследованиях природы танца [18]. Эти базовые ценности человека могут рассматриваться более конкретно при решении таких задач, как эстетическое развитие, социализация, координация движений и ряд других.

В предметной деятельности танцевального образования выделяется общее (общеразвивающее, коррекционное) и специальное танцевальное (хореографическое) образование с выходом на межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами и другими областями образования, искусствоведения, здравоохранения.

Формирование личности в танцевальном педагогическом образовании методически и практически осуществляется дифференцированно на основе многомерной теоретической модели танца. Дифференцированное развитие личности осуществляется с учетом разных типов деятельности - репродуктивной и творческой. Типы игрового и зрелищного танца в силу их различной природы и особой организации обеспечивают необходимые условия для раскрытия личности. Важным фактором продуктивной организации содержания танцевального образования является фиксируемая пятиэтапная структура проведения занятия, позволяющая эффективно обеспечивать формирование основных сторон личности.

В общеразвивающем танце учитываются состояние здоровья и особенности развития детей. Общепринятое в физической культуре медицинское распределение учащихся на три группы (основная, подготовительная и специальная) учитывается и в танцевальной деятельности. Природа игрового танца позволяет регулировать интенсивность нагрузки самим учащимся под руководством педагога и достигать оптимальных целей в развитии каждого ребенка. В целях коррекции и формирования определенных качеств учащихся в общеразвивающем танце может привлекаться необходимый реквизит.

Структурно содержательными основными компонентами возможностей педагогического танцевального образования являются:

1) система знаний о человеке (психика, анатомия, физиология, социология), связи человека с природой, отражение в танце личностного «Я», а также общественных ценностей;

2) разнообразие танцевальной техники и способы овладения ими в разных типах творческой деятельности;

3) система формирования общего логического и эмоционального интеллекта на основе инновационных танцевальных технологий, вытекающих из теоретической модели танца и методов, обеспечивающих практические навыки учащихся;

4) развитие и формирование опыта творческой (сочинительской и репродуктивной) деятельности детей на основе игрового танца.

Системно-классификационный метод построения теоретической модели танца позволяет отражать в танцевальной деятельности сложные аспекты структуры личности и осуществлять процессы ее возможного изменения. Этот метод позволяет избежать иерархической путаницы в расположении компонентов (что характерно при линейном анализе) и тем самым активизировать образовательный процесс.

Программы по танцу создаются в соответствии с сензитивными периодами развития учащихся. Игровой общеразвивающий и коррекционный танец разрабатывает структурные основные компоненты танца, включая их развитие (имитацию), композиции с элементами перестроений и другие эпизоды.

Основной формой занятий по общеразвивающему и коррекционному танцу в ДОУ является коллективное занятие, а в школе - урок, обычно состоящий из пяти последовательно развивающихся этапов. Это позволяет многократно обращаться к доминантным позам, ритмам, жестам и их имитациям с целью создания детьми разнообразных образов и представлений изучаемого материала, что достигается как путем показа педагогом, так и творческой интерпретацией учеников.

Система занятий в педагогическом танцевальном образовании включает: 1) уроки танца; 2) танцминутки; 3) праздники танца и другие мероприятия, направленные на психофизическое и социальное развитие учащихся.

Общеразвивающий и коррекционный танец наряду с физической культурой должен занимать более значительное место среди мероприятий в режиме дня образовательных учреждений, включая утреннюю гимнастику, работу над осанкой учащихся, физминутки, развлечения на переменах.

Общеразвивающее танцевальное образование должно начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться в начальном звене средней общеобразовательной школы. Основная цель танцевального образования на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализация. Возможности игрового и зрелищного типов танца компенсируют высокую интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные игровые танцы, танцминутки выступают сбалансированным компонентом, позволяющим эффективно формировать качества личности.

. Результатами танцевального образования являются индивидуальное развитие каждого ученика в групповых занятиях и возможность учащихся к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности.

Хореографическое специальное образование направлено на подготовку артистов в области искусства, прежде всего профессиональных танцовщиков, а также хореографов-режиссеров, хореографов-репетиторов, хореогра-

фов-педагогов. Профессиональное хореографическое образование в России имеет многовековые традиции, разработано достаточно полно и продолжает выполнять свои функции, направленные на эстетическое развитие общества. Профессиональное хореографическое образование является особой областью искусствоведческого образования, которое практически не связано с общеобразовательным танцем, направленным на развитие, коррекцию и формирование детской личности. Владение детьми ресурсами общеобразовательного танца не дает им никаких гарантий для поступления в профессиональное хореографическое учебное заведение. Это следует из того, что возможности общеобразовательного танца (танца в широком понимании) относятся к культурологической сфере развития человека, а хореографический танец относится к танцу в узком понимании, который обладает особыми параметрами и требованиями, характерными для профессионального специального образования.

Профессиональная хореографическая подготовка в силу особых специфических требований не может высококачественно осуществляться в общеобразовательной школе или школе искусств. Так как хореографическая подготовка в общеобразовательной школе не является обязательной в системе государственных требований к образованию и формированию качества личности, то ее следует отнести к сфере хореографического воспитания, и оно справедливо вынесено в раздел дополнительного образования. Отдельные одаренные ученики из хореографических классов системы дополнительного образования могут перейти в профессиональное хореографическое искусство, однако его возможности не являются системообразующим принципом.

Общеобразовательная школа не способна дать профессиональной хореографической специальной подготовки, поэтому ей необходим общеобразовательный танец, который доступен всем учащимся и который направлен на подготовку и формирование личности учащихся в русле государственных требований. Эти требования являются системообразующими факторами как в общем, так и в специальном (коррекционном) педагогическом образовании.

В профессиональном хореографическом образовании общеразвивающий танец практически не нужен, так как имеется цикл предметов для профессиональной подготовки артистов хореографического жанра, соответствующих по своему объему и назначению.

Современная модель содержания общего педагогического образования, из которой на сегодняшний период исключен общеразвивающий танец по причине слабой разработанности его теоретических основ и возникшей путаницы, не может отвечать требованиям ноосферного образования.

Общеразвивающий танец, или танец в широком понимании, является необходимым и должен стать законным предметом в системе общего и специального (коррекционного) педагогического образования. Раньше он подменялся возможностями хореографического танца, место которого определено в системе дополнительного образования. Феномен общеразвивающего, или игрового (в частности, коррекционного), танца выявлен и разработан нами с позиций системно-классификационного подхода, что позволяет рассматривать танец целостно и избегать путаницы. В связи с этим встает

вопрос о подготовке педагогов общеразвивающего и коррекционного танца как в системе среднего профессионального, так и высшего педагогического образования.

Мы имеем положительный экспериментальный опыт ведения курса «Танец» на факультете педагогики и психологии детства НГПУ, а также специализации «Педагогика и психология детского танца» при подготовке учителей начальной школы на базе экспериментального комплекса с. Ново-Вос-кресенка и Черепановского педагогического училища. Результаты нашего опыта показывают высокий уровень практико-ориентированной исследовательской работы студентов как в процессе обучения, так и на последнем этапе его завершения - при проектировании ими курсовых и дипломных работ.

Творческая деятельность детей в структуре общеразвивающего и коррекционного танца позволяет формировать качества личности, которые оптимально развиваются в игровом танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально-нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в игровой образовательной танцевальной деятельности.

Игровая образовательная танцевальная деятельность детей первого десятилетия жизни нуждается в государственной и социальной поддержке. Она позволяет через понимание ими проблем усваивать значительный объем знаний и умений, осуществляемый непроизвольным образом способствует «безболезненному» переходу от дошкольного детства к школьному.

Изучение мирового опыта разностороннего развития детей показывает, что технологии, цели и задачи общеразвивающего и коррекционного танца наиболее близки возможностям французской и итальянской систем образования [10, т. 2, с. 582 - 584]. В зарубежных школах нет предмета «Общеразвивающий и коррекционный танец», но система физической культуры во Франции и Италии ориентирована на общеразвивающее развитие личности учащихся. Поэтому «содержанием занятий в начальной школе является: естественная гимнастика, подвижные игры, упражнения, способствующие приобретению правильной осанки, спортивное воспитание. Преподаватель имеет относительно большую свободу в построении занятий, выборе и применении упражнений соответственно индивидуальным данным каждого ученика» [10, т. 2, с. 583]. Все эти возможности более широко и системно представлены в наших исследованиях «Танец в системе педагогического образования и воспитания» [17; 18; 19 и др.]. Эта тема также разработана в авторских научно обоснованных программах «Развитие личности в танцевальной деятельности», «Педагогика и психология детского танца» (1984) и других, основанных на теоретической модели танца.

Возможности танцевального образования детей первого десятилетия жизни во многом ориентируются на идеи П. Ф. Лесгафта [7], который утверждал принципы взаимообусловленности психических и телесных процессов. Их органическая связь заложена в природе танца Поэтому структура и лексика общеобразовательного танца научно разрабатывается на основе онтогенеза танца и сензитивных периодов развития детей. Этот научно обоснованный подход способствует оптимальному психофизическому развитию и формированию важнейших социальных качеств. Особое значение

для укрепления психофизического и социального здоровья имеет игровой танец, организация которого плодотворно активизирует процессы дыхания, кровообращения и обмена веществ. Возможности игрового танца могут быть ориентированы на укрепление позвоночника, нервной и мышечной систем, на решение самых разных проблем ребенка. Игровой танец может иметь как тренирующий, так и развивающий коррекционный характер. Систематические танцевальные занятия с детьми носят многофункциональный характер, где развиваются и совершенствуются двигательно-координационные навыки. Творческий процесс игрового танца позволяет детям самостоятельно находить и усваивать оптимальные способы освоения технически доступных движений. Телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физической культуры [19]. На ранних этапах развития человечества физическое воспитание формировалось в обрядовом танце как многофункциональном феномене. Поэтому игровой танец способен формировать такие морально-волевые качества, как смелость, инициативность, ловкость, находчивость, коллективизм.

Выводы:

• Курс «Общеразвивающий и коррекционный танец» должен быть включен в учебный план дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, так как он несет знания, необходимые для полноценного образования детей первого десятилетия жизни. Квалифицированная подготовка «педагогов детского танца» должна быть возложена на систему среднего профессионального, высшего и коррекционного педагогического образования. Образовательная ценность курса «Общеразвивающий и коррекционный танец» для детей первого десятилетия жизни становится особенно актуальной в наше время, когда ежегодно увеличивается число детей с проблемами психического, физического и социального здоровья [16; 21]. Обращение к феномену «танец» определяется проблемами той реальной исторической ситуации, в которой образование вынуждено заниматься причинами ухудшения здоровья детей и качественно решать их.

• Курс «Хореографический танец» не может быть включен в учебный план дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, так как его знания и условия изучения не являются необходимыми и обязательными для полноценного образования всех детей первого десятилетия жизни. Место хореографического танца определяется в системе дополнительного образования для ограниченного круга детей, имеющих особые данные и особые двигательные способности.

• Рассмотрение понятия „танец41 в широком и узком смыслах, обоснование теоретической модели танца показывают его социальную и образовательную ценность как в системе педагогического образования и воспитания. так и в профессиональном или любительском хореографическом искусстве, что свидетельствует о значимости и важности феномена «танец» в разных социальных областях.

• В настоящее время внимание специалистов педагогического образования должно быть обращено к развитию теории и практики танцевального образования детей первого десятилетия жизни как научной дисциплины. Внимание широкого круга специалистов может быть сосредоточено на решении таких важных задач, как выявление образовательной ценности об-

щеразвивающего и коррекционного танца и возможностей его введения в дошкольные и школьные программы.

• Необходимо ввести курс «Общеразвивающий и коррекционный танец» в государственную систему образовательных стандартов, так как он имеет собственную природу, отличную от физической культуры, спорта и хореографии.

Литература

1 .Береговой, Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? /Я. Береговой // Народное образование. - 2001,- № 5. - С. 223 - 231

2. Васильева, 3. И. Педагогика / 3. И. Васильева. - Л., 1973.

3. Колодпицкпй, Г. А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: методическое пособие / Г. А. Колодницкий. В. С. Кузнецов, —М., 2003.

4. Коротяев, Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б. И. Коротяев. - М., 1976.

5. Кузнецова, А. Я. Гуманизация образования и интеллект / А. Я. Кузнецова. -Новосибирск, 2000.

6. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/ В. С. Леднев. - М., 1991.

7. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. - М., 1951-1952.-Т. 1-2.

8. Луначарский, А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - М., 1976. '

9. Минздрав предупреждает: школа опасна для здоровья // Экология и жизнь. -2000. -№3.- С. 68-75.

10. Педагогический словарь: В 2 т. / Гл. ред. И.А. Каиров. —М., 1960.

11. Подласый, И. П. Педагогика: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М., 1999.

12. Попенченко, В. В, Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в ВУЗе / В. В. Попенченко. - М., 1979.

13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: 1993-Т. 1; 1998-Т. 2.

14. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1998.

15. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Киев, 1983.

16. Сухарев, А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А. Г. Сухарев // Школа здоровья. - 2000. - № 2. — С. 26 - 29.

17. Фомин, А. С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения / А. С. Фомин // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Пси-холого-педагогические, региональные и методологические аспекты: 1-й Сибирский научно-практический конгресс «Ганцы народов Сибири». - Новосибирск, 2002. -С. 104-120.

18. Фомин, А. С. Танец: понятие, структура,функции/ А. С. Фомин.-М., 1990.

- 32 с. Деп, в ОЦНИ “Школа и педагогика”. 04. 01. 90. № 05 - 90.

19. Фомин, А. С. Урок физкультуры как игровой танец в начальной школе / А. С. Фомин // Физическое воспитание и здоровье населения Сибири. - Новосибирск, 1995. - С. 59-65.

20. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. -2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.

21. Чечельницкая, С. М. Обучение здоровью - реальный шаг к снижению заболеваемости и смертности среди детей и подростков / С. М. Чечельницкая // Школа здоровья. - 2000. - № 4. - С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.