УДК 338.431:3:631.15/.16 (571.15) В.Н. Верещагина,
Г.М. Гриценко
ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Ключевые слова: Алтайский край, сельскохозяйственное производство, стратегия социально-экономического развития, аграрная политика, стратегические направления, инновационное развитие сельского хозяйства, конкурентоспособность, инновационная деятельность, государственная поддержка, стратегическое управление.
В рамках реализации задач национальной аграрной политики в последние годы принимаются меры по устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Эти меры выходят далеко за рамки отраслевых проблем, так как АПК — не только важнейшая часть народного хозяйства, но и основа национальной безопасности России.
В России, как и во всем мире, наблюдается тревожная тенденция подорожания продуктов питания. Наша страна, обладая огромным аграрным потенциалом, сегодня вынуждена более 40% потребляемого продовольствия ввозить из-за рубежа. А это значит, что мы переступили порог продовольственной безопасности страны. По оценкам Минэкономразвития России объем импортной продукции в 2008 г. составил 36 млрд долларов США [1].
Российская Федерация сегодня стоит на пороге вхождения во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО). Этот шаг существенно увеличит уровень импорта продукции таких отраслей, как пищевая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и металлообработка. Рост объема импорта по пищевой промышленности составит 38%, сельскому хозяйству — 11%, а вот уровень производства в этих секторах снизится, соответственно, на 3 и 14% [2]. Это потребует от всех отраслей экономики, в том числе и АПК, создания дополнительных условий повышения конкурентоспособности продукции.
Кроме того, Соглашение по сельскому хозяйству, принятое ВТО, устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают
на себя обязательства по снижению уровня государственного регулирования экономики и «переориентации» сельскохозяйственной политики на использование мер так называемой «зеленой корзины». Это меры, направленные, прежде всего, на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание и т.д.
Все это вызывает необходимость разработки стратегического курса инновационного развития сельского хозяйства, под которым подразумевается взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной, экологической и других составляющих АПК. Его задача — обеспечить в ближайшие годы наиболее полное использование огромного ресурсного агропотенциала, сбалансированное функционирование всех звеньев АПК, повышение занятости сельского населения, достижение высокой конкурентоспособности агропромышленного производства на внутреннем и мировом рынках и продовольственную безопасность страны.
Основная роль в реализации стратегического курса инновационного развития аграрного сектора экономики должна принадлежать государству. Решение проблем инновационного развития АПК невозможно без участия региональных и местных органов власти, так как направления этого развития определяются особенностями конкретного региона, которые отражают характерные природно-экономические условия, сложившуюся структуру производства, уровень научного обеспечения региона, формирование научно-технической политики. Именно они определяют приоритетные направления развития территории. Следовательно, аграрная инновационная политика государства должна строиться в трех уровнях, но главная роль в развитии научно-инновационной деятельности должна принадлежать региональными органам управления.
Эти тенденции сегодня не могут не учитываться в процессе становления экономики Алтайского края. Развитие научно-технической и инновационной сфер является важнейшим региональным приоритетом, базовые подходы к реализации которого сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. Этот документ предусматривает формирование благоприятной экономической и правовой сред, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации научных разработок, создание и развитие объектов инновационной структуры, стимулирование взаимодействия науки и бизнеса, продвижение собственных инновационных продуктов и технологий в другие субъекты Российской Федерации, а также в страны Ближнего и Дальнего зарубежья.
Постепенно в крае формируется определенная инновационная стратегия, предпринимаются конкретные шаги по созданию базовых элементов региональной инновационной системы. За короткий срок внедрен значительный арсенал современных инструментов государственно-частного партнерства, ориентированных на мировой опыт, принят ряд законодательных актов, закрепивших порядок их применения и институциональный статус [3].
Фундаментом перехода края на инновационный путь развития стал принятый в сентябре 2006 г. Закон «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» (далее — Закон). Его цель состоит в создании в регионе благоприятных правовых, организационных и экономических условий для инновационной деятельности в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития края.
Принятый в 2008 г. Закон «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» закрепил основные направления аграрной политики края, одним из которых является содействие развитию аграрной науки и инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства.
Основное стратегическое направление развития агропромышленного комплекса края — обеспечение динамического роста и качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов. А такой рост невозможен без внедрения высокоэффективной, высокопроизводительной, многооперационной и многофункциональной техники.
В целях государственной поддержки процессов модернизации производства и технического перевооружения организаций реального сектора экономики в крае, учитывая ограниченность средств краевого бюджета, было принято решение о создании Алтайского краевого лизингового фонда, около 73% средств которого предназначено для развития АПК края [1]. Мероприятия Фонда по государственной поддержке технического перевооружения организаций АПК осуществляются в рамках ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг. Также в рамках Программы производится субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства и птицеводства.
Мероприятия по техническому перевооружению сельского хозяйства позволили товаропроизводителями края закупить в 2008 г. новую современную техники на сумму 6,1 млрд руб. Аграрными предприятиями приобретено 716 тракторов, 514 зерноуборочных комбайнов, 104 кормоуборочных комбайна, что, соответственно, на 8,5; 2,8 и 4% больше объемов 2007 г. [1].
Инновационное развитие АПК невозможно без кадров, имеющих высокий уровень профессионализма, экономической, правовой и информационной грамотности. Поэтому в рамках Программы предусмотрены средства для подготовки и повышения квалификации топ-менеджеров и специалистов для всех отраслей агропромышленного комплекса края.
С целью повышения доступности банковских кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, а также привлечение коммерческих банков к кредитованию субъектов малого предпринимательства, в крае ведется работа по созданию Гарантийного фонда. В попечительский совет вошли представители органов власти края, Союза крестьянских (фермерских) формирований края, Ассоциации кредитных союзов Алтая, Алтайского союза предпринимателей, Алтайской торгово-промышленной палаты, кредитных организаций.
В крае предпринимаются попытки по созданию венчурного бизнеса как одного из наиболее перспективных путей реали-
зации высокорисковых наукоемких инновационных проектов.
Кроме того, Закон предусматривает целый комплекс мер и инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, среди которых государственный заказ на прикладные для региона исследования, краевые гранты.
Сегодня во многих регионах России сложился достаточно многообразный инструментарий поддержки инновационного развития. В субъектах Российской Федерации с высоким научным потенциалом реализуются «пилотные» проекты по формированию региональных инновационных систем, во многих других регионах разработаны и реализуются программы поддержки инновационной активности, в Алтайском крае реализуется проект по созданию особо значимой аграрной территории «Комплексного развития Алтайского Приобья» и подготовлен проект аг-ротехнопарка.
В рамках создания особо значимой территории помимо мероприятий государственной программы предполагается реализовать ряд проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также мероприятия федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и реконструкцию объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики. Общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта составит более 590 млрд руб., из них 40% — государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов; 60% — частные инвестиции [1].
Придание статуса особо значимой аграрной территории не только позволит решить сугубо сельскохозяйственные задачи, но и станет локомотивом для развития перерабатывающей промышленности, даст новые возможности для восстановления производства инновационной сельскохозяйственной техники с принципиально новыми характеристиками.
Дополнительный импульс инновационному развитию сельского хозяйства придаст создание на территории края агро-технопарка, который будет способствовать более полному использованию научного потенциала края для развития аграрного сектора, повышению эффективности использования инновационных разработок
в аграрном секторе, технической и технологической модернизации отрасли.
Выполнение проектов создания особо значимой аграрной территории и агротех-нопарка позволит осуществить масштабную инновационно-технологическую модернизацию аграрного комплекса и перерабатывающей промышленности. К 2025 г. в сравнении с 2007 г. планируется увеличить объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2 раза, долю инновационной продукции в ее общем объеме — в 2,4, объем продукции сельского хозяйства на душу населения — в 2,2 раза. Социальная эффективность реализации проектов выразится в семикратном росте заработной платы, сокращении уровня безработицы как минимум в 2,5 раза в сравнении с 2007 г. [1].
Для перехода экономики АПК края на инновационный путь развития планируется обеспечить вовлечение потенциала аграрной науки в инновационные цепочки формируемых в крае сельскохозяйственных кластеров. В Алтайском крае имеются условия по формированию зернового, молочного, мясного, биофармацевтического кластеров. В перспективе на территории края могут сформироваться сахарный и масличный кластеры.
Предполагается, что в среднесрочной перспективе внедрение кластерного подхода к региональной политике позволит улучшить качество социально-экономического развития края, заложить основы по реализации крупных инфраструктурных объектов, расширить инвестиционные потоки в региональную экономику.
Для привлечения частных инвестиций в инновационные проекты края создан информационный банк данных, выпущен каталог инновационных проектов, который содержит описание 43 инновационных проектов и снабжен иллюстрациями. Все проекты разнесены по 9 разделам, один из которых сельское хозяйство.
В крае создается необходимая производственно-технологическая инфраструктура для развития инновационной деятельности.
Сегодня в крае существуют предпосылки для развития целого ряда производств на основе биотехнологий, которые могут быть востребованы и в развитии ту-ристско-рекреационных ресурсов. Поэтому в 2007 г. в Алтайском государственном университете при поддержке Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края начал создаваться био-
технологический центр коллективного пользования, целью которого является продвижение инновационных технологий в АПК края, обеспечение продовольственной безопасности Алтайского края и его конкурентоспособности на рынке продукции АПК.
В 2007 г. начал работу Алтайский бизнес-инкубатор (далее — АБИ). Как объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства края АБИ представляет предпринимателям на ранней стадии их деятельности на льготной основе в аренду нежилые помещения и оказывает консультационные, бухгалтерские, юридические, информационные, маркетинговые и образовательные услуги. Проект ориентирован на предпринимателей, занимающихся инновационным бизнесом или ведущих производственную деятельность. Сегодня в АБИ размещено 16 малых компаний, которые осуществляют различные виды деятельности [3].
Первичными звеньями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края являются информационно-консультационные центры (далее — ИКЦ), созданные в 72 муниципальных образованиях (60 районах, 12 городах). Ответственным за функционирование деятельности ИКЦ является КГУ «АБИ».
В настоящее время существенное внимание в крае отводится содействию интеграционным процессам, расширению взаимодействия с другими регионами в инновационной сфере и развитию международного сотрудничества. Положения об обмене информацией о научных, научно-технических и инновационных разработках и проектах закреплены в соглашениях о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве Администрации Алтайского края с регионами Российской Федерации, субъектами стран СНГ.
Кроме того, в крае подготовлен проект Закона «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае», основной целью которого является обеспечение благоприятных условий для создания и внедрения новых технологий в производство. В настоящее время документ находится в стадии согласования.
Таким образом, к основным направлениям инновационного развития АПК края следует отнести: создание соответствующей инновационной структуры, поддержку организаций инновационной сферы как за счет средств краевого бюджета, так и
путем вовлечения региона в программы, реализуемые на федеральном уровне.
Однако эти направления не получили программной основы своего развития. До настоящего времени отсутствует программа инновационного развития края, обеспечивающая комплексный и централизованный подход к управлению инновационными процессами в регионе.
Государственная поддержка в рамках этой программы должна осуществляться с учетом того, что Алтайский край является крупным вывозящим производителем сельскохозяйственной продукции, оказанием ее напрямую в производственную сферу предприятий АПК из средств краевого бюджета, мы фактически будем со-финансировать обеспечение продовольствием населения других субъектов РФ.
Кроме того, вступившие с 1 января 2008 года поправки в Бюджетный Кодекс РФ существенно ограничивают возможности ряда научных учреждений, техникумов и профессиональных училищ по участию в мероприятиях государственной и краевых программ АПК в части получения субсидий, участия в лизинговых схемах, что отразится на научном и кадровом потенциале края.
Поэтому считаем целесообразным в рамках программы инновационного развития края предусмотреть государственную поддержку, направленную на совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.
Немаловажной причиной, затрудняющей переход на инновационное развитие АПК края, является то, что отраслевой орган — Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, занимаясь управленческой деятельностью, практически не способствует внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство.
Процесс эффективного управления инновационным развитием края во многом осложняется отсутствием статистической информации о внедрении инноваций в сельскохозяйственное производство. Формирование статистической базы — достаточно сложная задача, но от количества имеющейся информации зависят качество управленческих решений и результаты их реализации.
Весовым фактором, не позволяющим создавать инновационный механизм для
освоения научных достижений непосредственно на практике, является слабый уровень организации менеджмента всего цикла проекта: от разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до выхода нового продукта на рынок. По статистике за рубежом на одного разработчика в науке приходится десять менеджеров, которые доводят эту работу до уровня освоения. В России и в крае на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.
Слабым звеном в формировании эффективного управления инновационным развитием АПК является и отсутствие оценки перспективности темы, которая должна включать предварительные патентные и маркетинговые исследования, определение потенциальных рынков сбыта, контакты с компаниями-потребителями результатов НИОКР. Часто инициируются проекты НИОКР без учета реального спроса на их результаты со стороны частного и государственного сектора, поэтому многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.
Кроме того, одним из первостепенных факторов конкурентоспособности является наличие развитой сбытовой сети. В крае сбытовую подсистему региональной инновационной инфраструктуры представляют Алтайская торгово-промышленная палата и ЗАО «Алтайская ярмарка». Однако следует отметить, что классические методы продвижения на рынок — такие
как участие в выставках, продажа через Интернет — характерны для традиционной продукции и почти не применимы для инновационной, характеристики и потребительские свойства которой на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям.
Заключение
Инновационное развитие АПК обеспечено в Алтайском крае достаточно широким спектром программных документов. Но каждый из них решает свои задачи. В то же время отсутствует комплексный подход к формированию системы управления инновационным развитием АПК, объединяющей интересы всех участников этого процесса, что требует от региональных органов управления пересмотра подходов к управлению инновационной деятельностью, основанного на принципах и методах стратегического управления.
Библиографический список
1. Официальный сайт Администрации Алтайского края // www.altairegion22.ru.
2. Как повысить конкурентный потенциал регионального аграрного производства / А. Семин / / АПК: экономика, управление. — 2007. — № 11. — С. 13-17.
3. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. д.т.н., проф. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2008. — 248 с.
+ + +
УДК 631.153 А.Т. Стадник,
С.А. Шелковников, А.В. Крохта
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: государственная поддержка, рентабельность, затраты, экономическая эффективность, субсидии.
усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства.
Введение
Стабилизация и дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможны без
Материалы и методы
С использованием материалов статистической отчетности проанализирована