УДК 528.4+338.26.01 001: 10.24411/2587-6740-2019-14060
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ «ДАЧНОГО» ЗАКОНА НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЗЕМЛЯХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Н.В. Черезова, И.В. Гузева
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Россия
В статье рассмотрены и проанализированы основные изменения, которые произошли с садоводческими и дачными участками в связи с принятием нового федерального закона. С 1 января 2019 г. в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон вызвал большой резонанс и среди граждан, и среди управляющих структур, и среди сообщества кадастровых инженеров. Закон № 217-ФЗ исключает «дачные» земельные участки, относя эти земельные участки в зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, блокированной застройки жилой зоны. А дома на этих участках могут приобрести статус индивидуальных жилых домов — объектов индивидуального жилищного строительства. В связи с этим возникают и будут возникать многочисленные вопросы и проблемы использования и управления этими территориями и регистрации прав на недвижимое имущество.
Ключевые слова: земельно-кадастровая информация, дачные участки, садово-огородные участки, градостроительная документация, категория земель сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.
Учитывая свойства земли, человек научился использовать их во благо [1]. Дачно-садовое движение в России имеет довольно длительную и непростую историю. Предположительно, понятие «дача» связано с Всеимперским Генеральным межеванием в России, происходившим в XVIII-XIX веках [24]. В русском языке слово «дача» появилось сравнительно недавно. До XVIII века оно обозначало земельный участок, данный кому-то во владение. У В.И. Даля термин «дача» упоминается в смысле раздачи чего-то, и только в самом конце приводится значение «загородный дом» [20]. История развития дачного хозяйства в России включает несколько этапов.
I этап: XVIII-XIX века. На этом этапе дачи чаще всего выступали как дополнительное жилье, служащее для показания престижа и отдыха.
II этап: во второй трети XIX столетия с началом урбанизации и индустриализации увеличивается количество фабрик и заводов, появляются доходные дома. На лето и выходные все, кто мог себе это позволить, старались отправить семьи на природу. Одновременно произошло усовершенствование транспортной системы, так как появилось регулярное сообщение с пригородами. Таким образом, развитию дачного хозяйства способствовало развитие капитализма в России и некоторое ухудшение экологической обстановки [17].
III этап: в конце XIX — начале XX века состоятельные люди по-прежнему отдыхали в «родовых гнездах» и за границей, но для большинства людей среднего достатка (чиновников, офицеров, представителей свободных профессий) дачи были единственной возможностью отдохнуть и побыть на природе. Дачи были не только собственные, но и снимаемые на определенный срок.
IV этап: начало Первой мировой войны — НЭП. Земля была национализирована госу-
28 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (370
дарством и признана объектом государственной собственности. Но жизнь на даче у людей уже вошла в привычку, и даже в первые послереволюционные годы дачная культура слабо, но продолжала существовать. Стремление интеллигентного городского населения куда-нибудь уехать на лето сохранилось. Дачное строительство продолжало развиваться и в 1920-х годах.
V этап: начало 1920-х годов — 1945 г. С введением НЭПа в России дачная жизнь и дачное строительство не просто возродилось, но и приобрело большой размах. «Дачная идея» овладела широкими массами. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 июня 1927 г. «О дачных поселках» [14] впервые было определено, что такое «дачный поселок». Так, дачными поселками признаются населенные пункты, расположенные вне городской черты и имеющие основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если при том сельское хозяйство является основным занятием не более чем для 25% взрослого населения [17].
Земли под существующими дачными поселками, отнесенными к этой категории на основании указанного постановления, а равно земли, необходимые для организации новых дачных поселков, отводились поселкам в порядке, установленном для отвода земель городам (ст. 144146 и ст. 153 ЗК РСФСР). Земельные отношения в дачных поселках регулировались на основании Положения о земельных распорядках в городах. Оформление отвода земельных участков дачно-строительным кооперативам производилось в соответствии с постановлением ЗЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1932 г. «О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования» [15].
2019
Как правило, дачно-строительным кооперативам выделялись крупные земельные массивы, предназначенные для размещения целых кооперативных поселков, состоящих из многих (иногда несколько сотен) дачевладений. При этом в состав массивов, выделенных дач-но-строительным кооперативам, включались не только усадебные участки, предназначенные для обслуживания отдельных дач, но и земли под хозяйственные и служебные постройки самого кооператива, а также под улицы, переулки и подъезды к дачам.
После Великой Отечественной войны не хватало продуктов и, как подспорье, в целях выращивания сельскохозяйственных продуктов для горожан стали образовываться садоводческие и дачные кооперативы и общества (в обиходе — дачи) [25].
VI этап: 1945-1991 гг. После войны «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. С 1960-х годов во время действия Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г. [19] земля, ее недра, воды и леса все еще находились в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование (ст. 95). Земельный кодекс РСФСР (ст. 74, 75) предусматривал, что земельные участки для ведения коллективного садоводства, огородничества предоставлялись из земель сельскохозяйственного назначения, земель запаса, лесного фонда или временно неиспользуемых земель промышленных, транспортных и иных несельскохозяйственных предприятий и организаций и учреждений. Причем, хотя участки и не предоставлялись в собственность, дачные и садовые строения могли продаваться гражданами [17].
С 1958 г. основным нормативным актом после Декрета «О земле», регулирующим дачное строительство, стало Постановление Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. «О жилищно-
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А".
•/V
строительной и дачно-строительной кооперации» [12]. Данным актом устанавливалось, что дачно-строительные кооперативы (ДСК) организуются по ходатайствам предприятий, учреждений и организаций, регистрируются в исполкомах местных Советов депутатов трудящихся по их решениям. К тому же, Циркуляр министерства коммунального хозяйства РСФСР от 22 декабря 1953 г. № М-03-21442 «О порядке пользования земельными участками в дачах ДСК» [13] дал разъяснения по вопросам об особом порядке пользования земельным участком двумя и более членами ДСК, проживающими в одном дачевладении. Все земельные участки, отведенные в установленном порядке для строительства дач на праве кооперативной собственности, выдавались гражданам на основе членства и при условии полной выплаты пая. При этом члену кооператива запрещалось передавать другому лицу занимаемое строение и обслуживающий его земельный участок. Содержание и благоустройство земельного участка производились пайщиками на равных условиях, независимо от размера пая и занимаемой жилой площади, с соблюдением всех противопожарных, санитарных правил и правил внешнего благоустройства.
При Л.И. Брежневе садоводческие товарищества получили официальное разрешение на строительство «летнего садового домика». Дачное и садовое строительство приобретает большое распространение по всему Советскому Союзу. Более того, в 1960-е годы оно становится «одним из видов жилищной кооперации» [21]. Однако Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1960 г. «Об индивидуальном строительстве дач» [11] повсеместный отвод гражданам земельных участков под индивидуальное дачное строительство был запрещен, а также прекращена всякая продажа гражданам дачных строений государственными, кооперативными и общественными организациями. Нормативно-правовая база, определяющая порядок землепользования на дачных участках, приближенно схожих с современными, стала постепенно формироваться лишь во второй половине XX века [19].
Согласно Википедии, «дача» — это загородный дом для городских жителей, не используемый для их постоянного проживания. Прилегающие же к даче территории использовали для выращивания садовых и овощных культур.
В настоящее время, впрочем, как и в другие социально-экономические формации, земельный вопрос также остается актуальным для
российского общества. В связи с ростом благосостояния части населения с конца XX столетия активизировался процесс индивидуального жилищного строительства, что способствовало привлечению средств населения для удовлетворения потребности в жилье. Немаловажную роль сыграла социальная программа «Жилье». Доказательством тому может служить количество обращений граждан и юридических лиц о предоставлении им земельных участков [2, 3, 5].
Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» разграничил понятия садового участка, дачного участка и участка для огородничества (рис. 1) [9].
Данный Закон не только упростил порядок оформления прав на земельные участки и расположенные на нем объекты недвижимости, но и решал жилищные проблемы горожан, что, несомненно, вызывало интерес у городского населения. Некоторые граждане в целях улучшения своих жилищных условий перебирались на свои участки в домики, вагончики, некоторые строили индивидуальные дома для дальнейшего проживания в них [9, 10].
«Дачные» участки приобретались как индивидуально, так и через организации и предприятия. В Тюмени, например, существуют такие товарищества (общества, кооперативы), земельные участки в которых предоставлялись гражданам от предприятий: «Медик», «Автоприбор», «Автомобилист», «Судостроитель» и др.
На территории муниципального образования городской округ город Тюмень количество существующих садоводческих и дачных объединений составляет 189, в том числе общества и кооперативы, из них: 167 садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), 21 дачное некоммерческое товарищество, одно огородническое. Из них 60 объединений находятся в границах населенного пункта город Тюмень. Некоторые из них вошли в территорию муниципального образования городской округ город Тюмень за счет присоединившихся земель Тюменского района, а 3 вновь созданы: садовое, дачное, огородническое (в районе озера Большое Царево). Количество земельных участков в таких объединениях составляет 60219, из чего следует вывод, что каждый десятый житель города Тюмени имеет земельный участок для данных целей в границах городского округа. При этом имеется значительное количество таких объединений за границами городского округа в пределах 60 км по разным направлениям от города (по состоянию на 04.09.2013) [23].
Большинство территорий существующих садоводческих и дачных объединений уже имеют действующую инженерную и транспортную инфраструктуру. В случае возникновения потребности в участках, которые имеются в обществе и не используются или не освоены, граждане могут обращаться в существующие объединения и (или) приобретать такие участки в рамках гражданско-правовых отношений.
Порядок работы с гражданами, нуждающимися в получении садовых, огородных или дачных земельных участков регламентирован Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Однако данная ситуация не удовлетворяла потребности граждан, желающих проживать в частном секторе. Например, в городе Тюмени по состоянию на 01.01.2019 г. количество обращений о предоставлении только дачных, садовых земельных участков или земельных участков для огородничества, составляет около 30 тыс. Но Закон № 66-ФЗ носил временный характер и имел установленные сроки его реализации.
С 1 января 2019 г. в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Данный закон вызвал большой резонанс и среди граждан, и среди управляющих структур, и среди сообщества кадастровых инженеров.
Предметом Закона № 217-ФЗ является регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. Статья 3 этого Закона ввела следующие понятия:
• садовый участок — участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
• садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с временным пребыванием в таком здании;
• хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд;
Садовый земельный участок — участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений)
Дачный земельный участок — участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля)
Огородный земельный участок — участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории)
Рис. 1. Основные понятия согласно Федеральному закону № 66-ФЗ «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №4 (370)/2019
• огородный земельный участок — участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;
• имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;
• земельные участки общего назначения — участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренными утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;
• территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.
До принятия Закона № 217-ФЗ садово-огородная деятельность граждан регулировалась Гражданским кодексом и Законом № 66-ФЗ. До 2019 г. было определено 9 форм организационно-правовой деятельности: ОДНП, ДНТ, СНТ, ОНТ, ДПК, СПК, ОПК, ДНП, СДНП. С принятием Закона № 217-ФЗ количество форм садово-огородной деятельности сократилось до 2 — СНТ (садовое некоммерческое товарищество) и ОНТ (огородное некоммерческое товарищество).
Таким образом, Закон № 217-ФЗ исключает «дачные» земельные участки, относя эти земельные участки в зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, блокированной застройки жилой зоны. А дома на этих участках могут приобрести статус индивидуальных жилых домов — объекты индивидуального жилищного строительства [7, 26]. Определены также параметры такого объекта:
• здание, представляющие собой единый объект и не предполагающий возможности его разделения на отдельные объекты;
• предельно допустимая высота жилого дома — до 20 м (и не более трех этажей);
• здание предназначено для проживания граждан и включает комнаты и вспомогательные помещения.
Данная ситуация приемлема только для земель населенных пунктов. В данном случае порядок оформления земельных участков будет определяться земельным законодательством, на територию же будут разабатаны документы территориального планирования.
В большинстве случаев недовольство горожан связывают со следующими моментами:
• переоформление документов;
• дополнительные финансовые расходы на переоформление документов, дополнительные затраты времени;
• увеличение размера земельных платежей;
• уменьшение размеров землепользовании за счет строительства инженерной и транспортной инфраструктур, не проработан вопрос компенсационных выплат;
• некорректное поведение некоторых председателей товариществ, пользующихся незнанием законов большинства членов таких товариществ и использующих ситуацию в своих корыстных целях;
• при наличии другого жилья отсутствие возможности прописки в доме;
• недостаточный срок переходного периода. В случае, если дачные общества (товарищества) находятся вне территории населенного пункта и является «чересполосной», положения Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не применяют. В данной ситуации дачные некоммерческие товарищества (общества) должны изменить форму организационного взаимодействия на садоводческое или огородническое. Порядок переоформления документов на земельные участки будет включать: изменение категории земель из сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, разработку документов территориального планирования на вошедшие в населенный пункт территории, а дальше — решение вопроса в отношении земельных участков и расположенных на них строений. Это подтверждает Градостроительный кодекс Российской Федерации [2]. Однако перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов проблематичен [3, 6, 7].
Иными словами, в случае, если земельный участок (ранее — дачный земельный участок) с домом не входит в границы населенного пункта и является «чересполосным», то зарегистрировать дом как объект индивидуального жилищного строительства невозможно. Положительным моментом является то, что земельные платежи останутся прежними, хотя необходимо потратить время на переоформление документов. Финансовые затраты будут также иметь место.
Для управленческих структур в данных слу-чах также существуют проблемы, заключающиеся в том, что информация об изменении вида объединения не доводится до них [4]. То есть актуальной информации у органов исполнительной власти нет. Информационная база данных содержит недостоверные данные.
Перевод дачных территорий из земель сельскохозяйственного назначения в категорию населенных пунктов, как утверждают практики,
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (370) / 2019
возможен в случае, если территория дачного товарищества прилегает к границе населенного пункта [3]. Это подтверждается ст. 23 Градостроительного кдекса Российской Федерации «Содержание схемы генерального плана поселения и генерального плана городского округа», пунктом 2: «Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территории поселения, городского округа» [2].
Таким образом, перевод земель дачных некоммерческих товариществ, территория которого входит в границы населенного пункта, в категории земель жилой застройки, неизбежен. Неизбежно и изменение вида дачного некоммерческого товарищества, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения (рис. 2).
Разработка документов территориального планирования — это длительный процесс. Как видно из рисунка 3, документом территориального планирования городского округа является генеральный план — основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территории, зонирование, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий [22].
Содержание генерального плана, подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа также регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации [2].
На территориях населенных пунктов следует обратить внимание на садовые некоммерческие общества, где на сегодншний день уже есть случаи регистрационного учета до введения Закона № 217-ФЗ. Как же быть со строениями (в том числе «особнячками», построенными на территории садоводческого некоммерческого товарищества)?
По данному поводу в информационной телекоммуникационной сети Интернет приводится много рассуждений. Практики говорят — можно, но при соблюдении следующих условий:
• территория садоводческого некоммерческого товарищества должна быть в границах населенного пункта;
• товарищество должно иметь разработанный и утвержденный градостроительный регламент;
• постройка должна соответствовать требованиям жилого дома;
• наличие условий для круглогодичного проживания;
• наличие документов с положительным решением: от Роспотребнадзора, от пожарной инспекции, БТИ, администрации населенного пункта.
Интересным остается вопрос платы за участок в населенном пункте: под жилым домом в жилой застройке, «перешедшим» из дачного товарищества, и под жилым домом, находящимся
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
в садоводческом товариществе [4]. Может стоит территории садоводческих некоммерческих товариществ, расположенные в населенных пунктах, с жилыми постройками также перевести в жилые территории? Тем более что при расширении территории населенных пунктов расположение некоторых садоводческих товариществ оказалось в развитых городских районах. Данная ситуация повторяет судьбу территорий под гаражными кооперативами: чуть ли не в центре населенных пунктов размещаются гаражи, негативно влияющие на окружающую среду и внешний вид города. В настоящее время разговоров по этому поводу много.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что жители городов, столкнувшиеся с
аналогичной ситуацией, не готовы к решению таких вопросов. Необходимо активизировать разъяснительную работу среди «дачников и садоводов».
Хорошим примером может служить мероприятие, проводимое в городе Тюмени во времена земельной реформы — инвентаризация земель часного сектора: был выделен оборудованный оргтехникой автобус, планово выезжавший в частный сектор, где оформляли документы на местах [7]. Специалисты вели не только разъяснительную работу, но и пополняли информационную базу данных, так необходимую для принятия грамотных управленческих решений, одновременно решая вопрос пополнения местного бюджета.
Разъяснительная работа будет способствовать менее болезненному прохождению изменения функционального назначения земель и исключит нарушения законодательства не тол-ко со стороны нерадивых председателей, но и самих землепользователей.
При планировании строительства на таких участках жилых строений необходимо оговаривать градостроительные регламенты, предусматривающие в будущем строительство дорожной сети и объектов инженерных инфраструктур.
Также необходим нормативный акт, позволяющий производить обмен информацией с налоговой инспекцией по вопросу изменения формы организационного взаимодействия.
Рис. 2. Схема переоформления дачных некоммерческих товариществ
Рис. 3. Содержание документов территориального планирования [12]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
- 31
№ 4 (370) / 2019
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Режим доступа: http//www.consultant.ru
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http//www.consultant.ru
3. Земельный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http//www.consultant.ru
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http//www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Режим доступа: Ь^/М^т. consultant.ru
6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Режим доступа: http//www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Режим доступа: http//www.consultant.ru
8. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Режим доступа: http//www.consultant.ru
9. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу). Режим доступа: Ь^/М^т. consultant.ru
10. Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЭ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Режим доступа: Ь^/М^т. consultant.ru
11. СП СССР. 1961. № 1. Ст. 2.
12. СП СССР. 1958. № 5. Ст. 47.
13. СП СССР. 1953. № 12. Ст. 127.
14. СУ РСФСР. 1928. № 8. Ст. 70.
15. СУ РСФСР. 1932. № 9. Ст. 87.
16. Коллективное садоводство и огородничество: сборник нормативных актов. М.: Юридическая литература, 1987. С. 4.
17. Белов А.В. Дачные поселения и пригороды на территории Московской губернии в конце XIX — начале XX вв.: особенности возникновения, развития // Вестник Московского областного университета. Серия: Исторические и политические науки. 2007. № 1. С. 105-117.
18. Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л. Комментарий к закону «О садоводческих, огороднических и дачных неком-
мерческих объединениях граждан (постатейный)». Режим доступа: gorodazov.ru/File/2017/jkh/sad/komentsad.rtf
19. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
20. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000. С. 203.
21. Ерофеев Б.В., Липецкер М.С. Землепользование в городах, рабочих, дачных и курортных поселках. М., 1959. С. 74.
22. Кашкина Л.В, Кашкин В.А. Основы градостроительства. Дизайн городской среды: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2017. 352 с. С. 335.
23. Решетникова М.А., Черезова Н.В Анализ изменений законодательства в области садоводства и огородничества. В сборнике: Современные проблемы земельно-кадастровой деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференци, 2018. С. 82-89.
24. Struyk Raymond J. and Angelici Karen. The Russian Dacha phenomen. Housing Studies. 1996. No. 11: 2. Pp. 233-250.
25. История гражданско-правового регулирования отношений в сфере ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Режим доступа: http:// domir.ru/rehkolovo/?file=sad-istoria.php
26. https://mhg.ru/sites/default/files/files/monitoring-zakonodatelstvo-08-2015.pdf
Об авторах:
Черезова Наталья Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, tigr_bn@mail.ru Гузева Ирина Викторовна, преподаватель кафедры геодезии и кадастровой деятельности, guzevaiv@tyuiu.ru
PROBLEMS OF THE FORMATION OF LAND RELATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF "DACHA" LAW ON AGRICULTURAL LAND AND LANDS OF HUMAN SETTLEMENTS
N.V. Cherezova, I.V. Guzeva
Industrial university of Tyumen, Tyumen, Russia
The article reviewed and analyzed the main changes that occurred with the horticultural and dacha plots in connection with the adoption of a new federal law. Since January 1, 2019, Federal Law No. 217-FZ dated July 29, 2018 "On the introduction by citizens of gardening and gardening for their own needs and on amending certain legislative acts of the Russian Federation". This law has caused a big resonance among citizens, and among management structures, and among the community of cadastral engineers. Federal Law No. 217-FZ excludes "cottage" land plots, attributing these land plots to the development areas by individual and low-rise residential buildings blocked by the residential area construction. And houses on these plots can acquire the status of individual houses — objects of individual housing construction. In this regard, there will be and will arise numerous questions and problems of the use and management of these territories and the registration of rights to real estate. Keywords: land and cadastral information, summer plots, garden plots, town planning documentation, category of agricultural land and land settlements.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12. 1993). Access mode: http//www.con-sultant.ru
2. Town planning code of the Russian Federation. Access mode: http//www.consultant.ru
3. Land code of the Russian Federation. Access mode: http//www.consultant.ru
4. Tax code of the Russian Federation. Access mode: http//www.consultant.ru
5. Federal law of 21.07.1997 No. 122-FZ "On state registration of rights to real estate and transactions with it". Access mode: http//www.consultant.ru
6. Federal law of 24.07.2007 No. 221-FZ "On the state real estate cadastre". Access mode: http//www.consultant.ru
7. Federal law of 13.07.2015 No. 218- FZ "About state registration of real estate". Access mode: http//www. consultant.ru
8. Federal law of 29.07.2017 No. 217-FZ "On the management by citizens of gardening and horticulture for their own needs and on amending certain legislative acts of the Russian Federation". Access mode: http//www.consultant.ru
9. Federal law of 15.04.1998 No. 66-FZ "On horticultural, gardening and country non-profit associations of citizens"
(with amendments and additions) (expired). Access mode: http//www.consultant.ru
10. Federal law of 30.06.2006 No. 93-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the issuing in a simplified procedure of the rights of citizens to separate immovable property objects". Access mode: http//www.consultant.ru
11. SP USSR. 1961. No. 1. Art. 2
12. SP USSR. 1958. No. 5. Art. 47.
13. SP USSR. 1953. No. 12. Art.127.
14. SU RSFSR. 1928. No. 8. Art. 70.
15. SU RSFSR. 1932. No. 9. Art. 87.
16. Collective gardening and horticulture: collection of regulations. Moscow: Legal literature, 1987. P. 4.
17. Belov AV. Country settlements and suburbs in the territory of the Moscow province in the late XIX — early XX centuries: features of the origin, development. Vestnik Moskovskogo oblastnogo universiteta = Bulletin of the Moscow regional university. Series: historical and political science. 2007. No. 1. Pp. 105-117.
18. ButovetskijA.I., Kovaleva E.L. Commentary on the law "On horticultural, vegetable gardening and dacha non-profit associations of citizens (itemized). Access mode: gorodazov. ru/File/2017/jkh/sad/komentsad.rtf
19. Bulletin of the Supreme Soviet of the RSFSR. 1964. No. 24. Art. 406.
20. Dal V.I. Explanatory dictionary of the Russian language. Modern version. Moscow, 2000. P. 203.
21. ErofeevB.V., LipetskerM.S. Land use in cities, workers, cottage and resort villages. Moscow, 1959. P. 74.
22. Kashkina LV, Kashkin V.A. The foundations of urban planning. Design of urban environment: textbook for students of secondary vocational education institutions. Moscow: Academy, 2017. 352 p. P. 355.
23. Reshetnikova M.A., Cherezova N.V. Analysis of changes in legislation in the field of gardening and horticulture. In the collection: Modern problems of land cadastral activities: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, 2018. Pp. 82-89.
27. 24. Struyk Raymond J. and Angelici Karen. The Russian Dacha phenomen. Housing Studies. 1996. No. 11: 2. Pp. 233-250.
25. History of civil law regulation of relations in the field of gardening, gardening and country building. Access mode: http://domir.ru/rehkolovo/?file=sad-istoria.php
26. https://mhg.ru/sites/default/files/files/monitoring-zakonodatelstvo-08-2015.pdf
About the authors:
Natalya V. Cherezova, candidate of agricultural sciences, associate professor of the department of geodesy and cadastral activities, tigr_bn@mail.ru Irina V. Guzevа, lecturer of the department of geodesy and cadastral activities, guzevaiv@tyuiu.ru
tigr_bn@mail.ru
32 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (37O) / 2Ol9
www.mshj.ru