Нардина Оксана Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина
Проблемы становления системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма в РФ
З
адача борьбы с терроризмом не сводится исключительно к выявлению и пресечению отдельных террористических преступлений, а формулируется гораздо шире - пресечь саму террористическую деятельность. Одной из важнейших проблем, стоящей перед органами, борющимися с терроризмом, является ликвидация финансовых потоков, направляемых на поддержку террористических организаций.
В Российской Федерации борьба с финансированием терроризма осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ)1. А основным нормативным актом, регулирующим эту деятельность, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2.
В основе деятельности финансовых разведчиков лежит принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации
финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.
Для борьбы с этими рискам российский законодатель возложил на банки обязанность осуществлять следующие меры:
самостоятельно организовывать систему внутреннего контроля с учетом Закона № 115-ФЗ и рекомендаций Банка России3;
идентифицировать клиентов (принцип «знай своего клиента») согласно положениям Закона № 115-ФЗ и рекомендаций ЦБ РФ4;
отслеживать, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России5, сведения об операциях, вызывающих подозрение в «отмывании» преступных доходов и финансировании терроризма и о причастных к ним лицах;
обеспечивать конфиденциальность функционирования системы внутреннего контроля, а также защиту собранного материала от несанкционированного доступа посторонних лиц.
Законодатель, введя эти обязанности, позаботился и о мерах ответственности. Так, нарушение организациями, осуществляющими операции
1 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 11 марта.
2 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст. 3418.
3 Письмо ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. № 99-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2005. 20 июля.
4 Положение ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2004. 10 сент. № 54. Положение № 262-П действует с учетом изменений, внесенных Указанием Банка России № 1721 от 14 сентября 2006 г. // Вестник Банка России. 2006. № 56.
5 Положение ЦБ РФ от 20 декабря 2002 г. № 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2003. № 2.
157
с денежными средствами или иным имуществом, требований, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, может повлечь отзыв лицензии, причем лица, виновные в нарушении закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и ст. 24 Федерального закона № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»1 обязывают кредитные организации разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При разработке правил внутреннего контроля банку следует учесть, что одним из признаков подозрительной деятельности могут служить характерные особенности личности и поведения клиента. Поэтому важным направлением работы службы внутреннего контроля является изучение сведений о клиентах банка (принцип «знай своего клиента»).
В России требование идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у банка, впервые было закреплено в Законе № 115-ФЗ. Пункт 1 ст. 7 устанавливает обязанность кредитных организаций идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации.
Согласно п. 2.1 Положения ЦБ РФ № 262-П в целях идентификации клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов.
Проведя идентификацию клиента, внутренняя служба банка может сделать вывод о его возможной причастности к легализации преступных доходов. Обстоятельства, относящиеся к личности клиента - физического лица, как правило, состоят в попытках лица скрыть его причастность к отмыванию «грязных» денег, а также утаить сведения о фактах, отрицательно характеризующих его собственную деловую репутацию.
Признаками, дающими основания подозревать клиента (юридическое лицо), являются следующие обстоятельства:
1) вызывающие сомнения в правоспособности фирмы, ее деловой репутации;
2) относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности фирмы, могут содержать признаки, указывающие на возможность легализации преступных доходов, механизм совершения пре-
ступления и источник получения «грязных» денег, которые преступник намеревается легализовать;
3) о возможной причастности клиента к незаконной легализации преступных доходов может свидетельствовать системное нарушение нормативных требований по ведению документации и отчетности и ненадлежащее состояние баланса, зафиксированное в материалах аудиторских проверок.
Являясь элементом системы противодействия отмывания преступных доходов, банк обязан собирать информацию об определенных категориях сделок и операций, признаки которых установлены действующим законодательством, а также об участвующих в них лицах. Выявлению и фиксации подлежат два вида операций, а именно:
1) операции, подлежащие обязательному контролю. Их признаки зафиксированы в ст. 6 Закона № 115-ФЗ;
2) иные операции, вызывающие у работников банка подозрение о возможной принадлежности к легализации преступных доходов (операции, подлежащие выборочному контролю, ориентировочные признаки которых названы в п. 3 ст. 7).
Эксперт рабочей группы по разработке проекта Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма Васильев А. отмечает, что «закон установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в ФСФМ: у одних работников такие подозрения могут возникнуть, а у других - нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти будет зависеть от оценок и усмотрения самих сотрудников банка»2.
Однако подходить формально к этим требованиям и не реализовывать их на практике в настоящее время проблематично, так как требования надзорных органов по контролю за необычными операциями стали строже. Несмотря на изданные ЦБ РФ Рекомендации, банковские специалисты указывают на «нечеткость критериев, на основе которых выявляются подозрительные операции, и как следствие неэффективность их применения»3, неразработанность программного обеспечения по контролю за необычными операциями4, а также другие проблемы.
Тем не менее, нормы Закона № 115-ФЗ, а также Рекомендации ЦБ РФ предусматривают обя-
1 Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27. Ст. 357.
2 Васильев А. О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма // http://www.advoc.biz/ k3.bank.html
3 Евпланов А. Финразведка пойдет в регионы // Российская бизнес-газета. 2007. № 596.
4 Захарова Н.И. Задачи по автоматизации законодательных требований в сфере противодействия легализации преступных доходов: практический взгляд банков // Управление в кредитной организации. 2006. № 6.
занность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов. А при выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация должна обеспечить повышенное внимание ко всем операциям клиента.
Статьи 6 и 7 Закона № 115-ФЗ возлагают на банк обязанность представлять информацию о подозрительных сделках в ФСФМ не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Ежедневно из банков в ФСФМ поступает до 20 тыс. сообщений. Так, за 2006 г. в ФСФМ поступило 5 млн сообщений банков об операциях с денежными средствами, которые подлежат контролю. По сравнению с 2005 г. количество сообщений выросло в 1,5 раза, а с 2004 г. - в 3 раза1. Но есть и «перегибы на местах»: некоторые банки понимают обязанность по раскрытию информации о своих операциях чересчур буквально. «Ряд кредитных организаций присылают в рамках обязательного контроля информацию о суммах от 2 рублей, например, по сбору на детей или изготовлению табличек»2.
Однако, проведя мониторинг поступающей ФСФМ информации, ее сотрудники выяснили, что не все банки надлежащим образом выполняют эту обязанность. Более того, есть банки, которые до сих пор не сотрудничают с финансовой разведкой. Их количество с каждым годом сокращается. В частности, в 2004 г. таких банков было 47, в 2005 г. - 28, в 2006 г. - 123.
ФСФМ на основе анализа получаемой информации может сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации преступных доходов банковского клиента и уведомить об этом правоохранительные органы. Решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия. Однако «позиция ФСФМ чрезвычайно активна: она весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке»4. Так, в 2006 г. ФСФМ провел 7931 финансовое расследование, по результатам которых направил в пра-
воохранительные органы 4277 материалов со сведениями о свыше 120 тыс. операций на сумму около 770 млрд. рублей. В 2006 г. по статьям, связанным с отмыванием преступных доходов, было осуждено 532 человека5.
В отношении самих банков ФСФМ способна точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и наделена правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции (ст. 15.27 КоАП). Кроме того, Банк России самостоятельно контролирует кредитные организации по соблюдению требований Закона № 115-ФЗ. В этих целях ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, получает отчетность для определения соответствия деятельности кредитных организаций положениям законодательства о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма. За последние несколько лет в результате неисполнения требований Закона № 115-ФЗ лицензий лишилось более сотни кредитных организаций. Из них в 2006 г. - 64; в 2005 г. - 356. За шесть месяцев 2007 г. ЦБ отозвал лицензию у 24 банков7.
Итак, банки на сегодняшний день являются главным элементом в механизме противодействия «отмыванию» грязных денег и финансированию терроризма. Однако органы ФСФМ обращают внимание и на иных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых возможна легализация преступных доходов и финансирование терроризма.
В настоящее время наблюдается активное проникновение организованной преступности в страховую сферу, где сконцентрировался капитал объемом свыше 350 млрд. рублей8. Эксперты выяснили, что на долю «серых» схем приходится 62% рынка страхования9. По договорам страхования и перестрахования имущества, ответственности и иным услугам актуарные фирмы официально получают и переводят за границу миллиарды долларов в год.
Работа по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в сфере страхования
1 Гладунов О. Минфин взялся за «грязные деньги». Борьба с отмыванием преступных доходов выходит на новую высоту // Российская газета. 2006. № 4241.
2 Там же.
3 Евпланов А. Указ. соч.
4 Васильев А. Указ.соч.
5 Финансовая разведка предложит банкам поделиться информацией о клиентах. 13 марта 2007, 12:58:54 // http:// lenta.ru/news/2007/03/13/monitor/
6 Фомченков Т. Банков стало меньше. Но они стали лучше // Российская газета. 2007. № 4280.
7 Егоршева Н. Еще два банка Центробанк лишил лицензии // Российская газета. 2007. № 4455.
8 Макаревич Л. Тропы нечистых денег // Российская бизнес-газета. 2004. № 476.
9 Налоговики займутся проверкой страховых компаний // Новые известия. 2005.
159
находится в начальной стадии, несмотря на то, что законодатель еще в 2004 г., внеся поправки в Закон № 115-ФЗ, обязал страховщиков информировать ФСФМ о единовременных выплатах и сборах в отношении физических лиц по накопительным видам страхования свыше 600 тыс. рублей.
В настоящее время ФСФМ налаживает отношения с Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Основным документом, регламентирующим эту работу, является Соглашение о сотрудничестве1. В рамках заключенного Соглашения ФСФМ совместно с ФССН проводит совместные проверки исполнения страховыми организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В случае выявления, в результате проверок, нарушения законодательства о противодействии легализации доходов материалы передаются в ФСФМ для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства2.
В 2005 г. ФСФМ совместно с ФССН провели проверки в ряде крупных страховых компаний. Результаты проверок обсуждались, в том числе, и на 7 Всероссийском съезде страховщиков. Начальник УФСФМ Фрейдлин С.Я. докладывал о том, что руководство проверенных организаций «либо не знакомо с Законом о противодействии, либо просто игнорирует исполнение этого законодательства. По результатам проверок, Росфин-мониторингом возбуждено несколько дел об административных правонарушениях. Мы видим, что значительная часть страховых организаций не в полном объеме исполняет требования законодательства. Ряд страховых организаций, в том числе и крупные, за весь период деятельности Закона не представили в Росфинмониторинг ни одного сообщения об операциях, подлежащих контролю»3. Некоторые страховщики аргументировали свою пассивность тем, что «по основным видам операций они не регистрировали подозрительных сделок»4. Другие говорили о том, что не могут выполнять закон в полной мере, по причине недоверия госорганам, «которые неизвестно
как могут использовать их данные»5.
В целом же отношение к концепции закона у большинства страховщиков положительное, но, тем не менее, многие из них считают, что реально закон сможет заработать не раньше чем через пять лет, когда российский страховой рынок, по оценкам большинства его участников, сократится до сравнительно небольшого числа компаний и отслеживать их сделки надзорным органам будет легче.
Итак, понадобится несколько лет для того, чтобы специалисты ФСФМ и ФССН смогли наработать практику выявления «серых» схем страховых компаний, посредством которых проводится легализация преступных доходов, а тем временем за рубеж продолжают вывозиться крупные суммы страховых премий.
Существенная часть преступных денег легализуется путем приобретения недвижимости в нашей стране и за ее пределами. ФСФМ считает, что риелторы могут внести существенный вклад в борьбу с отмыванием денег, за счет того, что им досконально известна технология сделок с недвижимостью. В соответствии с приказом Минфина РФ № 183н6, с 1 апреля 2007 г. риелто-ры должны извещать ФСФМ обо всех сделках с недвижимостью, если сумма равна или превышает 3 млн рублей. До этого времени риелторские компании были включены в сферу действия Закона № 115-ФЗ, но контрольные полномочия ФСФМ на них не распространялись. Теперь фин-разведчики вправе проводить два вида проверок в этих организациях: выездные и камеральные.
Предметом проверки является: четкое соблюдение риелторами порядка выявления сомнительных операций, подлежащих контролю, направление в ФСФМ сведений о таких сделках; наличие в компании специального штатного должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и его связь с ФСФМ; соблюдение требований к подготовке и обучению кадров в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Если в ходе проверки специалисты найдут
1 ФСФМ с ФССН подписали договор о совместной деятельности в июле 2005 г. См.: Трофимова Ж. Страхи для страховщиков. Финансовая разведка взялась за «прачечные» // Российская бизнес-газета. 2006. № 586.
2 В случае признания факта нарушения на руководителя организации накладывается штраф в размере 10-20 тыс. рублей, на юридическое лицо - в размере 50-500 тыс. рублей. Кроме того, действие организации может приостанавливаться на срок до 90 суток.
3 Выступление Фрейдлина С.Я. - начальника УФСФМ на 7 съезде Всероссийского съезда страховщиков, прошедшем 16 февраля 2006 г. // http://ins-union.ru/U_FILE/MS_DOC
4 Там же.
5 Там же.
6Приказ Министерства Финансов от 26 декабря 2006 г. № 183н «Об утверждении Положения о порядке осуществления ФСФМ контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» // Российская газета. 2007. № 4321.
_160
достаточно фактов, свидетельствующих о том, что риелторы не представляли информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также плохо организовывали внутренний надзор, то это повлечет к возбуждению дела об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП и наложению штрафа.
Риелторы неоднозначно относятся к новым обязательствам. Так, на Х Национальном конгрессе по недвижимости, который проходил с 16 по 20 июня 2007 г. в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Взаимодействие риелторов с Рос-финмониторингом»: риелторы делились проблемами применения Закона № 115-ФЗ. В частности, из выступления председателя Комитета защиты прав потребителей риелторских услуг В. Панковой следовало, что у риелторов зачастую нет той информации о клиентах, которую запрашивает ФСФМ. Требуя эту информацию, риелторы встречают непонимание у клиентов, после чего они обращаются не в сертифицированные агентства недвижимости, а к черным маклерам. С В. Панковой согласились многие специалисты рынка недвижимости. Они считают, что функции, наложенные на них государством, несвойственны для коммерческих организаций, скорее государственные органы могут и должны выполнять контролирующую функцию, тем более что все сделки с недвижимостью регистрируются в Управлении Федеральной регистрационной службы1.
В настоящее время под установленную Законом № 115-ФЗ денежную планку подпадают в основном покупки элитного жилья. До тех пор пока массовая оценка жилья в стране не перейдет на рыночные цены, продажа квартир на вторичном рынке жилья будет осуществляться по справкам БТИ, в которых, как известно, стоимость значительно занижается. Разницу покупатель доплачивает продавцу один на один, без посредников. Таким образом, о «прозрачности» большинства сделок с недвижимостью пока еще говорить рано, поскольку они формально останутся ниже обозначенного финансовыми разведчиками трехмиллионного уровня.
Итак, банки, страховые компании и риелторы -те субъекты рынка, которые обязаны фиксировать сомнительные операции и передавать эту информацию государственным органам. Однако в настоящее время существуют организации, обла-
дающие огромными возможностями в сфере отмывания капиталов, которые не в полной мере контролируются органами ФСФМ. К ним относятся валютные, фондовые и товарно-сырьевые биржи, пенсионные и инвестиционные фонды, управляющие, лизинговые и аудиторские компании, структуры, занимающиеся денежными переводами2. Их популярность для лиц, желающих легализовать доходы, объясняется тем, что, во-первых, все эти каналы глубоко интегрированы в кредитную систему России, а, во-вторых, они находятся не под таким жестким, как банковское, надзором и контролем со стороны государственных органов. «Среди примерно тысячи инвестиционных компаний, активы которых эквивалентны почти 4,5 млрд. долларов, а обороты - 85 млрд. долларов, есть и такие, кто замечен в операциях с «грязными» деньгами. Приблизительно 2/3 операций они осуществляют на внебиржевом рынке, 1/3 - на биржевом. Подобно солидным профессиональным участникам, криминальные инвестиционные компании занимаются конструированием эмиссий ценных бумаг, андеррайтингом, скупкой акций конкретных АО по поступившим заказам, поиском финансов для клиентов, управлением активами»3.
Крупным каналом полулегального перемещения капиталов является неофициальная система денежных переводов, контролируемая в основном различными национальными землячествами. В эту группу активно вовлекаются мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Их вовлекают в схемы легализации доходов путем изъятия на некоторое время при трудоустройстве паспортов, по которым открывают кредитные счета пластиковых карт. Деньги, как правило, уходят в страны СНГ, в которых либо не проводится финансовый мониторинг, либо он работает неэффективно, из-за отсутствия опыта. По подсчетам ЦБ РФ, более 10 млрд. долларов наличными и более 3 млрд. в виде денежных переводов вывезли из России в 2006 г. гастарбайтеры4.
Оптовая и розничная торговля - практически идеальный канал для оборота теневых капиталов, придания им видимости законно заработанных. В данной сфере вращается денежная масса, эквивалентная почти половине стоимости розничного товарооборота. Он оформляется необходимыми сертификатами, складскими и транспортными документами. Расчеты по нему вообще не
1 Гудкова Е. Риелторы выяснили отношения с финансовой разведкой // Собственник: журнал о людях и домах. 2007. 26 июня.
2 Многие из этих организаций включены в сферу деятельности Закона № 115-ФЗ, однако ФСФМ не в полной мере контролирует их деятельность.
3 Макаревич Л. Указ. соч.
4 Грицюк М. Нелегальный гастарбайтер обойдется работодателю в круглую сумму // Российская газета. 2007. № 4467.
161
проходят через банки, а осуществляются «черным налом» из рук в руки. Дальнейший маршрут этих денег может пролегать где угодно: от офисов респектабельных компаний и фондов до лагерей подготовки террористов. В. Зубков в интервью Российской газете заметил, что «если деньги перемещаются «живьем», т.е. ящиками и мешками, то они, к сожалению, вне сферы компетенции финразведки»1.
Существуют иные участники рынка и иные «схемы», посредством которых возможно проведение операций по легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Так, что работа сотрудников ФСФМ и МВД в этой сфере должна совершенствоваться. Так, например, правоохранительным органам необходимо уже давно создать базу «плохих» паспортов. Ведь именно на такие документы чаще всего и создаются фирмы-однодневки, которые путем многоходовых операций занимаются «обналичкой». Так, «две третьи всех незаконных выдач наличных сегодня происходит на украденные паспорта, в том числе и на умерших людей. Речь об огромных суммах: в одном из уголовных дел фигурировало 7,5 млрд. рублей»2. Если все «плохие» паспорта будут занесены в базу, то подставную фирму нельзя будет зарегистрировать.
Специалисты ФСФМ советуют ужесточить финансовую дисциплину в стране. Отслеживая последние тенденции в развитии международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Россия собирается подписать3 Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма. Присоединение к конвенции даст возможность внести ряд серьезных изменений в действующее законодательство. Так, ФСФМ получит возможность замораживать счета тех компаний, которые подозреваются4 в легализации доходов, полученных преступным путем, сроком на 45 дней5. Это именно то время, за которое возможно провести
расследование и установить реальную виновность или невиновность подозреваемой компании. Однако за этот срок любая фирма может стать банкротом, так как восстановить нормальную деятельность после полуторамесячного простоя практически невозможно. В результате можно получить не норму противодействия, а инструмент давления на бизнес.
С принятием Конвеции открываются и иные перспективы законодательных изменений: возрождение института конфискации за преступления, связанные с легализацией денежных средств; привлечение к уголовной ответственности граждан, которые отмывали средства в интересах юридических лиц (миграционные схемы); привлечение к уголовной ответственности за «отмывание» денег без необходимости доказательства предикатного (базового) преступления, например, мошенничества, взяточничества, либо торговли наркотиками; установление режима мониторинга за открытием счетов и операций с ними крупных чиновников, министров, депутатов и др.
Итак, на сегодняшний день остро стоит вопрос о выявлении и ликвидации всех каналов, по которым проходит финансирование терактов и террористических групп. Но эта проблема намного масштабнее и сложнее, поскольку эти же каналы используются для отмывания и легализации доходов теневой экономики.
Российской Федерацией с 2001 г. проделана большая работа в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В частности, удалось:
заложить законодательную основу, которая предоставляет государству правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым преступным путем;
сформировать Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая составляет основу системы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1 Зыкова Т. По следу «грязных» денег // Российская газета. 2006. № 4210.
2 Фалалеев М. «Черные схемы» белых воротничков. МВД России предлагает вернуть конфискацию за экономические преступления // Российская газета. 2006. № 3997.
3 Зыкова Т. Деньги любят чистоту. Одиннадцать международных экспертов начали проверку России на финансовую дисциплину // Российская газета. 2007. № 4475.
4 Не совсем понятна и формулировка «подозревается». «По подозрению» можно блокировать счет практически любой фирмы. Поэтому в законе, если такой появится, необходимо четко прописать основания, на которых ФСФМ сможет приостановить операции по счету
5 В настоящее время банки могут заблокировать счета лиц, непосредственно финансирующих теракты на двое суток, в течение которых информация направляется в ФСФМ. ФСФМ вправе продлить денежную «блокаду» еще на 5 дней, чтобы за это время к дальнейшему расследованию подключить правоохранительные органы. Банки имеют право блокировать счета из списка, который узаконен Советом Безопасности ООН. В этот перечень вносятся также лица и организации, в судебном порядке признанные виновными в терроризме, а также организации, чью работу приостановила Генеральная прокуратура из-за подозрений в экстремисткой деятельности. (Основание: ст. 115 УПК РФ; ст. 205.1 УК РФ).
Несмотря на принятые государством меры в борьбе с финансированием терроризма, существуют определенные проблемы, которые существенно снижают ее эффективность, а именно:
объединение легальных и нелегальных источников финансирования;
увеличение объема денежных переводов и использование альтернативных расчетных схем для перемещения средств;
сложность дел, обусловленная зачастую международными аспектами (многие регионы мира не отвечают никаким требованиям по борьбе с перемещением незаконных средств);
дефицит квалифицированных специалистов в правоохранительных органах, а также недостаточно высокий уровень материально-технического обеспечения их деятельности; коррупция должностных лиц; непонимание серьезности проблемы общественностью и специалистами.
Из-за этих и других причин значительная часть экономического сектора продолжает оставаться в «тени», а многие хозяйственные субъекты применяют «серые» схемы для легализации доходов. Поэтому необходимо продолжать выстраивать государственную систему мер, направленную на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законодательство Российской Федерации, направленное на борьбу с преступными доходами и финансированием терроризма должно поступательно развиваться, совершенствоваться и соответствовать современным международным стандартам. Однако государство не должно перейти грань, за которой требования по ужесточению законодательства станут чрезмерными и даже опасными. По нашему мнению, тупиковым путем развития будет являться принятие таких норм, которые позволят излишне расширить полномочия госструктур, например, блокировать расчетный счет, приостановить деятельность фирмы на длительный срок лишь по подозрению чиновников. Подобные шаги могут привести к росту коррупции, снижению темпов экономического развития.
Необходимо искать позитивные пути развития законодательной базы, которые позволят добиться увеличения «прозрачности» банковского рынка, рынка недвижимости, выведения из оборота «грязных» денежных средств. Мы считаем, что целесообразно:
установить режим мониторинга за открытием счетов и операций с ними крупных чиновников, министров, депутатов;
отменить пороговую сумму (3 000000 рублей)
при покупке недвижимости, с тем, чтобы в поле зрения ФСФМ попадали все сделки с недвижимостью;
обязать информировать ФСФМ при покупке недвижимости Федеральную регистрационную службу, освободив от этой обязанности риелто-ров;
фиксировать все крупные сделки (превышающих 600 000 рублей) в ФСФМ (например, покупка автомобилей);
улучшить администрирование налоговых платежей и др.
Слабым звеном в работе органов, занимающихся противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, является их неслаженность. Именно поэтому их работа носит не упреждающий, а реагирующий характер, что повышает вероятность совершения новых терактов.
Проблема борьбы с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма комплексная, поэтому борьба должна вестись таким образом, чтобы все органы, участвующие в ней, под руководством ФСФМ сотрудничали и обменивались информацией друг с другом. Наиболее перспективным направлением в этой сфере нам видится создание единой информационно-аналитической базы для этих органов, при проведении экономического анализа легитимности сделок, которые совершают юридические и физические лица. Эта база должна аккумулировать следующую информацию:
кредитные и налоговые истории физических и юридических лиц (их необходимо создать) для сопоставления доходов и расходов; перечень террористов и экстремистов; списки массовых заявителей, адресов массовой регистрации;
базу «плохих» паспортов и др. Кроме того, формирование данной базы позволит не включать в систему оповещения некоторые коммерческие организации, а также сократит работу, направленную на сопоставление информации, полученной из разных источников, что позволит больше внимания уделять мониторингу экономики и профессиональному росту сотрудников.
Другим направлением этой работы должно стать совместное проведение комплексных и целевых мероприятий в отраслях экономики, наиболее подверженных криминальному воздействию со стороны организованных преступных сообществ, связанных с террористическими формированиями.
Третье направление - усиление работы аналитических отделов ФСФМ и органов, занятых в
163
борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, путем полной автоматизации работы с поступившей информацией, что позволит выделить наиболее подозрительные операции и проводить их глубокий экономический анализ по наиболее ключевым вопросам: отслеживания новых «схем» отмывания и методов перемещения денежных средств, применяемых криминальными и террористическими организациями;
предотвращения сращивания криминальных и террористических организаций с легитимными финансовыми институтами;
предупреждения проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные структуры.
Банковский сектор продолжает оставаться одним из основных каналов для отмывания доходов и финансирования терроризма.Это связано с тем, что банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой.
Для успешной реализации требований российского законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в финансово-кредитной системе необходимо, чтобы под руководством ЦБ РФ кредитные организации осуществляли следующие совместные действия:
обменивались опытом организации внутреннего контроля;
выработали единые подходы к реализации процедуры «знай своего клиента» и оценке риска клиента;
разработали методологию выявления подозрительных операций, финансовых схем и типовых признаков отмывания доходов, полученных преступным путем,и финансирования терроризма,а также автоматизировали ее;
выработали единые стандарты подготовки персонала в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
отказались устанавливать корреспондентские отношения с организациями, находящимися в оффшорных зонах, которые обеспечивают возможности для отмывания денег;
проводили совместные учебные семинары, круглые столы и научно-практические конференции, на которых должны быть разработаны предложения для ФСФМ по вопросам совершенствования нормативной базы в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в банковском секторе;
развивали сотрудничество с зарубежными банками в целях заимствования позитивного опыта и дальнейшего совершенствования российской системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
164