Научная статья на тему 'Проблемы справедливости в сфере образования КНР'

Проблемы справедливости в сфере образования КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / QUITY IN EDUCATION / STATE EDUCATIONAL POLICY / QUALITY AND EFFICIENCY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Сюй, Тенчурина Лидия Захаровна

В статье представлен анализ основных положений работ наиболее авторитетных в КНР исследователей проблем справедливости в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ли Сюй, Тенчурина Лидия Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of basic positions of the most influential in the CPR researchers of equity issues in education is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы справедливости в сфере образования КНР»

Сюй Ли, Лидия ТЕНЧУРИНА

ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КНР

В статье представлен анализ основных положений работ наиболее авторитетных в КНР исследователей проблем справедливости в сфере образования.

The analysis of basic positions of the most influential in the CPR researchers of equity issues in education is presented in the article.

Ключевые слова:

справедливость в образовании, государственная образовательная политика, качество и эффективность образования, развитие китайского образования и общества; equity in education, state educational policy, quality and efficiency of education, development of Chinese education and society.

Реформирование и модернизация системы образования КНР стали одной из важнейших составляющих разработанной Дэн Сяопином в конце 1970 -х — начале 1980 -х гг. теории строи -тельства социализма «с китайской спецификой».

Одним из первых научные основы справедливости в китайском образовании исследовал Тань Сунхуа1, который доказал, что пони -мание справедливости меняется со временем; истинная справед -ливость в образовании может быть обеспечена только при условии его высокого качества и всеобщности. Основные взгляды на про -блемы справедливости в образовании ученый изложил в ряде работ, в т.ч. в статье «Обсуждение вопросов справедливости в образовании Китая на современном этапе» (1994). Отметив, что «опыт разви -тия базового образования в Китае аналогичен опыту многих стран как в реализации равных возможностей, так и в вопросе получе -ния высшего образования», автор утверждает, что справедливость в образовании в различные периоды развития общества и школы как социального института имела неодинаковое содержание, толкова -лась по -разному. Соотношение равенства и качества образования зависит от той или иной политики в сфере образования. Именно выбор образовательной политики, по мнению Тань Сунхуа, явля -ется решающим на различных этапах развития образования, а уро -вень экономического развития, в свою очередь, — важным факто -ром реализации принципов равенства в образовании.

По убеждению ученого, в условиях, пока не реализовано всеоб -щее образование, справедливость означает, что каждый человек должен иметь доступ к образованию. Однако после того, как всеоб щее образование будет достигнуто, справедливость будет означать, что каждый человек должен иметь возможность получить не про сто образование, а высококачественное образование. Поэтому пока нет основной гарантии качественного образования, декларирова ние равных возможностей по факту зачисления в школу является лишь формальным проявлением истинной справедливости в сфере образования. Только повышение качества образования на большей части территории Китая позволит гарантировать подлинную реали зацию принципа образовательной справедливости.

Анализируя роль и значение образования в защите социальной справедливости (включая вопрос возможности устранить соци -альную несправедливость), Тань Сунхуа, учитывая национальный

1 Тань Сунхуа. Лунь вого сяньцзедуань дэ цзяоюй гунпин вэньти (Обсуждение вопросов справедливости в образовании Китая на современном этапе) // Цзяоюй яньцзю, 1994, № 6.

Сюй Ли — аспирант кафедры политологии и социологии МИГУ, КНР

[email protected]

ТЕНЧУРИНА

Лидия

Захаровна — д. пед.н., профессор МГАУ им. В.И. Горячкина

китайский опыт и практику, полагает, что уровень образовательной справедливости вовсе не является неким изолирован -ным состоянием внутри образовательной системы, напротив, это сложное и состав -ное социальное явление. В связи с нацио -нальными особенностями еще на перво -начальном этапе развития Китая возник огромный разрыв между условиями и качеством школьного обучения, и эта проблема существовала в течение очень длительного времени. Все, что можно сде лать в сфере образования на современном этапе развития КНР, — это добиваться максимальной степени справедливости и качества образования. Вместе с тем необ -ходимо приложить все силы к созданию условий, способствующих социальному прогрессу, тем самым стимулируя продви -жение на более высокий уровень и спра -ведливости, и качества образования одно -временно.

Идеи Тань Сунхуа получили дальней -шее развитие в трудах Чжэн Сяохуна, Чжен Гуовея, Гуо Цайцина и др., иссле -дующих проблему справедливости в обра зовании во взаимосвязи с социально -экономическими, политическими и куль турными факторами.

Так, Чжэн Сяохун1 доказывает, что справедливость в образовании — это соче -тание справедливости рынка образова тельных услуг и социальной справедливо сти в сфере образования. Справедливость рынка образовательных услуг означает достижение максимума эффективности образования путем оптимизации рас -пределения образовательных ресурсов, в условиях же рыночной экономики для достижения оптимального распределения ресурсов в сфере образования необходимо реализовать равенство возможностей.

Разделяя точку зрения западных ученых Т. Хюсена2 и Дж. Коулмена о двух состав -ляющих равенства образовательных воз -можностей (на старте и в процессе обу -чения), Чжэн Сяохун уточняет их вывод, что дополнительно это еще и равенство обмена и конкурентное равенство, а что касается третьей составляющей в интер -

1 Чжэн Сяохун. Цзяоюй гунпин цзедин (Определение справедливости в образовании) // Исследования в области образования, 1998, № 4.

2 Хюсен Т. Равенство: школа и задачи социаль -ной политики // Основная антология зарубежной социологии образования. — Шанхай : Хуадун шифань дасюэ чубэньшэ, 1989.

претации равенства образовательных воз -можностей указанных авторов — равенства результатов, — то, по мнению китайского ученого, это есть социальная справедливость. Социальная справедливость в сфере образования, считает Чжэн Сяохун, предполагает также равенство богатства и доходов.

Свои уточнения в предложенную трактовку равенства образовательных воз -можностей применительно к специфике развития китайского образования внес и другой специалист в области социологии образования КНР — Хуа Хуа. Соглашаясь с тем, что равенство возможностей на старте, в процессе и результате обучения с теоретической точки зрения являются последовательными, он считает, что, учи тывая образовательную практику и опыт Китая, существующие большие регио нальные различия в стране, реализация равенства на старте, в процессе и резуль тате образования могут быть одновре-менными, т.е. в случае нереализованного равенства образовательных возможностей на старте и/или в процессе можно начать деятельность по реализации равенства в процессе и/или даже на результатирую -щем этапе.

В последние годы в Китае широкое признание научной и педагогической общественности получили исследования, проводимые Ма Хэмином и Хао Вэньу, которые, объединив теории справедливо -сти Роулза, Маркса и Дэн Сяопина3, дали собственные современные интерпретации понятия образовательной справедливо -сти.

Ма Хэмин4 считает, что справедливость в сфере образования представляет собой соединение оптимальности и честности системы образования, стремления к спра -ведливости в отношении распределения ресурсов и права на получение образова -ния. По его убеждению, оптимальность образовательной системы предполагает одновременно равное и неравное распре -деление, а именно: равное распределе -ние означает равные права на получение образовательных ресурсов, а неравное распределение означает, что при предо ставлении образовательных услуг при

3 Роулз Дж. Теория справедливости. — М. : АСТ, 2009.

4 Ма Хэмин. Синьбянь цзяоюй шэхойсюэ (Социология образования). — Шанхай : Хуадун шифань дасюэ чубэньшэ, 2002.

знается, что существуют индивидуальные различия между отдельными людьми в плане их способностей, возможностей (умственных, физических, финансовых и т.д.), интересов, склонностей, мотивов и т.п. Поэтому в целях поощрения этих особенностей людей необходимо повы сить эффективность образования, чтобы, в конечном счете, извлечь общественную выгоду. Хао Вэньу1 уверен, что образова -тельная справедливость есть «единство общего процветания, общего развития, равенства и эффективности». Основная цель справедливости — взаимная выгода и беспроигрышность, высшая цель — общее благосостояние и человеколюбие. Ученый утверждает, что при отсутствии «человеколюбивой справедливости» в обществе очень трудно сохранить чело веческое достоинство, и тогда человек не может развиваться как личность, а зна чит, невозможно достичь всеобщей спра ведливости.

Ши Чжуньин2, также занимающийся проблемами образования в современном Китае, доказывает, что в перечне различ ного рода общественных образовательных ресурсов возможность получения образо -вания является основным и самым важ ным образовательным ресурсом, при этом равный доступ к государственным обра -зовательным ресурсам самым непосред -ственным образом отражается на равных общественных возможностях получения образования. Равенство образовательных возможностей в зависимости от этапа или уровня образования ученый разделяет на:

а) равенство возможностей дошкольного образования, б) равенство возможностей начального образования, в) обеспече ние равных возможностей для получения среднего и высшего образования.

«Образовательная справедливость, требующая равных прав на получение образования и равного доступа к госу -дарственным образовательным ресурсам, если мы ее действительно хотим реализо вать, — считает Ши Чжуньин, — не может

1 Хао Вэньу. Пинден юй сяолу сянху цуцзинь дэ цзяоюй гунпин лунь (Концепция справедливости в образовании: объединение равенства и справедливости) // Исследования в образовании, 2007, вып. 11.

2 Ши Чжуньин. Цзяоюй гунпин дэ чжуяо нэй хань юй шэхой ханьи (Основное содержание и общественное значение справедливости в сфере образования) // Чжунго цзяоюй сюэкань, 2008, № 3.

просто декларироваться в текстах законов и политических программ, необходимо принимать действенные и эффективные меры по исправлению исторически сло -жившегося дисбаланса в образовании». Ученый подчеркивает, что справедли -вость в образовании требует не только равенства в распределении обществен ных образовательных ресурсов, но также и соответствующего учета интересов раз личных социально уязвимых групп насе ления.

Институциональные стандарты спра ведливости в образовании как социаль -ной ценности анализируются в работах Тянь Чжэнпина, Ли Цзянюаня3 и др. Разделяя мнение ряда либеральных уче -ных на Западе о том, что ответственность за реформы и инновации в образователь -ной сфере общества несет правительство страны, они рассматривают справед -ливость в качестве главного критерия оценки государственной политики в целом и образовательной — в частности. Принцип справедливости в сфере госу дарственного образования, по их мне нию, должен объединять в себе в качестве составляющих субпринципов: а) равные возможности в получении образования,

б) распределение образовательных ресур -сов согласно способностям или талантам обучающихся, в) компенсацию затрат на образование малоимущим группам (слоям) населения.

Определенный интерес представляют материалы исследований, проведенных Ван Шаньмаем4, в частности предложен ные им оценочные критерии образова -тельной справедливости. Оценивая спра ведливость при распределении ресурсов в системе государственного образования, он считает, что конкретные ее показа тели включают: расходы из бюджета на получение базового образования и госу дарственное финансирование строитель ства учебных заведений, их оснащения и оборудования; расходы на обеспечение пропорционального соотношения «пре подаватель — учащиеся», должностную структуру образовательных учреждений

3 Тянь Чжэнпин, Ли Цзянюань. Цзяоюй гунпин синьлунь (Новая теория справедливости в образовании) // Цинхуа дасюэ цзяоюй яньцзю, 2002, № 1.

4 Ван Шаньмай. Цзяоюй гунпин дэ фэньси куанцзя хэ пинцзя чжибяо (Система оценок и критерии праведливости в сфере образования) // Бэйцзин шифань дасюэ сюэбао, 2008, № 3.

и др. Справедливость при обеспечении качества образования, по мнению уче ного, относится к оценочным критериям справедливости образовательных резуль татов. Ван Шаньмай полагает, что, исходя из того, что оценки результатов образова ния и качества образования различны и качеству образования трудно дать количе ственную оценку, в качестве альтернатив ных показателей следует принять такие критерии, как окончание начального и среднего (1- й ступени) этапов базового образования, переход на следующий этап обучения, а также переход на высшую сту -пень средней школы.

В заключение можно сделать следую -щие выводы.

Китайские ученые, труды которых про анализированы выше, признают, что про блема справедливости/несправедливости в сфере образования КНР реально суще ствует и ее необходимо не только опреде -лить в теоретических разработках и иссле -дованиях, но и решать на практике.

Основываясь на отдельных положениях

распространенных на Западе концепций справедливости, ученые КНР расширили содержание понятия «образовательная справедливость» с учетом националь -ного исторического опыта, современного состояния и перспектив развития образо вания в Китае.

Проанализированные концепции — при имеющихся различиях во взглядах на про блему справедливости, в предложениях и оценках способов ее реализации — допол -няют друг друга, признавая принцип спра ведливости одной из главных ценностей образовательной политики в КНР

Большинство китайских ученых счи -тают, что решать проблемы в сфере образования страны следует с опорой на прогрессивный опыт отечественного и зарубежного образования при сохра -нении приоритета национальных тра -диций Китая и в тесной взаимосвязи с решением социально- экономических, политических, культурных и даже нравственно этических проблем китай ского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.