Сюй Ли, Лидия ТЕНЧУРИНА
ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КНР
В статье представлен анализ основных положений работ наиболее авторитетных в КНР исследователей проблем справедливости в сфере образования.
The analysis of basic positions of the most influential in the CPR researchers of equity issues in education is presented in the article.
Ключевые слова:
справедливость в образовании, государственная образовательная политика, качество и эффективность образования, развитие китайского образования и общества; equity in education, state educational policy, quality and efficiency of education, development of Chinese education and society.
Реформирование и модернизация системы образования КНР стали одной из важнейших составляющих разработанной Дэн Сяопином в конце 1970 -х — начале 1980 -х гг. теории строи -тельства социализма «с китайской спецификой».
Одним из первых научные основы справедливости в китайском образовании исследовал Тань Сунхуа1, который доказал, что пони -мание справедливости меняется со временем; истинная справед -ливость в образовании может быть обеспечена только при условии его высокого качества и всеобщности. Основные взгляды на про -блемы справедливости в образовании ученый изложил в ряде работ, в т.ч. в статье «Обсуждение вопросов справедливости в образовании Китая на современном этапе» (1994). Отметив, что «опыт разви -тия базового образования в Китае аналогичен опыту многих стран как в реализации равных возможностей, так и в вопросе получе -ния высшего образования», автор утверждает, что справедливость в образовании в различные периоды развития общества и школы как социального института имела неодинаковое содержание, толкова -лась по -разному. Соотношение равенства и качества образования зависит от той или иной политики в сфере образования. Именно выбор образовательной политики, по мнению Тань Сунхуа, явля -ется решающим на различных этапах развития образования, а уро -вень экономического развития, в свою очередь, — важным факто -ром реализации принципов равенства в образовании.
По убеждению ученого, в условиях, пока не реализовано всеоб -щее образование, справедливость означает, что каждый человек должен иметь доступ к образованию. Однако после того, как всеоб щее образование будет достигнуто, справедливость будет означать, что каждый человек должен иметь возможность получить не про сто образование, а высококачественное образование. Поэтому пока нет основной гарантии качественного образования, декларирова ние равных возможностей по факту зачисления в школу является лишь формальным проявлением истинной справедливости в сфере образования. Только повышение качества образования на большей части территории Китая позволит гарантировать подлинную реали зацию принципа образовательной справедливости.
Анализируя роль и значение образования в защите социальной справедливости (включая вопрос возможности устранить соци -альную несправедливость), Тань Сунхуа, учитывая национальный
1 Тань Сунхуа. Лунь вого сяньцзедуань дэ цзяоюй гунпин вэньти (Обсуждение вопросов справедливости в образовании Китая на современном этапе) // Цзяоюй яньцзю, 1994, № 6.
Сюй Ли — аспирант кафедры политологии и социологии МИГУ, КНР
ТЕНЧУРИНА
Лидия
Захаровна — д. пед.н., профессор МГАУ им. В.И. Горячкина
китайский опыт и практику, полагает, что уровень образовательной справедливости вовсе не является неким изолирован -ным состоянием внутри образовательной системы, напротив, это сложное и состав -ное социальное явление. В связи с нацио -нальными особенностями еще на перво -начальном этапе развития Китая возник огромный разрыв между условиями и качеством школьного обучения, и эта проблема существовала в течение очень длительного времени. Все, что можно сде лать в сфере образования на современном этапе развития КНР, — это добиваться максимальной степени справедливости и качества образования. Вместе с тем необ -ходимо приложить все силы к созданию условий, способствующих социальному прогрессу, тем самым стимулируя продви -жение на более высокий уровень и спра -ведливости, и качества образования одно -временно.
Идеи Тань Сунхуа получили дальней -шее развитие в трудах Чжэн Сяохуна, Чжен Гуовея, Гуо Цайцина и др., иссле -дующих проблему справедливости в обра зовании во взаимосвязи с социально -экономическими, политическими и куль турными факторами.
Так, Чжэн Сяохун1 доказывает, что справедливость в образовании — это соче -тание справедливости рынка образова тельных услуг и социальной справедливо сти в сфере образования. Справедливость рынка образовательных услуг означает достижение максимума эффективности образования путем оптимизации рас -пределения образовательных ресурсов, в условиях же рыночной экономики для достижения оптимального распределения ресурсов в сфере образования необходимо реализовать равенство возможностей.
Разделяя точку зрения западных ученых Т. Хюсена2 и Дж. Коулмена о двух состав -ляющих равенства образовательных воз -можностей (на старте и в процессе обу -чения), Чжэн Сяохун уточняет их вывод, что дополнительно это еще и равенство обмена и конкурентное равенство, а что касается третьей составляющей в интер -
1 Чжэн Сяохун. Цзяоюй гунпин цзедин (Определение справедливости в образовании) // Исследования в области образования, 1998, № 4.
2 Хюсен Т. Равенство: школа и задачи социаль -ной политики // Основная антология зарубежной социологии образования. — Шанхай : Хуадун шифань дасюэ чубэньшэ, 1989.
претации равенства образовательных воз -можностей указанных авторов — равенства результатов, — то, по мнению китайского ученого, это есть социальная справедливость. Социальная справедливость в сфере образования, считает Чжэн Сяохун, предполагает также равенство богатства и доходов.
Свои уточнения в предложенную трактовку равенства образовательных воз -можностей применительно к специфике развития китайского образования внес и другой специалист в области социологии образования КНР — Хуа Хуа. Соглашаясь с тем, что равенство возможностей на старте, в процессе и результате обучения с теоретической точки зрения являются последовательными, он считает, что, учи тывая образовательную практику и опыт Китая, существующие большие регио нальные различия в стране, реализация равенства на старте, в процессе и резуль тате образования могут быть одновре-менными, т.е. в случае нереализованного равенства образовательных возможностей на старте и/или в процессе можно начать деятельность по реализации равенства в процессе и/или даже на результатирую -щем этапе.
В последние годы в Китае широкое признание научной и педагогической общественности получили исследования, проводимые Ма Хэмином и Хао Вэньу, которые, объединив теории справедливо -сти Роулза, Маркса и Дэн Сяопина3, дали собственные современные интерпретации понятия образовательной справедливо -сти.
Ма Хэмин4 считает, что справедливость в сфере образования представляет собой соединение оптимальности и честности системы образования, стремления к спра -ведливости в отношении распределения ресурсов и права на получение образова -ния. По его убеждению, оптимальность образовательной системы предполагает одновременно равное и неравное распре -деление, а именно: равное распределе -ние означает равные права на получение образовательных ресурсов, а неравное распределение означает, что при предо ставлении образовательных услуг при
3 Роулз Дж. Теория справедливости. — М. : АСТ, 2009.
4 Ма Хэмин. Синьбянь цзяоюй шэхойсюэ (Социология образования). — Шанхай : Хуадун шифань дасюэ чубэньшэ, 2002.
знается, что существуют индивидуальные различия между отдельными людьми в плане их способностей, возможностей (умственных, физических, финансовых и т.д.), интересов, склонностей, мотивов и т.п. Поэтому в целях поощрения этих особенностей людей необходимо повы сить эффективность образования, чтобы, в конечном счете, извлечь общественную выгоду. Хао Вэньу1 уверен, что образова -тельная справедливость есть «единство общего процветания, общего развития, равенства и эффективности». Основная цель справедливости — взаимная выгода и беспроигрышность, высшая цель — общее благосостояние и человеколюбие. Ученый утверждает, что при отсутствии «человеколюбивой справедливости» в обществе очень трудно сохранить чело веческое достоинство, и тогда человек не может развиваться как личность, а зна чит, невозможно достичь всеобщей спра ведливости.
Ши Чжуньин2, также занимающийся проблемами образования в современном Китае, доказывает, что в перечне различ ного рода общественных образовательных ресурсов возможность получения образо -вания является основным и самым важ ным образовательным ресурсом, при этом равный доступ к государственным обра -зовательным ресурсам самым непосред -ственным образом отражается на равных общественных возможностях получения образования. Равенство образовательных возможностей в зависимости от этапа или уровня образования ученый разделяет на:
а) равенство возможностей дошкольного образования, б) равенство возможностей начального образования, в) обеспече ние равных возможностей для получения среднего и высшего образования.
«Образовательная справедливость, требующая равных прав на получение образования и равного доступа к госу -дарственным образовательным ресурсам, если мы ее действительно хотим реализо вать, — считает Ши Чжуньин, — не может
1 Хао Вэньу. Пинден юй сяолу сянху цуцзинь дэ цзяоюй гунпин лунь (Концепция справедливости в образовании: объединение равенства и справедливости) // Исследования в образовании, 2007, вып. 11.
2 Ши Чжуньин. Цзяоюй гунпин дэ чжуяо нэй хань юй шэхой ханьи (Основное содержание и общественное значение справедливости в сфере образования) // Чжунго цзяоюй сюэкань, 2008, № 3.
просто декларироваться в текстах законов и политических программ, необходимо принимать действенные и эффективные меры по исправлению исторически сло -жившегося дисбаланса в образовании». Ученый подчеркивает, что справедли -вость в образовании требует не только равенства в распределении обществен ных образовательных ресурсов, но также и соответствующего учета интересов раз личных социально уязвимых групп насе ления.
Институциональные стандарты спра ведливости в образовании как социаль -ной ценности анализируются в работах Тянь Чжэнпина, Ли Цзянюаня3 и др. Разделяя мнение ряда либеральных уче -ных на Западе о том, что ответственность за реформы и инновации в образователь -ной сфере общества несет правительство страны, они рассматривают справед -ливость в качестве главного критерия оценки государственной политики в целом и образовательной — в частности. Принцип справедливости в сфере госу дарственного образования, по их мне нию, должен объединять в себе в качестве составляющих субпринципов: а) равные возможности в получении образования,
б) распределение образовательных ресур -сов согласно способностям или талантам обучающихся, в) компенсацию затрат на образование малоимущим группам (слоям) населения.
Определенный интерес представляют материалы исследований, проведенных Ван Шаньмаем4, в частности предложен ные им оценочные критерии образова -тельной справедливости. Оценивая спра ведливость при распределении ресурсов в системе государственного образования, он считает, что конкретные ее показа тели включают: расходы из бюджета на получение базового образования и госу дарственное финансирование строитель ства учебных заведений, их оснащения и оборудования; расходы на обеспечение пропорционального соотношения «пре подаватель — учащиеся», должностную структуру образовательных учреждений
3 Тянь Чжэнпин, Ли Цзянюань. Цзяоюй гунпин синьлунь (Новая теория справедливости в образовании) // Цинхуа дасюэ цзяоюй яньцзю, 2002, № 1.
4 Ван Шаньмай. Цзяоюй гунпин дэ фэньси куанцзя хэ пинцзя чжибяо (Система оценок и критерии праведливости в сфере образования) // Бэйцзин шифань дасюэ сюэбао, 2008, № 3.
и др. Справедливость при обеспечении качества образования, по мнению уче ного, относится к оценочным критериям справедливости образовательных резуль татов. Ван Шаньмай полагает, что, исходя из того, что оценки результатов образова ния и качества образования различны и качеству образования трудно дать количе ственную оценку, в качестве альтернатив ных показателей следует принять такие критерии, как окончание начального и среднего (1- й ступени) этапов базового образования, переход на следующий этап обучения, а также переход на высшую сту -пень средней школы.
В заключение можно сделать следую -щие выводы.
Китайские ученые, труды которых про анализированы выше, признают, что про блема справедливости/несправедливости в сфере образования КНР реально суще ствует и ее необходимо не только опреде -лить в теоретических разработках и иссле -дованиях, но и решать на практике.
Основываясь на отдельных положениях
распространенных на Западе концепций справедливости, ученые КНР расширили содержание понятия «образовательная справедливость» с учетом националь -ного исторического опыта, современного состояния и перспектив развития образо вания в Китае.
Проанализированные концепции — при имеющихся различиях во взглядах на про блему справедливости, в предложениях и оценках способов ее реализации — допол -няют друг друга, признавая принцип спра ведливости одной из главных ценностей образовательной политики в КНР
Большинство китайских ученых счи -тают, что решать проблемы в сфере образования страны следует с опорой на прогрессивный опыт отечественного и зарубежного образования при сохра -нении приоритета национальных тра -диций Китая и в тесной взаимосвязи с решением социально- экономических, политических, культурных и даже нравственно этических проблем китай ского общества.