Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования юридической ответственности за потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Таджикистан'

Проблемы совершенствования юридической ответственности за потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / НАРКОТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ПРЕКУРСОРЫ / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND PRECOURSORS / NARCOTIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нажбудинов М. А.

В статье проанализировано национальное законодательство Республики Таджикистан и законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере наркотизации населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нажбудинов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues related to the Improvement of the Legal Responsibility for Drug Consumption, Psychotropic Substance and Precoursors in Tajikistan

The paper considers the national legislation of Tajikistan and the legislation of near and far abroad states in the area of narcotization.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования юридической ответственности за потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Таджикистан»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

М.А. НАЖБУДИНОВ,

*

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел

(Академия управления МВД России)

Проблемы совершенствования юридической ответственности за потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Таджикистан

В статье проанализировано национальное законодательство Республики Таджикистан и законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере наркотизации населения.

Законодательство, наркотизация населения, психотропные вещества и прекурсоры.

Распространение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров признается одной из серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения в любой стране. Проблема наркотизация населения транснациональна, поскольку свободное обращение наркотиков разрушает общество, стимулирует рост преступности, коррупции, их употребление порабощает людей независимо от социального положения, пола, религии, расы.

Республика Таджикистан сталкивается со значительными трудностями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркотизацией населения, что обусловлено и некоторыми недочетами действующего антинаркотического законодательства: например, в Кодексе об административных правонарушениях Республики Таджикистан отсутствует ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ [4, с. 92].

Отметим, что ст. 38 Единой Конвенции ООН о наркотических средствах от 1961 г. [1, с. 38] обязывает государства, ее подписавшие, принимать все возможные меры, направлен* Ранее - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД Республики Таджикистан.

ные на предупреждение злоупотребления наркотическими средствами, а ст. 3 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г., обязывает ее участников установить уголовную ответственность за все правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков [2, с. 3]. В законе Республики Таджикистан «О наркотических средствах и психотропных веществах и прекурсорах» запрет потребления наркотиков и психотропных веществ без назначения врача отнесен к мерам противодействия их незаконному обороту и помещен в ст. 2 «Незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ — потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача» [5, с. 661].

Впервые уголовная ответственность за употребление наркотических средств без назначения врача была закреплена во вновь введенной ст. 240.4 УК Таджикской ССР: «Незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача» предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа в размере до трех минимальных месячных окладов оплаты труда [10, ст. 240]. В соответствии с Законом Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан» уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача была отменена [9, с. 55].

Для организации эффективного противодействия процессу наркотизации населения важны все отрасли отечественного права, а также нормы международного законодательства. Последние являются регулятором международного сотрудничества правоохранительных органов в рассматриваемой сфере и вместе с тем служат в качестве методологической помощи в деятельности по совершенствованию национального законодательства, регулирующего оборот наркотических средств и охраняющего его от нарушений, тем самым обеспечивая эффективный механизм охраны здоровья населения [8, с. 138].

Непосредственной предпосылкой к наркотизации населения является наличие лиц, желающих распространять наркотики в немедицинских целях вопреки имеющимся запретам.

Во всем мире, и в частности, в Таджикистане, соответствующие правоохранительные органы ведут борьбу с наркотизацией населения. Но правоприменительная практика показывает, что только лишь принятием соответствующих законов и запретов невозможно решить эту проблему, поскольку пока существует спрос, найдутся и люди, готовые производить и распространять наркотики. Если проводить правильную профилактическую работу по здоровому образу жизни, то употребление наркотических веществ со временем может снизиться до определенного уровня.

Основанием для принятия Закона Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан» [6] послужило заключение комитета Конституционного надзора СССР «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией» от 25 октября 1990 г., в котором говорилось, что употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления, если оно не сопряжено с систематическим нарушением общественного порядка или ущемлением прав других лиц [7].

Принятый вскоре Закон Республики Таджикистан «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 10 декабря 1999 г. № 873 в ст. 2 установил запрет употребления в Республике Таджикистан наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача [5, ст. 2].

Однако некоторые эксперты потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров рассматривают как естественное право любого человека распоряжаться своей судьбой по собственному усмотрению и высказывают мнение о том, что это не может при-

носить вреда окружающим и обществу в целом. Мы считаем, что вред, наносимый обществу потреблением наркотиков, совершенно очевиден, и остается только удивляться, почему это не осознавали члены Комитета конституционного надзора и законодательные органы Таджикистана ранее 1999 г.

Потребление наркотиков противозаконно по сути, поскольку, во-первых, потребители наркотический веществ нарушают закон, совершая незаконные действия с наркотиками — иначе они не могут их получить в соответствии с действующим законодательством; во-вторых, пребывая в состоянии наркотического опьянения, лица, потребляющие наркотики, часто совершают противоправные деяния; в-третьих, из-за высоких цен на наркотические средства, чтобы их приобрести, наркоманы совершают корыстно-насильственные преступления, хулиганства либо становятся участниками незаконного оборота наркотиков; в-четвертых, с целью добычи средств на покупку наркотиков наркоманы продают имущество, принадлежащее их семьям, тратят всю свою зарплату и сбережения семьи.

Как показала практика, отмена юридической ответственности за потребление наркотиков привела к увеличению немедицинского их потребления, многократному росту наркопреступности, утрате нравственных запретов со стороны молодежи и несовершеннолетних. Тенденция к увеличению доли героина в структуре потребляемых наркотиков среди населения республики — с 76,2 % в 2003 г. до 81,4 % в 2012 г. — косвенно свидетельствует об увеличении «потребительского спроса» [11, с. 43—44].

В экспертном сообществе Республики Таджикистан бытует мнение о том, что сохранение юридической ответственности за потребление наркотических средств и их прекурсоров является нормой для нецивилизованных недемократических государств и, сохраняя запрет на употребление наркотиков как меру уголовного или административного законодательства, Таджикистан тем самым выпадает из ряда демократических государств, декриминализующих рассматриваемое деяние.

Однако в этой связи следует отметить, что во многих демократических странах существует весьма суровое наказание за потребление наркотиков. Так, например, во Франции немедицинское потребление наркотиков влечет лишение свободы на срок до двух лет или штраф от 50 до 500 франков; в Японии за употребление так называемых мягких наркотиков предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет, а за употребление «жестких» (кокаин, героин) — до 16 лет; в Таиланде, соответственно, 1 год за употребление «мягких» и 10 лет за упо-

н

с

о

'S

X

Й и

ш

^

а

<

89

Н

с

0

'S

1

Й и

ш

^

а

<

90

требление «жестких» наркотиков; в Греции — лишение свободы на срок от двух до пяти лет, если виновный не является наркоманом, а наркоману со стажем назначается принудительное лечение; в Австралии предусмотрено наказание в виде лишения свободы на шесть месяцев или штраф в размере 2000 австралийских долларов; в Египте — лишение свободы на срок до 15 лет.

В России за потребление наркотических средств или психотропных веществ устанавливается административный штраф в размере от четырех до пяти тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток [3, ст. 6.9].

В Азербайджане потребление наркотических веществ без назначения врача влечет уголовное наказание сроком до двух лет лишения свободы либо исправительные работы на тот же срок, либо штраф в размере от 700 до 800 минимальных заработных плат [12, ст. 237.6]. В Грузии незаконное потребление наркотиков наказывается штрафом или общественно полезным трудом на срок от 120 до 180 часов или арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года [13, ст.273.7]. В Уголовном кодексе Республики Армения потребление наркотических средств без разрешения врача наказывается штрафом в размере не свыше двухсоткратного размера минимальной заработной платы либо арестом на срок не свыше двух месяцев [14, ст. 271]

В широком смысле все нормы действующего антинаркотического законодательства многих стран направлены на защиту населения от наркотизации. Простое сравнение правовых норм антинаркотического законодательства с законодательством других государств свидетельствует о неудовлетворительном законодательном регулировании борьбы с немедицинским потреблением наркотиков в Таджикистане.

При оценке законодательных новаций необходимо помнить, что правовые нормы могут эффективно действовать только во взаимосвязи и в совокупности. Как бы ни была совершенна та или иная норма, она не будет работать без

Список литературы

1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (заключена в Нью-Йорке 30 марта 1961 г.). URL:http://www.mmk.tj/ ги/ (дата обращения: 10.12.2012).

2. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // СПС КонсультантПлюс.

3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

согласованности с другими правовыми актами. Административная ответственность за потребление наркотиков, безусловно, может оказать «отрезвляющее» воздействие на некоторых законопослушных граждан, употребивших наркотики в порядке эксперимента. Однако сама по себе эта норма не окажет должного воздействия на лиц, рассматривающих потребление наркотиков как одну из форм проведения досуга, отдыха и т. д., а равно лиц, более или менее регулярно потребляющих наркотики, и тем более на граждан, находящихся в психической либо физической зависимости от наркотиков.

Подводя итог анализу законодательного регулирования борьбы с немедицинским потреблением наркотиков (злоупотреблением наркотиками) в Республике Таджикистан, следует отметить, что законодательные меры носят ограниченный и формальный характер и не дают правоохранительным органам действенных правовых средств для пресечения и профилактики этого правонарушения. Законодатель, как и представители других ветвей власти, игнорирует требования международных конвенций, участником которых является Таджикистан.

По нашему мнению, необходимо внести изменения в п. 3 ст. 463 Кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан, включив в него положение о запрещении немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в сторону ужесточения наказания за данное правонарушение, а за повторное употребление наркотиков привлекать к уголовной ответственности.

Мы полагаем, что высказанные предложения будут способствовать эффективному противодействию незаконному распространению и немедицинскому употреблению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, сокращению масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности личности, общества и государства, а также будут способствовать повышению уровня здоровья общества.

4. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (в ред. Закона РТ от 11 марта 2010 г. № 598) // КонсультантПлюс.

5. О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах: Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. № 873 (с изм. и доп.) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007. № 7. Ст. 661. Ст. 2.

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан: Закон от 21 мая 1998 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. 2011. № 7-8. Ст. 605.

7. О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией: заключение комитета Конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 г. № 8 (2-10). URL: http://www. alppp.ru/law/zdravoohranenie--fizicheskaja-kultura-i-sport-turizm/ zdravoohranenie/59/ zaklyuchenie-komiteta-konstitucionnogo-nadzora-sssr-ot-25-10-1990--8-2-10.html (дата обращения: 20.05.2013).

8. Жариков Ю.С. Противодействие незаконному обороту наркотиков и наркотизму: проблемы правового регулирования. М., 2008.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан / под ред Х.Х. Шарипо-ва. Душанбе, 2006.

10. Муллаев М.М. Комментарий к Уголовному кодексу Таджикской ССР. Душанбе, 1988.

11. Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан: информация // Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан. Душанбе, 2011.

12. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики // СПС КонсультантПлюс.

13. Уголовный кодекс Грузии // СПС КонсультантПлюс.

14. Уголовный кодекс Республики Армения // СПС КонсультантПлюс.

E-mail: [email protected]

н

с

о

'S

X

Й и

ш

^

а

<

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.