9.3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыбанкулов Ернат Мухаметкалиевич. Должность: Прокурор. Место работы: Прокуратура Атырауской области Республики Казахстан. E-mail: [email protected]
Аннотация: Рассматриваются проблемы совершенствования прокурорского надзора в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется анализ научных исследований посвященных защите прав ребенка, законодательных и подзаконных актов Российской Федерации и Республики Казахстан, регулирующих осуществление защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаются пути преодоления проблем в исследуемой сфере и основные направления совершенствования прокурорского надзора в России и Казахстане.
Ключевые слова: совершенствование прокурорского надзора, права детей-сирот, права детей, оставшихся без попечения родителей.
PROBLEMS OF IMPROVING THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS PROTECTING THE ORPHANS AND CHILDREN'S RIGHTS, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION
Sybankulov Ernat Mukhametkalievich. Position: Prosecutor. Place of employment: Prosecutor's office of Atyrau region of the Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
Annotation: The problems of improving prosecutorial supervision in the field of protecting the orphans and children rights left without parental care are considered. The analysis of scientific research on the protection of the child rights, laws and regulations of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, regulating the implementation of the protection of the orphans rights and children left without parental care. The ways of overcoming the problems in the studied field and the main directions of improving prosecutor's supervision in Russia and Kazakhstan are proposed.
Keywords: Improving prosecutor's supervision, the rights of orphans, the rights of children left without parental care.
В современных условиях совершенствование системы государственной зашиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает всё большую роль. Деятельность органов прокуратуры, направленная на осуществление надзора за исполнением законов всеми государственными и негосударственными органами и организациями, а также должностными лицами в сфере обеспечения и реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призвана повысить эффективность прокурорского надзора в этой сфере правовых отно-
шений. Во многом это зависит от правильной организации работы каждого органа прокуратуры. Организация работы по надзору за исполнением законов - это составная часть организации работы прокуратуры в целом. Под организацией прокурорского надзора Винокуров А.Ю. понимает «совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых внутрисистемных и внесистемных мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и её оценке. К организации надзорной деятельности относят также планирование работы, контроль за выполнением планов, объединение усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов по укреплению законности».1 Данное положение в полной мере относится к организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей и поэтому, соглашаясь с мнением Винокурорва А.Ю.,следует лишь добавить, что совершенствование прокурорского надзора в рассматриваемой нами сфере всецело связано с совершенствованием его организации и включает улучшение всего комплекса взаимообусловленных организационных и надзорных мероприятий прокуроров, повышение их эффективности, а также и качества нормативных правовых актов, регулирующих положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблемам совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, надзора за исполнением законодательства по защите прав несовершеннолетних, а также правовым основам защиты прокуратурой прав человека, посвящено большое количество научных исследований. В этих исследованиях раскрываются проблемы совершенствования прокурорского надзора. Например, Арутюнян А.С. посвятил свое исследование прокурорскому надзору за исполнением законодательства о несовершен-нолетних.2 Бикситова Ж.А. проанализировала конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.3 Бойченко С.И. рассмотрел правозащитную деятельность прокуратуры Российской Федерации.4 Бойцова И.С. рассмотрела конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации.5 Проблемам осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина посвящена диссертационная работа Гонибесова Д.А.6 Огурцова М.Л. посвятила свое исследование проку-
1 Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - С.133.
2 Арутюнян А.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики). Автореферат Дисс... канд.юр. наук. - М., 2012.
3 Бикситова Ж.А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Оренбург, 2006.
4 Бойченко С.И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. -Белгород, 2009.
5 Бойцова И.С. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2004.
6 Гонибесов Д.А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Екатеринбург, 2007.
рорскому надзору за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних.7 Вопросам организации прокурорского надзора за защитой прав несовершеннолетних посвящена работа А.В.Ермакова.8 Рассмотрению прокурорского надзора как средства защиты личных прав и свобод человека посвящено исследование Ка-мышова В.Г.9 Мачинский В.М. исследовал конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.10 Проанализированы и другие исследования, раскрывающие проблемы совершенствования прокурорского надзора11 в сфере защиты прав несовершеннолетних. Во всех этих исследованиях предлагаются различные направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав несовершеннолетних, а также прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целом, в научных исследованиях отмечается, что отсутствие законодательно установленного предмета надзора влечет отсутствие единообразия в организации работы, что нередко негативно влияет на эффективность органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод и законных интересов несовершеннолетних. При этом предлагается создать самостоятельную отрасль прокурорского надзора - надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, и внести изменения в пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции:
«надзор за исполнением законодательства о несо-
12
вершеннолетних лицах». 12
В другом исследовании отмечается, что особенностью правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети представляют собой наиболее сложную и уязвимую категорию населения, поскольку, изначально имея равные права с остальными, они фактически обладают гораздо меньшими возможностями их реализации.13
7 Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних. Дисс.на соискание ученой степени к.ю.н. - М., 2015.
8 Ермаков А.В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних. Автореферат Дисс... канд.юр. наук. - М., 2007.
9 Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2012.
10 Мачинский В.М. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Пенза, 2003.
11 Гришин А.В., Воеводина Т.Г., Ержипалиев Д.И., Ложкин Н.Г., Ситникова Ю.Б., Яковлева Н.Г. Прокурорский надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - М., 2013; Неганова Е.Н., Воеводина Т.Г., Рытькова Г.М. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методические рекомендации. -М., 2012; Васильева Т.А., Воеводина Т.Г., Качанова О.Б., Ковалева М.Г., Николаева Т.Г., Рохлин В.И., Севастьяник И.К. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Учебно-практическое издание. - СПб, 2005; Васильева Т.А., Ду-дин Н.П., Качанова О.Б., Ларина Н.Я., Пристанская О.В., Сальникова О.В., Серова Е.Б., Скачкова А.Е., Шаврова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Научно-практическое издание. - СПб., 2009.
12 Арутюнян А.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики). Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2012. С.8-9.
13 Бикситова Ж.А. Конституционный статус детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации.
Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Оренбург, 2006. С.8.
В научном исследовании Бойченко С.И. в результате анализа и обобщения надзорной деятельности прокуратуры выявлен ряд проблем, негативно сказывающихся на эффективности прокурорского надзора. По мнению данного автора это связано с пересечением полномочий прокурора с полномочиями должностных лиц государственных контролирующих органов, с неопределенностью правового положения прокурора в конституционном судопроизводстве (из закона четко не ясно в качестве кого участвует прокурор в конституционному судопроизводстве), отсутствием специальных полномочий прокурора для защиты прав несовершеннолетних и других лиц из числа социально уязвимой категории.14
В своем диссертационном исследовании Бойцова И.С. отмечается, что «в отдельных субъектах федерации затягивается работа по рассмотрению протестов прокуроров и необоснованно возлагаются надежды на согласительные процедуры, что связано с отсутствием четкой позиции федерального центра по отношению к субъектам Российской Федерации по проблемам конституционной законности». 15
Гонибесов Д.А. в целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей выдвинул предложение об учреждении прокуратур, специализирующихся на защите прав несовершеннолетних граждан. 16
Совершенствование организационной структуры прокурорского надзора поддерживает и Ермаков А.В., предлагая реорганизовать отделы по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи в подразделения по делам несовершеннолетних и
17
нормативно закрепить их компетенцию.1'
В этих и других исследования рассматриваются проблемы совершенствования прокурорского надзора в Российской Федерации за исполнением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из проведенного анализа этих и других источников18, можно сделать вывод, что в Российской Федерации активно осуществляются исследования, раскрывающие проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что положения, касающиеся создания специализированных подразделе-
14 Бойченко С.И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. -Белгород, 2009. С.8-9.
15 Бойцова И.С. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2004. С.8-9.
16 Гонибесов Д.А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Екатеринбург, 2007. С.8.
17 Ермаков А.В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2007. С.8-9.
Харламова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - №4. - С.22-24; Шафеева Ф.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами прокурорского надзора: Сборник статей. - М.: ИПК РК ГП РФ, 2004, С.95-104; Бакалдина И.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями здравоохранения// Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами прокурорского надзора: Сборник статей. - М.: ИПК РК ГП РФ, 2004, С.111-122.
ний прокуратур в сфере защиты и обеспечения прав несовершеннолетних, а также более детальная регламентация реализации прокурорского надзора в этой сфере, является основной тенденцией совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Основные направления совершенствования прокурорского надзора в Казахстане закреплены в программных политико-правовых актах и стратегиях. В Республике Казахстан таким базовым документом является Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.19 В концепции отмечается, что контроль и надзор государственных органов, являясь функциями государственного управления, с одной стороны, и способами обеспечения законности, с другой, остаются актуальным вопросом административного права. Соответствующим постановлением Конституционного Совета был разрешен вопрос о соотношении контрольных и надзорных полномочий государственных органов. При этом было подтверждено, что в Казахстане нет конституционных ограничений по наделению государственных органов, в пределах их компетенции, контрольными и надзорными полномочиями. То есть надзорные полномочия могут возлагаться и на иные, кроме прокуратуры, государственные органы. Таким образом, наряду с прокурорским надзором правомочен административный надзор, осуществляемый уполномоченными должностными лицами исполнительной власти в отношении неподчиненных субъектов - граждан и организаций в целях обеспечения соблюдения законности в сферах деятельности, регулируемых административным правом, с использованием в предусмотренных законом случаях мер административного принуждения.20 Таким образом, в Казахстане в 2009 году были закреплены следующие перспективные направления совершенствования государственного контроля и надзора, которые должны быть реализованы до 2020 года:
- совершенствование и оптимизация контрольно-надзорных органов;
- сокращение и упорядочивание объема контрольно-надзорных полномочий в отношении всех субъектов правовых отношений;
- повышение уровня правового регулирования административно-надзорной деятельности;
- повышение эффективности надзорной деятельности прокуратуры как основной её функции.21
Совершенствование прокурорского надзора в Республике Казахстан за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе Концепции развития системы ювенальной юстиции на 2009-2011 годы.22 Следует отметить, что стратегия развития защиты прав детей, закрепленная в этой концепции реализуется и в настоящее время. Исходя из анализа положений этой концепции в понятие «ювенальная
19 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_
20 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_
21 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_
22 Концепция развития ювенальной юстиции в Республике Ка-
захстан на 2009-2011 годы. Одобрена Указом Президента Рес-
публики Казахстан от 19 августа 2008 года // Казахстанская правда от 28 августа 2008 года № 188.
юстиция» входит вся система защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Эта система объединяет вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда) различные структуры в правоохранительных органах, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуру и правозащитные организации, а также законодательство, закрепляющее права и законные интересы несовершеннолетних и регламентирующее порядок защиты этих прав. Таким образом, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с защитой прав других категорий детей, является основной функцией ювенальных судов в Республике Казахстан. В настоящее время Указом Президента от 4 февраля 2012 года во всех областях и крупных городах Республики Казахстан образованы ювенальные суды. Всего в Казахстане действует 19 ювенальных судов.23 В Концепции развития системы ювенальной юстиции, помимо специализированных (ювенальных) судов, предполагается создание:
- специализированной (ювенальной) прокуратуры;
- специализированной (ювенальной) полиции;
- специализированной (ювенальной) адвокатуры;
- специализированных уголовно-исполнительных инспекций;
- региональных органов по защите прав детей;
- системы социального сопровождения несовершен-
24
нолетних.
Органы прокуратуры, обладая широким спектром полномочий и правом реагировать на любые нарушения законности, акцентируют свое внимание на наиболее актуальных проблемах законности, в том числе осуществляют надзор за соблюдением прав несовершеннолетних. В Концепции развития ювенальной системы в Республике Казахстан отмечается, что в связи с развитием системы ювенальной юстиции необходимо провести работу по повышению роли прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законов, обеспечивающего правовую и социальную защиту подростков. Для этого планируется создание в органах прокуратуры специализированных подразделений по организации надзора за соблюдением законности в сфере защиты прав несовершеннолетних. В концепции отмечается, что исходя из правовой базы и сложившейся надзорной практики в этой сфере правоотношений, к функциям отделов по надзору за исполнением и соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних прокуратур областей могут быть отнесены:
- осуществление надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
- принятие обязательного участия на всех стадиях судебного разбирательства по уголовным и административным делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних;
- проверка законности судебных актов по уголовным, гражданским и административным делам;
- опротестовывание в установленном законом порядке незаконных судебных актов в отношении несовершеннолетних;
23 Как работают ювенальные суды в Казахстане // https://www.zakon.kz/4879865-kak-rabotayut-yuvenalnye-sudy-v.html
24 Концепция развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы. Одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года // Казахстанская правда от 28 августа 2008 года № 188.
- осуществление надзора за законностью в сфере исполнительного производства;
- проведение проверок деятельности государственных органов по вопросам исполнения законодательства о несовершеннолетних;
- рассмотрение и разрешение обращений граждан и юридических лиц по вопросам защиты прав несовершеннолетних;
- анализ работы и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и решению проблем, возникающих в общественных отношениях с
25
участием несовершеннолетних.25
Стратегические задачи, поставленные в Концепции правовой политики в Республике Казахстан на период с 2010 до 2020 года и положения, закрепленные в Концепции развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан, осуществляются и в настоящее время. О необходимости создания ювенальной прокуратуры, призванной защищать интересы детей в целом, и права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают многие государственные деятели, в том числе и заместитель Генерального прокурора республики.26
Рассмотренные источники, а также проведенный анализ законодательных и подзаконных актов, позволяет сделать вывод, что совершенствование прокурорского надзора в Российской Федерации и в Республике Казахстан в сфере защиты и обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет тенденцию формирования специализированных подразделений (специализированных прокуратур) по защите прав несовершеннолетних. Прокурорский надзор в этой сфере, как в России, так и в Казахстане нуждается в более детальной регламентации и методическом обеспечении. Необходимо разработать подзаконные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и указания) детализирующие организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства по обеспечению и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список литературы:
1. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник. -М.: Издательство Юрайт, 2011.
2. Арутюнян А.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики). Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2012.
3. Бикситова Ж.А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Оренбург, 2006.
4. Бойченко С.И. Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Белгород, 2009.
5. Бойцова И.С. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2004.
25 Концепция развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы. Одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года // Казахстанская правда от 28 августа 2008 года № 188.
26 В Республике Казахстан планируют создать ювенальную прокуратуру // https://timeskz.kz/4680-v-rk-planiruyut-sozdat-yuvenal-nuyu-prokuraturu.html
6. Гонибесов Д.А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Екатеринбург, 2007.
7. Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних. Дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. - М., 2015.
8. Ермаков А.В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2007.
9. Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - М., 2012.
10. Мачинский В.М. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Автореферат Дисс. канд.юр. наук. - Пенза, 2003.
11. Гришин А.В., Воеводина Т.Г., Ержипалиев Д.И., Ложкин Н.Г., Ситникова Ю.Б., Яковлева Н.Г. Прокурорский надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - М., 2013.
12. Неганова Е.Н., Воеводина Т.Г., Рытькова Г.М. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методические рекомендации. - М., 2012.
13. Васильева Т.А., Воеводина Т.Г., Качанова О.Б., Ковалева М.Г., Николаева Т.Г., Рохлин В.И., Севастья-ник И.К. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Учебно-практическое издание. - СПб, 2005. 14. Васильева Т.А., Дудин Н.П., Качанова О.Б., Ларина Н.Я., Пристанская О.В., Сальникова О.В., Серова Е.Б., Скачкова А.Е., Шаврова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Научно-практическое издание. - СПб., 2009.
15. Харламова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вопросы ювенальной юстиции. -2012. - №4.
16. Шафеева Ф.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами прокурорского надзора: Сборник статей. - М.: ИПК РК ГП РФ, 2004.
17. Бакалдина И.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями здравоохранения // Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами прокурорского надзора: Сборник статей. - М.: ИПК РК ГП РФ, 2004.
18. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_
19. Концепция развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы. Одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года // Казахстанская правда от 28 августа 2008 года № 188.
20. Как работают ювенальные суды в Казахстане // https://www.zakon.kz/4879865-kak-rabotayut-yuvenalnye-sudy-v.html
21. В Республике Казахстан планируют создать юве-нальную прокуратуру // https://timeskz.kz/4680-v-rk-planiruyut-sozdat-yuvenalnuyu-prokuraturu.html
Рецензия
на статью Сыбанкулова Ерната Мухаметкалиевича
«Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан и Российской Федерации».
Прокурорский надзор за исполнением законов является системообразующим инструментом в государственной защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации и в Республике Казахстан. Поскольку в содержании прокурорской деятельности, осуществляемой в данной сфере, существенное место занимает защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав указанной категории детей становится на современном этапе главной задачей для органов прокуратуры Республики Казахстан и Российской Федерации.
Поэтому статья Сыбанкулова Е.М. посвящена весьма актуальной теме.
В статье исследовано современное состояние правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан и Российской Федерации; рассмотрены выявляемые прокурорами типичные нарушения законов в данной сфере; проанализированы научные труды по данной проблематике; выявлены недостатки как в правовом регулировании, так и в организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением
законов о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Казахстан и Российской Федерации, а также положительный опыт органов ювенальной юстиции Республики Казахстан; рассмотрены пути совершенствования данного направления прокурорского надзора.
На основе такого анализа автор достаточно аргументированно приходит к выводу о целесообразности создания специальных ювенальных прокуратур и отделов полиции по аналогии с ювенальными судами.
Статья отличается высоким уровнем научной аргументации, вносит новизну в теорию прокурорского надзора и определенный вклад в науку и практику осуществления прокурорской деятельности.
Вывод: Рецензируемая статья Сыбанкулова Е.М. может быть рекомендована для публикации журнале, включенном в перечень ВАКа Минобрнауки России, в которых рекомендовано публиковать основные результаты диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата юридических наук, на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Заведующий отделом научного обеспечения организации прокурорской деятельности НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук К.И.Амирбеков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 84,56%