ЭКОНОМИКА
И УПРАВЛЕНИЕ
В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ
С. В. Ковалев
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ И СОДЕРЖАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются проблемы социально-экономического развития и новой технико-экономической парадигмы, глобальные изменения характера труда, связанные с расширением сферы услуг и возрастанием объемов его интеллектуальной составляющей, также качественно изменяющейся за счёт увеличения доли информационного сервиса, приоритетное развитие науки как фактор научно-технического прогресса и основой повышения конкурентоспособности экономики. Ключевые слова: инновации, развитие социально-экономического и инновационного прогресса в условиях тенденций мировой глобализации.
This article discusses the problems of socio-economic development and the new techno-economic paradigm, global change nature of work related to the growing volumes of its intellectual content and extension services, also qualitatively changing at the expense of increasing the proportion of the information service, the priority development of science as a factor of scientific and technological progress and a basis for enhancing the competitiveness of the economy. Keywords: innovation, development of socio-economic and innovative progress in terms of trends in the world of globalization.
К настоящему времени в мировой экономике сформировались три важнейшие тенденции, которые и будут определять её развитие в ближайшие десятилетия. Первая тенденция - процесс глобализации, направленный на создание единого мирового хозяйства, вторая тенденция - наступление нового этапа научно-технического развития, связанного с переходом к постиндустриальному - информационному - обществу и началом формирования шестого технологического уклада. Оба процесса инициируются и являются результатом деятельности крупных межгосударственных экономических образований - таких, как транснациональные корпорации (ТНК) и международные финансово-промышленные группы (ФПГ). Поэтому, несмотря на взаимную обусловленность, процесс транснационального корпорирования можно отнести к третьей важнейшей мировой тенденции.
Инновационная суть глобализации экономики состоит в том, что в мире получают все большее распространение процессы интеграции стран в направлении формирования единой рыночной
системы и хозяйственной специализации, которые обусловливают высокую степень взаимозависимости участников этих процессов.
Согласно определению экспертов, глобализация мировой экономики характеризуется следующими основными признаками (1, с. 11):
— границы между различными каналами и формами международных связей стираются, происходит их взаимопроникновение;
— сотрудничество между фирмами касается использования технологий, ресурсов и производства продукции вне национальных границ;
— зарубежные инвестиции ведут к распределению активов и собственности фирм между разными странами;
— расширяется торговля в рамках транснациональных компаний, между их подразделениями, расположенными в разных странах, что меняет характер интеграции отраслей на международном уровне;
— связи между мировыми финансовыми центрами позволяют обеспечить международное движение частных сбережений и межгосударственное взаи-
модействие кредиторов и заёмщиков.
Сегодня многие компании отказываются от диверсификации своей деятельности как не обеспечивающей должного синергетического эффекта и переходят к монопроизводству. При этом стратегия современного предприятия строится по следующей бизнес-модели:
— создание инновационного продукта;
— концентрация в сферах ключевой компетентности;
— открытость инвесторам и рыночная капитализация;
— максимальная добавленная стоимость;
— сетевая форма организации производства;
— стимулирование кооперированных исследований и разработок.
Инновационной основой глобальных связей служат компьютерные и телекоммуникационные сети. Именно они способствовали тому, что глобальная экономика стала качественно иной — это позволяет говорить о замене её индустриальной парадигмы на информационную. Информационному обществу присущи новые структурные черты:
— основано на генерировании знаний и на обработке информации с помощью компьютерных технологий, опирающихся на достижения микроэлектроники;
— организовано в сети, в которые имплантированы все главные виды деятельности (производственная, финансовая, научно-инновационная), представляющие собой благодаря телекоммуникационной и транспортной инфраструктуре единый хозяйственный механизм;
— вертикальные — иерархические — формы управления производством и реализацией продукции уступают место более гибким — сетевым, соответствующим глобальным моделям современного этапа научно-технического развития.
Сердцевину информационной экономики составляет глобальная сеть фи-
нансовых рынков, на которых инвесторы, используя компьютерные модели, используют информацию в режиме реального времени и имеют возможность переводить свои капиталы в любую точку мира одновременно с принятием решения об их трансферте. Традиционные регулятивные механизмы, имеющиеся в распоряжении национальных правительств, становятся в этом случае более ограниченными, так как в условиях транснационального процесса глобализации принимаемые правительствами решения в значительной степени происходят уже в «мировом сетевом государстве» (2, с. 177—178).
Основным критерием деятельности предприятия в таком «государстве» становится его котировка на финансовых рынках, которая определяется всё более сложным образом в результате обработки постоянно возрастающих объемов и источников информации. На стоимость объекта инвестиций помимо традиционных экономических показателей всё большее влияние оказывают «информационные турбулентности», происхождение которых обусловлено различными факторами. Предприятие, стремящееся повысить свою рыночную стоимость, должно формировать в системе глобальных сетей свой виртуальный имидж, который зависит от умения предложить потенциальному партнёру «будущее», которое в результате этого наступит быстрее, чем у его конкурентов на рынке (2, с. 28).
Компании, ориентированные на функционирование в условиях глобализации, отказываются от банковского регулирования движения капитала и получают требуемые инвестиции на глобальном фондовом рынке. Опыт показал, что увеличение иностранной собственности только стимулирует их инновационную деятельность.
Характерной чертой современности является также то, что одновременно с развитием глобальной конкуренции и либерализацией внешнеэкономической
деятельности в большинстве стран мира происходит устойчивый подъём экономики на основе использования инноваций нового этапа научно-технического развития.
Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичной продукции (товаров и услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для развитых стран важнейшей стратегией экономического роста. Как показали исследования, проводившиеся в странах Европы, только в незначительной степени их долгосрочный экономический рост определяется дополнительным вовлечением в производство факторов «труд» и «капитал». Результирующую роль в таком росте играет повышение общей производительности факторов производства, детерминируемое прежде всего научно-техническим прогрессом.
Производство высококонкурентной продукции основывается на использовании комплекса инноваций, относящихся к области:
— информатики и телекоммуникаций;
— компьютерной и робототехники;
— микробиологии, генетики и биохимии (биотехнологии);
— нанотехнологий и тонкой химии;
— новых материалов и новых источников энергии;
— авиакосмической и лазерной техники, оптоэлектроники;
— медицины, фармации и экологии.
Именно эти технологии составляют
ядро находящегося в фазе роста шестого технологического уклада — базы социально-экономического развития в промышленно развитых странах, уклада, который способствует формированию новой технико-экономической парадигмы. К её особенностям можно отнести:
— резкий рост издержек на инновационную деятельность, позволяющий быстро осваивать базовые нововведе-
ния и создавать на их основе новые отрасли производства;
— глобальные изменения характера труда, связанные с расширением сферы услуг и возрастанием объемов его интеллектуальной составляющей, также качественно изменяющейся за счёт увеличения доли информационного сервиса;
— приоритетное развитие науки, являющейся определяющим фактором научно-технического прогресса и основой повышения конкурентоспособности экономики.
Сегодня мировыми лидерами в инновационном развитии являются США, Япония, страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Они поставляют на мировые рынки основную долю высокотехнологичной продукции. Доля высоких технологий в экспорте продукции обрабатывающей промышленности достигла у них значительных показателей: США — 33%, Великобритания — 28%, Южная Корея — 27%, Япония — 26%, Франция — 23% (3, с. 305).
Высокоразвитые страны устанавливают на глобальных рынках «правила игры» по обмену товарами и услугами, завышая цену на продукцию собственного производства и занижая её на продукцию, производимую развивающимися или приравненными к ним странами. Причина такой узаконенной дискриминации в одном — их продукция более высокотехнологична и наукоёмка. Цена на неё определяется не столько издержками производства, сколько уровнем заложенных в ней ноу-хау, позволяющими обеспечить такой продукции высокий уровень конкурентоспособности.
В мировой экономике наступил новый — инновационный — этап эволюции источников производственной конкурентоспособности. Если традиционно на передний план последовательно выдвигались: выгодное географическое положение, обладание богатыми и доступными природными ресурсами, благоприятные климатические условия и низ-
кие ценовые факторы производства (прежде всего труда), то в настоящее время акценты смещаются в сторону развития национального научно-технического потенциала и образования, а также наличия благоприятной экономической среды, способствующей ускоренному технологическому развитию страны.
Таким образом, на пути ускорения научно-технического прогресса наука и инновации начали играть ключевую роль в глобальных процессах экономического развития, а научно-технический потенциал страны стал в XXI веке главным фактором выживания в условиях всеобщей конкуренции, будь то конкуренция отдельных фирм или целых стран и регионов. Однако для инновационной экономики даже названных факторов сегодня уже недостаточно. В условиях, когда произвёденная работа больше не является экстенсивной функцией вложенного труда, для эффективного экономического развития нужна высокая инновационная культура общества.
Определение инновационной культуры как фактора инновационного развития общества впервые было сформулировано в ряде документов ЕС, где она рассматривалась как стратегический ресурс нового века, а сегодня связывается прежде всего с развитием творческих способностей личности, формированием индивидуального мышления креативного типа.
Инновационная культура является объективной реальностью, существенно влияющей на производственные процессы. Она способствует формированию отношения общества к нововведениям как к особо значимой социальной ценности, создаёт основу для здоровой состязательности в различных сферах деятельности. Инновационная культура способствует ускорению и повышению эффективности внедрения новых технологий и изобретений, противодействует бюрократическим тенденциям, содей-
ствует раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, оптимизирует соотношение между традициями и обновлением (4, с. 62).
Особое значение в этом плане приобретает высокий уровень образования, который отвечает за интеллектуальный и культурный потенциал нации, создаёт фундамент для развития науки, повышает государственный рейтинг. Развитым странам нет необходимости доказывать, что человеческий капитал является определяющим фактором экономического роста. По оценкам экспертов, объём средств, вложенных ими в подготовку учёных, инженеров, техников и рабочих, превысил стоимость их основных производственных фондов.
В странах ОЭСР среди работающих стимулируется стремление к самообразованию и повышению квалификации. Чем выше образовательный уровень, тем выше заработная плата и гарантии занятости. Так, доходы лиц с высшим образованием в этих странах практически в 2 раза больше, чем у тех, кто имеет только среднее образование, а уровень безработицы — напротив, почти в 2 раза меньше (5, с. 78). В результате, доля высокообразованного населения в этих странах за последние четверть века увеличилась вдвое, а его абсолютная численность за это время возросла в 4 раза. Таким образом, сегодня как никогда экономика ведущих стран мира зависит от производства и использования знаний. Выпуск продукции и занятость возрастают наиболее быстрыми темпами именно в наукоёмких отраслях, а результатом этого глобального процесса стала хозяйственная система, определяемая как «экономика, основанная на знаниях». Если принять во внимание также выраженную гуманистическую направленность современного этапа научно-технического прогресса, учитывающего необходимость поддержания стратегической стабильности в системе «природа — человек — общество», то можно говорить о начале фор-
мирования устойчиво развивающегося мирового ноосферного общества (6).
В процессе развития мировой экономики в индустриально развитых странах сформировались две основные модели инновационной политики, от ориентации на которые зависит структура и объём затрат на НИОКР, а следовательно, и наукоёмкость национального ВВП. Первая модель — политика, ориентированная на выполнение научно-технических программ. Она предполагает, в первую очередь, осуществление крупных проектов общенационального значения, часто с упором на национальную оборону. В проводящих такую политику странах главной целью является поощрение развития технологических возможностей в технических областях, имеющих приоритетное значение для страны. Вторая модель — политика, ориентированная на распространение научно-технических знаний. В значительной мере она направлена на повышение способности фирм осваивать новые технологии. Главное внимание в данной модели уделяется не столько разработке полностью новых, самых передовых технологий, сколько содействию широкому распространению технологических инноваций в промышленности. Обычно это связано с совершенствованием институциональных механизмов инновационной инфраструктуры, а также систем образования и профессиональной подготовки, промышленной стандартизации и сетей кооперационных исследований.
В последние годы отмечено развитие процессов диффузии между этими двумя направлениями инновационной политики. Тем не менее, стержневые различия, присущие приведённым двум группам стран, имеют место. ТНК образуются преимущественно в наукоёмких отраслях, тяготеющих к шестому технологическому укладу. Побудительными мотивами этому служат:
— быстрый рост удельных расходов на создание инновационных продуктов;
— венчурный характер деятельности в области высоких технологий;
— возникновение при проведении крупномасштабных НИОКР побочных эффектов, для освоения которых нужны финансовые ресурсы, коллективный опыт и новые рынки сбыта.
В сложившихся условиях правительства разных стран поддерживают создание и деятельность ТНК, так как интеграция отдельных фирм становится необходимым средством для приобретения новых технологий, реализации накопленных знаний и опыта при производстве или совершенствовании продукции, организации новых отраслей, освоении зарубежных рынков. Рассмотрим более детально инновационные преимущества, создаваемые крупными интегрированными производствами на примере финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные группы (ФПГ), банки которых участвуют в прибылях, входящих в группу фирм ин-новаторов и фирм-потребителей новой продукции, имеют стратегические конкурентные преимущества в инновационной сфере, которые могут быть сформулированы следующим образом:
1. Во многих отраслях для успешной конкуренции требуется высокая концентрация ресурсов.
2. Передовые рубежи научно-технического прогресса определяют, как правило, технологии, создающие весьма высокие барьеры для входа на рынки продукции, особенно в наукоёмких отраслях. Открытого рынка по большинству продуктов и технологий сегодня в мире, по существу, нет. ФПГ снимают для входящих в них предприятий эту проблему.
3. Долговременный характер внут-ригрупповых отношений обусловливает глубокую техническую кооперацию: заказчик предоставляет исполнителям напрокат оборудование, обеспечивает доступ к научно-технической информации, инженеры поставщиков узлов, деталей и материалов допускаются в
лаборатории головной фирмы. У всех членов группы появляется доступ к запатентованным в рамках ФПГ технологиям. Структурная интеграция способствует и технологической дифференциации, выражающейся в углублении межфирменного разделения труда.
4. Когда все участники ФПГ в результате объединения накапливают управленческий опыт и специфические технологические ресурсы, повышают свою техническую компетентность, возрастает жизнеспособность каждой отдельной компании, что оказывается весьма важным для эффективности группы в целом. В результате, ФПГ способны обеспечить устойчивый спрос на новую продукцию, особенно в период её освоения, когда снижение издержек до приемлемого уровня зависит, прежде всего, от увеличения объёмов производства и успешной реализации этой продукции на рынке.
5. Интеграция в крупные корпоративные структуры способствует ускоренному обновлению продукции. В инновационной конкуренции часто выигрывает не тот, кто изобрёл, а тот, кто может быстрее воплотить изобретение в продукцию, придать ей товарный вид, отвечающий запросам потребителей. Например, опыт фирм ФРГ, выпускающих радиоэлектронную продукцию, свидетельствует о том, что увеличение на шесть месяцев продолжительности разработки изделия с жизненным пятилетним циклом приводит к потере прибыли от его реализации на 30%. Поддержка инновационных проектов партнёров, входящих в ФПГ, облегчает финансирование инноваций и помогает выйти на массовый объём производства новой продукции. В итоге, можно констатировать, что создание ФПГ существенно повышает эффективность инновационной деятельности вследствие:
— высокой концентрации всех видов ресурсов;
— устранения для членов группы барьеров входа на рынки;
— глубокой технико-технологической кооперации участников;
— повышения устойчивости отдельных интегрированных компаний;
— широкой возможности для ускоренного обновления производства.
Повышению инновационной активности производственных структур способствует также кластеры, функционирующие в национальной экономике многих индустриально развитых стран. Применение кластеров позволяет систематизировать и стабилизировать производство за счёт усиления специализации и повышения инновационной восприимчивости входящих в кластерную сеть предприятий. Если ФПГ — это вид корпоративного объединения, а холдинг, например, форма, то кластер — его остов. В основе кластерной политики лежат две последовательно трансформировавшиеся в процессе эволюции политики «поддержки проигравших» и «поиска победителей». Первая из них представляла собой вариант оборонительного подхода, сформировавшегося в результате усиления международной конкуренции, когда правительства отдельных стран пытались обеспечить занятость населения через поддержку убыточных предприятий. Вторая — пришла ей на смену и основывалась на патронировании перспективных производств. Эта политика носила наступательный характер, но также оказалась недостаточно эффективной вследствие низкой вероятности предвидения направлений технологического развития. Кроме того, даже при достижении положительного результата успех этой политики был бы ограничен из-за имеющей место одновекторности развития стран с конкурирующими производствами.
Итак, можно констатировать, что на современном историческом этапе экономические инновации играют решающую роль в процессе эволюции общества и государства, обеспечения качества жизни и среды обитания человека.
Примечания
1. Герасин А. Н. Управление издержками предприятия в системе организационно-управленческого оптимума: монография / А. Н. Герасин, Ю. В. Воронков, Т. С. Викторова; под ред. А. Н. Герасина. — М.: МГИУ, 2009. — 134 с.
2. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 288 с.
3. Жарков А. Д. Теория и технологии культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств]. / А. Д. Жарков. — М.: МГУКИ, 2007. — 480 с.
4. Запрягаев С. А. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования / С. А. Запрягаев и др. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 224 с.
5. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. — М.: Наука, 2004. — 240 с.
6. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний / Г. Б. Клейнер, В. Л. Макаров. — М.: Экономика, 2007. — 204 с.
7. Нижегородцев Р. М. Нелинейные методы прогнозирования экономической динамики региона: монография / Р. М. Нижегородов и др. — Харьков, 2008. — 320 с.
Н. П. Безуглова
КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Большинство культурных различий, являющихся основой возникновения поведенческих стереотипов, можно преобразовать в культурные параметры, представленные в работах Хофстеде, Тромпенаарса, Холла и других исследователей. В настоящее время в работах различных исследователей можно встретить около тридцати параметров. Хотя теория культурных параметров представляет важный шаг на пути решения проблем межкультурного менеджмента, она имеет много узких мест. Целью статьи является их критический анализ. Ключевые слова: культура, культурный поворот, культурные ценности, культурные параметры, культурные различия, межкультурный менеджмент, исследования межкультурного менеджмента.
The most of the cultural caused behavioral stereotypes can be organized into cultural dimensions, presented in works Hofstede, Trompenaars, Hall and other researchers. As of now, it is offered about thirty dimensions specifying cultural differences in studies of various researchers. Though the theory of cultural dimensions represents the important step on a way of the decision of intercultural management problems, it possesses a body of serious lacks. The purpose of article consists in their critical analysis. Keywords: culture, cultural turn, cultural values, cultural dimensions, cultural differences, intercultural management, intercultural management research.
Процессы глобализации, наблюдающиеся на протяжении ХХ — начала XXI века, привели к значительному росту интереса к проблемам межкультурных взаимодействий в самых разных их аспектах. Тема диалога стала одной из ведущих в культурологических исследованиях и играет ныне существенную роль в такой сфере прикладной культурологии, как межкультурный менедж-
мент. На Западе последние полвека ведутся активные исследования в области межкультурного менеджмента и уже выпущено огромное количество литературы и различного рода справочников. Во многих странах разработаны и действуют системы специальных тренингов, которые проходят бизнесмены, перед тем как заняться международным бизнесом. Однако, несмотря на опреде-