УДК 32:316.6.
DOI: 10.18384/2310-6794-2017-4-100-107
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ходусов АА.
Международный юридический институт
127427, г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4, Российская Федерация
Аннотация. В статье даётся краткая содержательная характеристика российской конституционной модели социального государств, определены основные черты социальной политики и социально значимые сферы жизни в рыночной экономике, рассмотрен такой важный и характерный для социальной рыночной экономики субъект социальной политики, как бизнес: представлены проблемы, которые не удалось решить, и задачи, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России. В выводах представлены предложения реализации ряда мер социальной политики для отдельных социальных групп населения.
Ключевые слова: рыночный механизм, социальная рыночная экономика, цели социальной политики, принцип социального государства, социальное обеспечение.
THE PROBLEMS OF SOCIAL POLICY IN A MARKET ECONOMY
A. Khodusov
International Law Institute
4, Kashenkin Lug st., Moscow, 127427, Russian Federation
Abstract. The article gives a brief, detailed description of the Russian constitutional model of the social state. The main features of social policy and socially significant spheres of life in a market economy are defined. Such an important and characteristic for the social market economy subject of social policy as business is considered. The existing problems are revealed and the tasks that should become the agenda for the next stage of Russia's development are set. In conclusion the author proposes some measures to implement social policies for individual social groups.
Key words: market mechanism, social market economy, the aims of social policy, the principle of the social state, social security.
Закреплённое в Конституции РФ положение, что Россия является социальным государством, пока остаётся лишь конституционным идеалом. Конституционный принцип социального государства (ст. 7) и развивающие его положения Конституции о социальных правах человека и гражданина имеют, как это следует из ст. 18 Конституции, характер непосредственно действующих [4].
© Ходусов А.А., 2017.
Отсюда возникает обязанность законодателя ввести соответствующее регулирование, на основе которого осуществлялась бы правоприменительная деятельность. В связи с этим необходимо преодолеть концептуальные недостатки законодательства в социальной сфере.
Действительно, формирование социального государства в России находится лишь на первом, самом раннем этапе. Причём на всех уровнях: научно-нормативном и практическом.
Необходимым условием продуктивной работы социального государства является проведение в практическую жизнь идеи социальной ответственности органов власти, бизнеса и индивидуума. Здесь же подробно объясняются все нюансы правового и финансового обеспечения социального государства.
Не определены до конца также механизмы внедрения в жизнь важнейших основополагающих положений и принципов социального государства.
Современные условия требуют обоснования разумности разработки и введения в практическую жизнь структуры государственных социальных стандартов, или, иными словами, социальных нормативов и норм, которые должны гарантировать в соответствии с Конституцией РФ реализацию социально-трудовых прав граждан Российской Федерации, которые в то же время (указанные нормативы и нормы) одновременно станут своего рода маяками, на которые надо держать курс социальному государству при реализации его социально-экономической политики.
Действительно, в научной литературе [5; 6; 7; 9; 10] сущность и проблемы
социального государства, как правило, исследуются сквозь призму государственной социальной политики.
Как указывают исследователи [1; 2; 3; 8; 11], в содержательной характеристике российской конституционной модели социального государства возможно выделение нескольких уровней, блоков регламентации в Основном законе соответствующих общественных отношений.
Первый - закрепление самого принципа (понятия) социального государства. Ч. I ст. 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [4].
Второй блок конституционного закрепления принципа социального государства связан с определением основных функций, направлений деятельности России как социального государства (п. 2 ст. 7 Конституции). В качестве таких направлений выступают охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан и т. д.
Третий уровень - блок конституционной регламентации социальных отношений и закрепления принципа социального государства - определение в качестве основных прав человека и гражданина достаточно широкой группы юридических возможностей индивидуума в социальной сфере.
Анализируя правовую и социально-экономическую практику, мы замечаем, что часть этих принципов так или иначе находят своё утверждение в нашей реальности. На этом фундамен-
V^ioiy
те создаётся такая политика в социальной сфере, которая должна формировать должные условия жизни для всех категорий граждан. На основе такой социальной политики обеспечивается необходимый уровень жизни и её качественное наполнение, достигаемые за счёт собственных усилий трудоспособной части населения. Для людей, ещё или уже нетрудоспособных, система государственной социальной защиты должна на достойном уровне обеспечивать их жизненные потребности.
Определяющее место в системе социальной политики принадлежит методам поддержания реальных доходов общества на достаточном для нормальной жизни уровне. При анализе возможности проведения в государстве политики по защите уровня доходов населения используется индексация доходов населения.
Отличительной чертой социальной политики в рыночной экономике является то, что производством разного вида благ занимается не государство, а частные предприниматели, которым выгодно получать прибыль от произведенных ими товаров и услуг. В рыночной экономике социально значимые сферы жизни, такие как здравоохранение, образование, фундаментальная наука, содержание парков, скверов и музеев общего пользования, нерентабельны для частных предпринимателей, поэтому возникает проблема создания социальной политики, ориентированной на улучшение благосостояния социально не защищённых слоёв населения.
В противном случае общество становится не защищенным от чрезвычайных ситуаций, и с кризисом на рынке приходит кризис во всех сферах
общественной жизни, т. к. государство оказывается в большей части отстранено от производства всякого рода благ.
При переходе к рыночным методам управления наблюдается смещение вектора основных целей социальной политики государства. Например, из целей социальной политики приходится исключить социально справедливое распределение по труду материальных благ и услуг. Кроме этого, невозможно считать целью социальной политики тезис о недопущении безработицы. Так как на рынке труда, как и на любом другом рынке, должна присутствовать здоровая конкуренция, исключение безработицы не обоснованно, однако государственная социальная политика должна предусматривать меры по её регулированию.
Важным и характерным для социальной рыночной экономики субъектом социальной политики является бизнес. Он приобретает весомую роль в развитии социальной политики, т. к. непосредственно он является основным работодателем и производителем.
Рыночный механизм учитывает главным образом платёжеспособность потребителей, при отсутствии данного фактора остальными характеристиками продавец может пренебречь. Очевидно, что такой подход нуждается в коррекции перераспределения доходов, поэтому такую задачу берёт на себя государство.
В условиях рыночной экономики, когда все блага вокруг продаются и покупаются, социальная защита не должна утрачивать свой приоритет.
Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объ-
Vioy
ективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живём.
Сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России.
Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.
Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России всё ещё живёт за официальной чертой бедности.
Третье. За прошедшие с начала XXI в. годы представление о нормальных возможностях и потребностях российской семьи изменилось принципиально. В настоящее время у большинства населения запросы имеют иной характер, социальная же сфера оказалась не столь мобильной и не смогла так быстро подстроиться под эти запросы населения. Большинство граждан, а в первую очередь это относится к тем, кто хорошо зарабатывает и имеет хорошее образование, не удов-
летворены состоянием дел в сфере социальных услуг и их уровнем.
Четвертое. В нынешнее время, когда на фоне увеличения численности людей старшего возраста очень сильно сокращена численность населения трудоспособного возраста, эффективное использование средств, направляемых на социальное обеспечение, становится архиважным. Если мы хотим добиться не только сохранения того положительного, что уже наработано в социальной сфере, но и качественного улучшения дел в социальном секторе, надо предпринимать решительные действия, иной дороги у нас нет.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Процесс реализации и дальнейшее развитие социальной политики в Российской Федерации, её цели и задачи должны быть взаимосвязаны с развитием и возможностями национальной экономики. Необходимо максимально использовать институциональные, социально-экономические и правовые механизмы, призванные реализовать нуждающимся категориям граждан их потребности, оптимизировать бюджетные расходы, которые направляются на социальные нужды. Т. е. современная социальная политика Российского государства должна быть адекватной реальной жизни и отвечать запросам, выдвигаемым современным гражданским обществом. В ней должны быть максимально использованы возможности, которые предоставляют современная медицина, новейшие системы социального страхования, должны оперативно создаваться необходимые социальные условия для достойного пенсионного обеспечения. При этом в ходе проведения социальной поли-
тики существенное внимание должно отводиться систематизации как ранее сформированных, так и новейших теоретико-методологических подходов и обоснований дальнейшего проведения социальных реформ. Это послужит правильному использованию положительного опыта уже существующих методов и механизмов реализации социальной политики, а также разработке новейших, которые должны отвечать возможностям современного этапа развития экономики.
Помимо этого в процессе реализации социальной политики пристальное внимание должно уделяться социальному планированию, анализу социальных расходов, формированию долгосрочных прогнозов, которые должны осуществляться на основе таких количественных и качественных показателей, которые могут максимально оперативно характеризовать состояние и динамику изменения уровня и качества жизни.
Является насущной необходимостью принятие федеральных законов, касающихся вопросов социальной политики и социальных прав граждан, только после проведения особой процедуры общественного обсуждения, позволяющей исключить поспешность принятия таких важных решений.
Все законодательные инициативы и законопроекты по социальным вопросам в обязательном порядке должны проходить процедуру научной экспертизы с привлечением всех ведущих специалистов, а выводы, к которым они приходят, должны быть опубликованы для ознакомления широкой общественности.
У общественных объединений, органов государственной власти субъ-
ектов РФ и органов местного самоуправления должно быть необходимое время для разработки своих отзывов на соответствующие законопроекты.
Проекты федеральных законов, затрагивающих вопросы социальной политики, а также вся совокупность материалов, в которых не только обосновывается целесообразность их принятия, но и раскрываются результаты прогнозов последствий, к которым может привести их принятие, должны подлежать официальному опубликованию ещё до того, как начнётся первое чтение проекта, для того чтобы предметом обсуждения в обществе выступали не только общая идея законопроекта, но и конкретные нормы, предлагаемые в нём.
Для скорейшего становления в России социального государства необходимо активно разрабатывать на базе Европейской социальной хартии и внедрять в Российской Федерации европейские социальные стандарты в конкретных областях жизни, в проводимой социальной политике. Важно также использовать опыт Европейского союза в таких вопросах, как охрана здоровья населения, доступ людей к услугам общеэкономического значения, защита окружающей среды, защита потребителей, защита инвалидов, права пожилых людей и т. д.
Сама процедура подготовки и направления подобных документов должна быть дополнена широким общественным и парламентским обсуждением проектов этих документов. Доклады могут обсуждаться в Общественной палате, Государственной Думе и Совете Федерации (круглые столы, парламентские слушания, заседания профильных комитетов палат парла-
мента), Интернете. И по ним могут быть приняты постановления Государственной Думы с соответствующими рекомендациями Правительству РФ.
В их подготовке должно участвовать гражданское общество - профсоюзы, политические партии, общественные палаты субъектов РФ и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: избранные статьи 2010-2016. Махачкала: Изд-во ДГУ; М.: Проспект, 2016. 501 с.
2. Глотов С.А., Фомиченко М.П., Паюшин М.К. Правовое положение личности: монография. М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2014. 620 с.
3. Зорькин В. Социальное государство в России: проблемы реализации. // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С. 48-49.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.11.2017).
5. Пашуков А.Л. Социальная сущность, социальная функция, социальная политика государства: теоретический и сравнительно-правовой аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 232 с.
6. Резванова Л.А. Сущность социального государства и её проявление в сфере образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2004. 25 с.
7. Самойленко В.А. Социальная функция современного Российского государства: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 27 с.
8. Скуратов Ю.И. Социальное государство: общее и уникальное в конституционной практике России // Новое в российском и международном праве. Вып. Х. На пути к социальному государству: 15-летие российской Конституции. М.: АПКи ППРО, Центр прав человека РГСУ, 2009. С. 13-16.
9. Сочнева Е.Н. Роль социальной политики в построении социального государства: автореф. дис. ... док. экон. наук. М., 2009. 44 с.
10. Феоктистов А.В. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.
11. Шапошников С.П. Социальное государство: теоретико-правовая модель: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2010. 23 с.
REFERENCES
1. Avakyan S.A. Konstitutsionnoye pravo Rossii[Constitutional Law of Russia]. Makhachkala,
Publishing House of the DSU Publ., Moscow, Prospekt, 2016. 501 p.
2. Glotov S.A., Fomichenko M.P., Payushin M.K. Pravovoye polozheniye lichnosti [Legal Status of
the Individual]. Moscow, Federal Center for Educational Legislation, 2014. 620 p.
3. Zorkin V. [Social State in Russia: Problems of Realization]. In: Sravnitel'noye konstitutsionnoye
obozreniye [Comparative Constitutional Review], 2008, no. 1, pp. 48-49.
4. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking
into account the amendments introduced by the RF Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ dated 30.12.2008, No. 7-FKZ dated December 30, 2008, No. 2-FKZ, dated 05.02.2014 -FKZ, from July 21, 2014 No. 11-FKZ)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.11.2017).
viosy
5. Pashukov A.L. Sotsial'naya sushchnost', sotsial'naya funktsiya, sotsial'naya politika gosudarstva:
teoreticheskiy i sravnitel'no-pravovoy aspekty: dis. ... kand. yurid. nauk [Social Nature, Social Function, State Social Policy: Theoretical and Comparative Legal Aspects: PhD Thesis in Law]. Moscow, 2005. 232 p.
6. Rezvanova L.A. Sushchnost' sotsial'nogo gosudarstva i yeyo proyavleniye v sfere obrazovaniya:
avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk [The Essence of Social State and its Manifestation in the Sphere of Education: Abstract of PhD Thesis in Law]. Rostov-on-Don, 2004. 25 p.
7. Samoylenko V.A. Sotsial'naya funktsiya sovremennogo Rossiyskogo gosudarstva: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk [Social Function of the Modern Russian State: Abstract of PhD Thesis in Law]. Vladimir, 2006. 27 p.
8. Skuratov Yu.I. [Social State: Common and Unique in the Constitutional Practice of Russia]. In:
Novoye v rossiyskom i mezhdunarodnom prave. Vyp. X. Na puti k sotsial'nomu gosudarstvu: 15-letiye rossiyskoy Konstitutsii [New in Russian and International Law. Issue. X. Towards a Social State: The 15th Anniversary of the Russian Constitution]. Moscow, APKi PPRO Publ., Human Rights Center of RSSU Publ., 2009, pp. 13-16.
9. Sochneva E.N. Rol' sotsial'noy politiki v postroyenii sotsial'nogo gosudarstva: avtoref. dis. ... dok.
ekon. nauk [The Role of Social Policy in the Construction of a Social State: Abstract of Doctoral Thesis in Economic Sciences]. Moscow, 2009. 44 p.
10. Feoktistov A.V. Sushchnost' Rossiyskoy Federatsii kak sotsial'nogo gosudarstva: konstitutsionno-pravovoy analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The Nature of the Russian Federation as a Social State: the Constitutional Legal Analysis: Abstract of PhD Thesis in Law]. Moscow, 2008. 26 p.
11. Shaposhnikov S.P. Sotsial'noye gosudarstvo: teoretiko-pravovaya model': avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The Social State: The Theoretical-Legal Model: Abstract of PhD Thesis in Law]. St. Petersburg, 2010. 23 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ходусов Алексей Александрович - кандидат юридических наук, доцент, профессор Международной академии наук, полковник юстиции, лауреат премии «За заслуги в образовании и науке», заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alexey A. Khodusov - PhD in Law, associate professor, professor at the International Academy of Sciences, Colonel of Justice, Laureate of the "For Merits in Education and Science" Prize, Head of the Department of Criminal Law, International Law Institute; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Ходусов А.А. Проблемы социальной политики в условиях рыночной экономики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4. С. 100-107 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-4-100-107
V10V
FOR CITATION
Khodusov A.A. The Problems of Social Policy in a Market Economy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2017, no. 4, pp. 100-107 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-4-100-107
Vioy