ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ
PROBLEMS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS WITH MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS
УДК 159.9
Шапошникова Виктория Сергеевна, Студентка, кафедра клинической и специальной психологии, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Shaposhnikova Victoria Sergeyevna, Student, Department of Clinical and Special Psychology, Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
E-mail : [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с адаптацией подростков с множественными нарушениями развития. Рассмотрены понятия адаптации человека, подростковый возраст. Проведен анализ социальной адаптации и психологической адаптации у подростков с ограниченными возможностями. Обосновывается важность понимания проблемы адаптации таких подростков. Показана значимость социальная значимость в прохождении успешной адаптации подростков с множественными нарушениями развития.
S u m m a r y
The article deals with the main problems related to the adaptation of adolescents with multiple developmental disorders. The concepts of human adaptation, adolescence are considered. The analysis of social adaptation and psychological adaptation in adolescents with disabilities. The importance of understanding the problem of adaptation of such adolescents is justified. The significance of social significance in the successful adaptation of adolescents with multiple developmental disorders is shown.
Ключевые слова: подростковый возраст, социальная адаптация, психологическая адаптация, множественные нарушения развития, образование
Keywords: adolescence, social adaptation, psychological adaptation, multiple developmental disorders, education
Подростковый возраст - это этап психического развития, главной задачей которого является выход ребенка на социально-новую позицию, связанную с определением себя среди других. Высокие требования к себе, нарушение самооценки, часто приводят к конфликтам ребенка с родственниками и учителями, а также к протестному поведению. Даже подростки, которые справляются с возрастным кризисом, могут характеризоваться скачкообразным и дисгармоничным развитием.
Подростковый возраст играет важную роль в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется сфера деятельности, формируется характер, закладываются основы сознательного поведения, выстраивается общая ориентация в формировании нравственных идей и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития, на фоне духовного образования. Следовательно, подростки определяются учеными и специалистами как переходные, трудные, сложные и даже критические. Отсюда неадекватность реакций во взаимоотношениях с другими, амбивалентность в действиях, воспринимаемая взрослыми как аномалия, отклонение от социальных правил
Основными психологическими потребностями ребенка в этот период являются готовность общаться со сверстниками, независимость, эмансипация от взрослых, признание их прав другими людьми.
Адаптация человека - это процесс активного взаимодействия человека с природой, который способствует оптимальной жизни, а затем и соответствующему биологическому и социальному развитию человечества. Процесс адаптации включает в себя несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный.
В отличие от социальной адаптации, психологическая адаптация означает принятие социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и личностных ориентаций с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая адаптация неразделимы, хотя иногда они не совпадают. Учитывая эту тесную связь и единство основного содержания уровней социальной и психологической адаптации, целесообразно говорить об одной социально-психологической адаптации личности [2].
Социально-психологическая адаптация является важнейшим механизмом, посредством которого происходит процесс социализации, определяемый взаимодействием индивида и социальной среды.
Психологическая адаптация является основным механизмом социализации личности, которая представляет собой сложную систему и включает в себя множество элементов:
1) когнитивные и психические процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и пр.);
2) эмоционально-чувственные процессы и состояния;
3) волевые процессы, которые применяются в практике поведения.
Процесс социально-психологической адаптации включает в себя 2
стороны - объективную и субъективную.
Изучение объективных и субъективных аспектов адаптации личности является существенным звеном в организации психологической поддержки и психологической помощи в этом возрасте. В психологических науках изучаются различные аспекты адаптации молодежи к обществу. Наиболее часто обсуждаемыми из них являются уровень формирования личности, уровень интеллектуального развития, наличие эмоциональных проблем, степень развития коммуникативных навыков, наличие соматических отклонений и социального статуса [1].
Сегодня в обществе растет понимание необходимости изменения отношения к детям-инвалидам, что связано с подтверждением ценности их человеческого достоинства и потенциала стать полноправными членами в обществе.
Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов очень актуальна в современной психологии и педагогике, поскольку на данный момент еще нет четкой и устойчивой концепции для решения этой проблемы. Поэтому интерес практических психологов и специалистов -теоретиков к изучению этой проблемы очень велик. Существуют различные учебные материалы, программы и занятия, но этого недостаточно для того, чтобы решить сложные задачи адаптации подростков с множественными нарушениями развития.
Изучение вопросов детской инвалидности и решение практических задач адаптации таких детей, началось в России сравнительно недавно. Научные исследования этой проблемы проводятся разными специалистами: психологами, социологами, педагогами, врачами и др., что обусловлено нахождением адаптации подростков с множественными нарушениями развития на стыке научно-практических областей.
Этапы социализации:
1. первичная или стадия адаптации - от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.
2. стадия индивидуализации - от 12-13 до 22 лет. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. стадия интеграции - желание найти своё место в обществе.
4. трудовая стадия - период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.
5. послетрудовая стадия - пожилой возраст, передача социального опыта новым поколениям.
Социальный потенциал человека последовательно развивается на протяжении всей его жизни, но первые три этапа наиболее важны.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, который является состоянием физического и психического здоровья ребенка, но также результатом социальной политики и преобладающего общественного сознания, которые позволяют существование среды, недоступной для инвалида: в архитектуре, в общественном транспорте, в социальных службах. Ребенок с ограниченными возможностями может быть способным и талантливым, как и его сверстник, у которого нет проблем со здоровьем, но несоответствие возможностей мешает ему раскрыть свои таланты, развить их и принести пользу обществу.
Первичные результаты исследования были получены в 2018 году. В исследовании принимали участие 20 подростков, обучающихся на базе Школы Св. Георгия. Всех этих подростков объединяет одно общее заболевание умеренная умственная отсталость, так же у каждого имеются сопутствующие заболевания, которые осложняют процесс адаптации и социализации. Среди них: аутизм, эпилепсия, шизофрения.
Исследование показало, что уровень адаптивности у большинства подростков изначально оказался низкий 14 человек (70%) и только у 6 человек (30%) - средний показатель, что говорит о возможности их приспособления к изменяющимся условиям.
При этом мы видим, что уровень эмоционального комфорта у 12 человек (60%) низкий (соответственно, уровень дискомфорта высокий) И только у 8 человек (40%) средний показатель, что говорит об ощущении относительного комфорта при посещении школы.
Показатель принятия себя как личности у 16 человек (80%) низкий, это говорит нам о том, что они не идентифицируют свою социальную роль в обществе и не принимают ее в достаточной степени. Средняя способность к внутреннему контролю есть у 6 подростков (30%).
Чаще всего подростки пытаются уйти от проблем. Доминировать в группе ситуативно пытаются 11 человек (55%), у них средний показатель, но при этом явного лидера не наблюдается. У 9 человек (45%) явная склонность к быть ведомым. На рисунке 1 показано, что высокий показатель имеет критерий «эскапизм» - 18 человек (90%). Все остальные критерии были зафиксированы на низком и среднем уровне.
Рисунок 1. Результаты опроса по методики Роджерса, Даймонда
Таким образом, мы видим, что начальный уровень адаптации у подростков с множественными нарушениями развития очень низкий. Следовательно, чтобы адаптационный процесс прошел успешно, и подростки смогли быть относительно приспособленными к жизни в социуме, нужно организовать для них безопасную развивающую среду. Наше исследование позволит в дальнейшем выделить ключевые точки адаптации подростков с множественными нарушениями развития.
Литература
1. Васильева, С.В. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации старших подростков [Текст] // Психология человека. Интегративный подход в психологии: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
2. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы [Текст] / Е.В Кулебякин. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 86 с.
3. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: Издательский центр «Академии», 2005.
4. Началджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии [Текст] / А.А. Началджан. - Ереван, 1988.- 264 с.
5. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды [Текст] / Д.И. Фильдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1999. - 672с.
Literature
1. Vasiliev, S.V. Some aspects of the socio-psychological adaptation of older adolescents [Text] // Human psychology. Integrative approach in psychology: Sat. scientific tr - St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2004.
2. Kulebyakin, E.V. Psychology of social work [Text] / E.V Kulebyakin. Vladivostok: TIDOT FENU, 2004.86 p.
3. Muller, A.R. Social education and training of children with developmental disabilities [Text] / A.R. Muller. - M.: Publishing Center "Academy", 2005.
4. Nachaldzhyan, A.A. Socio-psychological adaptation of personality: forms, mechanisms and strategies [Text] / A.A. Nachaljan. - Yerevan, 1988. 264 p.
5. Feldstein, D.I. The psychology of growing up: structurally meaningful characteristics of the process of personality development: selected works [Text] / D.I. Fieldstein. - M .: Moscow Psychological and Social Institute of Flint, 1999. - 672s.