уверенными». У этих сотрудников низкие, но не минимальные показатели профессиональной эффективности.
На основе полученных в исследовании данных была составлена и прошла апробацию программа групповой и индивидуальной работы по коррекции уверенности, направленная, в том числе и на повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций.
Литература
[1] Замалдинова Г.Н. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций: Дисс... канд. психол. наук. М., 2011.
[2] Крупное А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2008.
[3] Кужненкова А.С., Новикова И.А. Соотношение показателей профессиональной эффективности и психологических характеристик работников банковской сферы // Акмеология. 2014. № 3-4S. С. 97-98.
[4] Новикова И.А. Типологические исследования свойств личности на основе системно-функционального подхода // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 122-149.
SELF-CONFIDENCE AS RROFESSIONAL EFFICIENCY FACTOR IN EMPLOYEES OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS
Irina A. Novikova - СаМ^., Associate Professor, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198. Gulnara N. Zamaldinova - Сand.Ps., Associate Professor, Social Sciences and Technology Chair, National Research Technological University «MISA»;4, Leninsky pr., Moscow, Russia, 11904.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the results of empirical research of the self-confidence as a system-functional feature of the personality in correlation with the level of professional efficiency in the employees of commercial organizations.
Key words: self-confidence, the System-Functional approach, professional efficiency, employees of commercial organizations.
УДК 159.9
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Носов Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к социально-психологическому анализу служебной деятельности военнослужащих, особенности исследования социально-психологических механизмов регуляции служебной активности, направления психолого-акмеологического исследования выделенной проблемы.
Ключевые слова: служебная деятельность военнослужащих, служебное поведение, социально-психологические механизмы служебной активности, военнослужащий, социально-психологическое исследование.
В настоящее время Вооружённый Силы Российской Федерации находятся на этапе формирования и развития механизмов обеспечения эффективного функционирования в изменившихся условиях деятельности. Постановка такой задачи является естественным продолжением активизации процесса военного строительства и укрепления боеспособности Вооружённых Сил. В рамках решения этой задачи закономерно повышаются требования к служебной деятельности и служебному поведению военнослужащих, призванные стать основой для формирования среды профессионального служебного взаимодействия в рамках государственной службы в целом и военной службы, в частности, обеспечивающей
максимально эффективную реализацию кадрового потенциала Вооруженных Сил.
Согласно законодательству военная служба, является особым видом государственной службы, и представляет собой профессиональную служебную деятельность военнослужащих в целях реализации возложенных на них функций по обеспечению обороны и безопасности страны [7]. То есть, по сути, военная служба, рассматривается как профессиональная деятельность военнослужащих реализуемая в системе служебных отношений, регламентированных законами и другими нормативными актами. Однако, наличие законодательных требований к служебной деятельности к сожалению не является исчерпывающим условием повышения её эффективности. Реализация принципов и требований законов и регламентов сталкивается с трудностями и барьерами, в том числе и психологического характера.
Практика показывает, что повышение требований к деятельности и поведению влечёт за собой изменения в организации служебного взаимодействия и закономерно сопровождается повышением конкурентности в системе отношений военнослужащих. С одной стороны, такое повышение конкурентности и взаимной требовательности является важным условием эффективной организации совместной деятельности, однако, другой стороной этого процесса является возрастание количества деструктивных конфликтов и значительные стрессовые реакции у военнослужащих. Кроме того, сложившаяся ситуация порождает искажения в моделях служебной активности, формирование манипуляторных стратегий, снижение уровня индивидуального вклада в совместную деятельность. В результате решение стоящих перед подразделениями и частями задач происходит за счёт значительного повышения «психологической цены» деятельности. Таким образом, можно утверждать, что эффективность и качественные параметры служебной активности оказываются в значительной степени детерминированы системой взаимодействий в которые включён военнослужащий, как представитель военной организации в целом и как член конкретного воинского коллектива при решении различных задач.
Такой вывод подтверждается и в исследованиях военных психологов, рассматривавших социально-психологические феномены как важные детерминанты служебной активности военнослужащих. [1] Исследователи рассматривают личность в качестве основного и наиболее значимого фактора достижения высоких результатов в деятельности. В работах посвящённых психологическому обеспечению отдельных видов профессиональной и служебной деятельности военнослужащих, учёные обращают внимание на содержание и особенности проявления социально-психологических процессов в воинских коллективах, доказывая их влияние на процесс и результаты деятельности.[5] В качестве отдельного направления научного анализа можно выделить исследования конфликтов в служебной деятельности (Анцупов А.Я.,1993, Шипилов А.И., 2000, Ковалев В.В., 2003). В рамка исследования механизмов регуляции поведения военнослужащих сформулированы основы теории дисциплинарных систем (Утлик Э.П.,1996), представлена социально-психологическая концепция отклоняющегося поведения военнослужащих (Евенко С.Л.,2010). Много внимания уделялось исследованию межгрупповых взаимоотношений военнослужащих (Булгаков А.В.,2007). Проведено множество исследований феноменов социальной перцепции на военной службе, особенностей взаимоотношений военнослужащих, исследования их взаимодействия в различных условиях. Однако, несмотря на интерес учёных социально-психологические проблемы служебной деятельности остаются актуальными. Наблюдается острая необходимость разработки и обоснования целостной социально-психологической концепции служебной деятельности военнослужащих, основывающейся на изучении социально-психологических механизмов и факторов организации взаимодействия в процессе решения стоящих перед ними задач.
Одно из первых определений служебной деятельности с позиций психологического анализа дал А. Г. Караяни при формулировании теоретических основ психологического обеспечения служебной деятельности - служебная деятельность понимается им как совместная деятельность военнослужащих, направленная на достижение целей, определяемых государством (поддержание обороноспособности, безопасности и правопорядка), мотивируемую профессиональным долгом
(ответственностью), осуществляемую способами противоборства (с противником, преступником, чрезвычайными обстоятельствами, экстремальными условиями) с использованием предписанных приёмов. [3]
Рассматривая военнослужащего, с точки зрения его возможностей выполнять служебные задачи, автор считает что основой для организации психологического обеспечения служебной деятельности является формирование, развитие и восстановление целевого психологического ресурса (4). Психологический ресурс многообразен. Он существует в виде ресурсных (для данного вида деятельности, задачи данного типа) индивидуально-психологических и личностных качеств, стеничнных индивидуальных и коллективных состояний, настроений, веры, синергии, возникающей в процессах межличностного взаимодействия в социальных группах и командах, авторитетного лидерства, дисциплины, мобилизующего группового (общественного) мнения, привычности природно-географических и погодно-климатических условий деятельности и т.д. Различные виды ресурса находятся в отношениях взаимного дополнения, частичной взаимной компенсации. [4]
Такое понимание служебной деятельности отражает в целом сущность и содержание феномена, и кроме того, позволяет показать его сложность, связанную с необходимостью анализа индивидуальной активности военнослужащего, включённой в совместную деятельность групп различных по составу, структуре и специфике взаимодействия.
Основным элементом в системе формирования совместной деятельности по А.Л. Журавлёву выступает феномен предметно-направленного взаимодействия, на котором строится понимание всех процессов и явлений оставляющих предмет социальной психологии в области исследования трудовых коллективов и характеристик совместности специалистов. [2] Можно и необходимо в этой связи обратить внимание на то, что предметно направленное взаимодействие определяет процесс преобразования индивидуальных деятельностей в систему совместной деятельности. Для нашего исследования наиболее важным становится факт трансформации индивидуальной деятельности в системах взаимодействия. Служебная деятельность становится результатом такого рода трансформации, то есть она предполагает не просто преобразование некого предмета в целях удовлетворения потребности, а преобразование в соответствии с общественно значимыми целями, формально предписанными способами, в рамках заданной из вне системы отношений и взаимодействий.
Оценка Журавлёвым А.Л. различных проявлений совместной деятельности как не всегда имеющих полную структуру подтверждает особенность служебной деятельности заключающуюся в сохранении на протяжении достаточно долгого времени эффективного функционирования подразделения и отдельного военнослужащего даже в случае высокой неопределённости в общих целях. В этом случае организация системы предметно направленных взаимодействий и отношений становится основой для реализации общественного интереса и достижения общественно значимых целей.
В целом, можно выделить две модели организации взаимодействия в служебной деятельности - одна построена на формировании высокой мотивации на входе при широком коридоре поведенческих моделей на выходе и ориентации на результаты деятельности. Организационные построения в таком случае не играют решающей роли, и скорее всего, этот вид деятельности можно отнести к командной работе. Такие системы характерны для сетевых структур, в которых должностные позиции максимально не определены и механизмы организации строятся на социально-психологических закономерностях формирования межличностных связей и самоорганизации группы. Важным условием эффективности такой группы оказывается достаточный уровень подготовки и мотивации специалистов и главное адекватное представление каждого о собственной роли и функциональном предназначении в совместной деятельности.
Другая модель основана на жёсткой системе отношений в процессе совместной деятельности и максимальном контроле каждого специалиста при ограничении функциональных обязанностей и нормировании взаимодействия. В таком случае оказывается возможным организовать связи между специалистами достаточные для достижения приемлемого результата совместной деятельности. Заданная и поддерживаемая система отношений, привязка к должностям обязан-
ностям значительно облегчает процесс даже для недостаточно подготовленных и мотивированных специалистов. Такому виду организации деятельности соответствуют иерархические структуры, которые обеспечивают отсутствие значительных отступлений от принятого плана, заданных алгоритмов действий и случаев когда выбор варианта действий может быть затруднён при долгом обдумывании и личностном восприятии.
Таким образом, представление о служебной деятельности как о совместной диктует необходимость её анализа как на индивидуальном так и на групповом уровнях. Если деятельность есть активность по преобразованию окружающей действительности в соответствии с необходимостью удовлетворения потребностей человека то служебная деятельность возникает при включении индивидуальной деятельности в систему более высокого порядка - совместную где действуют потребности групп людей - это может быть как относительно небольшая группа, организация так и государство и общество в целом. Совместность существования задаёт организацию взаимодействия позволяющую найти эффективные пути развития всей группы эта система основана на функциональных и эмоциональных связах отдельных индивидуумов и обеспечивает необходимую в данном случае синергию и общее направление движения к заданным целям. При этом постоянно сталкиваются модели поведения и индивидуальные способы реализации конкретных задач. Значительная дифференциация и отличия существующие в профессиональной подготовке готовности и способностях могут быть компенсированы за счёт формирования системы отношений и взаимодействий, которая будет служить ориентировочной основой для эффективной реализации деятельности[6].
Таким образом, социально-психологическое исследование служебной деятельности должно сроится на изучении качественных и количественных параметров социально-психологических явлений и процессов происходящих в частях и подразделениях и формирующих основу для совместной деятельности военнослужащих. Социально-психологические проблемы служебной деятельности определяются противоречием между субъектным содержанием и исполнительской направленностью такого рода активности. С одной стороны требования к служебной деятельности диктуют специалисту необходимость максимально реализовывать собственные способности, качества и возможности, а с другой существенную роль играет её преимущественно исполнительский характер, то есть следование специалиста поставленным из вне задачам, соответствие в деятельности порядку и правилам установленным для достижения целей Другая важная составляющая данной проблемы связана с определением и исследованием механизмов регулирования служебного поведения и деятельности в сложившихся условиях. Такого рода механизмы представляют собой системы преобразования активности психологических и социально-психологических факторов в реализуемые модели поведения. То есть преобразования, различных личностно профессиональных ресурсов и потенциалов военнослужащих в конкретные формы служебной активности, соответствующие заданной модели или образцу. При этом, немаловажным является определение границ и степени проницаемости этих образцов. Вопрос формирования надлежащего (оптимального) служебного поведения, формирования, трансляции и трансформации моделей поведения военнослужащих в соответствии с требованиями, лежит в основе оптимизации служебной деятельности.
Результаты такого исследования позволят обосновать систему социально-психологической оценки и регулирования служебного поведения, а также организовать социально-психологическое сопровождение служебной деятельности военнослужащих, направленное на преобразование личностно-профессиональных ресурсов и потенциалов военнослужащих в конкретные формы служебной активности обеспечивающие эффективность как индивидуальной, так и совместной деятельности.
Литература
[1]. Дьяченко М.И., Кандыбович С.Л., Караяни А.Г. История отечественной военной психологии: учебник / под ред. Л. А. Кандыбовича. Москва, 2009.
[2]. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности в условиях социально-экономических изменений. Дисс. ... д. псих. н. М., 1999 г.
[3]. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. М., 1998.
[4]. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности. // Юридическая психология № 2., 2013 г.
[5]. Караяни А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Москва, 1993.
[6]. Носов А.В. Социально-психологическая компенсация профессионально-деструктивных качеств офицеров-руководителей.: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Москва, 2004.
[7]. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
THE PROBLEMS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE OFFICIAL ACTIVITIES OF MILITARY PERSONNEL.
Nosov A.V., Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Acmeolo-gy and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, [email protected]
Abstract
the article considers the main approaches to socio-psychological analysis of the official activities of military personnel, especially the study of socio-psychological mechanisms of regulation of official activity, the direction of psychological-acmeological research highlighted problems.
Keywords: official activities of military personnel, official behavior of military personnel, socio - psychological mechanisms of official activity, military personnel, social - psychological research .
УДК 159.9
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
Овсеенко Сергей Сергеевич (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена вопросу развития духовности молодых представителей российского общества в условиях ведущейся между Россией и возглавляемым США блоком третьих стран современной информационно-психологической войны. Организация эффективного развивающего воздействия в сложившихся условиях невозможна без учёта специфических процессов, происходящих в национальном информационном пространстве нашей страны в следствие такого противоборства. Цель статьи - соответствующая модернизация отечественного подхода к развитию духовности молодых сограждан.
Ключевые слова: развитие духовности, современная информационно-психологическая война.
Анализ современных работ, посвящённых вопросам развития духовности и вопросам ведения современной информационно-психологической войны, позволяет определить базовые категории настоящей статьи следующим образом.
Духовность - включающее совокупность этических и эстетических, интеллектуальных и эмоциональных свойств, качество личности, выражающееся в потребности выстраивать свою жизнь и деятельность сообразно принципам и нормам, отличным от диктуемых естественными потребностями [6; 2]. Основным компонентом духовности отечественная педагогическая мысль полагает патриотизм - верность своему государству [5].
Современная информационно-психологическая война -ведущееся исключительно в информационном пространстве с применением основанных на достижениях психологической науки средств воздействия противоборство государств, каждый участник которого стремится подтолкнуть граждан противника к отказу от верности своему государству, укрепив одновременно верность собственных граждан [9]. Рассматривая характер действий сторон в такой войне в контексте отечественного подхода к развитию духовности, действия сторон в чужом информационном пространстве можно охарактеризовать как направленные на подрыв духовности граждан противника, а в собственном - как направленные на укрепление духовности сограждан.
Молодёжь в контексте настоящей статьи определена как главная целевая аудитория в современной информационно-психологической войне в силу двух своих свойств. Молодые люди составляют перспективный человеческий ресурс всех слоёв общества, со временем полностью заменяя старшие поколения. При этом картина мира большинства молодых людей не является устоявшейся, не подкреплена положительным опытом, и может быть сравнительно легко изменена внешним воздействием. В условиях современной информационно-психологической войны такое сочетание делает воздействие на молодёжь приоритетным стратегическим направлением, успех на котором обернётся для воюющей стороны масштабным и устойчивым положительным эффектом [4].
Актуальность статьи обусловлена тремя основными факторами:
• оформленной властным заказом необходимостью воспитания российской молодёжи в духе верности государству;
• стремлением третьих стран путём информационно-психологического воздействия подтолкнуть российскую молодёжь к отказу от верности государству;
• наличием у отечественного подхода к развитию духовности молодых людей, воспитанию их в духе верности государству, слабых сторон, затрудняющих эффективное противодействие планам третьих стран.
Анализ исследований современных российских учёных, работающих в сфере развития духовности молодых граждан нашей страны [7; 8], позволяет характеризовать применяемые отечественные практики воспитания молодёжи в духе верности государству как эффективные. Слабость же отечественного подхода видится в том, что духовность молодого человека предполагает его приверженность гуманистическим идеалам [1; 3]: в том числе воспитываемый в рамках отечественного подхода патриотизм - это верность социальному государству, основанному на гуманистических ценностях [5]. В условиях современной информационно-психологической войны против возглавляемого США блока третьих стран такой подход опасен для нашей страны и не может считаться допустимым.
Информационно-психологическое воздействие, которое воюющие стороны осуществляют как в отношении граждан противника, так и в отношении собственных граждан, включает две основных составляющие: указание на недостатки чужого и на преимущества собственного образа жизни. Воздействие на граждан противника, направленное на распространение в их среде идеи отказа от верности государству, зачастую более эффективно: всевозможные социальные язвы, на которые воюющая сторона указывает гражданам противника, так или иначе окружают их в повседневной жизни, и они могут убедиться в справедливости предлагаемых доводов на собственном опыте. Благодаря феномену трансакции доверия такое положение приводит к принятию гражданами противника как достоверной и остальной информации, которую предоставляет им воюющая сторона. В то же время, послания воюющей стороны к собственным гражданам - подвергающимся аналогичному воздействию со стороны противника - не приносят хорошего результата и воспринимаются получателями как ложь.
Особенно ярко этот эффект проявляется, когда в основе посланий обеих воюющих сторон лежат сходные системы ценностей. В таком случае содержание сообщений, адресованных гражданам противника, не вступает в конфликт с ключевыми аспектами их мировоззрения - это, согласно закону ассимилятивной оценки близко стоящих позиций, способствует доверию к сообщениям и их отправителю. В то же время, воздействие на аудиторию, система ценностей которой радикально отличается от принятой субъектом воздействия,