Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСТРОВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПОЙМЕ РЕКИ АМУР'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСТРОВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПОЙМЕ РЕКИ АМУР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЙМЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ОСТРОВ БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ / ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / Р. АМУР / Г. ХАБАРОВСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорофеева Н. Н.

В статье рассматриваются исторические этапы освоения островных территорий в пойме реки Амур в районе города Хабаровска, начиная с конца девятнадцатого века по настоящее время. Временные границы исследования охватывают период, когда остров Большой Уссурийский впервые начал осваиваться русскими переселенцами сначала с хозяйственными целями и позже, когда возникли долговременные поселения, развивалось сельское хозяйство, организовался пограничный пункт и гарнизонный поселок. Рассматриваются этапы 90-х годов - начала депрессивного периода, а также первого десятилетия 21 века, когда значительная часть островных земель была передана Китаю. Основываясь на результатах работы экспедиции Приамурского географического общества о состоянии природной среды и хозяйственному использованию островов Большой Уссурийский и Тарабаров, анализируются причины деградации островных территорий. Исследуются проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью, в том числе экологические, социальные и экономические. Освещаются предложения по градостроительному, хозяйственному и рекреационному использованию и развитию острова Большой Уссурийский с учетом бережного отношения к экологии ценных достояний природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT ISLAND TERRITORIES IN THE AMUR RIVER FLOOD

The article discusses the historical stages of the development of island territories in the floodplain of the Amur River near the city of Khabarovsk, from the end of the nineteenth century to the present. The time limits of the study cover the period when the Bolshoi Ussuriysky Island first began to be settled by Russian settlers, first for economic purposes and later, when long-term settlements arose, agriculture developed, a border checkpoint and a garrison settlement were organized. The stages of the 90s - the beginning of the depression period, as well as the first decade of the 21st century, when a significant part of the island lands were transferred to China, are considered. Based on the results of the work of the expedition of the Amur Geographical Society on the state of the natural environment and the economic use of the Bolshoi Ussuriysky and Tarabarov Islands, the reasons for the degradation of the island territories are analyzed. The problems connected with economic activity, including ecological, social and economic are investigated. Proposals for urban planning, economic and recreational use and development of Bolshoy Ussuriysky Island are highlighted, taking into account the careful attitude to the ecology of valuable assets of nature.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСТРОВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПОЙМЕ РЕКИ АМУР»

Проблемы социально-экономического развития островных территорий в пойме реки Амур

Дорофеева Наталья Николаевна

доцент кафедры архитектуры и урбанистики, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]

В статье рассматриваются исторические этапы освоения островных территорий в пойме реки Амур в районе города Хабаровска, начиная с конца девятнадцатого века по настоящее время. Временные границы исследования охватывают период, когда остров Большой Уссурийский впервые начал осваиваться русскими переселенцами сначала с хозяйственными целями и позже, когда возникли долговременные поселения, развивалось сельское хозяйство, организовался пограничный пункт и гарнизонный поселок. Рассматриваются этапы 90-х годов - начала депрессивного периода, а также первого десятилетия 21 века, когда значительная часть островных земель была передана Китаю. Основываясь на результатах работы экспедиции Приамурского географического общества о состоянии природной среды и хозяйственному использованию островов Большой Уссурийский и Тараба-ров, анализируются причины деградации островных территорий. Исследуются проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью, в том числе экологические, социальные и экономические. Освещаются предложения по градостроительному, хозяйственному и рекреационному использованию и развитию острова Большой Уссурийский с учетом бережного отношения к экологии ценных достояний природы. Ключевые слова: пойменные территории, остров Большой Уссурийский, экология, социальные и экономические проблемы, р. Амур, г. Хабаровск.

м см о

см ^

О!

I-О ш т х

<

т о х

X

Дальневосточный регион является самым крупным в Российской Федерации. Занимаемая им площадь составляет 36,4% территории страны при том, что численность населения - 5%. Такой низкий уровень заселенности, в первую очередь, сказывается на экономике, страдающей от общей проблемы - тенденции к деиндустриализации. При этом регион обладает огромным потенциалом природных ресурсов, а также возможностями сообщения с соседними регионами России и странами Евразии.

В центральной части Среднеамурской низменности у западного подножия хребта Хехцир в непосредственной близости от города Хабаровска находится место слияния рек Амур и Уссури. Территория характеризуется расширенным пойменным участком протяженностью 50 км и максимальной шириной 20 км [1]. Многорукавное русло сформировало вытянутый клином вдоль русла реки Амур архипелаг островов, самые крупные из которых - острова Большой Уссурийский и Тарабаров.

Общая площадь архипелага, граничащего на западе с территорией Китая, составляет более 330 км2. Самый крупный остров Большой Уссурийский имеет площадь 254 км2. Его восточная часть относится к зоне Индустриального района города Хабаровска. Площадь второго по величине острова Тарабаров (с островом Виноградным) составляет 53 км2. Вдоль этих островов существует ряд малых островов, занимающих площадь 22 км2: Корейский, Красный, острова Корсаковские и Парные.

Острова имеют древний возраст. Археологические исследования обнаружили временные стоянки и могильники раннего железного века, подтверждающие, что острова стали обитаемыми более двух тысяч лет назад. Гольды проживали на материковой части приамурской низменности, используя острова для рыбалки и охоты. На берегах Амура и многочисленных проток представители дальневосточных народностей хоронили своих сородичей. Для постоянного проживания острова начали осваиваться русскими переселенцами только в начале двадцатого века. В 1908 году на северо-восточной части острова Тарабаров появились первые постоянные русские поселения. На юго-западе этого острова проживали в фанзах китайцы, занимавшиеся скотоводством и огородничеством. Перед революцией на острове поселился русский крестьянин С.М. Тарабаров. Он занимался сенокосами и огородными культурами. После гражданской войны хозяйства на острове пришли в упадок, а сам Семен Тарабаров в тридцатые годы как «кулак» попал в лагерь, расположенный на соседнем острове Большой Уссурийский.

Русские жители Хабаровска еще в 1895 году устроили на восточной оконечности острова Б. Уссурийский скотомогильник, где сжигали животных, больных чумой и сибирской язвой. Место это располагалось на берегу протоки Чумной, (сохранившей свое название и поныне) в 1 км от современного поселка Уссурийский. Градостроительное освоение острова в 1895 году началось со строительства затона, оборудованного для зимней стоянки судов общества пароходства и торговли, ранее располагавшейся в черте города. При затоне построили мастерские, казармы, контору. Через несколько лет из-за постоянных разрушений ледоходами и паводками затон и по-

стройки перевели на прежнее место в Хабаровске. На территорию острова затон вернулся в 1937 году. Кроме зимней стоянки судов здесь занимались строительством и ремонтом барж и небольших катеров. С восстановлением затона были заново возведены все постройки и построена пилорама.

Решением Городского Совета депутатов трудящихся города в октябре 1940 г. основан поселок Чумка Сталинского района г. Хабаровска. Удобные для аграрных нужд островные земли, незначительное расстояние от города и наличие производственного объекта послужили основой для строительства поселения на берегу протоки Чумной. Под застройку было отведено 42 га. Через год первые поселенцы начали обрабатывать землю, разводить скот и осваивать обширные сенокосные площади острова, а еще через год появились пригородные хозяйства. Во время войны на острове при зенитной и прожекторной батарее жили фронтовики-инвалиды, добывавшие пропитание рыбалкой. В 1955 году поселок переименовали в поселок Уссурийский Индустриального района г. Хабаровска.

В 1996 г. Приамурское географическое общество организовало экспедицию по изучению состояния природной среды и хозяйственного использования островов Тарабаров и Большой уссурийский. Результаты работы экспедиции не только осветили положение дел на островах, учеными были выдвинуты предложения по освоению данных земель. Население обоих островов архипелага были активно задействовано во многих сферах производства сельскохозяйственной продукции и обеспечении работы речного флота на ремонтной базе и в затоне.

К концу 90-х годов в поселке Уссурийский насчитывалось около тысячи жителей, которые проживали в двадцати многоквартирных домах и в пятидесяти частных домовладениях. В населенном пункте работали магазины, клуб, детский сад, школа, пекарня, технический участок Амурского бассейнового пути (АБУП) на 70 судов с количеством работающих 280 человек, а также затон для зимней стоянки судов Амурского пароходства [2].

На острове Б. Уссурийский (до передачи части его территории Китаю) дислоцировался 2-й укреп район КДВО. В гарнизонном поселке в многоквартирных пятиэтажных домах, построенных в 1975 году, проживало 2,5 тысячи военнослужащих и членов их семей. Для обслуживания жителей были построены: Дом культуры на 1200 мест, восьмилетняя школа, детский сад-ясли, столовая, магазины. До поселка проложена дорога, не затапливаемая во время паводков, проложена ЛЭП.

Семидесятые годы двадцатого века стали для острова Большой Уссурийский пиком развития. В 1975 году на основании Распоряжения Совета Министров СССР начато строительство польдера, которое было закончено в 1994 году в связи с прекращением финансирования. На территории польдера построены овощехранилища, механические мастерские и гаражи, летний студенческий городок. Планировалось, что по достижении проектной мощности к концу 1980 г. совхоз «Заря» полностью обеспечит картофелем более чем полумиллионный Хабаровск. АО «Красноре-ченское» на Б.Уссурийском острове занималось выпасом крупного рогатого скота и заготовкой сена, сенажа и витаминно-травя-ной муки. На острове Тарабаров сельхозугодья ГСП «Гаровский» откармливал скот мясомолочной породы и заготавливал достаточное количество сена.

К 1984 г. завершено берегоукрепление, возведены дамбы обвалования высотой от 2 до 6 м и протяженностью более 30 км, площадь польдера на этот год составила 6074 га. Построены две насосные станции по откачке воды. На островах проложено около 200 км дорог с гравийным покрытием [2].

В семидесятые годы социальным вопросам отводилось достаточно большое внимание властей. В 1976 году было раз-

решено освоение земель острова под дачное хозяйство. Хаба-ровчане обустроили здесь более 16 тысяч садово-огородных участков, занимавших площадь 1,3 тысячи гектар. Летом для занятий на своих дачных участках и отдыха на природе на остров прибывало 30-40 тысяч горожан, который стал одним из любимейших мест отдыха. На остров регулярно ходил речной трамвай, обеспечивающий пассажирские перевозки как обычный городской общественный транспорт. На береговой полосе реки Амур было организовано несколько посадочных пунктов на речной транспорт, что было очень удобно для жителей города, растянувшегося вдоль Амура на 40 километров. На базах отдыха хабаровских заводов: «Энергомаш», «Отопительного оборудования» и «Химфармзавода» могли отдыхать одномоментно около 130 заводских работников со своими семьями [2].

Экспедиция Приамурского географического общества в ходе экспедиции изучила и проанализировала природную и экономическую ситуацию на островах Б. Уссурийский и Тара-баров. На основании результатов исследования ученые предложили вариант социально-экономического развития территории островов по основным направлениям [3]:

- развитие государственного сельскохозяйственного производства, финансовая поддержка хозяйств по основным направлениям;

- развитие личных фермерских хозяйств, безвозмездная передача частным лицам бесхозного имущества и брошенных земель;

- развитие садово-огородных товариществ;

- развитие рекреационных зон для отдыха горожан;

- развитие казачьего движения, строительство и обустройство казачьих хозяйств, развитие табунного коневодства.

Начиная с перестроечных девяностых годов, начался отток населения поселка Уссурийский. От максимального количества 1000 человек к 2013 году осталось 400 постоянно проживающих жителей. Ситуацию усугубило в 2013 году катастрофическое наводнение, полностью затопившее поселок. Власти города признали все здания непригодными для проживания и в 2014 году отключили населенный пункт от электроснабжения и теплоснабжения, предназначив под снос многоквартирные дома. На сегодняшний день в поселке еще остаются проживать около 100 человек.

В 2005 году было ратифицировано Соглашение о передаче КНР западной части острова Большой Уссурийский, острова Тарабаров и нескольких мелких островов. Демаркация российско-китайской границы окончена 14 октября 2008 года, почти половина архипелага окончательно передана Китаю. Площадь российской части острова Большой Уссурийский на сегодняшний день составляет 174 км2.

Вдоль пограничной зоны проходит насыпная грунтовая дорога, не подверженная затоплению в паводки. Восточнее нее находится польдерная территория, вокруг которой по верху дамб обвалования проложены такие же грунтовые дороги. Еще до катастрофического наводнения 2013 года началось строительство моста через протоку Амурскую, разделявшую остров и материковую часть пригородных поселений Хабаровска, которое в октябре 2013 года завершилось и мост вступил в эксплуатацию.

На сегодняшний день экологическая ситуация на острове Большой Уссурийский демонстрирует, как антропогенная деятельность на пойменных водно-болотных угодьях привела к утрате былой экологической емкости и качества природной среды. Предыдущее хозяйственное использование природного богатства острова нанесло серьезный вред экологии района:

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

м «

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

- сократились площади местообитания представителей дальневосточной фауны, особенно в зоне польдерных территорий;

- сократились площади лесов (редколесья), по большей части превратившись заболоченные луга;

- увеличилось число луговых пожаров, что уничтожает гнездовья;

- усилились процессы эрозии почв в связи с выкашиванием значительных площадей травостоя, ранее препятствующих ветровой нагрузке и обеспечивающих снегозадержание;

- ухудшились условия обитания для зимующих птиц и животных из-за деградации лесных биотопов;

- уменьшилось количество рыбы, что повлияло на качество питания рыбоядных птиц;

- значительно увеличился фактор беспокойства для диких животных и птиц, в том числе перелетных птиц из-за хозяйственной деятельности человека, а также охоты, рыбалки и многочисленных зон несанкционированного отдыха горожан;

- стало меньше мест возможного гнездования, что может привести к полному исчезновению многих видов, ранее заселявших острова.

Заключение

Водно-болотные угодья острова Большой Уссурийский, чья территория частично входит в черту городской застройки Хабаровска - одного из крупнейших городов Дальневосточного региона, заслуживают не меньшего внимания и эффективного использования с пользой для экологии. За время освоения островов поймы реки Амур было разработано несколько вариантов его дальнейшего социально-экономического развития.

Сороковые годы прошлого столетия - время начала территориального освоения островных территорий, строительства поселка Уссурийский и базы Амурского пароходства. Этот этап показал экономическую целесообразность принятого решения и послужил началом дальнейшего хозяйственного развития островов Большой Уссурийский и Тарабаров.

Семидесятые годы - самые продуктивные для освоения острова: осушены тысячи гектар заболоченных земель, поль-дерные территории стали основной базой производства сельскохозяйственной продукции. Построен новый гарнизонный поселок, обеспеченный развитой социальной инфраструктурой.

Девяностые годы стали началом этапа деградации поселений и сельского хозяйства. С передачей значительной части островных территорий КНР и катастрофическим наводнением 2013 года на острове Б. Уссурийский практически полностью прекратилась хозяйственная деятельность. На сегодняшний день материальная база острова пришла в полнейший упадок.

Дальневосточные ученые еще 25 лет назад забили тревогу по поводу проблем с экологической обстановкой и стагнацией развития социально-экономической базы островных территорий.

В отчете Приамурского географического общества по результатам экспедиции, проходившей в июле-октябре 1996 г. «Современное состояние природной среды и хозяйственное использование островов Тарабаров и Большой Уссурийский»), была предложена программа по возрождению природного потенциала и хозяйственному развитию островного архипелага. К сожалению, ни один пункт программы не был выполнен.

Предложения по социально-экономическому развитию островных территорий, выдвинутые властями в связи с изме-

нением границ с КНР, предусматривали грандиозное по масштабу градостроительное развитие, которое практически никак не учитывало уникальность природной ситуации, а также сложность и экономическую нецелесообразность строительства на постоянно затопляемых паводковыми водами землях. Строительство крупных градостроительных комплексов на землях острова неминуемо столкнется с рядом проблем. Ограничивающие природные факторы, усложняющие реализацию планов по урбанизации островного архипелага: периодические затопления большей части территории, активные эрозионные процессы, размыв берегов и высокая пожарная опасность из-за обилия луговых участков. Без материалоемких, дорогостоящих мероприятий по защите территории от затопления и эрозионных процессов хозяйственная деятельность и постоянное безопасное и комфортное проживание людей на острове Большой Уссурийский невозможно.

Конечно, строительство поселений на острове реально, но при этом стоит учитывать целесообразность экономических и материальных затрат. Наиболее оптимальный путь развития должен быть связан с экологическим направлением. Стоит обратить внимание на международный опыт по освоению водно-болотных угодий с целью их сохранения для природы и человека. Хозяйственное развитие следовало бы осуществлять только на уже приспособленных для этих целей территориях с соблюдением щадящих технологий и наименьшего вмешательства в естественные природные процессы.

Литература

1. http://www.fesk.ru Бассейн реки Амур - Водно-болотные угодия России

2. https://aleonrin.livejournal.com Краткая история поселка Уссурийский - Aleonkin

3. Отчет о результатах экспедиции Приамурского географического общества в июле-октябре 1996 г.Современное состояние природной среды и хозяйственное использование островов Тарабаров и Большой Уссурийский.

Problems of socio-economic development island territories in the amur river

flood Dorofeeva N.N.

Pacific State University

JEL classification: L61, L74, R53

The article discusses the historical stages of the development of island territories in the floodplain of the Amur River near the city of Khabarovsk, from the end of the nineteenth century to the present. The time limits of the study cover the period when the Bolshoi Ussuriysky Island first began to be settled by Russian settlers, first for economic purposes and later, when long-term settlements arose, agriculture developed, a border checkpoint and a garrison settlement were organized. The stages of the 90s - the beginning of the depression period, as well as the first decade of the 21st century, when a significant part of the island lands were transferred to China, are considered. Based on the results of the work of the expedition of the Amur Geographical Society on the state of the natural environment and the economic use of the Bolshoi Ussuriysky and Tarabarov Islands, the reasons for the degradation of the island territories are analyzed. The problems connected with economic activity, including ecological, social and economic are investigated. Proposals for urban planning, economic and recreational use and development of Bolshoy Ussuriysky Island are highlighted, taking into account the careful attitude to the ecology of valuable assets of nature. Keywords: floodplain territories, Bolshoi Ussuriysky Island, ecology, social and

economic problems, r. Amur, Khabarovsk. References

1. http://www.fesk.ru Amur River Basin - Wetlands of Russia

2. https://aleonrin.livejournal.com Brief history of Ussuriysky settlement - Aleonkin

3. Report on the results of the expedition of the Amur Geographical Society in July-

October 1996. The current state of the natural environment and the economic use of the Tarabarov and Bolshoi Ussuriysky islands.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.