ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.Н. Савчук, С.П. Романова
Для реализации современной концепции физической культуры личности школьника необходимы квалифицированные педагогические кадры, компетентные в области здоровья, способные и готовые работать в условиях демократизации образования.
Между тем анализ литературных источников позволяет говорить о существенных проблемах здоровья современного учителя: крайне низкие показатели физического и психического здоровья [Борисова 2005; Колесникова 2005], высокая частота невротических и психосоматических расстройств [Коган 1992], низкая степень социальной адаптации [Куценко и др. 2000].
Иметь хорошее состояние здоровья учителю физической культуры крайне важно. В новых условиях учитель физической культуры становится ключевой фигурой школьного физкультурно-оздоровительного образования. От его профессионализма и эталонного облика во многом зависят здоровье, иммунитет к употреблению психоактивных веществ, безопасность и работоспособность нации.
С целью изучения состояния здоровья и образа жизни современного учителя физической культуры нами были проанализированы литературные источники по данному вопросу и проведена собственная экспериментальная работа.
Анализ литературных источников показал, что образ жизни учителей физической культуры не многим отличается от образа жизни других учителей-пред-метников.
По данным исследователей Г.И. Куценко, И.М. Харисова, С.Г. Ахмеровой [Куценко и др. 2000] число учителей, занимающихся в спортивных секциях, составляет лишь 27,81±5,2 %. Из них 58,3±9,7 % контролируют оптимальность двигательных нагрузок по частоте сердечных сокращений, дыханию, величине артериального давления, а 41,7 % учителей не используют навыки самоконтроля за состоянием здоровья.
Применяют различные виды закаливания 43,1±4,2 % учителей физической культуры. Наиболее часто используют контрастный и холодный душ, обливания, воздушные ванны, обтирания, посещают бассейн, закаливаются парами горячего воздуха: сауны, бани.
Около одной третьи учителей физической культуры не соблюдают режим питания. Принимают витаминные препараты 29,1±1,4 % педагогов, соки и минеральные воды - 66,8±5,5 % преподавателей, используют для коррекции фигуры или лечения хронических заболеваний диетическое питание 18,1±4,5 % педагогов, разгрузочные дни — 55,6 %.
В группе учителей физической культуры отмечен низкий уровень курящих педагогов по сравнению с учителями других дисциплин. По мере взросления число курящих педагогов заметно уменьшается.
Проведенная нами научно-исследовательская работа позволила определить уровень физического здоровья учителей физической культуры г. Красноярска. Для этого мы использовали метод оценки уровня физического здоровья у мужчин и женщин по Г. Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко (1988).
Согласно данному методу безопасный уровень здоровья, гарантирующий отсутствие клинических признаков болезни (14 баллов и выше), имеют люди с высоким уровнем функционального состояния, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня (3 балла и ниже), граничащего с патологией.
В исследованиях участвовали 40 учителей физической культуры г. Красноярска. Характеристики педагогов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики участников исследований
Пол Образование (%) Педагогическая квалификация (%)
Возраст (лет) мужской женский высшее среднее специальное незаконченное высшее Стаж работы (лет) высшая категория первая категория вторая категория
36,8±1,31 26 14 75 22,5 2,5 12,4±1,16 47,5 35 17,5
Оценка уровня физического здоровья учителей физической культуры осуществлялась путем сопоставления результатов в показателях, составляющих экспресс-оценку физического здоровья учителей с табличными величинами индексов. Средние исходные и конечные результаты по каждой группе представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние показатели физического здоровья учителей физической культуры (М ±т)
а, Ч ^ £ 8 3-Є К о й о м § Баллы О й е 3 ф к К 4 ОЙ и Баллы Силовой индекс (динамометрия кисти /масса тела, %) Баллы Индекс Робинсона (ЧСС АД сист /100, усл.ед.) Баллы Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (время, с) Баллы Общая оценка (сумма баллов)
25,9+0,73 -1,2 45,1+1,9 0,5 47,9+1,65 -0,1 85,3+2,30 0,5 101,2+7,88 2,9 3,9
Согласно таблице среднегрупповой показатель индекса массы тела соответствовал уровню «выше среднего», что говорит о преобладании избытка массы тела над нормальным гармоничным развитием в группе исследуемых учителей.
Среди участников 47,5 % имели высокий показатель индекса массы тела,
27.5 % — показатель «выше среднего», 25 % — средний показатель.
Жизненный индекс учителей соответствовал уровню «ниже среднего». При
этом среди учителей 32 % имели низкий показатель жизненного индекса,
22.5 % — уровень «ниже среднего», 20 % — средний уровень, 7,5 % — уровень «выше среднего» и 17,5 % — высокий уровень. Такие результаты были обусловлены излишней массой тела и низкими показателями жизненной емкости легких.
В показателе силового индекса учителя имели результаты, соответствующие уровню «ниже среднего». Низкий уровень силового индекса был определен у 20 % учителей, у 50 % педагогов данный показатель соответствовал уровню «ниже среднего», у 25 % — среднему уровню, а у 5 % — высокому уровню.
В показателе индекса Робинсона учителя имели результат, соответствующий среднему уровню. Низкий уровень индекса Робинсона был определен у 5 % учителей, у 20 % педагогов данный показатель соответствовал уровню «ниже среднего», 35 % учителей имели значение индекса в приделах среднего уровня, 37,7 % имели уровень «выше среднего» и 2,5 % имели высокий уровень.
В показателе индекса функциональной пробы с дозированной нагрузкой большинство учителей имели результат, соответствующий среднему уровню. Уровень «ниже среднего» по данному показателю был определен у 30 % учителей, средний уровень — у 45 % педагогов, уровень «выше среднего» — у 25 % участников исследований.
Общая оценка физического здоровья учителей физической культуры по методу экспресс-оценки физического здоровья Г.Л. Апанасенко соответствовала низкому уровню и имела средние значения 3,9.
В целом в исследуемой группе учителей низкий уровень физического здоровья выявлен у 45 % педагогов, уровень «ниже среднего» — у 20 %, средний уровень у 35 % участников. Полученные результаты говорят о существенных проблемах соматического здоровья и функционального состояния обследуемых учителей физической культуры.
Таким образом, анализ литературных источников и собственные научные исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Состояние здоровья учителей физической культуры находится на низком уровне, что соответствует общей картине состояния здоровья учительства как профессионального класса в целом по стране.
2. Образ жизни учителей физической культуры лишь приближен к здоровому образу жизни и не соответствует современным профессиональным требованиям.
3. Необходимо проведение целенаправленной и системной работы по повышению уровня здоровья и мотиваций к ведению здорового образа жизни учителя физической культуры.
Библиографический список
1. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2005. - С. 84-92.
2. Коган, Л.Н. Профессиональная культура учителя. Социологический очерк / Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1992. - С. 5-23.
3. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя / М.Г. Колесникова // Естествознание в школе, 2005. - № 5. - С. 50-55.
4. Куценко, Г.И. Стратегия и технология сохранения здоровья школьников, студентов и педагогов / Г.И. Куценко и др. - Воронеж: Изд. ВГТУ, 2000. - 215 с.