К. И. Песоцкая
Белгородский государственный институт искусств и культуры
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗНАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В статье предпринята попытка провести многогранный анализ актуальных философских вопросов, связанных с сохранением и передачей знания в истории и современном мире. Современные механизмы сохранения знания вызывают ряд сложных философских вопросов, связанных с природой знания, интерпретацией, этикой и социокультурным контекстом. Была исследована природа знания, его отношение к информации и данным, а также влияние технологий на процессы хранения и распространения знания. В статье также рассматриваются этические и социокультурные аспекты сохранения знания, включая вопросы конфиденциальности, безопасности данных и власти над информацией. В рамках исследования выделяются ключевые понятия, такие как цифровая амнезия, множественность культурных контекстов и взаимодействие между человеком и технологией. Статья призвана стимулировать дискуссии и рефлексию о сущности и будущем сохранения знания в контексте быстро меняющегося информационного общества.
Ключевые слова: знание, технологии, цифровизация, кодирование информации, ценности, этические нормы, культура, человек, общество.
K. I. Pesotskaya
Belgorod State University of Arts and Culture
(Belgorod, Russia)
PROBLEMS OF KNOWLEDGE PRESERVATION IN HISTORICAL AND MODERN CULTURAL-ANTHROPOLOGICAL CONTEXT
The article attempts to carry out a multifaceted analysis of current philosophical issues related to the preservation and transmission of knowledge in history and the modern world. Modern knowledge preservation mechanisms raise a number of complex philosophical questions related to the nature of knowledge, interpretation, ethics, and sociocultural context. The article explores the nature of knowledge, its connection with information and data, as well as the impact of technology on the processes of knowledge storage and dissemination. The article also examines the ethical and sociocultural aspects of knowledge preservation, including issues of confidentiality, data security, and power over information. The study highlights key concepts such as digital amnesia, multiplicity of cultural contexts and interactions between humans and technology. The aim of the article is to stimulate discussion and reflection about the nature and future of knowledge preservation in the context of a rapidly changing information society.
Keywords: knowledge, technology, digitalization, information coding, values, ethical standards, culture, person, society.
DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -3-71 -77
Проблема сохранения знания в культуре может имеет несколько аспектов. Один из главных - это сохранение и передача знаний из поколения в поколение. Традиционные методы включают устное наследование, письменную документацию и образцы искусства. С развитием технологий, также возникают новые возможности для хранения знаний, такие как цифровые архивы,
библиотеки, и интернет. Однако, вместе с этим возникают и новые вызовы, такие как цифровая амнезия, когда информация теряется из-за устаревших форматов или потери к ней доступа.
Сохранение знаний требует усилий со стороны общества, институтов и отдельных людей, чтобы обеспечить долгосрочное хранение и доступность знаний для будущих поколений. Анализ проблемы сохранения знаний в культуре открывает широкий спектр вопросов. На первый план выходят вопросы интерпретации и исторической перспективы, а именно каким образом знания эволюционируют и влияют на культуру. Вопросы этики и ценностей имеют не меньшее значение, так как необходимо понимать какие ценности и этические нормы лежат в основе сохранения и передачи знаний [3, а 15]. Также острыми остаются вопросы неизбежного применения информационных технологий для трансформации знаний, которые влияют на представления о прошлом и будущем, а также на современные культурные ценности. Человеческое сознание, память и интерпретации влияют на процесс сохранения знаний и их эволюцию. Эти философские аспекты позволяют глубже понимать проблему сохранения знаний в культуре и её воздействие на наш мир и общество.
Проблема сохранения знания занимала важное место в античной философии, и многие известные философы античности рассматривали эту проблему. Платон ставил вопрос о том, каким образом истинное знание может быть передано из поколения в поколение. Он разработал идею истинных идей, которые существуют в мире идей, и которые философы должны стремиться познать и передать другим. Аристотель уделял внимание проблеме классификации и систематизации знаний. Он разработал множество областей знания и категорий, что послужило основой для будущих систематизаций и научных классификаций [5, с. 104]. Скептики, такие как Пиррон, подвергали сомнению возможность достижения истинного знания и задавались вопросом, можно ли вообще доверять знанию. Это философское направление поднимало важные вопросы о природе знания и его стойкости.
Античная философия в значительной степени сформировала ранние идеи в эпистемологии, науке о знании. Философы античности исследовали природу, источники и границы знания, внесли значительный вклад в понимание проблемы сохранения и передачи знаний, а их идеи и методы оказывают влияние на философию и науку вплоть до нашего времени.
В Средневековой философии также существовала проблема сохранения и передачи знаний, и она имела свои особенности. Христианство играло важную роль в философской традиции Средневековья. Многие философы и теологи стремились сохранить и передать знания о вере и философии, интегрируя их в христианский контекст. Схоластика была философским направлением, которое пыталось сочетать веру и разум. Философы-схоластики исследовали вопросы о природе знания, разума и божественной истины. В Средние века возникли университеты, которые стали центрами образования и передачи знаний. Эти учебные заведения играли ключевую роль в сохранении и развитии знаний, особенно в области философии и теологии.
В Средневековье существовали идеи о тайнах и скрытом знании, что ставило вопрос о том, какое знание должно быть доступным широкой публике и какие знания могли оставаться в руках ограниченного круга людей [1, с. 65]. Можно говорить о том, что средневековая философия внесла значительный вклад в историю сохранения и передачи знаний, особенно в контексте религиозных и образовательных учреждений того времени.
В философии Нового времени существовали свои уникальные проблемы и вопросы, связанные с сохранением и развитием знания. Философы Нового времени, такие как Рене Декарт и Джон Локк, развивали идеи рационализма и эмпиризма, что привело к важным вопросам о природе источников знания. Рационалисты утверждали, что истинное знание происходит из разума, тогда как эмпирики подчеркивали роль опыта. Разработка методов научного исследования и экспериментального подхода к знанию привела к вопросам о том, каким образом проводить и документировать исследования и как сохранять научное знание. Изучение и анализ истории философии ставил вопросы о том, как интерпретировать и сохранять классические тексты и философские традиции.
Эпоха Нового времени характеризовалась разнообразием философских направлений и мировоззрений, что создавало проблему сохранения и передачи различных точек зрения и культурных контекстов. С развитием печати и распространением книг возникли вопросы о сохранении знаний в письменной форме и их доступности для широкой аудитории. Эти проблемы и вопросы в области сохранения знания стали важными для развития философии и науки в Новом времени, и они во многом сформировали современный метод научного исследования и образования [4, с. 36].
В современной философии существует ряд актуальных проблем, связанных с сохранением и передачей знаний. В мире современных технологий и интернета возникают проблемы сохранения и обеспечения доступности цифровых знаний. Это включает в себя вопросы о долгосрочной архивации электронных данных, кибербезопасности и доступе к онлайн-ресурсам.
Современное общество сталкивается с огромным объемом информации, что вызывает вопросы о том, как фильтровать, оценивать и организовывать знания. Это важно, как для индивидуумов, так и для общества в целом. Мир сегодня стал гораздо более разнообразным с точки зрения культур и мировоззрений. Это создает проблемы сохранения и взаимодействия различных культурных видений и знаний. Развитие искусственного интеллекта и автоматизации поднимает вопросы о том, как обеспечивать этику и ответственность в использовании знаний и технологии. Современная философия образования изучает, как лучше сохранять и передавать знания в учебных учреждениях, а также какие методы обучения наиболее эффективны. Эти проблемы свидетельствуют о том, что сохранение и передача знаний остаются актуальными исследовательскими направлениями в современной философии, а также требуют внимания и усилий для развития эффективных стратегий, и практик [2, с. 77].
С развитием цифровых технологий и интернета, большой интерес представляют аспекты сохранения и передачи знаний в цифровом формате. Ставятся вопросы о том, какие методы обеспечивают долгосрочное хранение цифровых данных и какие последствия для знания приносит цифровая эпоха. Философами исследуются вопросы, как социокультурные факторы влияют на процесс передачи и интерпретации знаний. Включаются ли предвзятость, политические факторы и культурные стереотипы в процесс сохранения знаний.
С ростом глобализации и культурного разнообразия возникают вопросы о том, как различные культуры и мировоззрения взаимодействуют и сохраняют свои собственные знания. Философия старается понять, как сбалансировать уважение к разнообразию с сохранением универсальных ценностей [9, с. 140]. С развитием новых технологий, таких как искусственный интеллект и биотехнологии, важными становятся этические аспекты сохранения и передачи знаний.
В целом, современная философия стремится понять, как сохранить, транслировать и интерпретировать знание в быстро меняющемся мире, учитывая новые технологии и социокультурные изменения. Многие философы занимались вопросами сохранения и трансляции знания, хотя их подходы порой значительно различались. Французский философ Жак Деррида был одним из основателей деконструкции. Он исследовал вопросы о языке, тексте и интерпретации, поднимая важные вопросы о множественных слоях смысла и о том, как знание интерпретируется и сохраняется через язык. Мишель Фуко занимался историей знания и власти. В своих работах он анализировал, как знание формируется и распространяется в рамках социокультурных и властных структур. Жан Бодрийяр занимался симулякрами и гиперреальностью, исследуя, как знание и реальность становятся смешанными и интерпретируемыми в современном обществе [6, с. 168]. Эти философы акцентировали внимание на вопросах интерпретации, языка, власти и трансформации знания в сложном и многозначном мире. Их работы важны для понимания того, как современное общество подходит к сохранению и передаче знания.
Множество российских философов занимались вопросами сохранения и трансляции знания. К примеру, философ и литературный критик Михаил Михайлович Бахтин исследовал вопросы интерпретации и трансляции в контексте литературы и культуры. Его работы об архаическом слове и структурах диалога рассматривают вопросы, связанные с передачей знания в текстах.
Михаил Константинович Петров внес значительный вклад в область исследований проблем сохранения и передачи знания. Его работы касались различных аспектов эпистемологии, философии науки и философии образования. Петров исследовал природу и структуру знания, включая вопросы о том, как мы получаем, оцениваем и передаем знание. Он анализировал, как знание формируется в разных областях, включая естественные и гуманитарные науки. Петров интересовался философией науки и рассматривал методы, которые научные исследователи используют для получения знания о мире. Им
были исследованы различные аспекты научной методологии и роли теорий в науке [8, с. 224]. Михаил Константинович проводил исследования в области семиотики и языка, исследуя, как язык и символы влияют на наше восприятие и передачу знания.
В настоящее время технологии кодирования и хранения информации продолжают развиваться и изменять наш подход к сохранению данных [12, с. 83]. Наиболее перспективными направлениями в этой области являются квантовое кодирование, 3D-накопители, оптическое хранение данных, нейронные сети, облачное хранение и кодирование ДНК.
Квантовые компьютеры предоставляют новые возможности для кодирования и хранения информации. Квантовые биты могут обрабатывать информацию в квантовом виде, что открывает дверь к более эффективным методам хранения и обработки данных. Технологии 3D-накопителей позволяют увеличить плотность хранения данных. Это означает, что больше информации можно будет хранить на меньшем пространстве, что особенно актуально для мобильных устройств и центров обработки данных. Технологии оптического хранения, такие как квантовые точки и фотоника, могут создать более долговременные и компактные способы хранения информации.
С использованием нейронных сетей и машинного обучения можно разрабатывать более эффективные методы сжатия и кодирования данных, что улучшает производительность и экономию места при хранении. Облачные технологии продолжают развиваться, предоставляя гибкие и масштабируемые решения для хранения и доступа к данным. С увеличением пропускной способности сетей облачные хранилища становятся все более важными для хранения и обмена информацией. С развитием биотехнологий появляются методы кодирования данных в ДНК. Это может стать долгосрочным и эффективным способом хранения данных. Все эти технологии предоставляют перспективы для более эффективного, надежного и устойчивого хранения и передачи информации, что оказывает важное влияние на множество областей, включая науку, бизнес и общество в целом.
Перспективы технологий кодирования и хранения информации в XXI веке требуют глубокого философского анализа. В современном мире большое количество информации хранится в цифровом формате. Обеспокоенность вызывает проблема цифровой амнезии, когда цифровые данные становятся недоступными из-за устаревших форматов или потери доступа [11, с. 47]. Это поднимает важные этические вопросы о долгосрочном хранении информации и доступности знания для будущих поколений. С технологическими достижениями в области кодирования и хранения информации возникают вопросы о приватности и этике, а именно, как технологии влияют на нашу способность защитить личные данные и сохранить конфиденциальность. Технологии кодирования и хранения информации существенно изменили способ, которым мы потребляем информацию. Все более актуальным становится вопрос о том, как это влияет на наши знания, мировоззрение и культурные ценности, а также как мы можем различать надежные и ненадежные источники информации. Возрастающая роль искусственного
интеллекта и автоматизации в обработке и анализе информации поднимает вопросы о том, какие решения и выводы могут быть доверены машинам, и как обеспечивать этику в использовании искусственного интеллекта.
Технологии кодирования и хранения информации формируют нашу культурную и когнитивную эволюцию. Предметом дискуссии становится вопрос о том, как изменения в доступности и форме знаний влияют на наши понимания мира и самих себя [10, с. 97]. Вопросы о том, кто контролирует информацию и знание, становятся более актуальными. Философы анализируют вопросы монополии на данные, цензуры и власти, связанные с технологическими компаниями и государствами. Современные технологии позволяют легко обмениваться знаниями и культурными выражениями между разными культурами и языками. В этой связи философы исследуют, какие принципы уважения к разнообразию и межкультурной коммуникации должны руководить хранением и передачей информации. Общий философский вопрос заключается в том, как технологии кодирования и хранения информации меняют наше понимание знания, и как обеспечить эффективное, этичное и устойчивое сохранение знания в современном информационном обществе.
Все эти аспекты представляют собой важные философские вызовы, связанные с развитием технологий кодирования и хранения информации в XXI веке, и они требуют внимательного анализа и обсуждения, чтобы обеспечить эффективное и этичное использование современных информационных ресурсов.
Литература
1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академ. проект, 2007. 239 с.
2. Бодрийяр Ж. Симуляция и симулякры. Тула: Тул. полиграфист, 2013. 204 с.
3. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.
304 с.
4. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2: Мифологическое мышление. М.: Университетская книга, 2011. 280 с.
5. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 272 с.
6. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. 704 с.
7. Петров М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М.: РОССПЭН, 2004. 775 с.
8. Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. 328 с.
9. Римский В. П. Концепт «инновации» в философии культуры // Проблемы философии культуры. М.: Ин-т философии РАН, 2012. С. 138-152.
10. Суворов О. В. Интеллект // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 1. С. 127.
11. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная академия, 2012.
416 с.
12. Эко У. Растительная память, или почему книга помнит все. М.: Слово, 2018. 296 с.
References
1. Baudrillard J. K kritike politicheskoy economii znaka [For a Critique of the Political Economy of the Sign], Moscow, Akadem. Proyekt Publ., 2007, 239 p. [In Russian]
2. Baudrillard J. Simulyatsiya i simulyakry [Simulacra and Simulation], Tula, Tul. Polygraphist Publ., 2013, 204 p. [In Russian]
3. Zlobin N. S. Cultura i obschestvennyy progress [Culture and social progress], Moscow, Nauka Publ., 1980, 304 p. [In Russian]
4. Cassirer E. Mifologicheskoye myshleniye [Mythical Thinking], Filosofiya simvolicheskikh form [The philosophy of symbolic forms], Vol. 2, Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2011, 280 p. [In Russian]
5. Lotman Yu. M. Kultura i vzryv [Culture and explosion], Moscow, Gnozis Publ., 1992, 272 p. [In Russian]
6. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere], Saint Petersburg, Iskusstvo Publ., 2000, 704 p. [In Russian]
7. Petrov M. K. Istoriya yevropeyskoy kul'turnoy traditsii i yeyo problemy. [History of the European cultural tradition and its problems], Moscow, ROSSPEN Publ., 2004, 775 p. [In Russian]
8. Petrov M. K. Yazyk, znak, kultura [Language, sign, culture], Moscow, Nauka Publ., 1991, 328 p. [In Russian]
9. Rimskiy V. P. Kontsept «innovatsii» v filosofii kultury [The concept of «innovation» in the philosophy of culture], Problemy filosofii kul'tury [Cultural and philosophical issues], In-t filosofii RAN Publ., Moscow, 2012, Pp. 138-152. [In Russian]
10. Suvorov O. V. Intellect [Intelligence], Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia], Vol.1, Moscow, Mysl Publ., 2010, P.127. [In Russian]
11. Foucault M. Arkheologiya znaniya [Archeology of knowledge], Saint Petersburg,Gumanitarnaya akademiya Publ., 2012, 416 p. [In Russian]
12. Eco U. Rastitelnaya pamyat, ili pochemu kniga pomnit vsyo [Plant memory], Moscow, Slovo Publ., 2018, 296 p. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 20.09.2023 Статья допущена к публикации 15.10.2023
The article was received by the editorial staff20.09.2023 The article is approved for publication 15.10.2023