УДК 343.819.1:343.821
ИРИНА ИВАНОВНА ГУСЕВА,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики;
ОКСАНА НИКОЛАЕВНА ХАЛАК, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права (Владимирский юридический институт ФСИН России),
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СЛЕДОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИИ, ИСПРАВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ
Реферат: статистические данные свидетельствуют о том, что количество лиц, уклонившихся от получения предписания на самостоятельное следование к месту отбывания принудительных работ и лишения свободы в колонии-поселении, а также не прибывших в колонию-поселение, ежегодно составляет в среднем 24 тыс. человек. Такие лица подлежат объявлению в розыск. Проведение розыскных мероприятий сопровождается расходованием государственных средств, предотвратить которое возможно путем своевременного установления причин, препятствующих осужденным самостоятельно явиться за получением предписания в территориальный орган уголовно-исполнительной системы или место отбывания наказания.
Предлагается ряд мер, позволяющих своевременно выявить уважительные причины невозможности прибытия осужденного в территориальный орган за получением предписания либо к месту отбывания наказания, обозначить ответственность осужденного, мотивировав его к точному исполнению приговора суда, сократить государственные расходы, связанные с их розыском, оплатой проезда, обеспечением продуктами питания или деньгами на время проезда (если они были произведены).
Ключевые слова: самостоятельное следование для отбывания наказания, уклонение от отбывания наказания, розыскные мероприятия.
Статъи 60.2 и 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусматривают возможность самостоятельного следования к месту отбывания наказания лицам, осужденным к принудительным работам и лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Указанные лица должны явиться в территориальный орган уголовно-исполнительной системы за получением предписания для направления к месту отбывания наказания.
Статистические данные за 2010-2015 гг. свидетельствуют о том, что количество лиц, уклонившихся от получения предписания или не прибывших к месту отбывания наказания в колонию-поселение, ежегодно составляет в среднем 24 тыс. человек. Такие лица подлежат объявлению в розыск.
Части 1 и 2 ст. 18.1 УИК РФ определяют проведение первоначальных розыскных мероприятий и объявление в розыск лиц, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции. Часть 3 ст. 18.1 УИК РФ в целом регламентирует проведение оперативно-розыскной деятельности при ис-
полнении наказаний без изоляции от общества. В связи с тем что принудительные работы, исполнение которых возложено на исправительные центры, также относятся к числу наказаний без изоляции от общества, полагаем необходимым внести следующие изменения: в ч. 4 ст. 60.2 и в ч. 2 ст. 60.17 УИК РФ уточнить, какими субъектами осуществляется проведение оперативно-розыскной деятельности в исправительном центре, сославшись на ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ.
Статья 84 УИК РФ не предусматривает проведение оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями территориальных органов уголовно-исполнительной системы, на которых возложены полномочия по розыску уклонившихся от получения предписания или не прибывших к месту отбывания наказания в колонию-поселение осужденных. Для восполнения этого пробела полагаем необходимым внесение изменений в ч. 6 ст. 75.1 УИК РФ.
Проведение розыскных мероприятий сопровождается расходованием государственных средств, предотвратить или сократить которое возможно путем
© Гусева И. И., Халак О. Н., 2016
своевременного установления причин, препятствующих осужденным самостоятельно явиться за получением предписания в территориальный орган уголовно-исполнительной системы или в место отбывания наказания. Кроме того, важно предусмотреть в УИК РФ механизм взыскания с осужденного понесенных государством расходов по его розыску, оплате проезда, обеспечению продуктами питания или деньгами на время проезда (если они были произведены). Однако уклонение от отбывания наказания в колонии-поселении не является уголовно наказуемым деянием, следовательно, в УИК РФ необходимо отразить механизм взыскания понесенных расходов, предусмотренный Кодексом административного судопроизводства, принятым в 2015 г., взыскания обязательных платежей и санкций в отношении осужденных, уклоняющихся от получения предписания или отбывания наказания в колонии-поселении.
На практике часто возникают случаи, что выявленная уважительная причина не позволяет впервые и в дальнейшем осужденному прибыть за предписанием или следовать к месту отбывания наказания. Этими обстоятельствами могут быть:
- неплатежеспособность подсудимого (например, в случаях нахождения территориального органа, куда он должен прибыть за предписанием, в населенном пункте, отдаленном от места его проживания (нахождения);
- невозможность его сопровождения другим лицом, если он нуждается в постоянном уходе;
- ухудшение состояния здоровья, не исключающее возможности отбывания наказания;
- необходимость обеспечения личной безопасности;
- ходатайство подсудимого (осужденного) и т. п.
Такие ситуации могут стать известны как на этапе
вынесения приговора, так и в ходе его исполнения.
Мы предлагаем на стадии вынесения приговора выяснять судье наличие обстоятельств, препятствующих подсудимому или осужденному самостоятельно следовать в территориальный орган уголовно-исполнительной системы за получением предписания и к месту отбывания наказания, что позволит предупредить случаи проведения розыскных мероприятий таких лиц и сократить государственные расходы. При установлении указанных обстоятельств с целью обеспечения исполнения приговора суд в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) может назначить (или оставить без изменения) подсудимому меру пресечения в виде заключения под стражу.
Если подсудимый заявит об отсутствии неустранимых обстоятельств, препятствующих ему явиться за получением предписания или к месту отбывания наказания, предлагаем следующее: в резолютивной части приговора должно также содержаться разъяс-
нение последствий уклонения осужденного от отбывания наказания и его обязанности уведомить учреждение или орган, исполняющий наказание, об уважительных причинах неявки или о неустранимых обстоятельствах, препятствующих его явке, для получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок (добавить ч. 2.1 в ст. 309 УПК РФ).
Однако уважительные причины или неустранимые обстоятельства могут возникнуть и после прибытия осужденного в территориальный орган уголовно-исполнительной системы за получением предписания. Тогда территориальный орган уголовно-исполнительной системы при прибытии осужденного за получением предписания разъясняет ему под подпись обязанность уведомить учреждение или орган, исполняющий наказание, о возникших уважительных причинах неприбытия или неустранимых обстоятельствах, препятствующих явке к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, а также правовые последствия, наступающие в случае невыполнения этого требования (дополнить ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ).
При установлении аналогичных обстоятельств в стадии исполнения приговора суду не предоставлена возможность принятия решения о заключении осужденного под стражу, а также о направлении его в колонию-поселение под конвоем. В связи с этим предлагается внесение дополнения в виде п. 18.2 в ст. 397 УПК РФ.
Таким образом, если осужденный информирует территориальный орган или учреждение, исполняющее наказание, о возникновении неустранимых обстоятельств, препятствующих явке за предписанием, а также самостоятельному следованию к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, направляет в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 399 и п. 18.2 ст. 397 УПК РФ, представление о заключении осужденного под стражу и направлении его в колонию-поселение под конвоем.
Внесение вышеназванных изменений и дополнений в УПК РФ потребует внесения изменений и дополнений в ч. 4 ст. 75.1 УИК РФ в части расширения перечня осужденных, направляемых для отбывания наказания в колонию-поселение под конвоем. Кроме того, неустранимые обстоятельства, препятствующие явке за получением предписания и самостоятельному следованию к месту отбывания наказания, как указывалось ранее, могут быть установлены при вынесении приговора в порядке п. 17 ч. 1 ст. 299 УПК РФ в отношении подсудимого, поэтому ч. 4 ст. 75.1 УИК РФ требует также внесения изменений в части замены слова «осужденный» словами «подсудимый или осужденный».
Часть 6 ст. 75.1 УИК РФ устанавливает, что в случае уклонения осужденного от получения пред-
писания, предусмотренного частью первой указанной статьи, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 4 ст. 60.2 и ч.6 ст. 75.1). Однако УПК РФ не предоставляет суду подобных полномочий (ст. 397). Предлагается восполнить этот пробел путем внесения дополнения в ст. 397, 396 (определяет, что заключение под стражу осужденного разрешается судом по месту его задержания), ч. 1 ст. 399 (предусматривает внесение представления о заключении под стражу учреждением или органом, исполняющим наказание), что позволит привести в соответствие нормы УИК РФ и УПК РФ.
Непринятие мер к уведомлению учреждения или органа, исполняющего наказание, о возникших уважительных причинах или неустранимых обстоятельствах, препятствующих явке, должно расцениваться как уклонение от отбывания наказания. В таких случаях осужденный обязан возместить расходы, понесенные государством, в соответствии с ч. 2, 6 ст. 75.1 УИК РФ в порядке, который будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Террито-
риальный орган уголовно-исполнительной системы по месту отбывания наказания осужденного контролирует уплату осужденным обязательного платежа (требуется включить ч. 9 в ст. 75.1 УИК РФ, а также внести изменения в Инструкцию по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания, утвержденную приказом Минюста России от 6 апреля 2009 г. № 102, и в Административный регламент исполнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный приказом ФСИН России от 18 августа 2005 г. № 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России»).
Предлагаемые изменения и дополнения позволят своевременно выявить уважительные причины невозможности прибытия осужденного в территориальный орган за получением предписания либо к месту отбывания наказания, обозначить ответственность осужденного, мотивировав его к точному исполнению приговора суда, что сократит количество лиц, объявленных в розыск, и государственные расходы, связанные с их розыском, оплатой проезда, обеспечением продуктами питания или деньгами на время проезда (если они были произведены).
IRINAIVANOVNA GUSEVA, phd in law,
vice chair of the department of criminal procedure and criminalistics;
OKSANA NIKOLAEVNA HALAK,
phd in law,
senior lecturer of the department of penal law (Vladimir legal institute of FSIN of Russia), e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF INDEPENDENT MOVEMENT OF CONVICTS TO IMPRISONMENT FOR SERVING SENTENCE IN A COLONY SETTLEMENT, A CORRECTIVE CENTER
Abstract: statistical data demonstrate that the number of the persons which have evaded from obtaining the instruction on independent movement to the place of serving of compulsory labor and the imprisonment in a colony settlement and also which haven't arrived to a colony settlement are annually averaged by 24,000 persons. Such persons are subject to search. Carrying out search actions is followed by public expenditures which can be prevented by timely establishment of the reasons interfering convicts to independently get instructions in the territorial penal entity or in the place of serving sentence.
The authors propose a number of measures which will allow to cut down public expenditures on search by establishing the convict's responsibility, motivating them to exact execution of sentences, by determining respectful reasons for impossibility of timely arrival of convicts to territorial entities or places of serving sentences.
Key words: independent movement for serving sentence, evasion from serving sentence, search actions.
© Guseva I. I., Halak O. N., 2016