https://doi.org/10.24412/2412-9062-2024-3-5
УДК 159.9
ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Ельшаева В.Г., Савченко Д.В.
Российский государственный социальный университет
••••••
PROBLEMS OF PERSONAL IDENTITY IN THE INTERNET SPACE
Victoria G. Elshaeva, Dmitry V. Savchenko
Russian State Social University
Аннотация. В статье освещаются проблемы самоидентичности личности в Интернет-пространстве. В информационном обществе процессы социализации, индивидуализации, самореализации современного человека опосредованы виртуальным интернет-пространством. В процессе интернет-коммуникации конструируется виртуальная идентичность человека. Активными пользователями сети интернет-пространства является молодежь, социализация которых проходит в условиях цифровой трансформации общественных отношений. Представлены результаты особенностей самоидентичности личности в интернет-пространстве среди молодежи. Цель исследования: выявить особенности самоидентичности личности современной молодежи в интернет-пространстве. Методы: теоретические методы; эмпирические методы: тестирование; качественный, количественный, статистический анализ полученных результатов. Результаты исследования показали, что студенческая молодежь наделяет Я-реальное и Я-виртуальное противоречивыми качествами: с одной стороны, эгоистическими чертами, с другой - конформностью и зависимостью. Выявлены различия Я-реального и Я-виртуального: Я-виртуальное оценивается как менее зависимое, более авторитетное, дружелюбное и склонное к сотрудничеству. Выводы: особенности самоидентичности личности студенческой молодежи свидетельствуют о противоречивости и когнитивной нерасчлененности образов Я-реального и Я-виртуального. Виртуальная самоидентичность студенческой молодежи в интернет-пространстве проявляется в восприятии себя как менее зависимого, более авторитетного, дружелюбного и склонного к сотрудничеству.
Ключевые
слова: виртуальная социализация, интернет-пространство, идентификация, само-
идентичность, интернет-активность, виртуальная личность, виртуальная идентичность.
Abstract. The article covers the problems of self-identity of an individual in the Internet space.
In the information society, the processes of socialization, individualization, self-realization of a modern person are mediated by the virtual Internet space. In the process of Internet communication, a person's virtual identity is constructed. Active users of the Internet space are young people, whose socialization takes place in the context of the digital transformation of public relations. The article presents the results of the features of self-identity of an individual in the Internet space among young people. The purpose of the study: to identify the features of self-identity of a person of modern youth in the Internet space. Methods: theoretical methods; empirical methods: testing; qualitative, quantitative, statistical analysis of the obtained results. The results of the study showed that student youth endow the real Self and the virtual Self with contradictory qualities: on the one hand, egoistic features, on the other - conformity and dependence. The differences between the real Self and the virtual Self are revealed: the virtual Self is assessed as less dependent, more authoritative, friendly and inclined to cooperation. Conclusions: the features of self-identity of the individual among student youth indicate the contradictory nature and
cognitive inseparability of the images of the real Self and the virtual Self. The virtual self-identity of student youth in the Internet space is manifested in the perception of themselves as less dependent, more authoritative, friendly and inclined to cooperate. Keywords: virtual socialization, Internet space, identification, self-identity, Internet activity, virtual personality, virtual identity.
Введение. В современном информационно-коммуникативном обществе развитие личности, процессы социализации и индивидуализации современного человека опосредованы многочисленными коммуникациями в виртуальном Интернет-пространстве. Сегодня виртуальные социальные сети Интернет, в которых представлено более миллиона разнообразных сообществ, стали важной сферой жизнедеятельности современного человека. Интернет-пространство выступает как виртуализированная социальная среда, в которой личность устанавливает, расширяет и углубляет социальные связи, формируя специфическую структуру отношений, социализируется, самореализуется, генерирует и потребляет любую, интересующую его информацию.
Проблемы самоидентификации пользователей сети и самоидентичности личности в интернет-пространстве необходимо анализировать в контексте понимания понятия идентичность личности, которая трактуется как «динамическая система представлений личности о самой себе, складывающихся в ходе самоопределения индивида и его определения значимыми для него другими».
Идентичность возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций. Она не является простой суммой принятых личностью ролей и проявляется в развитой форме, когда личность обретает уверенность в направлении своего жизненного пути. Развитие идентичности начинается с первого контакта ребенка и его матери и не заканчивается до тех пор, пока не угаснет человеческое стремление к взаимному утверждению. Э. Эриксон считает, что идентичность может быть внутренне противоречивой, и указывает на несколько форм развития негативной идентичности [8]:
- бегство от интимных отношений - неуверенность в собственной идентичности, неспособность к зрелой психологической близости в общении с другими людьми и страх потери собственной идентичности. Бегство от близости может привести к глубокому чувству изоляции и отчуждения от других;
- нарушение временной перспективы - выражается в утрате реального чувства времени, неспособности реализовать цели в будущем из-за страха неудачи;
- деконцентрация усилий - неуверенность в своих силах и отсутствие воли сосредоточиться на определенной деятельности;
- выбор негативной идентичности - стремление найти идентичность, противоположную той, которую ожидают другие, определяемая необходимостью сохранить собственное пространство от навязывания чужих ценностей.
Идентичность имеет разные измерения. Ее можно рассматривать как континуум, включающий в себя ощущение собственной идентичности, единство разных эго-состояний и чувство принадлежности к группе, позицию, которую Самость занимает по отношению к другим.
Также идентичность рассматривают как совокупность личной и социальной идентичности. Изменения социальной идентичности влияют на общее изменение идентичности. Социальную идентичность можно определить как сумму социальных идентификаций человека. Личностная идентичность состоит из представления человека о себе, своих чертах личности, внешности, способностях, навыках, компетентности и т.д.
Тот факт, что в Интернете люди создают «виртуальных личностей», дает дополнительные возможности для изучения идентичности. Проблема того, как реальное «Я» соотносится с «виртуальной личностью» и где проходят границы между самопрезентацией, симуляцией и самореализацией, является фундаментальным вопросом, возникающим при рассмотрении игры идентичности.
У виртуального человека есть имя или псевдоним. Интернет-пользователи имеют возможность экспериментировать со своей личностью, менять возраст, пол, внешний вид, социальный статус. Люди управляют своей личностью в киберпространстве через выбранное ими имя пользователя, детали, которые они показывают или скрывают, информацию, представленную в их личной сети.
На формирование цифровой личности могут влиять возраст и стремление к самопознанию. Многие исследователи подчеркивают наличие кризиса идентичности в подростковом возрасте, период, характеризующийся туманной природой самого себя. В таких случаях виртуальные персонажи могут служить средством самоисследования [6].
С другой стороны, другая точка зрения предполагает, что развитие виртуальных идентич-ностей в Интернете отражает развивающуюся структуру человеческой идентичности - сдвиг в сторону использования множественных идентичностей в реальной жизни - как следствие социальных преобразований. Переход от индустриального общества к информационному обществу, являющийся отличительной чертой современной эпохи, помещает людей в две различные сферы: материальный социальный мир и безграничную информационную сферу [2].
Первая сфера, социальный мир, придерживается традиционных структур, определяя параметры самокатегоризации и ограничивая индивидов как социальные сущности. И наоборот, информационная сфера, будучи фундаментально безграничной, вынуждает людей решать вопросы самоопределения и исследования идентичности. Установление этой дихотомии достижимо с помощью двух подходов:
Перенос знакомых символов (таких как пол и возраст) из социальной сферы в виртуальную сферу посредством реконструкции своей цифровой личности.
Понимание ценностных ориентаций своих усилий путем активного формирования своей виртуальной идентичности и становления таким образом автономным агентом в информационной сфере.
Решение этих проблем позволяет людям утвердить свою свободу действий не только в социальном мире, но и в цифровой сфере. Примечательно, что современные дискуссии о надвигающейся информационной эпохе подчеркивают значение исследования идентичности как катализатора социального, технического и экономического прогресса. Следовательно, анализ взаимодействия между типами личной идентичности и социальными атрибутами, проведенный Эрихом Фроммом, приобретает вновь обретенную актуальность.
Однако виртуальное проявление информационного пространства существует, прежде всего, как вербальная область, способствующая самопрезентации. Анонимность, невидимость и безопасность - основные характеристики онлайн-общения - дают людям возможность создавать онлайн-личности в соответствии со своими предпочтениями. Невидимость дает людям возможность изменять свою внешность и осуществлять полный контроль над впечатлениями, которые они производят. Примечательно, что заметные проявления экспериментирования с идентичностью в Интернете включают виртуальную «смену пола» и случаи девиантного поведения [1].
Проще говоря, анонимность, обеспечиваемая онлайн-общением, позволяет людям получать новый опыт, включая гендерные исследования.
Анонимность, присущая онлайн-взаимодействию, позволяет пользователям развивать позитивную самооценку, подчеркивая одни черты и намеренно скрывая другие. Люди могут представлять себя в Интернете в более желательной манере, чем они есть на самом деле. Некоторые пользователи охотно раскрывают информацию о себе, другие предпочитают оставаться анонимными. Очевидно, на манеру самопрезентации в сети влияет тип личности.
Активными участниками сетевого информационно-коммуникативного сообщества, наиболее уязвимыми для воздействия современных сетевых технологий, представляются молодые люди как социальная группа «сетевого поколения», социализация которых проходит в условиях цифровой трансформации общественных отношений. Для представителей «сетевого поколения» виртуальные сети и цифровые технологии являются привычным миром, посредством которых они строят свою индивидуальность и индивидуальный on-line мир. Молодые пользователи сети Интернет, погружаясь в виртуальное пространство, «конструируют особую подсистему эго-идентичности - виртуальную идентичность, характеризующуюся структурой и особенностями, опосредованными принятыми в виртуальных сообществах нормами» [10, с. 6]. Вопросы самоидентификации и самоидентичности личности современного молодого человека в Интернет-пространстве сегодня стали актуальной проблемой научного дискурса. В связи с этим нами проведено исследование, целью которого стало выявление особенностей самоидентичности личности в Интернет-пространстве среди молодежи.
Материалы и методы исследования. Исследование, описанное в данное статье, проводилось на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва среди студенческой молодежи 2 курса обучения в количестве 68 человек. Для оценки самоидентичности личности в интернет-пространстве применялась методика Т. Лири, включающая 128 оценочных суждений, каждое из которых респондент оценивал с точки зрения соответствия представлению о Я-реальном и Я-виртуальном. Количественный анализ проводился с использованием описательной статистики, t-критерия Стьюдента, которые позволили определить достоверные различия Я-образов реальной и виртуальной личности среди студенческой молодежи.
Результаты и обсуждение. Результаты, отражающие качества Я-реального и Я-виртуального у студенческой молодежи, показали противоречивый профиль самоидентичности (рис. 1).
О -|-1-1-1-1-1-1-1-
12345678 —^Я-реальное Я-виртуальное
Рисунок 1 - Я-реальное и Я-виртуальное у студенческой молодежи.
Показатели: 1 - авторитарный, 2 - эгоистический, 3 - агрессивный, 4 - подозрительный, 5 - подчиняемый, 6 - зависимый, 7 - дружелюбный, 8 - альтруистический.
Представления о себе реальном у студенческой молодежи показали противоречивый профиль: с одной стороны ведущими выступают эгоистические черты (М = 5,5 ± 0,16), с другой -подчиняемость (М = 6,1 ± 0,24) и зависимость (М = 6,7 ± 0,18). Содержание самооценивания виртуального Я-образа имеет тот же профиль и отличается противоречивостью: с одной стороны доминирование эгоистических черт (М = 5,9 ± 0,28), с другой - подчиняемость (М = 5,4 ± 0,17) и зависимость (М = 5,2 ± 0,29). В ходе статистического анализа с помощью критерия Стьюдента были выявлены достоверные различия Я-реального и Я-виртуального по оценкам авторитарности (р < 0,01), зависимости (р < 0,05) и дружелюбия (р < 0,05).
Выводы. Результаты исследования особенностей самоидентичности личности в интернет-пространстве среди молодежи свидетельствуют о когнитивной нерасчлененности и противоречивости образов Я-реального и Я-виртуального. С одной стороны студенты наделяют Я-реальное и Я-виртуальное эгоистическими чертами, ориентированы на свои потребности и желания, на проявление соперничества; с другой - конформностью и склонностью к подчинению сильному лидеру. Я-виртуальное оценивается как менее зависимое, более авторитетное, дружелюбное и склонное к сотрудничеству, в чем проявляется самоидентичность студенческой молодежи в интернет-пространстве.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, X. Куликэн [и др.]; Под ред. М. Айзенка; Пер. с англ. С.Б. Бенидиктова. - Мн. : Новое знание, 2019. - XVI. - С. 335.
2. Дубенцов М.И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности / М.И. Дубенцов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 - ияь : http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3078 (дата обращения 03.01. 2023).
3. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения : монография. - СПб. : Алеф-Пресс, 2020. - 233 с.
4. Клейберг Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга : автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -СПб., 2020. - 42 с.
5. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности : монография. - М. : Прометей, 2019. - 312 с.
6. Парадокс Эльсберга // Психология. Раздел «Социальная психология. Развитие ЛИЧНОСТИ. Саморазвитие». - URL : http://psixologiya.org/socialnaya/razvitie-lichnosti-samorazvitie/2098-paradoks-elsberga-ili-neteфimost-neopredelennosti.html (дата обращения 04.01.2024).
7. Петровский В.А. Психология: «непредметность предмета» / В.А. Петровский // Труды Ярославского методологического семинара. - Ярославль, 2022. - 248 с.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон; Общ. ред. и предисл. A.B. Толстых; Пер. с англ. - М. : Прогресс, 2020. - 344 с.
1. Psychology: an integrated approach / M. Aizenk, P. Bryant, X. Kuliken [et al.]; Edited by M. Aizenk; Translated from the English by S.B. Benidiktov. - Mn. : Novoe znanie, 2019. - XVI. - P. 335.
2. Dubentsov M.I. Category of uncertainty in psychological science and professional self-determination of personality / M.I. Dubentsov // Modern scientific research and innovations. - 2021. -№ 6. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3078 (date of application 03.01.2023).
3. Kleiberg Yu.A. Fundamentals of psychology of deviant behavior : monograph. - SPb. : Alef-Press, 2020. - 233 p.
4. Kleiberg Yu.A. Socio-pedagogical correction of deviant behavior of adolescents in the field of leisure : abstract of the dis. ... for the degree of doctor of pedagogical sciences. - SPb., 2020. - 42 p.
5. Nartova-Bochaver S.K. The psychological space of personality : monograph. - M. : Prometheus, 2019. - 312 p.
6. The Elsberg Paradox // Psychology. Section «Social psychology. Personal development. Self-development». - URL : http://psixologiya.org/socialnaya/razvitie-lichnosti-samorazvitie/2098-paradoks-elsberga-ili-nete^imost-neopredelennosti.html (date of application 04.01.2024).
7. Petrovsky V.A. Psychology: «non-visibility of the subject» / V.A. Petrovsky // Proceedings of the Yaroslavl methodological seminar. - Yaroslavl, 2022. - 248 p.
8. Erickson E. Identity: youth and crisis / E. Erikson; General editing and preface by A.B. Tolstykh; Transl. from english. - M. : Progress, 2020. - 344 p.
References:
Информация об авторах
Ельшаева Виктория Григорьевна
студентка 2 курса, направление подготовки -клиническая работа в социальной сфере, Российский государственный социальный университет [email protected]
Victoria G. Elshaeva
2nd year Student, field of study -
Clinical Work in the Social Sphere, Russian State Social University [email protected]
Савченко Дмитрий Владимирович
кандидат психологических наук, доцент,
Российский государственный социальный университет [email protected]
Dmitry V. Savchenko
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Russian State Social University [email protected]