8.26. ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Степанов Максим Вячеславович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Нижегородская академия МВД России. Подразделение: кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права. E-mail: stepanov52m@mail.ru
Аннотация
Цели: целями научной статьи является исследование вопросов ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и акцентирование внимания на проблемах, возникающих после отбытия данной меры государственного принуждения.
Методы: при подготовке материала использовалась совокупность методов научного поиска, в частности, применялись диалектический, сравнительно-правовой, системный, логический методы, что позволило рассмотреть проблему комплексно и системно.
Выводы: автор констатирует, что существующий механизм помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, характеризуется бессистемностью и противоречивостью. Несмотря на регламентацию отдельных направлений данной деятельности в уголовно-исполнительном законодательстве, концепция содействия и помощи лицам, отбывшим наказание и освободившимся из мест лишения свободы на федеральном уровне отсутствует.
Значение: результаты проведенного исследования могут представлять интерес для федеральных органов законодательной власти, субъектов, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, студентов, курсантов и слушателей юридических вузов, профессорско-преподавательского состава, научных работников при подготовке учебных и методических материалов по проблемам исполнения уголовных наказаний, а также в ходе научных исследований по пенитенциарным проблемам.
Ключевые слова: исполнение наказания в виде лишения свободы, помощь лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, ресоциализация и адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
THE PROBLEMS OF RESOSCALIZATION THE PERSONS EXECUTED THE SENTENCE OF IMPRISONMENT
Stepanov Maksim Vyacheslavovich, PhD at Law, associate professor. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: Nizhny Novgorod Academy of MIA Russia. Department: Criminal and Penal Law chair. E-mail: stepanov52m@mail.ru
Annotation
Objectives: The aims of the scientific article are to study the issues of resocialization of persons who have executed the sentence of imprisonment and to focus on problems that arise after the execution of this state coercive measure.
Methods: the set of methods of scientific research was used in the process of material preparation, in particular, dialectical, comparative legal, systemic, and logical methods were applied. It made it possible to consider the problem in a comprehensive and systemic way.
Conclusions: the author notes that the existing mechanism of assistance to persons who have executed the sentence of imprisonment is characterized by unsystematic and controversy. Despite the regulation of certain areas of this activity in the penal enforcement legislation, there is no concept of aid and assistance to persons who have served their sentence and released from places of deprivation of liberty at the federal level.
Meaning: the results of the research can be used by the federal bodies of the legislative branch, the subjects implementing the state policy in the sphere of execution of criminal penalties, students of law schools, faculty, researchers in the preparation of educational and methodological materials on the problems of execution criminal penalties, as well as in the course of scientific research on penitentiary problems.
Keywords: execution the sentence of imprisonment, assistance to persons who have served a sentence of imprisonment, resocialization and adaptation of persons who have executed a sentence of imprisonment.
Задаваясь вопросом о роли и значении уголовно-исполнительной системы в современных условиях, следует признать, что она выполняет важнейшую социальную миссию - участвует в восстановлении социальной справедливости, попранной в результате совершения преступления. Для достижения этого результата создана и функционирует система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Особое место в ней занимают исправительные учреждения, реализующие государственную волю по исполнению наиболее строгих мер принуждения - связанных с лишением свободы. Так повелось, что деятельность указанных учреждений окутана некой аурой жестокости и романтики, которая привлекает внимание как специалистов в области пенитенциарного права, так и обывателей [1, с. 8-10]. Интерес к функционированию исправительных учреждений также обусловлен продолжающимся реформированием уголовно-исполнительной системы, результативность которого, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.
Одна из особенностей исправительных учреждений, придающих ей негативный окрас, заключается в том, что обстановка, сложившаяся внутри этих «мини-государств» характеризуется как довольно сложная и явно неблагоприятная. В самом деле, в исправительных учреждениях в настоящее время отбывают наказание преимущественно лица, имеющие низкий уровень образования, культуры, правосознания, значительное число осужденных - фактически представители социального дна.
Бесспорно, что большинство осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, даже до осуждения не были включены в социально одобряемую и позитивную общественную деятельность. Нахождение, особенно длительное, в условиях строгой изоляции от общества, вряд ли будет способствовать улучшению социального здоровья спецконтингента. Наоборот, можно утверждать, что после освобождения указанные граждане лишь обострят свои негативные качества или что еще хуже, приобретут новые криминальные таланты и качества.
Не обращаясь в рамках настоящей статьи к проблеме эффективности исправительного воздействия на осужденных в период отбывания лишения свободы, позволим высказать некоторые соображения по поводу положения дел в сфере помощи и адаптации тех лиц, которые уже отбыли сроки заключения и вернулись в «здоровое» общество.
Итак, начнем с того, что выскажем следующий тезис - в целях успешной ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, акцент необходи-
мо делать на тех формах поддержки, которые связаны с решением вопросов, имеющих приоритетное значение для любых граждан (жизненноважных). К их числу относятся два основных направления - бытовое устройство и трудовое устройство [2; 3, с. 11-15].
Об указанных формах ресоциализации говорит и один из первых нормативных актов субъектов Российской Федерации, посвященных вопросам социальной адаптации бывших осужденных - Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 2009 года № 92-з «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» [4].
В ст. 2 данного нормативного акта закреплено, что социальная адаптация (ресоциализация - М.С.) направлена, прежде всего, на оказание бывшим осужденным содействия в социально-бытовом и трудовом устройстве.
Рассматривая вопрос трудоустройства, приведем примеры положительного опыта его решения в некоторых субъектах Российской Федерации.
В 2017 году в Пензенской области был принят закон № 3030 «О квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, проживающих в Пензенской области».
В данном нормативно-правовом акте предусмотрено положение о квотировании рабочих мест для лист, освободившихся от отбывания лишения свободы, на предприятиях в зависимости от общей численности работников. Так, если количество работников более 100 человек, квота составляет один процент от среднесписочного числа работников. Осуществляя расчет работодатель вправе округлять количество квотируемых рабочих мест до целого числа в сторону уменьшения.
В том случае, если количество работников составляет в пределах от 35 до 100 человек, то законом предусмотрена квота для трудоустройства лиц указанной категории в размере одного рабочего места.
При оценке исполнения требования, закрепленного в рассматриваемом нормативном акте, необходимо исходить из того, что работодатель трудоустроил лицо, относящееся к соответствующей категории в соответствии с требованиями трудового законодательства. Таким образом, неофициальное привлечение бывших осужденных к выполнению трудовой функции, когда с ними не заключается трудовой договор не свидетельствует о выполнении требований, указанных в законе.
Из рассмотренного императива имеется исключение. В случае, если работодателем является общественное объединение инвалидов и образованные ими организации, предусмотрено освобождение от соблюдения соответствующих квот для приема на работу лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Оценивая положения Закона Пензенской области о квотировании рабочих мест для лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, следует высказать одно сомнение. Исходя из того, что многие работодатели не заинтересованы в приеме на работу лиц с уголовным прошлым, хотя такая обязанность на них возложена соответствующим законом, нельзя исключать тот факт, что подобное трудоустройство будет носить формальный характер, создавая видимость трудовой деятельности при фактическом ее отсутствии
По сообщению УФСИН России по Ульяновской области в июле 2017 года с участием трех сторон (Агентство по развитию человеческого потенциала Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области и УМВД России по Ульяновской области) подписано соглашение, предусматривающее оказание помощи в трудоустройстве лицам, освобожденным от отбывания
наказания в виде лишения свободы. Стороны приняли на себя ряд обязательств по работе с осужденными, в том числе теми, которые только готовятся к освобождению и находятся в исправительных учреждениях. В частности, предусмотрено проведение различных информационных мероприятий, индивидуально-профилактической работы, в том числе адресной, оказание содействия в устройстве на работу. Рассматриваемый опыт в полной мере можно отнести к положительному, поскольку объединение усилий различных субъектов способствует более эффективному решению проблем, стоящих перед бывшими осужденными, а, следовательно, позволит осуществить успешную адаптацию указанных лиц после освобождения [5].
ГУФСИН России по Красноярскому краю в 2013 году начало реализацию проекта, заключающегося в социальном сопровождении лиц, освободившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы. Мероприятия по сопровождению бывших осужденных осуществляет специальная служба, являющаяся аналогом служб пробации, которые функционируют за рубежом. Основные направления деятельности новой структуры заключаются в решении элементарных жизненных вопросов, в числе которых, проблемы трудового и бытового устройства, восстановление социально-полезных связей и оказание осужденным бесплатной юридической помощи. Интересно, что все сотрудники указанного объединения пенсионеры уголовно-исполнительной системы Красноярского края, имеющие значительный практический опыт работы с спецконтингентом.
В процессе работы службы в Красноярском крае к ее сотрудникам обратилось несколько тысяч человек. В течение первого года работы с различными вопросами обратилось более 600 человек, причем как освободившихся из мест лишения свободы, а также и осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Абсолютное большинство граждан было озадачено проблемой трудоустройства, около 50 человек обратилось с просьбой о предоставлении временного жилья, значительное число обратившихся нуждалось в юридическом консультировании.
Довольно эффективно организована работа по трудоустройству бывших осужденных. Этим занимается специализированное кадровое агентство, сотрудники которого помогают готовить характеристики на бывших осужденных, резюме, в которых отражают имеющиеся трудовые навыки, профессии и прочую необходимую информацию. Залогом успешной деятельности в сфере трудоустройства является наличие договоренностей с рядом руководителей предприятий региона, которые обеспечивают потребность в рабочих местах для лиц, освободившихся от отбывания наказания. Наиболее востребованные специальности - рабочие, в частности те, навыки которых были приобретены в период отбывания срока наказания.
В рамках проекта создана служба социального сопровождения, специалисты которой осуществляют постоянный контроль за бывшими осужденными, включающий проверку по месту жительства и работы, встречи с родственниками, проведение воспитательных и профилактических бесед. В случае выявления фактов асоциального поведения бывших осужденных, немедленно выясняются причины и принимаются меры, направленные на недопущение подобных инцидентов в будущем.
Характеризуя данный опыт, следует отметить, что на первоначальном этапе перед службой стояла лишь одна задача - помощь в поиске работы. Но со временем в службу стали обращаться и по иным вопросам -восстановление личных документов, предоставление временного места жительства и регистрация в указанном месте.
Поведение проживающих в центре лиц, контролируется волонтерами, при необходимости, при участии сотрудников полиции. Говоря о полезности данной работы, следует привести некоторые цифры. Так, один из наиболее негативных показателей преступности -рецидив. Среди лиц, обратившихся в службу социального сопровождения, он составляет около 6%. По мнению сотрудников ГУФСИН России по Красноярскому краю, рецидивная преступность среди подопечных службы социального сопровождения не превысит 18% [6].
Обращаясь ко второй проблеме - социально-бытовому устройству бывших осужденных, следует отметить, что государство в лице ФСИН России, пытается уделять внимание бывшим осужденным. В течение последних лет в отдельных регионах страны реализуются проекты по функционированию, так называемых, социальных гостиниц для лиц, освободившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы. В качестве иллюстрации приведем пример деятельности одной из общественных организаций, которая при поддержке Общественного совета реализует программу: «Специализированная биржа труда для освободившихся заключенных». Лицам, которые обратились за помощью, предлагается весь комплекс услуг, включающий социальную гостиницу, бюджетную столовую, оказание психологической помощи, правовой консультационной поддержки [7].
Интересен опыт Оренбургской области, в которой для реализации государственной политики в сфере социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, принята областная целевая программа «Социальная реабилитация и адаптация в Оренбургской области лиц, освободившихся из мест лишения свободы». Данная программа предусматривает различные мероприятия, обеспечивающие восстановление социального статуса лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, их социальную реабилитацию и адаптацию. Отрадно, что в реализации программы задействована целая сеть социальных институтов и структур, работающих с данной категорией лиц. Так, в целях решения проблем жизнеустройства бывших осужденных, функционируют такие учреждения, как: «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Феникс» (г. Орск) на 60 мест и «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Шанс» (г. Оренбург) на 60 мест.
Кроме этого, в области действует государственное учреждение социального обслуживания «Имангулов-ский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», которое предоставляет услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности за совершение преступлений, освободившимся из мест лишения свободы, либо ранее судимым. В настоящее время в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов проживает 53 человека из числа ранее судимых.
Временный приют, помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы, оказывают такие муниципальные учреждения, как: «Центры социального обслуживания населения», действующие в каждом городском округе и муниципальном районе области. Все нуждающиеся обеспечиваются одеждой, предметами первой необходимости, продуктовыми наборами или горячим питанием, им оказывается содействие в дальнейшем жизнеустройстве.
Кроме того, действуют двусторонние соглашения о сотрудничестве по оказанию социальной помощи осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации, между УФСИН России по Оренбургской области и государственными учреждениями социального обслу-
живания, в рамках которых принимаются меры по получению или восстановлению осужденными документов, удостоверяющих личность осужденного [8].
В Санкт-Петербурге функционирует система социальной профилактики, адаптации и ресоциализации, правовой и психологической помощи в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В рамках своих полномочий в работе в данной системе принимают участие правоохранительные и общественные формирования города и области.
Городскими и районными учреждениями Санкт-Петербурга оказывается необходимая поддержка лиц, освободившихся из исправительных учреждений и не имеющих определенного места жительства. В существующую систем входят государственные центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (ЦСА) на 125 мест. Центры оказывают содействие в восстановлении утраченных документов, проводят консультирование по порядку обращения в различные инстанции, бывшие осужденные обеспечиваются вещевой помощью, выдаются сухие пайки, обеспечивается одноразовое питание.
В настоящее время сложилась ситуация, связанная с тем, что указанные центры размещают преимущественно лиц мужского пола. Это связано с объективными причинами, поскольку количество осужденных мужчин значительно превышает женскую часть преступности. Одновременно с этим правоохранительные органы отмечают увеличение числа преступлений, совершаемых женщинами. Кризисные процессы в социально-экономической сфере способствовали росту данного показателя и одновременному повышению общественной опасности совершаемых данной категорией лиц деяний. Нужно заметить, что о необходимости создания специализированного учреждения, обеспечивающего социальную адаптацию лиц женского пола, освободившихся из мест лишения свободы, впервые заговорили еще в 2007 году.
Весной 2010 года состоялось заключение соглашения о сотрудничестве между Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, ГУФСИН, СПбГУ «Кризисный центр помощи женщинам» и общественной организацией «Врачи детям» в рамках которого планировалась реализация проекта по организации поддержки бывших осужденных-женщин, их медико-социальной адаптации. Особое значение приобрела поддержка ВИЧ-инфицированных женщин, имевших малолетних детей. В реализацию соглашения была проведена работа по созданию специализированного отделения реабилитации и адаптации женщин, оказавшихся в сложной ситуации. Основная задача заключалась в оказании комплексной помощи женщинам, в особенности ВИЧ-инфицированным, освободившимся из пенитенциарных учреждений. Для успешной реализации проекта организована переподготовка сотрудников учреждений социальной защиты населения, уголовно-исполнительного ведомства, а также взаимодействующих с ними структур. Важно то, что работа организуется не только с теми женщинами, которые уже освободились из мест изоляции, но и с теми, кто только готовится к этому ответственному этапу. Координаторы проекта уверены, что деятельность рассматриваемого центра будет способствовать более эффективной социальной адаптации женщин после освобождения и положительно повлияет на уровень женской рецидивной преступности [9].
В качестве вывода отметим следующее. Оценивая существующий механизм ресоциализации бывших осужденных, следует признать, что действующее уголовно-исполнительное законодательство данному направлению уделяет недостаточное внимание. Вопросы правового регулирования оказания помощи бывшим
осужденным регламентированы лишь нормами главы 22 УИК РФ. Назрела необходимость разработки и принятия самостоятельного, отвечающего современным реалиям закона (концепции), который детально регламентировал бы вопросы организации и осуществления мероприятий, обеспечивающих достойное возвращение в общество лиц, подвергнутых наказанию в виде лишения свободы.
Несмотря на то, что в начале 90-х годов прошлого века был разработан проект Закона «О социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, а также утративших социально полезные связи» [10, с. 267271] в настоящее время подобный федеральный нормативный акт не принят. В то же время на территории отдельных субъектов Российской Федерации принимаются законы, преследующие цель создания механизма, обеспечивающего возврат к нормальной жизни бывших осужденных. К сожалению, данная работа характеризуется эпизодичностью, отсутствием единого, научно-обоснованного подхода к организации данного процесса. Полагаем, что под эгидой Правительства Российской Федерации, при активном участии представителей общественности, ФСИН России, научных организаций и других заинтересованных сторон, необходимо инициировать работу по подготовке подобного документа.
Список литературы:
1. Эльдеров Р.З. Вопросы ресоциализации осужденных в контексте психолого-педагогического воздействия на ценностно-смысловую сферу личности // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 6.
2. Полагаем, что в решении этих двух вопросов государство должно играть первостепенную роль и реали-зовывать программы, направленные на жилищное устройство нуждающихся и обеспечение их трудовой занятости. Наши оппоненты могут усомниться в реализуемости данных направлений. В самом деле, как решить вопрос обеспечения жильем, если имеется огромное число правопослушных граждан, не имеющих какого-либо социального жилья и остро в нем нуждающихся. А наше предложение может вызвать критику. Но как бы там ни было, к решению данной проблемы необходимо стремиться. Поскольку отсутствие у бывшего осужденного своего угла с неизбежностью приведет к рецидиву. Хотя мы признаем и то, что наличие жилого помещения у бывшего осужденного безусловно не является гарантией его последующего правопослушного поведения. В качестве рабочего варианта предлагается следующий алгоритм: предоставление жилого помещения при условии обязательного трудоустройства. Но данный механизм может эффективно функционировать только при наличии государственного контроля.
3. Баранов Ю.В. Проблемы ресоциализации и механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 5.
4. Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 2009 года № 92-з «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс]: //http://docs.cntd.ru/ document/935115895 (Дата обращения 29.06.2018).
5. URL: http://prisonlife.nj/trud/4461-v-ulyanovskoy-ob-lasti-grazhdanam-osvobozhdayuschimsya-iz-iTiest-Nsheni-ya-svobody-pomogut-s-trudoustroystvom.html (Дата обращения 02.07.2018).
6. URL: http://24.fsin.su (Дата обращения 05.06.2018).
7. Российская газета. - № 4795. - 20 ноября 2008 г.
8. URL: http://prisonlife.ru/trud/1339-reabilitaciya-osuzh-dennyy-sudimost.html (Дата обращения 02.07.2018).
9. URL: http://prisonlife.ru/trud/1196-socialnaya-adapta-ciya-i-resocializaciya-zhenschin-osvobozhdennyh-iz-mest-lisheniya-svobody.html (Дата обращения 29.06.2018).
10. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. - М., 2003.
Рецензия
на научную статью кандидата юридических наук, доцента Степанова Максима Вячеславовича на тему: «Проблемы ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы».
В представленной на рецензирование научной статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемами ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Характеризуя актуальность рукописи, следует отметить, что процесс ресоциализации, представляющий собой важное направление государственной политики, состоит из нескольких стадий (этапов): 1) организация подготовки к освобождению; и 2) комплекс мероприятий, реализуемых после освобождения из мест лишения свободы.
Автор справедливо отмечает, что наказания, связанные с изоляцией от общества, отбывание которых происходит с изъятием осужденного из привычной среды, - влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Неизбежно меняется личность самого осужденного, причем не всегда в лучшую сторону. В этой связи задача общества и государства заключается в том, что после освобождения осужденных и возвращения их в прежнее социальное окружение, необходимо обеспечить реализацию комплекса мер по поддержке и оказанию содействия данным лицам.
Как свидетельствуют статистические данные, основная масса преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на первые три года после освобождения. Наиболее сложное для адаптации время включает период от трех до шести месяцев. Именно в это время необходима наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Игнорирование данного обстоятельства с неизбежностью приведет к росту рецидивной преступности, и, в конечном счете, увеличению тюремного населения.
Представленный материал удачно структурирован. Стиль изложения логичный и понятный.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующий вывод: научная статья, подготовленная М.В. Степановым, представляет самостоятельное, актуальное исследование, соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Рецензент -
Профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент Петрянин Алексей Владимирович.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 83,03%.