Научная статья на тему 'Проблемы регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации на примере электроэнергетики'

Проблемы регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации на примере электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / НЕДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ДОСТУП / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКА / ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫЕ СФЕРЫ / COMPETITIVE RELATIONS / ELECTRIC POWER INDUSTRY / NON DISCRIMINATORY ACCESS / ANTIMONOPOLY LEGISLATION / MARKET LIBERALIZATION / NATURAL MONOPOLY SPHERES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревина Мария Валерьевна

В статье затронут вопрос о наиболее важных проблемах регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации в электроэнергетике. На примере реформирования электроэнергетики демонстрируется, какой широкий круг вопросов должен быть решен в законодательстве для внедрения реальных конкурентных отношений в отрасль. В ходе проведенного исследования автор дает характеристику каждой проблеме и предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF ELECTRIC POWER INDUSTRY

The article touched on the most important question of regulation of competitive relations in Russian Federation in the electric power industry. On the example of the electric power industry it is shown what a wide range of issues must be solved in legislation for the introduction of real competitive relations in the industry. In the course of study, the author gives the characteristic to each problem and offers the way of their solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации на примере электроэнергетики»

УДК 339.9:621.3(47)

Ревина Мария Валерьевна

аспирантка кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права тапБИка3121@ yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Revina Mariya Valerievna

post-graduate student of the chair of entrepreneurial and finance law, Baikal State University of Economics and Law marishka3121 @yandex.ru

PROBLEMS OF REGULATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF ELECTRIC POWER INDUSTRY

Аннотация:

В статье затронут вопрос о наиболее важных проблемах регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации в электроэнергетике. На примере реформирования электроэнергетики демонстрируется, какой широкий круг вопросов должен быть решен в законодательстве для внедрения реальных конкурентных отношений в отрасль. В ходе проведенного исследования автор дает характеристику каждой проблеме и предлагает пути их решения.

Ключевые слова:

конкурентные отношения, электроэнергетика, недискриминационный доступ, антимонопольное законодательство, либерализация рынка, естественномонопольные сферы.

The summary:

The article touched on the most important question of regulation of competitive relations in Russian Federation in the electric power industry. On the example of the electric power industry it is shown what a wide range of issues must be solved in legislation for the introduction of real competitive relations in the industry. In the course of study, the author gives the characteristic to each problem and offers the way of their solutions.

Keywords:

competitive relations, electric power industry, non discriminatory access, antimonopoly legislation, market liberalization, natural monopoly spheres.

Рассмотрим становление конкурентных отношений на примере отдельной отрасли-электроэнергетики. Электроэнергетика в качестве примера выбрана не случайно. Российская электроэнергетика имеет свои особенности [1, с. 10]. Так как электроэнергетика является одной из отраслей, в которых внедрение конкуренции достаточно сложно. Таким образом, взяв в качестве примера электроэнергетику, мы имеем возможность проанализировать и проблемы, влияющие на конкурентные отношения в конкурентных сферах бизнеса, и проблемы должны решаться в естественно-монопольных сферах.

На примере реформирования электроэнергетики демонстрируется, какой широкий круг вопросов должен быть решен в законодательстве для внедрения реальных конкурентных отношений в отрасль. Это и становление новых договорных отношений, и решение проблем ценообразования, и, конечно, появление конкурентоспособных хозяйствующих субъектов в достаточном количестве, правильное установление ограничений, решение проблемы недискриминационного доступа, вернее определение границ рынка, исходя из специфики товара и многое другое.

Например, проблема «дискриминации» при установлении тарифов. Одной, из наиболее важных проблем, которая присутствует во многих отраслях, в которых применяется регулирование цен, является предоставление более льготных тарифов одним потребителям, чем другим. На практике предоставление льготных тарифов на оптовом рынке приводит к негативным последствиям и на розничных рынках и соответственно мешает развитию нормальных конкурентных отношений.

На данном рынке на одной части вводится свободное ценообразование, а на другой - остается государственное регулирование тарифов.

Все это свидетельствует о том, что говорить об абсолютно свободном ценообразовании на части рынка, если на другой остается государственное регулирование цен, невозможно.

Как отмечают исследователи данного вопроса, «в процессе многолетнего развития электроэнергетики в мире было выработано много различных систем, чтобы, с одной стороны, учесть особенности использования энергии теми или иными потребителями, их требования, исключив тем самым перекрестное субсидирование одних за счет других, с другой стороны, - учесть те затраты у производителя энергии» [2].

Выбор оптимальной тарифной системы является одним из принципиальных моментов на пути становления конкурентных отношений. Разные субъекты рынка - производители, перепродавцы, покупатели - имеют разные интересы. Законодатель должен попытаться решить этот вопрос с наиболее полным учетом интересов всех субъектов. Это далеко не просто.

Одним из важных направлений регулирования конкурентных отношений является решение проблемы «недискриминационного доступа». Являясь монополистом на рынке определенных услуг, в доступе к которым заинтересованы различные участники рынка, монополист должен быть поставлен в такие условия, чтобы у него не было «собственного интереса» в предоставлении данных услуг одним лицам на условиях более благоприятных, чем другим. Кроме того, даже при желании оказать услуги одним субъектам на условиях более благоприятных, чем другим, монополист не должен иметь такой возможности.

Проблема недискриминационного доступа должна решаться по трем направлениям: создание «независимого» субъекта, предоставляющего услуги, разработка специального порядка предоставления услуг, обеспечивающего недискриминационность, применение мер антимонопольного законодательства.

Те «механизмы» распределения пропускной способности, которые используются в российском законодательстве (в том числе обслуживание в порядке очереди), являются нерыночными. Во многих зарубежных странах от них отказались и перешли на применение новых, рыночных механизмов распределения пропускной способности.

В специальном Порядке предоставления услуг должно найти отражение следующее: прежде всего, должны быть четко определены критерии, на основании которых происходит доступ к услугам, если указан такой критерий, как «техническая возможность оказания услуг», должно быть определено, что под этим понимается, открытость информации, решение проблемы совместимости сетей и расширения сетей, использование публичного договора.

Если до проведения реформы субъекты розничного рынка могли приобретать электроэнергию исключительно у своей энергоснабжающей организации, то в настоящее время на розничных рынках возможна конкуренция среди продавцов.

В связи с этим мы подробно остановимся на следующем вопросе - способно ли законодательство о реформировании электроэнергетики повлиять на развитие конкурентных отношений между генерирующими компаниями?

Конкуренция между генерирующими компаниями должна появиться именно за счет новых субъектов оптового рынка - ОГК и ТГК.

Была возможность разработать законодательство о реформировании электроэнергетики таким образом, чтобы новые генерирующие компании не стали новыми монополистами взамен старых. Для достижения этой цели в законодательстве должны быть прописаны принципы и условия формирования новых структур [3, с. 132].

Реформирование электроэнергетики в России опиралось на опыт реформирования зарубежных стран.

Для стимулирования конкуренции должны разрабатываться механизмы, ограничивающие доминирующее положение генерирующих компаний на оптовом рынке электроэнергии. В случае превышения устанавливаемого предела выработки электроэнергии генерирующая компания обязана либо продать избыточные мощности, либо разделиться на несколько компаний, либо в отношении этой компании будет применяться государственное регулирование цен, объемов производства.

17 февраля 2011 г. завершился один из ключевых этапов реформы электроэнергетики - либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности. Приняты ключевые нормативные документы: правила долгосрочного рынка мощности и параметры договоров на поставку мощности, определяющие ответственность энергокомпаний за ввод новых электростанций.

Нас интересуют нормы, направленные на развитие конкуренции и недопущения новых монополистов взамен старых. Это могут быть, к примеру, ограничения, касающиеся приобретения пакета акций одними и теми же лицами в разных ОГК и ТГК. В законодательстве зарубежных стран при проведении реформирования имели место различные ограничения. К примеру, при проведении реструктуризации электроэнергетики в Аргентине три крупнейшие компании были разделены на независимые акционерные общества и при этом «одному производителю не разрешается контролировать более 10 % установленной мощности системы [4, с. 235].

В зарубежном законодательстве встречаются и иные нормы, дающие новые преимущества новым компаниям или устанавливающие ограничения для крупных генераторов. Таким образом, новые и мелкие операторы получают преимущества в конкуренции с более крупными и доминирующими предприятиями.

Как это ни странно, но в законодательстве о реформировании электроэнергетики России нормы конкурентной направленности крайне малочисленны.

Прежде всего неверным было при решении вопроса о конфигурации генерирующих компаний рассчитывать рыночную долю применительно к двум ценовым зонам.

Как известно, первая ценовая зона включает Европу и Урал, вторая-Сибирь. В соответствии с правилами оптового рынка равновесная цена электроэнергии формируется применительно к узлам расчетной модели энергосистемы. Цены определяются по результатам торгов, проводимых НП «АТС» по каждому узлу расчетной модели на основе заявок покупателей и продавцов. Таким образом, формально при определении доли генерирующих компаний принималось во внимание, чтобы эта доля не превышала 35 % в каждой из двух ценовых зон, а фактически цена определяется применительно к узлам расчетной модели.

Следует отметить, что у ряда специалистов вызывает вопрос то, почему цена привязана к узлам расчетной модели и почему для расчета цен отобрано 6 000 узловых точек. Как пишут исследователи, «чем больше точек для ценообразования, тем больше возможностей для обмана потребителей...»

Реформа электроэнергетики в России по-своему уникальна. Не секрет, что либерализация электроэнергетики была необходима, прежде всего, для создания соответствующей инвестиционной привлекательности отрасли. Однако либерализация рынка электроэнергии вовсе не означает появления реальной конкуренции на рынке.

Одним из основных условий создания конкурентных отношений на любом рынке является отсутствие доминирования. И если брать Россию в целом, то есть единый оптовый рынок электроэнергии, то множество продавцов и отсутствие доминирования на рынке электроэнергии обеспечивается в полной мере. Однако частью выделенных из РАО «ЕЭС России» компаний владеют одни и те же собственники.

Для целей антимонопольного регулирования ФАС России оценивает доминирование поставщиков на рынке электроэнергии по зонам свободного притока мощности. Абсолютно во всех зонах превышен установ-

ленный в Федеральном законе «Об электроэнергетике» порог доминирования в 20 %, то есть к любой из соответствующих компаний формально могут применяться меры антимонопольного регулирования.

Рынок электроэнергии в России построен таким образом, что факторы отсутствия или наличия конкуренции, в конечном счете, вообще мало сказываются на ценообразовании. В конечном счете, от постреформенной либерализованной электроэнергетики ждали снижения цен, однако даже кардинальное снижение спроса не привело к снижению цен для потребителей.

В то время как на оптовом рынке цены упали, на розничных рынках стоимость электроэнергии для потребителей наоборот значительно выросла. Все дело в сложности реализации прямой трансляции цен на розничные рынки. Розничный рынок в России вообще устроен так, что повышение цен на НОРЭМ откликается ростом цен в рознице. Снижение цен на НОРЭМ выгодно лишь малой части крупных потребителей, а для остальных цены снова растут.

В Европе на создание адекватных ценовых взаимосвязей между оптовыми и розничными рынками тратились огромные государственные деньги, в первую очередь на субсидирование установки систем коммерческого учета электроэнергии у потребителей.

В настоящее время в отношении тарифов в электроэнергетике применяется государственное регулирование. В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами. В соответствии со ст. 4, 6 ФЗ «О естественных монополиях» государственное регулирование действует в сфере энергетики в отношении цен на оплату деятельности субъектов естественных монополий.

Так, с 01.01.2011 предполагается полностью либерализовать оптовый рынок электроэнергии, поправки в законодательство запрещают с этой даты государственное тарифообразование. Для населения государственное регулирование тарифов на электроэнергию будет сохраняться до 2014 г. Следует признать, что свободные цены на электрическую энергию в переходный период должны вводиться постепенно и сопровождаться мерами государственного ценового регулирования, которые выступают в качестве гарантий стабильной экономической политики.

Это не означает полного отказа от государственного регулирования тарифов на электрическую энергию. Данную функцию государство может осуществлять посредством установления предельно минимального и или максимального уровня цен, а также путем установления цены на максимально доступную генерирующую мощность. В том числе государственному регулированию будут подлежать цены на электрическую и тепловую энергию, поставляемую в условиях отсутствия или ограничения конкуренции злоупотреблений монопольным положением, а также в чрезвычайных случаях. Критерии и порядок такого регулирования определяются Правительством.

Например, только за 2009 г. ФАС России рассмотрено 1 331 дело по фактам злоупотребления доминирующим положением, 2/3 которых относятся к компаниям, осуществляющим естественномонопольные виды деятельности в сфере электроэнергетики.

Необходимо принять во внимание то, что рыночная сила производителей электроэнергии будет определяться не только долей на рынке. Надо учитывать и другие факторы, в том числе сетевые ограничения; объем спроса и предложения; погодные условия.

Можно сделать вывод, что развитие конкуренции в области электроэнергетики будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений: скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности; создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке; создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии по оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимости транслируемой нерегулируемой цены на электроэнергию розничным потребителям; обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Гаврин А.С. Об «Энергетической стратегии России на период до 2020 г» и структурной реформе в электроэнергетике // Энергетическая политика. 2001. Вып. 1.

2. Варламова А.Н. Правовые проблемы реструктуризации электроэнергетики // Законодательство. 2002. №12. С. 17-18.

3. Лычагин М., Меламед Л., Бокарева С., Грехов А. Развитие рынков электроэнергии в различных регионах мира // Рынки электроэнергии: проблемы развития. Новосибирск, 1999.

4. Хоуп Э., Меламед Л.Б., Лычагин М.В. Рыночная политика. Новосибирск, 2001.

1. Gavrin A.S. Ob «Energeticheskoy strategii Rossii na period do 2020 g» i strukturnoy reforme v elektroenergetike // Ener-geticheskaya politika. 2001. Issue 1.

2. Varlamova A.N. Pravovye problemy restrukturizatsii elektro-energetiki // Zakonodatel'stvo. 2002. No.12. P. 17-18.

3. Lychagin M., Melamed L., Bokareva S., Grehov A. Razvitie rynkov elektroenergii v razlichnyh regionah mira // Rynki el-ektroenergii: problemy razvitiya. Novosibirsk, 1999.

4. Houp E., Melamed L.B., Lychagin M.V. Rynochnaya politika. Novosibirsk, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.