УДК 339.727.22 О. В. Гордячкова
ББК 65.263.23 Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В условиях необходимости повышения эффективности инвестиционной политики в России актуальным становится вопрос привлечения иностранных инвестиций. Основной целью разработки национальной инвестиционной политики должна быть их концентрация в отраслях, обеспечивающих наращивание производственного потенциала и повышение международной конкурентоспособности. Поэтому привлечение иностранных инвестиций должно стать органичной частью общей инвестиционной политики, разрабатываемой правительством. В работе исследуются этапы формирования политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций в национальной экономике, анализируется степень развития ее элементов. На основе анализа проблем, влияющих, по мнению иностранных инвесторов, на инвестиционный климат в России, определяются дальнейшие направления совершенствования регулирования иностранных инвестиций: совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса; упрощение административных процедур; развитие инфраструктуры, в том числе энергетической, транспортной, финансовой; улучшение инвестиционного имиджа России и ее регионов.
Ключевые слова: иностранные инвестиции; национальное регулирование иностранных инвестиций; политика привлечения и использования иностранных инвестиций.
О. V. Gordyachkova
Baikal State University of Economics and Law
PROBLEMS OF NATIONAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS
With the need to improve the efficiency of the investment policy in Russia, the issue of attracting foreign investments into the national economy is becoming more urgent. The process of working out national investment policy should be targeted at concentrating foreign investments in the sectors that build up productive capacity and increase international competitiveness. Therefore, attracting foreign investments should become an integral part of the investment policy developed by the federal government. The author analyzes stages of working out the national policy of attracting and using foreign investments, and the degree of development of its elements. Having analyzed the problems that, as foreign investors assume, affect the investment climate, the author determines ways of further improvement of foreign investments regulation, which include updating the regulatory framework of the investment process, simplifying the administrative procedures, developing power, transport and finance infrastructure, and improving the investment image of Russia and its regions.
Keywords: foreign investments; national regulation of foreign investments; policy of attracting and using foreign investments.
Снижение эффективности проводимой инвестиционной политики в российской экономике и не до конца преодоленный мировой экономический кризис обусловливают необходимость интенсификации усилий по привлечению иностранных инвестиций как неотъемлемой составляющей инвестиционных ресурсов национальной экономики. Целенаправленное воздействие на инвестиционные ресурсы должно обеспечивать наращивание производственного потенциала и повышение международной конкурентоспособности национальной
© О. В. Гордячкова, 2013
экономики, что обеспечивается путем разработки политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций.
Политика привлечения и использования иностранных инвестиций (далее — ИИ-политика) должна базироваться на следующих принципах:
- интеграция в общую инвестиционную политику государства;
- учет мнений и предложений заинтересованных сторон при ее разработке;
- постоянная актуализация и гибкость;
- обеспечение национальной экономической безопасности страны;
- обеспечение защиты иностранных инвесторов с точки зрения предоставляемых гарантий;
- обеспечение стабильных и предсказуемых условий осуществления иностранных инвестиций.
Любая политика разрабатывается и реализуется по определенным этапам.
На первом этапе для формирования базы принятия управленческих решений необходима оценка состава и структуры иностранных инвестиций в экономику России в отраслевом и региональном аспектах. Результатом данного этапа должна быть полная и неискаженная информация об уровне внешней инвестиционной активности регионов и изменениях, происходящих в отдельных отраслях экономики страны. Без отсутствия полной и достоверной информации невозможно принятие эффективных стратегических решений в области привлечения и использования иностранных инвестиций.
Вторым этапом должен являться анализ внешнего окружения и конкуренции на мировом инвестиционном рынке. Кроме анализа текущей ситуации с привлечением иностранных инвестиций внутри страны, важным условием принятия верных решений является формирование информационной базы о состоянии мирового инвестиционного рынка и действиях, предпринимаемых правительствами других стран, являющихся конкурентами России по привлечению иностранных инвестиций. Основное внимание следует уделять таким странам как Китай, Сингапур, Индия, Бразилия, поскольку именно эти страны являются основными конкурентами России среди крупных развивающихся рынков, принимая во внимание объемы привлекаемых ими прямых иностранных инвестиций. Естественно, речь не идет о прямом копировании механизмов и инструментов, применяемых в Китае и других странах БРИКС, поскольку каждая из них имеет свои особенности.
Например, в Большом Китае 54,2 % прямых иностранных инвестиций приходится на вложения, осуществляемые Сянганом (Гонконгом), Аомынем (Макао) и Тайванем [6, table 12.2]. То есть, более половины всех прямых иностранных инвестиций не являются ими в чистом виде.
Специфична ситуация и в Индии, где крупнейшим инвестором в последние годы является о. Маврикий, 68 % населения которого являются индийцами по происхождению: на них приходится 39,5 % накопленного объема прямых иностранных инвестиций Индии [1, с. 30].
В России ситуация с иностранными инвестициями также имеет свою специфику: для отечественной экономики характерны иностранные инвестиции, привлекаемые из оффшоров, таких как Кипр, Британские Виргинские острова, Люксембург, которые по сути являются реинвестированием ранее вывезенного в эти юрисдикции российского капитала [3, с. 57]. Если учесть иностранные инвестиции, поступающие в Россию из всех оффшорных юрисдикций, то эта цифра составит порядка 50-55 % в год в среднем за последние пять лет. Поэтому для России важнейшим является создание условий для «деоффшо-ризации» иностранных инвестиций, осуществления иностранных инвестиций российскими диаспорами, а также создания экономических условий для снижения вывоза капиталов за рубеж.
На третьем этапе необходимо определение типа формируемой ИИ-политики. Разные страны в зависимости от объема привлекаемого иностранного капитала могут формировать два принципиальных типа политики: наступательную (агрессивную) и оборонительную (консервативную). Если цель — привлечение иностранных инвестиций и оптимизация их структуры в сторону увеличения доли прямых иностранных инвестиций, то необходимо разрабатывать наступательную политику, которая предполагает активные действия, направленные на поиск и привлечение иностранных инвестиций в заранее определенные приоритетные отрасли экономики, в первую очередь, в реальный ее сектор.
Четвертым этапом является формирование системы инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективность реализации разрабатываемой политики. В большинстве стран, добившихся успеха в привлечении иностранных инвестиций, система инструментов и механизмов, которую также определяют как инвестиционная инфраструктура, достаточно хорошо разработана и, как правило, включает в себя следующие элементы: информационную систему для инвесторов; консалтинг для топ-менеджмента; зоны экономического и технологического развития; побудительные механизмы; промоутерские и коммуникационные кампании; финансовый инжиниринг [4, с. 99].
Если оценивать наличие и уровень развития данных элементов инвестиционной инфраструктуры в России, то можно сделать следующие выводы.
Такой элемент как информационная система для иностранных инвесторов по сути еще не сформирован. В настоящее время существует большое количество разрозненных интернет-сайтов органов государственной власти и региональных властей, на которых представлена информация для иностранных инвесторов, касающаяся проектов, предлагаемых к реализации, нормативно-законодательной базы и административных процедур. Однако нет единого информационного портала, где была бы представлена правильно сгруппированная аналитическая информация по инвестиционным возможностям в разрезе отраслей и регионов страны, возможные варианты реализации инвестиционных проектов с иностранным участием, а также были бы активизированы услуги для иностранных инвесторов по принципу «единого окна».
Следующий элемент инвестиционной инфраструктуры — консалтинг для топ-менеджмента. Данный элемент в России динамично развивается. Речь идет о созданном при Правительстве РФ Координационном совете по иностранным инвестициям в России (КСИИ). Его членами в настоящее время являются 48 иностранных организаций, в том числе Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также крупнейшие ТНК1.
Целью его создания является налаживание диалога между Правительством России и иностранными компаниями-инвесторами, с целью повышения инвестиционной привлекательности экономики России и создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, работающих в России, а также предполагающих инвестировать в экономику России.
Такой элемент инвестиционной инфраструктуры как зоны экономического и технологического развития в России наличествует, однако и здесь есть определенные проблемы. Законодательно в России возможно создание особых экономических зон трех типов: технико-внедренческого, промышленно-про-изводственного и туристско-рекреационного. Наиболее активно идет процесс создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа, их количество уже больше десяти, причем создаются они в основном на Алтае, Ставрополье и Краснодарском крае, вокруг озера Байкал и в Калининградской области. Основной проблемой
1 Официальный сайт Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. URL : http://www.fiac.ru.
для особых экономических зон являются также вопросы административного и управленческого характера.
Если же говорить о таком элементе инвестиционной инфраструктуры как побудительные механизмы, то среди экономических мер, принятых российским правительством для стимулирования иностранных инвестиций, важной является создание 1 июня 2011 г. Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) — 100 % дочерней организации «Внешэкономбанка» с капитализацией в 10 млрд дол. Российское правительство взяло на себя обязательство ежегодно предоставлять фонду 2 млрд дол. в течение пяти лет1.
Вопрос о промоутерских кампаниях, деятельность которых направлена на формирование привлекательного инвестиционного имиджа России является в настоящее время наиболее актуальным и сложным.
Для иностранного инвестора достаточно сложно определить достоверность той или иной информации, например, того или иного рейтинга. В частности, в индексе глобальной конкурентоспособности, составляемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), в 2011-2012 гг. Россия занимает только 66-е место, значительно уступая Китаю (26-е место), Южной Африке (50-е место), Бразилии (53-е место) и Индии (56-е место). Но есть рейтинги, которые представляют другие результаты, например, проводимый Международным институтом менеджмента и развития в Лозанне (IMD), в котором по итогам 2012 г. Россия занимает 49-е место. У экспертов возникают вопросы и основания для сомнений в обоснованности результатов исследований и методике их проведения [2, с. 13].
Кроме того, в зарубежных аналитических изданиях зачастую формируется негативный имидж России как страны, для которой характерны высокие риски и мощнейшее влияние государства на инвестиционный процесс [5, с. 7]. Для иностранных инвесторов из развитых стран, в которых исповедуется принцип либерализма, такие характеристики российской экономики являются отталкивающими. Поэтому именно с нашей стороны должны быть осуществлены конкретные мероприятия, направленные на улучшение имиджа России как территории, привлекательной для иностранных инвесторов.
И пятым, заключительным этапом, должно стать обеспечение реализации ИИ-политики и оценка ее эффективности.
Определенные шаги по привлечению и использованию иностранных инвестиций в России уже сделаны, однако эффективность этих шагов недостаточна. По мнению реальных и потенциальных иностранных инвесторов, в 2012 г. наиболее важными факторами, оказывающими влияние на принятие управленческих решений относительно инвестирования в экономику России, являлись: емкость потребительского рынка, прибыльность инвестиций и наличие природных ресурсов2. Как видим, наличие природных ресурсов сейчас не является определяющим фактором, важно то, что рынок России — крупнейший в Европе, уровень реальных доходов населения растет, а развитие рынка банковских услуг обеспечивает значительный рост потребления.
Что касается положительных и отрицательных факторов формирования инвестиционного климата в России, то основными плюсами иностранные эксперты считают вступление в ВТО, улучшение макроэкономической ситуации и наличие в стране квалифицированного персонала. Отрицательными факторами являются бюрократия и волокита, коррупция, недостаточный уровень развития инфраструктуры3. Таким образом, отрицательными факторами яв-
1 Официальный сайт Российского фонда прямых инвестиций. URL : http://rdif.ru.
2 Инвестиционный климат в России 2012: опрос существующих и потенциальных инвесторов. URL : http://www.fiac.ru/files/Russia -Investment-Climate-2012-RU.pdf.
3 Там же.
ляются не чисто экономические, а в большей мере административно-правовые и системные проблемы российской экономики. Если сравнивать российскую экономику с другими наиболее быстро развивающими рынками, то практически те же факторы являются нашими конкурентными преимуществами и недостатками.
Анализируя приведенные данные, нужно отметить, что сейчас как никогда актуальными становятся два направления:
- вопросы совершенствования существующего законодательства не только в области иностранных инвестиций и инвестиционного процесса;
- формирование благоприятного инвестиционного имиджа, поскольку все опрошенные иностранные инвесторы, как существующие, так и потенциальные формировали свое мнение не только на собственном опыте, но и на информации, получаемой из СМИ.
Эти же выводы подтверждает анализ рейтинга Doing Business, составляемого Международной финансовой корпорацией, входящей в Группу Всемирного банка. В рейтинге легкости ведения бизнеса за 2013 г. Россия поднялась на 92 место1 со 112-го в 2012 г., однако ключевые проблемы российской экономики не были решены. На основе анализа 10 ключевых индикаторов, составляющих интегральный рейтинг, можно выделить проблемы и сгруппировать (некоторые проблемы могут относиться к нескольким блокам) (табл.).
Группировка проблем ведения бизнеса в России по блокам
Блок Основная проблема
Административные процедуры Подключение к системе электроснабжения Получение разрешений на строительство Регистрация предприятий Регистрация собственности
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционного процесса Защита инвесторов Налогообложение Разрешение неплатежеспособности Регистрация собственности
Уровень развития инфраструктуры Подключение к системе электроснабжения Международная торговля Кредитование
Таким образом, на основе проведенного анализа можно определить следующие ключевые направления совершенствования политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций в экономике России:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса;
- упрощение административных процедур;
- развитие инфраструктуры, в том числе энергетической, транспортной, финансовой;
- улучшение инвестиционного имиджа России и ее регионов.
Список использованной литературы
1. Боброва В. В. Прямые иностранные инвестиции в странах БРИКС / В. В. Боброва, К. С. Протасов // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 2. — С. 26-35.
2. Кондратьев В. Б. Оценки конкурентоспособности стран / В. Б. Кондратьев, А. С. Егоров, С. П. Аукционек // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 2. — С. 12-25.
1 URL : http://russian.doingbusiness.org/Rankings.
3. Работяжев Н. В. Социально-политические факторы формирования инвестиционного имиджа России / Н. В. Работяжев // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 3. — С. 57-66.
4. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов / П. Фишер // Вопросы экономики. — 2002. — № 2. — С. 83-101.
5. Aslund A. The World Needs a Multilateral Investment Agreement / A. Aslund. — URL : http://www.piie.com/publications/pb/pb13-1.pdf.
6. Long Guoqiang. China's Policies on FDI: Review and Evaluation / Long Guoqiang // Does Foreign Direct Investment Promote Development? / eds T. H. Moran, E. M. Graham, M. Blomstrom. — Washington : Peterson Institute for International Economics, 2005. — URL : http://www.piie.com/publications/chapters_preview/3810/12iie3810.pdf.
References
1. Bobrova V. V., Protasov K. S. Direct Foreign Investments in BRICS countries. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013, no. 2, pp. 26-35 (in Russian).
2. Kondratyev V. B., Yegorov A. S., Auktsionek S. P. Assessment of Countries' Competitiveness. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013. no. 2, pp. 12-25 (in Russian).
3. Rabotyazhev N.V. Socio-political factors of Russia's investment image. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013, no. 3, pp. 57-66 (in Russian).
4. Fisher P. How to Turn Russia into an Attractive Market for Foreign Investors. Voprosy ekonomiki - Issues of Economics, 2002, no. 2, pp. 83-101 (in Russian).
5. Aslund A. The World Needs a Multilateral Investment Agreement. Available at: http://www.piie.com/publications/pb/pb13-1.pdf
6. Long Guoqiang. China's Policies on FDI: Review and Evaluation. In: Moran T. H., Graham E. M., Blomström M. (eds) Does Foreign Direct Investment Promote Development? Washington: Peterson Institute for International Economics, 2005. Available at: http:// www.piie.com/publications/chapters_preview/3810/12iie3810.pdf.
Информация об авторе
Гордячкова Ольга Витальевна — аспирант, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Gordyachkova Olga Vitalievna — PhD student, Dep-t of World Economics and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].