Реформа Высшего образования
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ АНАЛИТИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
НА. КАЗАКОВА,
доктор экономических наук, профессор Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского
Т.И. НАСЕДКИНА,
кандидат экономических наук, доцент, декан финансово-учетного факультета Белгородская государственная сельскохозяйственная академия
В статье рассматривается влияние реформирования высшего профессионального образования, а также демографического и финансового кризиса на перспективы развития системы профессиональной подготовки кадров по направлению учета, анализа и аудита. Обосновываются актуальность и своевременность появления магистерской программы «финансовый аналитик».
Ключевые слова: реформирование, профессиональный, образование, финансовый, аналитик.
В конце ХХ в. во всем мире наметились изменения в системе функционирования высшего и послевузовского профессионального образования. Наиболее важными из них можно назвать возрастающую роль знаний как движущей силы экономического роста в планетарном масштабе; информационную и коммуникационную революцию; появление глобального рынка труда и социально-политические трансформации на земном шаре [1].
Начавшиеся в середине 1980-х гг. коренные экономические и политические преобразования в нашей стране вызвали необходимость создания новой концепции высшего образования. Распад СССР повлек за собой дезинтеграцию существовавшей единой образовательной и научной сис-
темы и послужил началом новой государственной политики рыночных преобразований, в том числе в сфере образования, при которой подготовка профессиональных и научных кадров стала осуществляться в государственных и негосударственных учреждениях и организациях.
Происходящие глобальные изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, адаптация функциональных управленческих подсистем бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа к международным стандартам также потребовали новаций в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в этих областях. Преобразования направлены прежде всего на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях1.
1 Совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Предложения Минобрнауки России и РАН. Поручение Президента Российской Федерации от 06.01.2005 № Пр-27 // www.mon.gov.ru /science-politic/ conception.
сравнительные показатели инновационной активности2
показатели сша япония германия корея страны Евросоюза россия
факт целевой прогноз на 2015 г.
Внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВВП 2,60 3,15 2,55 2,64 1,85 1,17 2,50
Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки, % 16,80 13,70 16,80 10,10 22,00 5,50 20,00
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции на внутреннем рынке, % - - 34,30 49,80 - 5,60 18,00
В результате затяжного реформирования системы высшего и послевузовского профессионального образования, а также стратегических институтов РАН и ВАК российские вузы значительно отстают от своих европейских коллег в области инноваций в экономическом образовании. Об этом свидетельствуют международные сопоставления затрат на исследования и разработки, представленные межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (см. таблицу): удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки в России меньше аналогичного показателя в среднем по странам Евросоюза примерно в четыре раза.
В связи с этим российские экономические вузы нуждаются в инновационных образовательных технологиях и инновационном содержании программ, ибо они готовят специалистов, которые будут в дальнейшем определять экономическую политику государства.
В настоящее время многие ведущие российские вузы нацелены на вхождение в глобальное образовательное пространство. Это подразумевает, в первую очередь, ориентацию на западные стандарты в процессе прохождения международной аккредитации национальных образовательных программ. Кроме того, в условиях конкуренции, повышенного риска и неопределенности в деятельности российских экономических вузов ключевым ресурсом развития на ближайшие 20—30 лет выступает способность разрабатывать инновационные образовательные программы, задавая направления развития как для научной, так и для консалтинговой деятельности вуза3.
2 Отчет Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы»: Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2007.
3 Стратегия развития науки и новаций в Российской Феде-
рации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной
комиссией по научно-инновационной политике 15.02.2006.
Главным видом деятельности любого вуза является оказание образовательных услуг. Однако основные затраты связаны не с разработкой конкретной программы, а с подготовкой преподавателей, владеющих востребованными на рынке образовательными и научными технологиями. Иными словами, стратегически более важной задачей для инновационного развития вуза выступает деятельность, направленная на поддержание и обеспечение основных образовательных процессов. Так, в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова с 2000 по 2004 г. осуществлялось проектирование инновационной деятельности в рамках совместного проекта с Всемирным банком и Национальным фондом подготовки кадров. В результате было создано свыше 80 образовательных, научных и консалтинговых продуктов4. Среди них: учебные планы, курсы и учебные пособия, деловые игры, кейсы, хрестоматии, курсы лекций, учебно-методические материалы, новые информационные ресурсы. По независимой экспертной оценке, степени их инновационности лишь на 5 % одобрены Независимым комитетом по сертификации учебных материалов и рекомендованы к распространению и использованию на федеральном уровне, на 15 % — рекомендованы частично, а 80 % являются инновационными продуктами и рекомендованы к использованию только на уровне академии. Проведенные исследования проблем проектирования инновационных продуктов позволяют сделать вывод о том, что основные заказчики инновационных продуктов вузов — организации-работодатели, международные и российские организации — ориентируются на надежность разработки по результатам конкурсного отбора.
Кроме того, на реформирование системы высшего и послевузовского профессионального
4 Клягин А. В. Уровень логистического сервиса инновационных образовательных проектов. //М.: Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — №3, 2007.
образования негативный отпечаток наложил экономический кризис, который ускорил активную законодательную деятельность в области учета и финансов. В 2009 г. планируется разработать или утвердить в новой редакции такие важные документы, как концепция развития бухгалтерского учета на 2010—2015 гг., закон о корпоративном управлении и консолидированной отчетности, стандарты бухгалтерского учета по сегментной отчетности, биологическим активам, освоению природных ресурсов, оценке активов «по справедливой стоимости», порядок учета лизинговой деятельности, методические указания по внесению в бухгалтерскую финансовую отчетность индикаторов финансовой устойчивости компании и др.5.
Хотя проект образовательных стандартов III поколения находится в процессе активной доработки, а обязательный переход намечен на 2010 г., реформирование высшей школы идет давно и требует прежде всего качественного переосмысления состава и наполнения преподаваемых курсов.
Востребованные рыночной экономикой аналитические кадры сегодня наиболее качественно (с точки зрения количества и объема аналитических дисциплин, курсов специализации) готовятся на экономической специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В проекте стандартов высшего профессионального образования по программе бакалавриата «Экономист» сохраняется данный профиль. Кроме того, в магистратуре по этому направлению предусматривается несколько программ-специализаций, среди которых — бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих банках, во внешнеэкономической деятельности. Среди программ магистратуры есть и специализация «финансовый аналитик». Кроме того, во всех программах магистратуры достаточно много новых актуальных направлений анализа.
Сегодня должность финансового аналитика становится все более престижной, модной и денежной. Становится понятной и обоснованной потребность в создании новой экономической специальности. Финансовый аналитик стоит на стыке различных областей знаний: современных информационных технологий в сфере экономики, менеджмента, учета и экономического анализа [2].
Предпосылками для становления новой профессии и соответствующей специальности в рос-
5 Из выступления на Международной научно-методической конференции «Повышение конкурентоспособности профессионального финансово-экономического образования России» в Финансовой академии при Правительстве РФ 01.04.09.
сийской системе высшего профессионального образования послужили достаточно многие факторы, главные из которых — появление большого числа организационно-правовых форм хозяйствования и предоставление свободы предпринимательству в использовании собственных финансовых ресурсов. Кроме того, в нашей стране создаются благоприятные правовые и экономические условия для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизации экономических связей и международного финансово-учетного законодательства. Идет глобализация производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых финансовых инструментов и рычагов. В связи с этим для анализа денежных потоков и управления ими необходимы компетентные и профессиональные сотрудники.
Российские предприятия нуждаются в специализированных кадрах, создании соответствующих структурных подразделений, которые занимались бы построением эффективной системы оценки и контроля за принимаемыми управленческими решениями (основываясь на данных бухгалтерского, статистического, управленческого учета и внеучетных источников).
Наиболее востребована профессия финансового аналитика в коммерческих банках, крупных холдинговых структурах и совместных предприятиях. Средние и малые предприятия, к сожалению, практически не занимаются анализом. Но хочется верить, что это лишь временное явление.
В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия говорится: «Одна из задач финансовой реформы — переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения»6.
Многогранность управленческого анализа, необходимость поиска резервов во всех бизнес-процессах и на всех уровнях управления предприятием требуют строгого распределения обязанностей и ответственности между звеньями в проведении аналитической работы. Организационные формы такой работы определяются размерами учрежда-ния, конкретной сферой деятельности, организационно-правовой формой управления.
В крупных компаниях и холдинговых структурах создаются информационно-аналитические
6 Приказ Минэкономики России от 01.10.1997 № 118.
отделы. Организацию и координацию анализа осуществляет, как правило, финансовый директор (заместитель директора по экономическим вопросам) или главный бухгалтер в зависимости от принятой структуры управления. На производственных предприятиях деятельность всех экономических служб возглавляет заместитель генерального директора по экономике. В его подчинении находятся все экономические службы и подразделения, в том числе и занимающиеся управленческим анализом. На средних и малых предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер.
Недооценка роли управленческого анализа, ошибки в планах и управленческих действиях могут принести существенные потери. Именно анализ позволяет формировать всю необходимую деловую информацию: маркетинговый анализ - о рынках, производственный анализ - об основных доходах и расходах по подразделениям, финансовый — о финансовых обязательствах, доходности и движении капитала.
На основе результатов анализа разрабатываются и аргументируются управленческие решения. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его работе, предоставить сведения, необходимые для беспристрастного суждения о его финансовом состоянии как на текущий момент, так и на ближайшую, а также отдаленную перспективу.
По мнению авторов, новая специальность окажется популярной среди абитуриентов, интересующихся современной рыночной экономикой и желающих сделать карьеру в области финансового менеджмента. Немаловажную роль данная специальность сыграет в получении бухгалтерами второго высшего образования, так как аналитический склад ума многих из них не позволит останавливаться на достигнутом. Это будет очередной ступенькой вверх по карьерной лестнице [3].
В современной России актуальными становятся вопросы оценки бизнеса, инвестиционной привлекательности компаний, анализа рисков и обеспечения рискоустойчивости бизнеса. Всё это станет предметом изучения дипломированных магистров - финансовых аналитиков.
В то же время, говоря о новых востребованных направлениях подготовки учетно-аналитических кадров, необходимо остановиться и на проблемах развития высшего профессионального образования.
Сначала демографический, а затем глобальный финансовый кризис в мире и возникшие проблемы в социально-экономической сфере нашей страны оказали и продолжают оказывать негативное влияние на кадровую и образовательную политику в высшей школе. Потребовались серьезные изменения в программах учебных курсов, перенесение центра тяжести на самостоятельную подготовку студентов7, переработка программ практик, изменение подходов к организации научной работы на кафедрах, активизация научно-исследовательской работы студентов, формирование у них большей самостоятельности, ответственности и инициативы.
Обращая внимание на необходимость качественного изменения программ преподавания дисциплин, необходимо выделить обязательное обновление тематики: в статистике за счет более углубленного изучения статистики предприятий, международных стандартов учета, системы национальных счетов, статистики рисков. В программах дисциплин экономического анализа больше времени должно быть отведено анализу и оценке финансовой устойчивости бизнеса, рисков, стоимости бизнеса; в курсах по аудиту и контролю — внутреннему управленческому аудиту, аудиту кризисного предприятия, внутреннему финансовому контролю компании.
В условиях кризиса на первое место вышли проблемы обеспечения устойчивости экономических систем различного уровня, масштаба, направлений деятельности. При этом экономическая теория рассматривает устойчивость как одно из понятий экономического микро- или макроравновесия, экономический анализ - как одну из характеристик финансового состояния субъекта, маркетинг — как обеспечение достаточных объемов продаж и сохранение рынков сбыта.
Говоря об устойчивости системы высшего профессионального образования, необходимо отметить такие черты, как повышение имиджа вуза, сохранение качества образования, стабильность ведущего кадрового потенциала, формирование положительной оценки вуза в студенческой и преподавательской среде.
В заключение подчеркнем, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования ориентирована на «излишнюю» самостоятельность вузов в выборе дисциплин и курсов специализации, что требует от
7 К сожалению, как показывает практика проведения такого эксперимента в ведущих вузах страны, к этому готова лишь одна треть учащихся, а в ряде случаев и гораздо меньше.
них больших усилий по разработке инновационных программ в целях повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке образовательных и консалтинговых услуг.
При разработке программы модернизации высшего и послевузовского профессионального образования следует исходить из трех важных принципов. Во-первых, содержание и конечные цели модернизации должны содействовать реали-
Список литературы
зации государственной политики в сфере науки и технологий. Во-вторых, в программе должны использоваться общие международные подходы к решению проблемы развития человеческого, социального и культурного капитала. В-третьих, любые изменения в системе высшего и послевузовского профессионального образования должны быть увязаны с лучшими историческими традициями в этой области.
1. Буракова И. Б. Подготовка научно-педагогических кадров в России: история и перспективы. // М.: Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. № 3, 2007. С. 109—113.
2. Казакова Н. А. Предпосылки становления новой экономической специальности — аналитика. // М.: Экономический анализ: теория и практика. № 7, 2008. С. 56—59.
3. Казакова Н. А. Финансовый аналитик: есть должность, нет диплома. // БухСтиль М.: Бухгалтерский учет, май 2008. С. 71-73.
4. Клягин А. В. Уровень логистического сервиса инновационных образовательных проектов. // М.: Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. № 3, 2007. С. 3-13.