БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.226 ББК 65.261.4
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
З.П.Кузнецова
Санкт-Петербургский государственный университет
Сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой с 1992 г. в Российской Федерации, и представляло собой реорганизацию двух видов ранее взимаемых имущественных налогов: налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество физических лиц, в части налога на транспортные средства. Отличие данных налогов друг от друга состояло в том, что в состав объекта обложения налогом с владельцев транспортных средств включались различные наземные самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу. К объектам налогообложения транспортных средств, в виде имущества физических лиц, относились водно-воздушные транспортные средства, такие, как, например, моторные лодки, вертолеты, самолеты, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом ходу. Налог с владельцев транспортных средств взимался по ставкам, устанавливаемым в зависимости от мощности двигателей с каждой лошадиной силы (л.е.). Налог на транспортные средства взимался в нескольких формах: в зависимости от мощности мотора либо с каждой л.с., либо за каждый киловатт.
Впервые в перестроечной России транспортный налог был обозначен в период с 1992 г. до 1994 г. в виде «пионера» налоговой реформы, проводимой в России с 1992 г., этот налог мог устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ. Однако как обязательный
федеральный налог транспортный налог в современной России был введен в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Он был введен в качестве временной меры в целях финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей. В соответствии с данным Указом налог взимался с юридических лиц, за исключением бюджетных организаций, в размере 1% от фонда оплаты труда и направлялся в бюджеты субъектов РФ в целях финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. То есть транспортные средства объектом налогообложения не являлись. Затем впоследствии транспортный налог был отменен с 15 ноября 1997 г. и вновь введен с 1 января 2003 г. на основании вступления в действие гл. 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Таким образом, в 2003 г. транспортный налог заменил такие ранее действовавшие налоги, как налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное
пользование граждан. Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с транспортным налогом, широко обсуждаются не только в экономической литературе, но и не оставляют равнодушными владельцев транспортных средств. В отношении транспортного налога неоднократно принимались ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство Российской Федерации.
На сегодняшний день плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы транспортных средств, за которыми в установленном порядке они зарегистрированы, будь то автомобиль, самолет или баржа, А так как мало кто из организаций или физических лиц в настоящее время обходится без транспорта, то данный налог коснулся почти всех. Вопросы установления размера ставок транспортного налога, определения его налогоплательщика, ве-
Поступления налоговых платежей
личины базы налогообложения, установления льгот, оптимизации данного налога и многие другие вопросы, связанные с начислением и уплатой транспортного налога, обсуждаются постоянно с неослабевающим интересом.
Транспортный налог является одним из источников пополнения регионального бюджета и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 % [1].
В среднем в таких крупных городах Российской Федерации, как Санкт-Петербург и Москва, доля транспортного налога в общем объеме налоговых сборов невелика и не превышает 3%. За 2010 г. доля поступлений транспортного налога от общих налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга и Москвы составила 3 % и 1,2 % соответственно. При этом темп роста по транспортному налогу в Санкт-Петербурге в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 17,0%. В табл. 1 представлены сведения о поступлении налоговых платежей в бюджет г. Санкт-Петерб^>га в 2010 г.
Таблица 1
Период январь-декабрь Налог на прибыль Налог на доходы физических лиц Налог на имущество организаций Акциз Специальные налоговые режимы Транспортный налог
Фактические поступления, млн руб. 89814,4 106244,8 19 393,0 8 650,6 6 597,2 5 946,3
Темп роста к соответствующему периоду 2009 г., % 133,5 107,5 104,9 167,2 121,9 117,0
В Ленинградской области удельный вес транспортного налога в общей сумме поступлений в 2010 г. составил 9,3 %.
Тем не менее, в некоторых регионах Российской Федерации доля транспортного налога в общей сумме поступлений в региональный бюджет могла бы быть значительно выше. Разные показа-
тели поступления транспортного налога в различные региональные бюджеты субъектов Российской Федерации объясняются не только социально-экономическим уровнем развития каждого субъекта Российской Федерации.
В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения
налоговой ставки) установлена федеральным законодательством РФ. В отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных главой 28 НК РФ, свой порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ, внесшим поправки в НК РФ, на основании п.2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки по регионам могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в 10 раз [2]. Федеральным законом от 27.11.2010 № 307-Ф3 «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй НК РФ» с января 2011 г. базовые ставки транспортного налога снижены в два раза. Налоговая ставка для легковой машины с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно сократилась с 5 до 2,5 руб. за одну л.с., для машин мощностью от 100 до 150 л.с. включительно - с 7 до 3,5 руб., от 150 до 200 - с 10 до 5 руб., от 200 до 250 л.с. - с 15 до 7,5 руб., для машин с двигателем свыше 250 л.с. ставка снижается с 30 до 15 руб. При этом на основании абз. 2 п. 2 ст. 361 НК РФ для легковых автомобилей мощностью до 150 л.с. включительно регионам предоставляется право самим устанавливать пониженные ставки этого налога вплоть до нулевой [2].
Таким образом, к настоящему моменту сохраняется тенденция применения в разных регионах Российской Федерации различных ставок транспортного налога. Наиболее высокие ставки по транспортному налогу и поныне установлены в Санкт-Петербурге.
Кроме того, согласно абз. 3 ст. 356 НК РФ, в законе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, а также право не устанавливать их [2]. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех
налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот. Например, льготы по транспортному налогу для жителей Москвы утверждены Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге». Льготы по транспортному налогу для жителей Московской области утверждены Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-03 «О льготном налогообложении в Московской области». В Санкт-Петербурге, на основании Закона Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» от 4 ноября 2002 г. № 487-53, ставка по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих малую мощность до 100 л.с., ежегодно увеличивалась на 2 руб. на каждую л.с. Таким образом, ставки по транспортному налогу в Санкт-Петербурге за период с 2007-2010 гг. по идентичным маркам автомобилей возросли с 18 руб. на одну л.с. до 24 руб.
Однако при этом московские владельцы транспортных средств в 2010г. продолжали платить транспортный налог по ставкам 2009 г. Столичные автовладельцы, предпочитающие легковые автомобили с двигателем мощностью до 70 л.с., транспортный налог вообще не уплачивали. Московские власти объясняли это заботой об экологии, стимулируя, таким образом, наличие транспортного средства малой мощности, однако следует отметить, что те, кто владел машинами мощностью от 70 до 100 л. е., платили незначительную сумму налога - всего лишь 7 рублей за л.с. в год.
Например, владелец автомобиля марки «Волга» с мощностью двигателя 100 л.с. (ГАЗ 24-10) уплачивал транспортный налог в размере 700 руб. В Санкт-Петербурге сумма транспортного налога за такой же автомобиль в 2010 г. составляла 2 400 руб. В табл. 2 представлена информация о действовавших в
2010 г. ставках транспортного налога на субъектах РФ.
легковые автомобили в некоторых
Таблица 2
Ставки транспортного налога, установленные в 2010 г. в некоторых субъектах РФ
Наименование объекта налогообложения г. Москва Московская область г. Санкт-Петербург Ленинградская область
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л.с.):
до 100 л.с. 7 7 24 18
свыше 100 л.с. до 125 л.с. 20 29 35 35
свыше 125 л.с. до 150 л.с. 30
свыше 150 л.с. до 175 л.с. 38 43 50 50
свыше 175 л.с. до 200 л.с. 45
свыше 200 л.с. до 225 л.с. 60 72 75 75
свыше 225 л.с. до 250 л.с. 75
свыше 250 л.с. 150 143 150 150
Из табл.2 видно, что наиболее высокие ставки по транспортному налогу применялись в Санкт-Петербурге.
В некоторых регионах Российской Федерации ставки налога дифференцировались в зависимости от тех или иных объективных характеристик автомобиля. Например, в Приморском крае, Сахалинской и Иркутской областях льгота предоставляется в зависимости от возраста автомобиля: чем старше автомобиль, тем меньше ставка транспортного налога. В сравнении с московскими и нижегородскими нормами, где установлены максимально возможные ставки налога, статистика отражает следующее. Так, налог на грузовой автомобиль 1999 г. выпуска мощностью 400 л. с. в Москве составит 28 тыс. руб. (400 л. с. х 70 руб/л. е.), в Нижнем Новгороде - 34 тыс. руб. (400 л. с. х 85 руб/л. е.), а в Приморье -только 12 тыс. руб. (400 л. с. х 30 руб/л. е.).
В некоторых регионах введены льготы в зависимости от срока полезного использования автомобиля. В Республике Алтай установлена почти минимально возможная ставка налога для легковых автомобилей отечественного производства с двигателем мощностью до 90 л. с. - 5 руб. за л.с. (для аналогичного транс-
порта за 1 л.с. в Москве ставка равна 7 руб., в Нижнем Новгороде - 25 руб.).
Также во многих субъектах Российской Федерации от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов.
Кроме того, в регионах очень популярны льготы в зависимости от вида деятельности налогоплательщика. Большинство регионов освободили от налога сельхозпроизводителей. В Красноярском крае - изготовителей оборудования для инвалидов, а в Липецкой области - тракторные производства. В Московской области налог в половинном размере платят производители детского питания. В Тюменской области освобождены от налога производители пива и слабоалкогольных напитков, а также оборудования и комплектующих для нефтедобычи.
Многие субъекты предоставили льготу организациям, занимающимся общественными пассажирскими перевозками. Кроме того, Московская, Рязанская, Нижегородская, Свердловская, Брянская и Тверская области установили пониженные ставки (40-60 % от общей ставки) для организаций, занимающихся международными перевозками.
Также регионы часто предусматривают льготы не по налогоплательщику
в целом, а только в отношении отдельных видов транспортных средств. Если компания использует такие виды транспорта, ей выгоднее зарегистрировать технику в одном из следующих субъектов или арендовать машины в таких областях. Так, в Тульской и Курской областях не облагаются налогом автомобили, использующиеся автошколами при обучении. Кроме того, в Тульском регионе не платится налог со специальных автомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных строительных панелей. В Ставропольском крае освобожден от налога корпоративный транспорт, который доставляет работников до места их работы и т.д. В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одно и то же транспортное средство в различных субъектах РФ облагается разными суммами транспортного налога, при этом в одном субъекте РФ транспортное средство может вообще не облагаться транспортным налогом, а в другом - оно будет облагаться по максимальной ставке. В таких условиях налогоплательщикам будет выгодно отыскать именно тот регион РФ, где в соответствии с видом их деятельности и характеристиками транспортных средств налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это вполне экономически оправданно.
Наряду с проблемой исчисления транспортного налога значительное внимание, начиная с 2009 г., уделяется мерам по обеспечению полного и своевременного поступления транспортного налога в бюджеты субъектов РФ. Налоговые органы во взаимодействии с мировыми судьями, службой судебных приставов и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) используют все имеющиеся возможности по снижению имеющейся задолженности. Например, в Санкт-Петербурге еще до наступления сроков уплаты налогов начинает проводиться
широкая рекламная кампания: на улицах города, в метро размещается реклама об исполнении налоговых обязательств по уплате транспортного налога. На сайте ФНС РФ организован Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» (www:\\nalog.ru). На этом сайте или на сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу (www:\\r78.nalog.ru) можно уточнить суммы задолженности и распечатать платежное извещение на оплату транспортного налога. Такое нововведение способствует побуждению граждан самостоятельно погасить задолженность по налогам, в т.ч. и по транспортному налогу. В случае несвоевременной уплаты налога в соответствии с положениями НК РФ с задолжника может взыскаться не только неуплаченный налог, а также согласно п.п. 9 п. 1 с. 31 НК РФ, пени и штрафы.
Необходимая информация по всем проблемам начисления транспортного налога представлена также в региональных и местных печатных изданиях, на информационных стендах в межрайонных инспекциях ФНС России по Санкт-Петербургу. На сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу создан баннер «Транспортный налог» со ссылкой на рубрику «Вопрос - ответ». В межрайонных инспекциях ФНС России по Санкт-Петербургу открыты информационные окна, где налогоплательщики могут не только узнать о порядке и сроках уплаты транспортного налога, предоставлении льгот, но и получить документы на уплату транспортного налога и пеней. Для снижения задолженности в Санкт-Петербурге руководителям различных ведомств были направлены списки сотрудников, имеющих задолженность по уплате транспортного налога от 100 руб. В течение месяца должниками было перечислено в бюджет региона более 4,4 млн. руб. Одна из мер по принудительному взысканию долгов, применявшихся в 2009 г, — совместные мероприятия налоговых органов и сотрудников дорожно-патрульной службы Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ле-
нинградской области. Данные мероприятия осуществлялись на дорогах, станциях технического обслуживания автомобилей с целью выявления должников по уплате транспортного налога.
В ходе данных мероприятий сотрудники налоговых органов вручали неплательщикам квитанции на уплату налога и пеней. Совместные мероприятия освещались региональными и общероссийскими телекомпаниями. На сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу размещались фоторепортажи с места событий [3].
Кроме того, налоговые органы совместно с представителями регионального Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - Управления ФССП) периодически участвовали в рейдах, проводимых на улицах города. С помощью автоматизированной поисковой системы «Поток-Д», установленной на служебных автомобилях регионального Управления ФССП России, выявлялись должники по уплате транспортного налога. В ходе указанных рейдов 645 должников добровольно на месте уплатили представителям ФССП России более 12 млн руб. недоимки по налогу и пеней. В качестве крайней меры, направленной на погашение задолженности перед бюджетом, применялся арест автотранспорта. Всего в 2009 г. было арестовано 250 автомобилей на общую сумму 58 млн руб. Для проведения исполнительных действий представители регионального Управления ФССП России совместно с сотрудниками налоговых органов систематически посещали должников по месту жительства, а также по месту работы. По ходатайствам налоговых органов ФССП России выносились постановления об ограничении выезда должников за пределы Российской Федерации. Всего в 2009 г. территориальными подразделениями ФССП России вынесено более 4 000 постановлений об ограничении выезда за границу в отношении всех категорий граждан, не исполнивших судебные акты о взыскании налоговой задолженности. Широко применяется и практика направ-
ления исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции, и судебных приказов, вынесенных мировыми судьями, работодателям должников для удержания сумм задолженности из их доходов. С декабря 2009 г. на сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу действует опИпе-сервис «Узнайте вашу задолженность» в рамках реализации программы «Личный кабинет налогоплательщика». Данная услуга с первого дня подключения весьма востребована пользователями сайта.
Несмотря на проводимую рекламную кампанию, общая сумма задолженности физических лиц - владельцев транспортных средств составляла в 2009 г. по Санкт-Петербургу более 3 млрд руб., что обращало внимание на необходимость дальнейшей разъяснительной работы среди плательщиков транспортного налога об исполнении ими налоговых обязательств [3].
По информации УФНС по Санкт-Петербургу, за январь-декабрь 2010 г. в бюджет СПб поступило 5946,3 млн рублей транспортного налога, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 117%. За январь-октябрь 2011 г. - 4250,6 млн руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года снизился и составил лишь 76,6 % [4].
В последнее время на многих уровнях, в т.ч. и на уровне правительства РФ, широко обсуждаются предложения Минфина РФ и Минтранса РФ о воссоздании дорожного фонда России и увеличении акцизов на топливо, в т.ч. и на бензин, с одновременным уменьшением ставок транспортного налога. При понижении налоговых ставок на владельцев транспортных средств по транспортному налогу предусматривается планомерное увеличение акциза на нефтепродукты на 1 рубль на каждый литр в 2011, 2012 и 2013 гг. По расчетам Минфина, повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин увеличит дополнительно доходы бюджета в 2011 г. в размере более 80
млрд руб., в 2012 г. - 105 млрд руб., в 2013 г. - более 105 млрд руб. По мнению старшего юриста юридической компании «Налоговик» Антона Кротина, «суммы акцизов на топливо, бензин распределяются между федеральным и территориальными дорожными фондами, а транспортный налог полностью перечисляется в региональный дорожный фонд. И это обстоятельство обусловит решение региональных органов власти увеличить налоговую ставку по транспортному налогу до верхнего десятикратного предела, установленного п.2 ст. 361 НК РФ» [5]. По мнению члена экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ Вячеслава Лысакова, нулевую ставку по транспортному налогу в субъектах РФ вряд ли кто-то установит, и в 2010 г. всего только шесть субъектов Федерации снизили ставку транспортного налога по отношению к базовой, установленной НК РФ. Правительство рассчитывает, что предлагаемый механизм взимания налогов с владельцев транспортных средств не приведет к росту цен на топливо. Однако, по результатам проведенных различными ведомствами расчетов, данное утверждение опровергается, и увеличение акциза на 3 руб. за литр поднимет среднюю цену бензина в РФ на 5 руб. [6]. В 2011 г. каждый российский владелец транспортного средства уже испытал на себе результат налоговой реформы «акцизы - за часть транспортного налога», приобретая бензин по более высоким ценам по сравнению с предыдущим годом.
Сторонники данной реформы утверждают, что новые принципы формирования федерального и региональных дорожных фондов за счет роста акцизов имеют несколько положительных аспектов. К ним относятся, например, повышенный уровень собираемости акциза по сравнению с транспортным налогом, так как, являясь косвенным налогом, акциз не создает препятствий к его собираемости и контролю за его перечислением. Следовательно, наполняемость федерального дорожного фонда будет обеспе-
чена за счет увеличения ставок по акцизам на нефтепродукты.
Положительным, по мнению тех, кто поддерживает реформу, является также обеспечение принципа справедливости. В отличие от транспортного налога акциз уплачивается в зависимости от количества потребленного топлива, что будет создавать ситуацию более справедливого распределения фискальной нагрузки: кто больше пользуется автомобилем, в большей степени участвует в эксплуатации дорог и выбрасывает больше продуктов отработки топлива, тот и налогов больше платит.
Немаловажным фактором, считают сторонники реформы транспортного налога, является обеспечение экологичности. Повышение цен на бензин будет способствовать приобретению владельцами более экономичных и экологичных транспортных средств, обусловливающих меньшее потребление топлива, но более качественного.
Не менее значимый фактор роста стоимости нефтепродуктов, в т.ч. и бензина за счет увеличения акцизов, - это наполняемость налоговых доходов субъектов РФ. Как известно, в настоящее время основные бюджетные поступления по транспортному налогу осуществляются по месту регистрации автомобильного транспорта, и при этом не учитываются транзитные перевозки. Это ведет к недополучению средств субъектами РФ, по территории которых фактически осуществляются перевозки. В результате транспортный налог поступает в бюджет одного субъекта, а износ автомобильных дорог происходит в других субъектах. Заправляя автомобиль, владелец автоматически уплачивает акциз, заложенный в цене на топливо.
Отрицательным аспектом снижения базовой ставки по транспортному налогу и одновременному повышению ставок акцизов на нефтепродукты является повышение их розничной стоимости, что неизбежно приведет к увеличению удельной составляющей транспортных издержек в конечной цене потребляемого
продукта. Таким образом, за снижение налоговой нагрузки на владельцев транспортных средств будут расплачиваться потребители. Так как реформа транспортного налога приведет к существенному повышению цен на всю продукцию, товары и услуги, то налоговое бремя возрастет для всех юридических и физических лиц, а не только для владельцев транспортных средств.
Расчет налоговой нагрузки в 2011-2013 гг. на владельцев транспортных средств с учетом внесенных в законодательство Российской Федерации изменений показывает, что увеличение акцизов на 1 руб. за литр бензина и дизельного топлива полностью покрывает поступление транспортного налога. В связи с дополнительным увеличением в 2011 г. акцизов на 1 руб. за литр транспортный налог с 2011 г. должен быть полностью отменен. Увеличение акцизов на 3 руб. за литр увеличит налоговое бремя в 2 раза в случае отмены транспортного налога, в 4 раза в случае его сохранения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в связи с
принятием новой реформы транспортного налога меньше будут платить те, кто имеет в собственности автомобиль мощностью выше 150 л. е., но не использующие его в качестве транспортного средства. Владельцы транспортных средств, имеющие в собственности автомобиль до 150 лошадиных сил и эксплуатирующие его, будут в этом случае в 2011—2013 гг., по сравнению с 2010 г., значительными инвесторами Федерального дорожного фонда, уплачивая возросший акциз,
Тем не менее правильность нового подхода к транспортному налогу будет зависеть от размера ставок, устанавливаемых субъектами РФ по транспортным средствам в 2011-2013 гг.: будут ли они вводить дополнительные льготы для владельцев транспортных средств и, самое главное, насколько эффективно будет работать Федеральный дорожный фонд, пополняемый за счет увеличения акцизов. Результаты реформы транспортного налога могут быть оценены в полной мере по истечении 2013г.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ: [Принят Государственной думой Российской Федерации 17.07.1998 г., в ред. от 29.11.2010 г., с изменениями и дополнениями на 01.01.2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II [Часть I принята Государственной думой 16.07.1998 г., одобрена Советом Федерации 17.07.1998 г., часть II принята Государственной думой 19.07.2000 г., одобрена Советом Федерации 26.07.2000 г.; по состоянию на 01.10.2011 г.] // Собрате законодательства № 1998. № 31. Ст. 3824; 2000. № 32. Ст. 3340.
3. Корязина В.А. О привлечении в бюджет транспортного налога II Российский налоговый курьер. 2010. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rnk.ru /journal/archives/2010/5/nalogovoe_administrirovanie/aktualnyj_vopros/o_privlechenii_v_byudjet_transpo rtnogo_naloga_130593.phtml. (дата обращения 27.11.2011).
4. Поступление налогов и сборов в региональный бюджет II Сайт Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петерб^^//[Элек^онный ресурс]. URL: http://www.r78.nalog.ru/statistic/pn78/stat78-03/3866268/(flaTao6p^eHHH 07.12.2011).
5. Шестакова Е. Реформа транспортного налога // Налоги и право [Электронный ресурс]. URL: http://lawedication.ru/reforma-transportnogo-naloga.html (дата обращения 04.12.2011).
6. Транспортный налог снизят // Европшна [Электронный ресурс]. URL: http://www.euroshina.ru/law/67-transportniy-nalog (дата обращения 06.12.2011).