Научная статья на тему 'Проблемы реформирования системы профессионального образования в рыночных условиях'

Проблемы реформирования системы профессионального образования в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION REFORM / REGIONALIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимбетов Усен Сулейменович, Зайнелова Гульмира Зайнеловна, Ордабаева Майнур Айтказиновна

В статье рассматривается эффективность профессионального образования, которую можно рассматривать в двух аспектах: как подсистему, функционирование которой обеспечивает удовлетворение потребностей в квалифицированных рабочих кадрах микроуровень, и как подсистему, посредством которой достигается насыщение рынка труда конкурентоспособным персоналом, способствующим повышению темпов роста национального дохода макроуровень. Последний является принципиально новым направлением, перемещающим центр тяжести с изучения проблем, отдельно взятого учебного учреждения на анализ экономики всей страны, в рамках которой осуществляется деятельность образовательной системы, с одной стороны, и трудовая деятельность обученных работников, с другой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимбетов Усен Сулейменович, Зайнелова Гульмира Зайнеловна, Ордабаева Майнур Айтказиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION REFORM IN MARKET CONDITIONS

The article examines the effectiveness of vocational education, which can be viewed in two ways: as a subsystem, operated by the needs for skilled workers the micro-level, and as a subsystem through which achieved saturation of the labor market competitive staff, contributing to higher rates of growth of national income the macro level. The latter is a new direction, displacing the center of gravity to study the problems of a single educational institution on the analysis of the economy of the whole country, in which the activities of the educational system, on the one hand, and employment of trained workers, on the other.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования системы профессионального образования в рыночных условиях»

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 37.014

Усен Сулейменович Алимбетов,

д.э.н., профессор, член-корреспондент НИА РК Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова,

г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан Тел.: 8 (7232) 23-87-67

Эл. почта: [email protected]

Гульмира Зайнеловна Зайнелова,

д.м.н., профессор, академик Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан

Тел.: 8 (7232) 23-87-67

Эл. почта: [email protected]

Майнур Айтказиновна Ордабаева,

старший преподаватель Восточно-Казахстанского государственного университета им.С.Аманжолова, г.Усть-Каменогорск, Республика Казахстан Тел. 8 (7232) 60-80-46 Эл. почта: [email protected]

В статье рассматривается эффективность профессионального образования, которую можно рассматривать в двух аспектах: как подсистему, функционирование которой обеспечивает удовлетворение потребностей в квалифицированных рабочих кадрах - микроуровень, и как подсистему, посредством которой достигается насыщение рынка труда конкурентоспособным персоналом, способствующим повышению темпов роста национального дохода - макроуровень. Последний является принципиально новым направлением,перемещающим центр тяжести с изучения проблем, отдельно взятого учебного учреждения на анализ экономики всей страны, в рамках которой осуществляется деятельность образовательной системы, с одной стороны, и трудовая деятельность обученных работников, с другой Ключевые слова: модернизация технического и профессионального образования, реформы, регионализация профессионального образования.

Usen S. Alimbetov,

Doctorate of Economics, professor, corresponding member of the NIA Kazakhstan East Kazakhstan State University named after S.Amanzholov, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan Tel. : +7 (7232) 23-87-67 E-mail: [email protected]

Gulmira Z. Zaynelova,

MD, professor, academician of the East Kazakhstan State University named after S.Amanzholov, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan Tel.: +7 (7232) 23-87-67 E-mail: [email protected]

Mainura A. Ordabaeva,

Senior Lecturer of the East Kazakhstan State University named after S.Amanzholov, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan Tel.: +7 (7232) 60-80-46 E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION REFORM IN MARKET CONDITIONS

The article examines the effectiveness of vocational education, which can be viewed in two ways: as a subsystem , operated by the needs for skilled workers - the micro-level, and as a subsystem through which achieved saturation of the labor market competitive staff, contributing to higher rates of growth of national income - the macro level. The latter is a new direction, displacing the center of gravity to study the problems of a single educational institution on the analysis of the economy of the whole country, in which the activities of the educational system, on the one hand, and employment of trained workers, on the other.

Keywords: modernization of technical and vocational education reform, regionalization of vocational education.

1. Введение

Модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда в связи с ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание высокоэффективной национальной системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.

Высокий уровень профессионального образования и науки, быстрое использование его является отличительной чертой развитых стран мира. Эти условия обеспечивают им более высокую эффективность производства, качество и конкурентоспособность продукции, повышение благосостояния народа Ввиду этого во всех странах одной из важнейших государственных задач является эффективное функционирование системы непрерывного профессионального образования и поддержка науки.

2. Эффективность профессионального образования

Реформы, осуществляемые в современном Казахстане, в силу финансовых условий, пока не обеспечили желаемых перемен в системе профессионального образования. Потенциал профессионального образования сегодня, к сожалению, не активизирован государством в должной мере. В этой связи Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу «Новый Казахстан в новом мире» особо отметил необходимость и стратегическую значимость развития образования.

Практическая реализация реформ встречает два препятствия - недоехахок ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить реформы в действие. Недофинансирование и отсутствие приоритетного направления развития профессионального образования, может привести к деградации самой системы образования и утрате источника перспективного развития.

Несмотря на принимаемые меры, профессиональное образование в казахстанском обществе пока не приобрело статуса приоритетного направления в политике государства. Темпы его развития существенно отстают от процессов преобразований в обществе. Особенно это относится к техническому и профессиональному образованию, готовящему рабочие кадры. Региональный аспект профессионального образования пока исследуется слабо, хотя ясно, что центр тяжести образовательной реформы сейчас переместился в регион. Регионализация профес-

сионального образования во многом носит стихийный характер.

Приведенные положения актуализируют проблемы теоретического характера, методов формирования и использования экономических основ функционирования профессионального образования, адекватных целям, задачам и функциям образования в современном казахстанском обществе. С этих позиций необходимо комплексное исследование социально-экономических процессов, протекающих в казахстанском обществе и формирующих экономические основы профессионального образования, анализ финансово-экономических условий деятельности реформ образования в развитых странах, обоснование оптимальных путей совершенствования реформирования, развития казахстанской системы профессионального образования.

Осуществляемая в настоящее время реформа образования является всеобъемлющей и затрагивает все уровни профессионального образования. В Казахстане введена новая модель национальной системы образования, которая значительно отличается от существующей ранее. Реформа - это не инструмент повседневного управления, а чрезвычайная государственная мера, необходимая для исправления ошибки либо запоздалого форсироваяия застойной ситуации. Как правило, она свидетельствует о стойкой неспособности власти организовать дело на основе планомерного стратегического целе-полагания и спокойной ежедневной работы.

Эффективность профессионального образования можно рассматривать в двух аспектах: как подсистему, функционирование которой обеспечивает удовлетворение потребностей в квалифицированных рабочих кадрах - микроуровень, и как подсистему, посредством которой достигается насыщение рынка труда конкурентоспособным персоналом, способствующим повышению темпов роста национального дохода -макроуровень. Последний является принципиально новым направлением, перемещающим центр тяжести с изучения проблем, отдельно взятого учебного учреждения на анализ

экономики всей страны, в рамках которой осуществляется деятельность образовательной системы, с одной стороны, и трудовая деятельность обученных работников, с другой.

Систему профессионального образования следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, технологические изменения, общественную организацию труда и другие. Каждая из этих подсистем имеет своего носителя: службы занятости, работодатели, профсоюзы, которые как социальные партнеры должны взаимодействовать между собой. Исполняя свои роли, они создают баланс интересов в социальной и экономической сфере общества, обеспечивают открытость системы профессионального образования.

В суверенном Казахстане процессы реформирования системы профессионального образования можно разделить на 4 основных этапа.

Первый этап - становление законодательной и нормативно-правовой базы образования, обновление ее содержания (1991-1998 гг.).

Второй этап - децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования, стратегическое развитие системы профессионального образования (1999-2003 годы).

Третий этап - интеграция образования в мировое образовательное пространство и развитие образования для формирования национальной модели многоуровнего непрерывного образования берет начало в 2004 году.

С 2008 года начало четвертого этапа - модернизация системы технического и профессионального образования для обеспечения отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования.

Исследование специфики данной отрасли, различных его методов дает возможность выделить основную особенность профессионального образования, которые на наш взгляд,

заключается в следующем: действующая организация управления отдельными звеньями профессионального образования отражается и на системе финансовых отношений, основными из которых являются отношения между государством и отдельными учреждениями. Они, в отличие от отраслей материального производства носят односторонний характер, т.к. государственные учреждения профессионального образования не вносят платежей в бюджет, а получают бюджетные ассигнования в сметном порядке. Исключениями являются частные учреждения профессионального образования. Ограниченными являются и взаимоотношения между низовыми звеньями и вышестоящими организациями.

При изучении состояния и финансового обеспечения профессионального образования, какой бы показатель не был взят на анализ, например снижение (повышение) качества образования и уровня охвата образованием населения, или сокращение (увеличение) учебных учреждений, он находится в прямой зависимости от финансовых ресурсов, направляемых на развитие профессионального образования.

За относительно короткий период времени негосударственные учреждения образования стали неотъемлемой частью системы казахстанского профессионального образования. Формирующийся в Казахстане частный сектор профессионального образования нуждается в реальной поддержке, поскольку в настоящее время, его развитие государством не только не стимулируется, но и тормозится как путем прямого вмешательства во внутренние вопросы, так и проявлением полного безучастия к его проблемам.

Реформирование системы профессионального образования следует проводить не просто ради реформы самой системы, а учитывать, что меняется сама сущность образования, которая сводится к превращению человека в личность, в активный субъект общественного прогресса. В настоящее время, когда фактически знания быстро устаревают, приходится готовить человека к

Экономика, Статистика и Информатика

9

№3, 2014

_

трансформирующим условиям жизнедеятельности. Крайне актуальным в этих условиях становится проблемное обучение с применением новых информационных технологий.

Важнейший элемент реформы -создание государственной системы управления качеством образования на основе образовательных стандартов. В прежней системе образования стандарты в явном виде отсутствовали, так как единые для всей страны программы, учебные планы и учебная литература задавали определенный стандарт достаточно жестко. Необходимость создания государственных образовательных стандартов очевидна, поскольку прежние методы и системы не обеспечивают достаточный контроль качества и содержания образования в условиях фактически существующей вариативности образования, децентрализации финансирования и самостоятельности учебных заведений в выборе программ и учебных материалов.

На основании вышеизложенного проведем обобщения, которые можно использовать при разработке казахстанской модели профессионального образования:

Наиболее распространенной моделью, является модель профессионального образования, которая относится к содержательным, описательным моделям.

Для эффективного развития системы профессионального образования, необходимо совершенствование механизма взаимодействия звеньев производственной, управленческой, образовательной и общественной структур.

Роль службы маркетинга в системе профессионального образования состоит не только в обеспечении спроса, но и в его формировании. В настоящее время слабо развиты рынки дополнительных образовательных, консалтинговых, научно-исследовательских и инновационных услуг. Остается не развитым рынок потребительских товаров, организации и поддержки деятельности структур малого и среднего бизнеса, особенно наукоемкого. Без развития спроса на указанные услуги и наукоемкую продукцию и создания

необходимой институциональной базы нельзя серьезно рассчитывать на устойчивое социально-экономическое развитие системы профессионального образования, а, следовательно, и государства и его регионов. Современные учебные заведения насчитывают до нескольких десятков тысяч потребителей его услуг и продукции. В этих условиях чрезвычайно важно создать комплекс маркетинговых коммуникаций между потребителями и учебными заведениями. Маркетинговые коммуникации учебных заведений должны охватывать: связь с общественностью; прямой маркетинг; фирменный стиль; ярмарочную и выставочную деятельность; сотрудничество с потребителем; стимулирование продаж; рекламу.

Международный опыт показывает, что реформирование системы профессионального образования необходимо проводить с учетом национальных особенностей.

3. Заключение

Проведенный анализ позволяет выделить следующие главные приоритеты реформы системы профессионального образования, которые можно применить для казахстанской системы профессионального образования:

- разработка гибкой образовательной политики и систем управления, дающих возможность приспособления к динамическим и постоянно меняющимся экономическим и социальным условиям;

1. упор на развитие новых форм управления системой образования, способных поддержать модернизацию и улучшение качества процесса обучения;

2. новые законодательные структуры для поддержки непрерывного образования и обучения;

3. развитие учебных планов, стандартов и систем сертификации, наряду с новыми стратегиями и технологиями процесса обучения;

4. переход централизованных систем профессионального образования и обучения к рыночному ориентированному подходу, который способен удовлетворить потребности занятости;

5. реорганизация структур и процедур профессионального образования и обучения, которые отражают процесс децентрализации и, в перспективе, становление института социального партнерства;

6. подготовка и переподготовка преподавателей с целью предоставления возможности применения новых методов обучения и перехода от авторитарного и пассивного стиля к более активному, сконцентрированному на объекте обучения.

В настоящее время происходит возрождение экономического потенциала Казахстана, что создает благоприятные условия для претворения в жизнь стратегической установки Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на возрождение образования на качественно новой основе. Развитие образования должно стать элементом общественного согласия и входить в систему официальных национальных ценностей государства. Казахстан, как демократическое и светское государство, гарантирует приоритетное развитие системы профессионального образования, повышение престижа образованности путем финансирования и материально-технического обеспечения учреждений образования по нормативам, ориентированным на уровень развитых стран.

Литература

1. Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республики Казахстан на 2012-2016 годы.

2. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. -СПб: Питер, 2001. - 288 с.: ил.

3. Жамин В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). -М.: Просвещение, 2009. - 335 с.

References

1. State program of development of technical and vocational education in the Republic of Kazakhstan for 2012-2016.

2. Dobrynin A.I., Zhuravlev G.P. General economic theory. - St. Petersburg: Piter, 2001. - 288.: Il.

3. Jamin V.A. Economics of Education (theory and practice). - M.: Prosveshchenie, 1969. - 335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.