Научная статья на тему 'Проблемы реформирования системы местного самоуправления в политике правительства Российской федерации в 2003 году'

Проблемы реформирования системы местного самоуправления в политике правительства Российской федерации в 2003 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЭР ГОРОДА / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРОДСКОГО СОВЕТА / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / MAYOR OF A CITY / LOCAL MUNICIPAL BUDGET / CHAIRMAN OF A CITY COUNCIL / DEMOCRATIC TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емалетдинова Г. Э., Сараев К. Н.

В последние годы активизировался интерес к вопросу формирования местного самоуправления в России. Его историю можно разделить на несколько этапов. Каждый из этих этапов значил для развития государственности и гражданских свобод. Последний этап связан с принятием в 2003 году федерального закона «О местном самоуправлении в РФ». Правительство РФ на сегодняшний день внесло более 35 законов по коррекции отдельных отраслей. С этого года была начата новая реформа местной власти в России. На этом фоне изучение истории последних преобразований в системе местного самоуправления видится необходимым. Исследование местного самоуправления находится в тесной взаимосвязи самых разнообразных смежных наук. В исследуемом хронологическом отрезке, с 2003 по 2010 гг., наибольших успехов достигли исследования в области юриспруденции, права и социально-общественных взаимоотношений. Собственно исторические исследования этого периода не получили масштабного освещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REFORMING THE SYSTEM OF LOCAL ADMINISTRATION IN THE POLICY OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2003

The researchers notice that there is a growing interest to a question of local self-government formation in Russia among scientists in recent years. Its history can be divided into several stages. Each of these stages meant much for the development of statehood and civil liberties. The last stage is connected with the adoption of the Federal law “On local self-government in the Russian Federation” in 2003. The government up to this date has made more than 35 laws for the correction of individual industries. This year a new reform of local government in Russia was initiated. This especially proves that the study of the history of the recent reforms in the system of local government is necessary. This research is tightly integrated into a variety of related fields of knowledge. In the studied chronological interval, from 2003 to 2010, the greatest success was achieved in research in the field of jurisprudence, law and social relationships. The historical study of this period has not received extensive coverage.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования системы местного самоуправления в политике правительства Российской федерации в 2003 году»

Библиографический список

1. Аглеев И.А. Категория залога русского глагола в историческом освещении. Available at: http://www.rae.ru/forum2011/146/1512

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. Available at: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-095.htm

3. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. Москва: Просвещение, 1989.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ lingvistic/431

5. Исхаков Ф.Г., Пальмбах А.А. Гоамматика тувинского языка. Фонетика и морфология. Москва: Издательство восточной литературы, 1961.

References

1. Agleev I.A. Kategoriya zaloga russkogo glagola vistoricheskom osveschenii. Available at: http://www.rae.ru/forum2011/146/1512

2. Valgina N.S., Rozental' D.'E., Fomina M.I. Sovremennyjrusskijyazyk. Available at: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-095.htm

3. Arakin V.D. Sravnitel'naya tipologiya anglijskogo irusskogo yazykov. Moskva: Prosveschenie, 1989.

4. Rozental' D.'E., Telenkova M.A. Slovar'-spravochnik lingvisticheskih terminov. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/431

5. Ishakov F.G., Pal'mbah A.A. Grammatika tuvinskogo yazyka. Fonetika i morfologiya. Moskva: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1961.

Статья поступила в редакцию 18.01.16

УДК 378

Emaletdinova G.E., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), E-mail: naitotok@yandex.ru

Saraev K.N., postgraduate, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: naitotok@yandex.ru

PROBLEMS OF REFORMING THE SYSTEM OF LOCAL ADMINISTRATION IN THE POLICY OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2003. The researchers notice that there is a growing interest to a question of local self-government formation in Russia among scientists in recent years. Its history can be divided into several stages. Each of these stages meant much for the development of statehood and civil liberties. The last stage is connected with the adoption of the Federal law "On local self-government in the Russian Federation" in 2003. The government up to this date has made more than 35 laws for the correction of individual industries. This year a new reform of local government in Russia was initiated. This especially proves that the study of the history of the recent reforms in the system of local government is necessary. This research is tightly integrated into a variety of related fields of knowledge. In the studied chronological interval, from 2003 to 2010, the greatest success was achieved in research in the field of jurisprudence, law and social relationships. The historical study of this period has not received extensive coverage.

Key words: local government, mayor of a city, local municipal budget, chairman of a city council, democratic transformation.

Г.Э. Емалетдинова, канд. ист. наук, доц. каф. всеобщей истории и философских дисциплин, Стерлитамакский

филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: naitotok@yandex.ru

К.Н. Сараев, аспирант 4 курса, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак, E-mail: naitotok@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2003 ГОДУ

В последние годы активизировался интерес к вопросу формирования местного самоуправления в России. Его историю можно разделить на несколько этапов. Каждый из этих этапов значил для развития государственности и гражданских свобод. Последний этап связан с принятием в 2003 году федерального закона «О местном самоуправлении в РФ».

Правительство РФ на сегодняшний день внесло более 35 законов по коррекции отдельных отраслей. С этого года была начата новая реформа местной власти в России. На этом фоне изучение истории последних преобразований в системе местного самоуправления видится необходимым.

Исследование местного самоуправления находится в тесной взаимосвязи самых разнообразных смежных наук. В исследуемом хронологическом отрезке, с 2003 по 2010 гг., наибольших успехов достигли исследования в области юриспруденции, права и социально-общественных взаимоотношений. Собственно исторические исследования этого периода не получили масштабного освещения.

Ключевые слова: местное самоуправление, мэр города, местные бюджеты муниципальные образования, председатель Городского совета, демократические преобразования.

В основу научно-методологической базы исследования истории развития местного самоуправление в России в период с 2003 по 2010 гг. положены работы Т.Т. Авдеевой, Б.С. Жихаре-вич, В.Б. Зотова, В.А. Лапина, В.Е. Рохчина и ряда других ученых [1; 2; 3].

Наиболее значимым, с нашей точки зрения, является исследование Т.Т. Авдеевой, фактически оформившие методологическую основу изучения хозяйственного устройства местного самоуправления в России. Данную проблему поднимает в своей работе и Б.С. Жихаревич, рассматривая проблемы экономического развития региона, В.А. Лапин в своем труде обобщил ранее проведённые исследования, затрагивающие теоретические вопросы формирования системы самоуправления по административно-территориальному признаку. В.Е. Рохчин в своих исследованиях обстоятельно проработал вопрос информационного мониторинга социально-экономического развития регионов [4].

Целью данного исследования является освещение процесса реформирования системы местного самоуправления после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003, сосредотачивающегося на преобразовании уже существующих систем и расширении самоуправления в территориальном отношении.

Принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ было положено начало кардинальным преобразованиям. Однако новая концепция закона и его новые положения оказались спорными. Подготовка реформы затянулась вплоть до 2006 года. Критика законопроекта привела к тому, что его принятие на территории РФ было неодновременным [5].

Главным образом, критике подверглась новая система территориального подразделения муниципальных субъектов. По этой причине принятый в 2003 году федеральный законопроект о местном самоуправлении в РФ имел малый процент положитель-

ных отзывов. Следует обратить внимание на то, что в разработке законопроекта 2003 года было заострено внимание на сельском хозяйстве. Формирование новых муниципальных образований ставило целью усилить самостоятельность бывших совхозов и колхозов. Многие известные политологи и экономисты отрицательно отзывались об этих положениях. В качестве аргумента приводилось сложность в организации и формировании фондов бюджетов новых муниципальных образований.

Следует иметь в виду, что пристальное внимание правительства РФ к проблемам модернизации системы управления сельским хозяйством, отодвинуло на задний план имеющиеся аналогичные вопросы в городских образованиях. Новые положения вводили неупорядоченную двухступенчатую систему распределения органов самоуправления. В первую ступень входили муниципальные районы и городские округа, во вторую - города и сельские округа. В свою очередь, муниципальные районы на равных могли включать в себя и города, и сельские округа. Во многих субъектах федерации, в том числе и в Республике Башкортостан, это вызывало серьёзные трудности в распределения муниципальных образований по уровням. Кроме того, распределение на районы требовало долгой и продолжительной работы.

Города и городские округа представляли собой одну и ту же территориальную общность с незначительными, на первый взгляд, различиями. Однако достаточно сложно определить конкретно, какие из существующих на территории федерального субъекта муниципальные образования к какому уровню будут подходить.

Вместе с тем, другие специалисты отмечали и серьёзные положительные стороны нового закона. Во-первых, местные власти получали более широкие полномочия, особенно это касалось сельского хозяйства. Возникали выгодные предпосылки капиталистического развития и повышения конкурентоспособности новых образований. Во-вторых, административный контроль со стороны местной администрации отходил на второй план. Законодательно закреплённая невозможность совмещения должностей главы муниципального совета и непосредственно администрации привела к значительному увеличению свободы представительных органов. Однако на деле значительных успехов эти преобразования не принесли. Инертность российского общества и низкая политизированность привели к сохранению лидирующей роли местной администрации.

В Республике Башкортостан реформа была запланирована на 2005 год. Опережая общероссийскую практику, региональные власти ожидали возможности сохранить предшествующие тенденции в местном самоуправлении. Предварительные работы по подготовке реформы самоуправления должны были закончиться до 1 января 2005 года. В течение 2004 года региональным властям пришлось разграничивать и устанавливать прочные границы всех муниципальных образований. Работа была масштабной и трудной. Все соответствующие муниципальные образования предстояло наделить статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района в соответствии с материально-технической базой.

Было принято решение о внесении изменений в основные законы Республики Башкортостан, затрагивающих вопросы местного самоуправления: «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» и «Об административно-территориальном

Библиографический список

устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований».

По факту выполнения мероприятий по подготовке республики к реформе правительство приступило к следующему этапу - принятию новых законов, которые бы юридически укрепили вносимые преобразования: «О создании муниципальных образований в отдельных районах и городах Республики Башкортостан» и «О наделении муниципальных образований в Республике Башкортостан соответствующим статусом».

Новые положения были приняты, что серьезно пошатнуло политическую и экономическую монополию региональных властей. Положительная динамика закона, направленная на централизацию власти в руках федеральных органов, способствовала усилению региональных оппозиционных сил. Местные власти целиком выводились из-под контроля региональных властей, получая достаточно обширные свободы, что не могло не сказаться на улучшении обстановки в муниципальном устройстве.

Между тем, реальное положение вещей оказалось не столь положительным, как предполагалось при разработке реформы. Произведённая в начале 2000-х гг. налоговая и финансовая реформа болезненно ударила именно по местному самоуправлению. Надежды на новый законопроект, возлагаемые политологами, не оправдалась. В ходе подготовки реформ отмечалось, что отсутствие послаблений местным бюджетам вызовет серьезные проблемы в будущем. Так, в Башкортостане, по самым позитивным прогнозам, предполагали, что не менее 25 % новых муниципальных образований окажутся на иждивении республиканского бюджета. Оценивая бюджетное и социально-экономическое развитие муниципальных образований в Республике, необходимо признать, что больше половины органов местной власти уже не могут надлежащим образом исполнять свои обязательства в рамках существующей налоговой системы. Более 60 % бюджетов городов составляют безвозмездные ассигнования из республиканского бюджета. В свою очередь, местное налогообложение не может обеспечить и трети бюджета.

На основании проведённого анализа изменения статуса и общих положений системы местного самоуправления в Российской Федерации следует отметить, что система претерпела кардинальные изменения. С 2003 же года и по настоящий момент посредством методического внедрения положений закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3 возможности населения муниципального образования значительно возросли в плане решения проблем различного характера. Однако обнаружились и многочисленные недочеты, по большей степени сосредоточенные в финансовой стороне деятельности местных властей [6].

Новые положения местного самоуправления, принятые в России, являются наглядным примером динамического развития данного вопроса в политике федерального правительства. Но проведённые преобразования имеют явно незавершённый характер. Предшествующая этому налоговая реформа очень резко сократила источники доходов местного самоуправления. В дальнейшем более тесная взаимосвязь органов местного самоуправления и федерального центра должны решить эти недостатки. Основной задачей будущих преобразований должно стать развитие финансовой составляющей деятельности местной власти.

1. Авдеева Т.Т. Социально-экономическое развитие местного сообщества (Теоретико-методологические основы): Диссертация ... доктора экономических наук. Краснодар, 2001.

2. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. Москва: Издательство «Дело», 2005.

3. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. Москва: Муниципальная власть, 2000.

4. Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Стратегическое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения. Санкт-Петербург: ИРЭ РАН, 2000.

5. Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований. Республика Башкортостан. № 74 (25807); 21.04.2005.

6. О наделении муниципальных образований в Республике Башкортостан соответствующим статусом. Республика Башкортостан. № 243 (25726).

References

1. Avdeeva T.T. Social'no-'ekonomicheskoe razvitie mestnogo soobschestva (Teoretiko-metodologicheskie osnovy): Dissertaciya ... doktora 'ekonomicheskih nauk. Krasnodar, 2001.

2. Lapin V.A., Lyubovnyj V.Ya. Reforma mestnogo samoupravleniya i administrativno-territorial'noe ustrojstvo Rossii. Moskva: Izdatel'stvo «Delo», 2005.

3. Rohchin V.E., Zhilkin S.F. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu koncepcii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya. Moskva: Municipal'naya vlast', 2000.

4. Rohchin V.E., Znamenskaya K.N. Strategicheskoe territorial'noe planirovanie vsovremennojRossii: sostoyanie, problemy ipervoocherednye zadachinauchnogo obespecheniya. Sankt-Peterburg: IR'E RAN, 2000.

5. Ob administrativno-territorial'nom ustrojstve Respubliki Bashkortostan i territoriyah municipal'nyh obrazovanij. Respublika Bashkortostan. № 74 (25807); 21.04.2005.

6. O nadelenii municipal'nyh obrazovanij v Respublike Bashkortostan sootvetstvuyuschim statusom. Respublika Bashkortostan. № 243 (25726).

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 378

Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

Kocherov Yu.N., teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

(Stavropol, Russia), E-mail: kocherov71@mail.ru

SELF-EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS. The article shows a role of self-actualization in the process of identity formation in cadets of educational institutions of the MIA of Russia. The authors reveal the basics of self-education, show methods and techniques of self-education and approaches to implementation of self-education of cadets. The research is based on the data of studying of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs. As a conclusion the researchers state that there are three main groups of students in relation to self-education. The authors conclude that continuous and active participation of future officers in educational and professional activities, in the public life of the Academy in sporting events plays a positive effect on the process of self-education. A necessary condition for the pedagogical leadership of the self-education of cadets is the unity and coherence of actions of all officers in the process of training in evaluation and adjustment of their activities.

Key words: self-education, personality of cadets of Ministry of Internal Affairs, training, leadership.

А.А. Ефимов, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ»,

Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

Ю.Н. Кочеров, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский

филиал, г. Ставрополь, E-mail: kocherov71@mail.ru

САМОВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье показана роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта (слушателя) системы образовательных учреждений МВД России. Авторы раскрывают сущность самовоспитания, показывают методы и приёмы самовоспитания, подходы к осуществлению самовоспитания курсантов. Авторы делают вывод о том, что положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях. Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.

Ключевые слова: самовоспитание, личность курсанта МВД, профессиональная подготовка, руководство самовоспитанием.

Успех профессиональной подготовки будущего сотрудника ОВД, его будущей профессиональной деятельности в значительной мере определяется умением целенаправленно и систематически работать над собой. Как показывает педагогическая теория и практика, самовоспитание является непременным условием совершенствования личности.

Под самовоспитанием курсантов и слушателей понимают их целенаправленную активную деятельность, способствующую формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, службы в органах внутренних дел, профессиональной деятельности.

Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Исследования, проведённые по проблеме самовоспитания, показывают, что для понимания его сущности необходимо знать внутренние психологические предпосылки протекания процесса самосовершенствования. Среди них следует выделить:

• выработанные и принятые курсантом жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования и выступают мощными побудительными силами, внутренними мотивами поведения и всей деятельности будущего офицера;

• осмысленные и принятые требования, предъявляемые к деятельности и личности офицера ОВД;

• психолого-педагогические, этические и иные знания о протекании, содержании и методике этого процесса, сформированные навыки самовоспитания;

• наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведе-

ния и необходимого уровня общего, интеллектуального, профессионального развития;

• определённый уровень развития волевых качеств и наличие привычек эмоционально-волевого саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях [1; 2].

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Основными мотивами, обеспечивающими более эффективное протекание процесса самовоспитания курсантов Академий системы МВД, выступают: понятые и принятые требования, предъявляемые к службе в органах внутренних дел, желание стать офицером и др.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности курсанта (слушателя): профессиональный, нравственный, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной самостоятельной работы по воспитанию специфических качеств и связан с развитием ума, чувств, воли, формированием разнообразных убеждений и привычек поведения.

Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приёмов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности и самоотчёт [3].

Самообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.