ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1 2 Джуманова Л.С. , Тугамбекова М.А.
1Джуманова Ляйля Сейтказиевна - старший преподаватель;
2Тугамбекова Марксиана Алпысбаевна - преподаватель, кафедра иностранных языков, машиностроительный факультет, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы полиязычного образования. Полиязычное образование в Республике Казахстан является важнейшей стратегией и одним из главных направлений развития государства. Авторы рассматривают природу полиязычного образования, причины, обусловившие его актуализацию в Республике Казахстан, проблемы функционирования языков в контексте развития современной языковой личности. Подчеркиваются приоритеты языкового образования и принципы формирования языковой личности в полиязычной образовательной среде Казахстана, сравниваются различные точки зрения по данной проблеме. Делается вывод, что в условиях развития новой государственности такого многонационального социума, как Республика Казахстан, вопросы формирования языковой личности приобретают особую актуальность. Современная языковая ситуация в Казахстане позволяет говорить о триединстве языков как о существенном факторе укрепления общественного согласия. Трехъязычная компетенция представляет собой не просто владение 3 языками. Это владение лингвистическими знаниями, умением выявлять лингвистические организации различных языков, понимание функционирования языка, речевых действий. Ключевые слова: поликультурный социум, триединство языков, концепция, полиязычие, конкурентноспособность, образование.
УДК 378
Глобальная стратегия развития образования в XXI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире. С другой - привить ему уважение к другим культурам. Из этого следует, что в обществе сформировался поликультурный социум - образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической, религиозной и социально -экономической принадлежности. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликультурное образование. Его цель - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
В XXI век Казахстан вступил с твердым выбором пути развития внедренной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым политики, - «Триединство языков», укрепляя позиции как государственного, так и иностранных языков. Триединство языков - уникальный проект, осуществляемый в данное время в Казахстане, инициатором которого является наш Президент Н.А. Назарбаев. Полиязычное образование значимо и актуально, поэтому идея Президента о триединстве языков внедряется в образование с особой важностью. Для Казахстана проект триединства языков особенно актуален. Еще в 2009 году в своем послании к народу «Новый Казахстан в новом мире» Н.А. Назарбаев отметил, что триединство языков- это путь к достижению конкурентноспособности страны и ее граждан, это
ответ на вызов времени, это решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глабальный мир [1, с. 3].
Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: человек владеющий кроме родного языка языком другого народа получает возможность общаться с большим количеством людей, приобщиться к материальному и духовному богатству, выработанному носителями языка другого народа, может овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Благодаря уникальному проекту «Триединство языков» Казахстан приступил к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие и знание нескольких языков послужит укреплению экономики и кокурентноспособности Казахстана в мировом рынке. Триединство языков также способствует укреплению общественного согласия.
Казахстан — многонациональная страна, где сегодня в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей. Сегодня все граждане Казахстана имеют равные права и возможности. Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность. Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Впервые в истории наше государство обрело четкие, международно признанные границы. В Конституции Республики Казахстан, вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности, в ст. 19 четко закреплено такое положение: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества». Вместе с тем, проживающие в нашем государстве представители различных национальностей и этносов, ощущают себя неразрывной частью единого народа Казахстана. «Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них» - писал великий казахский поэт и писатель Абай Кунанбаев. Многообразие культур и языков, их мирное сосуществование является самым высшим достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика позволяет соблюдение языковых прав всех представителей других национальностей, предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, осуществления творческих потребностей. Но эта идея осуществима только тогда, когда в нашей стране будет проведена единая политическая, идеологическая и культурная платформа. Этой платформой и стал проект «Триединство языков» - изучение казахского языка как государственного, русского -как языка межнационального общения и одного из иностранных языков, в частности, английского - как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Создание условий изучения трех языков в данном проекте означает использование нескольких языков в пределах определенной социальной общности, т.е. государства, употребление группой людей нескольких языков.
Полиязычие формирует поликультурную, многоязычную личность, которая должна обладать такими качествами, как:
1) говорить, понимать и уметь в различных ситуациях общения пользоваться иностранным языком;
2) владеть информационными, коммуникативными и интеллектуальными потребностями, способностями и компетенциями, которые позволяют ей успешно дейтвовать в условиях межкультурного общения и профессионально- языковой деятельности в роли субъекта иноязычного познания, иноязычного общения и иноязычного творчества [2, с. 12].
Полиязычное образование дает возможность самостоятельно овладеть основами «новых» языков, поэтому компетенция полиязычия рассматривается не только как владение несколькими иностранными языками, но и как возможность и способность к изучению иностранных языков, желание и стремление
28
самостоятельно изучить иностранные языки для повышения собственного статуса. Это ведет к развитию интеллектуального потенциала страны на основе приобщения ее граждан к ценностям языка и культуры.
Полиязычное образование - это целенаправленно организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития личности на основе одновременного овладения несколькими языками. Этот процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, предусмотренных в образовании.
Казахстан со своей многонациональностью и этническим многообразием является благоприятной площадкой и комфортной средой для развития и становления полиязычной личности. В связи с этим следует отметить, что проводимые мероприятия в развитий полиязычного образования в Казахстане решают данную проблему. Реализация данного проекта во многом обусловит становление нового поколения казахстанцев, владеющих несколькими языками, имеющих широкие возможности позитивного роста своих сущностных сил и формирования конкурентоспособности как в профессиональной сфере, так и в личностной самореализации. Таким образом, полиязычное образование является велением времени и гарантом для поддержания стабильности и мира в нашей многонациональной республике.
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда, 2009. № 33 (25278). 1 марта.
2. Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011 -2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: edu.gov.kz./ (дата обращения: 03.11.2017).