ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России_№ 2(16) 2014
Е.А. Коротина
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Нормы социального государства закреплены в ст. 39 Конституции РФ. В статье рассматриваются проблемы реализации подзаконных правовых актов, принятых на основании ст. 39, направленных на реализацию социальной политики в Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция РФ, социальное государство, российское законодательство.
В 2013 году Конституция Российской Федерации отметила 20-летний юбилей. В ней впервые в истории нашей страны зафиксирована законодательная норма о социальном государстве. Согласно Конституции, «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 п. 1).[1]
Зорькин В.Д. отмечает, что «государство можно назвать действительно социальным лишь тогда, когда главной его задачей становится решение проблемы создания надлежащих условий воспроизводства жизни человека как биологического существа и как субъекта различных видов общественной жизнедеятельности, когда создана и функционирует адекватная правовая система защиты социальных интересов личности и когда на решение социальных проблем сориентированы экономика, политика и духовная жизнь общества».[2] Однако необходимо отметить, что на современном этапе не происходит полноценной реализации основ Конституции РФ в вопросах, касающихся обеспечения «достойной жизни» всех категорий граждан.
Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю, которая берет начало еще и в царской России. Так, императри-
цей Екатериной II в 1775 году были введены «Учреждением о губерниях» приказы общественного призрения для управления и развития приютов и учреждений народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, работными и смирительными домами). Для увеличения финансирования приказов им было разрешено принимать вклады на хранение и выдавать ссуды под недвижимость и государственные процентные бумаги».[3] Традиция меценатства и заботы о нуждающихся являлась одним из компонентов государственности. В Х1Х-ХХ вв. широко были распространены заведения, в которых оказывали бесплатную помощь нуждающимся и к которым следует отнести богоугодные заведения для самых нищих слоев общества Российской империи.
Забота о нуждающихся, малоимущих и незащищенных слоях населения является официальным принципом государства, провозгласившего себя социальным. Социально-неадаптированные люди (инвалиды, малоимущие, пенсионеры, больные) часто являются нетрудоспособными и не могут обеспечить свое проживание.
Часть 1 статьи 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В данном положении четко определены субъекты возникающих отношений. Целью нашей работы является изучение проблемы реализации подзаконных правовых актов, принятых на основании ст. 39, четко содержащие в себе положения, направленные на обеспечение данных категорий материальными благами.
Не стоит отрицать весомый факт, что за двадцать лет после принятия Конституции было разработано и реализовано множество подзаконных актов, регулирующих положение незащищенных слоев населения. Мы полагаем, что в России начинают развиваться лишь зачатки социальности, ведь, согласно опыту предшествующих поколений, формирование социального государства - долгий процесс, в котором принимает исключительное участие само гражданское общество. В качестве примера более длительного осуществления функций социального государства можно привести опыт зарубежных стран, которые после окончания второй мировой войны провозгласили себя таковыми: Федеративная Республика Германия с 1949 г., Франция с 1958 г., Испания с 1978 г. и другие государства мира.
Обратимся к современному состоянию российского законодательства, регулирующего права граждан на социальное обеспечение, главным аспектом которого является пенсионное обеспечение. В настоящее время система законодательства, регулирующая пенсионное обеспечение, представлена Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другими актами. Однако общеизвестно, что российские пенсионные выплаты на 2014 год составляют всего 26% от заработной платы гражданина до пенсии, что в четыре раза сокращаетего достаток в сравнении с получе-ниембывшейзаработной платы. Оказавшись в такой ситуации, лица пенсионного возраста с трудом могут обеспечить свое проживание. Данная ситуация усугубляется повышением оплаты жилищно-коммунальных услуг (в 2014 году - на 8%), а также цен на необходимые товары (в 2014 - на 7,3%). В сравнении с высокими показателями уровня жизни населения зарубежных стран,
в частности США, где пенсия составляет 50% от заработной платы, Японии- 60%, Польше - не менее 50%, российская пенсия уступает в два раза.
Таким образом, заложенное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. «Положение о повышении уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров» (повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 годам должно достичь величины, обеспечивающей не менее 2,5-3-х прожиточных минимумов пенсионера), по всей видимости, будет существовать лишь на бумаге.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что до принятия Конституции РФ в 1993 г. действовала Декларация прав и свобод человека и гражданина, утвержденная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. [4], статья 26 которой гласит: «Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума»[5], при этом ни в Конституции РФ, ни федеральном законодательстве не содержится подобной нормы. Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия.
Несмотря на то, что Президентом и Правительством Российской Федерации принимаются меры по повышению размера пенсии, минимального размера оплаты труда, тенденция экономического роста уровня жизни пенсионеров не отвечает росту цен на жилищно-коммунальные услуги, продукты питания, медикаменты и другие жизненно-необходимые товары и услуги. Из чего можно сделать вывод о неэффективности применения социальной политики.
Повышение эффективности пенсионного законодательства возможно при соблюдении следующих условий: распространение законодательства на всех нуждающихся, соблюдение принципа равноправия и справедливости, выполнение государством всех взятых на себя обязательств, недопущение снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечение прожиточного минимума нетрудоспособных.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(16)2014
Среди основных недостатков пенсионного законодательства можно выделить следующие: недифференцированный характер исчисления размера пенсии, в частности, ее зависимость от количества страховых взносов, несоизмеримость пенсии с трудовым доходом, существование размеров пенсии ниже прожиточного минимума.
Необходимо отметить два акта, действие норм которых связано с регулированием отношений в области социального обеспечения самых незащищенных и нуждающихся слоев населения. Первым, принятие которого связано с регламентацией основ социального обслуживания населения, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».[6] В законе указаны категории лиц, обладающих этим правом (пенсионеры, больные, инвалиды, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.). Кроме того, закон закрепил систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, ресурсное обеспечение и т.д., тем самым законодатель обеспечил наименее защищенные категории граждан заботой.
В законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» определены цели государственной социальной помощи, ее формы, перечень социальных услуг, оказываемых нуждающимся гражданам.[7] Как видно, цельпринятия уэтих актов одна -забота о наименее защищенных категориях лиц.
Другой вопрос заключается в том, насколько в действительности защищены данные слои населения?
Рассмотрим Закон от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».[8] Анализ закона позволяет сделать вывод, что многие ежемесячные денежные компенсации на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам составляют совсем мизерные суммы, которых не хватает даже на лечение болезней, полученных в ликвидации катастрофы 1986 г. Так, например, размер пособия, согласно вышеприведенному фе-
деральному закону на 1 января 2014 года составили: инвалидам I группы - 15486,48 рублей, II группы - 7743,25 рублей, III группы - 3097,29 рублей.[9]
Другим примером служит Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах», где также обращают на себя внимание вопросы ежемесячных выплат гражданам, принимавшим участие в боевых действиях Афганской войны, который стал особо актуален в свете празднования 25-летней годовщины вывода войск из Афганистана. Многие выплаты ветеранам составляют сумму в 2-3 раза меньше прожиточного минимума: 1699 руб.
- ветеранам боевых действий; 1990,38 руб. -с учетом отказа от набора социальных услуг; 1239,55 руб. - при сохранении полного набора социальных услуг; 1907,31 руб. -при сохранении права бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; 1412,08 руб.
- при сохранении права на обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами; 1900,92 руб. - при сохранении права при наличии медицинских показаний на получение санаторно-курортной путевки. Размер набора социальных услуг составляет 750,83 руб., из них направляется: на обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами - 578,30 руб.; на оплату предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение - 89,46 руб.; на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 83,07 рубля.[10]
Несмотря на вводимые поправки и предпринимающиеся попытки привести нормы Закона «О ветеранах» в соответствие с Конституцией, закрепляющей равенство граждан перед законом, в области социальной поддержки ветеранов боевых действий необходимо выделить ряд проблем, требующих своего решения: установление статуса ветерана боевых действий; распространение статуса «ветераны боевых действий» на отдельные категории граждан; перевод ветеранов военной службы из числа региональных льготников в федеральные льготники; предоставление права на льготный
проезд или соразмерную компенсацию на городском и междугородном транспорте на территории Российской Федерации для всех ветеранов войны и боевых действий.
Далее нами были проанализированы нормы Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в котором устанавливаются следующие виды пособий: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) - выплачивается в размере 515,33 руб.; единовременное пособие по случаю рождения ребенка - 13741,99 руб.; минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком - 2576,63 руб. и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми и т.д. Учитывая рост цен на товары, в которых нуждаются молодая мама и ребенок, становится очевидным, что вышеуказанной суммы недостаточно для полноценного обеспечения молодой семьи. Максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 624 000 рублей.[11]
Обобщая изложенное, необходимо от-
метить, что в Российской Федерации существует проблема реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако абстрактность формулировок конституционных норм порождает проблему того, что большинство ее норм по социальным правам не может иметь прямого действия. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия Федерального закона по видам правоотношений, касающихся отношения государства к слоям населения России, нуждающимся в материальной поддержке.
Оценивая сложившееся законодательство Российской Федерации в сфере регулирования социальных прав, следует отметить существование значительных пробелов, коллизий и противоречий, устранение которых связано как с принятием новых Федеральных законов, так и обновлением действующих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. М.: Аст-Астрель, 2003. С. 4.
2. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1 (62).
3. Приказ общественного призрения. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.02.2014).
4. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
5. Прожиточный минимум в РФ на 1 января 2014 года составил от 5000 руб. до 7000руб. в зависимости от регионов России.
6. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.
7. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 25 декабря 2009 г. 213-ФЗ) // Российская газета. 1999. № 142; 2009. № 138.
8. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (ред. от 24 июля 2009 г. № 213 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699; Российская газета. 2009. № 138.
9. О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. № 914: постановление Правительства РФ от 07 июля 2009 г. № 545 // Российская газета. 2009. № 127.
10.Федеральныйзаконот12.01.1995№5-ФЗ(ред.от25.11.2013,сизм.от06.02.2014)''Оветеранах''.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014).