Проблемы реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (по данным федерального регистра)
Л.С. Балева, Б.А. Кобринский, Е.Б. Лаврентьева, М.А. Подольная, Н.М. Соболь, Л.Н. Таперова
Problems in the rehabilitation of disabled children in the Russian Federation (according to the data of the federal register)
L.S. Baleva, B.A. Kobrinsky, E.B. Lavrentyeva, M.A. Podolnaya, N.M. Sobol, L.N. Taperova
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии
Рассмотрены вопросы мониторинга состояния здоровья и реализации индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями. Дано краткое описание российского регистра по детской инвалидности, обеспечивающего контроль и анализ ситуации на всех уровнях — от муниципального до федерального. Представлены результаты сравнительного анализа данных о детях-инвалидах, поступивших в 2007—2010 гг. из 40 субъектов Российской Федерации. Выявлены определенные закономерности, недостатки и намечены пути совершенствования оказания медико-социальной помощи пациентам с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: дети-инвалиды, федеральный регистр, мониторинг детской инвалидности, индивидуальная программа реабилитации.
The paper considers issues in monitoring the health status and implementing individual rehabilitation programs for children with limited capacities. It gives a summary of the Russian children's disability register that ensures that the situation is controlled and analyzed at all levels (from municipal to federal). It also presents the results of a comparative analysis of the data on disabled children, which came from 40 subjects of the Russian Federation in 2007 to 2010. The authors identify certain regularities and disadvantages and outline ways to improve sociomedical care to patients with limited capacities.
Key words: disabled children, federal register, child disability monitoring; individual rehabilitation program.
В России, в соответствии с заданиями Федеральной целевой программы «Дети России», создан и ежегодно обновляется федеральный банк данных о детях с ограниченными возможностями на основе интеграции информации, поступающей из территориальных баз данных. Целью работы являлось создание системы (регистра) для комплексной оценки уровня и качества жизни детей-инвалидов, обеспечивающей проведение федерального мониторинга медико-социальной помощи и адаптации в об© Коллектив авторов, 2011 Ros Vestn Perinatol Pediat 2011; 3:5-12
Адрес для корреспонденции: Балева Лариса Степановна — д.м.н., проф., руководитель детского научно-практического центра противорадиационной защиты МНИИ педиатрии и детской хирургии Кобринский Борис Аркадьевич — д.м.н., проф., действ. член РАЕН, руководитель медицинского центра новых информационных технологий МНИИ педиатрии и детской хирургии
Лаврентьева Елена Борисовна — к.м.н., в.н.с. детского НПЦ противорадиационной защиты
Подольная Марина Аркадьевна — ст.н.с. медицинского центра новых информационных технологий
Соболь Нина Моисеевна — вед. инженер-программист медицинского центра новых информационных технологий
Таперова Любовь Николаевна — ст.н.с. медицинского центра новых информационных технологий 125412 Москва, ул.Талдомская, д. 2
ществе этой категории детей, на основе формирования и поддержки компьютерных баз данных на всех уровнях системы здравоохранения.
Для достижения поставленной цели были разработаны:
• формализованная «Карта ребенка-инвалида», включающая сведения, отражающие изменения в состоянии здоровья детей;
• информационная модель формирования федерального регистра по детской инвалидности, представляющего собой трехуровневую федеральную систему сбора и обработки данных, которая включает медицинские учреждения, имеющие отношение к работе с этим контингентом детей;
• выходные формы регистра;
• алгоритмическое обеспечение регистра;
• программное обеспечение системы.
Федеральный регистр по детской инвалидности обеспечивает полицевой контроль ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности в сочетании со статистическим анализом демографических показателей, позволяющих получить представление об уровне и структуре инвалидности, в том числе вновь устанавливаемой, о параметрах социальной адаптации и психолого-педагогической реаби-
литации детей-инвалидов в динамике. Он позволяет получать полноценные данные на всех детей с ограниченными возможностями, что является условием контроля выполнения индивидуальных программ реабилитации. Федеральный регистр дает возможность определить ведущие факторы, сдерживающие объективное планирование всего комплекса медико-социальных мероприятий в целях реабилитации и социальной адаптации этого контингента детского населения.
Федеральный регистр по детской инвалидности, ориентированный на решение на единой методической основе вопросов учета движения детей-инвалидов и выполнения индивидуальных программ реабилитации, обеспечивает:
• информационную поддержку проведения диспансерной работы с детьми-инвалидами и их семьями;
• информационную поддержку руководителей различного уровня для учета и анализа распространенности инвалидности среди детского населения регионов и изучения ее структуры;
• унификацию медицинской документации;
• формирование статистических отчетных форм;
• мониторинг состояния здоровья детей-инвалидов.
Медико-информационное обеспечение системы базируется на рекомендациях ВОЗ о современном понятии «ребенок-инвалид» (disabled or handicapped persons — лица с ограниченной жизнедеятельностью, или лица с ограничениями жизненных функций) и причинах возникновения инвалидности. Персонифицированная «Карта ребенка-инвалида», являющаяся единой информационной основой для всех субъектов Российской Федерации при формировании баз данных о детях-инвалидах, разработана с учетом требований «Международной классификации болезней, травм и причин смерти» (Х пересмотра) и «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья». Но так как последняя еще не используется при проведении медико-социальной экспертизы, а применяются лишь отдельные ее параметры, касающиеся функций организма, мы руководствовались «Международной классификацией нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности», которая позволяет получать сведения о характере нарушений (в их динамике) при различных причинах инвалидности, а также о социальной адаптированности детей и их потребностях в медико-психологической, социальной помощи и технических приспособлениях.
Созданный программный продукт используется в лечебно-профилактических учреждениях (интернатные учреждения, детская поликлиника), где формируются базы данных нижнего (учрежденческого)
уровня. Инсталляционный пакет, сопровождаемый инструкцией, обеспечивает самостоятельную установку программного продукта в любом медицинском учреждении.
Базы данных лечебно-профилактических учреждений формируются на основе обратного талона к учетной форме «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» — приказ Минздрав-соцразвития РФ от 12.03.07 № 77. Обратный талон состоит из 9 пунктов:
1. ФИО ребенка.
2. Дата освидетельствования.
3. Номер акта медико-социальной экспертизы.
4. Диагноз Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ).
5. Виды нарушений функций организма.
6. Ограничения основных категорий жизнедеятельности.
7. Решение ФГУ МСЭ:
• установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид»;
• дата переосвидетельствования;
• рекомендации по медицинской реабилитации;
• рекомендации по профессиональной, социальной, психолого-педагогической реабилитации.
8. Причина отказа в установлении инвалидности.
9. Дата отправки обратного талона.
Территориальные базы данных создаются на основе интеграции баз данных лечебно-профилактических учреждений.
Новизна работы определяется созданием регистра для мониторинга детской инвалидности (по причинам и социальной адаптированности) во всех возрастных группах (до 18 лет) на основе компьютерной системы, единой для всех субъектов Российской Федерации. К настоящему времени (на 01.01.2011) Федеральная база данных содержит электронные карты на детей-инвалидов, поступившие из субъектов Российской Федерации в 2007 — 2010 гг. В статье рассматриваются данные, поступившие в Федеральную базу по детской инвалидности в 2010 г., содержащие сведения о 119 325 детях-инвалидах из 40 регионов Российской Федерации. Их анализ представлен в сравнении с предыдущими годами (2007—2009).
При распределении детей-инвалидов по полу оказалось, что девочки составляют 41%, мальчики — 59%. Как и в предшествующие годы, лиц мужского пола было на 18% больше, чем женского. Распределение детей-инвалидов по возрасту представлено в табл. 1. Как видно, наибольшее число детей-инвалидов наблюдается в возрастной группе 10—14 лет, наименьшее — в возрастной группе 0—4 года. По сравнению с тремя предыдущими годами (2007—2009) доля детей в каждой возрастной группе практически не изменилась.
БалееаЛ.С. и соает. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (по данным федерального регистра) Таблица 1. Распределение детей-инвалидов по возрасту (2010 г.)
Возраст Количество детей
абс. %
0—4 года 17 677 16,75
5—9 лет 30 033 28,45
10—14 лет 33 761 32
15—17 лет 24 043 22,8
Всего 105 514 100
Таблица 2. Распределение детей с впервые установленной инвалидностью по возрасту (2010 г.)
Возраст Количество детей
абс. %
0—4 года 3337 50,3
5—9 лет 1553 23,4
10—14 лет 1126 16,95
15—17 лет 622 9,35
Всего 6638 100
Среди больных с впервые установленной инвалидностью наблюдается иное возрастное распределение (табл. 2) — высокая доля детей в возрасте 0—4 года, далее, с возрастом ребенка, доля детей с впервые установленной инвалидностью снижается.
Как положительный момент следует отметить, что вновь увеличилась доля детей, проживающих в семьях, и снизилась — проживающих в интернатных учреждениях (7,76%). Таким образом, большинство (92,24%) детей с ограниченными возможностями проживают в семьях.
В табл. 3 представлены показатели детской инвалидности в различных возрастных группах (на 10 000 детского населения соответствующего возраста). Данные свидетельствуют, что детская инвалидность в 2010 г. выше, чем в предыдущие 3 года (в 2007 г. — 106,5; в 2010 г. — 112,5). В старших возрастных группах показатель детской инвалидности выше, а впервые выявленная инвалидность имеет противоположные тренды: самая высокая наблюдается в возрастной группе 0—4 года, самая низкая — в возрастной группе 15—17 лет.
Характеристика основных нарушений в состоянии
здоровья детей-инвалидов
В табл. 4 представлено распределение детей-инвалидов по видам нарушений в состоянии здоровья и возрасту. Первые три места, как и на протяжении последних 3 лет (2007—2009), занимают нарушения:
- умственные (25,82%);
- двигательные (24,08%);
- висцеральные, метаболические и расстройства питания (21,12%).
В возрастном аспекте структура основных нарушений имеет свои особенности. У детей 0—4 лет главными нарушениями в состоянии здоровья являются двигательные (34,61%), висцеральные и метаболические (27,05%). На третьем месте — умственные нарушения (10,44%). Следует подчеркнуть, что в этой возрастной группе большой удельный вес (6,09%), самый высокий среди всех возрастных групп, занимают уродующие нарушения.
Первые три места в структуре нарушений у детей 5—9 лет повторяют структуру в возрастной группе 0—4 года. Тогда как у детей 10—14 и 15—17 лет в качестве основных выступают умственные нарушения, составляя '/3 среди всех нарушений. Нужно отметить,
Таблица 3. Детская инвалидность по возрастным группам на 10 000 детского населения соответствующего возраста (2010 г.)
Возрастная группа Всего Впервые выявленная
0—17 лет 112,5 6,26
0—4 лет 33,5 6,3
5—9 лет 106,8 5,5
10—14 лет 116,8 3,9
15—17 лет 114,6 3,0
Таблица 4. Распределение детей с впервые установленной инвалидностью по возрасту (2010 г.)
Нарушения Всего детей-инвалидов В том числе в возрасте
0—4 года 5—9 лет 10—14 лет 15—17 лет
Умственные 25,82 10,44 21,55 32,85 32,6
Двигательные 24,08 34,61 26,84 19,36 19,53
Висцеральные, метаболические и расстройства питания 21,12 27,05 19,53 19,83 20,58
Другие психические нарушения 6,9 5,2 7,02 7,36 7,4
Зрительные 6,0 4,1 6,14 6,54 6,46
Слуховые и вестибулярные 5,16 3,86 5,68 5,29 5,27
Общие и генерализованные 4,35 4,96 4,31 4,15 4,26
Уродующие 3,22 6,09 3,11 2,43 2,35
Языковые и речевые 3,32 3,67 5,8 2,2 1,55
Итого, % (абс.) 100 (105 514) 100 (176 77) 100 (30 033) 100 (33 761) 100 (24 043)
что в последних двух возрастных группах увеличивается значимость психических нарушений. Слуховые и зрительные нарушения наиболее часто встречаются у детей 5—7 лет. Следует подчеркнуть, что по сравнению с 2007—2009 гг. структура основных нарушений в состоянии здоровья как в целом (0 — 17 лет), так и по отдельным возрастным группам практически не изменилась.
Характеристика детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности
Распределение детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности представлено в табл. 5. Ведущим ограничением жизнедеятельности у детей-инвалидов в возрасте 0—17 лет является снижение способности адекватно вести себя (35,57%). Это ограничение остается практически на одном уровне все 4 года (2007—2010) ведения федеральной базы. Далее следует снижение способности передвигаться (26,87%), затем — снижение способности общаться с окружающими; снижение способности уха-
живать за собой отмечено у 8,65% детей-инвалидов.
В зависимости от возраста ребенка меняется структура ведущих ограничений жизнедеятельности. Преобладающим у детей в возрасте 0—4 года является снижение способности передвигаться, у детей от 5 до 17 лет — адекватно вести себя. При этом обращает внимание тот факт, что встречаемость снижения способности адекватно вести себя увеличивается в более старших возрастных группах, а нарушение способности передвигаться, являясь основным ограничением жизнедеятельности у детей 0—4 года, с возрастом встречается реже и достигает минимальной частоты у детей 15—17 лет.
Ограничение жизнедеятельности, связанное со снижением способности ухаживать за собой, чаще отмечается в группе детей 0—4 лет. Вероятно, это связано и с возрастными особенностями, и с тяжестью основных заболеваний, приводящих к инвалидности. Отмеченные выше тренды в динамике по годам (2007—2010) сохранялись.
Таблица 5. Распределение (в %) детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности (2010 г.)
Ограничение жизнедеятельности Всего В том числе в возрасте
детей-инвалидов 0—4 года 5—9 лет 10—14 лет 15—17 лет
Снижение способности адекватно вести себя 35,57 20,59 30,67 42,42 43,08
Снижение способности общаться с окружающими 21,3 17,4 24,37 21,16 20,5
Снижение способности передвигаться 26,87 40,55 28,85 24,36 21,57
Снижение способности действовать руками 2,16 2,53 2,17 1,97 2,13
Снижение способности владеть телом 5,45 6,48 5,16 5,11 5,53
Снижение способности ухаживать за собой 8,65 12,43 8,77 7,61 7,17
Итого, % (абс.) 100 (102 500) 100 (17 113) 100 (29 234) 100 (32 768) 100 (23 385)
БалееаЛ.С. и соает. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (по данным федерального регистра)
Таблица 6. Заболевания, обусловившие возникновение инвалидности у детей* (2010 г.)
Наименование классов Возрастная группа
и отдельных заболеваний 0— 17 лет 0— 4 года 5— -9 лет 10— 14 лет 15— -17 лет
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Всего заболеваний 105 466 100 17668 100 30017 100 33752 100 24029 100
Инфекционные и соматические заболевания 21 296 20,19 2388 13,52 5635 18,77 7373 21,84 4920 20,48
Психические нарушения и расстройства поведения 26 385 25,02 844 4,78 1271 4,23 11077 32,82 7948 33,1
Болезни нервной системы 23 697 22,47 5449 30,84 7977 26,6 6264 18,56 4007 16,68
Болезни глаза и его придаточного аппарата 4668 4,43 444 2,5 1337 4,45 1665 4,93 1222 5,09
Болезни уха и сосцевидного отростка 5421 5,14 675 3,82 1701 5,67 1798 5,33 1247 5,19
Врожденные аномалии 21 717 20,6 7514 42,53 6341 21,12 4925 14,6 2937 12,2
Травмы, отравления и другие внешние причины 1731 1,64 149 0,84 341 1,14 543 1,61 698 2,9
Примечание. * — Не учтены «прочие заболевания».
Характеристика заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей
В 2010 г. произошли некоторые изменения в структуре заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей 0—17 лет (табл. 6):
- первое место представлено психическими нарушениями и расстройствами поведения (25,02%);
- второе место — болезнями нервной системы (22,47%);
- третье место, в отличие от 2008—2009 гг., занимают врожденные аномалии развития (20,6%), опередив инфекционные и соматические заболевания (20,2%).
Другие заболевания, обусловившие возникновение инвалидности в 2010 г., практически имеют такой же удельный вес среди всех заболеваний, как в предыдущие 3 года (2007—2009).
Структура заболеваний в каждой возрастной группе имеет свои особенности. В группе 0—4 года ведущей причиной являются врожденные заболевания и болезни нервной системы, составляя 3/4 от всех заболеваний, приводящих к детской инвалидности. В группе 5—9 лет первое место занимают болезни нервной системы, удельный вес врожденных аномалий в 2 раза ниже, чем у детей в возрасте 0—4 лет.
В группе 10—14 лет совершенно иная структура заболеваний, приводящих к инвалидности. Впервые в этой группе ведущее место занимают психические нарушения и расстройства поведения (32,82%),
причем их удельный вес почти в 8 раз выше, чем, например, у детей 5—9 лет. Второе место впервые занимают инфекционные и соматические заболевания (21,84%). Третье место принадлежит болезням нервной системы (18,56%), а врожденные аномалии развития перемещаются на четвертое место (14,6%). В возрастной группе 15—17 лет структура заболеваний такая же, как в группе 10—14 лет.
В результате анализа структуры заболеваний, приводящих к детской инвалидности, в возрастном аспекте по каждому классу заболеваний можно наблюдать следующую тенденцию: значимость инфекционных и соматических заболеваний увеличивается с возрастом детей (от 13,52% у 0—4-летних детей до 20,48% у 15—17-летних). Встречаемость психических нарушений и расстройств поведения также увеличивается с возрастом (0—4 года — 4,78%, 15—17 лет — 33,1%), а болезней нервной системы, наоборот, снижается (0-4 года — 30,84%, 15-17 лет — 16,7%); врожденные аномалии соответствуют той же тенденции.
Таким образом, анализ структуры заболеваний, приводящих к тяжелым последствиям, ограничивающим жизнедеятельность детей, дает очень много ценной информации, необходимой не только для разработки индивидуальных программ реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, но и для создания комплексных программ профилактики и снижения детской инвалидности.
Результаты выполнения индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями. Медицинская реабилитация.
Охват детей различными видами реабилитации представлен в табл. 7. Наибольшее количество детей-инвалидов (82,7%) было охвачено медицинской реабилитацией, что отражает ее значимость. Максимальное количество детей было охвачено данным видом реабилитации в младшей возрастной группе. Причем за прошедшие 4 года (2007—2010) охват медицинской реабилитацией увеличился в 1,3 раза во всех возрастных группах детей.
Из всех видов медицинской реабилитации медикаментозная терапия, как и в предыдущие 3 года, занимает ведущее место — 79,76% детей 0—17 лет (табл. 8). Далее идут массаж (34,9%) и лечебная физкультура (30%). Санаторно-курортным лечением охвачено 27,8% детей. Физические методы медицинской реабилитации получили 14%, логопедическую помощь — 13,3%. Реконструктивной хирургией было охвачено 8% детей-инвалидов, водо- и бальнеолече-нием — 7,4%.
Следует отметить, что охват медикаментозным лечением был почти одинаков во всех возрастных группах детей. Это же касалось и водо-, бальнеоле-чения. Такие методы медицинской реабилитации, как массаж, лечебная физкультура, реконструктивная хирургия, протезирование, ортезирование, чаще применялись у детей раннего возраста (0—4 года) и реже — в других возрастных группах. Отдельные виды медицинской реабилитации — рефлексотерапию, водо-и бальнеотерапию — дети получали с одинаковой частотой, независимо от возраста. Такой вид, как логопедическая помощь, наиболее часто оказывался детям в возрасте 5—9 лет.
Санаторно-курортное лечение — один из наиболее значимых видов медицинской реабилитации.
Специализированный санаторий, с хорошо обученным персоналом, имеющий возможность проведения медицинской реабилитации с применением медикаментозной терапии, образовательных программ, немедикаментозных методов (лечебная физкультура, массаж, физические метолы, водо- и бальнеотерапия и др.), психолого-педагогической реабилитации, с поддержанием физической активности ребенка, позволяет воедино собрать и оптимизировать различные виды реабилитации и обеспечить наибольший медико-социальный эффект. Неслучайно, санаторно-курортное лечение получили более V части детей с ограниченными возможностями.
По возрастным группам санаторно-курортным лечением охвачено 16,05% детей-инвалидов в возрасте 0—4 года, 29,6% — в возрасте 5—9 лет, 30,48% — в возрасте 10—14 лет, 30,41% — в возрасте 15—17 лет. Низкий процент охвата санаторно-курортным лечением детей 0—4 лет обусловлен, с одной стороны, возрастными особенностями этой группы, а с другой стороны, возможно, недостатком учреждений для санаторно-курортного лечения детей раннего возраста при совместном пребывании с родителями.
Оценка выполнения индивидуальных программ по медицинской реабилитации показала, что у 10,65% результаты достигнуты полностью, у 59,72% — частично, у 8,46% положительные результаты отсутствуют, у 28,2% оценить результаты не представляется возможным. Наилучшие результаты медицинской реабилитации достигнуты у детей младшей возрастной группы: у 43,83% — полностью, у 47,63% — частично, что в целом составляет 91,46%. У детей 15—17 лет большой удельный вес (87,47%) частично достигнутых результатов.
Психологическая реабилитация
Психологической реабилитацией охвачено 56,3% детей-инвалидов. В табл. 9 представлены данные об
Таблица 7. Охват детей различными видами реабилитации (в % от общего числа детей-инвалидов)
Вид реабилитации 2010 г.
Медицинская 82,7
Психологическая 56,3
Социальная 38,0
Профессиональная подготовка 11,8
Таблица 8. Охват детей-инвалидов отдельными видами медицинской реабилитации в разных возрастных группах (в %)*
Возрастная группа Массаж Лечебная физкультура Протезирование Ортезирование 0—4 года 42,36 32,7 2,28 2,56 5—9 лет 37,32 31,79 1,73 1,5 10—14 лет 32,05 28,7 1,58 1,04 15—17 лет_30,27_27,78_1,56_0,8_
Примечание. * — Указан % от числа детей соответствующего возраста, которые были охвачены данным видом реабилитации.
БалеваЛ.С. и соавт. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (по данным федерального регистра)
охвате детей с ограниченными возможностями различными видами психологической реабилитации.
Наиболее востребованным методом реабилитации является психологическая помощь семье, имеющей ребенка-инвалида. Как и в предыдущие годы (2007— 2009), в психологической помощи в наибольшей степени нуждались семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте 0—4 лет (53,18%). Вместе с тем в этом методе реабилитации нуждались и семьи, имеющие более старших детей (5—9 лет — 49,3%; 10—14 лет — 46,2%; 15-17 лет — 46,9%).
Психотерапевтическая и психокоррекционная помощь чаще оказывалась детям более старшего возраста.
Результаты выполнения психологической реабилитации были наиболее высокими в возрастной группе 0-4 года: в 46,8% случаев результаты достигнуты полностью, в 48,7% — частично. В меньшем проценте случаев (4,46) положительные результаты отсутствовали. В остальных возрастных группах положительных результатов было значительно меньше (от 7,9 до 10,6%). В то же время в 84,38-87,4% случаев результаты достигнуты частично.
Социальная реабилитация
В 2010 г. методы социальной реабилитации были назначены 38% (45 415 человек) детей с ограниченными возможностями. Эти методы включали: обучение самообслуживанию (31,1% детей), обучение пользоваться техническими средствами реабилитации (5,4%), обеспечение средствами технической реабилитации (7,7%).
В обучении самообслуживанию нуждались дети всех возрастных групп (0-4 года — 26,7%; 5-9 лет — 31,96%; 10-14 лет — 32,3%; 15-17 лет — 31,7%). В силу возрастных особенностей в обучении пользоваться техническими средствами реабилитации в наибольшей степени нуждались дети более старшего возраста (0-4 года — 4,2%; 15-17 лет — 5,53%).
При сравнении охвата методами социальной реабилитации в динамике по годам (2007-2010) наблюдается увеличение охвата от 19,8 до 31,1%. Прежде всего это касается обучения самообслуживанию. Достигнуты определенные успехи в выполнении программ социальной реабилитации: по сравнению с 2009 г. увеличилась доля детей с положительными результатами (от 10 до 16,9%). Результаты, достигнутые частично, остались почти на прежнем уровне
(57 и 56,1% соответственно). Если в 2009 г. положительные результаты отсутствовали у 6,6% детей, то в 2010 г. — только у 4,7%.
В 2010 г. 17 534 ребенка (16,23% от всех детей-инвалидов) нуждались в технических средствах реабилитации, которые были представлены в виде:
- калоприемников — 0,44% (471 ребенок);
- мочеприемников — 0,47% (505 детей);
- сурдотехники — 3,58% (3863 ребенка);
- инвалидных колясок — 3,33% (3598 детей);
- ходунков — 1,6% (1743 ребенка);
- очков — 3,34% (3612 детей);
- других видов — 3,5% (3742 ребенка).
Анализ показал, что охват детей техническими средствами реабилитации зависит от возраста ребенка. В таких средствах, как калоприемники, мочеприемники, ходунки, в большей степени нуждаются дети 0-4 лет, в сурдотехнике и очках — дети более старших возрастных групп. Использование инвалидных колясок в качестве технического средства реабилитации практически не связано с возрастом (0-4 года — 2,91%; 5-9 лет — 4,33%; 10-14 лет — 3,26%; 15-17 лет — 2,49%).
ВЫВОДЫ
1. На основе формирования и поддержки банков данных о детях-инвалидах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях может быть получена комплексная оценка уровня и качества жизни детей с ограниченными возможностями, пригодная для проведения мониторинга медико-социальной помощи, оценки состояния реабилитационной службы и выполнения индивидуальных программ реабилитации.
2. Несмотря на то что в течение 4 лет в Федеральную базу данных регулярно поступали сведения о детях-инвалидах только из 35-40 субъектов Российской Федерации, на их основе удалось выявить общие закономерности путем сравнения с официальными статистическими данными, поступающими ежегодно в Росстат (форма № 19 Федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о детях-инвалидах»), оценить назначение и выполнение индивидуальных программ реабилитации, отдельных видов реабилитации, а также проанализировать ряд других сведений, характеризующих качество жизни
Таблица 9. Охват детей-инвалидов 0—17 лет различными методами психологической реабилитации (2010 г.)
Методы реабилитации % от всех детей-инвалидов
Психотерапия 28,03
Психокоррекция 24,75
Психологическая помощь семье 48,43
Профессиональная подготовка 11,8
детей-инвалидов.
3. Четырехлетний мониторинг медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями показал значительное увеличение охвата детей всеми видами реабилитации (медицинской, психологической, социальной), что нашло отражение в стабилизации детской инвалидности, эффективности системы реабилитации.
4. Анализ структуры заболеваний, приводящих к детской инвалидности, в динамике за 4 года показал, что детскую инвалидность формируют психические расстройства и расстройства поведения, а также врожденные аномалии развития, находящиеся в прямой корреляционной зависимости от возраста детей: группа детей-инвалидов с психическими расстройствами увеличивается с возрастом, в то время как группа с врожденными аномалиями с возрастом уменьшается.
5. Федеральная и региональные базы данных о детях с ограниченными возможностями позволяют планировать дифференцированные мероприятия по медико-социальной реабилитации, профилактике детской инвалидности, определять финансовые затраты на ближайшую и отдаленную перспективу,
ориентируясь на тенденции состояния детской инвалидности.
6. Система оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам нуждается в совершенствовании, начиная с законодательных норм, регулирующих положение детей-инвалидов, межведомственного взаимодействия по учету и обмену полицевой информацией, касающейся выполнения индивидуальных программ реабилитации. Требуют регламентации сроки выполнения индивидуальных программ реабилитации. Необходимо повышение роли и ответственности родителей детей-инвалидов или их законных представителей за реализацию назначенных программ.
7. Необходимо продолжить развитие сети учреждений медицинской реабилитации, расширить спектр услуг по медицинской реабилитации в рамках базовой и территориальной программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Важно совершенствование и расширение видов социальной реабилитации в различных реабилитационных учреждениях, что позволит проводить непрерывный процесс реабилитации.
Поступила 14.03.11