Научная статья на тему 'Проблемы развития учебной и материально-технической базы образовательных учреждений Костромской и Ярославской областей и организация работы школы в послевоенный период (1945-1953)'

Проблемы развития учебной и материально-технической базы образовательных учреждений Костромской и Ярославской областей и организация работы школы в послевоенный период (1945-1953) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пигалева Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития учебной и материально-технической базы образовательных учреждений Костромской и Ярославской областей и организация работы школы в послевоенный период (1945-1953)»

Эволюция культпросветработы была вызвана объективными причинами исторического момента, когда в условиях Гражданской войны и роста крестьянских выступлений, в том числе в Верхнем Поволжье, поддержка крестьянства имела решающее значение для установления и развития советской власти. Однако при всем своем размахе результативность культпросветработы оставалась низкой. Отчасти, это было обусловлено отсутствием опыта подобной работы и нехваткой подготовленных кадров, что затрудняло возможность развернуть широкую сеть культпросветуч-реждений. Преобладание митинговых форм и приемов воздействия на массы не позволяло работникам вникнуть в конкретные условия деревни, действительные проблемы населения. Не учитывалась патриархальность крестьянства, оказавшегося не готовым к быстрому и кардинальному изменению привычного уклада жизни. В целом же, проводимая агитация и включение деревни в активную преобразовательную деятельность послужили мощным фактором, предопределившим исход Гражданской войны и поддержку советской власти.

Примечания

1 Во имя победы революции: Костромская губерния в период Гражданской войны 1918-1920 / Сост. И.Е. Травина, Л.И. Федорова; под ред. М.Н. Белова. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. - С. 179.

2 Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), ф. 1, оп. 1, д. 477, л. 46.

3 См.: Миловидов В.Л. Страницы российской истории: избранные статьи и очерки. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 118-130.

4 См.: Советская деревня глазами ВЧК -ОГПУ - НКВД, 1918-1939 гг. - М.: РОССПЭН, 2000. - Т. 1. - С. 171.

5 Тихонова О.В. Крестьянские выступления в 1918-1921 гг. как одна их форм Гражданской войны: общее и особенное (на материалах Верхнего Поволжья) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Исторические науки»: «Волжский рубеж». - 2004. - №>2. - С. 81.

6 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 41. Май-ноябрь 1920. - М.: Политиздат, 1981. - С. 399.

7 Там же. - С. 148-150.

8 ГАНИКО, ф. 1, оп. 1, д. 232, л. 31-31 об.

9 VIII конференция РКП(б). Протоколы. Декабрь 1919 г. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 235-239.

10 Очерки истории Костромской организации КПСС. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1967. -С. 183.

11 См.: Известия Яргубисполкома. - 1919. -2 ноября.

12 Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 5, д. 232, л. 12; ф. 13, оп. 3, д. 1298, л. 19.

13 Во имя победы революции. - С. 214-215.

14 См.: Красный мир. - 1920. - 7 февр.

Н.П. Пигалева

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1953)

Экономический потенциал страны за годы Великой Отечественной войны сильно пострадал. Страна потеряла 1/3 своего материального богатства. Огромный урон понесла система образования. Были разрушены сотни школьных зданий, многие из них в годы войны служили не по назначению. Следовательно материальная база школ, даже не находящихся на оккупированных территориях, была сильно подорвана.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны советские люди приступили к восста-

новлению народного хозяйства: необходимо было в сжатые сроки поднять из руин разрушенные врагом города и села, сделать новый шаг в развитии экономики, культуры и образования. План четвертой пятилетки (1945-1950 гг.), озаглавленный как «План повышения материального и культурного уровня жизни народа» в третьем разделе особо указывал на необходимость восстановления и расширения сети начальных и средних школ, высших учебных заведений. Требовалось «.. .увеличить количество начальных, семи-

© Н.П. Пигалева, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

109

ИСТОРИЯ

Н.П. Пигалева

летних и средних школ до 193 тысяч, а количество учащихся в них до 31,8 млн., обеспечив общее обязательное обучение детей с 7 лет, как в городе, так и в деревне; создать условия для повышения качества обучения и воспитания детей в школах, а также условия для обучения той части молодежи, которая во время Великой Отечественной войны не могла получить нормального образования в школе»1.

Несомненно, что первой и самой важной задачей школьного образования в СССР, стало восстановление материальной базы школ и строительство школ в освобожденных районах. На то, насколько тяжелой и трудоемкой стала эта работа, указывает число разрушенных за годы войны школ - 84 тыс. Тем не менее, большинство из них (около 70 тыс.) начали свою работу в частично восстановленных зданиях, зачастую не приспособленных к ведению процесса обучения еще до окончания войны2.

В 1945-1946 гг. в стране было вновь построено и восстановлено более 4 тыс. школ, среди них 488 сверх плана и 1123 - методом народной застройки3.

Несмотря на очень серьезные материальные трудности послевоенного времени, государство увеличивало ассигнование на образование. Если в 1940 г. они составляли 22,5 млрд. руб., то в 1945 г. они увеличились до 28,6 млрд. рублей, а в 1950 г. достигли 56,9 млрд. рублей4. Однако этих денег не хватало, и проблемы финансирования образования были первоочередными.

Определенную сложность в восстановление работы школ после войны была неразбериха, возникающая в связи с часто неорганизованной реэвакуацией мирного населения в районы прежнего проживания. Это порождало нехватку кадров, приводило к использованию недостаточно профессионально подготовленных людей. Кроме этого вставала проблема учета и привлечения к учебе новоприбывших детей, особенно старшего школьного возраста5.

Общесоюзные проблемы проявлялись и на местах. Постановления высших органов государства и партии выступали основой деятельности местных органов власти. На примере Костромской области можно увидеть, что к проблемам финансирования народного образования костромские власти подходили очень серьезно. По данным справки о состоянии образования за 1945-1946 гг., «ассигнования на образование составляют 45% всего областного бюджета», а еже-

годный рост их характеризуется следующими данными:

- в 1945 году - около 96 млн. рублей;

- в 1946 году - около 98,3 млн. рублей;

- в 1947 году - около 140 млн. рублей;

- в 1948 году - около 149 млн. рублей;

- в 1949 году - около 163,7 млн. рублей;

- в 1950 году - около 172 млн. рублей.

Таким образом, с 1946 по 1950 гг. ассигнования на народное образование в Костромской области увеличились примерно в 2 раза6. Однако, этого было недостаточно. Увеличивается сеть школ, подлежащих ремонту, что еще более усложняет материально-хозяйственные условия работы школ послевоенного времени. На 1 сентября 1945 г. в Костромской области был проведен текущий ремонт 678 школьных зданий и капитальный ремонт 83 школ (по плану предполагалось отремонтировать 830 и 134 здания соответственно). Материальная база большинства школ области не соответствовала требованиям. Школьные здания были запущены, разбитые окна часто не стеклились, а забивались фанерой. По причине нехватки школьных зданий многие школы работали в две смены, а более половины школ Костромской области - в три. Для 171 школы помещения вообще не нашлось - занятия проходили в арендованных крестьянских домах7. Школы плохо оборудовались классной мебелью, в сельских учебных заведениях она не соответствовала санитарно-гигиеническим и педагогическим нормам: не хватало парт, столов, скамейки были в основном без спинок, мебель не всегда соответствовала росту учеников (классные доски малых размеров - до 1 м2), требовалась шпаклевка и покраска и т.п. В 1946 г. в Костромской области из 1346 школ требовали капитального ремонта -195, текущего - 405, при этом отремонтировано было только 85 сельских школ, а городские вообще остались без ремонта8.

Со временем ситуация менялась достаточно слабо. В «Справке о состоянии народного образования Костромской области» за 1948-1949 гг. отмечалось, что «в области работают 1392 школы: из них начальных 1125, семилетних - 227, средних -40. Материальная база большинства школ не соответствует уровню требований советской школы»9.

Аналогичным было положение дел и в Ярославской области. На 1946 г. капитальному ремонту подлежало 272 школы, ремонтировалось - 66, а закончили ремонт в срок только 6 школьных зда-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

Таблица

Обеспечение учебной литературой учащихся Буйского района Костромской области

Название учебника Количество учащихся, которым требовались книги 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Родная речь 1527 60 - - -

Букварь 1527 605 102 - -

Книга для чтения 1479 - 124 - -

Сборник арифметических задач 1479 - - - -

Учебник русского языка для 3-4 кл. 1911 - - 45 45

Сборник упражнений по правописанию 1911 - - - -

Естествознание 801 - - - 57

География 801 - - - 58

Сборник арифметических задач для 4 кл. 801 - - - 40

ний. Текущий ремонт был запланирован в 824 школах, проводился - в 221, а закончили только в 47 школах10.

Школы испытывали острую нужду в учебниках, это была общегосударственная проблема. Отдел школ Ярославского ВКП(б) сообщал в Москву, что «учебников в школах мало, по одной или две книги на класс, а по некоторым предметам вообще нет»11. По плану Министерства просвещения в 1946 г. Костромской области было выделено 300 тыс. экземпляров учебной литературы, что составило 46% потребности. Многие ученики воспроизводили школьную программу «на слух», а это не могло не отразиться на снижении успеваемости. В отдельных случаях новыми учебниками могли пользоваться только учителя.

Нехватка учебников создавала методические трудности для учителей. Учительница Закобякин-ской средней школы Середского района Ярославской области Брюквина ходила в районную библиотеку за различными книгами, находящуюся за 24 км от школы. Это образец подвижничества сельской учительницы, но в силу объективных и субъективных обстоятельств, не многие могли последовать ее примеру.

Характерна в этом плане таблица12, показывающая, как осуществлялось снабжение учебниками школ Буйского района Костромской области. Из нее видно, что в начальной школе только с

букварями дело обстояло достаточно благополучно - они имелись у половины учеников. Остальных учебников катастрофически не хватало. Подобная ситуация складывалась не только по всем районам области, но была типична для всех страны в целом.

Примечания

1 См.: Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. - М: Госполитиздат, 1946. - С. 7.

2 См.: Константинов Н.А. Советская школа в период послевоенной сталинской пятилетки // Очерки по истории педагогики / Под ред. Н.А. Константинова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - С. 454.

3 КонстантиновН.А. Указ. соч. - С. 455.

4 См.: Королев Ф.Р. Успехи народного образования в СССР за 40 лет. - М.: Знание, 1957. - С. 46.

5 См.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917-1973. - М., 1974. - С. 38.

6 ГАНИКО, ф. 765, оп. 3, д. 614, л. 1.

7 ГАНИКО, оп. 1, д. 922, л. 1; оп. 2, д. 765, л. 236.

8 ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 922, л. 15.

9 ГАНИКО, ф. 765, оп. 2, д. 772, л. 123.

10 ЦДНИЯО, ф. 272, оп. 225, д. 34, л. 47.

11 ЦДНИЯО, ф. 272, оп. 225, д. 143, л. 14.

12 Составлено автором по: ГАНИКО, ф. 765, оп. 1, д. 470, л. 3.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.