ры. - СПб. : [б.и.], 2005. - 287 с.
6. Маркин, Э.В. Физическая подготовка курсантов старших курсов вуза МВД России с учетом их физкультурных интересов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маркин Э.В. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - 20 с.
7. Ранцев, Г.М. Технология применения интенсивных методов тренировки в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России [Текст] / Г.М. Ранцев // Теоретико-методологические проблемы совершенствования подготовки специалистов на современном этапе реформы образования : сб. науч.-метод. статей / под ред. В .В. Миронова, В.Л. Пашуты ; СПб ГЛА, ВИФК. - СПб., 2005. - С. 71-72.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОНСОРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МИНИ-
ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ
Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, генеральный директор Ассоциации мини-футбола России (АМФР),
Семен Николаевич Андреев, кандидат педагогических наук, доцент, президент Ассоциации мини-футбола России (АМФР),
Константин Викторович Еременко, президент мини-футбольного клуба «Динамо»,
г. Москва
Аннотация
На основании проведенного исследования прослеживается эволюция спонсорской деятельности мини-футбольных клубов высшего и первого дивизионов в период 1996-2008 гг., рассматриваются тенденции развития в профессиональных клубах данного вида маркетинговых отношений и технологий, а также связь данного позитивного процесса с общим прогрессом отечественного мини-футбола.
Ключевые слова: спонсоры, клуб, развитие, коммерческие отношения.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SPONSORSHIP OF PROFESSIONAL MINIFOOTBALL CLUBS
Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, the general director of Association of mini-football of Russia (АМFR),
Simeon Nikolaevich Andreev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the president of Association of mini-football of Russia (АМFR),
Konstantin Viktorovich Eremenko, president of FC “Dynamo ” Moscow,
Moscow
Abstract
On the basis of carried out research evolution of sponsor's activity of mini-football clubs of the maximum and first battalions during 1996-2008 years is traced, tendencies of development in professional clubs of this kind of marketing attitudes and technologies, and also communication of this positive process with the general progress of domestic mini-football are considered.
Keywords: sponsors, club, development, commercial attitudes.
Развитие в нашей стране рыночных отношений дало толчок к зарождению и быстрому прогрессу спортивного спонсорства, без которого сегодня не мыслится функционирование и развитие профессионального спорта, нуждающегося в дополнительных источниках финансирования, инновационных средствах ведения конкурентной борьбы, осуществлении рыночной коммуникации и т.д. [3, 4, 6, 7]. Являясь по своей сути коммерческим занятием, спонсорство основывается на контракте между партнерами и имеет целью обмен определенными обязательствами, услугами и финансовыми средствами.
Мировой и отечественный опыт развития спонсорства в сфере профессионального спорта показывает, что, с одной стороны, предприниматели как субъект спонсорства стремятся к улучшению своего имиджа, осуществлению в той или иной степени рекламно-пропагандистской деятельности, установлению тесных взаимоотношений с
общественностью и публичной демонстрации своей социальной полезности и ответственности перед обществом, а, с другой стороны - профессиональный спорт как объект спонсорства приобретает дополнительные возможности для своего функционирования и дальнейшего развития [2, 6, 7].
Особенности развития спонсорства в отечественном мини-футболе связаны с тем обстоятельством, что начало становления профессиональных отношений в мини-футбольных клубах пришлось на середину 90-х гг. прошедшего века, когда происходила активная трансформация только что зародившегося современного мини-футбола в автономную разновидность классического футбола.
В то же время данный период развития коммерческих отношений в этой модификации футбола совпал по времени с острым финансовым кризисом в стране и крайней нестабильностью в управлении отраслью физической культуры и спорта. Серьезным лимитирующим фактором было и отсутствие в этом виде спорта сложившихся традиций, которые в этот период лишь начали созревать [1]. Эти обстоятельства и явились на данном этапе тормозом развития спонсорской деятельности мини-футбольных клубов России. Особенно ярко это проявлялось в сравнении с клубами Испании, Италии, Голландии и Бельгии, где мини-футбольные клубы стали создаваться значительно раньше, чем в нашей стране, и уже к началу 90-х гг. прошедшего столетия имели по нескольку спонсоров.
Проведенное исследование позволило проследить эволюцию спонсорской деятельности отечественных мини-футбольных клубов - участников чемпионата страны в период 1996-2008 гг., выявить тенденции развития этого вида маркетинговых отношений и технологий.
Примечательно, что уже в начале 90-х гг. прошедшего века, когда в стране начали проводиться официальные соревнования по мини-футболу, стали создаваться и мини-футбольные клубы, ведущие активный поиск спонсоров. Так, МФК «Дина» (Москва) уже в сезоне 1991-1992 гг. заключил долгосрочный договор о возмездном оказании услуг с коммерческим банком «Контакт», МФК «Галакс» (С.-Петербург), МФК «Сибиряк» (Новосибирск), МФК «Заря» (Новгород) имели также аналогичные договора с коммерческими банками. В то же время ряд мини-футбольных клубов - участников чемпионата страны - создавался на базе крупных предприятий и компаний, которые, обеспечивая их финансирование, практически выступали в качестве спонсоров.
Так, МФК «ВИЗ» (Екатеринбург) был образован на базе Верх-Исетского металлургического завода, МФК «Уралмаш» (Екатеринбург) - на базе предприятия «Урал-маш», МФК «Минкас» - на базе московского отделения Министерства инкассации, МФК «Торпедо» - на базе карбюраторного завода - дочернего предприятия автозавода ЗИЛ, МФК КСМ-24 - на базе московского комбината строительных материалов № 24. Именно в этих клубах и стали зарождаться первые ростки коммерческих отношений в мини-футболе. Большой толчок дальнейшему развитию этих отношений дало введение Ассоциацией мини-футбола России, начиная с сезона 1994-1995 гг. статуса игро-ков-нелюбителей в клубах высшего дивизиона, а начиная с сезона 1995-96 гг. - в клубах первого дивизиона [5]. Данное решение знаменовало начало нового периода в развитии отечественного мини-футбола: переход любительских команд и клубов, участвующих в чемпионате страны, на профессиональные рельсы, а, следовательно, и активизацию коммерческой деятельности в этом важном звене организационной структуры управления данной автономной разновидностью классического футбола. Особенностью спонсорской деятельности в этот период было предоставление мини-футбольным клубам помощи в виде «бартера», т.е. не деньгами, а какими-либо услугами или товарами, что можно объяснить сложностями периода перехода экономики страны. На начальном этапе становления мини-футбольных клубов высшего дивизиона в качестве основных спонсоров выступали такие организации, как местные структуры власти, нефтяные и газовые компании, металлургические предприятия и газовые компании. К 2000 г. наблюдается увеличение доли на этом рынке коммерческих бан-
ков и предприятий малого бизнеса. Однако по-прежнему оставался высоким и рейтинг организаций и компаний, которые доминировали на начальном этапе. К 2008 г. вновь наблюдается увеличение доли предприятий малого бизнеса и коммерческих банков. Явную заинтересованность в участии в спонсировании клубов высшего дивизиона стали проявлять компании мобильной телефонной связи.
В целом динамика изменения доли участия организаций различного типа в спонсировании клубов первого дивизиона аналогична выявленной динамике в клубах высшего дивизиона.
Важной характеристикой развития спонсорской деятельности являлось наличие у мини-футбольных клубов соглашений с организациями, выступающими их генеральными спонсорами. В таблице 1 приведена динамика изменения числа мини-футбольных клубов, имеющих генеральных спонсоров в период 1996-2008 гг.
Таблица 1
Динамика изменения числа мини-футбольных клубов, имеющих генеральных
спонсоров в период 1996-2008 гг.
Дивизион 1996 г. 2000 г. 2004 г. 2008 г.
m n m n m n m n
Высший дивизион 16 3/18,7% 16 7/43,8% 12 8/66,7% 14 12/85,7%
Первый дивизион 18 3/16,7% 18 5/27,7% 18 6/33,3% 15 11/73,3%
ИТОГО 34 6/17,6% 34 12/35.3% 30 14/46,6% 29 23/79,3%
Примечание: m - всего клубов;
n - доля клубов, имеющих генерального спонсора
Как видно из табл. 1, за прошедший период наблюдалась тенденция последовательного роста числа клубов как высшего, так и первого дивизионов, имеющих генеральных спонсоров. В результате в 2008 г. из 29 клубов - участников чемпионата страны - 23 клуба (79,3%) имели соглашения генеральными спонсорами.
Важным показателем развития института генеральных спонсоров является динамика изменения пакета обязательств мини-футбольных клубов перед ними. Если в 2000 г. такой пакет был достаточно ограничен, то к 2008 г. его объем стал широким и разнообразным. Так, все 14 клубов высшего дивизиона представляли генеральным спонсорам следующие возможности: размещения рекламных щитов с их логотипом и названием по периметру игрового поля в непосредственной близости от телекамер, на полиграфической продукции и интернет-сайте клуба; предоставление генеральному спонсору определенного количества приглашений категории «VIP» и входных билетов на матчи команды.
9 клубов размещали название (или логотип) генерального спонсора на игровой форме команды, а также включали в содержание дикторских объявлений до начала матчей или в их перерыве рекламные тексты, представляемые генеральными спонсорами.
7 клубов выделяли на спортивных сооружениях во время матчей места для демонстрации образцов товаров или рекламы генерального спонсора, а также включали представителей генерального спонсора в состав делегаций, выезжающих на международные соревнования с участие команды клуба и т.д. Всего перечень таких обязательств, представляемых клубами высшего дивизиона генеральным спонсорам в 2008 г., включал 10 наименований.
Динамика изменения пакета обязательств клуба первого дивизиона перед генеральными спонсорами в целом повторяет картину в высшем дивизионе.
Однако наличие у мини-футбольных клубов генерального спонсора все же далеко не всегда позволяло полностью обеспечить необходимые финансовые поступления для их функционирования, что объяснялось совершенствованием и расширением календаря чемпионата и Кубка страны и постоянным повышением требований к
структуре клуба со стороны Ассоциации мини-футбола России [1]. Такая ситуация вынуждала клубы осуществлять поиск среди менее финансово состоятельных организаций дополнительных спонсоров. В табл. 2 приводится динамика изменения числа спонсоров, привлекаемых мини-футбольными клубами высшего дивизиона в период 1996-2008 гг.
Таблица 2
Динамика изменения числа спонсоров, привлекаемых мини-футбольными клу-________________бами высшего дивизиона в период 1996-20008 гг.______________
Наличие спонсоров 1996 г. 2000 г. 2004 г. 2008 г.
т п т п т п т п
1 спонсор 5 31,25% - - - - - -
2 спонсора 4 25,1% 2 12,5% - - - -
3 спонсора 3 18.7% 3 18,7% 1 8,3% 1 7,1%
4 спонсора 3 18.7% 6 37,5% 6 50% 5 35.7%
5 спонсоров 1 6,2% 5 31,3% 5 41,7% 3 21,4%
6 спонсоров - - - - - - 3 21,4%
7 и более спонсоров - - - - - - 2 14,4%
Итого 16 100% 16 100% 12 100% 14 100%
Примечание. т - количество клубов, имеющих данное число спонсоров;
п - удельный вес клубов, имеющих данное число спонсоров.
В целом, как видно из табл. 2, за прошедший период в клубах высшего дивизиона наблюдалась тенденция последовательного расширения числа спонсоров. Аналогичная тенденция была выявлена и в клубах первого дивизиона. Однако эти клубы все же были менее привлекательны для организаций, желающих быть спонсорами, в отличие от клубов высшего дивизиона, что можно объяснить более низким спортивным имиджем первых.
Проведенное исследование с участием 72 руководителей клубов позволило с помощью экспертной оценки выявить основные факторы, снижающие эффективность спонсорской деятельности мини-футбольных клубов, а также определить степень их важности. Такими лимитирующими факторами оказались следующие:
• отсутствие трансляций матчей чемпионата и Кубка России по телеканалу «Спорт» в последние сезоны;
• отсутствие налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях для организаций, выступающих в качестве спонсоров спортивных клубов и организаций;
• недостаточно высокий спортивный имидж у значительной части мини-футбольных клубов;
• низкий уровень организационной деятельности физкультурно-спортивных организаций разных уровней по развитию мини-футбола.
Данные факторы, по оценке экспертов, имеют невысокую степень важности и, на наш взгляд, не могут быть сегодня определяющими в структуре основных факторов, влияющих на эффективность спонсорской детальности мини-футбольных клубов в настоящее время. Мнения экспертов и степень важности выявленных факторов имеют высокую статистическую согласованность и достоверность = 0,75, х2-критерий = 152,14).
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, несмотря на ряд существенных проблем и неиспользованных резервов, спортивное спонсорство за прошедшие годы выросло в важную составляющую часть коммерческой деятельности мини-футбольных клубов, которая практически стала доминирующей среди других ее видов и форм. Можно предположить, что дальнейший прогресс коммерческой деятельности клубов данной автономной разновидности футбола будет определяться соблюдением рационального баланса между спонсорской деятельностью и другими видами маркетинговых отношений и технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
2. Котов, А.В. Социально-педагогические аспекты становления профессионального коммерческого спорта в Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук / Котов А.В. - Малаховка, 1998. - 173 с.
3. Кузин, В.В. Спонсорство в спорте / В.В. Кузин, М.Е. Кутепов ; Рос. гос. акад. физ. культуры, Школа спортивного бизнеса. - М. : [б.и.], 1994 - 192 с.
4. Мухин, В.Г. Социально-экономическая и педагогическая направленность рекламной деятельности в сфере физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Мухин В.Г. - М., 2002. - 163 с.
5. Постановление исполкома Российского футбольного союза от 13.04.1993 г. «О распространении на нелюбительские команды, клубы по мини-футболу регламента ФИФА «О статусе и переходах футболистов // Делопроизводство Ассоциации минифутбола России, № 05.93.
6. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : [монография] / А.В. Починкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 216 с.
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КЕРЛИНГИСТОВ С УЧЁТОМ СЕНСОМОТОРНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Ольга Александровна Андрианова, соискатель,
Федерация кёрлинга России, Президент, г. Москва
Аннотация
В статье отражены особенности соревновательной деятельности в кёрлинге, результаты тестирования технико-тактической подготовленности квалифицированных кёрлингисток, а также характер влияния их сенсомоторных и перцептивных характеристик на уровень владения элементами техники броска кёрлингового камня.
Ключевые слова: керлинг, техника броска, технико-тактическая подготовленность, сен-сомоторные и перцептивные характеристики, спортивно важные качества.
TECNICALLY-TACTICAL TRAINING OF CURLERS IN CONNECTION WITH SENSORY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS
Olga Aleksandrovna Andrianova, the competitor,
Russian Curling Federation, President,
Moscow
Abstract
In this article the features of competitive activity in curling, results of testing technically - tactical training of qualified curlers, as well as character of influence of sensory and perceptual characteristics on a level of possession of technical elements of a curling stone throw is reflected.
Keywords: curling, curlers, curling stone throw, technically-tactical training, sensory and perceptual characteristics.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная игра в кёрлинг - один из интенсивно развивающихся в России и за рубежом видов спорта. Важность разработки научно-методических основ спортивной игры кёрлинг для эффективной подготовки к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи определяет актуальность и практическую значимость исследования.
В спортивных играх большое значение имеет ориентировочная деятельность спортсменов, умение постоянно «видеть поле», выделять и анализировать наиболее существенные признаки игровой ситуации, на основании которых осуществлять так-