© Крамаренко Е.А., 2011
УДК 339.142 ББК 65.9
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Е.А. Крамаренко
В статье исследованы основные тенденции развития розничной торговли Ростовской области и выявлены проблемы развития организаций данной отрасли системы потребительской кооперации; обозначены возможные направления решения существующих проблем.
Ключевые слова:розничная торговля,тор-говая инфраструктура, организации потребительской кооперации, развитие розничной торговли системы потребительской кооперации.
Розничная торговля в последнее десятилетие является одной из самых крупных и экономически успешных отраслей российской экономики. Это обусловлено, прежде всего, ее местом и ролью как значимой части всей воспроизводственной системы экономики, обеспечивающей удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно в розничной торговле реализуется произведенная потребительная стоимость, связывается производство и потребление, поддерживается баланс между предложением и спросом. Предприятия данной отрасли потребительского рынка, соприкасаясь напрямую с потребителем, первыми отмечают изменения спроса, как в условиях его роста, так и при снижении, вызванные экономическими условиями, например, такими, как мировой экономический кризис. Состояние потребительского рынка в целом и розничной торговли в частности является показателем социально-экономического положения страны. Это обусловлено в первую очередь ее масштабностью и степенью влияния на экономику в целом.
В настоящее время на долю потребительских расходов приходится порядка 70 % денеж-
ных доходов россиян, при этом 55 % из них затрачивается на покупку товаров [6].
Исследуемая Ростовская область по величине формируемого розничного товарооборота входит в первую десятку субъектов Российской Федерации (8-е место). До 2009 г. оборот розничной торговли области в среднем имел более высокий темп роста, чем среднероссийский показатель, что делало регион привлекательным для развития предприятий потребительского рынка. Доля Ростовской области в обороте розничной торговли России в период с 2003 по 2008 г. увеличилась с 2,68 до 3,11 %, но в 2009 г. понизилась и составила 2,57 % [4, с. 603; 5, с. 605].
Усредненная динамика розничного товарооборота дает только общее представление о существующих тенденциях, при этом не учитывается его пространственно-территориальное распределение. Представляется интересным проанализировать распределение розничного товарооборота в расчете на душу населения в территориальном разрезе. Товарооборот в расчете на душу населения является косвенным показателем социально-экономической ситуации как в регионе в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях. По итогам 2010 г. в Ростовской области он составил 52,7 тыс. руб. на душу населения [6].
По величине данного показателя лидируют Аксайский район (128 тыс. руб.), г. Рос-
тов-на-Дону (103 тыс. руб.), г. Волгодонск (63,4 тыс. руб.), г. Новочеркасск (63,2 тыс. руб.) и г. Каменск-Шахтинский (54 тыс. руб.). Критическое положение по товарообороту на душу населения сложилось в г. Донецке (26 тыс. руб.) и г. Новошахтинске (19,2 тыс. руб.), а также в Советском, Дубовском и Куйбышевском районах, где товарооборот в расчете на душу населения ниже 11 тыс. руб. [6]. Следует отметить, что население г. Ростова-на-Дону составляет более 1 млн человек, что более чем в 3 раза меньше, чем в Ростовской области, при этом оборот розничной торговли Ростова-на-Дону составляет 51,5 % от уровня региона в целом.
Таким образом, пространственно-территориальное распределение товарооборота розничной торговли свидетельствует о значительной асимметрии развития данной отрасли регионального потребительского рынка, что в свою очередь приводит к неравномерности спроса и предложения [8]. Учитывая незначительную разницу в среднедушевых доходах населения разных территориальных образований Ростовской области, можно предположить, что такое различие в товарообороте розничной торговли в расчете на душу населения (в 11,6 раза) может свидетельствовать об отсутствии (недостаточном количестве) предприятий данной отрасли в ряде территориальных образований региона. Сельские поселения и отдаленные территории, отдельные небольшие городские округа должна охватывать система розничной торговли потребительской кооперации, которая, собственно, и создавалась в том числе для этих целей. Розничная торговля является одним из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Потребительская кооперация, обладающая опытом не только торговли на территории России, но и внешней торговли, значительно утратила свою конкурентоспособность в последние годы. На территории Ростовской области в 2010 г. осуществляли деятельность 113 розничных рынков, из них 90 универсальных, 23 специализированных, в том числе 9 сельскохозяйственных. Организации потребительской кооперации осуществляют деятельность в 917 действующих розничных торговых предприятиях, в том числе 867 магазинах. Более 90 %
торговых предприятий данной системы расположены в сельской местности и должны обеспечивать товарами свыше 1 200 сельских населенных пунктов.
Товарооборот на душу населения в розничных организациях системы потребительской кооперации Ростовской области составил в 2008 г. 2 638 руб., в 2009 г. - 2 744 руб., в 2010 г. - 2 929 руб., что свидетельствует о незначительной доле товаров, приобретаемых населением через систему потребительской кооперации.
Так, фактический оборот розничной торговли в 2010 г. составил 221,4 млрд руб. и превысил уровень 2009 г. на 11,4 %, при этом оборот торгующих организаций вырос на 12,6 %, продажи на розничных рынках и ярмарках увеличились на 3,4 % [5, с. 611]. Годовой оборот розничной торговой сети потребительской кооперации составляет более чем 2,6 млрд руб. [3].
Более трети розничного товарооборота обеспечивается крупными и средними организациями (35,6 % по итогам 2010 г.). Активно функционирующие на территории области международные, федеральные и региональные торговые сети в 2010 г. формировали 38,2 % оборота розничной торговли. Ростовская область входит в число субъектов Российской Федерации с наиболее благоприятными условиями для развития сетевой торговли. Такие крупные сети, как «Метро», «Ашан», «X-5 Retail Group» («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»), «Магнит», «О’Кей», «Лента», «Леруа Мерлен», «Икеа», «Косторама», «Media Markt», а также ряд других компаний уже вышли на ростовский рынок, и многие из них планируют продолжать активное развитие [8, с. 44]. Организации потребительской кооперации значительно уступают по конкурентоспособности крупным розничным сетям.
Проблемы в развитии розничной торговли потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния и сказывается на снабжении товарами первой необходимости значительной части сельского населения области. Поэтому одной из главных задач «Концепции развития потребительской кооперации в РФ до 2015 года» является создание мощной единой торговой
сети на базе торговых предприятий и инфраструктуры потребительской кооперации, способной конкурировать с существующими сетями и объединениями (союзами) сетей для максимального обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами при высокой эффективности деятельности [1].
В настоящее время в условиях развивающейся конкуренции организациям потребительской кооперации все труднее приходится выполнять социально ориентированные функции. Основными проблемами развития организаций розничной торговли потребительской кооперации являются:
- возникновение и усиление дезинтеграци-онных процессов, которые приводят к ослаблению и частичной утрате экономических, транспортных, финансовых, информационных связей;
- отсутствие единой стратегии развития системы потребительской кооперации в отраслевом и региональном аспектах на основе системного и комплексного подходов;
- снижение инвестиционной привлекательности отраслей потребительской кооперации, что приводит к невозможности проведения модернизационных преобразований и внедрения новых инновационных методов управления предприятиями данной системы.
Все перечисленные проблемы не только снижают конкурентоспособность розничной торговли, но могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве. Организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов. Отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ [6].
В условиях бурного развития торговых сетей на региональном потребительском рынке Ростовской области в ближайшее время может произойти вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным. Поэтому основной целью развития торговли в потребительской кооперации должно стать создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей, имеющих региональные филиалы.
Основные направления развития розничной торговли системы потребительской кооперации могут быть сгруппированы в отдельные блоки (см. табл.).
Для развития розничной торговли потребительской кооперации в регионе необходимо наладить сотрудничество с администрацией Ростовской области, формами которого в соответствии с положениями ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» могут быть [3]:
- формирование и ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории области;
- разработка схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в государственной или в муниципальной собственности, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения торговой площадью;
- установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;
- разработка и реализация долгосрочной целевой программы развития торговой деятельности в Ростовской области;
- создание системы информационного обеспечения в области торговой деятельности.
Таблица
Основные направления развития розничной торговли системы потребительской кооперации *
Направления развития розничной торговли системы потребительской кооперации Мероприятия для достижения поставленных задач
Формирование единой системы сетевой торговли - Создание единого бренда торговых сетей и товаров, производимых организациями потребительской кооперации и реализуемых через кооперативную торговую сеть, единых стандартов оформления торговых объектов, обслуживания в них; - формирование и введение единых товарных матриц на основные группы товаров с учетом региональных особенностей; - создание единой логистической системы для торговой сети потребительской кооперации; - оптимизация трансакционных и трансформационных издержек (цен, товарных кредитов, маркетинговых и рекламных бюджетов и т. п.) за счет централизованной закупки товаров; - создание социально направленных розничных сетей по торговле продуктами питания, товарами повседневного спроса, а также создание аптечных киосков в отдаленных территориальных поселениях с небольшой численностью населения
Финансовое обеспечение розничной торговли - Объединение финансовых ресурсов для наиболее эффективной реализации проектов создания и развития кооперативной торговой сети; - привлечение инвестиционных ресурсов в формирование и развитие кооперативной торговой сети под государственные гарантии; - взаимодействие с органами государственной власти для создания и реализации на программной основе системы льгот выполняющим социальную роль кооперативным торговым предприятиям; - привлечение средств лояльных покупателей с использованием программ отложенного получения льгот и дисконтов
Повышение эффективности маркетинговой деятельности розничной торговли - Формирование единой для всей системы потребительской кооперации России маркетинговой политики, проведение маркетинговых исследований; - создание единой для всей системы потребительской кооперации России системы дисконтов в торговых предприятиях потребительской кооперации; - привлечение пайщиков потребительской кооперации за счет дисконтных и льготных программ, в частности позволяющих реализовывать полученные кооперативные выплаты на льготной основе в магазинах торговой сети потребительской кооперации
Повышение социальной эффективности розничной сети - Организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления для повышения эффективности использования социального эффекта, создаваемого магазинами торговой сети потребительской кооперации
* Составлено по: [1].
Для эффективной работы в данных направлениях необходимо разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, поскольку отсутствие нормативной базы является сдерживающим фактором развития кооперативной розничной торговли.
Основными приоритетами политики администрации области в сфере регулирования торговой деятельности являются:
- достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- повышение доступности товаров для населения;
- формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объек-
тов, форм и способов торговли, потребностей населения [6].
Учитывая сложную ситуацию, сложившуюся в розничной торговле потребительской кооперации, администрацией Ростовской области принята Среднесрочная программа модернизации материально-технической базы и развития потребительских обществ [7]. Она предусматривает финансовую поддержку сельскохозяйственных кооперативов и организаций потребительской кооперации области. Представляется, что реализации этой программы вместе с предложенными мероприятиями развития розничной торговли потребительской кооперации позволят развивать рыночные механизмы, обеспечивающие рост конкурентоспособности организаций системы потребительской кооперации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.doncoop.rn/about/docs/6/3. - Загл. с экрана.
2. Оборот розничной торговли и занимаемые места по организациям Ростовского облпотребсоюза. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.doncoop.ru/totals/razv/18/7. -Загл. с экрана.
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федер. закон РФ от 28 дек. 2009 г. N° 381-Ф3. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: -http:/ /www.rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html. - Загл. с экрана.
4. Ростовская область, 2008 г. : стат. сб. -Ростов н/Д : Ростовстат, 2009. - 975 с.
5. Ростовская область, 2009 г. : стат. сб. -Ростов н/Д : Ростовстат, 2010. - 981 с.
6. Состояние розничной торговли продуктами питания и другими FMCG, а также подробное описание торговой недвижимости Ростова-на-Дону и Ростовской области. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/ 562949978807173.shtml. - Загл. с экрана.
7. Среднесрочная Программа развития потребительских обществ Ростовской области на 2009-2012 годы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.doncoop.ru/about/docs/progr_ R0PS_2009_2.doc. - Загл. с экрана.
8. Семенов, С. Период реабилитации / С. Семенов // Вестник экономики. - 2011. - № 1. - С. 44-47.
9. Фетисова, О. В. Структурно-функциональная модернизация регионального потребительского рынка: монография / О. В. Фетисова, А. В. Зверев. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - 206 с.
PROBLEMS OF THE RETAIL TRADE CONSUMER COOPERATION OF ORGANIZATIONS IN THE ROSTOV REGION IN MODERN CONDITIONS
E.A. Kramarenko
The main trends in the retail trade of the Rostov region are presented and the problems of organization of the industry of consumer cooperatives are identified; the possible ways of solving the existing problems are indicated.
Key words: retail, trading infrastructure, consumer cooperatives, retail development of consumer cooperatives.