Научная статья на тему 'Проблемы развития республики Дагестан и их решение на основе системы индикативного планирования'

Проблемы развития республики Дагестан и их решение на основе системы индикативного планирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1091
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомедов Гасайни Мирзабекович

В статье рассматриваются наиболее актуальные, требующие незамедлительного решения, социально-экономические проблемы Республики Дагестан. Предлагается для быстрейшего решения насущных задач использовать систему индикативного планирования в качестве интегрального механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов (бизнеса) и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития республики Дагестан и их решение на основе системы индикативного планирования»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И ИХ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются наиболее актуальные, требующие незамедлительного решения, социально-экономические проблемы Республики Дагестан. Предлагается для быстрейшего решения насущных задач использовать систему индикативного планирования в качестве интегрального механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов (бизнеса) и государства.

Переход к рыночной экономике Республики Дагестан, как и России в целом, сопровождался резким экономическим спадом. Сократились объемы промышленного и сельскохозяйственного производств, снизились инвестиции в экономику.

В период с 1990 по 1996 г. в республике уменьшились: объем производства электроэнергии на 38%, добыча газа на 13%, производство дизелей и дизель-генераторов в 54 раза, строительного кирпича в 6,5 раз, сборного железобетона в 7,7 раза. Сильному разрушению подверглось и сельское хозяйство. К 1998 г. посевные площади сократились по сравнению с 1990 г. на треть, поголовье крупного рогатого скота - на четверть, овец и коз почти на 40%. Производство зерна за этот период снизилось в 2,7 раза, цельномолочной продукции в 8 раз, мяса скота и птицы на 23%, молока на 27%.

С 1999 г. в республике наметился экономический рост, а период 2000-2004 гг. для Дагестана можно охарактеризовать как период восстановления и укрепления экономики. За последние годы ежегодно наблюдался устойчивый рост практически всех основных экономических и социальных показателей. По темпам их роста в 2002-2004 гг. Дагестан опережал средние показатели по России в целом. В 2000-2004 гг. среднегодовой темп прироста валового регионального продукта (ВРП) республики составил 14,4%. (Для сравнения: за этот же период среднегодовой темп прироста ВРП в России составил 6,1%). В структуре ВРП в 2000-2002 гг. опережающим был рост производства товаров по сравнению с производством услуг. Однако в последние два года наметился незначительный рост доли последних.

Рост ВРП республики в 2000-2004 гг. в значительной степени объясняется благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для России в целом, а также положительным воздействием на экономику внутренних факторов развития (повышением государственных инвестиций за счет республиканского бюджета, увеличением госзаказа и др.)

Среднегодовой темп прироста промышленного производства в Дагестане за 2000-2004 гг. составил 16,0%, тогда как в среднем по России - 5,4%. Высокие темпы роста были отмечены в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслях промышленности.

В сельском хозяйстве республики за последние пять лет средние темпы прироста составили 11,1%, а по России 3,3%. В течение прошедших лет в Дагестане в хозяйствах всех категорий наблюдался ежегодный рост поголовья крупного рогатого скота, овец и коз.

Между тем несмотря на быстрый рост ВРП в последние годы, по-прежнему сохраняется серьезное отставание республики по уровню производства ВРП на

душу населения. Хотя Дагестан по этому показателю переместился с последнего места среди субъектов РФ на предпоследнее (обойдя Ингушетию), тем не менее ВРП на душу населения был в 4 раза ниже среднероссийского уровня. Так, если в среднем по России в 2003 г. производство ВРП на душу населения составляло 80,7 тыс. руб., то в Дагестане - 21,2 тыс. руб.

По объему ВРП на душу населения Дагестан среди субъектов РФ находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 21,8%.

Сложная ситуация в промышленности в значительной мере обусловлена высокой степенью износа основных производственных фондов (65-70%), недостатком долгосрочных инвестиций, низким, в среднем 20-25% уровнем использования производственных мощностей, неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции.

Среднегодовая мощность действующих предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в настоящее время используется на 5-10% при износе основных фондов, превышающих 80%. В 2004 г. предприятиями консервной промышленности произведено плодоовощных консервов в объеме 25,2 млн. у.б., рыбных консервов - 2,8 млн.у.б., что меньше соответственно в 17 и 24 раза уровня 1990 г. Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции.

Для агропромышленного комплекса республики характерны такие проблемы, как неразвитость материально-технической базы, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику; недостаточное развитие лизинга оборудования и техники, отсталые технологии сельскохозяйственного производства.

Однако в целом положительная экономическая динамика последних лет благоприятно повлияла на ситуацию в социальной сфере. На протяжении 2000-2004 гг. устойчивыми темпами росли реальные доходы населения, среднегодовой прирост их за эти годы составил 23,4%. Показатель уровня бедности снизился с 65,6% в 2000 г. до 54,7% в 2004 г. Уровень общей безработицы сократился с 22,3% в 2000 г. до 17,9% в 2004 г.

Тем не менее социальные проблемы в республике решаются до сих пор неудовлетворительно. Наиболее острыми проблемами по-прежнему являются высокий уровень безработицы (18% экономически активного населения по методологии МОТ), крайне высок уровень бедности населения, что отрицательно влияет на общественно-политическую обстановку в республике.

Наиболее актуальна проблема занятости населения. В результате конверсионных процессов на предприятиях оборонного комплекса в 90-е годы резко уменьшилась численность работающих - с 56 до 9 тыс. чел. В результате длительной транспортной и экономической блокады, связанной с военными действиями в соседней Чеченской республике, были потеряны традиционные рынки сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это повлекло за собой сокращение численности работающих на предприятиях пищевой промышленности с 21,6 тыс. чел. в 1992 г. до 9,5 тыс. чел. в 2004 г. Традиционная для республики отрасль - ковроткачество, - в которой было занято 15 тыс. чел., из них только надомным трудом

12 тыс., пришла в упадок - лишились рабочих мест 13,9 тыс. чел. Многие десятилетия в республике существовало отходничество, т. е. уход населения на сезонные заработки в другие регионы, ежегодная его численность составляла более 100 тыс. чел. В

результате распада СССР и ухудшения межнациональных отношений отходничество прекратило свое существование, что усугубило проблему занятости.

Непродуманная государственная политика в отношении развития виноградарства и виноделия лишила работы десятки тысяч занятых в этой отрасли. С 1985 г. площади насаждений под виноградниками сократились более чем на 70%, или на 19,3 тыс. га. За восемь лет (с 1996 г.) в республике было посажено винограда всего на 4,8 га. Валовой сбор винограда с 1985 г. снизился почти на 80% и составил в 2004 г. 89 тыс. т, что сказалось на сокращении в республике производства винодельческой продукции. Вследствие этих и ряда других факторов занятость населения республики остается в числе наиболее острых проблем.

В сельской местности, на которую приходится 83,8% зарегистрированных безработных, уровень безработицы в 5-6 раз превышает средний показатель по РФ. Наиболее сложно положение в горных районах республики, занимающих почти 40% ее территории - в них незанятое трудоспособное население составляет примерно 45%. Угрожающий характер приобретает отток из Дагестана молодежи.

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие экономики региона, является низкий жизненный уровень населения. Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения в 2004 г. по республике составили 2,9 тыс. руб. (Южный федеральный округ - ЮФО - 4,0 тыс. руб., РФ - 6,3 тыс. руб.). Среднемесячный размер заработной платы в республике в 2004 г. (3,1 тыс. руб.) был в 1,5 раза ниже, чем в среднем в ЮФО (4,7 тыс. руб.) и в 2,2 раза меньше среднероссийского (6,8 тыс. руб.).

Остро ощущается необходимость значительного расширения и повышения качества предоставляемых населению социальных услуг, укрепления материальнотехнической базы этого сектора экономики. Социальные показатели республики по сравнению с другими регионами страны находятся на крайне низком уровне.

Недостаточна обеспеченность городов республики школами - 51,8 ученических мест на 100 детей. В связи с нехваткой ученических мест в общеобразовательных школах доля учащихся, обучающихся во вторую и третью смены, составляет 32,8%, по сравнению с 18,6% в среднем по России. В республике функционируют 1680 общеобразовательных школ, из них лишь 443 (26,4%) являются типовыми. Более 300 школ (17%) находятся в аварийном и около 600 (35,7%) в ветхом состоянии.

Показатель обеспеченности больничными койками на 10000 населения составил 69 по сравнению со сложившимся в среднем по РФ (2003 г.) - 112. По наличной мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 населения Дагестан занимает предпоследнее место в РФ. Обеспеченность услугами амбулаторнополиклинических учреждений - 111,1 чел. в смену на 10000 населения (по РФ - 248,7).

Одна из серьезных социальных проблем Дагестана - значительная дифференциация социально-экономических показателей по отдельным районам и городам республики. Административно-территориальное деление Дагестана включает 41 район и 10 городов республиканского значения. По своему социальноэкономическому положению эти муниципальные единицы существенно различаются между собой.

Прежде всего следует отметить высокую дифференциацию доходов в зависимости от географического положения и степени урбанизации территории (табл. 1). Наиболее высок уровень средней заработной платы в г. Южно-Сухокумске -2940 руб. Самый низкий уровень заработной платы в Акушинском - 855 руб. и Магарамкентском районах - 858 руб. Таким образом, разрыв в заработной плате составляет 3,4 раза.

В городах и районах в равнинной части республики, где находится 20 административно-территориальных единиц и работает 2/3 общей численности занятых, средняя заработная плата в 2002 г. составила 1562 руб. В горных районах, где расположены 22 административно-территориальные единицы и занято 19%, средняя заработная плата - 1554 руб. Наиболее низкий уровень средней заработной платы в предгорных районах, где находится 9 административно территориальных единиц и занято 12% всех работающих. Здесь среднемесячная заработная плата составляет 1267 руб. т. е. на 31% ниже, чем в среднем по республике.

Таблица 1

Дифференциация уровня доходов населения республики

Группы адм.-терр. ед. по уровню заработной платы, руб. Число адм.-терр., ед. Численность работников Фонд оплаты труда Средняя зарплата

Низкий (до 1200) 13 80850 1034223 1071

Средний (1200-1800) 25 123950 2262019 1496

Высокий (свыше 1800) 13 218184 5959222 2093

Всего по республике 51 422984 9255464 1553

Довольно значительны различия муниципальных единиц внутри республики по доле безработных в экономически активном населении (табл. 2).

Таблица 2

Распределение административно-территориальных единиц по доле безработных в экономически активном населении

Группы адм.-терр. ед. по доле безработных, % Число адм.-терр., ед. Экономически активное население, чел. Зарегистрированные безработные

чел. %

До 4 17 549861 11279 2,1

4-8 4 44209 2106 4,8

8-12 15 144119 14977 10,4

12 и более 15 148291 24180 16,3

Всего по республике 51 886480 52542 5,9

Значительная дифференциация по доле безработных в экономически активном населении наблюдается между городами и районами. Если в городах эта доля составляет 2,1%, то в районах 8,7%. Имеются также существенные различия между географическими зонами республики: в горах - 11,3%, в предгорье - 10,6%, на равнине -2,7%.

Перечисленные острые социальные проблемы могут быть решены лишь путем значительного усиления государственного регулирования экономики. В мире накоплен громадный опыт и целый арсенал методов как прямого, так и косвенного государственного регулирования в условиях рыночной экономики. В этом отношении наибольший интерес представляет опыт государственного программирования, получивший значительное развитие в США, опыт индикативного планирования, характерный, прежде всего для Франции, опыт государственного балансирования, наиболее эффективно используемый в Японии.

Сегодня методы индикативного планирования все активнее используются и в России на уровне субъектов РФ. В этом отношении наибольшие практические результаты получены в Республике Татарстан. Здесь с 2002 г. в соответствии с

постановлениями Президента Республики ежегодно разрабатывается и утверждается Правительством система индикаторов на следующий год.

В процессе индикативного планирования государство, исходя из общенациональных интересов и с учетом потребностей регионов, государственного и частного секторов экономики, различных социальных групп, разрабатывает перспективные проекты экономического и социального развития народного хозяйства и устанавливает определенные ориентиры (индикаторы), обеспечивающие реализацию этих проектов. Индикатор - включает в себя макроэкономические параметры и структурные показатели. Тем самым достигается заинтересованное участие хозяйствующих субъектов всех форм собственности в реализации проектов, важных для общества в целом. Индикативный план выступает в качестве интегрального механизма согласования (координации) следующих процессов:

- макропланирования (социально-экономические прогнозы, бюджетные планы и государственные целевые программы);

- мезопланирования (планы развития отраслей, подотраслей, корпораций в контексте оптимизации межотраслевых, межрегиональных пропорций);

- территориального планирования (региональные бюджетные планы и программы);

- микропланирования (бизнес-планы предприятий).

Для разработки системы индикаторов целесообразно использовать межотраслевые макроструктурные модели, обеспечивающие сбалансированность основных материально-вещественных и финансово-стоимостных показателей и пропорций. Для Республики Татарстан данная модель была разработана совместно со специалистами ИНП РАН.

Использование опыта Республики Татарстан и разработка аналогичной системы индикативного управления и планирования в Республике Дагестан могли бы дать положительный результат в решении социальных проблем республики.

Индикативное управление экономикой субъектов РФ включает в себя:

- формирование целей социально-экономического развития;

- разработку прогноза социально-экономического развития;

- разработку системы индикаторов;

- управление финансированием;

- контроль за ходом социально-экономического развития.

Исходным в формировании целей социально-экономического развития является анализ современного состояния экономики субъекта Федерации и наиболее острых, требующих первоочередного решения социально-экономических проблем. Как отмечалось выше, для Дагестана такими проблемами являются повышение уровня занятости населения, преодоление бедности значительной части населения, развитие отраслей социальной сферы, по крайней мере, до сложившегося среднероссийского уровня. Важная цель - преодоление значительных внутренних различий в уровнях социального развития между отдельными административно-терри-ториальными единицами республики. Общий путь решения всех этих проблем - значительный экономический рост республики.

В соответствии с системой поставленных целей разрабатывается целевой прогноз социально-экономического развития республики. Задача такого прогноза -определение его количественных параметров на базе реально имеющихся ресурсов при условии эффективности их использования. Основным инструментом разработки прогноза социально-экономического развития республики может служить макроструктурная межотраслевая модель. Она представляет собой

систему основных макроэкономических и структурных показателей развития экономики республики и ее основных секторов, учитывающую объективно существующие количественные взаимосвязи между этими показателями. Как правило, такая модель строится как оптимизационная. В качестве критериальной функции модели целесообразно использовать максимизацию ВРП.

На базе разработанной прогнозной модели формируется система индикаторов, определяющих требования к развитию экономики республики в целом, ее отдельных секторов и административно территориальных единиц, обеспечивающих достижение поставленных социально-экономических целей. Система индикаторов включает в себя, прежде всего, общеэкономические показатели развития республики (ВРП, конечное потребление домашних хозяйств, инвестиции в основной капитал и др.). В нее входят также индикаторы по отдельным секторам экономики, включая показатели валового выпуска продукции того или иного сектора, производство важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемы инвестиций и численность занятых по отраслям, показатели добавленной стоимости и рентабельности по отраслям. В системе индикаторов важнейшее значение имеют показатели социального развития: численность занятых и уровень безработицы, уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы, доля населения, имеющего душевой доход ниже установленного прожиточного минимума, показатели обеспеченности населения жильем и основными видами услуг, показатели рождаемости, заболеваемости и смертности населения. Разработанная система индикаторов доводится до основных хозяйствующих субъектов республики. В отличие от директивного индикативное планирование не носит обязательного характера, а служит ориентиром для хозяйствующих субъектов при разработке ими собственных программ и планов развития а также системы мер, обеспечивающих реализацию соответствующих индикаторов.

Важной частью системы индикативного планирования является управление финансированием. Его задачи - выявление потребностей в финансовых ресурсах, необходимых для реализации сформированных индикаторов, оценка средств обеспечения финансовыми ресурсами по источникам: из бюджета, внебюджетных фондов, собственных средств хозяйствующих субъектов и средств населения. Путем сопоставления необходимых и имеющихся финансовых ресурсов определяется их дефицит и намечаются меры по его преодолению, включая систему кредитов. Основной инструмент управления финансирования социально-экономического развития республики - республиканский бюджет и система муниципальных бюджетов.

Система индикативного планирования предполагает организацию оперативного контроля за реализацией намеченных индикаторов. Такой контроль организуется органами исполнительной власти республики. Важную роль в его осуществлении за ходом выполнения индикаторов должны играть органы государственной статистики.

Система индикативного планирования в Республике Дагестан должна, прежде всего, способствовать преодолению сложившейся значительной дифференциации социальных показателей. Расчеты показывают, что если в 13-ти административнотерриториальных единицах, имеющих наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы (1071 руб.), повысить среднюю заработную плату до фактического среднереспубликанского уровня (1553 руб.), то фонд оплаты труда в целом по республике возрастет на 465 млн. руб., или на 5%. Соответственно, если в 15-ти административно-территориальных единицах республики, имеющих наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы (16,3%), сократить уровень

безработицы до среднереспубликанских показателей (5,9%), то общее число безработных в республике уменьшилось бы более чем на 15 тыс. чел., или почти на 30%.

Эти расчеты показывают, что организация в Дагестане целенаправленной работы по решению наиболее острых социально-экономических проблем может дать ощутимые результаты в преодолении отставания республики от других регионов РФ.

Представляется, что реализация системы индикативного планирования социально-экономического развития Республики Дагестан может стать важным фактором быстрейшего решения ее насущных экономических и социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.