4. Баранов Е. И. Дидактический комплекс подготовки менеджеров спортивного туризма в туристском вузе : дис. ... канд. пед. наук. Сходня, Моск. обл., 2002. 152 с.
5. Алексеева О. В. Организационно-педагогические условия подготовки специалистов по активным видам туризма в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2004. 24 с.
6. Савинов И. В. Дополнительная профессиональная подготовка менеджеров спортивного туризма в туристском вузе средствами творческих мастерских : дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 201 с.
7. Положение о системе подготовки кадров для спортивного туризма в Российской Федерации по группе дисциплин «Маршрут». Ред. с доп. и изм., утв. на съезде ФСТР (14-15.12.2013 г.). URL: http://www.tssr.ru/main/ kadry/1579/ (дата обращения: 15.11.2016)
8. Электронный сайт Министерства образования Российской Федерации. URL: http://www.минобрнауки.рф. ФГОС (дата обращения: 15.11.2016)
9. Там же.
10. Левитес Д. Г. Цели и задачи отечественного школьного образования // Мир образования - Образование в мире. Воронеж : ИПФ «Воронеж», 2009. № 2(34). С. 3-11.
11. Жигарев О. Л. Безопасный отдых и туризм : учеб.-метод. комплекс. Новосибирск : НГПУ, 2008. 216 с.
12. Положение о системе подготовки кадров для спортивного туризма в Российской Федерации по группе дисциплин «Маршрут».
УДК 379.85; 338.48
З. Н. Зевреева
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ
И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КРЫМУ
(НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»)
В работе рассматриваются проблемы становления направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и пути их решения. Раскрываются особенности регионального развития профессиональной сферы. Рассматриваются возможности создания «точки роста» развития внутреннего туризма и обеспечения квалифицированными кадрами рекреационной, спортивной, оздоровительной сфер.
The paper deals with problems of formation Recreation areas of training and sports tourism and ways to solve them. The peculiarities of the regional development of the professional sphere. The possibilities of creating «growth points» of internal tourism and to ensure qualified personnel recreation, sport, areas. 120
Ключевые слова: рекреация, спортивный туризм, физическая активность, физические упражнения, туристско-краеведческая работа.
Keywords: Recreation, sport tourism, physical activity, exercise, tourist and local territorial
work.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сконцентрирована на снятии инфраструктурных ограничений и развитии экономического потенциала территории полуострова, в том числе и в направлении формирования туристско-рекреационных кластеров - создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров. В Республике Крым начато формирование туристско-рекреационных кластеров (ТРК). В соответствии с Программой с 2018 по 2020 г. на территории Крыма будут функционировать 9 новых ТРК.
Однако за последний период отмечается сокращение числа крымчан, систематически занимающихся физической культурой и рекреацией. По данным Министерства спорта РК, число занимающихся колеблется в пределах 20-69%. Сокращение количества занимающихся в дошкольных образовательных организациях составило 69%, в средних общеобразовательных организациях - 47%, в системе среднего профессионального и высшего образования - 20% (рис. 1).
/ Л
■
V )
Рис. 1. Сокращение числа занимающихся по образовательным объектам (2015 г.)
Количество занимающихся по месту жительства сократилось на 62%, в системе непрофильных предприятий - на 64%, в системе спортивных клубов -на 21% (рис. 2). В результате снижения потребности в занятиях физическими упражнениями может наблюдаться общее ухудшение состояния здоровья жителей Крыма.
Рис. 2. Общее сокращение числа занимающихся ФК
Основными причинами снижения интереса к занятиям физической активности являются, во-первых, отсутствие квалифицированных кадров, во-вторых, недостаточная материально-техническая база, а также относительно высокая стоимость посещения спортивных сооружений, залов, стадионов.
Однако результаты анкетирования показывают, что интерес крымчан к занятиям туристской деятельностью остается стабильно высоким. Туристско-краеведческая деятельность является доступной как в финансовом, так и в территориальном плане. В свободное время жители Крыма принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях. В выходные дни компонуются группы для участия в программах выходного дня. Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и др.) и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе (Организация спортивного туризма : учеб. пособие / под ред. Ю. Н. Федотова. М. : Сов. спорт, 2010. 563 с.). Спортивный туризм удовлетворяет потребности человека в общении, познании, самовыражении и творчестве доступными средствами спортивно-туристской деятельности. В СОТ достаточно эффективно реализуются не только специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. СОТ имеет большое воспитательное значение и используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. СОТ оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
Кадровые вопросы в сфере спортивно-оздоровительного туризма и рекреации возникли в результате возрастающего спроса на пешеходные туристские маршруты, возрождения спортивных туристских мероприятий, переориентации деятельности санаторно-курортного комплекса и восстановлении уровня развития детско-юношеского туризма. Одним из приоритетных направлений остается подготовка кадров для учреждений и
организаций спортивно-оздоровительного туризма, физической (физкультурно-спортивной) рекреации и реабилитации, а также организаций, осуществляющих деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма, оказанию услуг в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма. В этой связи необходима подготовка специалистов, способных эффективно и качественно работать в поликультурной и многонациональной среде, в условиях внутреннего и международного туризма. Учитывая прогнозы рынка труда, тенденции развития детского, молодежного, спортивно-оздоровительного туризма, физической рекреации, формирование туристско-рекреационных кластеров (ТРК), спрос на
высококвалифицированных специалистов будет возрастать.
По статистическим данным Министерства курортов и туризма Крыма, деловой ландшафт в сфере санаторно-курортного комплекса имеет свои особенности и оказывает влияние на региональный рынок труда. На 2015 г. 770 коллективных средств размещения предоставляло комбинированные услуги, из них 361 объект - услуги лечения и оздоровления. В 2013 г. их число составляло 467 предприятия. Таким образом, количество учреждений сократилось на 22,7% по отношению к 2013 г. Анализ спектра предоставляемых услуг показал дифференциацию туристско-рекреационных услуг на оздоровительные и специальные медицинские услуги. Оздоровительные услуги включают: первичную консультацию врача, СПА-услуги, программы диетического питания, посещение пляжа, бассейна, сауны. Данные услуги предоставляют пансионаты (130 ед.), ДОЛ (77 ед.), спортивно-оздоровительные комплексы (8 ед.), образовательно-оздоровительные центры (1 ед.).
Услуги санаторно-курортного лечения предоставляются в следующих учреждениях:
• санатории - 93 ед.,
• детские санатории, медицинские центры - 31 ед.,
• пансионаты с лечением - 16 ед.,
• гостиницы с лечением - 4 ед.
В результате конкурентной борьбы предприятия внедряют новые технологии работы с отдыхающими. В программу пребывания включаются:
> оздоровительные технологии, базирующиеся на активной и пассивной физической рекреации,
> досуговые программы, включающие подвижные активные действия,
> спортивно-массовые мероприятия, имеющие элементы физической нагрузки, тренировочного эффекта,
> туристские мероприятия, способствующие повышению оздоровительного, реабилитационного эффекта,
> спортивные мероприятия.
Туристский интерес проявляется к пляжному отдыху (50% отдыхающих), к лечебно-оздоровительному отдыху (25%). Только 15% туристов проявили интерес к культурно-познавательному туризму, преимущественно ностальгические и паломнические программы. Динамика количества отдыхающих представлена на рис. 3.
Рис. 3. Динамика численности отдыхающих за период 2011-2015 гг.
Направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» открыто в 2014 г. На современном этапе по данному направлению обучаются около 160 чел. Основные акценты сделаны на подготовку кадров, необходимых в Крымском регионе и обеспечивающих рост качества предоставления туристско-рекреационных, туристско-краеведческих и других услуг. Ведущие позиции отведены санаторно-курортному комплексу, спортивному туризму.
Основные рабочие места формируются в отраслях, представленных на рис. 4.
а скк
■ ДОШ,ВО
а ткд
□ Спорт, ФК
Рис. 4. Места трудоустройства выпускников
Преподаватели и обучающиеся принимают активное участие в работе международных форумов, республиканских и всероссийских мероприятиях, туристских соревнованиях (различного уровня и ранга).
Реализация спортивного туризма в Крыму находит отражение в активном участии в туристских соревнованиях, получении спортивных разрядов, подготовке инструкторов детского туризма. По возможности обучающиеся выполняют спортивные разряды. Преподаватели Л. Н. Идова, О. А. Ильин подготовили: 10 инструкторов детского туризма (удостоверение инструктора детского туризма); 21 обучающийся выполнил 3-й спортивный разряд. Обучающиеся совершили восхождение на г. Эльбрус, что подтверждено соответствующей документацией.
Обучающиеся занимаются научно-исследовательской работой. Опубликовано более 5 работ. Принимали участие в 3 студенческих научно-практических конкурсах, 6 научно-практических конференциях.
Научно-исследовательская туристско-краеведческая работа направлена на изучение особенностей естественных препятствий, восстановление туристских маршрутов, определение уровня сложности, возможного использования в видах туризма. Особое внимание уделяется маршрутам спортивного туризма. Группы обучающихся изучают особенности влияния средств туризма на организм человека различных возрастных категорий. Основные направления работы обучающихся, курируемые преподавателями:
1) влияние туристско-краеведческой деятельности на организм человека (медицинские группы, спортсмены, спортсмены-туристы). Определение тренировочного эффекта;
2) влияние рекреационной деятельности, рекреативных занятий на организм человека. Определение оздоровительного эффекта.
В дальнейшем планируется расширить круг научно-прикладных проблем, предлагаемых обучающимся.
Анализ процесса становления направления подготовки позволяет определить комплекс проблем (см. таблицу).
Проблемы развития направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
№ Проблемы Пути решения
1 Формирование команды спортивного туризма Организация и проведение внутрифакультетских соревнований
2 Сокращение бюджетных мест, отсутствие бюджетных мест на заочной форме обучения Обоснование стоимости обучения на коммерческой основе
3 Профориентационная работа Вовлечение в профориентационную работу студенческой молодежи, проведение собеседований, подготовка видеоматериала об особенностях обучения на направлении подготовки
4 Ограничения в выполнении разрядов, нормативов Проведение соревнований на факультете, академии и КФУ им. В. И. Вернадского
5 Участие команды в мероприятиях спортивного туризма Проведение внутривузовских, республиканских соревнований по туризму
6 Недостаток проф. кадров Привлечение сотрудников ведущих Министерств РК
7 Организация учебных практик Поведение практики на маршрутах по грядам Крымских гор. Организация выезда на пределы Крыма с целью совершенствования СМ
8 Отсутствие «точки роста» центра развития активных форм внутреннего туризма Создание «точки роста» на базе ФФКиС
Таким образом, развитие туризма туристско-краеведческой, спортивной, оздоровительной направленности позволит привлечь накопленный потенциал региона. На фоне снижения интереса к занятиям физической культурой, вовлечение населения в туристскую деятельность дает возможность улучшить медицинские и другие показатели. Подготовка специалистов рекреационной и спортивно-оздоровительной сферы позволит решить проблемы, связанные с кадровым обеспечением. С целью формирования необходимых практических навыков, закрепления умений необходимо сформировать «точки роста» на базе ФФКиС.
УДК 796.5; 378.1
Н. В. Скок
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассматриваются изменения, происходящие в системе подготовки специалистов для системы детско-юношеского туризма и краеведения. Раскрыты возможности учебных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров и магистров для работы в сфере детско-юношеского туризма.
The changes taking place in the system of training specialists for the system of children's and youth tourism and study of local lore are considered. Opportunities of educational disciplines in professional training of bachelors and masters for work in the sphere of children's and youth tourism are revealed.
Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, детско-юношеский туризм, краеведение, учебные дисциплины, туризм, школьное краеведение.
Keywords: bachelor of pedagogical education, children's and youth tourism, local lore, educational disciplines, tourism, school local lore.
Детско-юношеский туризм имеет государственное значение и является необходимым условием всестороннего развития личности [1]. Многие авторы отмечают связь туризма и краеведения, так как любое путешествие включает краеведческие исследования [2]. Для организации туристско-краеведческой работы необходимы квалифицированные кадры [3]. В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) сложилась определенная система туристской и краеведческой подготовки студентов.
В 70-80-е гг. XX в. подготовка учителей к туристско-краеведческой работе предусматривалась действующим учебным планом географо-биологического факультета (ГБФ). Она включала практикум по краеведению, 126